Тифлокомментатор что это простыми словами

Тифлокомментаторы – кто это такие и сколько зарабатывают

Тифлокомментатор что это простыми словами. Тифлокомментатор что это простыми словами фото. картинка Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть фото Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть картинку Тифлокомментатор что это простыми словами.

Ещё не так давно многие люди, в том числе и кинорежиссёры, недоумевали: «Зачем незрячим смотреть кино?». Да и как они могут это делать? Но последние несколько лет этот вопрос уже не поднимается. На самом деле, даже те, кто имеет проблемы со зрением от рождения или получил их в течение жизни, не должны лишаться права на искусство. Чтобы дать возможность слепым и слабовидящим ощутить то же, что людям с нормальным зрением, и существуют тифлокомментаторы.

Эта профессия не слишком популярна. Во-первых, потому, что не является востребованной. А, во-вторых, потому, что её обесценивают. Не каждый может понять, сколько труда нужно вложить в то, чтобы показать слепому кино. Необходимо не просто получить образование, но и постоянно совершенствовать навыки. В это сложно поверить, но тифлокомментаторы готовы пересматривать фильмы по 20 и даже сорок раз подряд, чтобы как можно точнее подобрать слова, найти то самое нужное описание. Вот как объяснить человеку, который никогда не видел мир, что такое море, небоскрёб, поезд…

Конечно, если посмотреть со стороны, то кажется, что представители данной профессии зарабатывают просто сказочные деньги. Так за одну минуту озвучки кино можно получить 500 рублей. А это значит, что фильм стоит 50-60 тысяч. Вот только мало кто задумывается, что каждую копейку придётся отработать. Да и подобные предложения попадаются не так часто. Может быть, один раз в год. Следующая работа может поступить не скоро, поэтому проекты приходится часто искать самостоятельно.

Тифлокомментатор что это простыми словами. Тифлокомментатор что это простыми словами фото. картинка Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть фото Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть картинку Тифлокомментатор что это простыми словами.

Комментируют не только фильмы, но и выставки, экскурсии, но ниже всего ставка в музее. А государство пока не готово платить деньги за то, чтобы все граждане имели одинаковые возможности. Есть надежда, что с подписанием законопроекта, обязывающего сопровождать фильмы тифлокомментариями, что-то изменится в лучшую сторону.

Сами комментаторы для слабовидящих отмечают несерьёзное отношение заказчиков к своему труду. У многих даже имеются свои «чёрные списки», сюда включены те, кто занижает оплату и нарушает сроки выполнения работы. Довольно часто можно услышать: «Это нужно было сделать «на вчера», «Да за что вы вообще деньги берёте?» и такого рода заявления. А на самом деле выполнить комментарии – это только часть работы, после нужно ещё предложить их слепому человеку, чтобы он дал свой отзыв, а всё ли понятно или требуются уточнения.

Безусловно, в таком труде должно быть заинтересовано государство. А пока приходится тифлокомментаторам быть в роле первооткрывателей.

А как вы считаете, нужна ли такая профессия? Должны ли все виды искусств быть доступны каждому человеку без исключения?

Источник

«Зачем незрячим кино смотреть?» Кто такие тифлокомментаторы и чем они занимаются

Где учатся, работают и сколько получают люди этой профессии

Тифлокомментатор что это простыми словами. Тифлокомментатор что это простыми словами фото. картинка Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть фото Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть картинку Тифлокомментатор что это простыми словами.Тифлокомментатор что это простыми словами. Тифлокомментатор что это простыми словами фото. картинка Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть фото Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть картинку Тифлокомментатор что это простыми словами.

Вы ко­гда-ни­будь за­ду­мы­ва­лись, как незря­чие люди смот­рят кино, хо­дят в те­ат­ры и на вы­став­ки? Зна­ко­мить­ся с про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ства им по­мо­га­ют ти­фло­ком­мен­та­то­ры. «Цех» и про­ект «Осо­бый взгляд» по­про­си­ли ге­ро­инь это­го ма­те­ри­а­ла — Веру и Яни­ну — рас­ска­зать, по­че­му они ре­ши­ли стать ти­фло­ком­мен­та­то­ра­ми, где учи­лись этой про­фес­сии и с ка­ки­ми труд­но­стя­ми чаще все­го стал­ки­ва­ют­ся се­го­дня.

За по­след­ние трид­цать лет жизнь че­ло­ве­ка с на­ру­ше­ни­я­ми зре­ния в Рос­сии из­ме­ни­лась силь­но: бла­го­да­ря раз­ви­тию тех­но­ло­гий он по­лу­чил до­ступ к ин­тер­не­ту и об­ще­нию, са­мо­сто­я­тель­но­му пе­ре­дви­же­нию по го­ро­ду и пу­те­ше­стви­ям по все­му миру, зна­ком­ству с про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ства — по­хо­дам в кино, те­атр и не толь­ко. Но пока не все ра­бо­та­ет иде­аль­но, и не все до­сти­же­ния до­хо­дят до тех, кому они очень нуж­ны. Ти­фло­ком­мен­ти­ро­ва­ние к филь­мам, спек­так­лям, вы­став­кам и экс­кур­си­ям — то есть, ла­ко­нич­ное опи­са­ние пред­ме­та, про­стран­ства или дей­ствия, ко­то­рые непо­нят­ны сле­по­му или сла­бо­ви­дя­ще­му без спе­ци­аль­ных по­яс­не­ний, — из это­го спис­ка.

Тифлокомментатор что это простыми словами. Тифлокомментатор что это простыми словами фото. картинка Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть фото Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть картинку Тифлокомментатор что это простыми словами.

Вера Фев­раль­ских, ти­фло­ком­мен­та­тор, ку­ра­тор­ка про­грам­мы «Осо­бый взгляд» бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Ис­кус­ство, на­у­ка и спорт»

В 2017 году был при­нят за­кон, со­глас­но ко­то­ро­му все филь­мы, ко­то­рые вы­хо­дят при под­держ­ке го­су­дар­ства, — долж­ны со­про­вож­дать­ся ти­фло­ком­мен­ти­ро­ва­ни­ем. В этот мо­мент я от­кры­ла свою лич­ную бу­ты­лоч­ку шам­пан­ско­го, по­то­му что по­ня­ла, что тот вклад, ко­то­рый я и мои кол­ле­ги де­ла­ли все эти годы, го­то­вя и про­дви­гая мно­го­чис­лен­ные па­ке­ты по­пра­вок в дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство, на­ко­нец-то при­го­дил­ся. Ра­зу­ме­ет­ся, в за­коне мно­го про­бе­лов, ко­то­ры­ми все поль­зу­ют­ся, и ти­фло­ком­мен­та­рии за­ча­стую не до­хо­дят до ауди­то­рии, но у ки­но­ин­ду­стрии в Рос­сии хотя бы по­яви­лось ка­кое-то обя­за­тель­ство. По­лу­ча­ет­ся, что до это­го мо­мен­та ти­фло­ком­мен­ти­ро­ва­ни­ем я за­ни­ма­лась ско­рее для дру­зей, для себя и ред­ко — в рам­ках ка­ких-то гран­тов. По­след­ние же три года ти­фло­ком­мен­ти­ро­ва­ние ста­ло моей ос­нов­ной ра­бо­той.

По моим на­блю­де­ни­ям, в ти­фло­ком­мен­ти­ро­ва­ние при­хо­дят либо те, кто уже ра­бо­тал с людь­ми с ин­ва­лид­но­стью, либо из куль­тур­ной сре­ды: ку­ра­то­ры, ме­ди­а­то­ры, ак­те­ры. Я преж­де чем толь­ко не за­ни­ма­лась: учи­лась на сле­до­ва­те­ля и пе­ре­вод­чи­ка же­сто­во­го язы­ка, была со­труд­ни­ком Ми­ню­ста, ре­а­би­ли­то­ло­гом сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих, пе­ре­вод­чи­ком и даже ра­бо­та­ла в обой­ном ма­га­зине.

Вы­со­кий уро­вень эм­па­тии и вни­ма­тель­ность к ме­ло­чам — ка­че­ства, без ко­то­рых в на­шей про­фес­сии ни­как. Ты дол­жен по­ста­вить себя на ме­сто того, кто не ви­дит или ви­дит пло­хо, и дер­жать в го­ло­ве все осо­бен­но­сти лю­дей с раз­ны­ми ви­да­ми ин­ва­лид­но­сти по зре­нию. Если мы че­ло­ве­ку, ко­то­рый ро­дил­ся незря­чим, нач­нем опи­сы­вать небо­скреб или ба­ти­скаф — что-то чего он ни­ко­гда не тро­гал и не пред­став­ля­ет себе, ка­ких это раз­ме­ров и как это вы­гля­дит, — то он про­сто нас не пой­мет. Если мы упо­треб­ля­ем ка­кой-то непо­нят­ный тер­мин, мы долж­ны его тут же по­яс­нить и сде­лать это нуж­но в кро­хот­ной па­у­зе. Важ­но уметь рас­ста­вать­ся с лиш­ним. Еще, ко­неч­но, нуж­но тер­пе­ние.

Мно­гие, прой­дя обу­че­ние, быст­ро ухо­дят из про­фес­сии, по­то­му что ры­нок очень сти­хий­ный. С од­ной сто­ро­ны, ты дол­жен все вре­мя прак­ти­ко­вать, ина­че по­те­ря­ешь на­вык, а с дру­гой, ни­кто не бу­дет на­зва­ни­вать ти­фло­ком­мен­та­то­ру, ко­то­рый толь­ко что обу­чил­ся, и пред­ла­гать ра­бо­ту. Нуж­но мно­го ра­бо­тать над соб­ствен­ным про­дви­же­ни­ем и по­ис­ком про­ек­тов. У меня ИП, я сама себе бух­гал­тер, юрист и пи­ар­щик. На каж­дом про­ек­те я де­лаю огром­ный объ­ем ра­бо­ты, при­чем за день­ги еще при­хо­дит­ся бить­ся и объ­яс­нять, что они ра­зум­ные. У меня есть свой чер­ный спи­сок за­каз­чи­ков, с ко­то­ры­ми я ни­ко­гда боль­ше не буду ра­бо­тать, даже если они пред­ло­жат мил­ли­он дол­ла­ров за ко­рот­ко­мет­раж­ку. Это свя­за­но не с са­мим ма­те­ри­а­лом, не с филь­мом, а с «надо было сдать вче­ра», «да что вы там во­об­ще де­ла­е­те», «это же раз плю­нуть, за что та­кие день­ги». С обес­це­ни­ва­ни­ем ра­бо­ты и ее важ­но­сти, к со­жа­ле­нию, я стал­ки­ва­юсь ре­гу­ляр­но. Я го­во­рю: ти­фло­ком­мен­та­тор — это ак­ти­вист. Надо быть го­то­вым к труд­но­стям.

Как вы­гля­дит ра­бо­та над филь­мом? Она на­чи­на­ет­ся с при­вы­ка­ния к ма­те­ри­а­лу: я от­с­мат­ри­ваю его, де­лаю по­мет­ки — эмо­ции и слож­ные мо­мен­ты. Это, кста­ти, вли­я­ет и на сто­и­мость ра­бо­ты: го­раз­до слож­нее ра­бо­тать над кар­ти­на­ми с боль­шим ко­ли­че­ством ис­то­ри­че­ских ко­стю­мов, ин­те­рье­ров и пауз, как в филь­ме «Вой­на и мир», ведь их надо за­пол­нять ком­мен­та­ри­ем.

Под ко­нец филь­ма я даже ста­ла от­ли­чать гу­са­ра от ки­ра­си­ра. По­сле это­го я раз­би­ваю фильм на сце­ны и на­чи­наю ра­бо­тать в спе­ци­аль­ной про­грам­ме — раз­ме­чаю па­у­зы, в ко­то­рые нуж­но по­ста­вить ти­фло­ком­мен­та­рий. По­том пишу сам ком­мен­та­рий, мно­го раз его со­кра­щаю, от­с­мат­ри­ваю по­лу­чив­ше­е­ся и по ча­стям, и це­ли­ком. Важ­на и об­щая ди­на­ми­ка: если фильм очень со­зер­ца­тель­ный, а я не даю зри­те­лю пауз, это непра­виль­но, зна­чит, нуж­но еще со­кра­тить. В Рос­сии ти­фло­ком­мен­та­то­ру ред­ко дают озву­чи­вать то, что он сде­лал, обыч­но это от­да­ет­ся ак­те­ру. Каж­дую ра­бо­ту я еще обя­за­тель­но от­даю на экс­пер­ти­зу незря­че­му че­ло­ве­ку — он го­во­рит, в ка­ких мо­мен­тах по-преж­не­му что-то непо­нят­но. Весь этот про­цесс, по идее, за­ни­ма­ет неде­ли две, но на прак­ти­ке по­лу­ча­ет­ся, что при­хо­дит­ся укла­ды­вать­ся в три или пять дней, та­кие сро­ки обыч­но ста­вит за­каз­чик.

Став­ка ти­фло­ком­мен­та­то­ра, ко­то­рый ра­бо­та­ет с филь­мом, где-то 500-600 руб­лей за ми­ну­ту. То есть, 60-70 ты­сяч руб­лей за фильм мож­но по­лу­чить. Но надо быть го­то­вым к тому, что та­ких филь­мов мо­жет один за год, а мо­жет и два за ме­сяц. Все про­ис­хо­дит очень непред­ска­зу­е­мо: даже ко­гда вы до­го­ва­ри­ва­е­тесь со сту­ди­ей и ста­ви­те сро­ки, они все рав­но за­дер­жи­ва­ют предо­став­ле­ние филь­ма, и в ито­ге два или три филь­ма па­да­ют на одну неде­лю. Са­мая низ­кая став­ка — в му­зе­ях. Это тоже очень ин­те­рес­ная ра­бо­та, но со сво­и­ми осо­бен­но­стя­ми: на­при­мер, там вы на­вер­ня­ка встре­ти­те ис­кус­ство­ве­да, ко­то­рый ни­ко­гда не ра­бо­тал с ти­фло­ком­мен­та­ри­я­ми, но точ­но зна­ет, как сде­лать его луч­ше, чем вы. Здесь ваша за­да­ча — про­явить все свои ком­му­ни­ка­тив­ные на­вы­ки и от­сто­ять ав­тор­ский текст ти­фло­ком­мен­та­ри­ев. Есть те, с кем очень при­ят­но ра­бо­тать: у меня был от­лич­ный опыт с Го­су­дар­ствен­ным ис­то­ри­че­ским му­зе­ем, му­зе­ем «Га­раж» и Мос­ков­ским му­зе­ем со­вре­мен­но­го ис­кус­ства на Пет­ров­ке.

Ти­фло­ком­мен­ти­ро­ва­ние в те­ат­рах ни­как не под­дер­жи­ва­ет­ся го­су­дар­ством, по­это­му по­чти всё то, что сей­час есть в Рос­сии, слу­чи­лось бла­го­да­ря про­грам­ме «Осо­бый взгляд» бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Ис­кус­ство, на­у­ка и спорт», ко­то­рая ор­га­ни­зу­ет и фи­нан­си­ру­ет эту ра­бо­ту. Сей­час с ти­фло­ком­мен­та­ри­ем идут 54 спек­так­ля в 35 те­ат­рах в 22 го­ро­дах Рос­сии. Ну и, ко­неч­но, в раз­ных го­ро­дах Рос­сии есть от­дель­ные спон­со­ры и гран­ты. В те­ат­ре — как пра­ви­ло, это дра­ма­ти­че­ские спек­так­ли или опе­ра — бы­ва­ет толь­ко пря­мое ти­фло­ком­мен­ти­ро­ва­ние, по уже под­го­тов­лен­но­му тек­сту. Это моя са­мая лю­би­мая ра­бо­та, хотя и пла­тят за нее мень­ше, чем в кино.

Я рада, что за то вре­мя, что я за­ни­ма­юсь этим де­лом, что-то из­ме­ни­лось. Уже не бы­ва­ет та­ко­го, что ка­кой-ни­будь важ­ный ки­но­про­дю­сер го­во­рит тебе: «Нам это не надо» или «За­чем незря­чим во­об­ще кино смот­реть?» Сей­час это уже стыд­но.

Тифлокомментатор что это простыми словами. Тифлокомментатор что это простыми словами фото. картинка Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть фото Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть картинку Тифлокомментатор что это простыми словами.

Яни­на Ис­а­ич­ки­на, ак­три­са, ти­фло­ком­мен­та­тор

Моя ос­нов­ная про­фес­сия — ак­три­са, я иг­раю в Мос­ков­ском те­атр Бул­га­ко­ва. Впер­вые с те­мой незря­чих лю­дей я столк­ну­лась в 2013 году, ко­гда мы ре­ши­ли де­лать «Спек­так­ли-неви­дим­ки» — бла­го­тво­ри­тель­ный про­ект для незря­чих и сла­бо­ви­дя­щих де­тей. Фонд «Ис­кус­ство, на­у­ка и спорт» то­гда уже под­дер­жи­вал лю­дей с на­ру­ше­ни­я­ми зре­ния и куль­тур­ные про­ек­ты в этой сфе­ре, и они вы­шли на нас — три года спон­си­ро­ва­ли наши га­стро­ли по шко­лам-ин­тер­на­там для незря­чих де­тей в цен­траль­ной ча­сти Рос­сии. По­это­му, ко­гда фонд на­чал раз­ви­вать про­фес­сию ти­фло­ком­мен­та­то­ра и опла­чи­вать обу­че­ние (если пла­тить са­мо­сто­я­тель­но, то по­лу­чит­ся 92000 руб­лей), они вспом­ни­ли о нас — так я по­па­ла в тре­тий на­бор ин­сти­ту­та «Ре­а­комп», един­ствен­но­го в Рос­сии, ко­то­рый обу­ча­ет ти­фло­ком­мен­та­то­ров.

Это был пе­ре­лом­ный мо­мент моей жиз­ни, ко­гда я на­ча­ла за­ду­мы­вать­ся, чем еще хочу за­ни­мать­ся: кто-то из ак­те­ров идет в пе­да­го­ги­ку, кто-то ра­бо­та­ет в сфе­ре раз­вле­че­ний, а я очень хо­те­ла, что­бы моя вто­рая про­фес­сия была ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния. И я ре­ши­ла, что если сдам эк­за­ме­ны, зна­чит, это судь­ба. Эк­за­ме­ны не со­всем обыч­ные: это за­да­ния на вни­ма­ние, па­мять, ас­со­ци­а­ции, во­об­ра­же­ние. Хотя я до сих пор ду­маю, что са­мое глав­ное в на­шей про­фес­сии — это же­ла­ние.

Обу­че­ние дли­лось пол­то­ра ме­ся­ца — за­ня­тия 4-5 раз в неде­лю, по пол­дня. Мне по­ка­за­лось, что это нечто сред­нее меж­ду те­ат­раль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и клас­си­че­ским гу­ма­ни­тар­ным. Мно­го вре­ме­ни уде­ля­ет­ся речи, дик­ции, пра­ви­лам рус­ско­го язы­ка, куль­ту­ре в це­лом. Важ­но быть на­смот­рен­ным и на­чи­тан­ным, иметь свое пред­став­ле­ние об ис­кус­стве. Меня как за­хва­ти­ло в са­мом на­ча­ле, так и не от­пус­ка­ет — это очень ин­те­рес­ная ра­бо­та.

Боль­шин­ство сте­рео­ти­пов о незря­чих лю­дях раз­ру­ши­лись у меня, ко­гда мы де­ла­ли наш пер­вый «спек­такль-неви­дим­ку», но был еще один важ­ный мо­мент. Од­на­жды мне пред­ло­жи­ли со­про­во­дить незря­че­го че­ло­ве­ка с его незря­чей по­дру­гой в цирк. У меня даже не воз­ник­ло во­про­са «за­чем незря­чим идти в цирк?», я при­гла­си­ла их, мы си­де­ли в ди­рек­тор­ской ложе, я была ря­дом два часа и опи­сы­ва­ла все, что ви­де­ла: ко­стю­мы, кто что де­ла­ет, ка­кие трю­ки и фо­ку­сы. По сути, я вы­пол­ня­ла ра­бо­ту ти­фло­ком­мен­та­то­ра, хотя то­гда и о про­фес­сии та­кой тол­ком не зна­ла.

Боль­ше все­го я ра­бо­таю в те­ат­ре — на­при­мер, уже два с по­ло­ви­ной года веду «Три то­ва­ри­ща» в «Со­вре­мен­ни­ке», в об­щей слож­но­сти я от­ра­бо­та­ла на два­дца­ти спек­так­лях. Все про­ис­хо­дит в ре­жи­ме лайв — это на­зы­ва­ет­ся пря­мое ти­фло­ком­мен­ти­ро­ва­ние. В те­ат­ре все­гда есть ме­сто им­про­ви­за­ции, и я долж­на быть к это­му го­то­ва, несмот­ря на то, что за­ра­нее за­го­тов­лен­ный текст пе­ре­до мной. Важ­но быть бес­при­страст­ным, что­бы слу­ша­тель сам сло­жил свое лич­ное мне­ние о том или ином про­из­ве­де­нии — не толь­ко бла­го­да­ря тво­е­му ком­мен­та­рию, но и бла­го­да­ря игре ар­ти­стов, му­зы­каль­но­му со­про­вож­де­нию. На­при­мер, нель­зя ска­зать «кра­си­вая жен­щи­на», луч­ше, если поз­во­ля­ет вре­мя, дать по­дроб­но­сти: «строй­ная, с пра­виль­ны­ми чер­та­ми лица и длин­ны­ми во­ло­са­ми». Или не «ге­рой одет на­ряд­но», а «ге­рой одет в ко­стюм-трой­ку, на го­ло­ве — шля­па, в ру­ках трость».

Я все-таки в первую оче­редь ак­три­са и не от­но­шусь к ти­фло­ком­мен­ти­ро­ва­нию как к ос­нов­но­му ис­точ­ни­ку за­ра­бот­ка. Хотя все­гда рада пред­ло­же­ни­ям и, зна­ко­мясь с ре­жис­се­ра­ми, го­во­рю, что я еще и ти­фло­ком­мен­та­тор — и на пост­про­дак­шене они мо­гут иметь меня в виду.

У меня есть опыт ра­бо­ты и со спек­так­ля­ми, и с кино, и в му­зе­ях. Я про­во­ди­ла вы­став­ку в Му­зее ар­хи­тек­ту­ры име­ни Щу­се­ва, при­уро­чен­ную к Чем­пи­о­на­ту мира по фут­бо­лу, а для му­зея «Га­раж» недав­но со­став­ля­ла ти­фло­ком­мен­та­рий для до­ку­мен­таль­но­го филь­ма про Ка­ба­ко­вых. Мне все­гда очень обид­но, ко­гда ра­бо­та не до­хо­дит до по­тре­би­те­ля, и во­про­сах не в день­гах. Хо­те­лось бы, что­бы ти­фло­ком­мен­та­то­ры по­яви­лись и на те­ле­ви­де­нии, что­бы все спор­тив­ные, му­зы­каль­ные пе­ре­да­чи и се­ри­а­лы незря­чие люди мог­ли смот­реть на­равне с нами.

Узнать, как стать ти­фло­ком­мен­та­то­ром и по­лу­чить под­держ­ку про­грам­мы «Осо­бый взгляд», мож­но здесь.

Источник

Тифлокомментирование. Что это и зачем?

Сегодня я хочу вам рассказать о том, как смотрят фильмы, мультфильмы и вообще видео люди с проблемами зрения.

Они слушают то, что происходит на экране или сцене театра: звуки, диалоги. Но этого не достаточно и в середине прошлого века было придумано тифлокомментирование. За рубежом, называется аудио дескрипция.

Вот видео об этом, из первых рук. От незрячих блогеров Youtube.

На данный момент, во многих театрах России есть тифлокомментаторы. По новому закону, все фильмы или мультфильмы, выходящие на большой экран в России, обязаны содержать титры и тифлокомментарии.

Но как быть с тем видео контентом, что уже вышел? С многосерийными мультфильмами? Да, потихоньку ВОС создает тифлокомментарии для фильмов, но это капля в море, даже в океане.

Дети, так вообще обделены. Мало того, что они плохо видят или вообще слепы, так они еще и лишены возможности смотреть многосерийные мультфильмы, которые так любят дети: Маша и Медведь, Фиксики, Лунтик, Сказочный патруль и др.

При финансовой поддержке обычных людей (ведь у государства или фондов, денег не напросишься), студия Kids Can See, приступила к тифлокомментированию мультфильма Лунтик.

И знаете что самое приятное? Детям очень нравится. Хоть мы и сделали всего 5 серий, но мы уже получаем обратную связь от родителей с благодарностью.

Сейчас мы ждем разрешение от правообладателей, студии «Мельница». А если быть точным, то от генерального продюсера кинокомпании «СТВ», Сельянова Сергея Михайловича. Написали ему 11 декабря письмо, с просьбой решить вопрос с правами на Лунтика, но пока ответа от них нет. Надеюсь они все таки ответят нам.

Немного о нашей студии: основатель ваш покорный слуга. Психолог, инженер звука и видео монтажа.

Наш замечательный диктор, Лана Дивинвойс, международный диктор, актриса дубляжа. Благодаря ей, мы сможем делать тифлокомментарии не только на русском, но и на английском, немецком, итальянском и испанском языках. Вот такая она у нас молодец.

Тифлокомментарии пишут нам выпускницы института «Реакомп», единственный институт, где выпускают таких специалистов.

В общем, мы настроены позитивно и в следующем году, мы закончим не только Лунтика, но и ряд других анимационных проектов.

Источник

«Я работаю тифлокомментатором» Тифлокомментатор Вера Февральских — об отношении к незрячим и «Солярисе» Тарковского

Тифлокомментатор что это простыми словами. Тифлокомментатор что это простыми словами фото. картинка Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть фото Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть картинку Тифлокомментатор что это простыми словами.

Тифлокомментирование — новая услуга для незрячих людей и людей с нарушениями зрения. Это лаконичное, но при этом подробное описание предметов, действий и явлений — всего того, что происходит на киноэкране или театральной сцене.

Тифлокомментаторы работают с кинопрокатчиками, театрами и музеями — летом 2017 года в России приняли закон, обязавший российских кинопроизводителей снабжать фильмы, производство которых финансируется из бюджета, субтитрами и тифлокомментариями. С января 2018 года все кинотеатры обязаны будут оборудовать залы системами для их прослушивания.

The Village поговорил с тифлокомментатором Верой Февральских о правилах ее работы, о том, сколько тифлокомментаторов работает в России и где этому учат.

Тифлокомментатор что это простыми словами. Тифлокомментатор что это простыми словами фото. картинка Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть фото Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть картинку Тифлокомментатор что это простыми словами.

О правилах тифлокомментирования

Я описываю все, что происходит, допустим, на театральной сцене или на киноэкране. Действия героев, как они одеты, как сменяются декорации, как персонажи взаимодействуют друг с другом. Стараюсь передать их эмоции, если они не читаются в интонациях и репликах. На комедийном сеансе все смеются в зале, а незрячий не понимает, почему смеются, потому что там какое-то действие происходит без звука, и он себя чувствует выключенным из процесса — все это тоже нужно описывать.

Есть строгое правило тифлокомментирования: нужно укладываться в паузы между репликами героев и не мешать саундтреку фильма, то есть если звучит атмосферная и важная для понимания момента музыка или герои разговаривают друг с другом, то нельзя накладывать тифлокомментарий на эти звуки.

Нельзя описывать очевидные вещи — то, что слепой сам слышит прекрасно. Не нужно забывать, что он не глухой, поэтому нельзя говорить: «Что-то упало», — он это слышал. Лучше рассказать, что упало и как на это отреагировали герои. Опять-таки, все должно быть кратко, лаконично, лучше не говорить лишнего, потому что это очень сильно перегружает звуковой канал восприятия.

Есть еще правила, их довольно много: в том числе не говорить о том, что произошло, до того, как это произошло. Например, звучит выстрел, и нужно сразу после того, как он прозвучал, сказать, кто в кого выстрелил, а не говорить: «Главный герой стреляет в злодея», если выстрел прозвучит через минуту. Так незрячий вводится в заблуждение и сильно напрягается, потому что выстрела он не слышал, все время его ждет и пропускает остальной звуковой ряд. Увы, иногда просто не бывает паузы, чтобы сказать, и приходится это правило нарушать. Тифлокомментатор всегда вынужден искать и находить компромиссы.

Тифлокомментатор что это простыми словами. Тифлокомментатор что это простыми словами фото. картинка Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть фото Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть картинку Тифлокомментатор что это простыми словами.

Где ты работаешь?

Я независимый специалист и работаю с разными театрами, музеями и звукозаписывающими студиями. Сейчас сотрудничаю с благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова. У фонда очень много направлений, и одно из них — «Особый взгляд». В рамках этого направления фонд выделяет деньги на поддержку людей с нарушениями зрения, в том числе на различные офтальмологические операции, исследования, социокультурную реабилитацию, в том числе и на тифлокомментирование.

При поддержке фонда я и еще двое моих коллег работаем в трех московских театрах: «Современнике», «Геликон-опере» и в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Я комментирую пока один спектакль и одну оперу: «Вишневый сад» в «Современнике» и «Трубадура» в «Геликон-опере».

Еще мне удалось поработать с Московским музеем современного искусства имени Зураба Церетели и Музеем русского импрессионизма. Если говорить о крупных проектах в кино, то в прошлом году я составила текст тифлокомментариев к фильму «Солярис» Андрея Тарковского — на данный момент это самый важный и самый трудный фильм, с которым я работала. Еще я комментировала вживую «Елену» Андрея Звягинцева. Просто позвонила его продюсерам и попросила диск для закрытого экспериментального показа. И они запросто и очень быстро все устроили.

Как научиться?

На курсы тифлокомментаторов я попала случайно после изучения жестового языка. Язык я учила два года, он перевернул мое сознание, я очень старалась, но переводчиком жестового языка так и не стала. Тогда один из моих учителей привел меня на курсы тифлокомментирования во Всероссийское общество слепых. Вместе со мной на курсы записалось около 300 человек. Психологические тесты и тесты на профпригодность прошли меньше половины, а до конца доучились человек двадцать. Обучение длилось около двух месяцев, я получила высшую категорию.

Обучение проходило в институте «Реакомп» — подразделении Всероссийского общества слепых. Они реализуют образовательные программы, готовят специалистов по доступной среде и обучают незрячих людей основам менеджмента, чтобы они смогли получить специальность и трудоустроиться.

Сейчас «Реакомп» — единственное учебное заведение, имеющее лицензию на выдачу сертификатов, и больше у нас нигде нельзя этому научиться официально. Его директор Сергей Николаевич Ваньшин — автор методики тифлокомментирования в России. Есть множество несертифицированных специалистов, и к ним частенько обращаются за оказанием услуг, минуя нас, потому что они готовы работать за копейки, но качество работы у большинства из них существенно хромает, они делают грубые ошибки, не знают основ.

О законе

Принятие закона — большая удача для нас. В 2011 году, когда мы начинали, никто о тифлокомментировании не знал и не хотел ничего делать; институт «Реакомп», его единомышленники и помощники (я в том числе помогала готовить пакет поправок к законам) приложили свои усилия к тому, чтобы поправки в законодательство разрабатывались и принимались. Когда я узнала о том, что закон наконец прошел в Госдуму, открыла бутылку шампанского. Наконец-таки за нашу работу начнут платить деньги. Раньше это было волонтерством, хотя работа очень трудная.

Пока мы не заметили большого количества заказов, потому что киношники вообще не знают о том, что им надо что-то делать. Говорят, что большое количество заказов на тифлокомментирование появится ближе к Новому году — режиссеры пойдут сдавать свои фильмы в Фонд кино, а, по новому закону, они не смогут выйти в прокат без тифлокомментария.

Мы пытаемся проводить круглые столы и конференции, приглашать представителей культурного сообщества и рассказывать им, что они должны делать, почему нужно сопровождать фильмы тифлокомментариями, как это делается и как оплачивается.

Конечно же, принятие закона — потрясающее событие для незрячих. До января 2018 года должны оборудовать множество кинотеатров по всей России, тогда они смогут ходить со своими зрячими друзьями в кино, при помощи специального переносного оборудования, как для устного перевода, слушать через наушник тифлокомментарий, и тут же после сеанса обсуждать с ними фильмы.

Моя профессия такая новая и редкая, что почти никто о ней не слышал, а на бумаге ее вообще пока не существует

О специалистах

Моя профессия такая новая и редкая, что почти никто о ней не слышал, а на бумаге ее вообще пока не существует — пока профстандарт в разработке, тифлокомментаторов нет в списке профессий. За границей тоже не все знают о нашем существовании, потому что в мировой практике c 60-х годов применяется термин «аудиодескрипция» (audio description).

Сертифицированных тифлокомментаторов не так много, нас всего несколько десятков на всю страну, и не все практикуют. Но сейчас обучились новые тифлокомментаторы, летом, в августе, они выпустились — очень молодые, активные и хотят работать. Как раз фонд Усманова выделил на обучение деньги, потому что сейчас подготовка одного тифлокомментатора стоит 90 тысяч рублей, не все могут себе позволить такую сумму заплатить.

Из-за того что о нашей профессии начинают узнавать, интерес к ней растет — люди теперь начнут интересоваться этой темой и захотят учиться, пусть даже и за свой счет, потому что обучение очень быстро окупается. Очень здорово, что нас скоро станет больше.

О технике

На YouTube есть канал Мосфильма, там выложены в хорошем качестве все фильмы с тифлокомментариями, в том числе и «Солярис». Еще есть приложение «Тифлокомментатор», его можно скачать на андроид — оно работает по принципу Shazam, то есть ты надеваешь наушники, включаешь приложение, выбираешь фильм, который будешь смотреть, и оно по звуку, через микрофон, определяет, на каком моменте фильма ты находишься, после чего включается тифлокомментарий с нужного момента. Есть подобное приложение и для театров — «Искусство.Вслух», но пока это не очень популярно, живое комментирование в театрах лидирует.

Тифлокомментатор что это простыми словами. Тифлокомментатор что это простыми словами фото. картинка Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть фото Тифлокомментатор что это простыми словами. смотреть картинку Тифлокомментатор что это простыми словами.

О театрах

Есть Московский губернский театр, там работает Ирина Безрукова — самый известный в России тифлокомментатор, у нее высшая категория, и она всячески популяризирует эту тему, привела всю театральную команду на курсы в «Реакомп», они обучились, оборудовали театр — и сейчас это единственный театр в России, в котором все спектакли идут с тифлокомментированием.

В остальных театрах дело обстоит сложнее, ведь провести один спектакль с тифлокомментированием достаточно затратно — нужно, во-первых, выкупить пригласительные для незрячих и их сопровождающих, чтобы им было комфортно, когда они придут на спектакль, ведь там, как правило, нет доступной среды и сотрудники театра не всегда готовы заниматься сопровождением особых зрителей.

Еще нужно оплатить аренду оборудования — передатчики, наушники, чтобы незрячие в зале слушали, и комментарий не мешал окружающим, а также оплатить работу тифлокомментатора и технического подрядчика, отвечающего за качество звука. Театры, как правило, за это ничего не получают, государство их не стимулирует, поэтому они не очень-то заинтересованы. Есть, конечно, театры-энтузиасты, которым очень хочется расширить свою аудиторию, и они с радостью этим занимаются, но это редкость. Возможно, в дальнейшем еще какие-нибудь фонды заинтересуются или частные лица станут выделять деньги.

Особенности

Восприятие у всех очень разное, особенности зрения у всех свои — у кого-то есть ощущение света, у кого-то его не осталось; кто-то тотально незрячий, а кто-то видит, например, очертания. Тотально незрячих среди нашей аудитории — меньшинство. У незрячего человека трудно узнать, что он видит, а что нет — это считается некорректным спрашивать.

Когда я делаю тифлокомментарий к фильму или спектаклю, то стараюсь, чтобы все поняли и увидели происходящее. Но все равно бывает по-разному: для кого-то слишком подробно, для кого-то недостаточно. Всем угодить очень трудно. Мы работаем в команде с незрячими экспертами — просто опасно сдавать работу без проверки незрячим текста тифлокомментария.

«Солярис» длится три часа. Для того чтобы сделать хороший тифлокомментарий к фильму, я его просмотрела 20, а то и 30 раз

Сложности

Самый сложный фильм, который я комментировала, — «Солярис», потому что там сплошной визуальный ряд и очень много пауз, своя динамика и атмосфера, которые нельзя утратить в процессе комментирования. Нужно было найти правильный баланс, чтобы у человека не нарушилось восприятие киноязыка Андрея Тарковского.

Есть такой соблазн — каждую паузу заполнить своим комментарием, потому что можно бесконечно долго описывать, как главный герой стоит в тумане на лугу. Можно сказать одним предложением, а можно постоянно говорить, добавляя дополнительные очертания, которые ты увидел. Этого делать, как правило, не нужно, потому что у фильма свои темп и динамика — тифлокомментарий не должен их нарушать. Но и слишком большие паузы тоже лучше не делать. Есть мировые стандарты для комфортной для незрячих длины пауз. Заказчики иногда требуют максимально заполнить паузы, приходится стоять на своем и доказывать, что есть разница между фильмами Тарковского и блокбастером «Трансформеры». Здесь тоже всегда нужен компромисс, это непросто.

«Солярис» длится три часа. Для того чтобы сделать хороший тифлокомментарий к фильму, я его просмотрела 20, а то и 30 раз. У меня начались панические атаки, я ложилась спать и слышала фоновый шум, у меня было ощущение, что я на космическом корабле нахожусь. К концу работы ты фильм знаешь наизусть — практически как сценарист, режиссер или оператор.

Очень сложны для комментирования фильмы, в которых много элементов танца, потому что про описание танца написаны толстенные книги, целые методические пособия. Еще сложно описать спецэффекты, и часто компании, которые берутся за тифлокомментарий, не работают с блокбастерами, потому что сложно компенсировать полностью визуальный ряд.

Обычно самые большие проблемы у тифлокомментаторов с описанием того, как выглядят персонажи. По ходу фильма вообще нет времени на это, поэтому зачастую используется время перед началом — в театрах я так и делаю: описываю декорации, костюмы и то, как выглядят герои, перед началом спектакля. В кино очень сложно найти время в начале, но иногда с кинопрокатчиками получается договориться и, если фильм выходит на DVD, можно для этого выделить время перед началом, сделать паузу и рассказать про персонажей.

Еще мне трудно описывать современные мультфильмы — там иногда какие-то объекты на ножках, с ручками и глазами, и непонятно, кто это, медвежонок или не медвежонок, кружочек или шарик.

Об отношении к незрячим

Я сталкивалась с разной реакцией на слово «слепые» — некоторым все равно, как их называют, лишь бы отношение было нормальное, а некоторые хотят, чтобы придерживались в общении корректного термина «незрячие».

Обычно, когда ты обсуждаешь свою работу с представителями культурной среды, часто слышишь: «А зачем незрячему смотреть кино? Зачем им ходить в музей?» В таких ситуациях я рассказываю историю о том, что в Петербурге одно время была экскурсия — незрячих привозили на разведение мостов, и экскурсовод рассказывал о происходящем. Им рассказывали про то, как медленно светлеет небо, потому что белые ночи, и о том, как разводятся мосты. Они, конечно, слышали звуки — что вокруг очень много людей, они чувствовали атмосферу и всеобщую эйфорию. Экскурсия пользовалась большой популярностью.

Сами незрячие употребляют глагол «смотреть», то есть говорят: «Я посмотрел кино», «Я посмотрел разведение мостов». Это нужно доносить до наших деятелей культуры и общественности — тогда, возможно, они наконец-то начнут воспринимать незрячих людей как равноправных членов общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *