То что остается за кадром как называется

Съёмка съёмки: для чего нужен бэкстейдж?

То что остается за кадром как называется. То что остается за кадром как называется фото. картинка То что остается за кадром как называется. смотреть фото То что остается за кадром как называется. смотреть картинку То что остается за кадром как называется.

Съёмка процесса съёмки кино или клипа чаще всего называется бэкстейдж (backstage).

Вообще-то раньше, на самой заре развития кино- и видеоиндустрии бэкстейджи практиковались слабо. Между прочим, многие наши отечественные кинорежиссёры страдали суеверием, потому не очень жаловали фотографов на съёмочной площадке. По этой, а также по многим другим причинам, фотоснимков со съёмочных площадок, сделанных в эпоху расцвета советского кино, до нашего времени дошло очень мало, равно как и видеокадров. Киночиновники не видели целесообразности тратить киноплёнку на всякую ерунду.

Бэкстейдж в современном видео- и кинопроизводстве

Расцвет съёмок бэкстейджей начался в конце 90-х годов прошлого столетия.

Причём, кадры со съёмочных площадок использовали не только в целях рекламы и анонсов.

В 2000 году один из налоговых инспекторов г. Москвы потребовал «доказательств» того, что некое ООО в действительности понесло затраты на обеспечение съёмочного процесса. Подтверждающих документов оказалось мало. Собственно, с тех пор налоговики часто при проверках требуют подобные доказательства, поскольку видеоролик можно «сшить» из кадров, скачанных из интернета.

Доказательства авторства

На западе, да в принципе и у нас многие операторы и съёмочные группы используют бэкстейдж для того, чтобы в случае чего доказать, что тот или иной видеоролик был действительно снят ими.

Современные режиссёры и продюсеры приветствуют съёмки бэкстейджа, если они проводятся организованно, а полученный материал используется по назначению и с разрешения. Однако многие актёры, в особенности — непрофессиональные, а также другие участники съёмочного процесса воспринимают саму съёмку как развлечение и спешат выложить снятые на телефон фотографии или видео в инстаграм или соцсети, даже не догадываясь о том, что на это необходимо получить разрешение от продюсера или даже заказчика. Известен случай на съёмках фильма «Матрица», когда фотоснимки с подготовкой знаменитого эффекта bullet-time, в то время являвшимся технологией ноу-хау, попали в открытый доступ и в печать без ведома киностудии, снимавшей фильм. Автор этих снимков был отстранён от участия в производстве картины и заплатил 22 тыс. долларов штрафа.

Контроль за производством фильма

В последнее время все чаще и чаще на съёмочных площадках стали использовать экшн-камеры с целью последующего просмотра и оценки кто и чем занимался на съёмках. Кстати, в некоторых случаях наличие таких «камер видеонаблюдения» очень даже дисциплинирует. Члены съёмочной группы меньше бездельничают, ходят курить и пить кофе. Помимо этого такая запись является средством объективного контроля, что снимает многие спорные вопросы при оплате труда специалистов съёмочной группы, особенно в части, касающейся сверхнормативного времени.

Источник

Эффект непрерывного действия: как снимают кино «без склеек»

Наверняка вы слышали про «рваный монтаж». Это когда кадры сменяются так быстро, что зритель не успевает терять концентрацию во время просмотра. В противовес этой тенденции многие кинематографисты прибегают к длинным планам, которые могут длиться минуту, две, а то и несколько часов.

Считается, что этот эффект беспрерывного действия придаёт фильму правдоподобности. Но добиться его зачастую очень непросто. Мы попытались разобраться, какими приёмами пользовались разные режиссёры, чтобы зритель сильнее поверил в происходящее на экране.

То что остается за кадром как называется. То что остается за кадром как называется фото. картинка То что остается за кадром как называется. смотреть фото То что остается за кадром как называется. смотреть картинку То что остается за кадром как называется.

Иногда из-за нехватки времени часть съёмок проходит без прогонов. Но, чтобы снять длинный дубль, без репетиций не обойтись. Это первое правило. Бывает, что на это уходит не день и не два, а целые месяцы. Как в случае с историческим боевиком «1917». Оператор Роджер Дикинс репетировал восемь месяцев перед началом съёмочного процесса.

Но там хотя бы были склейки. А, вот, в фильме Александра Сокурова «Русский ковчег» склеек и вовсе нет. Оператору приходилось тащить на себе 30-килограммовое оборудование на протяжении полутора часов. И так три дубля в течение одного съёмочного дня. Ради него команда и массовка репетировали на протяжении семи месяцев.

Хорошо, когда удаётся отделаться несколькими дублями после репетиций. Но бывает, что какие-то непредвиденные казусы меняют расклад. Так произошло в открывающей сцене фильма Орсона Уэллса «Печать зла», которую впоследствии будут копировать многие кинематографисты. Одним кадром в картине были сняты только первые три минуты. От актёров требовалась максимальная сосредоточенность, а от съёмки – предельной выверенности. Но исполнитель роли пограничника всё никак не мог запомнить свои реплики. На нём дубль прерывался трижды! В итоге Уэллс просто разрешил актёру шевелить губами, чтобы потом наложить слова на монтаже.

Но это еще пустяки. Одну из коридорных экшен-сцен в первом сезоне сериала «Сорвиголова» пришлось переснимать 12 раз, чтобы добиться нужного результата. В ней на протяжении трёх минут актёр Чарли Кокс и его дублёр менялись местами, когда персонаж Сорвиголовы исчезал из поля зрения.

Если еще в фильмах эпохи Уэллса приходилось использовать операторский кран, то с появлением ручной камеры не заставил себя долго ждать и стедикам. С помощью него начали снимать сцены без склеек уже в первом «Рокки». Благодаря стедикаму пробежка легендарного героя в исполнении Сильвестра Сталлоне выглядит плавной и одновременно динамичной.

Ещё одна длинная сцена без монтажа, снятая со стедикама, – знаменитая поездка на велосипеде по отелю Оверлук. С помощью стедикама у Стэнли Кубрика появилась возможность снять сцену с позиции ребёнка, Дэнни. Из-за этого финал сцены выглядит очень пугающим.

Иногда длинные кадры действительно снимают без склеек. Но есть и случаи, когда режиссёры идут на некоторые хитрости. Брайан де Пальма, например, для «Глаз змеи» решил сделать монтаж незаметным и создать эффект непрерывного действия в открывающей и финальной сценах. Каждая из них длится дольше десяти минут, но внимательный зритель легко найдёт в них склейки: когда в кадре тёмный план или когда камеру ловко перегораживает какой-нибудь актёр.

Точно таким же образом поступил и Алеханро Гонсалес Иньярриту в «Бёрдмане»: склейки аккуратно спрятаны в каждой новой сцене фильма. Затемнение плана, перекрытие камеры – и мы снова получаем эффект беспрерывного действия.

От расположения камеры и актёров тоже зависит успех сцены, снятой одним кадром. Вспомним замечательную сцену из «Олдбоя», где главному герою приходится бить многочисленных противников молотком в узком коридоре. Атмосферная потасовка длится три минуты без склеек и снята с такого ракурса, будто мы смотрим action-игру на старой приставке.

Иногда создатели фильма подходят к режиссуре сцены без монтажа с особой изобретательностью. Так, для сериала «Шучу» Мишеля Гондри с Джимом Керри в главной роли ради двухминутной сцены декорации меняли за спиной оператора прямо во время съёмок. Таким образом, комната, в которой снималась сцена, полностью трансформировалась ни один раз. Всё ради того, чтобы показать, как с годами менялась квартира главной героини.

Впрочем, эта технология не нова. Выдвижные декорации использовал еще Альфред Хичкок для своего фильма «Верёвка». Если бы не ограничение по длине плёнки, эта картина тоже была бы снята одним кадром.

