Тимпанопластика 3 типа что это
Тимпанопластика 3 типа что это
Следует подчеркнуть, что термин «тимпанопластика» в настоящее время применяется при ряде оперативных вмешательств различного диапазона: от обычного пластического закрытия существующей перфорации барабанной перепонки до весьма трудоемких операций по восстановлению разрушенной в большей или меньшей мере тимпанальной системы.
Даже специалист не всегда может ориентироваться, что подразумевается разными авторами под термином «тимпанопластика» в каждом конкретном случае. Обычное освежение краев перфорации путем прижигания трихлоруксусной кислотой по В. Н. Окуневу не должно считаться одним из видов пластических оперативных вмешательств. Закрытие сухого дефекта барабанной перепонки — центрального или краевого — при помощи смещения меатального лоскута на перфорацию после освобождения краев ее от эпителия следует называть мирингопластикой, или эндауральной пластикой барабанной перепонки. Это достигается тем, что края перфорации освежают путем вырезания острым маленьким скальпелем калезного края. Сама же тимпаноплаетика в зависимости от оперативного вмешательства должна подразделяться на: а) аттико-антротомию с тимпанопластикой преимущественно при адгезивных процессах и б) радикальную операцию с тимпанопластикой (преимущественно при гнойных и холестеатомных эпитимпанитах).
По предложению Вульштейна, в зависимости от характера поражения уха можно установить пять типов операций, улучшающих слух.
Первый тип — трансмеатальная пластика, т. е. пластика дефекта барабанной перепонки, проводимая через наружный слуховой проход. Второй тип — аттико-антротомия с образованием при помощи свободного трансплантата так называемой большой тимпанальной системы. Цепь слуховых косточек и сохранившуюся функционально годную часть барабанной перепонки при этом щадят.
Третий тип — радикальная операция с применением кожного трансплантата при отсутствии барабанной перепонки, молоточка и наковальни, но при сохранившемся стремечке (так называемая упрощенная тимпанальная система).
Четвертый тип — радикальная операция, применяемая при тех же дефектах в среднем ухе, что и при третьем типе, но при отсутствии ножек стремечка; в качестве трансплантата применяется сохранившаяся pars tensa барабанной перепонки или свободный лоскут, которые приживляются к промонториуму у края открытого овального окна.
Пятый тип — радикальная операция и операция фенестрации на горизонтальном полукружном канале в случае иммобилизация, стремечка резидуальным или отосклеротическим процессом.
Каждый тип операции предусматривает функциональный эффект, который, однако, колеблется в значительной степени и при однотипных операциях. В ряде случаев слух улучшается для восприятия звуков на 30 дб.
По мнению Вульштейна, все пластические операции при тимпанопластике должны производиться одновременно с санирующими операциями. Цельнер (Zollner) считает, что подобная тактика не всегда оправдывается, так как в ряде случаев одновременное выполнение санирующей и пластической операций приводит к неблагоприятному результату. По его мнению, двухмоментная операция легче выполнима и имеется большая уверенность в благоприятном исходе.
Как показывает наш опыт, больные, подлежащие операции тимпанопластики, должны подготавливаться предварительно: санируются верхние дыхательные пути, подготавливается среднее ухо путем удаления грануляций, полипов. При наличии холестеатомы последнюю нужно попытаться тщательно удалить промыванием через канюлю Гартмана жидкостью, растворяющей холестеатомные массы (сернатклиз, бензин), и стараться применением антибиотиков по возможности редуцировать нагноительный процесс.
Операцию санирующую и пластическую лучше проводить одномоментно. Опыт показывает, что при подобной предварительной подготовке послеоперационный период протекает гладко.
Тимпанопластика 3 типа что это
Тимпанопластики I, II и III типов включают реконструкцию барабанной перепонки и/или слуховых косточек. Кроме наличия аэрации среднего уха и статического давления, результаты послеоперационного слуха зависят от эффективности восстановления барабанной перепонки и цепи слуховых косточек.
а) Слух после восстановления барабанной перепонки. Хотя барабанная перепонка и отвечает за наибольшую прибавку звукового давления в барабанной полости, подробности процесса не вполне ясны. Движения нормальной барабанной перепонки сложны, особенно на частотах свыше 1000 Гц. Клинические наблюдения показывают, что хирургические техники, которые восстанавливают или сохраняют нормальную анатомию барабанной перепонки, могут приводить к хорошим результатам слуха.
Тем не менее, необходимы дополнительные исследования для определения оптимальных акустических и механических свойств восстановленной барабанной перепонки. Для примера:
(1) мало известно о механической значимости расположения фиброзных волокон в барабанной перепонке.
(2) Хотя и считается, что коническая форма нормальной барабанной перепонки играет важную роль в функционировании среднего уха, возможные эффекты изменения формы барабанной перепонки после операции пока не ясны.
(3) В то время как многие из существующих моделей функционирования барабанной перепонки сопоставимы с имеющимися данными, существуют большие различия в структурах моделей и не было уделено должного внимания достоверной оценке их различий и сходства.
Кроме того, эти модели в целом не были применены к восстановленным барабанным перепонкам. После совершенствования методов реконструкции барабанной перепонки станет возможным более глубокое изучение важных для ее функционирования структур.
Модель, прогнозирующая влияние увеличения массы слуховых косточек.
Увеличение массы слуховых косточек изображено на рисунке. Прирост массы показан по отношению к стремени с массой 3 г.
Шестнадцатикратное увеличение предполагает кондуктивное снижение слуха менее чем на 10 дБ и только на частотах более 1000 Гц.
б) Слух после реконструкции цепи слуховых косточек. В настоящее время широко используются различные трансплантаты и протезы слуховых косточек. Однако научные данные об оптимальных и механических свойствах протезов весьма скудны. Факторы, которые могут влиять на акустические характеристики протезов, включают их жесткость, вес, положение, напряжение, оказываемое протезом на перепонку и кольцевую связку, а также механические особенности, связанные со сцеплением барабанной перепонки и стремени с протезом.
В целом жесткость протеза не будет решающим фактором так долго, пока его жесткость не будет значительно больше, чем импеданс на границе подножной пластинки стремени и улитки. Как правило, протезы из костей кортикальной кости и различных синтетических материалов отвечают данному требованию.
Исследование методом моделирования и экспериментальные данные предполагают, что увеличение массы слуховых косточек не приводит к достоверному снижению передачи звука в барабанной полости. На рисунке ниже представлена прогностическая модель костно-воздушного разрыва в результате увеличения массы слуховых косточек, по отношению к массе стремени, которая составляет 3 мг. Увеличение массы в 16 раз приводит к кондуктивной потере слуха менее 10 дБ и только на частотах больше 1000 Гц.
Положение протеза является важным для его функционирования. Измерения на препарированных человеческих височных костях показывают, что для наиболее оптимальной передачи угол между стременем и протезом должен быть менее 45°. Есть также свидетельства того, что некоторые колебания в положении протеза ведут к незначительным изменениям. В частности, считается, что идеальным местом прикрепления протеза является рукоятка молоточка, однако, экспериментальные данные показывают, что приемлемые результаты могут быть получены также путем установки протеза диаметром 3-4 мм в задневерхний квадрант перепонки.
Напряжение протеза создаваемое в среднем ухе, которое, как правило, задается длиной протеза, является решающим для результатов слуха. Механическое сопротивление биологических структур по своей природе нелинейно, и такие измерения как тимпанометрия, показали, что барабанная перепонка и круглая связка выступают в качестве линейных элементов только в диапазоне малых движений (менее чем 10 микрон), связанных с физиологическими уровнями звука.
Более значительные смещения круглой связки и мембраны придают излишнюю жесткость этим структурам. Большие статические смещения, производимые протезом, длина которого слишком велика, будут излишне растягивать круглую связку и барабанную перепонку, приводя к повышенной жесткости этих структур, уменьшению подвижности перепонки и слуховых косточек, а также к костно-воздушному разрыву. В настоящее время не существует методов для объективной оценки напряжения протеза во время операции, и разработка подобного теста послужит большим подспорьем для отохирургов.
Схема тимпанопластики III типа, стременная колумелла.
Трансплантат, выполняющий функцию барабанной перепонки (ТМ), обычно это височная фасция, помещен непосредственно на головку стремени.
Эта процедура обычно выполняется в сочетании тимпанопластикой открытого типа.
RW — круглое окно.
«Сцепление» характеризует степень прикрепления протеза к подножной пластинке и барабанной перепонке, а в зависимости от этого наличие или отсутствие нарушения звуковой передачи на концах протеза. Таким образом, передача звука по протезу эффективна только в случае хорошей фиксации его обоих концов. Клинические наблюдения показывают, что достаточно редко удается добиться фиксации протеза на подножной пластинке стремени.
Следовательно, недостаточное сцепление протеза и подножной пластинки может быть важной причиной наличия послеоперационного костно-воздушного разрыва. Количественные показатели физических факторов для подтверждения сцепления отсутствуют, определяя необходимость дальнейших исследований в будущем.
в) Слух после тимпанопластики III типа, стременной колумеллы. Классический тип тимпанопластики III типа или стременная колумелла включает перемещение трансплантата из височной фасции, замещающего барабанную перепонку, непосредственно на головку стремени, таким образом слуховые косточки замещаются одной колумеллой, представленной стременем. Эта тимпанопластика, как правило, является тимпанопластикой открытого типа. Результаты слуха после этой процедуры значительно варьируют, демонстрируя костно-воздушный разрыв от 10 до 60 дБ.
Большой костно-воздушный разрыв (40-60 дБ) возникает в результате фиксации стремени, нарушения аэрации среднего уха, или того и другого вместе. Когда стремя подвижно и среднее ухо вентилируется, костно-воздушный разрыв в среднем составляет 20-25 дБ, возникая в результате малой прибавки звукового давления среднего уха из-за реконструктивной операции. Экспериментальные и клинические исследования тимпанопластики III типа показали, что внедрение тонкого хрящевого диска между трансплантатом и головкой стремени увеличивает слух на низких частотах от 5 до 10 дБ.
Мы предполагаем, что хрящ увеличивает «эффективную» площадь трансплантата, которая передается на стремя, что ведет к увеличению вклада среднего уха в передачу звукового давления в оперированном ухе.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Тимпанопластика
Оториноларингологическое отделение и челюстно-лицевая хирургия
Реконструктивные операции при хронических гнойных средних отитах, предусматривающие санацию уха и улучшение слуха, получили название тимпанопластики. Их начали внедрять в клиническую практику в 50—60-х годах XX века, и в настоящее время они нашли широкое применение при самых различных видах деструкции звукопроводящего аппарата среднего уха, часто без сочетания с санирующим вмешательством. Термин «тимпанопластика» стал означать лишь реконструктивный тип операции вне связи с санирующей, поэтому для обозначения одномоментного выполнения хирургической санации и реконструкции указывают оба вида вмешательств: «санирующая операция (реоперация) с тимпанопластикой (первичной, повторной) ».
При этом характер и объём производимых мероприятий напрямую зависят от степени поражения звукопроводящей системы. На практике принято выделять четыре основные группы патологических форм.
По предложению Вульштейна (Wullstein, 1968 г. ) выделяют пять типов тимпанопластики:
Показания и противопоказания
Тимпанопластика показана большинству больных хроническим гнойным средним отитом. Однако в настоящее время некоторые хирурги предпочитают производить тимпанопластику на «сухом» ухе, т. е, либо после проведенного санирующего (консервативного или хирургического) лечения, либо после спонтанной ликвидации воспалительного процесса. Другие хирурги выполняют тимпанопластику более широко, часто сочетая ее с санирующей операцией.
Различают клинико-морфологические и функциональные показания к тимпанопластике.
В основе клинико-морфологических показаний лежит степень патологоанатомических разрушений и интенсивность воспалительных изменений. Хирург может попытаться осуществить тимпанопластику почти в каждом случае хронического среднего отита, за исключением тех случаев, когда она противопоказана. Намного труднее сохранить сформированную систему звукопроведения.
Противопоказания могут быть безусловными и условными.
Вопрос о тимпанопластике на единственном слышащем ухе решают очень осторожно и индивидуально. Если объем минимален (например, только мирингопластика или инкудопластика), то хирург может выполнить операцию. Однако если при реконструкции требуется удаление рубцовой ткани из ниши окон лабиринта или если дефект барабанной перепонки большой и колюмелла устанавливается между основанием стремени и трансплантатом, когда трудно рассчитать наиболее рациональную длину колюмеллы, то от операции следует отказаться.
Для планирования этапности тимпанопластики удобно разделить все формы перфоративных средних отитов на «сухие» и экссудативные (гнойные и негнойные). Негнойные экссудативные формы можно расценивать как гнойные в стадии длительной ремиссии, но клинически протекающие с преобладающим поражением слизистой оболочки. В зависимости от характера выделений и состояния слизистой
оболочки они могут быть серозными и мукозными (секреторными). В свою очередь среди гнойных форм можно условно выделить формы с преобладанием поражения костной ткани (кариозные, грануляционные) или слизистой оболочки (гиперпластические, секреторные) и с образованием холестеатомы.
Такая классификация удобна для определения этапности тимпанопластики и подготовки уха к ней. Перед тимпанопластикой во всех случаях полезно провести курс общеукрепляющей терапии и обязательно санацию верхних дыхательных путей с восстановлением носового дыхания. Наличие «сухого» уха определяет возможность выполнения тимпанопластики без особой подготовки, если нет противопоказаний. При гнойных отитах необходимо провести 1—2-недельный курс предварительной интенсивной консервативной терапии. При заметной тенденции к выздоровлению целесообразно курс консервативной терапии продолжить далее с тем, чтобы через 3— 6 мес произвести тимпанопластику на «сухом» ухе без расширенного вмешательства. В других случаях после 1—2-недельной терапии следует приступить к санирующей операции, во время которой хирург решает вопрос о возможности и этапности тимпанопластики.
Тимпанопластика на этапе санирующей операции возможна в следующих случаях:
1) при сохранении малоизмененной слизистой оболочки на медиальной стенке барабанной полости в пределах не менее 1/3, главным образом в области устья слуховой трубы, окон лабиринта и промонториальной стенки;
2) при хорошей проходимости слуховой трубы;
3) при отсутствии холестеатомы в барабанной полости;
4) при отсутствии костной облитерации окна улитки.
После операции пациент находится в постели в течение суток. Антибиотики назначают на 7—10 дней. Швы снимают через 5—7 дней. Слуховой проход освобождают от тампонов постепенно. На 2-й день удаляют наружный тампон и после инсуффляции антибиотика вновь вводят стерильную турунду; на 3, 4 и 5-й день проводят то же самое; находящиеся глубоко шарики ваты не меняют, если они сухие или слегка пропитаны сукровичным отделяемым, если нет болей в ухе и других признаков обострения процесса в среднем ухе. С 6— 7-го дня начинают удалять глубоко расположенные шарики и обычно при отсутствии обострения удаление шариков заканчивается на 7—8-й день. К 9—10-му дню удаляют и резиновые полоски. Однако, при повышенной раневой экссудации их вынимают раньше. Такая же тактика применима и для тимпанопластики при интактной канальной антромастоидэктомии, поскольку барабанную полость дренируют еще и через антрум. При интрамеатальной или эндауральной тимпанопластике у больных с воспалительным процессом в среднем ухе растампонирование слухового прохода осуществляют раньше и заканчивают к 4—5-му дню. Дренаж, введенный под меатотимпанальный лоскут, удаляют по мере исчезновения необходимости в нем (в среднем через 10—14 дней). При необходимости более длительного дренирования дренаж меняется несколько раз.
Тимпанопластика
Тимпанопластика – это операция на среднем ухе, в ходе которой восстанавливается барабанная перепонка, косточки, обеспечивающие передачу звуковых вибраций, а зачастую проводится и санация слухового прохода. Ход хирургического вмешательства определяется видом патологии среднего уха и необходимостью восстановления анатомической целостности слухового аппарата.
Долгое время не существовало объективных способов помощи больным в восстановлении слуха, и лишь в 60-х годах прошлого века была разработана методика операций на ухе, позволяющих восстановить барабанную перепонку. Для изготовления первых протезов слуховых косточек (молоточка, стремечка и наковальни) в то время использовали стоматологический композит. Несколько позже с этой же целью начали применять биокерамику, титан и другие материалы, обладающие высокой совместимостью с тканями человеческого организма.
Показаниями к операции на ухе методом тимпанопластики служат:
Ныне каждая вторая операция на ухо – тимпанопластика, потому как именно она позволяет эффективно устранить причины нарушения слуха при наиболее щадящем вмешательстве.
Выбор вида процедуры и ход операции определяются специалистом заранее на основании диагностики состояния слухового прохода.
