Тестлайнер и флютинг что это
Гофрокартон: лайнер и флютинг
Каждый производитель гофрокартона знает, что есть два главных слова «лайнер» и «флютинг». Это основополагающие понятия в производстве гофроупаковки. Давайте же попробуем разобраться, что значат эти слова и откуда они взялись.
Лайнер
Самое интересное, что это слово относиться к профессиональной речи, жаргону изготовителей картона и отсутствует в нормативной документации.
По каталогу FEFCO (это ведущая Европейская организация производителей гофрокартона), лайнеры подразделяются на крафт- и тест-лайнеры.
Такой картон, как правило, используют для производства упаковки с повышенными требованиями к сопротивляемости механическому воздействию.
Международная практика подразделяет лайнер на:
Флютинг
Флютинг (от англ. Fluting) – название картона для изготовления гофрированного слоя гофрокартона.
В Европе принято делить бумагу для гофрирования на:
И хотя флютинг имеет менее эстетичный вид, чем лайнер, да и на ощупь он не столь приятен, именно он играет основную роль при производстве гофрокартона. Ведь именно от его технических характеристик зависит качество и амортизационные свойства гофроупаковки, ведь гофрированный слой принимает на себя основную нагрузку при внешнем воздействии.
Флютинг по своим физико-механическим показателям должен обеспечивать стабильное качество при возникающих статических и динамических нагрузках и обеспечивать сохранность гофра. Нормируют же бумагу для гофрирования по следующим показателям: сопротивление плоскостному сжатию, торцовому сжатию, продавливание, разрушающая длина и т.д.
Что касается основных различий между лайнером и флютингом, создаваемыми различными производителями, то они зависят от используемого сырья, технологии производства и конечного предназначения материала.
Картон лайнер
Гофрокартон состоит, как правило, из трёх слоёв. Это два плоских слоя (лайнеры) и один волнистый (флютинг). Многослойные гофрокартоны содержат больше лайнеров и флютингов, а самый простой вариант вовсе ограничивается двумя слоями.
В зависимости от количества лайнеров и флютингов, гофрокартон бывает:
Стоит отметить и небольшую путаницу в терминологии: некоторые считают не лайнеры и флютинги, а количество «законченных» слоёв, то есть:
Виды лайнера
При заказе коробок и ящиков из гофрокартона следует уточнять, по какой именно системе вы считаете, иначе неизбежен конфуз.
Лайнер используется как лицевой материал в однослойных гофрокартонах и в качестве прослойки в многослойных. Они делятся на два вида:
Крафт-лайнер является многослойным объектом. Обычно в нём два слоя, но их количество может достигать и восьми. Наружный слой обычно изготавливается из первичных волокон, а внутренний — из вторичных. Крафт-лайнер применяется преимущественно для той упаковки из гофрокартона, для которой необходимы повышенные эстетические и прочностные показатели.
Тест-лайнерами называют всё то, что не попало в категорию крафт-лайнеров. Они схожи практически во всём, в том числе и в многослойности, за исключением процентного состава целлюлозы и вторичных волокон. Также тест-лайнеры выделяет то, что их поверхность подвергается дополнительной обработке при изготовлении. К примеру, он может быть проклеен или обработан специальными составами, которые придадут гофрокартону дополнительные свойства. Наиболее часто можно встретить обработку с целью придания поверхности водостойкости, морозостойкости и защиты от коррозии.
Внешне лайнеры бывают коричневыми, пёстрыми и белыми. Цвет целиком зависит от материала, что использован для создания лайнера.
Что такое «лайнер» и «флютинг»?
Производители гофрокартона активноо используют такие термины, как «лайнер» и «флютинг». Уточним, что они означают.
Этот термин относиться к профессиональной речи, жаргону изготовителей картона и отсутствует в нормативной документации.
По каталогу FEFCO (это ведущая Европейская организация производителей гофрокартона), лайнеры подразделяются на крафт- и тест-лайнеры.
Такой картон, как правило, используют для производства упаковки с повышенными требованиями к сопротивляемости механическому воздействию.
Международная практика подразделяет лайнер на:
Флютинг (от англ. Fluting) – название картона для изготовления гофрированного слоя гофрокартона.
В Европе принято делить бумагу для гофрирования на:
И хотя флютинг имеет менее эстетичный вид, чем лайнер, да и на ощупь он не столь приятен, именно он играет основную роль при производстве гофрокартона. Ведь именно от его технических характеристик зависит качество и амортизационные свойства гофроупаковки, так как гофрированный слой принимает на себя основную нагрузку при внешнем воздействии.
Флютинг по своим физико-механическим показателям должен обеспечивать стабильное качество при возникающих статических и динамических нагрузках и обеспечивать сохранность гофра. Нормируют же бумагу для гофрирования по следующим показателям: сопротивление плоскостному сжатию, торцовому сжатию, продавливание, разрушающая длина и т.д.
