То что называют общественным мнением скорее заслуживает имя общественных чувств

То что называют общественным мнением скорее заслуживает имя общественных чувств

Нельзя копать уголь штыками.

Существуют три организации, которым не станет бросать вызов ни один разумный человек. Это римско-католическая церковь, Королевская гвардия и Национальный профсоюз шахтеров.

Новые рабочие места не создаются на баррикадах.

Единственный способ обратить дикаря – это отправиться в джунгли.

Если иностранцам кажется, будто Италия постоянно охвачена забастовками, то лишь потому, что так оно и есть.

Не говорите, как иногда слышишь, что мы не пойдем с голубыми профсоюзами в одной колонне. Ну флаги у них такие.

Его [рабочего класса] голос мало слушают и еще меньше принимают во внимание, исключая особые случаи, когда его требования достаточно громки, настойчивы и поддерживаются его нанимателями не в его, а в их собственных целях.

Экономический идеал заключается в достижении полной независимости от рабочих, подобно тому как политический идеал заключается в достижении полной независимости от граждан.

Общественное Мнение, эта загадочная независимая переменная политических расчетов…

Настоящий тиран начинает всегда с того, что порабощает общественное мнение.

Общественное мнение похоже на привидение в старинном замке: никто его не видел, но всех им пугают.

Давление общественного мнения все равно что давление атмосферы: увидеть его нельзя, однако на каждый квадратный дюйм давят шестнадцать фунтов.

В союзе с общественным мнением можно сделать все, без него – ничего.

Общественное мнение – это мнение тех, чьего мнения обычно не спрашивают.

То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств.

Общественное мнение – последнее убежище политиков, которые не имеют собственного.

Общественное мнение – это попытка организовать невежество общества и возвести его до ранга физической силы.

Общественное мнение – страшный трус: оно боится само себя.

Общественное мнение – (…) дурной истолкователь.

Каждый рассуждает об общественном мнении и действует от имени общественного мнения, то есть от имени мнения всех минус его собственное.

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни.

Общественность покупает свои мнения так же, как покупают мясо и молоко, потому что это дешевле, чем держать собственную корову. Только тут молоко состоит в основном из воды.

Англичане никогда не будут рабами; они свободны делать все, что дозволяет им делать правительство и общественное мнение.

Правительство не может бежать впереди общественного мнения.

Демократия слишком важная вещь, чтобы доверять ее общественному мнению.

Источник

«То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств» (Б. Дизраэли) (ЕГЭ обществознание)

Для написания эссе я выбрала высказывание Б. Дизраэли «То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств». В данном высказывании автор поднимает тему общественного мнения, социальных групп, которые более или менее подвержены влиянию мнения общества. Автор отмечает, что не всегда понятие общественное мнение отождествлено с его истинным значением — чаще всего, люди строят своё понимание на те или иные вещи, поддаваясь эмоциям.

Итак, автор поднимает тему общественного мнения.

Общественное мнение — сложившиеся в ходе стечения определённых обстоятельств точка зрения, которой подвержены придерживаться большинство жителей. Подвергаться влиянию общественного мнения люди могут находясь непосредственно в социуме — в кругу друзей, коллег и т. д., а также по средствам СМИ — журналов, репортажей, новостей. На определённые части общества, так называемые социальные группы, повлиять оказывается легче или сложнее, например, на образованную интеллигенцию, элиту общества нельзя повлиять мелкими, необоснованными доводами, в то время как на малозащищённые, необразованные слои населения можно оказать давление гораздо проще. Так что же такое социальная группа? Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, присущие только ей особенности (социальное положение, цели). Выделяют такие виды социальных групп по численности как малая, большая. По характеру взаимодействия первичную (имеющую непосредственный характер взаимодействия субъектов социальной группы)и вторичную (имеющую формальную определенность) и т. д.

Почему же автор акцентирует внимание на том, что общественное мнение — это не что иное как общественные чувства?

Мне кажется, что при формировании так называемых предубеждений, которых придерживается большая часть общества той или иной страны/региона/города и т. п, люди руководствуются не здравым смыслом, а тем настроением, переживаниями, которые они испытывают в ходе вырабатывания взгляда на эти вещи, происходящие в мире. Отсюда и название — общественные чувства. Люди поддаются «стадному» инстинкту — куда все, туда и они, не рассуждая, а лишь оценивая ситуация с помощью первоочередных эмоций, которые они испытывают в начале.

Обратимся к ряду аргументов, подтверждающих мою точку зрения. В доказательство я приведу пример из истории. Рассмотрим такую ситуацию как Октябрьская революция 1917 года. На начальном этапе захвата Петрограда большевиками, мало кто был уверен в их адекватности в целом. Ведь идеи, которые они проповедовали на тот момент казались людям просто сумасшедшими и невозможными. Однако, в первые же две ночи они подчинили себе большую часть города, тем самым «перетянув» народ на свою сторону. Однако же надо отметить, что не все люди истинно желали поддерживать партию — многие из них были подвержены мнению со стороны, первозданным эмоциям, что именно большевики смогут привнести в их жизнь мир и благо.

Также я приведу пример из личного социального опыта. В данный момент, в РФ происходит неоднозначная ситуация: задержан главный оппозиционер страны; человек, не признающий действующую власть, из-за чего страна поделилась на два лагеря — кто-то поддерживает Президента и его сподвижников, кто-то нет. Но нужно отметить, что многие люди, даже не разбирающиеся в политике, были вынуждены «Присоединиться» к тому или иному лагерю за счёт подверженности прислушиваться к чужому мнению. Так, поддаваясь чувствам, а не здравому смыслу, многие жители страны встали на сторону, которую, они возможно бы и не выбрали, если бы не навязанное общественное «мнение».

Таким образом, можно заключить, что не всё то общественное мнение, которое мы видим изо дня в день является подлинным. Чаще всего это лишь эмоции, вызванные происходящими событиями, передающиеся от одних людей к другим, формируя чуждую реальности общественную установку, которой в последствии могут придерживаться большинство народа.

Источник

Б. Дизраэли: «То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств» (ЕГЭ обществознание)

Для написания эссе я выбрала высказывание Б. Дизраэли: «То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств». В этом высказывании автор поднимает тему социального контроля. Дизраэли утверждает, что общественное мнение строится, в первую очередь, на эмоциях и чувствах этих людей.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания.

Для начала, стоит понять, что такое общественное мнение — это отношение общества к чему-либо или кому-либо с определенной оценкой, а социальный контроль — это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Существует внутренний контроль — это когда индивид контролирует себя сам и внешний контроль — контроль общеста над индивидом. Общественное мнение может быть как и положительным — позитивные санкции, так и отрицательным — негативные санкции. Социальные санкции — разветвленная система поощрений и наказаний, реакция общества на поведение индивида. Как я уже сказала выше, социальные санкции бывают формальными позитивными/негативными (например, грамоты /штраф) и неформальными позитивными / негативными (например, аплодисменты / насмешки). Как мне кажется, в своем высказывании Дизраэли имел ввиду, что те самые социальные санкции это есть ни что иное, как отдельное субъективное мнение каждого человека, которое объединяется и совпадает в своем большинстве, отражая какое-то определенное мнение народа. Я предполагаю, что автор делал акцент именно на неформальные санкции общества, так как именно в нем наиболее ярко могут быть выражены чувства людей. Социальные санкции обычно накладываются за нарушение или следование социальным нормам. Социальные нормы, в свою очередь, это общие правила, образцы поведения, устанавливающие одобряемое в обществе социальное поведение. Социальные нормы имеют свои признаки, как, например, то, что они являются общими правилами, не имеют конкретного адресата, направлены на регулирование общественных отношений и т. д. Также, существуют различные виды социальных норм, такие как этические, эстетические, религиозные и другие. Я считаю, что общественное мнение не обязательно исходит из больших масс, оно также может существовать и в мнении одного или двух людей. Также, я думаю, в высказывании присутствует мысль о том, что иногда общественное мнение не имеет каких-то официальных правил или предписаний, а отражает эмоциональное отношение человека к чему/кому-либо. Таким образом, автор показывает нам, что в общественном мнении может скрываться субъективное отношение людей к чему-либо.

Приведу пример, основываясь на факторе общественной жизни. Приложение «ВКонтакте» всегда было одним из самых популярных мессенджеров в России, оно было создано приблизительно в 2006 году, но набрало свою особую популярность только через пару лет. Ближе к 2011 году произошло такое событие: разработчики этого приложения решили обновить платформу и добавить туда некоторые улучшения, таким образом, стена «ВКонтакте» начала иметь за собой такие фишки как репост, лайк, комментарий и т. д. Обновление именно этой части приложения вызвало у пользователей мессенджера большое количество отрицательных отзывов и просьб вернуть стену в то состояние, которое она имела. Пользователи этого приложения проявляли негативные неформальные санкции в сторону разработчиков «ВК», надеясь на то, что их услышат. На этом примере мы можем увидеть проявление общественных негативных чувств и эмоций, которые, в свою очередь, проявлялись в общественном мнении, что и было описано в высказывании Дизраэли.

Также я могу привести пример из личного опыта. Пару месяцев назад моя подруга покрасила свои волосы в довольно-таки яркий цвет, который не встречается часто у других людей. В один из дней, когда мы с ней гуляли, один из прохожих решил без просьбы об этом выразить свое негативное мнение о цвете волос моей подруги. Это было общественным мнением, которое выразилось в личном отношении прохожего к внешнему виду моей подруги. Возможно, в глубине души он хотел покраситься в такой же цвет, но общественные нормы и строгое воспитание останавливали его, возможно, у него были какие-то определенные стереотипы о людях, которые любят красить свои волосы в яркие цвета или же в его детстве такого просто не было. Но тем не менее, его субъективное мнение было вложено в негативную неформальную санкцию в отношение моей подруги. На этом примере мы можем увидеть ещё одно подтверждение словам автора о том, что в общественном мнении кроятся, в первую очередь, чувства людей, которые они хотят выразить.

Таким образом, из всего вышесказанного, я могу ещё раз подтвердить свою мысль о том, что Б. Дизраэли в своем высказывании имел ввиду субъективные мысли, чувства и мнения людей, которые выражаются в общественном мнении, будь оно положительным или отрицательным.

Источник

То что называют общественным мнением скорее заслуживает имя общественных чувств

Мысли, афоризмы, цитаты. Политика, журналистика, правосудие

Если политика есть искусство возможного, то вся наша жизнь – политика.

До сих пор у нас не было сколько-нибудь представительной антологии цитат о политике и сопредельных предметах, хотя в других странах (прежде всего англоязычных) такие издания не редкость. «Универсальный цитатник…» – первая попытка подобного рода в России. Здесь в 270 тематических рубриках представлено свыше 2000 авторов – от древности до наших дней. Среди авторов преобладают политики, государственные деятели и политические мыслители.

Ораторы и люди пишущие без труда отыщут подходящую фразу, заглянув в алфавитный указатель тем и открыв нужную им страницу. Система отсылок от рубрики к рубрике позволяет расширить область поиска. При помощи указателя имен можно найти не только цитаты определенного автора или политического деятеля, но и высказывания других лиц о нем.

Большая часть иностранных цитат переведена специально для этого издания из английских, французских, немецких и польских источников.

Источники, происхождение и точная датировка наиболее известных цитат ХХ в. указываются в других моих книгах: «Русские политические цитаты от Ленина до Ельцина» (М., 1996); «Словарь современных цитат» (2-е изд. – М., 2002); «Зернистые мысли наших политиков» (3-е изд. – М., 2003). Источники цитат из античных авторов можно найти в моей книге «Мысли и изречения древних с указанием источника» (М., 2003).

В IV издании добавлено несколько новых цитат, а также уточнены и дополнены сведения об авторах.

1. Сведения об авторе даются каждый раз после цитаты, но не повторяются в пределах одной тематической рубрики. О некоторых авторах известно лишь, что они живут – или жили – в такой-то стране; в некоторых случаях не удалось достоверно выяснить даже этого.

2. Национальная и государственная принадлежность отечественных авторов не указывается. Если об авторе сказано просто: «политик», «журналист», «писатель» и т. д., речь всегда идет о русском, российском либо советском авторе или деятеле.

3. Настоящее имя автора, писавшего или выступавшего под псевдонимом, указывается лишь в виде исключения (обычно в тех случаях, когда псевдоним состоит из одного слова, или если автор-женщина берет мужской псевдоним). Если автор – советский политический деятель, то его наиболее известное имя нередко представляет собой партийный или литературный псевдоним в сочетании с настоящим именем и отчеством.

4. Сокращение «NN» означает «автор неизвестен».

5. Следует иметь в виду, что многие высказывания лишь приписываются тому или иному историческому деятелю; такова, например, большая часть изречений, публикуемых под именем Наполеона I.

6. Отточием в круглых скобках (…) обозначается опущенная часть цитаты.

См. также «Реформы и реформаторы»; «Политики»; «Политика и культура»; «Политика и религия»; «Реализм и иллюзии»

Политика – не точная наука.

Политика – это биение общественного пульса.

Политика (…) означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государств.

Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером.

Политика – кровавый спорт.

Политика есть продолжение войны другими средствами.

Политика это: кто получает, что получает, когда получает и как получает.

Политика: управление общественными делами ради выгоды частного лица.

Политика: способ добывать средства к жизни, контролируемый наиболее деградировавшей частью наших преступных элементов.

Политика – жизнетворная кровь демократии. Называть политику «грязной» – значит называть демократию «грязной».

Политика – развлечение заурядных людей, которые в случае успеха приобретают значительность в глазах еще более заурядных людей.

Политика есть искусство отыскивать проблемы, находить их, неверно оценивать и решать их неподходящими способами.

Политика – это хорошо смазанная машина, которая производит трение.

Политика – это искусство управлять людьми, обманывая их.

Политика, каким бы ни было ее кредо, на практике есть систематическая организация ненависти.

Большая политика – это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам.

Какой смысл имеет сейчас судьба? Политика – вот судьба!

История – это политика, которую уже нельзя исправить. Политика – это история, которую еще можно исправить.

Если вы лжете людям, чтобы получить их деньги, – это мошенничество. Если вы лжете людям, чтобы получить их голоса, – это политика.

Говорят, что политика – вторая древнейшая профессия. Но я пришел к выводу, что у нее гораздо больше общего с первой.

Политика – не призвание и даже не профессия; это неизлечимый недуг.

В политике прямая линия – кратчайшее расстояние между двумя несчастьями.

Источник

То что называют общественным мнением скорее заслуживает имя общественных чувств

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опытВыберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Если мы хотим идти вперёд, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса…» (Й. Этвеш)

29.2 Экономика: «Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон)

29.3 Социология, социальная психология: «То, что называют общественным мнением, скорее

заслуживает имя общественных чувств». (Б. Дизраэли)

29.4 Политология: «Элита должна быть, с одной стороны, относительно замкнутой, но с другой – быть способной включать в свой состав наиболее выдающихся представителей не-элиты». (Й. Шумпетер)

29.5 Правоведение: «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». (Т. Карлейль)

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:

— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования

Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.

Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.

Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.

В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.

Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.

Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.

Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию.

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

Критерии оценивания ответа на задание 29Баллы
29.1Раскрытие смысла высказывания1
1
0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2Теоретическое содержание мини-сочинения

(Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие наличие и корректность теоретических положений)

2
2
1
0
Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов

29.3Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов1
1
0
29.4Качество приводимых фактов и примеров2
21
0
Указание по оцениванию:

1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций.

2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т. п.) не требуется.

3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т. п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *