Тонкокомпенсация громкости что это
Ненавижу заблуждения про тонкомпенсацию (loudness)
Задолбали мифами про тонкомпенсацию и советами её отключать. Я объясню.
В мире живых звуков нет ручки «Громкость». Конечно, можно сесть поближе к оркестру, можно закрыть уши руками перед бездарным певцом или попросить кого-то кричать погромче/потише. Всё это влияет на то, что мы в быту называем громкостью. Но одноимённая ручка на магнитоле не делает шёпот криком, не превращает «пиано» в «форте», не отсаживает вас в соседнюю комнату и т.д. Она в простейшей своей реализации просто снижает звуковое давление во всём спектре. Причём вне зависимости от класса аппаратуры (об этом потом).
Между тем, нам — людям — повезло (или не повезло?) при низком звуковом давлении воспринимать середину слышимого спектра интенсивнее, чем низ и верх. То есть волна 1000 Гц давлением N паскалей для нас «громче», чем волна 50 Гц тех же N паскалей. А если паскалей ощутимо поднабросить, то разница будет уже не так очевидна на слух. Чтобы с паскалями и уж тем более с децибелами из-за этого не мучаться, даже была придумана единица «фон».
Видите там по ссылке красивый график?
На этом графике заметьте, как нижние кривые гораздо сильнее прогибаются, чем верхние. И вот если вы идеальным микрофоном запишете живой оркестр, а потом дома или в машине воспроизведёте без обработки на идеальной технике, но с меньшим звуковым давлением, то на слух получите недостаточно «прогнутую линию». Спектральный баланс перекосится, и низы с верхами пропадут.
Я не просто так сказал про идеальную аппаратуру записи и воспроизведения. Можно ещё и про идеальный слух сказать: этому феномену подвержены все люди. Мы тут со своими ушами за миллионы лет оказались не готовы к простой возможности менять давление одинаково по всему спектру. Не важно, на динамике смартфона или на супер-пупер-хай-энд-конфигурации с золотыми проводами.
Закономерный выход из ситуации — регулировать громкость с компенсацией этих вот перекосов. Такая компенсация и называется тонкомпенсацией. На инглише это «loudness» — просто сокращение от equal loudness contour.
Теперь про реализацию этой штуки в различной аппаратуре…
Правильно и абсолютно точно реализовать тонкомпенсацию в технике довольно сложно. Это опять связано не только со стоимостью аппаратуры, но и с переменными, которые не так просто учесть. Даже если вы откалибруете свою систему специальными инструментами по всем стандартам, вам рано или поздно попадётся запись, громкость которой запортачена ещё на студии (зачастую специально).
Поэтому надеяться остаётся на приближенную реализацию с возможностью немного её подкрутить. В современной технике тонкомпенсация, когда она правильно сделана, автоматическая. Это значит, что с увеличением единиц громкости её влияние постепенно убавляется. Но в ширпотребе и в старой технике на моём опыте чего только не было:
* простой темброблок НЧ/ВЧ в самой дешёвой советской аппаратуре (да-да, это оно — компенсируйте вручную);
* НЧ/ВЧ одной ручкой под именем loudness (опять же подстраивайте сами, только одной ручкой);
* нормальная кнопка Loudness с неадекватной реализацией (прибавляется только низ или только верх, например) — невозможно пользоваться;
* кнопка «тонкомпенсация», которая делает что-нибудь вообще другое (общая компрессия уровня) — этим тоже невозможно пользоваться;
* перекошенная или слишком сильная тонкомпенсация — когда несмотря на все прочие калибровки звук превращается в бубнёж.
Удачная тонкомпенсация это когда и на высокой, и на низкой громкости сохраняется одинаковый тембральный баланс. То есть когда ручка «Громкость» меняет громкость в фонах, а не в децибелах. Устройства и программы с хорошей реализацией ТК надо холить и лелеять, а не игнорировать как «улучшайзер». Исключение для себя могут сделать люди, слушающие музыку примерно на одном уровне громкости — как звукоинженеры в студии или на концерте, например.
Напоследок процитирую Википедию: «Тонкомпенсация — процесс изменения частотных характеристик звукового сигнала в том случае, когда при прослушивании уровень его звукового давления отличается от стандартного уровня 90‒92 дБ, принятого при записи музыкальных звуковых сигналов.» Отсюда и вывод: отличается — компенсируйте.
Аудиофилия. Тонкомпенсация.
В сфере аудио много мифов, легенд и заблуждений. А самое главное, почти все уверены, что разбираются в вопросе настолько, что имеют право считать свои предпочтения истиной. Добиваются нравящегося звука любым путем, даже если он не таков на носителе. Покупают не звучание, а бренд. А потом дошаманивают его до своего представления настройками эквалайзера.
Конечно, в политике, психологии и автозвуке разбираются все. Тогда вопрос к знатокам, что за функция loudness, зачем она нужна и что она регулирует?
Думаю самый частый ответ будет таков, loudness (ниже тонкомпенсация), необходима для того. что бы сделать звучание более ярким или как любит говорить один из моих преданных читателей, v-образный. То есть с задранными крайними высокими и низкими частотами.
Нет, дорогие мои. Это не так. И раз уж вы дочитали до этого места, значит вы действительно хотите познать все тайны hi-fi.
Для вас подробная расшифровка значения этой загадочной функции.
Но для того, что бы более детально разобраться в этом вопросе нам, необходимо углубиться в нюансы восприятия звука человеком. Наука, которая это изучает, носит название психоакустика. Не буду вас утомлять подробным описанием всех процессов, происходящих в нашей голове под воздействием звуковых волн, коснусь лишь общих моментов.
Думаю, ни для кого не секрет, что наш мозг не спектроанализатор. И изначальное предназначение слуха это не воспринимать музыку. Слух нам был дан природой для лучшего выживания и коммуникации между собой и окружающим миром.
Поэтому наш слух имеет различные свойства, такие как лучшее восприятие среднечастотного диапазона, изменение ощущения высоты звука от его интенсивности, появление так называемой фантомной частоты, образующейся в нашей голове при определенных условиях.
Эффект восприятия звука нашими органами, который мы сегодня будем рассматривать, касается различного восприятия громкости звука разных частот.
Лучшей демонстрацией этого эффекта является график кривых равной громкости.
На графике изображены кривые, которые характеризуют соответствие восприятия нашим слухом одинаковой громкости звуков разных частот. То есть при таких значениях интенсивности звука на различных частотах наш слух воспринимает их, как звуки равной громкости. Причем чем ниже общая интенсивность, читай громкость, тем эта кривизна сильнее.
Вот для исправления этой кривизны и существует тонкомпенсация. Она призвана подогнать значения громкости звука под те значения, которые наш слух воспринимает как равномерное звучание.
Она наиболее эффективна при прослушивании музыки на малой громкости, где эта неравномерность наиболее критична для нашего слуха.
Но чем выше громкость сигнала, тем более линейно наш слух воспринимает звуки различных частот и смысл этой коррекции теряется.
К сожалению, грамотную реализацию этой функции встречал только в усилителях Yamaha.
Но понимание того, что потребитель не готов адекватно воспринимать эту коррекцию пришла ко мне после прочтения отзывов владельцев этих усилителей об этой функции. И все потому, что никто не знает ее истинного предназначения.
Но потребитель то привык слушать «кривой» звук всегда, поэтому ему подавай кнопку с постоянной коррекцией.
И производители идут на поводу у безграмотных потребителей. В результате получаем аппаратуру вообще не звучащую «в нуле».
Я уже затрагивал вопрос «улучшайзинга» звука и являюсь его противником. Я убежден, что аппаратура должна хорошо звучать без регулировок — «в нуле».
Но ведь наш слух воспринимает звук не так, каков он на самом деле, значит прибегать к такой коррекции справедливо?
Да, но только на малой громкости. На большой, даже если принять во внимание, что наш слух воспринимает звучание неравномерно, коррекция не нужна. Ведь и звучание натуральных инструментов мы тоже воспринимаем с искажением. А сравнивать звучание аудио систем необходимо только с ними.
Поэтому не перестану повторять, что только наш слух может оценить верность звучания аппаратуры, но только слух тренированный, знающий истинное звучание натуральных инструментов.
Что такое тонкомпенсация?
Как вы наверное уже знаете, чувствительность человеческого уха к сигналам разных частот неодинакова: прежде всего, ухо имеет абсолютный порог слышимости, и для каждой частоты он фактически свой. Различия в восприятии разных частот наглядно демонстрируются так называемыми кривыми равной громкости (читайте также «О понятии громкости в цифровом представлении звука. »):
Здесь фоны — единицы субьективно воспринимаемой громкости, децибеллы — единицы уровня звукового давления. Таким образом, 80 фон на 3 кГц и 80 фон на 60 Гц — это совершенно разные уровни звукового давления, и второе значение будет, очевидно, больше.
Иными словами, в первом приближении, ухо человека более чувствительно к средним частотам и менее чувствительно к низким/высоким. Однако в нашем случае ключевым моментом является другой факт. Обратите внимание: кривые равной громкости имеют различную форму для каждого опорного уровня (фон). Что это значит? Ну, например, если запись (имеющая широкий спектр частот) у нас в целом звучит на уровне громкости 80 фон, а затем мы понижаем её громкость до 40 фон (на 40 дБ), крутизна «завала» на низких частотах значительно увеличивается. А это значит, что воспринимаемый нашим ухом баланс частот изменится: низкие частоты станут звучать тише. Кроме того, если установить достаточно низкую громкость, отдельные частотные составляющие могут опуститься ниже порога слышимости, то есть фактически перестанут быть слышны. Возможно, вы уже сталкивались с явлением, когда при понижении громкости в наушниках пропадают басы — это происходит именно потому, что они уходят за пределы слышимости.
Итак, у нас есть проблема: при изменении громкости меняется частотный баланс, а следовательно кардинально меняется звучание композиции. Решить эту проблему как раз и помогает технология, называемая тонкомпенсацией (англ. «loudness compensation»). Идеальный алгоритм тонкомпенсации работает следующим образом: в него заложен некий стандартный уровень звукового давления (как правило, это 90–92 dBSPL), для успешной работы алгоритма уровень громкости всех воспроизводимых записей должен быть приведён к этому уровню (например, такое приведение в обязательном порядке выполняется для звуковых дорожек к фильмам). Кроме того, усилитель, на котором установлена тонкомпенсация, должен быть также откалиброван, чтобы фактическая громкость воспроизведения «по умолчанию» была именно на этом уровне. Далее в алгоритм тонкомапенасции также заложено всё семейство кривых равной громкости (одна из них, проходящая через стандартный уровень громкости, является базовой). При изменении громкости регулятором усилителя включается тонкомпенсация: алгоритм вычисляет, какой именно КРГ уровень громкости соответствует в данный момент, после чего вычисляется разница между базовой КРГ и текущей КРГ. Затем эта разница компенсируется (нивелируется эффект частотного дисбаланса).
Стоит отметить, что успешная работа тонкомпенсации критическим образом зависит от правильности калибровки выходной громкости. Т. е. алгоритму должен быть известна и громкость записи, и громкость воспроизведения (т. е. уровень усиления всего тракта — и звуковой карты, и внешнего УНЧ, и т. д.). Если, например, вы измените уровень громкости в программном плеере, тонкомпенсация уже перестанет работать должным образом.
Также, по причине относительной сложности реализации вышеописанного алгоритма, в некоторых случаях тонкомпенсация сводится к тривиальному линейному увеличению уровня НЧ и ВЧ по мере понижении громкости.
Информация от спонсора
Youlock МСК: московский сервис по обслуживанию дверных замков. Компания предоставляет такие услуги, как замена дверных замков в Москве, установка дверных замков (в том числе в металлические двери). С помощью Youlock МСК Вы сможете поменять замок качественно, быстро и недорого.
Тонкомпенсация — что это, включать или нет?
Приветствую. Скажите, как можно улучшить звук? Купить новые колонки, дорогую звуковую карту. Да, вы правы. Но можно попробовать улучшить программно, об одной такой опции сегодня пойдет речь.
Тонкомпенсация — что это такое?
Тонкомпенсация — функция, позволяющая выровнять громкость воспроизводимых частот.
По факту — очень полезная функция, которая корректирует звук в зависимости от его громкости. Например если музыка играет тихо, то низкие частоты не так хорошо слышно, как если бы музыка играла громче. Тонкомпенсация может увеличить низкие частоты на малой громкости. Тоже самое с высокими частотами.
Вот сама настройка в свойствах звука:
Чтобы открыть настройки звука — идете в панель управления и там находите такой значок:
Опция может быть даже в диспетчере Realtek HD (это фирменный софт):
Некоторые юзеры пишут, что включают тонкомпенсацию просто чтобы сделать громче.
Кстати о проблеме, когда шепот в фильмах едва слышно, а например стреляют когда — то грохот на всю комнату. Тут вам поможет прога Sound Lock, она создает максимальный уровень звука. Очень полезная программа.
Тонкомпенсация — включать или нет?
В целом четкого ответа — нет. Зависит от колонок, от контента который воспроизводят колонки. Вам нужно протестировать — сама по себе функция тонкомпенсации безопасна.
Кстати в Media Player Classic есть опция нормализации: Встроенные фильтры > Аудиопереключатель > Нормализация (галка), также нужно поставить галочку и на Восст. громкость.
Заключение
В теории реализация настройки может работать не совсем корректно — вы можете слышать, будто кто-то срезает нижние частоты или наоборот задирает высокие. Опять же — нужно экспериментировать, у кого-то опция может давать положительный результат, у кого-то отрицательный.
Тонкокомпенсация громкости что это
AvtoKasta | Позитивный магазин автозвука запись закреплена
Почему в 90% случаев тонкомпенсация нужна?
Что это значит? А то, что тонкомпенсация = круто! Благодаря ней вы сможете улучшить качество звучания на низкой громкости. Это важно, потому что при движении вы слышите звук от асфальта, от ветра, и при таких обстоятельствах звучание аудиосистемы превращается в плоское и неинтересное. Да даже на месте когда слушаешь на низкой громкости большинство SPL систем звучат гораздо интереснее с тонкомпенсацией(правда вч может быть многовато, зависит от настройки).
Для наглядности нарисую и прикреплю АЧХ с тонкомпенсацией и без.
Как? Легко. Включаем тонкомпенсацию, выставляем примерно 90% от максимальной громкости на магнитоле, и настраиваем всё: уровень, срезы, эквалайер и т.д.
В итоге получили систему, которая на 52-55 делениях(если это Pioneer), отыгрывает как надо. Всё, система настроена, ничего не будет гореть, а на низкой громкости будет плюсом НЧ и ВЧ, и это тебя обрадует почти всегда, проверь сам.
Даже ради интереса можно попробовать включить максимальное значение громкости (52-55, как ты настроил), и выключить тонкомпенсацию. Разница будет минимальна, возможно даже не услышишь(на 62 её не будет вообще).
И ещё один инсайт про корявый перевод магнитол Pioneer
Там есть настройки НЧ, СЧ и ВЧ
Настраивайте на слух, как больше нравится