Только что покинувший свой костер охотник двигался вдоль реки
Только что покинувший свой костер охотник двигался вдоль реки
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот предлог.
Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар, полный странных видений. Неизвестный охотник, только что покинувший свой костер, двигался […] реки; сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но прилежный охотник не подходил к ним, рассматривая свежий след медведя, направляющийся к горам.
Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет. Музыкант, выйдя на палубу, сыграл отрывок мелодии, полной печального, протяжного повторения. Звук дрожал, как голос, скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался. Далекое эхо смутно напевало ту же мелодию.
Охотник, отметив след сломанной веткой, пробрался к воде. Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса; наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте отмечается речевая многозначность слова, проявляющаяся в использовании слов в переносном значении и тропов. Именно благодаря этому на первый план выходят эмоциональность и экспрессивность изображения.
2) С точки зрения морфологии в тексте нельзя не заметить часто употребляемые имена прилагательные, многие из которых выступают в роли эпитетов: белый утренний час, тонкий пар и др.
3) Синтаксический строй речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить разнообразие синтаксических структур: обособленные члены предложения, сложные предложения с разными видами связи.
4) Изложение отличается достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью.
5) Для текста характерны стремление к экономии речевых средств, спонтанность.
1) В тексте отмечается речевая многозначность слова, проявляющаяся в использовании слов в переносном значении и тропов. Именно благодаря этому на первый план выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. − Верно. Перед нами текст художественного стиля, для которого характерно использование многозначных слов, тропов: белый час, тонкий пар, звук дрожал.
2) С точки зрения морфологии в тексте нельзя не заметить часто употребляемые имена прилагательные, многие из которых выступают в роли эпитетов: белый утренний час, тонкий пар и др. − Верно. Приведённые примеры подтверждают высказывание.
3) Синтаксический строй речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить разнообразие синтаксических структур: обособленные члены предложения, сложные предложения с разными видами связи. − Верно. Пример такого предложения − «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки».
4) Изложение отличается достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. − Неверно. Для художественного текста это не характерно.
5) Для текста характерны стремление к экономии речевых средств, спонтанность. − Неверно. Данная характеристика присуща тексту разговорного стиля, а не художественного.
Алые паруса (33 стр.)
– Не наше дело, – сказал и третий, вздохнув. Затем все трое сели в повозку и, затрещав ко-лесами по каменистой дороге, скрылись в пыли.
Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар, полный странных видений. Неизвестный охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки; сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но прилежный охотник не подходил к ним, рассматривая свежий след медведя, направляющийся к горам.
Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет. Музыкант, выйдя на палубу, сыграл отрывок мелодии, полной печального, протяжного повторения. Звук дрожал, как голос, скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным перели-вом и оборвался. Далекое эхо смутно напевало ту же мелодию.
Охотник, отметив след сломанной веткой, пробрался к воде. Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огром-ных складок; слышались голоса и шаги. Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса; наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.
Охотник, смотревший с берега, долго протирал глаза, пока не убедился, что видит именно так, а не иначе. Корабль скрылся за поворотом, а он все еще стоял и смотрел; затем, молча пожав плечами, отправился к своему медведю.
Пока «Секрет» шел руслом реки, Грэй стоял у штурвала, не доверяя руля матросу – он бо-ялся мели. Пантен сидел рядом, в новой суконной паре, в новой блестящей фуражке, бритый и смиренно надутый. Он по-прежнему не чувствовал никакой связи между алым убранством и прямой целью Грэя.
– Теперь, – сказал Грэй, – когда мои паруса рдеют, ветер хорош, а в сердце моем больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки, я попытаюсь настроить вас своими мыслями, как обещал в Лиссе. Заметьте – я не считаю вас глупым или упрямым, нет; вы образцовый моряк, а это много стоит. Но вы, как и большинство, слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло жизни; они кричат, но, вы не услышите. Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном-несбыточном, и что, по существу, так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка. Скоро вы увидите девушку, которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом, какой развиваю я на ваших глазах.
Он сжато передал моряку то, о чем мы хорошо знаем, закончив объяснение так: – Вы види-те, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, – тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало – мое и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?
– Да, капитан. – Пантен крякнул, вытерев усы аккуратно сложенным чистым платочком.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 5-6 класс
Вводный контрольный диктант «Повторение пройденного за 5-6 класс»
Не прошло и недели, как начались у нас приключения.
Как-то вечером мы прогуливались по дачному шоссе.
Шоссе было пустынно, никого не было видно, кроме какой-то старушки в платочке с хозяйственной сумкой в руке. Когда старушка поравнялась с нами, Тузик вдруг клацнул зубами и вцепился в хозяйственную сумку. Я в испуге дернул за поводок, Тузик отскочил, и мы пошли было дальше, как вдруг за спиной послышался негромкий крик: «Колбаса!».
Я взглянул на Тузика. Из собачьей пасти торчал огромный батон колбасы, похожий на дирижабль.
Я выхватил колбасу, ударил ею Тузика по голове, а потом издали поклонился старушке и положил колбасный батон на шоссе, подстелив носовой платок.
1. Выпишите из текста диктанта по одному примеру на каждый разряд имени прилагательного.
— словообразовательный разбор слов старушка, послышаться (1-й вар.); платочек, подстелить (2-й вар.);
— морфемный (по составу) разбор слова покл_нился (1-й вар.); пор_внялась (2-й вар.);
— морфологический разбор слов какой(то) (старушки), с нами (1-й вар.); н_кого, ею (2-й вар.).
3. Обведите одним кружком союз и, соединяющий однородные члены, и двумя кружками – союз и, соединяющий простые предложения в составе сложного
Контрольный диктант по теме «Причастие»
1.Выполните синтаксический разбор первого предложения.
2. Из текста выпишите страдательные причастия прошедшего времени.
3. Произведите морфологический разбор одного из них.
4. Произведите морфемный и словообразовательный разбор.
Контрольный диктант по теме «Употребление причастий»
Был утренний час. В огромном лесу стоял тонкий пар, наполнявший все странными видениями. Охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки. Сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но охотник не подходил к ним, он рассматривал свежий след медведя, направляющийся к горам.
Веткой, отломленной от дерева, охотник отметил след и пробрался к воде. Туман еще не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса, расправленные ветром, ожили. Ветер, дующий с берега, лениво теребил их. Воздушный напор усилился, рассеялся и вылился по реям в легкие алые формы. Все было белым, кроме парусов.
Охотник, смотревший с берега, удивленно протирал глаза, пораженный чудом. Паруса были алые.
В тексте найдите все причастия, определите действительные или страдательные, а также укажите время
Выполните синтаксический разбор предложения: 1 вариант – 2 предложение 1 абзаца, 2 вариант – 3 предложение 2 абзаца, составьте схему
Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рассматривать гостей. Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.
Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издерганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени. Не мигая глазами, он упорно смотрел на свое лицо, отраженное в блестящей меди самовара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.
(145 слов) (A.M. Горький)
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:
3. Сделать морфологический разбор слов:
Контрольный диктант по теме «Наречие»
Давным-давно, когда ещё нигде не существовало печатных станков и машин, книги ценились очень дорого. Люди сидели и по-печатному, аккуратно гусиным пером выписывали толстенные книги. Чем дольше переписывали книгу, тем дороже она становилась. Не торопясь, потихоньку писали мастера из года в год, терпеливо работая над каждой буквой. Делалось это медленно и кропотливо, переписчик должен был заново и начисто переписать книгу. Но спешить ему было некуда. Особенно красиво выписывали заглавные, титульные буквы. Доходит дело до новой главы, и тут на радостях переписчик снова завернет такую начальную букву, что загляденье. А если слова и буквы выходили нехорошо и не слишком красиво, то переписчика могли выгнать прочь. На некоторые старинные книги смотришь и не веришь: неужели это все вручную сделано?
1. Выпишите все наречия из первого предложения (давным-давно, нигде, очень).
2. Произвести морфологический разбор наречия потихоньку.
3. Сделать морфемный разбор наречия в-руч-н-ую.
1. Выпишите все наречия из второго предложения (по-печатному, аккуратно).
2. Произвести морфологический разбор наречия дорого.
3. Сделать морфемный разбор наречия по-печат-н-ому.
Контрольный диктант по теме «Союз»
Рябина – дерево обычное, хорошо всем знакомое. Даже ученые назвали её рябиной обыкновенной, как будто хотели подчеркнуть, что ничего примечательного в этом дереве нет. Назвали рябину «обыкновенной» для того, чтобы отличить этот вид от других. В лесах средней полосы России растёт тридцать четыре вида рябины, а всего в умеренной зоне земного шара восемьдесят четыре вида.
На самом же деле рябина обыкновенная не такое уж обыкновенное дерево. Ни одно дерево не даёт урожая ежегодно в течение ста-ста пятидесяти лет. А рябина даёт. Ягоды рябины полезные. За это её ценят врачи.
А ещё любят рябину за то, что это дерево очень красивое. И весной, когда оно в белых душистых цветах, и поздней осенью, когда среди голого леса пламенеют яркие гроздья, и летом, когда она «перебирает» своими изящными, тонкими пальцами.
1. Укажите сочинительные и подчинительные союзы.
2. Выполните морфологический разбор сочинительного союза (1вариант), подчинительного союза (2вариант)
Контрольный диктант по теме «Частицы»
Дрозды – в деле строительства великие искусники. Гнёзда вьют объёмистые, прочные, плотно перевязанные корешками, да ещё глиной изнутри гладко оштукатуренные. Не один год иное гнездо простоит, ни снега, ни дожди ему нипочём. Сами дрозды повторно гнезда не используют, предпочитая каждый год строить заново. Зато для других птиц брошенные дроздовые гнёзда могут оказаться полезными.
2.Частицы заключите в овал, определите их значение.
3.Выполните морфологический разбор 2-3 частиц (по выбору)
4.Выпишите из текста несколько словосочетаний с наречиями, выполните морфемный разбор наречий.
Контрольный диктант по теме «Предлоги»
Среди кустов я увидел яркую и в то же время скромно и незаметно цветущую лилию.
Став на колени, я дотронулся до неё рукой, и она поклонилась теплу, исходившему от человеческой руки.
Опущенная в пузырящийся поток, лилия открылась во всю ширь, будто тихая душа, освещенная яркой любовью, и бешеный поток поголубел, усмирился, прикасаясь струями к алому цветку.
1. Какие значения выражают предлоги вместе с падежными окончаниями?
2. Подчеркните все орфограммы в 1-м абзаце(1 вариант), во 2-м абзаце(2 вариант)
3. Выполните морфологический разбор 2-3 предлогов ( по выбору).
1.Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар, полный странных видений. 2.Неизвестный охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки. 3.Сквозь деревья таял просвет ее воздушных пустот, но прилежный охотник не подходил к ним, рассматривая свежий след медведя, направляющийся к горам. 4.Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони. 5.Музыкант, выйдя на палубу, сыграл отрывок мелодии, полной печального, протяжного повторения. 6.Это запел кларнет. 7.Звук дрожал, как голос, скрывающий горе. 8.Далекое эхо смутно напевало ту же мелодию. 9.Охотник, отметив след сломанной веткой, пробрался к воде. 10.Туман еще не рассеялся, в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. 11.Его свернутые паруса ожили, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок. 12.Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. 13.Наконец тепло солнца произвело нужный эффект. 14.Воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. 15.Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей. 16. Все было белым, кроме парусов цвета глубокой радости.
А теперь вопросы:
1. Среди предложений 1-8 найдите предложений в которых есть деепричастный оборот.
2.среди предложений 10-16 найдите такие, в которых есть составное именное сказуемое.
3.Укажите верную характеристику предложения 11.
4.Укажите какой тип связи используется в словосочетании «воздушный напор» предложение 14.
проверте пожалуйста знаки препинания?
Мы ступаем на тропинку прикрываемую кустиками вереска, славящимися своими чудесными свойствами.
На гребнях маленьких, чуть плескавшихся волн, играют голубые блики.
Это бегут сотни и тысячи, испуганных рыб, спасающихся от преследования.
Мы спустились по узенькой речке спокойной полосой протекающей между крутыми берегами, поросшими густым лозняком.
В огромном лесу стоял тонкий пар, напоенный странными видениями.
Охотник только что покинувший свой костер двигался вдоль реки.
Сквозь деревья сиял просвет её воздушных пустот, но охотник не подходил к ним он рассматривал свежий след медведя, направляющийся к горам.
Мы ступаем на тропинку, (ЗАПЯТАЯ) прикрываемую кустиками вереска, славящимися своими чудесными свойствами.
На гребнях маленьких, чуть плескавшихся волн, играют голубые блики.
Это бегут сотни и тысячи (ЗАПЯТАЯ НЕ НУЖНА) испуганных рыб, спасающихся от преследования.
Мы спустились по узенькой речке, (ЗАПЯТАЯ) спокойной полосой протекающей между крутыми берегами, поросшими густым лозняком.
Мы ступаем на тропинку, прикрываемую кустиками вереска, славящимися своими чудесными свойствами.
На гребнях маленьких, чуть плескавшихся волн, играют голубые блики.
Это бегут сотни и тысячи испуганных рыб, спасающихся от преследования.
Мы спустились по узенькой речке, спокойной полосой протекающей между крутыми берегами, поросшими густым лозняком.
В огромном лесу стоял тонкий пар, напоенный странными видениями.
Охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки.
Сквозь деревья сиял просвет её воздушных пустот, но охотник не подходил к ним- он рассматривал свежий след медведя, направляющийся к горам.
Мы ступаем на тропинку, прикрываемую кустиками вереска, славящимися своими чудесными свойствами.
На гребнях маленьких, чуть плескавшихся волн играют голубые блики.
Это бегут сотни и тысячи испуганных рыб, спасающихся от преследования.
Мы спустились по узенькой речке, спокойной полосой протекающей между крутыми берегами, поросшими густым лозняком.
Охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки.
Сквозь деревья сиял просвет её воздушных пустот, но охотник не подходил к ним: он рассматривал свежий след медведя, направляющийся к горам.
Мы ступаем на тропинку, прикрываемую кустиками вереска, славящимися своими чудесными свойствами.
На гребнях маленьких, чуть плескавшихся волн, играют голубые блики.
Это бегут сотни и тысячи испуганных рыб, спасающихся от преследования.
Мы спустились по узенькой речке, спокойной полосой протекающей между крутыми берегами, поросшими густым лозняком.
В огромном лесу стоял тонкий пар, напоенный странными видениями.
Охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки.
Сквозь деревья сиял просвет её воздушных пустот, но охотник не подходил к ним, он рассматривал свежий след медведя, направляющийся к горам.
не уверена только насчет этого места «он рассматривал свежий след медведя», там наверно не запятая
Мы ступаем на тропинку, прикрываемую кустиками вереска, славящимися своими чудесными свойствами.
На гребнях маленьких чуть плескавшихся волн, играют голубые блики.
Это бегут сотни и тысячи испуганных рыб, спасающихся от преследования.
Мы спустились по узенькой речке, спокойной полосой протекающей между крутыми берегами, поросшими густым лозняком.
В огромном лесу стоял тонкий пар, напоенный странными видениями.
Охотник только что покинувший свой костер двигался вдоль реки.
Сквозь деревья сиял просвет её воздушных пустот, но охотник не подходил к ним, он рассматривал свежий след медведя, направляющийся к горам.
«На гребнях маленьких чуть плескавшихся волн, играют голубые блики. » тут не уверен, но причастие стоит перед главным словом и запятой по идее не должно быть.
вроде бы так