Тип пошлины вто что это
Что такое ВТО. Объясняем простыми словами
Цель ВТО — либерализация международной торговли и создание справедливых условий для конкуренции.
Страны, вступившие в ВТО, в частности, должны:
Пример употребления на «Секрете»
«Такие вещи обычно связаны со вступлением в ВТО. Есть ограничения для стран, которые считаются (странами) не с рыночной экономикой. Почти все государства постсоветского пространства, включая Россию, вступили в ВТО».
(Замдекана факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев — о попытке США признать экономику России нерыночной.)
Нюансы
Высший орган ВТО — Министерская конференция, которая собирается примерно раз в два года. Помимо этого, работают различные комиссии, комитеты и рабочие группы.
В ВТО 164 участника (по состоянию на 2021 год). Штаб-квартира расположена в Женеве.
История
В 1929 году случился экономический кризис, затронувший многие страны; они пытались исправить положение, ограничивая иностранный импорт с помощью высоких таможенных пошлин. Однако возрастающая роль международной торговли уже требовала её регулирования на международном уровне. В 1947 году было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое показало себя эффективной системой. В 1995 году на его основе создали ВТО.
Критика
Всемирная торговая организация получает свою долю критики по следующим причинам:
Россия в ВТО
Россия присоединилась к ВТО в 2012 году после почти 20-летних переговоров. Все эти годы экономисты и аналитики вели дискуссию о том, к чему приведёт вступление страны в ВТО. Противники этой идеи считали, что импортные товары вытеснят с рынка отечественные и российские компании пострадают.
Так, зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин говорил: «Мы считаем, что наша страна понесёт от этого огромные потери, будут потрачены триллионы рублей. И это при захвате наших рынков, при разорении нашего агропромышленного комплекса. Потеря страхового рынка, рынка ценных бумаг, банковского сектора приведёт к захвату нашего рынка транснациональными корпорациями».
Те, кто выступал за, наоборот, считали, что конкуренция подстегнёт российские предприятия. В «Единой России» считали, что вступление необходимо: «Если мы хотим оказаться на обочине мировой экономики, если мы и дальше хотим зависеть от цен на нефть, если и дальше хотим оставаться в изоляции, консервировать свою отсталость, то нам в ВТО вступать не нужно. Конечно же, надо вступать!».
К плюсам вступления в ВТО можно отнести:
Как заполнить ЭСФ при ввозе в рамках ВТО и ЕТТ
В случае если Вы ввозите после 11 января 2016 года товары из третьих стран, не являющихся государствами-членами ЕАЭС, то Вам следует определиться: входит ли Ваш товар в Перечень товаров, в отношении которых применяются пониженные ввозные таможенные пошлины или не входит.
К товарам, включенным в Перечень, ввозимым на территорию Республики Казахстан из третьих стран для внутреннего потребления таможенные пошлины уплачиваются по пониженным ставкам (ВТО), а по товарам, предназначенные для вывоза не территорию государства-члена ЕАЭС таможенные пошлины уплачиваются по ставкам ЕТТ.
Поэтому, при ввозе из третьих стран товара, включенного в Перечень, Вы должны определиться ввезенный товар будет потреблен на территории Республики Казахстан или будет вывезен на территорию государств-членов ЕАЭС.
В случае если часть ввезенного товара, включенного в Перечень, ввозиться для потребления на территории Республики Казахстан и уплата таможенной пошлины будет производиться по пониженным ставкам ВТО, а часть для дальнейшего вывоза на территорию Российской Федерации и уплата таможенной пошлины будет производиться по ставкам ЕТТ ЕАЭС, то такие товары подлежат оформлению отдельными декларациями на товары.
Для целей отличия по товару, включенному в Перечень уплата таможенной пошлины по которому будет произведена по пониженным ставкам ВТО в порядковом номере Декларации на товары первая цифра 3 элемента начинается на цифру 1, по которому уплата таможенной пошлины произведена по ставкам ЕТТ ЕАЭС в порядковом номере Декларации на товары первая цифра 3 элемента начинается на цифру 0.
Помните! Доплата разницы по таможенной пошлине по товару, по которому уплата таможенной пошлины произведена по пониженным ставкам ВТО, в целях вывоза на территорию государств-членов ЕАЭС после таможенного оформления ввоза таких товаров невозможна.
Выписка электронного счета–фактуры
В случае реализации на территории Республики Казахстан или вывоза с территории Республики Казахстан участником ВЭД товара, включенного в Перечень и ввезенного на территорию Республики Казахстан с третьих стран, счет-фактура выписывается исключительно в электронном виде, в котором кроме основных реквизитов обязательному заполнению подлежат следующие реквизиты.
1. При реализации на территории РК товара, включенного в Перечень, ввезенного на территорию РК из третьих стран для внутреннего потребления с уплатой таможенной пошлины с применением пониженной ставки (ВТО):
Это условии по ставкам ВТО.
2. При реализации на территории РК товара, включенного в Перечень, ввезенного на территорию РК из третьих стран с уплатой таможенной пошлины по ставке ЕТТ ЕАЭС:
в строке 12 Раздела В указываются буквы «ЕТТ»;
3. При вывозе (экспорт) на территорию Российской Федерации товара, включенного в Перечень, ввезенного на территорию РК из третьих стран с уплатой таможенной пошлины по ставке ЕТТ ЕАЭС:
в строке 10 Раздела В делается отметка в ячейке F о том, что поставщик является экспортером;
в строке 12 Раздела В указываются буквы «ЕТТ»;
в строке 20 Раздела С указывается буквенный код государства-члена ЕАЭС, на территорию которого вывозится товар, включенный в Перечень (RUS);
в строке 21 Раздела С делается отметка в ячейке F о том, что получатель товара является нерезидентом;
4. При реализации на территории РК товара, включенного в Перечень, приобретенного у импортера, ввозившего такой товар на территорию РК из третьих стран с уплатой таможенной пошлины по ставке ЕТТ :
в строке 12 Раздела В указываются буквы «ЕТТ»;
в строке 35 ЭСФ Раздела I указывается номер ЭСФ, указанный в строке 1 ЭСФ, выписанном импортером.
5. При вывозе на территорию Российской Федерации товара, включенного в Перечень, приобретенного у импортера, ввозившего такой товар на территорию РК из третьих стран с уплатой таможенной пошлины по ставке ЕТТ ЕАЭС:
в строке 10 Раздела В делается отметка в ячейке F о том, что поставщик является экспортером;
в строке 12 Раздела В указываются буквы «ЕТТ»;
в строке 20 Раздела С указывается буквенный код государства-члена ЕАЭС, на территорию которого вывозится товар, включенный в Перечень (RUS);
в строке 21 Раздела С делается отметка в ячейке F о том, что получатель товара является нерезидентом;
в строке 28 Раздела Е «Пункт назначения» указывается административно-территориальная единица государства-члена ЕАЭС места поставки товара;
в строке 35 Раздела I ЭСФ указывается номер ЭСФ, указанный в строке 1 ЭСФ, выписанном импортером.
главный специалист управления администрирования
косвенных налогов Департамента государственных доходов
Товары по ставкам ВТО: без права вывоза за пределы Казахстана
Казахстанским предпринимателям разъяснят, как им предстоит работать в условиях ЕАЭС и ВТО
22 июня 2015 года в Женеве Казахстан завершил переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию. 12 октября т.г. Указом Президента Республики Казахстан ратифицирован Протокол о вступлении нашей страны в ВТО, и в декабре 2015 года Казахстан станет полноправным членом указанной организации.
На сегодняшний день Перечень изъятий состоит из 1 347 товарных позиций (58 товарных групп из всех 97 товарных групп в рамках ТН ВЭД, в том числе сельскохозяйственная продукция, легкая промышленность, транспортные средства и др.), к которым с декабря 2015 года будут применяться ставки ввозных таможенных пошлин более низких, чем ЕТТ ЕАЭС.
Принимая во внимание опасения реэкспорта казахстанских товаров со стороны стран Союза, ввезенных по заниженным таможенным пошлинам в рамках ВТО в государства-члены Союза, 16 октября т.г. Главы государств ЕАЭС подписали ряд документов по имплементации тарифных обязательств Республики Казахстан в рамках вступления в ВТО (Решение ВЕЭС №22 от 16.10.2015 г.).
В соответствии с подписанными документами Республика Казахстан взяла на себя обязательства не допускать вывоз товаров, находящихся в Перечне изъятий, на территории других стран Союза только в случае их ввоза по заниженным таможенным пошлинам.
Ввоз товаров, включенных в Перечень изъятий, на территорию РК должен осуществляться либо по ставкам ВТО, но без права вывоза за пределы Казахстана, либо по ставкам ЕТТ ЕАЭС с целью их дальнейшей реализации в государствах-членах Союза.
В этой связи НПП РК «Атамекен» доводит до сведения всех импортеров и предпринимателей алгоритм действий при ввозе товаров в Казахстан после 1 декабря т.г.:
Товары, ввезенные в РК по ставкам ВТО из Перечня изъятий, запрещены к вывозу и обращению за пределами Республики Казахстан;
Товары, ввезенные в РК по ставкам ЕТТ, при вывозе на таможенную территорию ЕАЭС должны сопровождаться копией таможенной декларации и электронным счетом-фактуры;
При вывозе произведенного в РК товара в государства-члены ЕАЭС, в случае, если товар этой группы находится в Перечне изъятий, необходимо предоставление сертификата о происхождении товара формы СТ-1, в качестве подтверждающего документа;
С целью контроля товаров, включенных в Перечень изъятий, Казахстан создает национальную систему их учета для выдачи товаросопроводительного документа, содержащего следующие сведения:
Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время такая система в Казахстане отсутствует, и ее создание только предполагается в 2016 году, Комитет государственных доходов МФ РК на первоначальном этапе предлагает реализовать указанные нормы путем использования электронных счет-фактур.
Для осуществления контроля за перемещением товаров КГД МФ РК предлагает в электронных счет-фактурах в графе 14 раздела G «Данные о товаре» указывать номер таможенной декларации (ТД) и в графе 15 данного раздела указывать порядковый номер товара, указанный в ТД и ставку таможенной пошлины (например, ВТО или ЕТТ ЕАЭС).
Вместе с тем НПП извещает, что при вывозе с территории РК товаров, ввезенных по ставкам ВТО, предусмотрены меры ответственности в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС. Ввиду того, что перемещение товаров, в том числе ввезенных по заниженным ставкам, осуществляется перевозчиками, ответственность за действия недобросовестных предпринимателей ляжет непосредственно на них.
В этой связи, предупреждает Нацпалата, согласно нормам Протокола перевозчик имеет право отказать в перевозке грузов, не имеющих вышеуказанные сопроводительные документы, которые необходимы для предъявления при вывозе с территории Республики Казахстан.
Стоит отметить, что данные меры не распространяются на товары из Перечня изъятий в случае их транзита по территории РК, а также при реализации товаров, произведенных в Казахстане, в государствах-членах ЕАЭС.
Кроме того, заполнение электронных счетов-фактур на вывоз товаров, находящихся в Перечне изъятий, возможно только при наличии электронной цифровой подписи. В связи с этим «Атамекен» просит всех предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, начать процедуру получения ЭЦП уже сегодня.
Также при вступлении в ВТО Казахстан взял на себя обязательства по ввозу на территорию республики товаров, подлежащих ветеринарному контролю, по двухсторонним сертификатам, отличающимся от единых форм ветеринарных сертификатов ЕАЭС. В Перечень согласованных сертификатов в формате Европейский Союз – Республика Казахстан вошли 13 сертификатов (список прилагается).
Кроме того, по товарам по кодам ТН ВЭД 0401, 0402, 0403, 0404,0405, 0406, 0407, 0504 00 000 0, 2105 00, 3501, 3503 00 при ввозе на территорию Республики Казахстан не требуется включение предприятий в Реестр предприятий третьих стран ЕАЭС.
В этой связи, согласно Протоколу, товары, подлежащие ветеринарному контролю (надзору), ввезенные на территорию Республики Казахстан из третьих стран, и произведенная из них продукция, могут перемещаться только в том случае, если данные товары ввезены по требованиям в сфере ветеринарно-санитарных мер ЕАЭС и по действующим ставкам ЕТТ ЕАЭС.
В случае, если указанные товары ввезены по требованиям, отличающимся от требований в сфере ветеринарно-санитарных мер ЕАЭС, и произведенная из них продукция, не могут перемещаться на территории других государств-членов.
Таким образом, предприниматели при ввозе товаров, подлежащих ветеринарному контролю и в случае дальнейшего экспорта в страны ЕАЭС таких товаров или продукции произведенной из них, должны учитывать следующие параметры:
С целью поддержки и информированности бизнес-сообщества планируется подключение горячей линии по вопросам, связанным с присоединением и условиям работы в ВТО.
В настоящее время Министерством финансов РК, Министерством сельского хозяйства РК совместно с НПП РК «Атамекен» планируется проведение широкого информирования предпринимателей о внутреннем механизме администрирования товаров, попавших в Перечень изъятий. В течение ноября т.г. на площадке НПП РК «Атамекен» при участии КГД МФ РК состоятся круглые столы с подключением регионов и вебинары с разъяснением норм принятых документов.
Кроме того, на площадке НПП РК 16 ноября т.г. в 15:00 в зале «Түркістан» в режиме видеоконференции состоится круглый стол на тему «Разъяснение тарифных обязательств РК в ВТО, а также принципов работы с электронными счетами-фактурами» с участием представителей КГД МФ РК.
По вопросу участия заинтересованных лиц просим обращаться в Департамент экономической интеграции НПП РК по телефону 919 373.
О ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО)
Место расположения: Женева, Швейцария
Основана: 1 января 1995 г.
Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Количество членов: 164
Штат Секретариата: около 640 сотрудников
Глава: Роберту Ковалью ди Азвеведу
Цели и принципы:
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
Важнейшими функциями ВТО являются:
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
Вступление России в ВТО: изменение российского законодательства (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. подписан в Женеве 16 декабря 2011 г.
Полноправным членом ВТО Россия стала 22 августа 2012 г. (подробнее о ВТО)
Изменения в части регулирования фармацевтического рынка
Федеральный закон от 11 октября 2010 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»
С 22 августа 2012 г. вступила в силу часть 6 статьи 18 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в соответствии с которой запрещается в течение 6 лет с даты госрегистрации препарата получать, разглашать, использовать в коммерческих целях, в том числе для госрегистрации иных лекарств, данные о результатах его доклинических и клинических исследований без согласия правообладателя такой информации. Также не допускается обращение в России лекарств, зарегистрированных с нарушением указанной нормы.
Изменения в сфере интеллектуальной собственности
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. N 781 «О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами»
С 22 августа 2012 г. увеличены пошлины, связанные с патентованием и госрегистрацией в сфере интеллектуальной собственности.
На 15% уменьшена пошлина за регистрацию заявки на патент, если она подается в электронном виде. Это касается и пошлин за регистрацию заявки на товарный знак, на знак обслуживания, на наименование места происхождения товара.
На 50% уменьшены некоторые пошлины, связанные с патентованием изобретений и промышленных образцов, для субъектов малого предпринимательства.
Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»
Создается специальный суд по интеллектуальным правам, который будет рассматривать споры в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.
При этом сторонами дела могут быть любые организации, ИП или граждане.
Изменения в сфере таможенного регулирования
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 190-ФЗ «О некоторых мерах государственной поддержки отдельных категорий производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов»
Участникам инвестиционного режима «промышленной сборки» автомобилей и автокомпонентов компенсируются следующие потери:
— затраты, связанные с повышением импортных пошлин на товары, предназначенные для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД ТС, их узлов и агрегатов. Речь идет о тех, которые предназначены для промышленной сборки;
— потери, связанные с исключением из ТН ВЭД ТС кодов товарных позиций для «промышленной сборки».
Речь идет о затратах, которые могут возникнут после 1 июля 2018 г.
Указанные затраты компенсируются в первую очередь путем субсидирования. Порядок выделения средств определяет Правительство РФ.
Кроме того, для производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов сохраняются прежние условия реализации инвестпроектов, если до 1 февраля 2014 г. будут изменены (не в лучшую сторону) условия внесения неналоговых платежей.
Данные меры поддержки российских автомобилестроителей обусловлены вхождением нашей страны в ВТО.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»
Принята новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая сформирована с учетом обязательств Российской Федерации по присоединению к ВТО и которая вступила в силу 23 августа 2012 г.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 55 «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров»
Перечень содержит более 100 позиций. В него, в частности, включены автомобили. Их Белоруссия и Казахстан будут ввозить по действующим ставкам, а нормы ЕТТ будут применяться только для импорта в Россию.
Ставки ввозных таможенных пошлин, приведенные в перечне, действуют для Казахстана в течение 6 месяцев. После их действие продлевается до присоединения этой страны к ВТО. Для Белоруссии они применяются до ее присоединения к ВТО.
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 595 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863»
С 22 августа 2012 г. утверждены новые ставки экспортных таможенных пошлин на товары, вывозимые из России за пределы ТС. Они приведены в соответствие с обязательствами нашей страны после ее присоединения к ВТО.
Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска»
Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 834 «О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»
Вводится аудит зарубежной официальной системы надзора. В его рамках определяется ее способность обеспечивать уровень безопасности подконтрольных товаров как минимум эквивалентный тому, что установлен требованиями ТС. Если аудит завершен успешно, предприятия включаются в Реестр предприятий третьих стран в соответствии с перечнем, предоставляемым компетентным органом такого государства. В остальных случаях предприятие вносится в Реестр по результатам совместной проверки или под гарантии указанного компетентного органа.
Регламентирован порядок проведения аудита. Он предусматривает документарный анализ. Возможны инспекции для верификации надлежащего применения соответствующего законодательства третьей страны. Они включают посещение предприятий. Возможен повторный аудит после устранения выявленных недостатков.
Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 830 «О внесении изменений в Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)»
Определены меры регулирования ввоза подконтрольных товаров, применяемые с момента присоединения первой из стран ТС к ВТО. Так, на большинство товаров потребуются ветеринарный сертификат и разрешение на ввоз.
Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 812 «Об опубликовании проектов решений Комиссии Таможенного союза»
Установлено, что проекты обязательных решений Комиссии ТС, затрагивающих торговлю товарами, доводятся до сведения хозяйствующих субъектов и уполномоченных органов путем их размещения на ее официальном сайте.
Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 810 «Об изъятии в применении ветеринарных мер в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»
Установлено, что уполномоченные органы России не осуществляют ветконтроль в отношении некоторых товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветконтролю (надзору), ввозимых в нашу страну из третьих государств.
России поручено обеспечить перемещение указанных товаров на территорию других сторон в соответствии с Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветконтролю (надзору).
Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 721 «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств»
Установлено, что при отсутствии документов ТС или документов национального законодательства, действующих на территории Союза
— устанавливающих обязательные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к живым животным и продуктам животного происхождения, следует применять стандарты, рекомендации и руководства Международного эпизоотического бюро.
— по части обязательных фитосанитарных требований к растениям и растительной продукции, необходимо руководствоваться Международной конвенцией по карантину и защите растений.
— устанавливающих обязательные гигиенические и санэпидтребования к продуктам животного и растительного происхождения, следует применять стандарты, рекомендации и руководства Комиссии «Кодекс Алиментариус».
Соглашение в форме обмена письмами между Правительством РФ и Европейским союзом о введении или повышении экспортных пошлин на сырьевые товары (Женева, 16 декабря 2011 г.)
Правительство России обязуется приложить максимальные усилия для того, чтобы не вводить или не повышать экспортные пошлины на сырьевые товары, перечисленные в Приложении к данному соглашению.
В случае рассмотрения Правительством РФ вопроса о введении или повышении экспортных пошлин на данные сырьевые товары оно будет проводить консультации с Европейским союзом, по крайней мере, за 2 месяца до введения этих мер с целью нахождения решения, учитывающего интересы обеих Сторон.
Соглашение временно применяется с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)
Соглашение в форме обмена письмами между РФ и Европейским союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский союз (Женева, 16 декабря 2011 г.)
Установлен порядок применения тарифных квот на экспорт леса из России в Европейский союз, который подлежит обложению экспортными пошлинами. Так, Правительство РФ открывает тарифные квоты, на основе своего Перечня уступок и обязательств по товарам, принятых Россией в рамках ВТО, которые делятся между РФ и ЕС. Российская Федерация выдает экспортные лицензии при условии, что российские экспортеры выполняют все надлежащие экспортные требования. Европейский союз распоряжается выделяемой ему частью тарифной квоты в соответствии со своими внутренними процедурами. Российская Федерация не применяет ограничений или деления в рамках части тарифной квоты, выделяемой Европейскому союзу.
Порядок администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из России в ЕС закреплен в Протоколе между Правительством РФ и Европейским союзом от 16 декабря 2011 г.
Указанные документы временно применяются с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)
Соглашение между Правительством РФ и Европейским союзом о торговле между Российской Федерацией и Европейским союзом узлами и агрегатами моторных транспортных средств (Женева, 16 декабря 2011 г.)
Создается механизм («компенсирующий механизм») для обеспечения того, что экспорт из Европейского союза в Россию узлов и агрегатов моторных транспортных средств, указанных в Приложениях N 1 и 2 к Соглашению, не снижается вследствие вступления в силу инвестиционного режима в автомобильном секторе.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами (Женева, 9 ноября 2011 г.)
В 1993 г. Россией было принято решение о вступлении в ВТО. За последние несколько лет было получено согласие на вступление почти от всех участников организации. Последним членом ВТО, с которым Россия договорилась, стала Грузия.
Достигнутое между Грузией и Россией соглашение по ВТО предусматривает создание комплексной системы наблюдения и аудита за перемещением грузов, посредством которой частная компания будет осуществлять международный мониторинг торговли.
По условиям соглашения, нейтральную частную компанию выберет нейтральная третья Сторона (Швейцария), которой она будет подотчетна.
Изменения в области торговли услугами
Соглашение в форме обмена письмами между Правительством Российской Федерации и Европейским союзом о подтверждении обязательств в области торговли услугами, содержащихся в СПС (Женева, 16 декабря 2011 г.)
В соответствии с Перечнем обязательств России в ВТО определено 18 секторов деятельности, по которым может быть заключен Договор об оказании услуг, при этом оговорено, что предметом такого договора не могут быть «услуги по размещению и подбору персонала».
Соглашение временно применяется с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)
Изменения в банковской сфере
Указание Банка России от 17 мая 2012 г. N 2818-У «О признании утратившим силу пункта 28 Положения Банка России от 23 апреля 1997 года N 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями»
В связи с присоединением России к ВТО и в целях выравнивания условий открытия филиалов российскими банками отменено требование, касающееся получения дочерней кредитной организацией иностранного банка (резидент) предварительного разрешения Банка России для открытия на территории России филиала.
Изменения в области государственной поддержки сельского хозяйства
Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства (Москва, 9 декабря 2010 г.)
С 22 августа 2012 г. Россия не применяет меры государственной поддержки сельского хозяйства, определенные статьей 6 Соглашения. Обязательства по внутренней поддержке и субсидированию экспорта теперь установлены Перечнем уступок и обязательств России в ВТО, которые определяются денежной суммой (ранее это было процентное соотношение). Так, с 2012 г. по 2018 г. Россия должна уменьшить поддержку национальных производителей с 9 млрд.руб. до 4,4.
Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»
Статьей 7 Федерального закона определены условия выполнения работ по Соглашению о разделе продукции. Однако если такие условия вступают в противоречие с принципами ВТО, в случае присоединения России к ВТО, они теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами ВТО.
Перечнем специфических обязательств по услугам, приведенным в Протоколе о присоединении России к ВТО, установлено всего два ограничения национального режима:
— юридические лица РФ имеют преимущественное право на участие в реализации Соглашения в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве по соглашениям (контрактам) с инвесторами,
— не менее 80% всего нанятого персонала, задействованного в реализации соглашения о разделе продукции, должны быть гражданами РФ.
Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (Минск, 19 мая 2011 г.)
Договор заключён в целях создания условий для присоединения Белоруссии, Казахстана и России к ВТО, углубления интеграции Сторон в международную торговую систему и эффективного функционирования Таможенного союза (ТС) в соответствии с правилами и обязательствами в рамках ВТО в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО.
Нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования ТС, становятся частью правовой системы ТС. Договором устанавливается приоритет обязательств Стороны в рамках ВТО перед её обязательствами в рамках ТС. При этом любая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия её присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему ТС.
Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из Сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения Стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы ТС, не подлежат отмене или ограничению по решению органов ТС, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключённым между Сторонами.
В случае если отдельные нормы правовой системы ТС являются более либеральными по сравнению с Соглашением ВТО, но не противоречат ему, то Сторонами обеспечивается применение таких норм для целей эффективного функционирования ТС и развития международной торговли.
Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. N 1388
Минэкономразвития России обеспечивает членство нашей страны в ВТО. Это уполномоченный орган госвласти, осуществляющий взаимодействие с данной организацией. Расширены его полномочия.
Так, Министерство осуществляет функции контактного информационного центра по вопросам указанного членства, кроме вопросов технических барьеров в торговле, а также санитарных и фитосанитарных вопросов. Координирует совместно с МИДом России деятельность органов госвласти по вопросам, связанным с участием нашей страны в ВТО.
В настоящей бизнес-справке отражена суть внесенных в российское законодательство изменений в связи с принятием Россией обязательств по ВТО.
Нормативные документы, представленные в справке, для удобства структурированы по конкретным сферам деятельности.
Для тех отраслей экономики, которые пока не готовы работать по условиям ВТО (т.е. недостаточно конкурентноспособны), предусмотрен переходный период.
По мере принятия недостающей законодательной базы данная бизнес-справка будет пополняться.