Тодес что это такое
Добро пожаловать
в танцевальную вселенную АЛЛЫ ДУХОВОЙ
TODES – это огромный мир танца, созданный и вдохновленный Аллой Духовой, его бессменным лидером и наставником. Более 30 лет мы дарим нашим воспитанникам по всей России и за рубежом возможность учиться искусству танца у лучших хореографов! Мы сотрудничаем со звездами шоу-бизнеса и выступаем на ведущих площадках. С 2014 года Театр танца TODES приглашает на танцевальные спектакли зрителей в Москве, а также на свои гастроли по всей России. А теперь мы выпускаем и собственную линию фирменной одежды TODES Wear.
Более 30 лет мы дарим нашим воспитанникам по всей России и за рубежом возможность учиться искусству танца у лучших хореографов! Мы сотрудничаем со звездами шоу-бизнеса и выступаем на ведущих площадках. С 2014 года Театр танца TODES приглашает на танцевальные спектакли зрителей в Москве, а также на свои гастроли по всей России. А теперь мы выпускаем и собственную линию фирменной одежды TODES Wear.
TODES – это огромный мир танца, созданный и вдохновленный Аллой Духовой, его бессменным лидером и наставником. Более 30 лет мы дарим нашим воспитанникам по всей России и за рубежом возможность учиться искусству танца у лучших хореографов! Мы сотрудничаем со звездами шоу-бизнеса и выступаем на ведущих площадках. С 2014 года Театр танца TODES приглашает на танцевальные спектакли зрителей в Москве, а также на свои гастроли по всей России. А теперь мы выпускаем и собственную линию фирменной одежды TODES Wear.
Более 30 лет мы дарим нашим воспитанникам по всей России и за рубежом возможность учиться искусству танца у лучших хореографов! Мы сотрудничаем со звездами шоу-бизнеса и выступаем на ведущих площадках. С 2014 года Театр танца TODES приглашает на танцевальные спектакли зрителей в Москве, а также на свои гастроли по всей России. А теперь мы выпускаем и собственную линию фирменной одежды TODES Wear.
Тодес в фигурном катании: как он выглядит, как оценивают, лучшие образцы: видео
Парное катание — один из самых эффектных и рисковых видов фигурного катания. Поддержки и выбросы заставляют зрителей задерживать дыхание при просмотре программ.
И сегодня мы поговорим про один из самых элегантных элементов парного катания — тодес, или по-английски Death Spiral («спираль смерти»).
Тодес — это элемент парного фигурного катания, при исполнении которого партнерша, скользя на одной ноге, описывает спираль вокруг партнера, а партнер находится в положении «циркуля».
Тодес является обязательным элементом короткой программы, хотя и меняет тип от сезона к сезону. В сезоне 2020/21, как для взрослых, так и для юниоров, обязательным является тодес вперед-внутрь — когда партнерша скользит вперед на внутреннем ребре лезвия.
Кроме того, в произвольной программе взрослые спортсмены должны исполнять тодес отличный по типу от того, который был исполнен в короткой. То есть, например, если в короткой исполняется вперед-внутрь, то в произвольной это может быть тодес назад-наружу.
Как читать обозначение тодеса в протоколе?
Тодес делится на четыре типа, в зависимости от ребра, на котором скользит партнерша. То есть это может быть внутренний (inside) или наружный (outside) тодес, назад (back) или вперед (forward).
В соревновательном протоколе это будет так: сам тодес обозначается Ds (deathspiral). Добавляем обозначение для назад-наружу Bo (back-outside), и потом добавляем уровень 2. Получается BoDs2 — Тодес назад-наружу второго уровня.
В чем основные черты тодеса?
Во время исполнения тодеса девушка должна находиться в позиции, в которой ее голова находится на уровне или ниже колена скользящей ноги. Если это требование не будет выполнено, элемент не будет засчитан. Во время исполнения тодеса на внутреннем ребре, партнерша образует большой прогиб корпусом, в то время как при исполнении на внешнем ребре линия между коленом опорной ноги и головой может быть более прямая.
Мужчина должен находиться в положении циркуля: колени выраженно согнуты, свободная рука вытянута, зубец воткнут. Ягодицы партнера должны находиться не выше, чем его опорная нога.
Чтобы быть засчитанными, эти позиции должны удерживаться хотя бы один полный оборот. Отсчет начинается с момента, когда зубец опорной ноги партнера был воткнут в лед, а заканчивается когда или девушка, или мужчина выходит из низкого положения — то есть начинает вставать.
Как можно повысить уровень тодеса?
После того, как все базовые требования выполнены, спортсмены стремятся усложнять элемент, чтобы получить за него большие баллы. В случае с тодесом это можно сделать несколькими способами.
Первый — увеличить количество оборотов. Каждый оборот дает дополнительный уровень. Однако стоит помнить, что считаются только полные обороты, совершенные в низкой, правильной позиции обоими партнерами. При потере позиции партнером или партнершей счет оборотов заканчивается, даже если после этого позиция была возвращена.
Второй способ — сложный заход или выход с элемента. Руководство ISU для судей определяет сложный заход как позицию, влияющую на стабильность и баланс.
Это может быть как творческие и необычные элементы, так и такие классические положения как спираль, кораблик или пистолетик. Однако важно, чтобы усложняющий элемент исполнялся прямо на кривой захода на тодес, без пауз и промежутков — в противном случае он не будет засчитан.
Тоже самое и с выходом — «выход» начинает считаться, когда партнер начинает сгибать удерживающую руку, а заканчивается, когда партнерша принимает вертикальное положение.
Смены рук и захватов во время исполнения в сегодняшних правилах разрешена, но не добавляет уровня сложности.
В чьем исполнении смотреть?
Среди действующих пар каноничен тодес китайцев — Вэньцзин Суй и Цунь Ханя, а также российской пары Евгении Тарасовой и Владимира Морозова.
Тодесы в исполнении олимпийских чемпионов 2018 года Алены Савченко и Бруно Массо всегда полны оригинальных, иногда на грани с легальными, заходов и выходов с элемента. А олимпийские чемпионы Татьяна Волосожар и Максим Траньков всегда исполняют этот элемент с особой грацией и изяществом.
Sport24
Тодес (танцевальный коллектив)
«Тодес» — танцевальный коллектив (официальное название — «балет Тодес») и сеть школ-студий по обучению танцевальному искусству. Название произошло от термина «тодес» из фигурного катания.
Как танцевальная группа основан в Ленинграде в 1987 году и состоял из ребят, занимавшихся только брейк-дансом. На популярном фестивале брейк-данса тех лет «Papuga» в городе Паланга ребята познакомились с Аллой Духовой, которая привезла свой, преимущественно женский коллектив «Эксперимент» из Риги.
В конце 80-х, участвуя в одном из сборных концертов, певица София Ротару обратила внимание на выступление балета «Тодес» и пригласила его к сотрудничеству. В танцах шоу-балета присутствовало много сложнейших элементов из различных жанров, от танго до брейка, и концерты Ротару с участием «Тодес» стали гораздо более зрелищными со сценической точки зрения. В концертных программах этого периода София Ротару почти все песни исполняла совместно с «Тодес». Этот творческий союз просуществовал около пяти лет.
Позже Алла Духова, художественный руководитель балета, сказала, что именно с сотрудничества с Софией Ротару балет «Тодес» начал свою успешную карьеру.
С 1992 по 1998 гг. «Тодес» работал с певцом Валерием Леонтьевым, участвуя в его супер-шоу «Полнолуние», «По дороге в Голливуд» и объезжая с ним весь мир.
В настоящее время коллектив балета состоит из 150 участников (основной состав).
За последние 10 лет Аллой Духовой открыто множество «школ-студий Тодес» по обучению танцевальному искусству «в стиле Тодес» — как в России, так и в ближнем зарубежье и даже на Мальте.
Танцы со звездами: что помогло добиться успеха балету Todes
Алла Духова родилась в 1966 году. В 17 лет собрала в Риге свой первый коллектив «Эксперимент». Основой постановок стала современная хореография западных школ. Балет Todes был основан в 1987 году, когда к «Эксперименту» присоединились танцоры брейк-данса из Санкт-Петербурга. Todes работал со многими звездами российского шоу-бизнеса (Ротару, Леонтьевым, Меладзе, Орбакайте, Пресняковым, Пугачевой), выступал на одной сцене с Майклом Джексоном. Самостоятельные выступления Todes начались с 1997 года. Большую часть времени балет гастролирует по стране и за рубежом.
28 апреля 2014 года в Москве открылся Театр танца Аллы Духовой Todes. В его репертуаре спектакли и для взрослых, и для детей: сейчас это программа Attention и сказка «Волшебная планета Todes», где Духова выступает продюсером, автором сценария, режиссером и балетмейстером.
У Аллы Духовой два сына от двух браков: Владимиру 19 лет, он получает режиссерское образование в New York Film Academy, Константину — 12, он учится в школе и танцует в студии Todes.
О бизнесе и творчестве Алла рассказала в интервью Forbes Woman.
О цирке и танцах
Как вы начали заниматься танцами?
Алла Духова: В детстве я любила наряжаться в мамины юбки и танцевать перед зеркалом. Но меня отдали учиться игре на фортепиано. После своего урока я наблюдала за занятиями в зале хореографии, потом приходила домой и повторяла. Через месяц таких наблюдений я заявила маме, что все-таки хочу танцевать, и оказалась в коллективе народного танца. Спустя полгода мне уже поручили сольную партию и перевели в старшую группу — я была довольно рослая и в свои 11 лет выглядела почти на 14.
А когда я училась в десятом классе, в Ригу приехала работать цирковая программа «Слоны и танцовщицы». Я подружилась с дочерью руководителя, и меня пригласили в балет этого аттракциона. Но цирковая карьера не задалась. Месяц меня вводили в программу, я вышла на спектакль, а на следующий день сломала ногу. Перелом был сложный, и все это пришлось оставить.
То есть вы могли стать цирковой артисткой?
А. Д.: Да, могла. А так я вернулась в Ригу, там был год хождения по мукам, потому что из-за этой истории я не успела поступить в Ленинградский институт культуры, как собиралась. Нужно было работать, и где я только не работала! В торговле не получилось: у меня все время были недостачи. После этого работала в отделе снабжения, с родителями. Но хотелось больше денег, так что устроилась еще и дворником. А летом поехала в пионерский лагерь педагогом по самодеятельности. После этого начальник лагеря пригласил меня работать в свой дворец культуры. Так что по утрам я продолжала работать дворником, потом бежала в отдел снабжения, а вечером приезжала в ДК: там я собрала группу из своих подружек, тоже увлеченных танцами. Мы сразу заняли первое место на городском конкурсе в Риге, и нас пригласили на самую модную дискотеку города.
В каком стиле вы выступали, если учились народным танцам?
А. Д.: Я всегда тяготела к современной хореографии. Мы во все глаза смотрели записи Майкла Джексона, Мадонны. Тогда такому нигде не учили — все, что увидели, мы повторяли как обезьянки. Началась мода на брейк-данс, и на одном из фестивалей мы познакомились с ребятами-брейкерами из Питера. Нас заметил один продюсер и предложил работать профессионально, соединив два коллектива: наш девичий джаз-модерн и мальчишеский брейк. Меня коллегиально выбрали художественным руководителем, потому что я ставила программы и выглядела взрослее всех, хотя мне не было и двадцати.
Откуда взялось название Todes?
А. Д.: Это было название питерцев. Они не знали, что оно значит, просто звучное слово. На самом деле это элемент фигурного катания. Но мы хотели новое имя. Уже нужно было печатать афиши, и директор филармонии разозлился: «Вы месяц не можете принять решение! Тоже мне — сходятся группы Beatles и Queen, никак не договорятся! Будете Todes, и все». Так с его легкой руки название и осталось.
Оказалось счастливым?
А. Д.: Становление было тяжелым. Поначалу брейк был в моде, мы собирали полные залы. Но потом не нашли общего языка с дирекцией филармонии, и пришлось уйти в никуда. Нас приютили в подмосковном общежитии, в гнезде люберецкого движения. С «люберами» мы умудрились подружиться, несмотря на «стилевые различия». Жили в одной комнате, спали на матрасах, на 14 человек было 3 рубля на неделю. Но нам везло на хороших людей. Один директор из Риги вывез нас на гастроли в Кузбасс с большой программой, там нас приметила София Ротару и предложила работу. Мы с удовольствием работали с ней года четыре. Потом пять лет — с Валерием Леонтьевым. А когда коллективу исполнилось 10 лет, благодаря президенту культурного фонда «Артэс» Александру Достману мы сделали сольную программу в концертном зале «Россия». Это показали по телевидению, и нас стали приглашать работать самостоятельно. С тех пор мы с аншлагами гастролируем по стране и по миру. Только в Москве выступаем редко. Сейчас, с появлением театра, будем здесь постоянно.
Школа-студия балета Todes
Алла Духова создала авторскую методику обучения танцам, охватывающую все стили современной хореографии. В 1998 году открыла первую школу-студию балета в Москве. Сейчас таких школ-студий 89. Из них 42 в Москве и Подмосковье (общее количество учеников в них — 9000), 11 — в странах ближнего зарубежья (Латвии, Литве, Эстонии, на Украине). Среднее число учащихся в одной студии — 200 человек (от 15 до 25 человек в группе). Руководящий штат: директор, 2 администратора, 4–6 педагогов. Студии открываются напрямую, без продажи франшизы. Все помещения студий, как и помещение театра, арендуются. Существуют группы для взрослых и детей (набор с 4 лет), принимаются все желающие. Педагоги школы — бывшие или действующие артисты балета Todes, которые прошли специальный курс подготовки и ежегодно посещают мастер-классы в Москве и за рубежом. Дважды в год ученики студий выступают на отчетных концертах. Четыре раза в год группы из разных городов и стран встречаются на фестивалях танца Todes (в апрельском фестивале в Воронеже участвовало 2500 человек). Устраиваются летние танцевальные лагеря в Болгарии, Турции, Италии, России, на Украине. Стоимость обучения в Москве — 6500 рублей в месяц (12 занятий, каждое длится 1 час 15 минут). Стоимость занятий в регионах разная. Есть бесплатные группы для детей из малоимущих семей или одаренных детей.
А гастроли?
А. Д.: В труппе 150 человек. Один состав гастрольный, другой основной — они работают параллельно. Я выезжаю сейчас только на крупные гастроли или на постановку новых номеров. «Дочищают» это до блеска уже мои педагоги-репетиторы.
О необходимости школы
Как возникла мысль о собственной школе?
А. Д.: Когда Todes стал востребован, труппу надо было увеличивать. Но современной хореографии в то время нигде не учили. К нам приходили из балета, из художественной гимнастики, из спорта, из народных коллективов. И мы много времени тратили на обучение нашему стилю. Я поняла, что, если не открыть свою школу, такие сложности будут постоянно.
Мы решили растить смену с детских лет. Поскольку для нас родными были три города — Москва, Рига и Санкт-Петербург, именно там мы и открыли первые студии. Студию в Риге возглавила моя младшая сестра Дина, которая танцевала в первом составе Todes, студию в Питере предложил открыть наш танцовщик, который уходил из коллектива в силу возраста и был родом из этого города.
Детей мы берем разных возрастов начиная с четырех лет: они адаптируются в этой среде, и потом с ними легче работать. А вообще ничто не развивает тело — и мужское, и женское — лучше, чем хореография. Здесь и координация, и пресс, и поддержки. То есть те, кому скучно просто бегать и прыгать, могут прийти в такую школу-студию. Мы берем всех ребят, с любой фигурой и данными, потом распределяем по разным уровням. И родители нам благодарны за то, что мы забираем детей с улиц, что особенно актуально в переходном возрасте, когда на них вдруг обрушивается любовь и гормоны.
Кстати, многие мамы, приведя к нам своих детей, тоже увлеклись танцами. И теперь уже повсеместно мы набираем группы не только детей, но и взрослых.
Сеть школ — это была бизнес-интуиция или бизнес-план?
А. Д.: Слово «бизнес» мне не нравится. Мы его никак не выстраивали, понимаете? У нас не было ни одного специально придуманного хода, чтобы эту сеть расширить. Каждую новую студию в новом городе мы открывали «по просьбам трудящихся»: нам настойчиво звонили. Потом стали звонить из районов Москвы: «постоянные пробки, сложно добираться». И эти просьбы не прекращаются. Я говорю: дайте мне накопить ресурс, мы не можем открыть школу, если нет хороших педагогов. Немного притормаживаю процесс. А то вместо 89 школ, как сейчас, было бы уже 200. Но подготовка педагогов — это огромные затраты сил, средств и времени.
Как вы обучаете педагогов?
А. Д.: И я, и мои ребята ездим на зарубежные семинары, приглашаем на мастер-классы лучших хореографов мира. Но главное — за 27 лет существования Todes уже выработалась определенная методика, и я понимаю, чему надо учить. Правда, сейчас многие ищут ключ к успеху, и им кажется, что они могут сделать то же самое, но быстро. Я говорю: ребята, у вас есть 27 лет? Тогда вперед! Ничего не бывает просто так: нашел помещение, открыл школу, съездил на мастер-класс, и вот я тоже все умею, я великий хореограф… Я же наблюдаю, как это бывает.
Как рассчитывалось количество учащихся в студии, площадь помещения, штат?
А. Д.: Мы учились в процессе работы. На опыте первых трех студий поняли, сколько народу можем принять. Все эти вещи приходят только с практикой. Нашим школам уже 15 лет. Естественно, за это время мы готовили педагогов, хореографов, менеджеров. Это огромная работа.
Вы не разрывались между репетициями труппы, постановками новых программ и преподаванием?
А. Д.: Я в школах не преподавала — я готовила педагогов. Потом, со временем, готовить стали уже они. Я вырастила себе прекрасных помощников. В среднем люди танцуют в труппе 10–15 лет, после этого они, как правило, работают хореографами. Но не всякий танцовщик будет хорошим педагогом. У кого-то открываются менеджерские способности. Менеджеров я тоже набираю из «своих»: я считаю, что они должны понимать специфику работы, гастролей и репетиций. Есть люди, которых мы брали «со стороны», но они не такие успешные, наши ребята работают намного лучше.
Не было идеи продавать франшизу на открытие школ?
О себе и о детях
А вы сами какой руководитель? У вас тоже ходят по струнке?
А. Д.: Ну, по молодости я была зверь. Представляете, что такое уличные брейки? Как их убедить осваивать классический балет у станка, чтобы стать универсальными танцовщиками? Я сказала, что у них есть выбор — оставаться в андеграунде или работать профессионально и быть востребованными в нашей стране. Они мне поверили, но все это было очень сложно. У меня была жесткая система: шаг вправо, шаг влево — штраф. Не забалуешь. Это сейчас я стала мудрее, мягче, на что-то внимания не обращаю. Но вообще я руководитель строгий. Правда, в реальности жесткие меры принимаю редко: ребята, которые меня давно знают, передают «из уст в уста», что лучше до этого не доводить.
У вас есть особые требования?
А. Д.: Дисциплина. Отношение к профессии. Вот все, чего я от них требую.
Сколько приходится репетировать основному составу?
А. Д.: Когда идет постановочная работа, сутками. Времени на постановку мало: как правило, месяц. Мы ходим все с кругами под глазами, но это надо сделать за июнь, поскольку гастроли расписаны на много лет вперед. Я всем сотрудникам в это время говорю: у меня постановочные, меня нет. Все вопросы, кроме экстренных, решайте сами. Когда же программа поставлена, репетиции идут примерно 4 часа с перерывами. Если что-то нужно «чистонуть», как мы это называем, есть мастер-классы. Отпуск бывает, конечно, — половина января и июля.
Но они же молодые, как же личная жизнь?
А. Д.: А вот в коллективе у них вся личная жизнь и вся любовь. У нас огромное количество семейных пар, рождаются дети. Сейчас вообще беби-бум: беременны сразу четыре солистки из основного состава, можете себе представить? Работаем над заменами. Иногда кто-то от нас выпархивает на сторону — выходит замуж, кстати, вполне удачно. Но это редкость. Им здесь интереснее. И потом, этот график и увлеченность сложно понять людям другого круга.
А ваша личная жизнь?
А. Д.: Ой, вы знаете, последние года три я замужем за Todes, однозначно. Мне страшно подумать, если было бы что-то еще — куда это встроить при всем желании? Я понимаю, что это неправильно, и к этому никого не призываю. Но это так. У меня мысли работают только в направлении детей и Todes.
Детям часто удается вас видеть?
А. Д.: Я стараюсь на утро не назначать встречи. И, как правило, посвящаю это время младшему сыну. Мы с ним что-то смотрим, обсуждаем гаджеты, общаемся, валяемся. Он показывает, чему научился в студии. Если я вдруг пришла домой до одиннадцати вечера, что большое счастье, у нас ритуал — я ему должна рассказать какую-то историю. У меня всегда импровизация, сочиняю на ходу. Иногда очень удачно получается, у него глаза горят — чувствую, что это надо бы записать, но потом все выветривается. Когда он был младше, я придумала героя Васко — хвастуна, болтуна и весельчака, который попадал в разные ситуации. Потом был период, когда мы сочиняли смешные стишки. Сейчас уже более серьезные темы, или я стараюсь с ним какую-то книгу почитать — читать-то нам надо.
Где бываете с семьей?
А. Д.: Летом выезжаем в тихое место, где можно отоспаться и предаться, как я это называю, «отдыху по-стариковски». Заплыв на море. Моя неизменная скандинавская ходьба с палками. С детьми я каждый год, как на дачу, езжу в Турцию, в Sungate. И Костик, да и Вовка, старший сын, очень полюбили это место. Я уже знаю, где что есть, не надо тратить драгоценное время на поиски. Но сейчас младший сын вырастет, и надо будет искать что-то новое.
А где сейчас старший?
А. Д.: Учится в Америке на режиссера. Вообще он у меня музыкант, занимал первые места на фортепианных конкурсах. Но потом интересы изменились: сначала играл классику, потом рок, потом стал сочинять — причем хорошую музыку, потом захотел стать режиссером. Но ему 19 лет — еще время есть, пусть пробует.
Успеваете ли общаться с друзьями?
А. Д.: Мы встречаемся в Риге, но редко. Меня нет ни в одной социальной сети — на это нет времени. Мне легче снять трубку и позвонить, так быстрее. Я говорю: когда выйду на пенсию, сяду в социальные сети и стану примерным пользователем. Но пока я этого себе не представляю.
А тот самый первый коллектив?
А. Д.: Они все у нас работают. А иначе зачем мы школу открывали? От нас уходят только те, кто не хочет работать, но хочет получать большие деньги.
Как вам удается общаться со всеми благожелательно и спокойно?
А. Д.: С трудом. Шучу. Для меня самое ненавистное — неуважительное отношение к другим людям. Неважно, чем они занимаются. Я считаю, что любой человек заслуживает нормального отношения. Можно требовать, но при этом уважать. Включать какой-то снобизм — упаси боже! Стиль руководства, при котором тебя боятся, не дает ничего хорошего. Не будут любить и уважать — не будет преданности. А это одна из главных вещей. Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе. Так работать намного проще.