Источник

Как создается эффект монопода-невидимки в видео

То что остается за кадром как называется. То что остается за кадром как называется фото. картинка То что остается за кадром как называется. смотреть фото То что остается за кадром как называется. смотреть картинку То что остается за кадром как называется.

То что остается за кадром как называется. То что остается за кадром как называется фото. картинка То что остается за кадром как называется. смотреть фото То что остается за кадром как называется. смотреть картинку То что остается за кадром как называется.

Содержание

Содержание

Популярность мобильной съемки стала набирать обороты одновременно с развитием фотокамер мобильных устройств. Интерес к этому жанру породил категорию новых устройств — экшн-камеры, которые удобно использовать в путешествиях и экстремальных условиях. Современные устройства даже научились снимать бесшовное видео с углом обзора практически 360° и скрывать монопод из поля зрения. Пользователи спорят на эту тему и не могут решить, в чем секрет волшебства — программные алгоритмы, нейросети или оптические свойства объективов? На самом деле, чем сложнее устроена система, тем она проще.

Задача экшн-камер — снимать то, что представляет трудности для обычных фотоаппаратов, видеокамер или камер мобильных устройств: спорт, туризм, экстремальные приключения и даже некоторые сцены в боевиках. Для работы в сложных условиях у таких камер есть все: компактный форм-фактор, емкий аккумулятор, ударопрочный, пыленепроницаемый корпус с защитой от попадания влаги, а также ряд технических особенностей, которые позволяют заснять гораздо больше, чем даже самый навороченный фотоаппарат. Одна из таких любопытных особенностей — это широкий угол съемки.

То что остается за кадром как называется. То что остается за кадром как называется фото. картинка То что остается за кадром как называется. смотреть фото То что остается за кадром как называется. смотреть картинку То что остается за кадром как называется.

В съемке фильмов все очень просто — оператор может использовать любую оптику, чтобы добиться желаемого результата. Он заранее знает, где пролетит Audi Фрэнка Мартина, с какой стороны в кадр ворвется Dodge Доминика Торетто и как все это уместить в одном кадре. В реальной жизни такого не бывает — если хочется побольше красивых видов и памятных кадров, придется снимать все и сразу. Поэтому у экшн-камер вместо классических «полтинников» установлены объективы с широким углом обзора. Например, в GoPro Hero 8 минимальное фокусное расстояние оптики составляет 16 мм, что позволяет снимать материалы с углом обзора до 140°. Этого достаточно, чтобы захватить максимум полезной площади кадра: например, снять целиком акулу, подплывающую к клетке, а не захватить только часть ее плавника или огромные зубы.

Производители подхватили успех широкоугольной съемки и пришли к выводу, что современному любителю экстремальных «себяшек» обычной экшн-камеры уже недостаточно. Любителям активного образа жизни предложили новые устройства — сферические камеры, которые охватывают угол зрения практически в 360°. При этом они магическим образом делают монопод невидимым, благодаря чему становятся «летающими».

Видите монопод? И мы не видим. А он есть. Производители уверяют, что это не программная обработка, не фотошоп и не работа нейросетей — все дело в физике.

Угол зрения

Чтобы разобраться в том, как работает магия экшн-камер, обратимся к теории оптических систем — разберемся, что такое угол зрения и как он влияет на изображение.

Поле зрения — пространство, видимое человеческим глазом при фиксированном взгляде и неподвижной голове.

То что остается за кадром как называется. То что остается за кадром как называется фото. картинка То что остается за кадром как называется. смотреть фото То что остается за кадром как называется. смотреть картинку То что остается за кадром как называется.

Угол зрения объектива — означает то же самое, что и поле зрения человеческих глаз, но используется только в монокулярном значении и для описания свойств фотографической и кинематографической оптики.