Что касается основных различий между лайнером и флютингом, создаваемыми различными производителями, то они зависят от используемого сырья, технологии производства и конечного предназначения материала.
«Лайнер», «флютинг». Гофро-ликбез
Слова «лайнер» и «флютинг» знакомы всем производителям гофрокартона и тары из него. Это — альфа и омега гофрокартона, его строительные материалы. Термины кажутся настолько привычными и понятными, что мы уже не задумываемся над их значением и происхождением.
Лайнер (от англ. liner — прямой, ровный, гладкий) — это обобщенное название картона для плоских слоев гофрированного картона. В нормативной документации (НД) термин «лайнер» отсутствует. Он перекочевал в наш лексикон из англоязычных стран и, видимо, прижился надолго.
По классификации FEFCO* лайнеры подразделяются на крафт- и тест-лайнеры.
Крафт-лайнер (от нем. kraft — сила) — это картон, состоящий не менее чем на 80% из волокон лиственной целлюлозы. Оставшиеся 20% — любая смесь из первичных волокон (целлюлозы разных способов варки, полуцеллюлозы, древмассы, макулатуры, соломы, тростника, льна, конопли и т.д.). Т.е. композиция картона многокомпонентна, однако, чтобы называться крафт-лайнером, процент вторичных волокон в нем должен быть минимальным.
В международной практике крафт-лайнер, на 100% состоящий из крафт-целлюлозы (полученной сульфатным способом), также называют топ-лайнером.
Крафт-лайнер — это многослойный материал. Количество слоев колеблется от двух до восьми в зависимости от возможностей картоноделательной машины. Чаще всего производят двухслойный крафт-лайнер — базовый коричневый слой состоит из вторичного волокна, а наружный слой, в основном, из длинноволокнистых первичных волокон.
Крафт-лайнер, как правило, используют для производства изделий и тары с повышенными требованиями к механическим показателям.
Тест-лайнер также многослойный материал. Он изготавливается, в основном, из тех же компонентов, что и крафт-лайнер, но в другом соотношении. Обычно наружный слой подвергают специальной обработке: поверхностной проклейке, кашированию; всевозможные добавки придают тест-лайнеру специальные водоотталкивающие, морозостойкие, антикоррозионные и др. свойства.
Картоны для плоских слоев (лайнеры) должны отвечать требованиям ГОСТ 7420, где марка картона К-1 — высшей, К-2 и К-3 — первой категории качества.
Международная практика подразделяет лайнер на:
Для лайнеров нормируемыми являются показатели: сопротивление продавливанию, торцовому сжатию, излому в поперечном направлении.
Термин «флютинг» также, как и «лайнер», в НД не фигурирует. Однако, уже довольно давно он прочно вошел в обиход людей, связанных с гофроиндустрией. Официальное название флютинга согласно ГОСТ — «бумага для гофрирования, предназначенная для изготовления гофрированного слоя гофрированного картона».
На Западе флютингом называют гофрированный картон, произведенный из полуцеллюлозы (Semichemical fluting, SF). В основном, это масса, полученная путем неглубокой химической обработки хвойной древесины.
Бумага для гофрирования, почти на 100% состоящая из вторичного сырья (макулатуры), называется веленштофф (Wellenstoff, WS). Рекуперационные волокна в среднем проходят трехступенчатую переработку, поэтому в волокнистой композиции веленштоффа все равно присутствует некоторый процент первичного волокна, что обеспечивает жесткость флютинга.
Шренц (Schrenz) это бумага для гофрирования, а также материал для тест-лайнера самого низшего сорта с низкими техническими характеристиками, к которым выдвигают не столь жесткие требования.
Флютинг отличается очевидной грубостью поверхности на ощупь и менее эстетичен на вид, т.к. он предназначен для изготовления внутреннего слоя гофрокартона. Чаще всего состав по волокну флютинга аналогичен материалам, которые используются для изготовления тест-лайнера (Waste based fluting, WBF). Однако, при производстве гофрокартона и тары из него флютинг играет, пожалуй, самую важную роль — гофр принимает на себя основную нагрузку, и именно от технических характеристик бумаги для гофрирования зависят амортизационные свойства гофрокартона и тары из него.
Бумагу для гофрирования нормируют показателями: сопротивление плоскостному сжатию, торцовому сжатию, продавливание, разрушающая длина и т.д.
Основные отличия между лайнерами и флютингами разных производителей зависят от сырьевой базы, технологии производства, конечного предназначения материала и т.п.
