Тьма или очень странные дела что лучше
Почему «Тьма» лучше «Очень странных дел»?
Три года назад муж и жена — Баран бо Одар (режиссер, сценарист) и Янтье Фризе (сценарист, продюсер) — приехали на кинофестиваль в Торонто с триллером «Кто я». Представители Netflix посмотрели его, прониклись и предложили сделать из фильма сериал. Одар и Фризе поступили по-немецки прагматично. При подготовке картины они провели несколько лет, изучая мир хакеров, и продолжать копаться в нем не хотели. У них было несколько проектов, среди которых оказались криминальный триллер и фильм о путешествиях во времени. Совместив две идеи, они предложили стрим-сервису «Тьму».
Таким образом, авторы «Кто я» стали создателями первого немецкого сериала, снятого на деньги Netflix. Внезапно оказалось, что современная Германия тоже может быть очень страшным местом.
Три года назад муж и жена — Баран бо Одар (режиссер, сценарист) и Янтье Фризе (сценарист, продюсер) — приехали на кинофестиваль в Торонто с триллером «Кто я». Представители Netflix посмотрели его, прониклись и предложили сделать из фильма сериал. Одар и Фризе поступили по-немецки прагматично. При подготовке картины они провели несколько лет, изучая мир хакеров, и продолжать копаться в нем не хотели. У них было несколько проектов, среди которых оказались криминальный триллер и фильм о путешествиях во времени. Совместив две идеи, они предложили стрим-сервису «Тьму».
Таким образом, авторы «Кто я» стали создателями первого немецкого сериала, снятого на деньги Netflix. Внезапно оказалось, что современная Германия тоже может быть очень страшным местом.
О чем «Тьма»
В ноябре Йонас, 17-летний сын Михаэля, вернется в школу, пробыв все это время в психиатрической клинике. Больше всего Йонас хочет узнать, почему отец ушел из жизни, но в Виндене новая беда. Исчез 15-летний Эрик. Его поиски так ни к чему пока и не привели. Периодически в Виндене начинает моргать свет, но к перебоям электричества здесь привыкли — все-таки АЭС, бывает.
Вечером 2 ноября Йонас, его друг Бартош Тидеманн со своей девушкой Мартой Нильсен, брат Марты, Магнус, и его младший брат Миккель отправляются к входу в пещеры. По слухам, потерявшийся Эрик хранил где-то там наркотики. Ребята находят тайник, но внезапный шум из пещер распугивает их. Бросаясь прочь, Йонас и Миккель отбиваются от группы, и через несколько секунд Миккель исчезает.
О чем на самом деле «Тьма»
Поскольку мы не хотим выдавать сюжет и портить вам просмотр сериала, то отметим главную тему «Тьмы». И это, как ни странно, не сверхъестественный элемент сериала (хотя он, конечно, присутствует), а история о семьях и о том, что их объединяет или разъединяет.
Здесь сразу два важных персонажа работают на страже закона. Глава семейства Нильсен, суровый Ульрих (его играет Оливер Мазуччи, в котором с трудом узнается Адольф Гитлер из «Он снова здесь»), вынужден расследовать пропажу младшего сына. Начальница полиции Шарлотта Допплер переживает трудности в браке, но их усугубляет постоянно сбегающий из дома престарелых свекр Хельге (кажется, у него есть какое-то дело). Кстати, в семье Нильсен тоже кризис: Ульрих изменяет жене с матерью Йонаса. От сравнения с мыльными операми не уйти, но это закономерно, учитывая, что речь идет все-таки о нескольких семьях.
«Тьма» усердно переплетает настоящее и прошлое, предоставляя зрителю возможность разобраться в причинах поступков персонажей. И в тот самый момент, когда вы начнете догадываться, что на самом деле происходит, сериал раскроет часть карт. Но от этого будет не легче.
На что похожа «Тьма»
Западные кинокритики окрестили сериал «немецкими „Очень странным делами“». Кое-кто даже написал, что это «„Очень странные дела“ для взрослых». На самом деле сходство двух этих проектов только в пропаже мальчиков да в том, что герои ездят на велосипедах. «Странные дела» все же во многом опираются на ностальгию по 1980-м, тогда как «Тьма» не склонна распускать сантименты по времени вареных джинсовых курток и диковатых причесок.