Виды тимпанопластики
Ход хирургического вмешательства предопределяется степенью разрушения барабанной перепонки и процессом, протекающим в слуховой трубе. Существуют три основных вида операции:
Каждая из операций заканчивается пластикой барабанной перепонки. А при наличии гнойного процесса в полости среднего уха, его подвергают и санированию антибактериальными растворами.
Тимпанопластика в Германии: ход операции и сроки госпитализации
Важнейшие процессы и манипуляции, восстанавливающие слух и избавляющие от дискомфорта и боли, всегда остаются за кадром внимания пациента, хотя операция и не подразумевает применения наркоза. Проводят ее под местной анестезией, а длительность напрямую связана со сложностью – тимпанопластика 1 типа выполняется около 40 минут, в то время как имплантация косточек может занять до полутора часов.
На протяжении 3-5 суток после операции пациент остается в клинике под чутким надзором врачей. Первые 2-3 дня в глоточное устье евстахиевой трубы вводят сосудосуживающие и противовоспалительные препараты, предотвращающие скопление жидкости в среднем ухе.
Через неделю после операции на ухе пациент может быть направлен домой, но полная реабилитация и восстановление функций растягивается на 2-4 недели. В этот период необходимо соблюдать ряд предписаний, которые позволят избежать дискомфорта и ускорят заживление:
Эффективность
Тимпанопластика в Германии считается самым эффективным методом восстановления слуха при повреждениях среднего уха. При этом она отличается краткими сроками реабилитации и прекрасной переносимостью.
При проведении тимпанопластики 1 и 2 типа в большинстве случаев слух восстанавливается полностью, при третьем типе удается добиться остановки патологического процесса и адаптации к звуку мощностью 20-30 дБ, чего вполне достаточно для комфортного самочувствия и жизнедеятельности.
DMU: сопровождение операции в Германии
Только стремительно теряя остроту слуха, можно осознать, насколько прекрасно слышать простые повседневные слова, беседу близких людей и шелест листвы. Такая операция, как тимпанопластика в Германии, способна помочь Вам в восстановлении этих прекрасных ощущений. Она избавит от хронических болей и выделений из уха. Причем Вам не придется беспокоиться об оформлении документов, подсчете стоимости процедуры и языковых барьерах – все организационные вопросы возьмет на себя профессиональная команда медицинской группы DMU:
Обращение в DMU подарит Вам экспертный подбор клиники и профессора, возможность спокойного лечения без решения сложных организационных задач.
Тимпанопластика
Тимпанопластика представляет собой функциональную реконструктивную операцию на среднем ухе, выполняемую с целью улучшения слуха и устранения гнойного процесса. Она проводится по следующим медицинским показаниям:
Объем и характер хирургического вмешательства зависят от разновидности поражения, типа воспалительного процесса. При так называемом «сухом» отите операция проводится без предварительной подготовки. В случае экссудативной формы требуется 2-недельное консервативное лечение.
В настоящее время существует множество техник тимпанопластики, согласно классификации Вульштейна, выделяют следующие типы операций:
После тимпанопластики в ушную раковину вставляют тампон с мазью, накладывают повязку. Самостоятельно проводить замену тампона не рекомендуется из-за высокой вероятности инфицирования. Обработку раны за ушной раковиной выполняют с помощью антисептических растворов. В постоперационный период назначают антибиотикотерапию, при сильных болевых ощущениях — болеутоляющие препараты.
Во время реабилитации пациент может чувствовать небольшое раздражение, покалывание, бульканье в прооперированной области. Эти необычные явления исчезают без специального лечения в течение недели. Для быстрого заживления и снижения риска осложнений нужно соблюдать определенные правила:
Операция на среднем ухе технически достаточно сложная, требует от хирурга огромного опыта и профессионализма. Существует вероятность механического повреждения лицевых нервов, барабанной полости, возникновения лабиринта. К осложнениям относятся также распространение инфекционно-воспалительных процессов, ухудшение или полная потеря слуха, образование рубцов. Указывать на развитие побочных эффектов могут следующие симптомы:
Сеть клиник пластической хирургии и косметологии профессора Блохина С.Н. и доктора Вульфа И.А.
ООО «Веста-Дент»
Москва, м. Чкаловская или м. Курская, пер. Казарменный, д. 10, стр. 5