Толерантность как медицинский термин что это значит
Толерантность
Смотреть что такое «Толерантность» в других словарях:
Толерантность — (tolerance) снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001). У этого термина существуют и… … Википедия
толерантность — Фармакологическая толерантность появляется, когда повторное введение данного количества вещества вызывает сниженный эффект или когда для получения эффекта, ранее достигаемого меньшей дозой, требуется последовательное повышение количества… … Большая психологическая энциклопедия
ТОЛЕРАНТНОСТЬ — (от лат. tolerantia – терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих … Философская энциклопедия
Толерантность — (англ., фр. tolerance терпимость от лат. tolerantia терпение) терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Толерантность как характеристику коммуникативности и самоиндетификации следует отнести к… … Политология. Словарь.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ — (ново лат. с русск. окончанием, от лат. tolerantia терпимость). Веротерпимость, т. е. допущение государством, кроме господствующей церкви, отправления веры и богослужений других исповеданий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
ТОЛЕРАНТНОСТЬ — (от лат. tolerantia терпение), 1) в экологии выносливость вида по отношению к колебаниям какого либо экологический фактора. Диапазон между экологическим минимумом и максимумом фактора составляет предел толерантности. Толерантные организмы это… … Экологический словарь
толерантность — либерализм, терпение, мягкость, терпимость, либеральность, невзыскательность, нетребовательность, снисходительность, снисхождение Словарь русских синонимов. толерантность см. снисходительность Слова … Словарь синонимов
Толерантность — отсутствие или ослабление реагирования на какой либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую… … Словарь черезвычайных ситуаций
ТОЛЕРАНТНОСТЬ — в применении к изучению обмена веществ предел ассимиляции питательных веществ. Т. определяется максимальным количеством введенного в организм вещества, к рое может быть усвоено организмом без клинически уловимых пат. явлений. Так напр.… … Большая медицинская энциклопедия
Толерантность в медицине
* Толерантность * как термин был принят в 18 веке. Основателями термина выступают Джон Локк благодаря своей книге *Опыт веротерпимости* и Лев Толстой *Не убий*. В странах СНГ термин *толерантность* стали применять лишь в 19 веке, а в 30-х годах 20 века он исчез из лексики и появился лишь в 1990 году.
Сегодня *толерантность* употребляется в качестве термина в медицине, образовании, политологии, этике и социологии.
Толерантность в медицине
Под толерантностью в медицине подразумевают привыкание организма к процессам, которые в нём происходят. В зависимости от направления медицинской науки, различают:
Толерантность в фармакологии подразумевает понижение реакции на повторяющиеся лекарства.
В иммунологии – состояние человеческого организма, в котором он не может воспроизводить антитела.
В трансплантологии – когда организм лишён способности, различать чужеродный орган.
Толерантность: медицинский словарь
В словаре медицинских терминов и понятий, толерантность трактуется как отсутствие какой-либо реакции человеческого организма на лекарственный препарат. К примеру, толерантность к медпрепарату может вызываться вследствие привыкания к нему организма, поэтому больному необходимо увеличивать дозировку препарата либо заменять его другим.
Негативное и позитивное значение толерантности
Если подробно рассматривать толерантность в медицине, то термин обозначает полное снижение сопротивляемости организма к вирусам и патогенным бактериям. Другими словами, иммунитет человека перестаёт работать, что приводит к серьёзным осложнениям заболеваний и порой к летальному исходу. Также толерантность может обозначать зависимость человека, например, от наркотических веществ либо привыкание к определённому препарату.
Рассматривая толерантность с точки зрения английского биолога Медаварова, то здесь термин приобретает новые положительные стороны:
Иммунная система, обладает толерантностью к своим антигенам, поэтому не вырабатывает антитела, направленные на уничтожение клеток и тканей организма.
Взаимная физическая толерантность часто развивается у близнецов, во время обмена кровяными клетками, находящихся в утробе матери.
Толерантность организма к вирусным, бактериальным антигенам наблюдается при сывороточном гепатите, бруцеллёзе.
После пересадки органа либо ткани, дальнейшая их судьба определяется длительностью реципиента к антигену донора.
Сбой толерантности в иммунитете человека приводит к патологиям и аутоиммунным болезням. При этом толерантность может выступать в разных формах ответа иммунной системы.
Как ни странно, впервые услышав слово *толерантность* у человека создаются положительные эмоции, связанные с терпимостью и воспитанностью. Но если рассматривать термин с медицинской точки зрения, то слово вызывает страх и безысходность. Толерантность в разных сферах деятельности трактуется по-разному, медики же к термину относятся с абсолютной терпимостью.
Научная электронная библиотека
Искандарова Д. М., Гулова З. А., Давлатмирова М. Б., Каримова Н. И., Мухторов З. М., Фомин А. Ю.,
Глава 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ (ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ) КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ
Вопросы толерантности (интолерантности) интересуют ученых и специалистов на протяжении длительного периода времени. Работы по исследованию толерантности (интолерантности) велись в рамках большого количества научных дисциплин таких как лингвистика, психология, социлогия, философия и т.д. В рамках каждого научного направления использовались свои классификации, методы и подходы.
Хотя вторая половина ХХ столетия и стала эпохой широко набиравшего движение процесса борьбы против расизма и расовой, религиозной и национальной дискриминации, за гражданские, экономические, культурные и социальные права на мировой арене, начало XXI века показало все возрастающую опасность возникновения столкновений и конфликтов, основанных именно на социальных и этнических базисах нетерпимости.
Для современного мира характерны различные формы межэтнического противостояния: этнотерриториальные конфликты, столкновения на почве межрелигиозной и межэтнической розни, акции насилия со стороны неонацистских и экстремистских организаций, случаи расизма по отношению к этническим мигрантам и т.п. Формирование толерантного сознания может служить механизмом урегулирования межэтнических противоречий, которые базируются, в частности, на этнических и социальных стереотипах.
Образ партнера по межкультурной коммуникации часто формируется до непосредственного контакта на основе стереотипов – упрощенных ментальных репрезентаций. Механизмы формирования стереотипов связаны непосредственно с особенностями человеческого мышления и психики. Язык играет ведущую роль в создании стереотипов. Постоянное повторение одних и тех же фраз, со временем приобретающих устойчивость на уровне языка, приводит к тому, что их знание оседает в подкорке головного мозга, а их восприятие происходит автоматически, без участия сознания. Носители языка не задумываются над содержанием клишированных фраз, принимая их как данность.
Формировавшиеся стереотипы приобретают высокую степень устойчивости, с трудом поддаются модификации и становятся своего рода «кривым зеркалом», в котором в размытом или искаженном виде отражаются представители различных групп. Изучение этностереотипов, таким образом, одна из самых актуальных проблем при исследовании этнической толерантности и формировании толерантного поля.
Хотя подобный сценарий и является из разряда апокалиптических гипотез, на сегодняшний день мы имеем мировую ситуацию с четко обозначившимися чертами межнациональных, межэтнических, религиозных и социальных конфликтов на различных уровнях: локальных, региональных, глобальных и т.д.
Характерной чертой современного общества является его поликультурность. По мнению ряда исследователей, поликультурное общество всегда характеризуется неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Это неизбежно приводит к созданию частых ситуаций осложнения межэтнических отношений, что характерно для любой полиэтнической среды государств [63].
Исходя из этого эксперты полагают, что условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. В связи с этим социально-психологические взаимодействия этнических групп часто приобретают конфликтный характер. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных трансформаций многонационального общества [63].
Практически то же самое можно отнести и к проблемам религиозных и иных социальных явлений, которые предполагают наличие как минимум двух сторон – ярых антагонистов.
Таким образом, неотъемлемой частью современного общества является конфликт, одним из аспектов которого можно назвать поиск его решений или нахождения средств и способов взаимоуважительного и мирного сосуществования различных социальных, религиозных или этнических групп на определенной территории. Именно в данном контексте появляется такое явление как «толерантность», которое представляет собой часть конфликтной компетентности и одним из центральных понятий в отношении любого конфликта, связанного, в первую очередь, с мирным сосуществованием представителей различных культур [8].
В современных гуманитарных научных дисциплинах толерантность достаточно широко изучена практически со всех аспектов. Существует огромное количество работ по рассмотрению данного понятия с точки зрения философии, психологии, конфликтологии, лингвистики, педагогики, социологии и т.д. Каждое из научных направлений и каждый из ученых экспертов пытались исследовать данный вопрос в рамках своей компетенции и временами приводили результаты и примеры исследования этой же проблемы в рамках соседних научных направлений. Таким образом, на сегодняшний день имеется, с одной стороны большое количество размышлений на тему толерантности, а с другой стороны попытки фактологической и количественной оценки данной проблемы.
В рамках данного исследования мы попытаемся определить, проанализировать и представить подходы и методику, выработанные в различных научных направлениях гуманитарных наук к изучению явления толерантности в современном обществе. С нашей точки зрения подобный опыт будет полезен для проведения широкомасштабных и прикладных исследований толерантности, как нематериальной единицы общественной жизни и отношений, а также будет востребован в случае проведения работ в отношении схожих социальных явлений.
Понятие «толерантность», получившее сегодня широкое распространение в научно-исследовательских трудах, как способ предотвращения и решения многих видов социальных конфликтов, в качестве некой идеи возникает примерно в XVI в. в связи с религиозными расколами в Европе. В течение XVI и XVII вв. данный термин приобретает правовой смысл, упоминается в декретах о толерантности, актах о терпимости властей к людям с различным вероисповеданием [70].
Затем на протяжении длительного периода времени, благодаря философским идеям огромного количества мыслителей, начиная с Гоббса, Вольтера и Руссо и, заканчивая, Л.Н. Толстым, М.М. Бахтиным, а также современными российскими и зарубежными исследователями, идея толерантности вылилась в принятие Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году «Декларации принципов толерантности». Однако, по сегодняшний день нет единого понимания, понятия или определения толерантности.
Таким образом, как уже отмечалось выше, на сегодняшний день существует значительное количество разносторонних подходов и размышлений в отношении толерантности.
Тут стоит обратить внимание на тот факт, что зачастую в научных исследованиях понятие «толерантность», как часть конфликтной компетентности, рассматривается в непосредственной связи и в паре со своим антонимом «интолерантность». Оба этих понятия составляют единое целое в рамках теории конфликта. И рассматривая оба этих антагонизма в едином ключе, можно получить наиболее объективный результат при изучении различных вопросов, связанных с толерантностью.
Рассматривая толерантность, как объект научного исследования, уже на данном этапе можно столкнуться с определенной классификацией данного понятия, которая предлагает нам ряд подкатегорий данного объекта. Выбрав одну или несколько подкатегорий, можно более конкретизировать рамки объекта и предмета изучения процессов формирования и свойств толерантности.
В своей работе Е.Ю. Жмырова предлагает девять видов (подкатегорий) толерантности (интолерантности) по объектам к которым проявляется нетерпимость:
1) толерантность к другим взглядам, идеям, мнениям (интеллектуальная);
2) к другому этносу (этническая);
3) к другой вере (конфессиональная);
4) к другой культуре (межкультурная);
5) к другому полу (гендерная);
6) к другой сексуальной ориентации (сексуальная);
7) к другому состоянию здоровья (медицинская);
8) к другому возрасту (возрастная);
9) к другой социальной группе / страте (классовая) [27].
Каждый из приведенных видов обладает собственными свойствами и признаками. Таким образом, мы имеем классификацию понятия «толерантность» и можем дать первичную характеристику исследуемому объекту, а также конкретизировать предмет исследования, связанного с ним.
Следующим важным моментом является точка зрения, или рассмотрения вопроса толерантности (интолерантности). В принципе, речь идет об аспектах, сторонах или подходах к рассматриваемой проблеме. В ходе проведенного анализа ранее проводившихся работ в данном направлении, нами было выделено восемь основных аспектов изучения проблемы толерантности (рис. 1).
Рис. 1. Основные аспекты изучения
проблемы толерантности (интолерантности)
Как видно из рис. 1, на стыке культурологического, лингвистического и дидактического аспектов, появляются дополнительные, производные, грани изучения рассматриваемой проблемы. То же может касаться стыков и других аспектов изучения толерантности, но на этапе предварительных исследований, четко выраженных производных от этих сторон (возможно за исключением исторического аспекта) выявить пока не удалось.
Отдельное место в этом ряду занимает исторический аспект. Выше уже упоминалось об историческом пути развития идеи или мысли о толерантности. Однако этот вопрос более касается философского аспекта проблемы. Как уже отмечалось, единого определения или понимания явления толерантности среди исследователей и ученых не существует. Точно также как и нет единого мнения в отношении того, является ли толерантность концептом, категорией или идеей.
С другой стороны, с исторической точки зрения толерантность (интолерантность) имеет свои этапы эволюционного развития. Е.Б. Рашковский выделяет четыре основных этапа формирования пластов нетерпимости:
На архаичном этапе были сформированы базовые антитезы «мы – они». Данная антитеза восходит к самым ранним, инфантильным, почти что звериным пластам коллективного и индивидуального опыта людей, к тем эпохам, когда человек воспринимался как безусловная и нерассуждающая принадлежность своего изначального кровнородственного коллектива, т.е. у первобытной эпохе.
Осевой этап связан с формированием основных мировых религий: буддизма, христианства и ислама, их взглядов и философий, понятий «терпимости» и «нетерпимости», а также религиозных воин.
«Модерн-нетерпимость» связана с социально-культурной динамикой прединдустриального и индустриального общества. Характерными признаками данного этапа являются детерминистская трактовка человеческой реальности; отношение к человеку как к «объекту» собственных интересов, расчетов, манипуляций; стремление к чисто технологическому, процедурному решению человеческих проблем без должного внимания к их внутреннему – смысловому – содержанию; редукционизм, т.е. стремление свести весь комплекс человеческих противоречий и несоответствий к какой-то одной категории (эффективность, социальная органика, класс, раса, нация, цивилизация, геополитический интерес и т.д.) и решать эти противоречия в духе соответствующего упростительного взгляда.
Среди основных черт постмодернистского этапа можно назвать: антиинтеллектуализм; преднамеренное и рациональное апеллирование к архаической психее, архаическому менталитету, архаическим страхам и предрассудкам; далеко не всегда добросовестный критицизм в отношении богатейшей интеллектуально-духовной памяти народов евро-североамериканского ареала. Также данный этап характерен появлением такого понятия как «политкорректность» [73].
Мы полагаем, что на каждом из этих исторических этапов, вышеперечисленные аспекты толерантности, присутствуют в той или иной форме и обладают собственной спецификой. Поэтому исторический аспект связан со всеми остальными аспектами больше всего и имеет стыковые производные.
В данной связи уместным было бы отметить выявление пяти базовых концептов-оппозиций, которые появились в результате формирования толерантного поля языковой личности в течение всех исторических этапов. По нашему мнению, проведение подавляющего большинства исследований в области толерантности (интолерантности) с различных аспектов, будут сводиться к поиску элементов, соответствующих данным оппозициям. Оппозиции являются следующими: «любовь – ненависть», «счастье – несчастье», «друг – враг», «свой – чужой», «родина – чужбина» [73].
Из вышеизложенного следует, что явление толерантности (как уже не раз отмечалось и через интолерантность) можно исследовать не только на современном этапе, но и в исторической ретроспективе, опираясь на разработанную Е.Б. Рашковским периодизацию. Это дает возможность определять временные рамки проводимых исследований. Безусловно, приведенная периодизация может обладать различными вариациями, дополнительными периодами и подпериодами. Данная часть остается на усмотрение исследователей.
Следующим вопросом при изучении толерантности, как научного объекта, является методика. Проведенный анализ работ в отношении данной темы, позволил выявить два основных подхода, в зависимости от которых выбирается соответствующая методика: теоретический и прикладной.
В рамках теоретического подхода исследуется теоретическая сторона понятия толерантность, ее виды и формы, дается их описание, проводятся размышления об их природе и т.д.
При прикладном подходе, чаще всего в количественном или фактологическом выражении представляется состояние различных аспектов толерантности в обществе в текущий момент.
Соединение обеих этих подходов дает третий вид – аналитический. В рамках аналитического подхода делаются выводы и даются прогнозы на возникновение конфликтов на различных основах (социальной, религиозной, этнической и т.д.), а также могут предоставляться пути их решения. Но мы полагаем что данный подход скорее является производным от теоретического, либо находится на стыке обоих подходов.
В соответствии с вышеизложенным, принцип разделения методов, можно представить следующим образом (рис. 2).
Среди основных методов, применяемых при исследовании толерантности, можно назвать следующие: описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, экспериментальный, количественный, метод анкетирования, опроса и интервьюирования, метод ассоциативного эксперимента. Среди перечисленных методов в число теоретических входят описательно-аналитический и сравнительно-сопоставительный. Остальные методы относятся к категории прикладных.
Рис. 2. Принципы классификации методов
исследования толерантности (интолерантности)
Среди прикладных методов, применяемых в данном исследовании использованы в первую очередь методы исследования языкового сознания.
«Языковое сознание – та часть когнитивного сознания, которая названа словом и объективирована в коммуникации – изучается лингвистическими методами. Разными приемами описывается значение языковых единиц, полученное описание затем подвергается когнитивной интерпретации для моделирования концепта. Концепт моделируется по лингвистическим и экспериментальным данным» [51].
Это направление получило название лингвоконцептология, то есть, моделирование концептов лингвистическими методами и приемами [19]. В лингвокогнитивном исследовании используются методы эксперимента и опроса.
В качестве методики в проводимом нами широком исследовании выбран свободный (ненаправленный) ассоциативный эксперимент. Выбор данной методики для выявления компонентов структуры концепта обусловлен тем, что этот вид эксперимента позволяет приблизиться к реальному мышлению.
По мнению Р.М. Фрумкиной, «изучая ассоциации в ассоциативном эксперименте, мы апеллируем к неосознаваемому, глубинному слою нашей психики» [69, 94]. Таким образом, ассоциативный эксперимент (АЭ) дает возможность выявить систему связей ассоциаций путем выявления неосознанных реакций на слова-стимулы.
Выбор АЭ в качестве основного метода исследования языкового сознания основан на представлении о том, что ассоциативный словарь является «средством доступа к системе энциклопедических знаний человека»
[29, 151]. Преимущества АЭ – массовость, позволяющая составить ассоциативное поле (АП) с репрезентативным количеством реакций, относительная легкость обработки данных, возможность выявить ассоциативный фон культуры современного общества [4, 31]; объективность выявления механизма функционирования значения слова в ЯС человека [38, 64].
Важной чертой АЭ является коммуникативный характер ассоциативной методики. Коммуникативная природа АЭ позволяет в ходе анализа данных ассоциативного словаря рассматривать ассоциативные пары как рамки коммуникативного контекста: «За ассоциативными парами стоят текстовые и языковые связи, а также концепты и связи между ними» [38, 68].
АП слова состоит из ядра и периферии. Роль ассоциативных связей слов в текстообразовании очевидна. Ассоциативное поле слова фокусирует прямо или косвенно лингвистические параметры слова, отражает многообразие семантических, тематико-ситуативных и оценочно-прагматических связей, значимых в текстообразовании.
В ассоциативных связях отражены коммуникативные свойства слов, имеющие информативно-смысловую и прагматическую направленность, обусловленные:
1) лингвистически: а) спецификой лексического значения; б) стилистической маркированностью; в) грамматическими особенностями; г) фонетической оформленностью слов и т.п.;
2) экстралингвистически: а) творческой активностью языковой личности, в сознании которой актуализируются различные представления об обозначаемых словами явлениях; б) о возможной тематической и ситуативной ориентации лексических единиц.
В свободном АЭ (САЭ) испытуемый, должен ответить на стимул первым пришедшим в голову словом. Полученные ответы-реакции позволяют судить о том, какой признак стимула «послужил основанием для включения этого слова в ту или иную систему связей, обнаружившихся при сопоставлении исходного слова с полученной на него реакцией» [28, 9].
В условиях АЭ стимул активирует обширную сеть связей. Установление смысловых отношений между стимулом и реакцией – это активный процесс выбора одного из многих возможных значений – более близкого к семантике стимула.
Существует мнение, что изучать нужно не отдельные реакции, а «сети» (пучки) ассоциируемых слов. Под ассоциативной структурой слова понимаются основные направления (векторы), по которым происходит ассоциирование слова. Основные направления ассоциирования «выявляются в совокупности наиболее частых ассоциаций, составляющих ядро ассоциативного поля, развиваясь за пределами ассоциативного ядра за счет дополнительных, факультативных элементов каждой наметившейся ветви» [22, 35].
Языковая картина мира реконструируется при помощи АЭ [22, 44], а совокупность ассоциаций может рассматриваться как модель языкового сознания человека. В нашем АЭ в качестве слов-стимулов были предложены лексические единицы – вербализаторы концептов, входящих в концептосферу толерантности.
Из полученных в нашем эксперименте данных были составлены АП. АП толерантности проливает свет на целый ряд проблем, бытующих в языковом сознании носителей таджикского языка.
В Таджикистане ранее не проводились исследования в русле ассоциации в лингвистике, поэтому нами была впервые проделана масштабная работа по исследованию толерантности в РТ [32;88], частью которой явился ассоциативный эксперимент с целью построения ассоциативного поля толерантности в молодежной среде страны.