Тиннитус маскер что это
Клуб Любителей Тиннитуса
Тиннитус-маскеры — это устройства, построенные на основе простейшего генератора белого шума. Цель тиннитус-маскера — примешивать звуки к обычной среде тиннитус-страдальца. Примешиваемые звуки могут быть естественного происхождения (звуки природы) или искусственного (синтезированного). Генерируемые звуки перекрывают или маскируют шум/звон. Маскеры можно носить в ухе, над ним или за ним (особенно актуально для людей с тугоухостью кондуктивного типа), также его можно расположить на столе или в любом другом удобном месте. Обычно звук представляет собой белый шум или музыку; в некоторых случаях это может быть конкретный звуковой образ, специально построенный с учетом индивидуальных характеристик пациента.
Субъективная громкость шума в ушах характеризуется так называемым порогом восприятия. Данная величина показывает, насколько шум в ушах превышает шум окружающей среды. Повышая уровень внешних шумов (проигрывая белый шум в ухе), мы понижаем кажущуюся громкость тиннитуса. Громкость шумомаскировки обычно близка к громкости тиннитуса или немного её превышает. Звук, используемый в шумомаскировке, следует подбирать таким образом, чтобы он был успокаивающим и менее навязчивым, чем шипяще-звенящие звуки тиннитуса. В зависимости от громкости шума тиннитус может быть полностью или частично замаскирован. Шумомаскировка не может уменьшить или устранить тиннитус, но облегчает самочувствие страдальца, уменьшая влияние тиннитуса на человека.
Эффективность шумомаскировки может зависеть от способности человека испытывать так называемое остаточное торможение: временное подавление шума в ответ на определённые звуковые образы.
Механизм шумомаскировки можно объяснить по аналогии с использованием ароматизаторов воздуха. Если в воздухе присутствуют неприятные запахи, а добиться смены воздуха нет никакой возможности, то неприятные запахи маскируют с помощью ароматизаторов, чей аромат их «забивает». При этом дурные запахи никуда не делись, но находиться в помещении с ароматизатором становится комфортнее.
Есть ещё одна аналогия. Если в тёмном помещении кто-то мигает фонариком, то свет неприятно бьёт по глазам, вызывая раздражение. Но если включить верхний свет, то мигание фонариком перестанет раздражать, потому что не будет сильного контраста между светом и тьмой. В случае с тиннитусом этот контраст наблюдается между шумом и тишиной. Поэтому, обогащая звуковую среду, мы снижаем этот контраст.
История
Идея подавлять субъективный шум внешним звуком клинически была реализована в середине 1970-х годов доктором Джеком Верноном (Jack Vernon), который сообщил об эффективности использования белого шума в борьбе с тиннитусом. [1]
Подавление против шумомаскировки
Подавление тиннитуса схоже с шумомаскировкой, но отличается от неё. Это акустический или неврологический эффект, который приводит к временному подавлению тиннитуса. Данный эффект возникает от прослушивания специально подобранных звуков в течение непродолжительного времени. После окончания звучания возможно полное (абсолютная тишина), или частичное подавление тиннитуса. Большая часть лиц (70–90%) могут испытать этот эффект. После периода тишины тиннитус постепенно возвращается к исходному уровню. В 90% случаев эффект длится до пяти минут, но изредка его продолжительность может составить час или более. Период полной тишины обычно длится от нескольких секунд до минуты. Если специально подобранный звук повторяется, тиннитус может быть подавлен до тех пор, пока продолжается повторение.
Остаточное торможение (ингибирование)
Остаточное торможение (ингибирование) впервые описано в 1903 году. Мощный звук с правильно подобранной частотой и интенсивностью кратковременно ослабляет или подавляет тиннитус. Специально подобранный звук, используемый для ингибирования, принято называть «триггером», чтобы отличить его от широкополосного белого шума, используемого для шумомаскировки. Звук триггера тщательно согласован с высотой и спектром тиннитуса, а громкость должна быть выше субъективной громкости шума. Триггерный звук подаётся в одно или оба уха и длится одну – две минуты. Не каждый способен испытать остаточное торможение. Скорее всего, для таких лиц шумомаскировка будет неэффективна.
Акустические свойства
При шумомаскировке важно принимать во внимание следующие свойства генерируемого звука: насколько этот звук является назойливым или отвлекающим сам по себе. Маскирующий звук может иметь различные временные, спектральные и амплитудные характеристики. В некоторых случаях маскирующий звук настраивают, учитывая частоту, громкость и другие особенности субъективного шума. Но даже если частоты маскирующего звука значительно отличаются от частоты тиннитуса, они способны замаскировать шум в ушах, если маскирующий звук имеют достаточную громкость. Минимальная энергия (или громкость) шумомаскировки достигается, как правило, при максимальном совпадении частоты и ширины полосы маскирующего звука и тиннитуса. Близкое совпадение частоты и ширины полосы не всегда бывает эффективной. Замечено, что иногда шумомаскировка с другой частотой или шириной полосы более эффективно маскирует субъективный шум. Это указывает на различную природу звона в голове/ушах.
В качестве шумомаскировки может быть использована музыка или естественные звуки, широполосный белый или розовый шум, узкополосный белый шум, зубчатое звуковое поле, частотно или амплитудно модулированный звук, прерывистый импульсный звук или другой звуковой паттерн. Изменяющийся звук может быть более эффективным, чем белый шум или фоновая музыка, маскирующая тиннитус. [2] Например, в методе ACRN как раз используется череда звуков с изменяющимися тонами. Многие страдальцы замечают облегчение при использовании этого метода шумомаскировки.
Исследования показали, что широколосные маскеры раздражают меньше, чем маскеры, выдающие чистый тон. Раздражающий эффект широкополосных маскеров пропорционален ширине полосы. Прерывистая шумомаскировка раздражает сильнее, чем непрерывная. А контроль над центральной частотой и шириной полосы важен для снижения раздражения от шумомаскировки.
Ограничения
Качество шумомаскировки достигается не только спектром маскирующего звука, но и амплитудой. В некоторых случаях амплитуда сигнала настолько велика, что вызывает дискомфорт. В таких случаях тиннитус считают не поддающимся маскировке. Частотные и прочие характеристики тиннитуса могут изменяться с течением времени. Эти изменения могут быть временными или постоянными, а также иметь циклический характер. В связи с этим может потребоваться периодическая корректировка для оптимальной маскировки тиннитуса. Поэтому фиксированная запись, например, на CD, DVD, в аудиофайл, может являться не очень эффективным решением.
Не следует забывать о безопасности: «безопасная» громкость зависит от продолжительности звучания маскирующего звука. Для шумомаскировки, используемой непрерывно или большую часть дня, безопасный уровень громкости составляет не более 70 дБ. Данный уровень считается предельно безопасным при круглосуточном воздействии окружающего шума по данным Агентства по охране окружающей среды США. Шумомаскировка с громкостью свыше 45 дБ (звуковой фон в среднестатистическом помещении) может начать мешать пониманию разговорной речи (около 60 дБ).
Маскировка высокочастотного тиннитуса (свыше 6000 Гц) затруднена из-за резонансных характеристик человеческого уха, а также из-за технических ограничений звуковоспроизводящих устройств, располагаемых в ухе. Резонансная частота человеческого уха колеблется в диапазоне частот, концентрирующихся около 3000 Гц. На резонансных частотах акустическое давление, передаваемое к среднему и внутреннему уху, имеет максимальную величину. Далее частотная характеристика уха спадает примерно на 7-12 дБ на октаву в сторону высоких частот. К сожалению, большинство случаев тиннитуса связано с потерей слуха, и чаще всего слух снижен на высоких частотах. На этих же высоких частотах и шумит тиннитус. Большинство маскеров эффективны до 6000 гЦ. Дальнейший рост частоты приводит к росту искажений и может вызывать отказ устройства.