То что остается за кадром как называется. То что остается за кадром как называется фото. картинка То что остается за кадром как называется. смотреть фото То что остается за кадром как называется. смотреть картинку То что остается за кадром как называется.

Угол зрения среднестатистического человека составляет 90°, при этом двумя глазами он способен увидеть картинку шириной до 180°, а двигая глазами — и вовсе видит все 210°. Фотографы считают, что объектив с фокусным расстоянием 50 мм формирует изображение, идентичное тому, что видит человек невооруженным глазом. Эталоном принято считать не количество видимых объектов, которые может захватить объектив, а то, насколько правильно он передает их пропорции. При этом угол зрения такой оптики достигает всего 47° — намного меньше того, что человек видит одним глазом.

Добиться такого же угла обзора в технике при аналогичном фокусном расстоянии невозможно. Поэтому для имитации широкоугольного зрения, фотографы прибегают к панорамированию — делают несколько снимков, а затем склеивают их в панораму. Получается своего рода подвижное зрение — вместо движения глазом фотограф передвигает камеру. Такой способ занимает много времени, поэтому панорамирование не подходит для съемки подвижных объектов: они могут исказиться либо отсутствовать на сделанных снимках полностью или частично.

То что остается за кадром как называется. То что остается за кадром как называется фото. картинка То что остается за кадром как называется. смотреть фото То что остается за кадром как называется. смотреть картинку То что остается за кадром как называется.

Чтобы решить вопрос с недостаточным полем охвата, избавиться от панорамирования и сделать зрение фотоаппарата широкоугольным, необходима специальная оптика. Это широкоугольные и сверхширокоугольные объективы, с возможностью охвата полезной площади кадра до 180°. Конечно, изображения, полученные с помощью такой оптики, далеки от идеала — они имеют искажения, в том числе, испорченную перспективу и неверные пропорции объектов. Тем не менее применение такой оптики — это единственный выход сделать удачную фотографию в тесном помещении или снять информативный видеоролик от первого лица.

Куда делся хвост?

Несмотря на гибкость зрительного аппарата, физическое строение тела человека не позволяет ему увидеть то, что находится позади него. Зато это умеют животные. Например, глаза лошади расположены так, что она видит больше. Располагаясь практически по бокам, глаза животного принимают информацию в трех полях: бинокулярном, монокулярном и периферийном.

То что остается за кадром как называется. То что остается за кадром как называется фото. картинка То что остается за кадром как называется. смотреть фото То что остается за кадром как называется. смотреть картинку То что остается за кадром как называется.

Если сложить все три типа зрения, то угол обзора лошади составит 320° — достаточно для того, чтобы видеть передние и боковые объекты, а также воспринимать информацию позади себя. При этом часть информации все же остается «за кадром» — лошадь не сможет увидеть то, что происходит непосредственно за ее хвостом.

Мы не утверждаем, что природные характеристики зрения скакуна сподвигли разработчиков камер на создание периферийной камеры, хотя доля правды в этом есть. Ведь многие рукотворные вещи в мире срисованы с живых моделей. Сферические камеры позволяют снимать «бесконечные» панорамы и скрывать монопод. Как они это делают? Так же, как лошадь не замечает свой хвост.

Stitching

Инженеры, разрабатывающие экшн-камеры, пришли к выводу, что современные устройства должны предоставить большую свободу при съемке, чем традиционные модели типа GoPro Hero. Тем более, для этого есть все — сверхширокоугольная оптика и мощная аппаратная начинка. Поэтому теперь некоторые модели экшн-камер имеют три типа зрения: монокулярное, бинокулярное и периферийное.

За управление съемкой и склейку кадров с двух «глаз» отвечают процессоры: железный мозг составляет получаемую информацию и выдает единую картинку, в которой зритель не замечает место склейки и воспринимает изображение целостно. Этот процесс называется стичингом — склеиванием.

Однако линзы камер, в отличие от глаз человека или лошади, неподвижны, поэтому между полями их зрения всегда существует слепая зона. Правда, при столь высоком значении угла зрения современной оптики она составляет всего пару сантиметров — ровно толщину корпуса камеры или горизонтальное расстояние между центрами камер. Этот технический изъян позволил производителям добиться интересного эффекта — в слепой зоне камеры можно спрятать монопод.

То что остается за кадром как называется. То что остается за кадром как называется фото. картинка То что остается за кадром как называется. смотреть фото То что остается за кадром как называется. смотреть картинку То что остается за кадром как называется.

В обычных условиях он практически незаметен, и у зрителя возникает ощущение, что камера летает в воздухе, а не крепится на моноподе.

Тем не менее стичинг скрадывает часть картинки, и, если постараться, то можно легко найти место склейки. Искажения чаще всего проявляются на объектах, которые находятся вблизи камеры, а также под водой, которая выступает в роли увеличительной линзы для объективов и значительно снижает угол обзора широкоугольных объективов.

Операторы-вампиры

Пожалуй, теперь понятно, куда исчезает монопод панорамной камеры. Это не программная хитрость, где «палочка» зарисовывается с помощью нейросетей или методом подстановки кадра. Так делают при съемках кино — в зеркале отражаются только актеры, при этом съемочная группа и оператор не отражаются. И нет, они не вампиры, просто в кино все спланировано заранее: киношники снимают одну сцену несколько раз, а затем склеивают кадры таким образом, чтобы в кадр попали только действующие лица.

В случае с такими камерами, как Insta360 или GoPro Max пользователю не нужен специальный софт и навыки монтажера — автоматика камеры самостоятельно склеивает изображения таким образом, чтобы монопод остался за кадром.

Источник

Ауттейки, би-роллы, гэг-рилы и другие фанатские удовольствия

С тех пор как «дополнительные материалы» на дисковых изданиях кинофильмов стали главной причиной, по которой эти диски покупаются, студии стараются сделать каждый свой релиз на твердых носителях как можно более привлекательным, насовав в издания побольше бонусов

То что остается за кадром как называется. То что остается за кадром как называется фото. картинка То что остается за кадром как называется. смотреть фото То что остается за кадром как называется. смотреть картинку То что остается за кадром как называется.

Удаленные сцены (deleted scenes)

Конечно же, первое, за чем фанат лезет на диск, – это удаленные из прокатной версии сцены. Раньше такие сцены заканчивали жизнь на полу монтажной комнаты, сегодня их старательно складывают в стопочку, чтобы потом было чем привлечь покупателей DVD. Для чего сцены удаляют? Чаще всего выброшенные куски либо не соответствуют общему ритму фильма, либо не добавляют к рассказу ничего существенного, либо делают его излишне затянутым. Бывает так, что затянутости не чувствуется, но продюсер, ведомый бизнес-соображениями, требует любой ценой втиснуть хронометраж в стандартные 90 мин., и тогда приходится скрепя сердце вырезать какие-то моменты, хотя сняты они могут быть на весьма высоком уровне. Замена финала на более «хеппи-эндовый» способна повлечь за собой выбрасывание целых сюжетных линий, теряющих смысл при новом финале. Сцены могут также удаляться ради достижения фильмом более кассоугодного возрастного рейтинга. Если картине не светит отдельная «режиссерская версия», в которой подобные купюры часто восстанавливаются (также они временами могут «всплывать» в телеверсиях фильмов), то удаленным сценам прямая дорога в раздел Extras или Bonus Features дивидишного или блюрэй-издания. Хотя если сцена была удалена лишь потому, что она просто плохо снята и фальшиво сыграна, ее, скорей всего, не поместят даже туда.

В раздел «удаленных сцен» могут также входить альтернативные варианты присутствующих в фильме сцен – то есть удлиненные сцены (extended – обычно с более пространными диалогами) либо сцены «без цензуры» (unrated – хронометраж эпизода может быть точно таким же, как и в фильме, но крови или обнаженки демонстрируется не в пример больше). Иногда зрителям решают показать не попавшие в фильм спецэффекты, выглядевшие слишком ненатурально, – например, сцену с отрезанием уха полицейскому в «Бешеных псах» Квентин Тарантино решил переснять, а забракованный «тестовый» дубль увидели только покупатели специального издания. Сцены, выброшенные из мультфильмов еще на стадии планирования, могут быть воспроизведены в разделе «дополнительных материалов» с помощью раскадровок с наложением звуковых эффектов, то же касается забракованных киноэпизодов, к которым так и не была дорисована компьютерная графика. Наибольшая экзотика – сцены, снимавшиеся специально для трейлера. На DVD они попадают редко, хотя на разного рода «лимитированных юбилейных изданиях» (авторам которых нужно обязательно загнать на диск какой-нибудь эксклюзивный материал, а все остальные бонусы уже издавались прежде) можно подчас найти и не такое. Некоторые «новые» сцены могут быть уже знакомы фанатам: изначально присутствуя в сценарии, они временами перекочевывали оттуда в роман-новеллизацию, но при этом они отсутствовали в финальном монтаже самого фильма.

Откроем страшную правду: сцены некоторых фильмов изначально снимаются специально для раздела «бонусы» просто потому, что сегодня вставлять на DVD удаленные сцены – это хороший тон. Зрители ждут их в обязательном порядке, так можно ли допустить, чтобы фильм остался без бонусов на дисковом издании? Конечно, нет. Вот киношники и подстраховываются как могут.

Испорченные дубли (bloopers, outtakes, gag reels)

На любых съемках случаются накладки: актеры то забывают свои реплики и в сердцах чертыхаются, то ошибочно обращаются друг к другу по реальному, а не сценарному имени; в кадр случайно входит кто-то посторонний или в поле зрения камеры оказывается микрофон на удочке, посреди дубля начинает звонить мобильный телефон, обрушиваются плохо закрепленные части декораций, в самый неподходящий момент начинают барахлить моторы и заедать дверные ручки, занятые на съемках дети и животные ведут себя не по сценарию…

Как результат, редко какую сцену удается снять с одного дубля. Запоротые дубли принято называть «блуперами» (сокращение от слов blue pencil – «синий карандаш», популярное орудие цензуры прошлого века). Некоторые считают, что это синоним «киноляпов» (goofs), хотя в ляп подобная ошибка превращается, только если она попала в финальный монтаж фильма. Например, знаменитый трэш-шедевр Эда Вуда «План 9 из открытого космоса» нашпигован такими моментами, потому что у режиссера не было ни времени, ни денег на пересъемки. Обычно же «блуперы» слишком очевидны для членов съемочной команды – поэтому испорченный дубль сразу же переснимают по новой.

Режиссеры без комплексов (вроде Джеки Чана) давно научились извлекать из этого пользу, помещая самые смешные дубли в конце своих фильмов, так что, пока ползут титры, зритель может посмеяться лишний раз. Проблема тут состоит в том, что если это не комедия, то «блуперы» могут слишком контрастировать с общим тоном ленты, и при ее пересмотре зрителям бывает сложно вернуться к серьезному восприятию событий. Например, считается, что добавление подборки блуперов в фильм «Будучи там» сбило с толку оскаровскую комиссию, из-за чего Питеру Селлерсу не дали статуэтку за лучшую роль. Опять же серьезные актеры часто стесняются подобного «выноса сора из избы» – им кажется, что проваленные дубли уличают их в нехватке профессионализма.

С другой стороны, эта вещь настолько вошла в моду, что смешные моменты на съемках стали чем-то вроде обязательного атрибута. Студия Pixar даже спародировала это поветрие в нескольких своих мультфильмах, начиная с «Жизни жуков» (аниматоры взяли неудавшиеся дубли озвучки и нарисовали к ним видео, как если бы анимационные персонажи играли в настоящем кино). Хотя первый пример «анимационного ляпа» создал режиссер Боб Клампетт задолго до существования «Пиксара» – в 1939 году он нарисовал поросенка Порки, в течение нескольких дублей бьющего себя по пальцу молотком и пытающегося не материться по этому поводу. Кроме того, в массовой культуре традицию активно поддерживают телекомпании, в конце года часто показывающие подборки самых забавных «оговорок», допущенных в прямом эфире их новостными корреспондентами и телеведущими.

Если запоротых дублей не набирается достаточное количество, то нередко их создают специально, поощряя актеров разыгрывать друг друга при включенной камере. Чем серьезней актер, тем с большим азартом над ним прикалываются, подбивая захихикать. Эта забава известна еще со времен классического театра: во время спектакля актер-озорник мог вдруг брякнуть что-нибудь совершенно не по тексту («Вы не подскажете, где здесь туалет?»), чтобы посмотреть, как его застигнутый врасплох коллега будет выкручиваться, подбирая достойный ответ и изо всех сил стараясь не рассмеяться. В Голливуде подобный розыгрыш называется корпсингом (corpsing, от слова corpse – «труп»), и действительно оставаться спокойным как мертвец при этом очень сложно. Подшутить могут и более жестко – например, налить актеру в стакан реальный алкоголь и заснять его потрясенную реакцию. Накопленные таким образом приколы объединяются в специальную подборку под названием «гэг-рил» (gag reel) и занимают достойное место среди дополнительных материалов на диске.

«Гэг-рилы» были популярны на киностудиях еще с 30-х годов прошлого века, правда, делались они только для внутреннего использования и до широких масс не доходили – скажем, Порки с молотком, бормочущий проклятия, был продуктом из той же оперы и рисовался он явно не для детей. Сегодня гэг-рилы стали частью поп-культуры. В отличие от «блуперов» (также называемых «ауттейками»), в «гэг-рил» можно запихнуть не только испорченные дубли, но вообще любые смешные моменты из жизни съемочной команды. Качество таких «бонусов» бывает разным – одни подборки выглядят вымученными, другие смешат больше, чем само кино. Но режиссеры не перестают их делать, удовлетворенно крича после каждого дубля, прерванного всеобщим хохотом: «О’кей, пойдет в гэг-рил». Ведь надо же показать аудитории, как тут всем на съемках было весело!

Би-роллы (B-rolls)

Чтобы объяснить, что такое «би-ролл», зайдем издалека. Если сцена снимается не одним длинным планом, то ее обычно монтируют из нескольких пленок. Для этого съемка ведется несколькими камерами одновременно (например, когда нужно снять сложный трюк, который трудно повторить) либо одной камерой, но в несколько дублей (камеру перемещают, и актеры отыгрывают сцену по новой). Пленка «А» при этом является основной, а пленка «B» («C», «D» и т.д.) используется для создания перебивок, позволяющих показать действие с разных сторон.

Хотя камера «B» снимает дубли целиком, обычно это чисто «страховочный» материал, откуда в конечный фильм попадает не такое уж большое количество футаджа. Альтернативный материал может быть полезен для перемонтажа сцены по цензурным требованиям, дабы иметь возможность показать какие-то моменты с использованием менее откровенных ракурсов (например, Пол Верховен снимал постельные сцены «Основного инстинкта» сразу десятью камерами, зная, что рейтинговая комиссия MPAA будет требовать множественных переделок). Также смена кадров позволяет при необходимости замаскировать монтажные швы, например, если требуется выбросить из монолога персонажа какие-то ненужные фразы.

Дополнительные пленки получили название би-роллов, и на протяжении многих лет это был сугубо технический термин. В прошлом веке неиспользованный футадж с дополнительных камер обычно ложился на полку, и о нем все забывали – теперь же его часто издают или выкладывают в Интернет под видом «альтернативных дублей». Ведь кому из фанатов не хочется увидеть любимые моменты под новым углом? Впрочем, выражение «би-ролл» прижилось и получило новое воплощение – сегодня так называют бессистемные подборки интересных закулисных моментов, снимаемых на стороннюю камеру. В кадр попадают микрофоны, оператор, всякого рода отражатели, кабели, режиссер со своими советами и прочие закадровые вещи и люди, которых не увидишь ни в «испорченных дублях», ни в «удаленных сценах», но которые между тем создают подлинную атмосферу присутствия на съемочной площадке.

Альтернативные финалы (alternate endings)

Альтернативные финалы нельзя отнести к стандартным «удаленным сценам», поскольку режиссеру заранее ясно, что как минимум половина из отснятого материала не пригодится. Временами финалы снимают сразу в количестве нескольких штук (дабы присутствующие на съемочной площадке болтуны не смогли заспойлить реальный финал до релиза либо чтобы дать зрителям на тестовом просмотре самим выбрать, какая концовка им больше нравится). Естественно, в фильм войдет лишь один вариант, так что остальные финалы изначально обречены стать DVD-бонусами – впрочем, фанаты подобное разнообразие только приветствуют. К слову говоря, альтернативные концовки – не такое уж новое изобретение, впервые их начали добавлять еще на VHS-издания фильмов в качестве «дописи» после финальных титров, а недолго просуществовавшие «лазерные диски» показали, что с помощью меню такие бонусы просматривать куда удобнее. DVD и Blu-Ray лишь закрепили традицию.

Меморабилия, вебизоды, фильмы о создании (memorabilia, webisodes, making of)

Все вышеперечисленные бонусы, порционно добавляемые на переиздания фильмов, имеют одну и ту же цель – заставить киногиков опять и опять покупать «те же яйца» в новой упаковке. И, конечно, список можно расширять бесконечно: когда требуется в очередной раз вызвать слюноотделение у фанатов, в ход идут закулисные фичуретки о подробностях съемочного процесса (behind the scenes), юбилейные документалки (making of), короткие «минизоды» и «вебизоды» (minisodes/webisodes), изначально снимавшиеся специально для интернет-аудитории, режиссерские аудиокомментарии о том, как снималась каждая сцена фильма, сканы киносценариев с авторскими пометками, концепт-арты и «биографии персонажей», проливающие свет на их прошлое, – в общем, все то, чего не увидишь в кинотеатре. Если добавить особо нечего, продюсеры могут снять дополнительную короткометражку о новом приключении титульного персонажа – уж такой-то бонус кого угодно заставит раскошелиться (чем с удовольствием и пользуется студия Marvel).

Впрочем, как бы ни ухищрялись релизеры, старясь срубить денег на бонусах, все это богатство в итоге оказывается на торрент-сайтах или на YouTube. Последним рубежом остаются материальные предметы: в дорогие коллекционные издания могут вкладываются постеры и фотографии актеров с автографами, книги и буклеты, кусочки неиспользованного реквизита, отпечатанные ограниченным тиражом сувениры и разная другая коллекционная «меморабилия» (memorabalia), которую приятно щупать руками. Впрочем, не исключено, что когда-нибудь и эти вещи научатся копировать – тогда Голливуду придется выдумать новые виды бонусов, которые будет проще купить, чем скачать или воспроизвести на каком-нибудь 3D-принтере.

Что ж, возможно, дисковые издания и отомрут со временем, пав под гнетом интернет-пиратства и отказа общества от «твердых носителей», но нам нужно благодарить DVD-формат уже за то, что он открыл дорогу сегодняшнему шквалу бонусных материалов – этому приятному дополнению, без которого уже не мыслится ни один выпускаемый фильм. Конечно, далеко не всегда «допы» стоят той цены, которую за них выставляют. Но если основное блюдо оказалось действительно вкусным, кто же откажется от десерта?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *