Тора и каббала в чем
Что первично – Тора или каббала?
Вопрос: Что первично – Тора или каббала? Почему мы изучаем каббалу, не изучив Тору, Пятикнижие Моисея?
Ответ: Мы знаем из истории, что после Большого взрыва сначала появились газовые образования, потом распространились материальные частички, которые собрались вместе, и образовалась наша Земля. Затем на Земле появился океан, растительность, животный мир и потом человек.
Человек стал серьезно развиваться примерно три с половиной тысячи лет назад. Тогда основная масса продвинутых людей находилась в Древнем Вавилоне, который стал основой современной цивилизации.
За 20 поколений до Древнего Вавилона, 5777 лет назад, в мире появился человек, которого звали Адам. Он раскрыл систему управления нашим миром и описал ее в книге «Тайный Ангел» («Тайная сила»). Как пишет великий каббалист XII века Рамбам, Адам и его ученики писали книги, но ни одна из них не дошла до нас, кроме «Тайного Ангела». А через 20 поколений после этой плеяды появился Авраам.
Авраам был древневавилонским жрецом, и как сказано в Большом Комментарии, часто выходил по ночам, смотрел на звезды и постоянно думал о том, откуда же берется эта сила, которая крутит всей Вселенной, почему живут люди, для чего, как, кто ими управляет, кто вращает огромную машину галактики. Далее.
Постепенно он начал вникать в эту систему. Конечно, и кроме него было множество людей, которые выходили и смотрели на звезды, но повезло только ему. Это особое свойство души.
Авраам раскрыл систему мироздания и описал ее в «Книге Создания» («Сефер Ецира»). Это небольшая книжка в несколько десятков страниц, но в ней сосредоточены основные тезисы сотворения и управления миром. Ее, так же как и книгу Адама, можно и сейчас купить в магазинах. А остальные труды Авраама не дошли до нашего времени.
Все, что написали Адам и Авраам, – это чистая каббала. После Авраама его учение подхватили Ицхак и Яков, – так называемые дети Авраама, которые на самом деле представляли собой школы дальнейшего развития каббалы.
И только после выхода из Египта, когда возникла необходимость в более усовершенствованной методике объединения народа и постижении Творца, она была раскрыта Моше в том виде, в котором мы сейчас ее изучаем. Эта методика называется Тора.
Итак, если Адам написал свою книгу почти 6000 лет, Авраам – три с половиной тысячи лет назад, то Тора была написана около 3300 лет назад.
Реплика: Получается, что каббала – первична, а Тора – вторична.
Ответ: Тора – тоже каббала.
Мы знакомимся с основами каббалы для того, чтобы изучать Тору – Пятикнижие Моисея, ведь это продолжение каббалы на следующем уровне.
А тот, кто не изучает каббалу, тому Пятикнижие Моисея кажется просто сборником разных историй о том, как древние евреи блуждали по пустыне и что там с ними происходило. Сегодня это совершенно никому неинтересно. Но для того чтобы понять, что на самом деле написано в этой книге, и что там зашифровано, необходимо знать каббалу.
Что такое Тора?
Так было или нет?
Существует ли связь между Торой и реальной человеческой историей?
В нашем мире должны произойти все события, которые запланированы в высшем мире. Все нисходит из высшего мира в наш мир. Все происходящее в высшем мире описывается в Торе. Тора повествует о происходящем «там». Но описываемое в Торе происходит с каждой душой. Т.е. Тора обращается к каждому из нас, будто только он один существует в мироздании, будто только его создал Творец (Тора медабэрэт бэ адам эхад).
Получается, что все, что описывается в Торе, есть в душе каждого из нас. Так действительно каждый входящий в высший мир ощущает. Т.е. в духовном каждая душа обязана пройти все ступени развития, все, что говорится в Торе.
Наш же мир создан таким образом, что в телах мы получаем неживую, т.е. неизменную картину, человек не меняется от гоя, к ехуди, к леви, к коэн, к исраэль.
Отсюда Вам станет понятным применение исполнения заповедей в нашем мире и в духовном:
Невооруженный знанием внутренней части Торы (пнимиют а-Тора), Каббалы, взгляд на высказывания мудрецов приводит человека к неверным выводам.
Но, чтобы создать в себе этот правильный подход, необходимо временно отстраниться от обдумывания Торы. Ведь если человек находится еще всеми своими мыслями в этом мире, не представляет себе высший мир, если высший мир еще не встает явно перед его взором вместо этого мира, он поневоле будет представлять себе Тору как историю древнего народа.
Поэтому рекомендуется вначале изучать Каббалу. И только после того, как Вы привыкнете переводить в себе слова Торы в духовные события, приступать к чтению Торы. Иначе Вы будете трактовать ее на земле, а Тора останется на небесах. Но дана-то она действительно на земле, т.е. дана нам для исправления и возвышения.
Каббала, а потом Тора
Благодарю за прекрасный вопрос, достойный старого ученика, а не начинающего. Дело в том, что мы обязаны воспринимать Тору как повествующую о высшем мире, потому что только через такой наш подход мы правильно поймем и увидим наш мир и себя в нем. Конечно же, Тора включает в себя все, но выстроить нужный угол зрения необходимо устремив себя только вверх. Поэтому советую: всячески отстраниться от обдумывания текста самой Торы, потому что поневоле войдете в истории.
А устремившись вверх, занимаясь Каббалой, Вы никогда не станете путаться между мирами, потому что таков язык Каббалы: он использует особые определения, имена, формулировки. Все в Каббале создано и направлено именно на то, чтобы во всем изучении точно направить ученика на вход в высший мир, а не к нашему миру. Но потом, только приобретя внутренние правильные духовные ощущения, получив связь с корнем, Вы сможете безвредно и с пользой для себя начать связывать все высшие корни с их следствиями в этом мире, снова вернуться к Торе.
Только оригиналы книг
Можно ли использовать Псалмы, Пророки и пр. из Ветхого Завета или необходимо читать только те книги, которые признаются в Иудаизме, с не переведенными именами?
Обязательно читать на иврите оригинальные тексты или в крайнем случае переведенные на русский с сохранением правильных названий и имен. В настоящее время в Израиле издаются все книги Торы в хороших переводах, например, книги издательства «Шамир». Необходимо использовать только последние переводы, но ни в коем случае не старые, с измененными именами.
Шма Исраэль
Объясните, пожалуйста, значение молитвы Шма Исраэль.
Названия по Каббале
Откуда берутся названия городов и их корень?
К сожалению, человек, изучая Каббалу, часто отвлекается на всякие «исследования»: поиски гематрий, разгадки исторических явлений, связей явлений, будущего. И это вместо самоисправления и скорейшего входа в высший мир, где и получил бы ответы на все вопросы. Это эгоизм подсознательно подменяет в человеке истинную Цель на ложные, потому что истинная Цель требует усилий, жертв.
Поэтому столь много в наше время всяких «каббалистов», неплохо наживающихся на простаках.
Молитва на сон
2. Отрицательные, противоположные во всем положительным силы, с задачей «вредить», а попросту, «встряхивать» человека, чтобы искал путь исправления вынужденно, если сам искать его не хочет.
На своем духовном пути каббалист поочередно проходит различные состояния. Одно из них, переходное, духовное состояние «сон». Т.е. каббалист сознательно теряет предыдущее знание и ощущение, желая подняться на следующую ступень, он должен опустошиться от прошлого.
В таком случае опустошения, бессознательного продвижения, он, естественно, желает, чтобы его вели добрые силы. Ведь сам в этом состоянии активно не «идет», потеряв прошлый свет, а новый еще не получив. Поэтому желает, чтобы его вели вперед 4 добрых ангела.
Это свое намерение он и выполняет в особом духовном действии, называемом «молитва на сон грядущий», т.е. настраивает (програмирует) себя на сближение с Творцом, когда активно не сможет это делать. Подробнее о сне, как обязательном состоянии перехода между духовными ступенями при движении снизу вверх, объясняется в Талмуде Эсэр аСфирот на многих десятках страниц.
Нет никакого противоречия между Торой и Каббалой.
Каббала противоречит Торе?
Поэтому и отвергают Каббалу, отговаривают от ее изучения. Насколько я против неправильного изучения Каббалы, настолько я за ее правильное изучение всеми. Нет ничего в Каббале, что бы противоречило простой Торе: если Вы получаете из всего исходящего от Творца света только пшат, простое, человеческое понимание Торы, как истории, то тоже верное, но очень ограниченное восприятие мироздания.
Вы ведь ограничиваетесь только произошедшим в прошлом и только в нашем мире. А ведь Тора говорит обо всех временах в нашем мире и обо всех мирах, т.е. не только о телах, а и душах, их вечном существовании, вне рамок нашего мира, вне времени, как сказано: «Нет прошлого и будущего в Торе» (эйн мугдам у меухар бэ Тора). Поэтому не надо утверждать, что простое толкование Торы и есть вся Тора.
Раш»би или Моше дэ Лион автор книги Зоар?
Язык Торы
Как же воспринимать Тору?
Творец или Моше автор Торы?
Ступени и имена
Вы рискуете запутаться, потому что рассуждаете «вне объекта, а не внутри него». Вся Тора говорит нам только о том, как нам самим достичь наивысшего состояния, но ни коим образом не повествует об истории. В духовном мире этой истории еще нет. Она пишется каждой душой, проходящей состояния Гой-Паро-Моше. Только так, в одном лице, для одного человека, для каждого написана Тора и только индивидуально ее необходимо воспринимать.
Поэтому основное: прилагать усилия в себе пройти путь Торы, это называется также заповедью «написать книгу Торы», как сказано: «Напиши на скрижали сердца своего».
Относительно того, что человек может проходить в этом мире одно состояние, а его душа в том мире другое, не может одна и та же душа быть в нескольких состояниях одновременно. Все наши будущие душевные состояния, вплоть до последнего, совершенного, находятся на 613 ступенях высших миров. Но это не сама душа, а ее состояния, образы, чего она достигнет, когда поднимется на эту ступень.
Только каббалист ощущает два мира одновременно. Но объяснить тому, кто не ощущает духовный материал, он также не в состоянии. Поэтому наука постижения высшего мира индивидуальна и называется тайной: ее результаты видит только сам постигающий и никто более.
Когда душа достигает порога своего эгоистического развития, в ней возникает стремление к духовному развитию. Человек приходит ко мне и начинает заниматься Каббалой. Он постепенно проходит ступени от нулевой (духовный зародыш) и вверх, до окончательного исправления. Каждая ступень состоит из отрицательного состояния, когда человек получает новые все большие эгоистические желания. Затем он исправляет их и этим постигает в исправленном желании свет этой ступени.
О чем написано в Торе?
Вы все время отсылаете читателей к Вашим источникам. А может быть, им было бы неплохо прочесть Тору и прочие книги, ведь там все есть?!
Каббала: знание или мистика?
Однако это понятие требует более глубокого объяснения, ведь мы знаем, что вся Тора является знанием, специально «переданным» Создателем еврейскому народу через Моше. «Моше получил Тору на Синае», — читаем мы в первой Мишне «Пиркей авот» («Поучения отцов»).
Тексты Каббалы также следовали этим путем. Они были переданы устно, позже одновременно с Мишной записаны мудрецами. Один из этих мудрецов раби Шимон бар Йохай, имя которого, впрочем, очень часто упоминается в других текстах того времени, а именно в Мишне и Барайте.
Тогда чем отличается Каббала от других частей Торы?
Различия между Мишной и Каббалой
Мишна базируется на реальных конкретных понятиях. В ней могут рассматриваться случай с быком, поддевшим на рога корову, или способ трубить в шофар, перечисляться 39 работ, запрещенных в шабат и т.д. Заповеди, которые она описывает, в большинстве своем основаны на реальной действительности.
Даже различные уровни понимания, а именно «Пшат» (буквальный смысл), «Драш» (интерпретация) и «Ремез» (намеки), обычно доступны в том, что касается открытой части Торы, так как человек, который с ними сталкивается, находит в них сведения из реального, близкого ему мира; и они соответствуют его повседневному опыту.
Это касается большинства текстов наших мудрецов независимо от того, относятся ли они к миру природы, социальных отношений или же технических и научных мировых проблем.
Даже когда некоторые тексты Мишны касаются непосредственно мира идей, с помощью человеческой интуиции можно уловить их смысл, так как эти идеи, какими бы возвышенными они ни были, все еще относятся к реальности.
В Каббале, напротив, описаны структуры совершенно другого порядка: ее понятия ускользают от человеческого понимания, так как они принадлежат миру полной, абсолютной абстракции.
Даже само значение слова «сфира», являющегося одним из базовых определений в Каббале, указывает на абстрактность этого понятия. Гаон из Вильно пишет в своем комментарии к Сефер Йецира (стр. 5, пункт 5): «Почему сфирот называются та к (их корень “лиспор” — “считать”)? Потому что число есть лишь создание ума, не связанное с материей».
Рав Хаим из Воложина, самый выдающийся ученик Гаона из Вильно, приводит утверждение от лица своего учителя (Кетер Рош, окончание сидура а-Гра, параграф 61): «Там, где кончается философия, там и по ту сторону начинается мудрость Каббалы».
Каббала — это изнурительное бесплотное учение, не связанное ни с чем пережитым, потому что оно не использует никакого точного ориентира. Это самое бескорыстное учение, поскольку оно не отвечает никакой реальной мысли. Как ни парадоксально, но, вероятно, это и является причиной, по которой Каббала вызывает столько любопытства, хотя любопытные часто бывают разочарованы его эзотерическим характером.
Но что является предметом этой абстракции, что формирует систему каббалистического учения.
В третьей главе «Пиркей рава Элиезера» написано: «До создания мира Б-г и его Имя были единой сущностью».
Глубокая реальность Создателя может не поддаваться разуму человека созданного. Разум человека может начать функционировать, прийти к началу понимания лишь на уровне «названия» Вс-вышнего. Перечисление имен Б-га формирует первое звено промежуточной инстанции, позволяющей начать строительство отношений между Б-гом и человеком.
Мы находим великое множество примеров в этом духе в Торе и молитвах, где упоминается Имя. (см. Дварим, 32:3)
В тексте Адон Олам мы говорим: «Хозяин мира …, который правил до того, как что-либо было создано … когда по Его воле все было завершено, кто тогда называется Его именем: Царь».
«Я откроюсь тебе посредством Своего Имени» (Шмот, 33:17).
По объяснению Рамхаля (рава Моше-Хаима Луцатто), знание и изучение имен Создателя и составляет предмет Каббалы. Во вступлении к книге «Философ и каббалист» Рамхаль развивает высказывание из «Пиркей рава Элиезера», цитируемое ранее: «На горе Синай Б-г открыл еврейскому народу знание своего великого Имени и секрет своих чудесных деяний».
Имена Б-га содержат в себе ключи мира. Они глубоко пронизаны святостью Вс-вышнего. Рамхаль в книге «Философ и каббалист» подробно рассматривает вопрос присутствия святости Создателя в Его Именах, изучаемых Каббалой, и риск возможных искажений, заключенный в этом феномене.
Изречение Торы гласит: «Ты узнаешь в этот день, и ты поведаешь это своему сердцу, что Б-г — Г-сподин». (Дварим, 4:39). По мнению Рамхаля, этот текст — заповедь, предписывающая охватить разумом Б-жественное присутствие в мире с помощью изучения Каббалы и обрести понимание того, что мир полностью зависит от Б-жественного, что все организовано и запрограммировано. Подтверждение сказанному — гематрия (числовое значение) слова «Элоким», имени Б-га, выражающего Его связь с «а-тева» (природой). Гематрия слова «Элоким» (Б-г) равна 86, точно также гематрия слова «а-тева» — 86.
То, что структура мира такова, нужно не просто принять на веру, это нужно понять разумом. («Философ и Каббалист», стр. 116).
Чтобы растолковать подробнее суть приведенной выше мысли, часто сравнивают Каббалу, которая описывает схему отношений между вещами и живыми существами и всю материальную и ощутимую реальность Создания, с неким подобием географической карты…
Сефер Йецира является планом конструкции (Маасе Берешит), а Маасе Меркава пророчества Йехезкеля — схемой функционирования. (см. Раби Цадок А-Коэн, Сефер А-Цирконот, стр. 29—33)
Рамхаль (Вступление к Шаре Рамхаль, стр. 36) пишет, что в наши дни в изгнании, в отсутствие Храма знание Каббалы не может породить глубокое понимание устройства и функционирования мироздания. Ситуация была совсем иной во время дарования Торы на горе Синай всему еврейскому народу, или впоследствии у пророков, или в короткие периоды эпохи раби Шимона бар Йохая и даже в эпоху Ари, благословенна память праведника. Это периоды, когда связь между знанием и действительностью была реальной.
Рав Иргас в своем труде «Шомер Эмуним а-Кадман» иллюстрирует эту связь, предлагая представить очень длинную подвешенную веревку, которая, если ты ее трогаешь снизу, передает это воздействие лишь слабо, а вверху на другом конце оно становится едва ощутимым.
Таким образом, изучение Каббалы больше не создает никакой ощутимой значимости или мистического опыта. Суть его, следовательно, очень бесплотна, поскольку, как говорит Рамхаль, понимание его запечатано и заперто на засов почти абсолютным образом.
Рав Й. Хеймендингер, Перевод Полины Розенблат, из журнала «Мир Торы», Москва
Тора и книги Каббалы
Каббала отражает мистическую сторону иудаизма, говоря о глубинных связях между человеком и Творцом, о роли человека и Творца в процессе мироздания, о том, как все, что создала природа, функционирует на тайном глубинном, сокрытом от поверхностного взгляда уровне. В целом, Каббалу можно считать четвертым, самым сложным, уровнем изучения Торы. Я ассоциирую изучение Каббалы с принципом компьютерной игры, да и с принципами всей нашей жизни, когда от простых вещей, доступных пониманию даже ребенка, постепенно восходишь к пониманию все более и более сложных вещей, начинаешь видеть в тексте глубинный тайный смысл и скрытое знание. На личном опыте могу сказать, что изучать Каббалу для человека неподготовленного и духовно незрелого крайне тяжело, а, может быть, практически невозможно. Творец специально подготовил это учение в награду тем, у кого хватило пройти до этого долгий и тернистый путь познания.
С точки зрения истории, Каббала появилась еще в вавилонские времена, когда в Вавилоне были достаточно большие и процветающие иудейские поселения. Недаром ведь и Вавилонский Талмуд признан иудеями гораздо более значимой книгой, чем Талмуд Иерусалимский. А законченный вид учение Каббалы приобрело только в средние века. С тех пор и до сегодняшнего момента желающие изучать Каббалу имеют дело с текстами, которые практически не подверглись никаким изменениям.
В основе Каббалы лежит четыре главные книги:
Первая книга Каббалы — Йецира (книга Творения). Наиболее древняя книга Каббалы, написанная приблизительно во 2 веке до н. э. Некоторые каббалисты уверены, что ее написал сам праотец Авраам, но официально ее автором считается раввин Аккива, жившим во 2 веке до н. э. Как понятно из самого названия, в книге рассказывается о сотворении мира. В принципе, там затрагиваются и вопросы космологии, и тема структуры Вселенной, рассматриваются некоторые аспекты астрологии и астрономии. Причем на достаточно серьезном уровне. К сожалению, вопрос, откуда иудеи (а, особенно, раввины) во 2 веке до н. э владели такой информацией, до сих пор остается без ответа. И в этом тоже мистика Каббалы.
Вторая книга Каббалы — Багир (название которой можно перевести, как Яркий Свет). Книга была написана приблизительно в 1176 году. Уже в ней рассматриваются вопросы, которые потом лягут в основу учения книги Зоар: интерпретация букв еврейского алфавита, нумерология, которая и по наши дни остается загадкой для исследователей, поднимается тема перевоплощения (гилгул) и предпринимается первая попытка объяснить причины несправедливости, царящей в этом мире. В принципе, количество тем, которые поднимает книга Багир, огромно. Один только вопрос об имени Бога и 72 комбинациях этого имени заслуживает отдельного и подробного разговора.
Третья книга Каббалы — писания Ари. Ари — это имя иудейского философа и раввина, который внес большой вклад в изучение и написание текстов Каббалы. Писания Арии, по сути, состоят из нескольких книг, наиболее часто изучаемой и известной является книга Эц Хаим (Древо Жизни).
Четвертая книга Каббалы — знаменитая книга Зоар (Сияние). Это главная книга Каббалы. Она была написана в 1-2 веке до н. э. Авторство книги, чаще всего приписывают Шимону бар Йохаему. Первый же, кто опубликовал Книгу Зоар в 13 веке, был Моше деЛеон. Среди религиоведов существует мнение, что Моше деЛеон сам и написал эту книгу, выдав потом ее за произведение другого человека. Но это всего лишь домыслы, правда имеющие под собой некоторые лингвистические основания.
Чтение книги Зоар можно сравнить с чтением молитв и других священных текстов. Книга Зоар действительно обладает огромной энергетической силой и достаточно интенсивно воздействует на подсознание даже не изучающего, а просто читающего ее человека. В наши книга Зоар переведена практически на все языки, но, честно говоря, даже на родном языке читать ее без комментариев достаточно сложно. Самые лучшие комментарии к книге Зоар на русском языке – это комментарии Михаэля Лайтмана, в которых он досконально исследует и анализирует арамейские тексты книги Зоар.
У книги Зоар очень сложная структура, практически, каждая из ее частей является одновременно и законченной книгой, и частью целого учения, которое воистину бесконечно. Вообще, структура книги и содержание книги Зоар требуют отдельного разговора. Надеюсь, что мне представится возможность рассказать о ней более подробно в ближайшем будущем.
Глава 7. Тора и Каббала Что такое Тора?
Глава 7. Тора и Каббала
По каббалистическому определению Тора – это свет, который раскрывается при наличии экрана на эгоистическое желание человека насладиться.
Поэтому сказано: «Свеча – заповедь и свет – Тора» (ки нэр мицва вэ Тора ор).
Тора – это ор пними, внутренний свет, которым наполняется парцуф (при распространении света от зивуг дэ акаа от пэ до табур).
Совокупность всех светов от всех заповедей, всех духовных действий человека, называется Тора.
Полное проявление Творца человеку, ощущаемое как свет, называется Тора.
Есть еще множество определений, но все они – суть одного и того же явления: то, чем наполняется душа, что ощущается человеком в себе. Потому что кроме души, кли, сосуда и Творца, света, Торы – нет больше ничего!
Читайте также
Глава 14. Тора о соблюдении Торы
Глава 14. Тора о соблюдении Торы Мы рассмотрели ряд мест из Книги Деяний, которые свидетельствуют, что мессианские иудеи соблюдали Тору с любовью, милостью и милосердием. Это не должно нас удивлять. В Торе подчеркивается, какого именно следования Закону хочет Бог от Своего
Глава 7. Тора и Каббала Что такое Тора?
Глава 7. Тора и Каббала Что такое Тора? По каббалистическому определению Тора – это свет, который раскрывается при наличии экрана на эгоистическое желание человека насладиться.Поэтому сказано: «Свеча – заповедь и свет – Тора» (ки нэр мицва вэ Тора ор).Тора – это ор пними,
Каббала, а потом Тора
Каббала, а потом Тора Я прочитал Вашу «Науку Каббала» для начинающих. Я как раз и есть»начинающий», так что возникли вопросы. «И тот, кто, занимаясь Торой, видит в ней только исторический рассказ, делает это в противоречии с нашими источниками, ибо сказано: „Тора – это имена
Глава 1. Тора
Глава 1. Тора После столетий гиперкритики многие ученые сейчас возвращаются к идее, что текст Бытие — Вторая книга Царей (кроме Книги Руфь) составляет «первичный рассказ» Древнего Израиля, который питал воображение и веру иудаизма. Такое суждение вполне традиционно и
Глава V. Мишне Тора
Глава V. Мишне Тора Маймонид стал придворным врачом во время великих перемен в Египте. Положив конец династии Фатимидов в 1171 году и восстановив суннизм, Салах Ад-Дин превратился в безраздельного правителя страны и, хотя формально считался подданным Нур Ад-Дина вплоть до
Глава четырнадцатая ТОРА
Глава четырнадцатая ТОРА Танах То, что Танах сохранился до наших дней, — это чудо. Он пережил века. В Танахе описаны времена столь далекие, что от них до наших дней не дошло ничего, кроме слов. Все остальные — материальные — следы тех времен превратились в прах, покрытый
Глава 14. Тора
Глава 14. Тора «Никто сейчас уже не принимает всерьез примитивную теорию Вельхаузена…» Большинство читателей среднеобразовательного уровня имеют, вероятно, очень смутное представление о гипотезе библейской теории, выдвинутой Графом-Вельхаузе-ном. Когда эта гипотеза
Глава 38 Пища, которую Тора запрещает
Глава 38 Пища, которую Тора запрещает 1. Кровь, обнаруженная в яйце, запрещена, а иногда делает запрещенным в пищу все яйцо. Поэтому, разбивая яйца для приготовления пищи, их надо проверять, а обнаружив кровь, следует обратиться за указанием к раввину.Кровь, обнаруженная в
Глава 130 Шмини-Ацерет и Симхат-Тора
Глава 130 Шмини-Ацерет и Симхат-Тора 1. Восьмой день от начала праздника Сукот, 22-е тишрей, — самостоятельный праздник, Шмини-Ацерет. В Стране Израиля в этот день завершают годичный цикл чтения Торы и начинают новый. Таким образом, Шмини-Ацерет одновременно становится
Каббала, а потом Тора
Каббала, а потом Тора Я прочитал Вашу «Науку Каббала» для начинающих. Я как раз и есть»начинающий», так что возникли вопросы. «И тот, кто, занимаясь Торой, видит в ней только исторический рассказ, делает это в противоречии с нашими источниками, ибо сказано: „Тора – это имена