Минимальный уровень маскировки
Минимальный уровень маскировки — минимальная амплитуда узкополосного шума с центром по пику частот тиннитуса (или диапазона частот), необходимого для полной маскировки шума в ушах.
Устройства
Тиннитус-маскеры обычно используются тиннитус-страдальцами во время попыток заснуть, или отдохнуть. В это время они находятся в тихом окружении, и тиннитус проявляет себя наиболее назойливо. Обычно больные используют CD или MP3 проигрыватели или прикроватные генераторы шума (вентиляторы, включённые компьютеры, лампы с шумящими дросселями). В настоящее время можно купить подушки со встроенными динамиками. Их хорошо использоваться для шумомаскировки, не беспокоя окружающих. Лично я предпочитаю спать в наушниках.
Данные маскеры используют успокаивающие звуки природы, такие как шум морского прибоя, дождя, ручья, водопада, или синтезированные звуки, такие как белый шум, розовый шум или коричневый шум. Это помогает слуху быть менее чувствительным к звону в ушах и способствует расслаблению, снижению тревоги за счёт уменьшения контраста между собственным тиннитусом и звуковым фоном.
Продвинутые маскеры в своих программах могут использовать сочетание природных и синтетических звуков, накладывать фильтры на генераторы шума с учётом конкретных частот с целью добиться максимального подавления звуков собственного тиннитуса.
Некоторым страдальцам маскировка требуется круглосуточно. Эти люди могут использовать носимые слуховые аппараты с функцией шумомаскировки. Подобные аппараты не только усиливают окружающие звуки, но и способны подмешивать широкополосный белый шум. В последнее время появилась информация об аппаратах, способных воспроизводить звуки природы.
Игорь Горбенков, 14 декабря 2016 года
Есть желание поддержать проект? Ознакомьтесь, что вы можете сделать.
От чего появляется тиннитус и можно ли его вылечить
Автор: Редакция Мастерслух
Пациенты с тиннитусом слышат несуществующий во внешней среде звук. Если вы сидите в тихой комнате и ощущаете в ушах гул, звон или пульсацию, скорее всего, вы заложник этой неприятной болезни. Слуховая дисгармония начинается внезапно и продолжается долго — от 7 минут. Она не связана с событиями (только что закончившийся концерт, например) и возникает в результате активной деятельности нервной системы. При этом механические процессы, происходящие в улитке, ни при чем.
Шум в ушах характерен для взрослых и пожилых людей. Расскажем о причинах возникновения тиннитуса, диагностике, лечении и профилактике.
Почему возникает тиннитус
Не всегда шум в ушах аномальный. В некоторых случаях он связан с самовыслушиванием звуков организма: вы слышите, как сокращаются мышцы, течет кровь, двигаются связки и суставы. В этом случае диагноз – объективный шум в ушах. В отличие от субъективного, он регистрируется аппаратурой. Однако этот диагноз скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев у пациентов тиннитус. Причины его возникновения следующие:
Нередко причиной субъективного шума в ушах становится травма головы.
При каждом заболевании звук выражается по-своему. При сенсоневральной тугоухости он разной тональности и интенсивности. При кондуктивной – низкочастотный со стойким ощущением заложенности уха. При внутричерепных опухолях шум непостоянный, долбящий, усиливается при головной боли или смене положения тела. Для сосудистых заболеваний характерен пульсирующий звон.
Диагностика тиннитуса
Если у вас нет какого-либо диагноза, но вы слышите шум в ушах, обратитесь к сурдологу.
В первую очередь он исключит наличие объективного ушного шума. Для этого выслушает фонендоскопом разные области головы и лица. После проведет наружный осмотр ушей, направит на сдачу крови и прочих анализов при необходимости. Изучив результаты, сурдолог проведет тональную аудиометрию, чтобы понять, как тиннитус отражается на способности слышать и разбирать речь. Другие способы инструментальной диагностики (в том числе МРТ головного мозга и шейного отдела) остаются на усмотрение специалиста, он согласует их с вами на месте.
Сурдолог смотрит наличие патологий в ушном проходе: они нередко являются причиной тиннитуса
Как лечить субъективный шум в ушах
Лечение состоит из комплекса мероприятий. Прежде всего, врач выписывает лекарства: вазоактивные, ноотропные, мышечные релаксанты, витамины и пр. Если природа возникновения шума неврологическая, сурдолог отправляет вас к психиатру, чтобы тот назначил нейролептики или транквилизаторы.
Также сурдолог может назначить операцию, если обнаружит в ухе патологию. Крайне редко хирургическое вмешательство показано при заболеваниях вегетативной нервной системы. В этом случае врачи механически воздействуют на нервы шейного отдела или барабанной плоскости.
Еще один метод лечения — слухопротезирование. Его применяют, если есть тенденция к снижению слуха. Слуховой аппарат усиливает внешние звуки, тем самым маскируя субъективные ощущения шума.
Новым словом в лечении тиннитуса стала Notch-терапия, она облегчает состояние без маскировки за счет подавления нейральной гиперактивности латеральным торможением. Реализована эта функция в слуховых аппаратах Signia primax.
От операций все чаще отказываются в пользу слухопротезирования
Реабилитация и профилактика тиннитуса
Реабилитация при тиннитусе предполагает ограничение пребывания в местах с повышенным уровнем шума. Однако тишина тоже усугубляет болезнь: на консультации врач расскажет, как организовать день, чтобы избежать крайностей. Также он выпишет индивидуальные средства защиты для ушей и покажет, как ими пользоваться. Если для лечения вам назначили слуховой аппарат, предстоит его настроечная сессия и периодическое техобслуживание. В этом случае срок реабилитации увеличится, так как придется учиться слышать и разбирать слова в приборе.
Что касается профилактики тиннитуса, она простая: используйте вкладыши для защиты ушей, если работаете на производстве или в ином шумном месте. Поменьше слушайте громкую музыку в наушниках или откажитесь от них вовсе.
Кстати, многие знаменитости страдают от шума в ушах. Прочтите, что они думают по этому поводу в статье «Маленькие секреты больших звезд: 10 слабослышащих знаменитостей – часть 1». Желаем здоровья!
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Все работы хороши, выбирай на вкус! Востребованные профессии для глухих и слабослышащих
«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности. Читать далее →
«Чтобы лучше слышать тебя, внученька». Три лайфхака, которые помогут убедить пожилого члена семьи носить слуховой аппарат
Заставлять никогда никого нельзя. Но попытаться кое-что сделать можно… Читать далее →
Слуховые аппараты и музыка… совместимы
Современные высокотехнологичные устройства позволяют наслаждаться любимыми мелодиями и песнями. При соблюдении некоторых условий, конечно. Читать далее →
Воспринимаемая громкость тиннитуса, называемая уровнем ощущения (SL), показывает, насколько громче шум в ушах по сравнению с окружающим шумом. Повышая уровень окружающего шума (воспроизводя белый шум в ухе), кажущаяся громкость шума в ушах уменьшается. Уровень шума близок к воспринимаемой громкости тиннитуса и обычно несколько превышает его. Создаваемый шум призван быть успокаивающим и менее навязчивым звуком, чем звон или шипение в ушах. В зависимости от громкости шума шум в ушах может быть полностью или частично замаскирован. Маскировка шума в ушах не может уменьшить или устранить шум в ушах, а только снижает осведомленность о нем.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Идея о том, что внешний звук может подавлять восприятие внутреннего звука, была впервые реализована клинически в середине 1970-х годов доктором Джеком Верноном, когда он сообщил, что белый шум эффективен для уменьшения шума в ушах.
Подавление против маскировки
Остаточное торможение
Акустические качества
Необходимо учитывать два качества маскатора тиннитуса: насколько эффективно маскирование и насколько навязчивым или отвлекающим является сам генерируемый звук.
Маскирующий звук может иметь различные временные, спектральные и амплитудные характеристики. В некоторых случаях звук настраивается на высоту, громкость и другие качества шума в ушах. Однако частоты, сильно отличающиеся от частоты шума в ушах, могут также маскировать шум в ушах, если они имеют достаточную громкость. Маска минимальной энергии (или громкости) обычно точно соответствует центральной частоте и ширине полосы шума в ушах. Но также было обнаружено, что маска от шума в ушах, близкая к частоте шума в ушах, может быть неэффективной, в то время как маска с другой частотой или полосой пропускания эффективно маскирует шум в ушах. Это указывает на различное происхождение шума в ушах.
Маскаторы тиннитуса могут использовать музыку или естественные звуки, широкополосный белый или розовый шум, узкополосный белый шум, зубчатое звуковое поле, звук с частотной или амплитудной модуляцией, прерывистый импульсный звук или другой узорчатый звук. Звук с временным узором может быть более эффективным для маскировки шума в ушах, чем белый шум или фоновая музыка.
Исследования показали, что полосовые маскеры меньше раздражают, чем чистые тональные маскеры, что рейтинг раздражения полосовых маскеров пропорционален полосе пропускания, что прерывистые маскеры раздражают больше, чем непрерывные, и что контроль над центральной частотой и полосой пропускания важен для минимизации помех. раздражение маскеров.
Ограничения
В дополнение к спектру маскирующего звука амплитуда определяет степень достигнутой маскировки. В некоторых случаях необходимая амплитуда маскирования настолько высока, что вызывает дискомфорт у пользователя звукового генератора, поэтому шум в ушах считается немаскируемым.
Частота и другие характеристики шума в ушах могут изменяться со временем, а изменения могут быть временными или постоянными. Они также могут быть цикличными. Поэтому оптимальную маску от шума в ушах, возможно, потребуется периодически корректировать в течение дней, часов или даже минут. Таким образом, фиксированная запись (например, CD, DVD или аудиофайл) маски тиннитуса не является очень эффективным приложением.
Существуют также проблемы безопасности, связанные с использованием маскировщиков тиннитуса: «безопасный» уровень непрерывного звука зависит от продолжительности звука. Для маскеров, которые носят постоянно или большую часть дня, безопасный уровень составляет не более 70 дБ в соответствии с максимальным безопасным уровнем воздействия EPA для 24-часового шума окружающей среды. Маскеры громче 45 дБ или около того (уровень окружающего фона средней жилой площади дома) могут начать мешать пониманию разговора (около 60 дБ).
Маскировка высокочастотного шума в ушах (> 6000 Гц) затруднена из-за резонансных характеристик человеческого уха, а также из-за ограничений в отношении высоких частот внутриушных устройств. Ухо имеет резонансную частоту (наивысшую частотную характеристику) 3000 Гц и очень крутой спад в 26 дБ / октаву на высоких частотах. К сожалению, в большинстве случаев шум в ушах связан с потерей слуха, а потеря слуха и шум в ушах чаще всего возникают с высокой частотой. Большинство маскеров ограничены эффективной выходной частотой около 6000 Гц. Более высокая частота выходного сигнала приводит к увеличению искажений и может вызвать отказ устройства.
Минимальный уровень маскировки
Устройства
Люди, страдающие тиннитусом, обычно используют маскирующие средства, когда пытаются уснуть или расслабиться, поскольку именно в этих тихих условиях шум в ушах наиболее заметен. Обычно они имеют форму компакт-дисков или MP3-записей или генераторов прикроватного шума. При использовании вместе со звуковой подушкой (которая содержит небольшие встроенные динамики) они могут маскировать звуки тиннитуса человека, не беспокоя его / ее партнера.
Более продвинутые программные маскеры тиннитуса могут использовать комбинацию естественных и синтетических звуков или генератор фильтрованного шума, адаптированный для маскировки определенных частот, на которых ощущается сигнал шума в ушах.
Некоторым больным требуется постоянная маскировка. Эти люди могут использовать носимые слуховые аппараты, которые усиливают окружающий звук, генерируют широкополосные звуки низкого уровня, такие как белый шум, или комбинированные устройства, которые объединяют обе функции в одном устройстве.
Для маскировки шума в ушах можно использовать стандартный слуховой аппарат; характеристики настройки и усиления отличаются от тех, которые используются для компенсации потери слуха. Исследование, проведенное Джалилвандом в 2015 году, показало, что слуховые аппараты вместо маскеров тиннитуса, используемых для усиления звуков, помогли с восприятием тиннитуса у ветеранов с тиннитусом, вызванным взрывом.
Звуковые генераторы (маскирующие устройства) получили одобрение класса II от FDA. Однако они считаются «экспериментальными, экспериментальными или бездоказательными» методами лечения.
Вибрационные маскеры
Есть один отчет о вибрационном маскировщике костной проводимости, который передает основную частоту 60 Гц с регулируемыми гармониками до 1000 Гц. Коммерческое устройство, основанное на этом феномене (Aurex3), было одобрено FDA.
Высокочастотные звуковые и ультразвуковые маскеры костной проводимости
Новым достижением в управлении тиннитусом является использование звука высокого разрешения (10–20 кГц) или ультразвука (20–100 кГц) через костную проводимость.
Эффективность
В Кокрановском обзоре 2012 года говорится, что имеющиеся исследования не демонстрируют убедительных доказательств эффективности звуковой терапии, включая маскировку тиннитуса, при лечении тиннитуса.
Клиническая практика
Исследовать
Применение тиннитус-маскера в сочетании с консультированием в рамках тиннитус-терапии
Андресса Виталь Рохаa
Мария Фернанда Капоани Гарсиа Монделли
ВВЕДЕНИЕ
Связь между тиннитусом и нарушением слуха обусловлена сенсорной депривацией, вызванной нарушением слуха, так как она приводит к функциональным и структурным изменениям слуховой системы в целом. Повреждения улитки сопровождаются снижением активности слухового нерва, для компенсации этого дефицита нейронная активность повышается практически во всей центральной слуховой нервной системе (ЦСНС). Увеличение активности ЦСНС служит отличительным признаком гиперактивности нейронных структур, которая приводит к возникновению шума нейросенсорного происхождения. Этот шум может быть закреплен собственной нервной системой, что приводит к ощущению тиннитуса.
Теоретические выводы предполагают, что тиннитус является результатом изменений в центральной нервной системе, вызванных уменьшением афферентного звукового стимула. Прогноз, вытекающий из этой теории, заключается в том, что компенсация этого афферентного стимула может помочь предотвратить или обратить изменения в неудовлетворительно адаптированной ЦСНС, которые сопутствуют возникновению тиннитуса. Например, эту сниженную афферентацию могла бы компенсировать акустическая стимуляция.
Акустическая стимуляция заключается во введении звукового насыщения в повседневную жизнь пациента; ее целью является снижение тиннитуса. В случае с менее специализированным лечением пациенту могут посоветовать использование следующих стратегий: музыка на заднем фоне во время выполнения повседневной деятельности, использование звуков для релаксации, прослушивание музыки через наушники, использование подушек с микрофоном, использование водных фонтанов, использование тиннитус-маскера со слуховым аппаратом для тиннитус-терапии и обычным слуховым аппаратом (СА).3 Слуховой аппарат обеспечивает усиление звуков окружающей среды: это маскирует тиннитус и снижает степень привыкания посредством звукового обогащения; ТМ является источником широкополосного шума, песен или других спектрально модифицированных звуков.
Существует потребность в научных данных, связанных с лечением тиннитуса, которые помогли бы медицинским специалистам принимать решения, назначать терапию пациентам и разрабатывать клинические рекомендации с целью выбора индивидуального подхода к каждому пациенту с нарушением слуха или без него.
Целью данного исследования является подтверждение эффективности тиннитус-маскера (ТМ), используемого совместно с консультированием в рамках тиннитус-терапии у людей с нарушением слуха и без него, в отношении снижения неудобств и влияния тиннитуса.
МЕТОДЫ
Было проведено проспективное когортное нерандомизированное клиническое исследование; исследование было утверждено Комитетом по этике медицинских исследований и проводилось под №18001213.4.0000.5417 в клинике аудиологии и патологии языка и речи.
В выборку данного исследования были включены 30 пациентов обоих полов. Они жаловались на двусторонний хронический тиннитус и были разделены на две группы. Группа 1 (Г1) состояла из 15 человек с нормальным слухом, группа 2 (Г2) состояла из 15 человек с симметричной двусторонней нейросенсорной тугоухостью легкой или средней степени тяжести.
Г1 состояла из 15 человек обоих полов (80% женщин и 20% мужчин), не жаловавшихся на нарушение остроты слуха. Средний возраст составил 55,87 года, стандартное отклонение — 10,27. Наиболее часто тиннитус проявлялся следующими звуками: свисток (n = 3), скороварка (n = 1), комар (n = 1), колокольчик (n = 1), сверчок (n = 2), кузнечик (n = 1), водопад (n = 1), сопение (n = 2), звуковая обратная связь (n = 1), пчела (n = 1) и бабочка (n = 1). Все симптомы были двусторонними (n = 15).
Что касается слуха, средний порог слышимости в этой группе составил 15,33 дБ со стандартным отклонением 5,33 для правого уха и 15,5 дБ со стандартным отклонением 5,08 для левого уха.
Г2 состояла из 15 человек обоих полов (53,33% женщин и 46,66% мужчин), жаловавшихся на нарушение остроты слуха. Средний возраст составил 63,6 года, стандартное отклонение — 7,61 года.
Средний порог слышимости в этой группе составил 37,77 дБ со стандартным отклонением 7,52 для правого уха и 35,83 дБ со стандартным отклонением 11,21 для левого уха. На Рисунках 1 и 2 приводятся пороги, полученные с помощью традиционной и высокочастотной аудиометрии правого и левого уха.
Рисунок 1 Показатели среднего, максимального и минимального аудиометрических порогов правого уха (RE) на этапах изначальной оценки, мониторинга и итоговой оценки групп Г1 и Г2.
Рисунок 2 Показатели среднего, максимального и минимального аудиометрических порогов левого уха (LE) на этапах изначальной оценки, мониторинга и итоговой оценки групп Г1 и Г2.
Что касается степени нарушения слуха, у девяти участников наблюдалась легкая степень нарушения, а у шести — средняя степень, что эквивалентно 60% и 40%, соответственно.
Исследование состояло из трех этапов: изначальная оценка — этап, на котором пациент жаловался на тиннитус без проведения лечения. Мониторинг (3 месяца) и итоговая оценка (6 месяцев).
После оториноларингологического исследования был собран анамнез участников, и они подверглись визуальному осмотру наружного слухового канала (НСК) на наличие каких-либо нарушений в среднем и/или наружном ухе. После этого им провели оценку слуха, включая традиционную тональную аудиометрию и ВЧА. Анализируемые расширенные частоты были 8 кГц, 9, 10, 12,2, 12,5, 14 и 16 кГц.
На всех этапах исследования использовался опросник оценки влияния тиннитуса (THI); он был переведен на бразильский португальский и утвержден5; он помогает оценить физические недостатки от тиннитуса путем измерения общего дискомфорта на трех уровнях: умеренное, сильное, очень сильное влияние. Наивысший общий показатель составляет 100 баллов, он указывает на максимальное ухудшение повседневной жизни пациента из-за тиннитуса.
VAS также помогает оценить неудобство, которое испытывает пациент с тиннитусом. Шкала представляет собой «линейку» с графическим представлением, соответствующим степени от 0 до 10. Изображение вызывает зрительную фиксацию и легко запоминается пациентом.
Измерение тиннитуса проводилось путем определения частоты и громкости тиннитуса с исследованием высоты тона и громкости, соответствующих ощущениям пациента. Этот метод является субъективным и включает в себя ряд аудиологических техник, которые помогают определить психоакустический порог, максимально приближенный к тиннитусу пациента на момент возникновения симптома. Пациентов попросили поднять руку, как только прозвучавший сигнал будет максимально приближен к их тиннитусу.
Сначала исследовалась высота тона (ощущение частоты) тиннитуса с помощью чистого тона или узкополосного шума в зависимости от характеристики симптома, описанного пациентом. Стимулы были на 5 дБ выше, чем аудиометрические пороги. После этого исследовалась громкость (ощущение интенсивности) по ранее оцененной частоте тиннитуса и по его порогу слышимости. Сигнал увеличивался с шагом в 5 дБ до того момента, как пациент сообщал о его эквивалентности собственному шуму. Был проведен повторный контроль этих порогов, в результате чего были получены средние показатели за два раза, при которых использовалась выбранная интенсивность стимулов. В случае подавления тиннитуса (частичного или полного) повторные измерения не проводились ввиду отсутствия симптомов.
Участники прошли адаптацию к заушным открытым мини-слуховым аппаратам Life, Siemens, с силиконовыми вкладышами и тонкой трубкой в соответствии с аудиологическими характеристиками участников, а также их физическими и акустическими потребностями.
Слуховой аппарат представляет собой традиционный источник усиления, связанный с генератором звука (программируемый алгоритм контроля тиннитуса) с широкополосным шумом (белый шум) от 250 Гц до 8 кГц, который можно использовать в качестве усилителя, тиннитус-маскера или того и другого.
Чтобы обеспечить эффективное применение слухового аппарата и подтвердить эффективность звуковой терапии, был включен только один режим ПО: «универсальный». Г1 только с ТМ и Г2 с СА в сочетании с ТМ, которые одновременно оказывали стимуляцию. Участников попросили использовать СА в течение минимум 8 часов в день, снимая его только на время принятия душа или сна. Эффективность использования была подтверждена посредством активации алгоритма записи данных.
Для уточнения усиления, у пациентов из Г2 проводились измерения с применением микрофонного зонда, объективного метода, который отражает реальный уровень усиления СА в канале пациента. Мы выбрали нормативный метод, разработанный Национальной акустической лабораторией (NAL NL1) для нелинейного слухового аппарата совместимого с критериями оборудования, на котором проводились измерения для подтверждения эффективности усиления.
В период адаптации к слуховому аппарату была проведена консультация с врачом. На этом занятии были рассмотрены вопросы, касающиеся физиологии слуха, патофизиологии шума в ушах и слуха, с использованием простого языка и цифрового материала с некоторыми иллюстративными изображениями, предложенными авторами, ответственными за научную основу консультирования, связанного с подбором слухового аппарата Siemens для данного исследования.
На основании этих указаний и полученных сведений участники исследования смогли достигнуть необходимого уровня слышимости и комфорта при использовании ТМ в соответствии с собственным слуховым восприятием, что стало завершающим этапом программирования слухового аппарата.
Методы и статистический анализ
Анализ результатов проводился на основании индуктивной и инференциальной статистики. Все статистические расчеты выполнялись с применением ПО 5.1 Statistica (Stat Soft Inc., Талса, США), уровень погрешности составил 5%. Для описательного анализа мы использовали среднее значение и стандартное отклонение всех числовых переменных. В рамках полученного анализа мы провели дисперсионный анализ повторных измерений по обоим критериям (ANOVA) с целью подтверждения возможной достоверности лечения изолированных групп. После выполнения ANOVA и определения значимой разницы между методами лечения мы использовали критерий множественных сравнений для подтверждения величины этих различий— критерий Тьюки.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты опроса по THI, проведенного на этапах изначальной оценки, мониторинга и итоговой оценки обеих групп, приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Средние значения и стандартное отклонение ответов по шкале THI: общий балл, умеренное, сильное и очень сильное влияние на трех этапах оценки.
Разные надстрочные символы в одной категории указывают на статистически значимую разницу в сопоставлении двух групп (повторные измерения ANOVA и Тьюки, p