Тибетские чаши медитация для чего
ВИБРОАКУСТИЧЕСКИЙ МАССАЖ «ПОЮЩИМИ ЧАШАМИ» КАК СОВРЕМЕННАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ФОРМАТЕ АРТ-ТЕРАПИИ (30-32)
УДК 159.99; 159.98; 159.9.07
Анна Александровна Тарасенко
Виброакустический массаж «поющими чашами» как современная оздоровительная технология в формате арт-терапии
Аннотация. Статья посвящена инновационной для российской медицинско-оздоровительной практики технологии массажа с применением «поющих чаш». Рассматривается влияние звуков на организм человека. Описывается опыт и методика применения виброакустического массажа «поющими чашами» как формы арт-терапии и звукового оздоровительного воздействия. Указываются положительные аспекты влияния данной технологии на физическое и психическое состояние человека.
Ключевые слова: виброакустический массаж, «поющие чаши», звук, музыка, оздоровление, психотерапия.
Independent researcher, (Novocherkassk, RUS)
Vibroacoustic massage «singing bowls» as a modern health technology in the format of art therapy
Abstract. The article is devoted to the innovative for the Russian medical and health practice massage technology with the use of «singing bowls». The influence of sounds on the human body is considered. The experience and methods of using vibroacoustic massage by “singing bowls” as a form of art therapy and sound health effects are described. The positive aspects of the impact of this technology on the physical and mental state of a person are indicated.
Key words: vibroacoustic massage, “singing bowls”, sound, music, recovery, psychotherapy.
Музыка как комбинация звуков, различающихся по высоте, силе и обертонам, является уникальным феноменом, доступным нам благодаря наличию в сенсорной системе организма слухового анализатора. Его периферический отдел представляет собой кортиевый орган внутреннего уха, который воспринимают физическую энергию звуковых колебаний, поступающих сначала в наружное ухо, затем идущих в среднее ухо, и из него — в рецепторы спирального органа. Образующиеся в них нервные импульсы, по слуховому нерву достигают височной области коры большого мозга — мозгового отдела слухового анализатора, где происходит их преобразование в слуховые ощущения.
Еще древний философ Пифагор отмечал эмоционально-психологическое значение и силу музыки, указывая на ее как разрушительный, так и созидательно-терапевтический потенциал. С древности музыкальные инструменты применялись повсеместно, как в повседневно-развлекательных, так и в ритуальных целях. В религиозных ритуалах барабаны, гонги, чаши и другие инструменты позволяли усиливать желаемый психологический эффект от совершения обряда – вводить в транс, религиозный экстаз, исступление, достигать катарсиса и т.д. При этом, подобное воздействие часто имело массовый характер, вводя, влияя на психическое состояние всех участников религиозной церемонии.
Музыка, исполняемая на инструментах, а также пение, являются неотъемлемым элементом и современных христианских богослужений. Литургия в православном храме предполагает не только чтение священных текстов, но и их пение. Это усиливает общее воздействие ритуала на психику прихожан, создавая состояние умиротворенности, способствуя актуализации нуминозных чувств, приобщению к сакральным таинствам Церкви. Также музыка может применяться и для возбуждения, растормаживания психических процессов (концерты поп-звезд и рок-исполнителей, прослушивание рок-композиций во время тяжелых физических тренировок), дестабилизации психического состояния человека (пытки иракских заключенных американскими военнослужащими с применением музыки американской рок-группы Metallica).
Звук при правильном его использовании способен оздоравливать, и ярким примером тому является применение в арт-терапевтическом воздействии «поющих чаш», которые «изначально использовались тибетскими монахами в духовных церемониях» [25].
Как успокаивающее звучание — чаши использовались в храмах по всей Азии [18]. Тибетцы использовали множество традиционных специально разработанных инструментов в религиозных и рекреационных целях в монашеских и мирских ритуалах, аккомпанируя на них при пении молитв и чтении мантр [22]. Наиболее древние гонги как таковые обнаружены в северной части Вьетнама [20]. Работа со звуком как терапевтический метод насчитывает по меньшей мере 14000 лет 19]. Есть много различных чаш, производящих различные тона, зависящие от композиции сплава, формы, размера и веса [13, p, 33]. В музыкальном плане тибетская «поющая чаша» является особым типом стоящего колокола [6, c. 91].
«Поле звуко- и музыкотерапии широко и огромно» [23]. Подробно история и современное применение поющих чаш раскрывается в работах Фрэнка Перри [14, 15]. «Поющие чаши» применяются в различных массажных и акустических техниках. Массаж с использованием «поющих чаш» — это метод массажа, создающий виброакустическое воздействие на ткани, органы и организм человека в целом (включая его психоэмоциональное состояние), который выполняется как в контактном, так и бесконтактном режиме [17, p. 19].
Массажное воздействие «поющими чашами» мы рассматриваем как форму арт-терапии, то есть психотерапевтического метода, связанного с выражением эмоций и иных содержаний психики человека через искусство с целью изменения духовного состояния и структуры мироощущения. Массаж в целом «как научно обоснованный метод стал развиваться только со второй половины XIX века» [1, c. 7].
«Поющие чаши» относятся также к сакральному искусству, различные виды которого использовались и используются с терапевтической целью посредством суггестивно-магического, дидактического, эстетического и иных компонентов оздоравливающего (как дух, так и тело) воздействия.
Интерес к «поющим чашам» возник в западных странах на волне всплеска интереса американской и европейской молодежи к восточной культуре как альтернативе показавшей свою несостоятельность из-за противоречий социального неравенства, экологии, войны и мира культуре западного мира в 60-70 годы прошлого века. Находясь изначально в контркультурном поле рядом с движением хиппи, экспериментами с психоделическими препаратами и медитациями, затем метод поющих чаш получил и академическое признание и обоснование [11]. Так, эксперименты западных практиков и исследователей с применением данного метода показали нормализацию кровяного давления у их участников [16, p, 307].
В зависимости от выбираемых звуковых вибраций, ими можно достигать как релаксации, так и стимулирования или использовать их как особый метод психотерапии [12, p. 240]. В данном методе применяется примерно 40 звуковых частот из-за «различных размеров и богатства обертональной насыщенности чаш» [2, c. 44].
При этом, к терапии посредством «поющих чаш» нельзя относиться легкомысленно, так как это вмешательство в функционирование организма человека и его психики, поэтому здесь действует принцип «не навреди». А поэтому, при обучении данному методу и тем более самообучении нужно «строго измерять все получаемые факты и отвечать за все совершаемые действия» [21].
Массаж «оказывает разнообразное физиологическое воздействие на организм [3, c. 54]». Методика массажа с использованием «поющей чаши» предполагает извлечение из нее вибрации, для чего каучуковой частью специальной колотушки производятся удары о верхний край чаши: по 9 ударов с секундными перерывами между сериями [10, c. 13].
То, что «психологические, психотерапевтические и физиологические эффекты от виброоакустического воздействия колоссальны», не вызывает сомнений [8, c. 68]. Вибрационно-акустический массаж «поющими чашами» способствует нормализации корково-подкорковых отношений, улучшению функционального состояния эндокринной системы, повышению лабильности нервных центров [9, c. 84].
Актуальность развития рассматриваемого метода арт-терапии, способствующего психоэмоциональном оздоровлению и тем самым профилактике серьезных патологий нервной систем обусловлена тем, что «в структуре болезней каждый год растет число невротических и психиатрических заболеваний» [24, p. 67]. Как указывает Огуй В., если даже применение «поющих чаш» облегчает физические и душевные страдания посредством эффекта плацебо, их использование будет «разумным и оправданным» [4, c. 47].
Эффективность массажа с применением поющих чаш основывается также на звучании обертонового звукового ряда, которое способствует снятию психического и нервно-мышечного напряжения. Помимо этого, оно помогает, «достичь измененных состояний сознания, которые могут использоваться с психотерапевтической целью или же для личного разрешения эмоциональных проблем» [7, c. 90]. Несмотря на эмпирическое обоснование эффективности данной формы арт-терапевтического воздействия, важно проведение исследований, чтобы «выяснить количественные, катамнестические и курсовые рецепты воздействия» [5, c. 16].
Виброакустический массаж «поющими чашами» как оздоровительная арт-терапевтическая технология является инновационной формой терапевтической практики, позволяющей благотворно воздействовать как на психоэмоциональное состояние, так и отдельные физические показатели здоровья, прежде всего на артериальное давление и частоту сердечных сокращений. Не подменяя собой фармацевтического лечения и традиционных способов физиотерапии и массажа, данная технология оздоровления показала свою действенность, и есть все основания для ее дальнейшего изучения и практического развития.
© Тарасенко Анна Александровна, 2019 г.
Медитация «Поющие чаши исцеления»
Поющие чаши – это, по сути, музыкальный инструмент, но несколько необычный и уникальный по своей природе. Он не просто издает определенные звуки, а создает целительный диалог с телом человека. Медитации «Поющие чаши исцеления» – особые медитативные техники, которые проводятся в сонастройке со звучанием чаш и в том особом пространстве, которое они создают.
Польза поющих чаш
Поющие чаши родом из Тибета. По своей форме они относятся к разновидностям колокола, а их интерпретация весьма необычна. Сама чаша воплощает в себе женское начало как символ матки, стик отображает фаллос, а создаваемые от их взаимодействия звуковые вибрации – рождаемый ребенок. Сила и необычность звучания поющих чащ обусловлена особым сплавом, включающим от 7 до 12 разных металлов.
Особенностью воздействия чаш на организм человека является его постепенность. Во время сеанса не только трансформируется сознание, но и проявляется ряд других положительных эффектов:
Тибетские монахи еще тысячелетия назад использовали чаши для вхождения в транс и отстранения от всего мирского. Сегодня эти уникальные музыкальные инструменты применяются намного шире, но их исконная роль в медитации самая значимая.
Особенности медитаций «Поющие чаши»
Поющая чаша передает человеку невероятную звуковую энергию, способную не только действовать на психику, но и исцелять физическое тело. Медитация с тибетскими поющими чашами создает изначальные вибрации, с помощью которых можно вернуться в свое изначальное состояние. Это восстанавливает силы, придает спокойствие и безмятежность, возвращает первоначальную гармонию. Звук – важнейшая составляющая мировосприятия человека. Различные звуковые колебания во внешней среде находят моментальный отклик в сознании.
Медитация с поющими чашами относится к пассивным. То есть ничего делать не надо – преимущественно слушать. Внутренний диалог моментально перекрывается музыкальным звучанием, после чего разум замолкает и расслабляется. Остается лишь слушать и поддаваться направленному действию. И тогда сознание накрывает невероятный покой и тихая радость, появляется гармония, устанавливается связь с Землей, Вселенной, и собственной сущностью.
Чаша для медитации издает звук с широким диапазоном частот и множеством обертонов, что поднимает в человеке глубинные чувства и повышает чувственность восприятия. Благотворное действие этого звука в сочетании с медитацией производит невероятный эффект.
Виды медитаций с поющими чашами
Медитация «Поющие тибетские чаши» – это обобщающее название различных духовных практик, которые сочетают в себе уникальное взаимодействие самих чаш и подсознания человека.
Классическая
Медитация с поющими чашами выполняется, как и все остальные, но ее действие усиливается описанным выше невероятным звучанием. Соблюдать нужно следующие моменты:
Вернуться в обычное состояние, подышать, выразить благодарность себе, чаше и Вселенной.
Звуковая
Звуки чаши для медитации считаются магическими, потому что могут проходить через времена и пространства, а тем более через все тела человека. Особенно если при этом издавать созвучные чашам звуки. Очень эффективной считается следующая звуковая медитация:
Продолжать 15–20 минут. В завершение глубоко подышать.
Йога психического сна
Эта медитация максимально пассивна, поскольку предполагает сон под звуки поющих чаш. В данной технике считается, что магическое звучание способно наиболее эффективно воздействовать на сознание и подсознание человека во время сна.
Звуки чаш вызывают «затихание» ума, во время которого жизненная прана растекается по телу, а энергетические центры приходят в гармонию. Человек, который спит под звуки поющих чах чаш 15–20 минут, отдыхает так же, как во время обычного сна в течение 7-8 часов. При этом намного больше омолаживается организм и концентрируется внутренняя энергия.
Звуковой массаж
Поющие чаши доказали свою эффективность и весьма широко применяются в нетрадиционной медицине. Но каждая из них действует индивидуально. Вполне возможно, что если звучание одной чаши влияет негативно, то звук другой будет целебным.
Также следует учитывать, что созвучное название имеет медитация на 2 чаш, но это совершенно иная практика, которую не следует путать с поющими чашами. Эта практика относится к медитациям на Таро. В колоде карт этот аркан считается одним из самых светлых. На двойку чаш медитируют, чтобы привлечь любовь и укрепить союз двух людей.
Как возникла медитация под тибетские поющие чаши
Медитация «Поющие чаши» – это духовная практика, используемая для создания гармонии пространства. Ритуал проводят для того, чтобы придать воде лечебные свойства, очистить мысли, восстановить здоровье. Предмет не приносит вреда даже в руках дилетанта.
Происхождение поющих чаш
Несколько легенд, объясняющих появление музыкальных инструментов:
Техники использования поющих тибетских чаш
Только сосуды ручной работы могут стать музыкальными инструментами. Для их создания используют специальные техники. Существует 68 фундаментальных различий в конструкции и технологии литья. Чем толще стенки, тем богаче унтертона; чем более плоское дно, тем выраженнее вибрация. Звучание современных чаш серьезно уступает по качеству чашам изготовленным до 1950 годов прошлого века.
При выборе нужно щелкнуть ногтем по стенке сосуда. Если появилось неприятное дребезжание, извлечь гармоничную мелодию не получится.
Для игры нужен стик – это короткая толстая палочка, по форме напоминающая пест для ступки. Его изготавливают из дерева. Часто «рабочий» конец обтягивают фетром.
Удары по стенкам чаши
Музыкальный инструмент укрепляют на небольшой горизонтальной поверхности – на пальцах, подушке или специальной подставке. Чем она меньше, тем глубже будет звук.
Извлечение звуков происходит по принципу колокола. Стиком наносят резкие удары по краям – с наружной и внутренней сторон. Методики две – резкие одиночные удары и безотрывные поочередные касания. Последние позволяют получать длительную вибрацию. Глубину и громкость регулируют нажатием ладони на края.
Удары по стенкам чаши позволяют получать длительную вибрацию. Фото: magicbowls.ru
Круговые движения по краям чаши
Подобные воздействия позволяют получить слияние нескольких обертонов. Создается ощущение, что колокола звучат в унисон. Стиком водят по внешнему краю чаши, регулируя силу нажатий.
Чем толще стенки музыкального инструмента, тем легче его освоить. Но чтобы получить богатые звуки, нужны тонкостенные чаши.
Влияние музыкальных чаш на состояние человека
Наибольшая эффективность вибрационно-акустической терапии замечена при лечении патологий эндокринной, нервной, дыхательной и пищеварительной систем и облегчения течения инфекционных заболеваний. Метод используется для ускорения восстановления после операций и травм. Разработаны специальные программы для работы с детьми, отстающими в развитии.
Как воздействует на организм
Вибрационно-акустические волны распространяются по всем тканям человеческого организма с разной скоростью, поскольку структура органов разная. После проведенных экспериментов было установлено, что у 73–87% испытуемых экспериментальной группы менялся ритм пульса, реагируя на извлекаемые звуки. Если они воспринимались как приятные, то действовали успокаивающе; как неприятные – возбуждающе.
У каждого организма своя частота. Если она совпадает с мелодией, заданной музыкальным инструментом, то тело, охваченное вибрациями, подстраивается под заданный ритм. Происходит массаж всех тканей на уровне клеточной структуры, запускается процесс регенерации. Древние тибетские чаши помогают восстановить здоровье.
Польза и вред
Неприятные звуки не вызывают негативного воздействия. Если во время сеанса появляется возбуждение или любое другое неприятное ощущение, достаточно остановить мелодию. Для этого сжимают края музыкального инструмента руками и прерывают сеанс. Для 13–27% людей мелодии нейтральны.
Поющие чаши в современности
В XX–XXI вв. человек тонет в различных звуках, являющихся источниками негативных вибраций. Их излучают транспортные средства, бытовые приборы, высоковольтные провода и гаджеты. Они нарушают органические энергетические потоки, истощают, провоцируют появление различных заболеваний.
Звуки, извлекаемые из вибрирующих тибетских чаш, гасят негативное воздействие, стабилизируют работу органических систем. Но перед тем, как начинать очистительную или оздоровительную процедуру, нужно выбрать хороший музыкальный инструмент.
Современные изделия изготавливают вручную и штампуют на станках. Используемые сплавы: медь (как основа), бронза, цинк, олово, железо и серебро, которое иногда заменяют никелем. В исключительных случаях при плавке добавляют золото. От техники литья зависит звучание.
Дорогие сосуды, издающие мелодичный звук, используют как атрибут религиозных практик, дешевые в Тибете и Непале продают как сувениры.
Медитация под поющие чаши
Лучший способ восстановления здоровья – присутствие на целительных сеансах. Они проводятся в буддистских центрах или клубах йоги. Никаких ограничений для посещений нет. Чтобы участвовать в ритуале, не нужно становиться членом братства.
Медитация под поющие чаши проводится в клубах йоги.
Участники разуваются, садятся на специально расстеленные коврики для йоги. Их можно приносить с собой. На авансцене находятся несколько поющих чаш и «музыкант». Чтобы расслабиться, можно окуривать себя ароматическими палочками.
Посетители садятся на коврики, им предлагают прикрыть глаза. Слушая музыку, многие входят в транс. Если воздействие негативное, разрешается покинуть помещение.
Можно проводить медитацию дома, с помощью записи или видео. Правда, эффект от присутствия на живом концерте выше.
Как подобрать время
Лучшее время для восстановления энергетики – утро, с 4 до 6 часов.
Но если раннее пробуждение нарушает органический цикл, можно использовать иные временные промежутки:
Невозможно сосредоточиться и открыться, если желудок забит или, наоборот, пустой. За 30 минут до начала ритуала необходимо перекусить фруктами, куском отварного белого мяса или рыбы.
Для всех ли целей подходит
Слушать мелодии, извлекаемые из музыкальных сосудов, рекомендуют:
Если в анамнезе органическое заболевание, острое или хроническое, медитация не поможет. В этом случае необходим индивидуальный терапевтический сеанс. Во время него специалист подберет мелодию, которая подходит в каждом отдельном случае.
Как правильно медитировать
Сначала нужно выбрать чашу со «своей» вибрацией. Для этого по стенке сосуда легко ударяют стиком. Если при затихании звука на уровне солнечного сплетения (третьей чакры), возникает легкая вибрация, эта мелодия подойдет. Появились неприятные ощущения – музыкальный инструмент нужно менять.
Перед медитацией отключают все приборы, издающие звуки, и принимают удобную позу. Главное, чтобы спина была прямая. Начинающим можно сесть на стул со спинкой, уже подготовленным другими методиками – в позу лотоса или «алмазную», опуститься на коленки. Извлекать звук можно самим, периодически опуская руки на бедра, или попросить это сделать партнера. Парные медитации эффективнее.
Звуковой массаж поющими чашами
Эта методика помогает справиться с неврологическими проблемами и заболеваниями опорно-двигательной системы. Для самомассажа нужно лечь на спину и расслабиться. «Свою» чашу устанавливают на точку Хара – она находится на 2 пальца ниже пупка по белой линии живота. Нормализуют дыхание и периодически ударяют по стенке чаши стиком с фетровым наконечником. Если все сделано правильно, вибрации будут проходить через все тело.
Затем точку меняют, в зависимости от проблем со здоровьем. На нижние чакры ( Муладхару, Свадхистану, Манипуру) воздействуют низкие звуки, на верхние (Анахату, Вишудху, Аджну и Сахасрару) – высокие.
Еще одна восстановительная методика – лечение заряженной водой. Во время медитации в музыкальный сосуд укладывают минерал, подходящий по энергетике, и наливают воду. После завершения ритуала ее переливают в пакет. Затем прокалывают его, направляя капельки на лоб лежащего человека в течение 5–10 минут. Это лучший способ избавиться от неврологических проблем и очистить помыслы.
Как лечиться тибетскими поющими чашами, и как работает эта техника
Многие религиозные практики включают в себя использование музыкальных инструментов, звучание которых оказывает лечебный эффект. Среди них особо популярны поющие чаши – неотъемлемая часть религиозных традиций тантрического буддизма и йоги.
История возникновения поющих тибетских чаш
Родиной резонирующих сосудов считаются страны Восточной Азии (в особенности Китай и Тибет).
Существует несколько версий их возникновения:
Разновидности тибетских поющих чаш
Тембр инструмента и звуковые эффекты зависят от его материала, размера и других особенностей строения. Среди них важное значение имеют толщина стенок, ширина обода, профиль днища и соотношение диаметров обода и донца.
Для тибетских чаш важное значение имеет толщина стенок.
Тонкостенные
Изготовление чаш с тонкими стенками требует от мастера ювелирной работы. В процессе необходимо следить за многократной закалкой стали, ковкой, настройкой и полировкой.
К особенностям этого вида инструментов относят:
Толстостенные
Включают в свой состав минимум 9 различных металлов (среди них – медь, железо, золото, серебро, латунь). Звучание толстостенной чаши богато низкими, глубокими обертонами, однако тембр у нее беднее, чем у других разновидностей.
Толстостенные чаши обладают низким звучанием.
Подобные сосуды имеют много общего с древними колоколами:
Толстостенные чаши требуют крупных пространств с хорошей акустикой, поэтому их редко используют в контактных (домашних) практиках. Чаще всего инструмент применяют в храмах или ашрамах.
Литые
Изготавливаются машинным способом, что позволяет уменьшить количество брака. Бывают как толстостенными, так и тонкостенными. Содержат не более 4 металлов, что делает их диапазон не особенно широким.
Литые чаши изготавливаются машинным способом.
Средние показатели инструмента:
На поверхности чаши присутствуют орнамент и сакральные узоры из серебра или золота, что также оказывает влияние на звучание.
Достоинством литых сосудов является простота их освоения – для этого не нужно иметь особые навыки или технику. Наилучшими производителями инструмента считаются непальские мастера.
Кованые
Выковываются вручную из цинка, меди, свинца, никеля и олова. Их главным отличием от других разновидностей является увеличенная продолжительность звучания. Если провести стиком по краю, звук может длиться до 30 секунд, слабо затухая.
Кованые чаши делаются вручную из цинка и меди.
Звучание кованых сосудов подходит как для индивидуальных, так и для групповых практик. Назвать лучших мастеров не представляется возможным, т.к. практически в каждой стране есть свои особенности производства этих инструментов.
Штампованные
Изготавливаются в основном в Китае или Тайване. Являются разновидностью литых и уступают по своим звуковым параметрам другим. Относятся скорее к сувенирным изделиям, чем к профессиональным инструментом.
Их главные преимущества – дешевизна и легкость обучения. Однако звук штампованных чаш неустойчивый, излишне громкий, в высоком регистре режет слух. Ощущается нехватка нижних обертонов.
Штампованные чаши изготавливаются в Китае.
Влияние вибраций на организм человека
В древние времена тибетские мудрецы заметили, что звучание тибетской поющей чаши оказывает на слушателей оздоравливающее воздействие. Многие заболевания ослабляются или полностью излечиваются благодаря звукотерапии.
В XXI в. было выявлено влияние звуков и музыки на живые организмы и установлено, что каждый внутренний орган человека имеет свою резонансную частоту.
Релаксация
Вибрации, а также бинауральные ритмы которые создаются в результате звукоизвлечения, способствуют успокоению и расслаблению. Кроме того, игра на чаше позволяет очистить энергетику человека и снять накопившееся за день напряжение.
В процессе слушания у человека:
Фон для медитации
Индийские чаши используют как для групповых медитаций, так и для индивидуальных йогических практик.
Их применение для духовных практик может быть различным:
Исцеление
Важно заметить, что духовная практика не гарантирует излечения от тяжелого заболевания. Однако правильное и регулярное использование поющих сосудов может улучшить самочувствие человека, придать ему сил и мотивации в борьбе с болезнью.
Для снятия головной боли чаши нужно располагать возле головы.
Чтобы оказать то или иное благотворное воздействие на организм, необходимо знать некоторые правила:
Звонкие высокие звуки способствуют улучшению кровообращения, очищению сосудов от шлаков и токсинов. Низкие обертона хорошо влияют на костные ткани и стимулируют регенерационные процессы.
Массаж вибрациями
Польза звукового вибромассажа заключается в том, что он одновременно оказывает воздействие на все системы организма.
Как игра на поющих сосудах, так и прослушивание позволяют:
Для применения тибетских чаш в целях массажа необходимо иметь первичные навыки (а лучше – пройти обучение). При неправильном или длительном выполнении вибромассажа человек может почувствовать дискомфорт, судороги, нарушение чувствительности и прочие нарушения.
Гармонизация пространства
Каждое помещение в доме или квартире наполнено энергетическими потоками. Они оказывают сильное воздействие на самочувствие тех, кто проживает на этой территории.
Гармонизация пространства при помощи резонирующей чаши приводит к:
Использовать этот музыкальный инструмент можно и при долгом пребывании вне дома, частых ссорах, переезде либо частых стрессах.
Работа с чакрами
Для практик, связанных с раскрытием энергетических центров, подходят только кованые чаши. Опытные йоги рекомендуют использовать звуковые колебания преимущественно для работы с первыми 4 чакрами. Это связано с тем, что в большинстве случаев не имеет смысла совершенствовать высшие центры, пока не развиты низшие.
Список чакр с указанием настройки:
Во время практики необходимо полностью сфокусироваться на ноте, которую издает резонирующий сосуд.
Научное мнение
Согласно исследованиям японских ученых, игра на поющих сосудах положительно влияет на электрическую активность мозга. Подобный эффект может оказываться только в непосредственной близости от инструмента. При прослушивании записей никакого лечебного воздействия на организм не происходит.
Игра на поющих чащах положительно влияет на работу мозга.
Проводились и другие исследования:
Вместе с тем пока что не существует фактов прямого излечения от того или иного заболевания.
Научная медицина рекомендует использовать экзотический инструмент только в качестве вспомогательной терапии, а не основной.
Как подготовиться к игре на поющих чашах
Исполнителю не требуется знать нот для игры на тибетской чаше.
Однако существует несколько основных правил, которых необходимо придерживаться:
Как выбрать поющую чашу
Основным аспектом при выборе тибетской чаши является интуиция. Если в процессе извлечения звука присутствует явление фриссона (мурашек по коже), то этот инструмент подходит лучше всего.
Кроме того, желательно знать, для чего покупается сосуд – для медитативных практик, лечения, профессионального обучения или игры дома.
Размер
Изучая форму чаши, важно обращать внимание на правильность изгибов. Инструменты крупных размеров чаще имеют физические дефекты (трещины, неровности, вмятины).
Звучание также зависит от их величины:
Важное значение имеет правильно подобранный стик, заставляющий сосуд звучать.
Чтобы выбрать резонатор, нужно обратить внимание на такие моменты:
Новичкам лучше ориентироваться на резонаторы среднего размера, т.к. с ними проще всего отрабатывать технику и основы звукоизвлечения.
Материал поверхности
Современные инструменты делают из латуни или бронзы, нередко с добавлением драгоценных металлов.
Современные чаши делают из латуни или бронзы.
При этом чем больше металлов входит в состав чаши, тем лучше ее вибрационные и акустические характеристики:
Наполненность
Для получения более глубокого тембра звука чашу можно наполнить водой (наполовину либо на 1/3). Однако для этого подходят только кованые инструменты среднего либо большого размера.
Стики для таких чаш должны быть сделаны из металла (серебра, меди), покрыты замшей.
Способы игры на поющей чаше
Освоить звукоизвлечение может каждый человек.
Трение
Наиболее распространенная техника. Перед игрой важно убедиться, что чаша расположена устойчиво и не двигается с места при соприкосновении.
В процессе игры запястье должно находиться на одном уровне и не смещаться во время поворота резонатора. Главная сложность при игре трением – вести стик неотрывно, с одинаковым давлением на протяжении всей окружности. При этом важно двигать палочку с той же скоростью, не ускоряя и не замедляя темпа.
Любое усилие способствует мгновенному изменению звучности.
Новичкам рекомендуется первое время экспериментировать с силой нажима и скоростью движения стика, чтобы быстрее освоить этот прием.
Ударная техника
Аналогична игре на колоколах. Для извлечения звука потребуется колотушка с утяжелителем на конце.
Ударная техника не представляет сложности.
Азы техники не представляют никакой сложности:
Как выполнять массаж с помощью поющей чаши
Для выполнения полноценного звукового массажа желательно иметь несколько тибетских сосудов различного размера. Из вещей человеку понадобится матрас или толстый коврик.
Сама процедура проходит так:
Среднее время проведения массажа – от 5 до 20 минут.
Использование для чакр
Практику выполняют с помощью партнера. Общее правило при игре для развития чакр: внимание человека должно быть сфокусировано в области энергетического центра, на том, как инструмент поет.
Чакры расположены следующим образом:
Опытные йоги рекомендуют использовать в этой практике трение, а не ударную технику. При игре чашу нужно ставить рядом с чакрой.
Лечение поющими чашами
Перед тем как пользоваться чашей, нужно проконсультироваться с врачом, т.к. звукотерапия имеет ряд противопоказаний:
К этому списку надо отнести и все противопоказания, относящиеся к классическому массажу.
Воздействие музыкального инструмента полезно при:
Для решения точечных проблем организма инструмент ставят близко к больному месту. При хронических заболеваниях важно, чтобы вибрации обволакивали все тело (этого можно добиться при помощи звукового массажа).
Для ускоренного заживления ран и ушибов звук извлекают трением. Ударная техника пригодится для придания энергии тому или иному органу.
Чтобы укрепить иммунитет, в чашу перед игрой нужно добавить немного чистой воды (не больше половины). Кроме того, заряженная вибрациями, она улучшает сон человека и его работоспособность.