Основные составляющие гофрокартона
Основными составляющими гофрокартона являются два вида материалов:
Картон для плоских слоев гофрокартона (лайнер)
Крафт-лайнер (от немецкого kraft — сила) — это картон, состоящий не менее чем на 80% из волокон целлюлозы. Оставшиеся 20% — любая смесь из первичных волокон (целлюлозы разных способов варки, полуцеллюлозы, древесной массы, макулатуры, соломы, тростника, льна, конопли и т.д.). Т.е. композиция картона многокомпонентна, однако, чтобы называться крафт-лайнером, процент вторичных волокон в нем должен быть минимальным. В международной практике крафт-лайнер, на 100% состоящий из крафт-целлюлозы (полученной сульфатным способом), также называют топ-лайнером. Крафт-лайнер — это многослойный материал. Количество слоев колеблется от двух до восьми в зависимости от возможностей картоноделательной машины. Чаще всего производят двухслойный крафт-лайнер — базовый коричневый слой состоит из вторичного волокна, а наружный слой, в основном, из длинноволокнистых первичных волокон. Крафт-лайнер, как правило, используют для производства изделий и тары с повышенными требованиями к механическим показателям.
Тест-лайнер также многослойный материал. Он изготавливается, в основном, из тех же компонентов, что и крафт-лайнер, но в другом соотношении. Обычно наружный слой подвергают специальной обработке: поверхностной проклейке, кашированию; всевозможные добавки придают тест-лайнеру специальные водоотталкивающие, морозостойкие, антикоррозионные и прочие свойства.
Производство картона для плоских слоев гофрокартона регулирует ГОСТ 7420-89. В соответствии с данным ГОСТом различаются лайнеры следующих марок: К-0 высшей и первой категории качества, К-1, К-2, К-3, К-4 первой категории качества.
По международным стандартам приняты следующие обозначения лайнера:
Для лайнеров нормируемыми являются показатели: сопротивление продавливанию, сжатие на коротком расстоянии (SCT), разрушающее усилие при сжатии кольца (RST), излом в поперечном направлении.
Покровный слой лайнера может иметь пестрый «мраморный» (облачный) вид (mottled top liner), который достигается за счет применения беленой целлюлозы и уменьшения массы 1 м2 наружного слоя до 40 г и ниже. При этом формирование покровного слоя осуществляется из массы более высокой концентрации, что вызывает определенную флокуляцию волокон. В итоге достигается эффект «пестрой окраски».
Используется также и тестлайнер, показатели прочности и жесткости которого слабее из-за значительной доли вторичной массы в его нижнем слое. Специальные сорта крафтлайнера используются для того, чтобы придать особые свойства гофрокартону и упаковке из него. Внешний вид улучшают беленые, разноцветные и с облачной поверхностью картоны. Лучшая влагостойкость достигается использованием лайнеров с различными покрытиями или ламинированных лайнеров.
Бумага для гофрирования (флютинг)
Понятие «флютинг» также, как и «лайнер», не фигурирует в нормативных документах на производство гофрокартона. Официальное название флютинга согласно ГОСТ 7377-85 — «бумага для гофрирования, предназначенная для изготовления гофрированного слоя гофрированного картона».
В зарубежных странах флютингом называют бумагу для гофрирования, произведенную из полуцеллюлозы (Semichemical fluting, SF). В основном, это масса, полученная путем неглубокой химической обработки хвойной древесины. Бумага для гофрирования, почти на 100% состоящая из вторичного сырья (макулатуры), называется веленштофф (Wellenstoff, WS). Рекуперационные волокна в среднем проходят трехступенчатую переработку, поэтому в волокнистой композиции веленштоффа все равно присутствует некоторый процент первичного волокна, что обеспечивает жесткость флютинга. Шренц (Schrenz) это бумага для гофрирования, а также материал для тест-лайнера самого низшего сорта с низкими техническими характеристиками, к которым выдвигают не столь жесткие требования.
Флютинг отличается грубостью поверхности на ощупь и менее эстетичен на вид, т.к. он предназначен для изготовления внутреннего слоя гофрокартона. Чаще всего состав по волокну флютинга аналогичен материалам, которые используются для изготовления тест-лайнера (Waste based fluting, WBF). Однако, при производстве гофрокартона и тары из него флютинг играет, пожалуй, самую важную роль — гофр принимает на себя основную нагрузку, и именно от технических характеристик бумаги для гофрирования зависят амортизационные свойства гофрокартона и тары из него. Бумага для гофрирования, обычно, представляет собой однослойный материал. В соответствии с ГОСТ 7377-85 флютинг подразделяется на следующие марки: Б-0, Б-1, Б-2 и Б-3 – клееные (К) и неклееные (НК). Бумага для гофрирования марки Б-2 массой 80 г/кв. м предназначена для изготовления микрогофра.
Поскольку бумага для гофрирования используется для изготовления внутреннего слоя гофрированного картона, ее физико-механические показатели должны обеспечивать стабильное качество при возникающих статических и динамических нагрузках (при складировании, штабелировании, хранении и т.д.) и, главное, обеспечивать сохранность гофра. Флютинг служит для поддержания определенного расстояния между поверхностными картонами и создает, таким образом, в гофрокартоне большой, с точки зрения сопротивления материалов, момент замедления.
На отечественном рынке представлены следующие марки бумаги для гофрирования: Бумага для гофрирования марки «Б-0», «Б-1», «Б-2», «Б-3».