То что не познаем мы познают наши потомки

I. 5. 3. 4- Фейербах

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. «ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)». КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Фейербах (Германия, 1804-1872 гг.).

Посещал лекции Гегеля. Прошёл путь от гегельянства до материализма. Важнейшее место в его философии занимала критика религии. Фейербах утверждал, что возникновение религии связано не столько с невежеством людей (просветители), сколько – с условиями жизни человека. Бессилие человека по отношению к природным стихиям, неподвластным человеку, приводит к тому, что люди ищут утешение в создаваемых ими фантазиях.

В 1830 г. анонимно вышло произведение Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии». Однако вскоре стало известно, кто является автором этого смелого произведения.

Оно было конфисковано, и началась травля его автора. Проректор университета, в котором преподавал Фейербах, написал ему письмо с просьбой опровергнуть этот слух, но Фейербах, не пожелавший отречься от своих идей, оставил это письмо без ответа и вскоре был уволен. Основное содержание этой книги шло вразрез с догматикой ортодоксального христианства. Философ отрицал личное бессмертие, считая, что бессмертно лишь сознание, а человек смертен. Вера в загробную жизнь таит в себе большой вред, т. к. она снижает в глазах человека ценность его реальной жизни. Бессмертие человека, с точки зрения Фейербаха, следует понимать лишь как продолжение жизни человека в памяти людей. В противовес христианской догме личного бессмертия Фейербах признавал бессмертие человеческого рода, универсального разума (см. Раздел II.2).

Критику религии считал делом своей жизни. Человек обожествляет то, от чего он зависит реально или в воображении. Разлад между Богом и человеком, на котором основана религия, есть разлад человека с его собственной сущностью. Утверждение о божественном происхождении королевской власти считал «чистейшим вздором».

Фейербах приходит к выводу о том, что истинная религия – это религия без Бога.

Считает, что любовь человека к человеку, особенно плотская, – это и есть религиозное чувство. Религия, по Фейербаху, связана духовной косностью, обрекает человека на пассивность и бездеятельность, противоречит культуре, науке и технике. Ссылаясь на Гёте, Фейербах доказывает, что человек, который имеет Науку, не нуждается в Религии. Следует отметить, что Фейербах не произвел конкретно-исторического анализа религии. Разрушая старую религию, он стремился создать новую, в центре которой должен был находиться Человек.

Основные труды: «Об едином универсальном и бесконечном разуме» (1828 г.) (диссертация, посвящённая Гегелю); «История новой философии от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы» (1833 г.); «Абеляр и Элоиза, или Писатель и человек» (1834 г.); «О Лейбнице» (1837 г.); «К критике философии Гегеля» (1839 г.); «Сущность христианства» (1841 г.); «Основы философии будущего» (1843 г.); «Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии» (1846 г.); «Эвдемонизм» (1867-1869 гг.) (относится к Великим книгам).

«Эвдемонизм» – это «стремление к счастью» или «блаженная жизнь». Традиции данной концепции восходят ещё к Эпикуру. Последовательным приверженцем немецкого мыслителя был Чернышевский. Эта книга вобрала всё лучшее из трудов Фейербаха.

Знаменитое объяснение Фейербаха сущности и происхождения религии, которое принесло ему мировую славу: «Любая религия – иллюзия, но верующий человек сознательно стремится к этой иллюзии, т. к. в реальной жизни счастья очень мало, а религии обещают бесконечное и вечное счастье после смерти – в потустороннем мире». Фейербах заявляет, что не надо уходить от жизни, а надо находить счастье в любви и, прежде всего, в плотской, являющейся единственным изобретением природы, где одно существо, доставляя удовлетворение самому себе, доставляет одновременно точно такое же удовлетворение и своему партнёру. Интимнейшую сущность человека выражает не утверждение «Я мыслю, следовательно, я существую», а утверждение «Я хочу, следовательно, я существую». Но человек не может быть счастлив вне человечества. Это заставляет выйти его за рамки эгоизма и заботиться о счастье всего человечества. Фейербах считает, что только тот человек, кто не лишён никаких существенных человеческих качеств: «Я – человек и ничто человеческое мне не чуждо».

Придя к выводу о родстве религии и философского идеализма и отрицая тождество бытия и мышления, Фейербах подверг критике исходный и фундаментальный тезис гегелевской философии. Отказываясь от гегелевской философии в целом, он отказался и от гегелевской диалектики. Энгельс по этому поводу заметил: «Вместе с водой он выплеснул и ребенка». Однако некоторые идеи Гегеля Фейербах признавал, например, борьбу нового со старым, отрицание отрицания и т. д.

Фейербах жёстко критиковал Канта, прежде всего за его агностицизм: «То, чего мы ещё не познали, познают наши потомки». Также Фейербах отрицает дуализм между чувственным созерцанием и рассудком, который был так характерен для кантовской гносеологии, утверждая единство духовного и материального, субъективного и объективного, мышления и быта.

Рассудок, согласно Фейербаху, не является самостоятельным источником познания – все свои принципы и категории он черпает не из себя, а из ощущений, из опыта.

Буржуазные историки философии стремились всячески исказить подлинную сущность созданного Фейербахом материалистического учения. Одни обвиняли его в упрощенчестве и отождествляли его материализм с вульгарным материализмом, другие доказывали, что он не примыкает ни к материализму, ни к идеализму, а является правоверным позитивистом. Некоторые, делая акцент на слабые стороны философии Фейербаха, утверждали, что «заслуга Фейербаха состоит только в том, что он был творцом «новой» религии – «Религии любви». Однако следует признать, что Фейербах велик не отклонениями от основных материалистических принципов своей философии, а страстной защитой материализма, смелой критикой религии и идеализма, борьбой против агностицизма, верой в мощь человеческого разума.

Философия Фейербаха оказала большое влияние на развитие материализма и атеизма, особенно на классический марксизм, а также на целую плеяду русских философов – как марксистов (Плеханова, Ленина), так и не марксистов (Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова).

«Я – человек и ничто человеческое мне не чуждо».

«Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы».

Источник

1. Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

• материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

• большой интерес к социально-политическим вопросам;

2. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

• отвергает идею тождества бытия и мышления;

• не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;

• логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

• не признает единства философии и религии;

• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.

3. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

• единственно существующими реальностями являются природа и человек;

• человек является частью природы;

• человек есть единство материального и духовного;

• человек должен стать главным интересом философии;

• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека;

• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

4. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах:

• выступает с атеистических позиций;

• тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

• Бога как самостоятельной реальности нет;

• Бог — порождение сознания человека;

• религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

• распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

• мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

• Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.

5. Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

6. Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:

• человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

• полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;

• основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;

• данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;

• необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;

• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

Источник

Немецкая классическая философия Фейербаха, Маркса и Энгельса

То что не познаем мы познают наши потомки. То что не познаем мы познают наши потомки фото. картинка То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть фото То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть картинку То что не познаем мы познают наши потомки.

То что не познаем мы познают наши потомки. То что не познаем мы познают наши потомки фото. картинка То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть фото То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть картинку То что не познаем мы познают наши потомки.

1. Л. А. Фейербах

1.1. Обоснование материализма

1.1.1. Полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от религиозного влияния

1.1.2. Попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы

1.1.3. Материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека

1.1.4. Большой интерес к социально-политическим вопросам

1.1.5. Убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой

1.2. Критика идеалистической философии

1.2.1. Отвергает идею тождества бытия и мышления

1.2.2. Не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира

1.2.3. Логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля

1.2.4. Не признает единства философии и религии

1.2.5. Отвергает диалектику

1.3. Теория антропологического материализма

1.3.1. Единственно существующими реальностями являются природа и человек

1.3.2. Человек является частью природы

1.3.3. Человек есть единство материального и духовного

1.3.4. Человек должен стать главным интересом философии

1.3.5. Идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека

1.3.6. Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека

1.3.7. Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожимая

1.3.8. Все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи

1.4. Проблема Бога

1.4.1. Выступает с атеистических позиций

1.4.2. Тесно увязывает проблему Бога с антропологией

1.5. Основные положения атеистическо-антропологической теории

1.5.1. Бога как самостоятельной реальности нет

1.5.2. Бог — порождение сознания человека

1.5.3. Религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью

1.5.4. Распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям

1.5.5. Корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности

1.5.6. Мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты

1.5.7. Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек

1.5.8. Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек

1.6. Вопросы познания (гносеология)

1.6.1. Окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны

1.6.2. Безграничность познания наступает постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса

1.6.3. «То, что не познаем мы, познают наши потомки»

1.6.4. Основу познания составляют уравнении эмпирического и рационального подходов

1.7. Социально-политические взгляды

1.7.1. Человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями

1.7.2. Полная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе

1.7.3. Основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия

1.7.4. Данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах

1.7.5. Необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека

1.7.6. Смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью

2. К. Маркс

2.1. Марксизм

2.1.1.1. учение о прибавочной стоимости

2.1.1.2. учение о диктатуре пролетариата

2.1.1.3. материалистическое понимание истории (исторический материализм)

2.2. Марксистская философия

2.2.1. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его»

2.2.1.1. с одной стороны осуждает философию за её умозрительное сознание

2.2.1.2. с другой стороны настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность

2.3. «Манифест коммунистической партии»

2.3.1. 1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

2.3.2. 2. Высокий прогрессивный налог.

2.3.3. 3. Отмена права наследования.

2.3.4. 4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

2.3.5. 5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

2.3.6. 6. Централизация всего транспорта в руках государства.

2.3.7. 7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.

2.3.8. 8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.

2.3.9. 9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.

2.4. Эволюция взглядов Маркса

2.5. Маркс и Гегель

2.5.1. Маркс выступает против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики.

3. Ф. Энгельс

3.1. Марксизм

3.2. Материалистическое понимание истории

3.2.1. «Идеи и теории не могут служить причинами исторических изменений реальности, они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены только тогда, когда в этой реальности создаются благоприятные возможности»

3.3. Учение об идеологии

3.3.1. «Идеология отражает действительные противоречия исторического процесса, но в тех их проявлениях, когда господствует отчуждение, когда действительные отношения переворачиваются с ног на голову»

3.4. Поиск истины

3.4.1. Цель познавательных усилий – достижение истины

3.4.2. Истина – соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной деятельности.

3.4.3. Любая истина объективна

3.4.4. Абсолютная истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем

3.5. Развернул борьбу против оппортунизма и левого сектантства, против догматизма в социалистических партиях

3.6. «Энгельс всегда считал себя младшим партнёром, и он им, несомненно, был. Но это не умаляет его роли. Не будь он младшим партнёром, многое из того, чем прославился его старший партнёр, не увидело бы свет»

3.7. Диалектический материализм

3.7.1. попытка построить всеобщую философию, охватывающую природу, общество и мышление

3.7.2. Согласно Энгельсу, основной порок всей прежней философии заключается в попытках решить неразрешимую задачу – построить завершенную систему абсолютных истин в условиях, когда развитие человеческих знаний не может завершиться.

3.7.3. С диалектической точки зрения как нет абсолютной истины, так и нет абсолютного заблуждения.

3.7.4. Исходил из того, что науки открывают в природе и обществе такие закономерности, которые могут быть охарактеризованы как диалектические

3.8. 3 закона диалектики

3.8.1. закон взаимоперехода количества в качество

3.8.2. закон взаимопроникновения противоположностей

Источник

Философия Л. Фейербаха

То что не познаем мы познают наши потомки. То что не познаем мы познают наши потомки фото. картинка То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть фото То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть картинку То что не познаем мы познают наши потомки. То что не познаем мы познают наши потомки. То что не познаем мы познают наши потомки фото. картинка То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть фото То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть картинку То что не познаем мы познают наши потомки. То что не познаем мы познают наши потомки. То что не познаем мы познают наши потомки фото. картинка То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть фото То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть картинку То что не познаем мы познают наши потомки. То что не познаем мы познают наши потомки. То что не познаем мы познают наши потомки фото. картинка То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть фото То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть картинку То что не познаем мы познают наши потомки.

То что не познаем мы познают наши потомки. То что не познаем мы познают наши потомки фото. картинка То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть фото То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть картинку То что не познаем мы познают наши потомки.

То что не познаем мы познают наши потомки. То что не познаем мы познают наши потомки фото. картинка То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть фото То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть картинку То что не познаем мы познают наши потомки.

Философия Людвига Фейербаха(1804 – 1872) считается завер­шающим этапом немецкой классической философии, видными пред­ставителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и нача­лом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха – критика не­мецкого классического идеализма и обоснование материализма. Конечно, материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (в Древней Греции его представителями были Демокрит и Эпикур, в Англии Нового времени – Фрэнсис Бэкон и Джон Локк, во Франции – просветители-материалисты). Однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречия­ми, находились под сильным влиянием теологии, искали ком­промисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глу­боко последовательного материализма, основными чертами ко­торого были:

· полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от мно­говекового религиозного влияния;

· попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

· материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

· большой интерес к социально-политическим вопросам;

· убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX века, предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влияни­ем философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Мар­кса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии,особенно Гегеля. Так, Фейербах отвергает идею тождества бытия и мышления, не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и превопричины материального мира. Он логически доказывает невозможность отчуждения (превра­щения) абсолютной идеи в материальный мир, ибо окружаю­щий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея являются лишь догадкой разума, выдумкой Гегеля. В целом философию Гегеля Фейербах считает искусственной, под­верженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответ­ствующей новейшим достижениям науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах вы­двинул теорию антропологического материализма.Суть этой теории в том, что:

1) единственно существующими реальностями являются при­рода и человек, который является частью природы;

2) человек должен стать главным интересом философии; он есть единство материального и духовного, поскольку идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

3) Бога как отдельной и самостоятельной реальности не суще­ствует; Бог – это плод воображения человека;

4) природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), – это различные проявления материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога.В отличие от прежних философов-материалистов, искав­ших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, – деистов и др., Фейербах выступает с атеистических позиций и тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Можно выделить следующиеосновные положения атеистиче­ско-антропологической теории Л. Фейербаха:

1) Бога как самостоятельной реальности нет; Бог – это порождение сознания человека;

2) религия представляет собой глубоко разработанную мифологически-фантасти­ческую идеологию, не имеющую ничего общего с реальностью;

То что не познаем мы познают наши потомки. То что не познаем мы познают наши потомки фото. картинка То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть фото То что не познаем мы познают наши потомки. смотреть картинку То что не познаем мы познают наши потомки.

3) распространение религии стало возможным благодаря неве­жеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

4) корни религии кроются в чувстве бессилия человека перед внеш­ним миром, его зависимости от него и незащищенности; мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

5) Бог – это идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; Бог в действительности не является творцом, Он есть творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы гно­сеологии. Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и яв­ления окружающего мира. Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные воз­можности разума безграничны. Однако безграничность возмож­ностей познания разума наступает не сразу, а развивается по­степенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чув­ственные ощущения, в основе которых лежит объективная реаль­ность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при со­единении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

Социально-политические взглядыФейербаха были обуслов­лены его антропологической философией. Он считал, что человек – это уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями. При этом полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми), т.е. человек может жить только в обществе. Основой связей между людьми в обществе, стержнем обще­ства должна стать религия, которая, по его мнению, должна быть основана не на вере в выду­манное сверхъестественное существо (Бога), а на иных принципах. Фейербах был убежден, что необходимо отбросить традиционную религию (христианст­во, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви лю­дей к друг другу и религией любви внутри семьи как наибо­лее отвечающей природе человека, а смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

Тесты для самоконтроля к главе 8

1. В чем состоит уникальность немецкой философии XIX века?

а) ей удалось глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече­ство, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

б) ей удалось совместить в себе почти все известные в тот период фило­софские направления – от субъективного идеализма до вуль­гарного материализма и иррационализма;

в) ей удалось открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.);

г) во всем вышеперечисленном.

2. Кого из перечисленных не относят к представителям немецкой классической философии?

г) Фридриха Шеллинга.

3. Основоположником немецкого классического идеализмасчи­тается:

4. Идею агностицизма, т.е.невозможности познания окружающей действи­тельности Иммануил Кант отстаивает в работе:

а) «Критика чистого разума»;

б) «Критика практического разума»;

в) «Критика способности суждения»;

г) «Всеобщая естественная история и теория неба».

5. По Канту, высшим уровнем сознания, формами которогоявляют­ся окончательные высшие идеи, является:

6. Категории «единство, множество, цельность» Кант относит к классу:

7. Кем из философов был сформулирован моральный закон, так называемый кате­горический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»?

б) Иммануилом Кантом;

г) Фридрихом Шеллингом.

8. Кто из философов единственной реальностью провозглашает внутренне, субъ­ективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир?

9. Кто из философов приходит к выводу о том, что ход истории случаен, в истории царит произвол?

10. Кто из философов считал, что все разумное действи­тельно, а все действительное разумно?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *