Тип мвно что такое
Сам себе виртуальный оператор
Мобильная связь успешно вписалась в IT-инфраструктуру российских компаний. Высокий уровень проникновения связи и распространение мобильных устройств даёт бизнесу массу выгод, главная среди которых — возможность удерживать клиента и получать дополнительный доход.
Парадоксально, но несмотря на популярность мобильных инструментов на службе бизнеса, многие компании даже не подозревают, что… буквально за 15 минут возможно запустить собственного оператора связи — MVNO (mobile virtual network operator). Можно продавать свои SIM-карты, устанавливать тарифы, разрабатывать наборы услуг, что, в свою очередь, кроме гарантированного wow-эффекта обеспечит стабильную прибыль. При этом компания не несёт затраты на оборудование, программное обеспечение и квалифицированных инженеров, поддерживающих работу сети.
Таким образом, собственный MVNO доступен практически любому бизнесу, готовому получить перспективный источник дохода и надёжный инструмент работы с клиентами. Тем более, что динамика рынка способствует такой модели — например, по оценкам J’son & Partners Consulting темп роста в сфере мобильного банкинга с 2014 по 2018 год составит 28%, а выгода от использования конвергентной связи возрастёт в 1,5 раза. Это ли не аргумент?
MVNO — совсем не лирическое отступление
MVNO (mobile virtual network operator) — виртуальный оператор связи, который оказывает услуги под своей торговой маркой, но не имеет собственной технической базы. То есть оператор выпускает свои брендированные SIM-карты, со своими тарифами и услугами, но при этом не имеет своего радиочастотного ресурса и радиопередающей инфраструктуры, а просто арендует их, используя сети, коммутаторы, а иногда и биллинг оператора сотовой связи.
С инженерной точки зрения MVNO представляет собой схему реализации виртуальной сети на основе имеющейся радиопередающей инфраструктуры сотовых операторов. На схеме можно видеть, что вся физическая часть находится в плоскости MNO — обычного сотового оператора, а виртуальному «достаётся» HLR (база данные с информацией об абонентах этой сети)/AuC (центр аутентификации) и MSC — коммутирующий сервис, который через привратник может подключаться к PSTN — телефонной сети общего пользования. MSC виртуального оператора взаимодействует с BSC (Base Station Controller), который объединяет базовые станции и содержит всю логику управления и присоединяется к центру коммутации подвижной связи MSC (а он непосредственно управляет соединением между абонентами). Получается своеобразный симбиоз — к обычной сети добавляется сеть с выделенными возможностями.
С точки зрения экономики такой оператор — выгодная история: фактически можно закупать трафик по оптовым ценам и перепродавать по своим розничным или раздавать, если того требует стратегия и цель создания MVNO. Низкие цены на услуги виртуального оператора обусловлены тем, что нет необходимости платить за дорогостоящее оборудование, радиочастоты, поддерживать, развивать и модернизировать инфраструктуру. Соответственно, освободившийся бюджет можно направить на завоевание своего сегмента потребителей и освоение узкой ниши. Вообще, узкая ниша продукта — это ценная для бизнеса особенность MVNO:
Очевидно, что MVNO — хорошее решение для туристической отрасли, провайдеров, розничных сетей, банков, операторов фиксированной связи, платёжных систем и т.д… Есть общий набор выгод, которые может получить каждая компания, принадлежащая к перечисленным сферам деятельности.
      1) интерактивный класс — доступ к услугам осуществляется через web—браузер мобильного устройства
      2) фоновый класс — услуга распространяется по подписке (баланс, курс валют, данные с терминала и проч.)
Возможности создания MVNO по отраслям
Наша компания уже давно занимается созданием виртуальных операторов для B2B, и на сегодня опыт Tottoli позволяет выделить несколько основных сфер, которые успешно используют «свою сотовую сеть». Изначально было понятно, что различные сферы бизнеса нуждаются в разных конфигурациях MVNO. Поэтому нам удалось создать оптимальные решения исходя из потребностей каждой группы потенциальных владельцев виртуальной сети. Выделим три основные типа создания виртуального оператора.
Light MVNO — простое решение, которое не накладывает на владельца никаких серьёзных обязательств по управлению. Фактически это реселлерская схема, внедряя которую компания получает неплохой инструмент привлечения и удержания клиентов, а также источник дополнительного дохода за счёт дилерской комиссии. Компания может брендировать SIM-карты и упаковку, получает доступ к админ-панели статистики. Приём платежей, техническая поддержка и имя сети находятся на стороне оператора-партнёра HNO (Hosting Network Operator — грубо говоря, хозяин радиосети). Эта схема подойдёт тем, кому интересно предоставление услуг связи для клиентов, но не сильно хочется заморачиваться с технической стороной вопроса: салонам связи, туристическим компаниям, розничным сетям, ритейлу, страховым компаниям и проч.
Pro MVNO — решение для компаний, имеющих свою развитую АТС и использующих её, например, для связи между сотрудниками и подразделениями. Кроме того, такая сеть может использоваться для нишевых предложений: мигрантов, студентов, волонтёров масштабных мероприятий и т.д… Pro MVNO даёт серьёзные возможности.
Full MVNO нацелен на корпоративного клиента, стремящегося строить на основе связи свои бизнес-процессы. Например, это могут быть владельцы мобильных платёжных сервисов или операторы фиксированной связи. Если обратиться к глобальному MVNO, можно найти множество примеров, когда виртуальные операторы зачастую становились конкурентом крупнейших игроков рынка сотовой связи, например, завоёвывая низкими ценами и агрессивным маркетингом молодёжную аудиторию. Были случаи, что и сами сотовые операторы создавали MVNO для выхода на закрытый рынок или удержания своих же нелояльных абонентов.
Кроме перечисленных выше преимуществ Pro MVNO, компания получает дополнительные возможности.
Tottoli GSM помогает развивать MVNO, используя сочетание технологий VoIP и классического GSM. Снижается себестоимость звонков, а это гарантирует возможность формирования низких цен на связь, в том числе в роуминге, который зачастую является беспредельно дорогим и выступает причиной расторжения договора между абонентом и оператором.
Сегодня множество бизнес-процессов завязано на IP-телефонии. Но есть небольшая особенность, с которой рано или поздно сталкивается компания — VoIP начинает не хватать. И это связано, прежде всего, с мобильностью. Поэтому создание одного из типов MVNO — разумное решение для построения телекоммуникационной и IT-инфраструктуры, нацеленной на оптимизацию процессов и интенсивное развитие.
Зачем в России столько виртуальных операторов и кому нужен свой MVNO
Об эксперте: Сергей Волков, директор по развитию сегмента виртуальных операторов и партнерств Tele2.
Откуда берутся MVNO
Виртуальный оператор мобильной связи, или MVNO (mobile virtual network operator) — это компания, которая оказывает услуги связи под своим брендом, но работает на инфраструктуре другого оператора. Обычно его называют материнским, или хост-оператором.
В Европе и США количество виртуальных операторов связи исчисляется десятками, число их абонентов — миллионами человек, выручка — миллиардами долларов. В одной только Великобритании услуги оказывают 87 виртуальных операторов, в Штатах — 73. По данным GSMA Intelligence, количество действующих MVNO по всему миру превышает 1,2 тыс.
Только за последние пару лет появились десятки интересных MVNO-проектов: от виртуальных операторов футбольных клубов в Бразилии и Испании, кофейного сообщества Tchibo до MVNO с криптокошельком внутри экосистемы и другими финансовыми сервисами. Такие проекты создают на рынке на рынке абсолютно новый тренд, бесшовно встраивая цифровые деньги в нашу повседневную жизнь.
Почему MVNO так популярны на Западе
Во-первых, они появились задолго до того, как это произошло в России. Регуляторы осознали важность здоровой конкуренции на рынке сотовой связи и подготовили нормативную базу для успешного развития MVNO-индустрии заметно раньше, чем у нас.
Во-вторых, на Западе много компаний-агрегаторов: для них создание MVNO — отдельный бизнес, который они поставили на поток.
И в-третьих, западные MVNO «попали» в своего потребителя: нашли уникальную нишу, создали правильный продукт для целевой аудитории и не пытались быть оператором связи для всех.
Британский MVNO-проект GiffGaff ориентируется на молодежь. Пользователям из поколения Z он предлагает недорогую связь и мобильный интернет. После запуска в 2009 году GiffGaff ввел пакетные тарифы, которые состояли из набора минут, SMS, дата-трафика и назывались «коробками с подарками» (от англ. goody bags). Идея таких пакетов возникла на форумах сообщества проекта. Позже появились «коробки», которые включали в себя только мобильный интернет.
Tesco Mobile — еще один успешный британский виртуальный оператор. Его запустила популярная торговая сеть Tesco. MVNO-проект работает в четырех странах, количество его клиентов только в Великобритании превышает 4 млн.
Tesco Mobile предлагает своим пользователям удобный конвергентный продукт на стыке телекома и ретейла: скидки в магазинах на разные бренды Tesco, удвоение гигабайтов для обладателей клубной карты, бонусные баллы, семейный тариф с бонусами для всех членов семьи.
Как MVNO развивается в России
То, что бизнес MVNO может быть коммерчески успешен и в России, впервые стало понятно после взлета Yota в 2014 году (MVNO на сети «Мегафона»). Тогда доля виртуальных операторов на мобильном рынке страны составляла порядка 1% абонентов.
Спустя два года на развитии этого направления сфокусировалась Tele2. Чтобы сделать интеграцию систем более простой, а запуск виртуальных операторов быстрым и доступным по цене, мы вместе с партнером «ТВЕ-телеком» проинвестировали в покупку специальной технологической платформы — MVNE (mobile virtual network enabler). Она помогла поставить запуск виртуальных операторов на поток и радикально снизила порог входа в MVNO-бизнес, сделав его доступным компаниям любого уровня.
Если оценить абонентскую базу наших MVNO-партнеров, мы увидим, что с момента старта первого проекта в конце 2016 года она выросла с нуля до 4,5 млн абонентов по состоянию на конец октября 2020-го. При этом число абонентов основного бизнеса Tele2 также уверенно росло.
В 2020 году MVNO-проекты в России стали появляться один за другим. Только за последние несколько месяцев начали работать сразу три новых виртуальных мобильных оператора. Так, в сентябре на рынок вышел Migo Mobile от бизнес-блогера Азама Ходжаева. В начале декабря о создании виртуального оператора Eagle Mobile объявил действующий чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов. А следом за ним свой MVNO-проект запустил «Газпромбанк».
Всего в нашей стране сейчас действует больше 20 MVNO, и почти все они запущены на сети Tele2.
Российские виртуальные операторы обслуживают в общей сложности порядка 11,5 млн клиентов, то есть около 4,4% всех мобильных абонентов страны. По итогам 2020-го клиентская база MVNO-проектов увеличилась на 16% — и это на фоне стагнирующего рынка мобильной связи.
Что MVNO дают операторам и абонентам
По статистике, более 80% клиентов не задумываются о том, что MVNO работает на инфраструктуре какого-то мобильного оператора. Пользователи полагают, что связь предоставляет сам бренд. Это позволяет нетелеком-компаниям быть ближе к людям.
Для клиентов это способ решать все насущные вопросы в режиме «одного окна» и пользоваться всеми преимуществами экосистемы любимого бренда. Для компании, которая интегрирует мобильную связь в основной бизнес, она становится связующим звеном и объединяет разные элементы экосистемы.
На чем же тогда зарабатывает материнский оператор и почему MVNO-проекты для него не конкуренты? Виртуальные операторы, которые работают на сети Tele2, платят нам только за трафик: количество минут, гигабайтов, SMS, которые понадобились клиентам. По сути, мы продаем «трубу» и зарабатываем на этом — монетизируем нашу сеть.
Но есть нюанс: мы как хост-оператор не тратим деньги на создание и развитие продукта, на привлечение новых клиентов и маркетинг, на зарплату сотрудникам. После запуска виртуального оператора эти затраты несет партнер.
Запуск MVNO-проектов помогает нам привлекать новых клиентов на высоконасыщенном и очень конкурентном рынке. Ведь любой клиент нашего виртуального оператора одновременно является и нашим пользователем, поскольку «живет» именно в нашей сети.
Сколько стоит запуск собственного оператора
MVNO-проект можно встроить практически в любой бизнес, будь то футбольный клуб, бренд кофе, сообщество поклонников кукол Barbie, социальная сеть, коммерческий банк или интернет-провайдер.
Размер инвестиций, которые нужны для входа в этот бизнес, варьируется в зависимости от модели работы виртуального оператора. Запуск собственного MVNO-проекта доступен не только большим корпорациям — его может создать компания или медийная личность с лояльной клиентской базой.
Какими могут быть модели запуска MVNO
Light MVNO (агент). Такая модель предполагает, что виртуальный оператор (агент) запускает продукт под своим брендом, со своим приложением и тарифами, занимается маркетингом и продажами, обслуживает клиентов. Все остальное он берет у компании-партнера, которая сама является MVNO-проектом. На запуск виртуального оператора по этой модели понадобится от 3 до 10 млн руб.
MVNE-платформа. Оператор, который запускается по этой модели, обладает большей степенью самостоятельности, получает свою нумерацию, лицензию на оказание услуг связи. Такой MVNO может создавать любые конвергентные со своим основным бизнесом продукты. На стороне виртуального оператора остается маркетинг, обслуживание, продажи, прием платежей, продукт. Размер инвестиций — от 20 млн до 50 млн руб.
Medium MVNO. Эта модель запуска подразумевает, что на стороне материнского оператора остается сеть радиодоступа и часть инфраструктуры. Виртуальный оператор берет на себя биллинг, разработку продукта и его кастомизацию, продажи, обслуживание, маркетинг. Такой оператор получает свою нумерацию и самостоятельно лицензирует работу. На запуск виртуального оператора по этой модели понадобится от 70 млн до 300 млн руб.
Full MVNO. Такой виртуальный оператор максимально независим от материнского, он арендует только сеть радиодоступа, а всю остальную инфраструктуру покупает сам. Эта модель запуска MVNO потребует максимальных вложений — от 500 млн до 1 млрд руб.
Как запустить собственного виртуального оператора:
Как будет развиваться рынок
Допускаю, что рынок традиционных телеком-операторов в нынешнем виде перестанет существовать в течение ближайших пяти-десяти лет. Он трансформируется либо в экосистемы, где мобильная связь будет лишь транспортом и связующим звеном, либо — в «трубу» для множества разных брендов.
Так или иначе, российские MVNO внесут свой вклад в развитие мировой индустрии. По нашим прогнозам, к 2025 году виртуальные операторы будут обслуживать 10-15% российского мобильного рынка в России. А к 2030-му — уже около 20%.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Что такое MVNO, станет ли законным использование eSIM в России и кому могут быть полезны услуги виртуальных операторов
Сейчас в мире насчитывается порядка тысячи MVNO, услугами которых пользуются до 10% всех абонентов. Основной рынок MVNO — в Европе. В России же большинство людей вовсе не знает о том, что в одном мобильном устройстве может быть агрегирована связь сразу от нескольких БС, что позволяет всегда быть на связи с лучшим сигналом. Разберёмся подробнее.
Какое будущее ждет рынок мобильной связи, кроме как улучшение качества предоставляемых услуг, например, за счет внедрения нового поколения мобильной связи – нашумевшее 5G. Сейчас в России активно развиваются MVNO – виртуальные операторы сотовой связи, благодаря которым не нужно выбирать отдельного оператора, а можно пользоваться всеми сразу.
Пока доля виртуальных операторов в России не превышает, по некоторым оценкам, 4% от общей абонентской базы. Некоторые известные бренды выпускают собственные сим-карты, которые используют инфраструктуру других операторов. Например, «Сбербанк» и «Тинькофф Банк» тоже используют MVNO.
MVNO (mobile virtual network operator) — виртуальный оператор сотовой связи, использующий существующую инфраструктуру другого оператора, но продающий услуги под собственной маркой
В чем же преимущество виртуального оператора? Они могут договориться не с одним, а сразу с несколькими сотовыми операторами и пользоваться большим количеством сотовых вышек. Где бы ни находился клиент, его телефон автоматически найдет сеть с более устойчивой связью и подключится к ней. За счет этого создается лучшее покрытие. При этом не нужно иметь в телефоне несколько сим-карт, чтобы использовать их в разных местах, в том числе и за границей.
Для идеального покрытия в России у виртуального оператора должна быть договоренность со всеми четырьмя крупнейшими операторами сотовой связи: МТС, Мегафон, Билайн и Теле2.
Мало кто знает, но еще в прошлом году запустился оператор Next Mobile – первый мобильный оператор, который обеспечивает покрытие всех ведущих сотовых компаний России. Это достаточно молодой оператор, который взаимодействует с клиентами полностью онлайн: первичная заявка оформляется через сайт, а управление аккаунтом и контроль баланса – с помощью мобильного приложения. Абоненты Next Mobile автоматически переключаются на сотовую сеть с более устойчивой связью. При этом у клиентов нет необходимости использовать разные сим-карты. Запуск Next Mobile – интересный кейс, принципиально отличающийся от остальных российских MVNO.
При автоматическом выборе телефон сам выбирает самый сильный сигнал, но можно выбрать сеть вручную. Нетрудно догадаться, что T – Tele2, B-Beeline, M-MTS, MF – Мегафон.
В компании также рассказали, что операторы сейчас работают над возможностью установки eSIM, когда клиенту даже не придется менять сим-карту: вся установка будет происходить удаленно.
«Основное развитие MVNO в скором будущем будет напрямую связано с развитием удаленной идентификации и eSIM. Эта технология позволяет удаленно, не встречаясь с клиентом, устанавливать eSIM на телефон и управлять ей. Дальнейшее развитие рынка будет в этом направлении. Next Mobile обладает собственной высокотехнологичной инфраструктурой. В частности, это программное обеспечение для всех видов связи, что нехарактерно для большинства MVNO не только в России, но и мире. Уникальность проекта обеспечивается за счет собственной инфраструктуры, которая включает в себя HLR, STP, GMSC, GGSN, SMSC, CGW, BSS, DPI, SRF, COPМ 1,2,3 с возможностью кастомизации под различные бизнес задачи. Также компания выступает в роли агрегатора MVNO, обеспечивая на собственной платформе запуск новых виртуальных операторов для других бизнесов в очень сжатые сроки при минимальных вложениях»
Председатель Совета директоров Next Mobile
В странах ЕС и в США доля MVNO достигает 15%. Например, исследование McKinsey показало, что в Германии в конце 2019 года виртуальные операторы занимали 37% рынка мобильной связи, в Великобритании — 16%, в США —13%. По данным экспертов, к концу этого года услугами MVNO на европейском континенте могут пользоваться более 110 млн человек. Но наиболее объемным как по количеству абонентов, так и операторов останется рынок в Германии. Второе место также останется за Великобританией.
«На европейском рынке MVNO принят нишевой подход – тарифы для пенсионеров, молодежи, клиентов банков, посетителей розничных сетей, бизнесменов. Next Mobile пошел именно по этому пути. Наша уникальная технология Автоматически безупречного соединения (АБС) – интересна для людей много путешествующих по России и миру. Для них критически важно всегда быть на связи»,
Председатель Совета директоров Next Mobile
Таким образом, мы видим, что в России уже созданы и вполне успешно функционируют технологии, которые позволяют сделать нашу жизнь ещё комфортнее. По сути, MVNO может быть полезным действительно очень широкой аудитории: от крупного бизнеса, филиалы которого разбросаны по всей стране; производителей устройств, которым важно быть на связи 24/7 (кассы, банкоматы, системы безопасности, сигнализации, логистические перевозки, автомобили) и не быть привязанным к сигналу одного оператора, до путешественников, которые исследуют далёкие точки России и даже мамочек, которым предельно важно ежесекундно быть на связи со своим ребёнком.
MVNO: что такое, зачем нужно, почему их называют виртуальными операторами
Операторы «большой четверки» поделили 99% российского рынка сотовой связи. А кому достался оставшийся процент?
Его поделила между собой свора мелких, голодных от постоянного финансового «недоедания», как следствие – жадных и недолговечных фирм и фирмочек, известных как виртуальные операторы сотовой связи.
Или, как их называют на Западе – MVNO: mobile virtual network operators.
Почему «виртуальные»?
В современных условиях создать «реального» сотового оператора практически невозможно за любые деньги.
Всё упирается в лицензии на соответствующие диапазоны частот и технологии связи, которые становятся объектом дележки на самом высшем уровне.
При этом админресурс задействуется направо и налево – достаточно вспомнить еще «шведский» Tele2, которому вопреки всякой логике так и не досталось лицензии на 4G.
Так что повторить успех Ростелекома, превратившего «большую тройку» в «четверку» в обозримом будущем больше ни у кого не выйдет – почти все мелкие региональные игроки уже прибраны к рукам и поглощены.
Поэтому те, кто хочет по тем или иным причинам предоставлять услуги под собственной торговой маркой, вынуждены покупать сетевые ресурсы у одного из хозяев рынка. Зачастую – вместе с личным кабинетом и биллингом.
Зачем это нужно
Наиболее часто к подобному методу прибегают компании трех типов:
А ведь с этим вопросом в последние несколько лет у них наметились явные проблемы: абонентская база пользователей сотовой связи медленно, но неуклонно сокращается.
Интернет-технологии создают ощутимую конкуренцию, которая с течением времени становится всё более опасной.
Что до самих абонентов, то они стремятся попользоваться свеженькой «халявой», которой очередной свежеиспеченный MVNO пытается привлечь их.
Вроде той самой акции от Danycom, в рамках которой самые везучие пользовались связью бесплатно в течение полугода.
Немного о виртуальной «кухне»
Обычно виртуальные операторы пользуются услугами только одного из членов «большой четверки».
Хотя исключения случаются: один из старейших MVNO, Алло Инкогнито, изначально работал на базе МегаФона, впоследствии абоненты получили возможность выбора между ним и ныне покойным в смысле GSM СкайЛинк, а недавно заключил соглашение и с ВымпелКом (Билайн).
Многие не слишком крупные компании не имеют не только собственного биллинга, но даже личного кабинета, которым их снабжает поставщик сетевых ресурсов.
Очевидно, что качество связи и покрытие напрямую зависит от такого поставщика, о чем забывают многие недовольные.