Дает о себе знать и немецкая ментальность. Дети здесь вполне самостоятельные, хоть и живут с родителями. Взрослые не так эмоциональны, как в американских сериалах. Более того, от многих героев веет практически скандинавской холодностью. Реагируя на возвращение заблудившегося ребенка, его не отчитывают, как это часто бывает в наших семьях, а с радостью обнимают. Реакции на ряд событий как будто взяты из учебника психологии, но на самом деле это норма для немцев.
При желании, конечно, можно рассмотреть отголоски «Твин Пикс». Дэвид Линч тоже снимал историю нескольких семей в маленьком городке (у немцев вместо лесопилки АЭС, но это веяние времени), в жизни которых вмешивается нечто совершенно непредсказуемое. В Виндене появляются загадочные люди, совершают порой ужасные вещи, правда, никто из них не дух и не призрак. «Тьма» вскрывает тайники и гнойники прошлого своих героев, заставляя зрителя все глубже погружаться в историю Виндена.
Как смотрится «Тьма»
Красиво снятый сериал полон операторских и режиссерских находок. Есть даже сцены, снятые, как сейчас модно в большом кино, без склеек, одним кадром. Несмотря на свое название, действие не застревает в ночи, экран не погружается в неразборчивый мрак. Часто идет дождь, но, в конце концов, это начало ноября в Германии, а не в Калифорнии.
Что ценно, в сериале ни одного эпизода-филлера — так называют серии, в которых не происходит ничего важного для сюжета. Всего 10 эпизодов, которые на американском телевидении могли бы растянуться в 24-серийный сезон. Баран бо Одар и Янтье Фризе продумали «Тьму» так, чтобы зритель мог проглотить сериал залпом, что называется, «забинджвочить». На немецком телевидении такой проект был бы невозможен, он просто рожден для просмотра в один присест. И только на стриминг-сервисах можно провернуть подобный трюк.
Ну ладно, о чем на самом деле «Тьма»?
Не бывает черного и белого. Нет хороших и плохих. Никто не рождается злом («Даже Гитлер был шестилетним мальчиком», — напоминает Одар). Просто в какой-то момент в нас что-то переключается. И как раз о том, что именно повлияло на поступки героев «Тьмы», что сделало их такими, какие они есть, и повествует сериал.
«Тьма» — сериал-феномен Netflix, который ошибочно сравнивают с «Очень странными делами». Рассказываем, почему он заслуживает внимания
Кажется, нет более негостеприимного к пересказу художественного произведения, чем «Тьма». Резюмировать все, как правило, родословные, перипетии трех сезонов можно с помощью таблички Excel, генеалогического — на запутанный манер древнегреческих богов — древа, картой детектива с фотографиями и красными нитями, как угодно схематически — только не с помощью слов.
И все же со скрипом, спотыкаясь, скажем несколько слов о сюжете и напомним о первых двух сезонах. В небольшом немецком городке Винден дует нездешним сквозняком: он застревает в странной временной петле, подростки пропадают в 1986 году, а их совсем не тронутые разложением тела находят в 2019-м, под пещерами открывается червоточина, позволяющая переноситься на 33 года вперед или назад, а во всем происходящем как-то замешано дело о скрытии радиоактивных веществ местной АЭС. Четыре семейства: Нильсенов, Допплеров, Тидеманнов и Канвальдов — пытаются разобраться в пропаже детей и временных изломах и через пещеру попадают то в 1953, то в постапокалиптичный 2053 год. И так нажористая, сложноперевариваемая фактура усложняется количеством героев и их ипостасями: несколько персонажей застревают в прошлом, доживают до года, когда родились их первоначальные «я», и живут с ними параллельно (бывает, что буквально через улицу). Так, в одном временном отрезке могли пересекаться, скажем, три Канвальда.
Один из главных героев — 17-летний Йонас Канвальд — встречает свою взрослую версию, а потом еще более пожилую, путешествующие между временными пластами. Они предупреждают его о надвигающемся апокалипсисе, вызванном червоточиной. Первый сезон «Тьмы» умело петлял между тремя таймлайнами, а различных версий героев из прошлого или будущего показали не так уж много. Другое дело — второй сезон. Временных отрезков стало пять, героев — еще больше, к тому же сценаристы решили поиграть не только со временем, но и с пространством. Так, в финальном эпизоде выяснилось, что есть параллельная, почти идентичная реальность, в которой Винден также разрывает от временных аномалий — таким образом, всех героев можно помножить на два.
Вообще в случае «Тьмы» математика кажется наиболее продуктивным инструментарием: пять временных отрезков второго сезона в новом сменились на 24 (!); таймтревеллеров — учитывая как персонажей их постаревшие и юные версии, причем в разных измерениях, — чуть больше сотни. Представители семей Нильсенов, Канвальдов, Тидеманнов и Допплеров пугали не столько количеством, сколько океаническим числом взаимоотношений между друг другом. Кто-то застревал в прошлом, не мог вернуться обратно и рано или поздно заводил отношения — от незнания, как правило, инцестуозные и запускающие цепочку сращивания всех четырех кланов. Будет странно: сосед Йонаса, маленький Миккель, из 2019-го попадает в 1986 год, мужает, берет имя Майкл Канвальд и женится на Ханне. Так рождается Йонас, который, в свою очередь, влюблен в свою погодку Марту, сестру Миккеля/Майкла — по сути, свою тетю. При этом уже взрослый Майкл сосуществует с маленьким Миккелем, родившимся чуть позже его Йонаса, — да, а таких вот межвременных связей будет еще много, но кто сказал, что будет легко? В третьем сезоне дошло до того, что одна из героинь становится матерью собственной матери — дальше ни слова, чтобы не испортить сюрприз.
Надо сказать, что в финальном сезоне «Тьма» предлагает наконец разобраться в этой квантовой родословной. Рыться в межвременно-пространственных фотоальбомах, копаться в семейных архивах было чуть ли не интереснее, чем смотреть, казалось бы, на магистральный сюжет всего сериала — о том, как немецкий городишко Винден превращается в эпицентр апокалипсиса. Чуть ли не каждый эпизод оказывался очередным раскрытием, кто кому кто; каждая близость — древнегреческим грехом; каждая попытка повернуть все вспять — новыми связями.
«Тьма», как может показаться в пересказе, могла как минимум распугать зрителей многогранностью конструкции, как максимум — обернуться путешествующим во времени колумбийским сериалом или семейной сагой вроде «Ста лет одиночества» Маркеса и «Будденброков» Томаса Манна, соскользнувшими в кротовую нору. И здесь самое время отсалютовать шоураннерам и сценаристам сериала Янтье Фризе и Барану бо Одару. «Тьма» из тех редких проектов, что прописывают заранее одним — то ли на 1200, то ли на 1500 страниц — сценарием, византийская сложность которого заключалась не только в прорисовке сотни персонажей, но и в динамике взаимоотношений каждого с каждым.
То, что все сезоны писались сразу, чувствуется хотя бы по тому, что какая-то разгадка финальных серий ретроспективно отсылает к самым-самым первым, где на них только намекают — каждая деталь, оброненная в финале, была подхвачена и объяснена в начале, и наоборот. Фризе и бо Одар знают что-то такое о самой эссенции времени и работе с ней, чего не знаем мы. Так переноситься в будущее и назад, так собирать состоящий из зеркал конструктор — шоураннеры «Тьмы» способны пристыдить почти любых коллег по цеху и потеснить излишне популярные фигуры.
И это повод сказать, что нетфликсовский зритель созрел. Казалось бы, невероятно переусложненная конструкция, 24 (ну где такое видано!) таймлайна, истеричные перепрыжки между ними, дядя, который брат отца, который внук того-то, —смотреть такое могут либо квантовые физики, либо искусственный интеллект. И все же многие готовы были брать мысленные ручку и А4, чертить таблицу, собирать пазл родословной на равных правах с ничего не ведающими героями. Да, еще раз поражаться закрученности сюжета и испытывать головокружения — именно множественные, которые, как писал немецкий писатель В. Г. Зебальд, настигают одно за другим.
«Тьма» ставит — только чуть иначе — те же вопросы, что и недавние «Разрабы» Алекса Гарленда, о том, есть ли у нас выбор, воля, насколько человеческие поступки предопределены вселенной. Путешественники во времени возвращаются в прошлое, чтобы предотвратить катастрофу, но сами же ее и запускают. Каждый шаг в сторону от апокалипсиса делает его все ближе, а парадокс временной петли заключается в том, что герои проживают события сериала уже несколько раз. Возникал очень русский вопрос: «Петлей ли я запрогроммирован или право имею?» Как и «Донни Дарко» — еще один знаковый фильм о путешествиях во времени и детерминированности судьбы, — финальный эпизод «Тьмы» разрешает вопрос: если есть любовь, то сквозь пространство и время; если есть воля, то вопреки алгоритмам вселенной.
Все это — а еще редкое нынче умение привязать зрителя сразу к полусотне персонажей — выглядит как заявка: сериал о временных катаклизмах сам стал аномалией, всего за три сезона добившись репутации, обычно приберегаемой для авторитетных покойников. «Тьма» — лучшее, что было с Netflix, одно из самых важных переживаний последних лет. Казалось бы, сериал походит на лопнувший от перенапряжения калейдоскоп: квантовая физика, десятки любовных историй, семейная сага совсем уже на грани фола — почти все персонажи здесь друг другу родственники. Слишком плотная фактура — любые менее проворные сценаристы искололи бы пальцы, но у Фризе и бо Одара получается тонкое кружево. Все мы помним правило путешественника во времени: ничего никогда не менять в прошлом или будущем — особенно в мире «Тьмы», ведь там и без того все идеально.
«Тьма» — сериал-феномен Netflix, который ошибочно сравнивают с «Очень странными делами». Рассказываем, почему он заслуживает внимания
27 июня на Netflix вышел заключительный, третий сезон сериала «Тьма» — в этот же день в вымышленном городке Винден из вселенной сериала произошел апокалипсис. Чуть больше ста персонажей, умело оркестрированные твисты, один из самых закрученных сюжетов в истории премиального телевидения — рассказываем, почему это самое сложное и лучшее шоу, которое случалось с Netflix.
Кажется, нет более негостеприимного к пересказу художественного произведения, чем «Тьма». Резюмировать все, как правило, родословные, перипетии трех сезонов можно с помощью таблички Excel, генеалогического — на запутанный манер древнегреческих богов — древа, картой детектива с фотографиями и красными нитями, как угодно схематически — только не с помощью слов.
И все же со скрипом, спотыкаясь, скажем несколько слов о сюжете и напомним о первых двух сезонах. В небольшом немецком городке Винден дует нездешним сквозняком: он застревает в странной временной петле, подростки пропадают в 1986 году, а их совсем не тронутые разложением тела находят в 2019-м, под пещерами открывается червоточина, позволяющая переноситься на 33 года вперед или назад, а во всем происходящем как-то замешано дело о скрытии радиоактивных веществ местной АЭС. Четыре семейства: Нильсенов, Допплеров, Тидеманнов и Канвальдов — пытаются разобраться в пропаже детей и временных изломах и через пещеру попадают то в 1953, то в постапокалиптичный 2053 год. И так нажористая, сложноперевариваемая фактура усложняется количеством героев и их ипостасями: несколько персонажей застревают в прошлом, доживают до года, когда родились их первоначальные «я», и живут с ними параллельно (бывает, что буквально через улицу). Так, в одном временном отрезке могли пересекаться, скажем, три Канвальда.
Один из главных героев — 17-летний Йонас Канвальд — встречает свою взрослую версию, а потом еще более пожилую, путешествующие между временными пластами. Они предупреждают его о надвигающемся апокалипсисе, вызванном червоточиной. Первый сезон «Тьмы» умело петлял между тремя таймлайнами, а различных версий героев из прошлого или будущего показали не так уж много. Другое дело — второй сезон. Временных отрезков стало пять, героев — еще больше, к тому же сценаристы решили поиграть не только со временем, но и с пространством. Так, в финальном эпизоде выяснилось, что есть параллельная, почти идентичная реальность, в которой Винден также разрывает от временных аномалий — таким образом, всех героев можно помножить на два.
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.
Топ-100 лучших сериалов XXI века (Спойлер: «Очень странные дела» в списке)
Международная команда экспертов определила лучших из 460 различных телевизионных шоу 🤓
Британская корпорация BBC составила список из ста лучших сериалов, которые вышли в этом столетии. В составлении рейтинга принимали участие эксперты со всего мира, от Албании до Уругвая. Каждый эксперт перечислил десять сериалов, которые считает лучшими.
И в топ-100 вошел сериал «Очень странные дела», который вышел на экраны в 2016 году. Научно-фантастическое шоу сумело обойти даже «Рика и Морти» и «Ход королевы» 🤯 Предлагаем тебе ознакомиться с полным списком, вдруг ты сможешь найти что-то, что захочешь посмотреть 😉
100. «Ход королевы» (2020)
99. «Вселенная Стивена» (2013-2020)
98. «Чокнутая бывшая» (2015-2019)
97. «Ганнибал» (2013-2015)
96. «Катастрофа» (2015-2019)
93. «Тримей» (2010-2013)
92. «Покажите мне героя» (2015)
91. «Мир Дикого Запада» (2016-…)
90. «В Филадельфии всегда солнечно» (2005-…)
89. «Декстер» (2006-2013)
87. «Возвращение» (2005-2014)
86. «Как я встретил вашу маму» (2005-2014)
85. «Наркос» (2015-2017)
84. «Нормальные люди» (2020)
83. «Белая ворона» (2016-2021)
82. «Большая маленькая ложь» (2017-2019)
81.«О. Джей: Сделано в Америке» (2016)
80. «Доктор Хаус» (2004-2012)
79. «Охотник за разумом» (2017-2019)
78. «Убийство» (2007-2012)
77. «Американская история преступлений» (2016-…)
76. «Рик и Морти» (2013-…)
75. «Вавилон-Берлин» (2017-…)
74. «Утопия» (2013-2014)
73. «Планета Земля» (2006)
72. «Девочки Гилмор» (2000-2007)
71. «Просветленная» (2011-2013)
70. «Звездный крейсер „Галактика“» (2004-2009)
68. «Очень странные дела» (2016-…)
67. «Королевские гонки Ру Пола» (2009-…)
66. «Мейр из Исттауна» (2021)
65. «Оранжевый — хит сезона» (2013-2019)
64. «Детекторы» (2014-2017)
62. «Хорошее место» (2016-2020)
61. «Аватар: Легенда об Аанге» (2005-2008)
60. «Карточный домик» (2013-2018)
59. «Подземная железная дорога» (2021)
57. «Молодой Папа» (2016)
56. «Теория большого взрыва» (2007-2019)
54. «Счастливая долина» (2014-…)
53. «Позвони моему агенту!» (2015-2020)
52. «Это — Англия. ’86 ’88 ’90» (2010-2015)
51. «Маленький топор» (2020)
50. «Остановись и гори» (2014-2017)
49. «Бюро легенд» (2015-…)
48. «Внутри девятого номера» (2014-…)
47. «Анатомия страсти» (2005-…)
46. «Родина» (2011-2020)
45. «Хорошая борьба» (2017-…)
44. «Сообщество» (2009-2015)
43. «Бумажный дом» (2017-2021)
42. «Пип-шоу» (2003-2015)
41. «Шиттс Крик» (2015-2020)
40. «Правительство» (2010-…)
38. «Рассказ служанки» (2017-…)
37. «Братья по оружию» (2001)
36. «Аббатство Даунтон» (2010-2015)
33. «Хорошая жена» (2009-2016)
32. «Замедленное развитие» (2003-2019)
31. «Настоящий детектив» (2014-2019)
30. «Девочки» (2012-2017)
29. «Парки и зоны отдыха» (2009-2015)
28. «Огни ночной пятницы» (2006-2011)
27. «По долгу службы» (2012-2021)
25. «Шерлок» (2010-2017)
24. «Вице-президент» (2012-2019)
23. «Лучше звоните Солу» (2015-2022)
22. «Черное зеркало» (2011-…)
21. «Умерь свой энтузиазм» (2000-…)
20. «Гуща событий» (2005 — 2012)
19. «Остаться в живых» (2004 — 2010)
18. «Дэдвуд» (2004 — 2006)
17. «Студия 30» (2006 — 2013)
12. «Клиент всегда мёртв» (2001 — 2005)
11. «Конь БоДжек» (2014 — 2020)
10. «Наследники» (2018 — …)
9. «Офис» (Великобритания) (2001 — 2003)
8. «Американцы» (2013 — 2018)
7. «Оставленные» (2014 — 2017)
6. «Я могу уничтожить тебя» (2020)
5. «Игра престолов» (2011 — 2019)
4. «Дрянь» (2016 — 2019)
3. «Во все тяжкие» (2008 — 2013)
2. «Безумцы» (2007 — 2015)
1. «Прослушка» (2002 — 2008)
Материалы по теме
Общайся и следи за новостями 😉
Читай любимый журнал в электронном формате
Журнал Elle Girl
Подпишись на печатную версию журнала
© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.
Просто лучший сериал этого лета: объясняем, почему стоит посмотреть «Очень странные дела»
Кино, которое наверняка захотел бы снять сам Стивен Кинг. Посмотрели «Очень странные дела», что посоветовать вам: посвятите этому сериалу грядущие выходные.
В принципе этого фрагмента достаточно, чтобы понять главное про «Очень странные дела». Бредовое перечисление здесь задает контекст, в котором существует сериал. И зритель погружается в этот контекст с головой.
ЧТО ЭТО ВООБЩЕ ТАКОЕ
«Очень странные дела» – сериал, созданный на стыке научной фантастики, хоррора и семейного кино. Хочется написать «ретро», но это будет явным упрощением. «Очень странные дела» – современный фильм, посвященный 1980-м.
15 июля, в пятницу, NETFLIX выложил в онлайн сразу все восемь серий, а уже в субботу положительные рецензии появились в топовых медиа Vox, IndieWire, Guardian, а также в снобистских Variety и Vanity Fair.
КТО ЭТО СДЕЛАЛ
Шоураннерами сериала стали Мэтт и Росс Дафферы. Их имена вряд ли что-то скажут любителям кино. Просто потому, что братья еще не успели засветиться всерьез. У них в портфолио есть полнометражка «Затаившись» в жанре постапокалиптики и работа сценаристами над первым сезоном «Сосен». В «Очень странных делах» Дафферы выступили исполнительными продюсерами, сценаристами и режиссерами одновременно. Похоже, что «Странные дела» могут стать их звездным часом.
ЧТО ЗА «ОЧЕНЬ СТРАННЫЕ ДЕЛА» ПРОИСХОДЯТ
В маленьком городке Хоукинс, штат Индиана, живут четверо друзей Уилл, Лукас, Дастин и Майк. Им всем двенадцать, и они типичные американские гики-ботаники. Неплохо разбираются в физике, играют в Dungeons & Dragons, фанатеют от «Звездных войн» и «Властелина колец», временами не по возрасту умничают, гоняют на великах и переговариваются друг с другом по рации. На дворе уютные 80-е прошлого века. Городок Хоукинс живет тихой американской жизнью. По закону жанра это означает затишье перед штормом.
В один ноябрьский вечер Уилл Байерс отправляется на велосипеде домой после очередной игры с друзьями. Он пропадает странным необъяснимым образом прямо из своего дома. Мать Уилла вынуждает местного шерифа Джимма Хоппера начать поиски. Она не верит, что ее сын погиб, но опасно ходит на грани психического расстройства. Это состояние усиливается, когда Уилл начинает общаться с матерью из другого измерения.
Вайнона Райдер в роли матери Уилла без преувеличения великолепна.
Друзья Уилла тоже пытаются отыскать его. Но вместо него встречают таинственную девочку с татуировкой «011» на руке. Она напугана, очень мало говорит, называет себя Одиннадцать. Девочка тайком поселяется в доме одного из друзей, Майка (привет, «Инопланетянин» Спилберга). Вскоре выясняется, что Оди, как ее называют друзья-ботаники, обладает паранормальными способностями. Она слышит Уилла с «другой стороны». Ему угрожает опасное чудовище, которое позже друзья назовут Демогоргоном.
За самой Оди тоже идет охота. Странные опасные люди из секретной организации сделали ее частью жестокого эксперимента. Лукас, Дастин и Майк хотят помочь ей и одновременно спасти своего друга.
Девочка Оди – этакая Инопланетянин эпохи digital native.
Второстепенные сюжетные линии отлично поддерживают напряжение «Очень странных дел». Брат Уилла ввязывается в поиски вместе с Нэнси, сестрой Майка, которая потеряла подругу. Шериф Хоппер неожиданно начинает верить параноидальной маме Уилла и открывает собственное расследование. История раскручивается в духе разогнанных амфетамином X-files.
ТАК ЭТО УЖАСЫ ИЛИ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА?
«Очень странные дела» играют на территории фантастики, это очевидно. Засекреченные научные эксперименты, множественные измерения, основанные на парадоксах квантовой физики, визуализация в узнаваемой sci-fi-традиции – эти маркеры четко помечают сериал как фантастический.
Вместе с тем элемент хоррора в «Очень странных делах» очень силен. На протяжении двух третей сериала царит недосказанность и нагнетается страх. Когда появляется чудовище, вы уже вполне готовы поверить, что монстры существуют. К слову, Демогоргон выглядит вполне в духе страшилок Гильермо дель Торо.
В ЧЕМ ЕЩЕ ФИШКА СЕРИАЛА?
Возможно, главная фишка сериала – 1980-е. Изощренное внимание к эпохе делает «Очень странные дела» по-настоящему гиковским фильмом. Восьмидесятые в сериале выглядят невероятно естественными. Это время, когда «Звездные войны» еще удивляют героев своей новизной.
Одновременно с фантастическим колоритом Америка 1983-го в «Очень странных делах» выглядит очень реалистичной. Рональд Рейган выступает по телевидению, американцы всерьез верят в «империю зла», обсуждается проект настоящих «звездных войн» (СОИ).
Разумеется, братья Дафферы не могли проигнорировать знаменитые фильмы 80-х. Они не просто вдохновлялись работами Спилберга, Карпентера, Крэйвена и других. Они мастерски отдали должное «Инопланетянину», «Близким контактам», «Секретным материалам», «Балбесам», «Сумеречной зоне» и др. Эксперты разобрали сериал едва ли не покадрово и сделали занимательный разбор визуальных референсов сериала.
А ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ СТИВЕН КИНГ?
В «Очень странных делах» слишком много отсылок к творчеству Кинга, чтобы просто закрыть на это глаза. Возможно, самое главное – своеобразная кинговская атмосфера. Она соткана из реалистичных историй американской глубинки, настоящих жизненных трагедий, которые страшнее ужасов, из предчувствия чего-то опасного. К 1983-му (когда происходит действие фильма) Кинг уже написал «Керри», «Жребий Салема», «Мертвую зону», «Противостояние», «Сияние». Да что там! В одном из эпизодов шерифа прямо спрашивают, читал ли он Стивена Кинга.
Тема секретных научных исследований с легкостью могла попасть в сериал из «Противостояния». Оди без проблем использует телекинез, равно как и кинговская Керри. Вайнона Райдер (мать пропавшего Уилла) рубит стену таким же топором, как и Джек Николсон в «Сиянии».
Даже шрифт Ричарда Гринберга, воссозданный для заставки «Странных дел», уже использовался – в экранизации «Мертвой зоны» и романе Кинга «Нужные вещи».
Самая очевидная связь с творчеством Кинга – в героях. Это компания мальчишек (иногда в нее вступают и девочки), которые очень дружат между собой и не всегда ладят с враждебным окружающим миром. К примеру, история из повести Кинга «Тело» про друзей, которые нашли труп, воплотилась в фильм «Останься со мной», который в свою очередь «проявляется» в некоторых сценах «Странных дел». Ну и, конечно же, роман «Оно» – прямая аналогия Уилла, Лукаса, Дастина и Майка с Клубом неудачников из Дерри. К слову, исполнителя роли Майка, Финна Вулфхарда, уже позвали в новую экранизацию «Оно» на роль очкарика Ричи Тозиера.
Одним словом, Кинга в «Очень странных делах» хватает. И это хорошо! Сам писатель написал в своем твиттере, что смотреть Stranger Things – это как смотреть Greatest Hits Стивена Кинга.
ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ?
Скорее всего, да. Сериал получил логичную и не самую плохую развязку. Но судьба некоторых главных героев может повернуться совсем иначе, чем это показалось зрителю «Очень странных дел» в конце сериала.
Кстати, сын Кинга Джо Хилл, сам отличный писатель, сказал: «Я бы поставил “Странным делам” больше пяти звезд. Балдею от каждого гиковского эпизода. Еще, пожалуйста, как можно скорее!»