Тории в японии что это
Тории
Путь к святилищу через Японские врата по священной земле.
Тории — 鳥居 это священные ворота без створок, они стоят на пути к синтоистским святилищам, отмечают начало священной земли и так же являются одним из символов Японии.
Синтоизм является традиционной японской религией, основанной на поклонение многочисленным божествам и духам умерших. Так же на синтоизм повлиял и буддизм. Этой религии, в отличие от христианства, не присуще абсолютные духовные понятия добра и зла, в синтоизме они относительны и понять их может только сам человек, но что бы понимать эти два понятия ему требуется сердце подобное зеркало и адекватное восприятие действительности.
В синто существует некое божество, некая духовная сущность, этой сущностью являются Ками, они могут существовать на Земле как в духовном виде, так и в материальном, Ками могут присутствовать как в дереве или камне, так и в определённых местах или явлениях. Синтоисты верят, что духи умерших и канувших в лету после смерти защищают своих потомков и становятся их покровителями. Но в синтоизме присутствует понятие греха, или же цуми, но цуми — это скорее вещи и действия которых стоит избегать, что бы не совершить зло.
В синтоизме считается, что мир изначально чист и непорочен. В этом мире живут Ками, люди и духи умерших в гармонии, но в мире присутствую магацухиноками, злые духи извне, синтоизм учит, что для человека совершить зло — это не естественно, человек совершает его, только когда подвергается обману или самообману через его слабости, искушения или соблазны которыми как раз и пользуются злые духи.
К слову, синтоизм — довольна древняя религия, не известно когда точно она появилась, но первые упоминания слова «синто» происходят в одном из самых древних памятников письма Японии в «Нихон сёки» или же «Японская летопись«, примерно 720 год нашей эры.
Тории – граница между параллельными мирами
Тории — ритуальные врата, устанавливаемые перед синтоистскими святилищами, имеют особое значение для японцев. Но эти врата не символ удачи или счастья. Тории символизируют границу между миром земным и миром сакральным. В Японии считается, что через эти священные ворота души умерших улетают в мир иной. Сакральный мир называется у японцев «ками«.
Ворота «птичий насест»
Традиционно тории (в переводе с японского это слово означает «птичий насест») представляют собой выкрашенные в красный цвет ворота без створок. Обычно они состоят из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Верхняя перекладина тории носит название «касаги», а нижняя, расположенная сразу под ней, называется «нуки». Касаги так и переводится «верхняя перекладина, балка», а нуки — «балка, поперечная рейка». К сожалению, никакого более поэтического перевода здесь нет… Тории — один из самых узнаваемых знаков Страны восходящего солнца. Ну, а уж встающие прямо из воды тории святилища Ицукусима — самые известные и большие.
Тории — ворота чисто символические
В древние времена их сооружали из дерева (часто драгоценных пород), красили в красный цвет и украшали иероглифами или сдержанным узором. Устанавливают их обыкновенно вблизи синтоистских храмов. Часто у храма есть не одни такие ворота, а несколько. Чем их больше, тем лучше: ворота жертвуют храму в честь каких-либо событий верующие синтоисты. В одном из храмов Киото (храм Фусими Инари) есть целая галерея тории, потому что считается, что человек, добившийся успеха, должен обязательно пожертвовать храму тории. В этой галерее красные ворота установлены почти вплотную другу к другу и образуют длинный проход, устроенный так, чтобы через щели между ними просвечивало солнце.
Ворота на «тот свет» или символы удачи?
Может быть тории чем-то и напоминают наши западные триумфальные арки, но только смысл у них совершенно другой. Ни о каком триумфе они не говорят. Их назначение символизировать границу между миром обыкновенным и сакральным. То есть, пройдя под тории, ты можешь оказаться в мире ками — божественных сущностей, населяющих окружающий человека мир. А можешь и не оказаться, это уж зависит все от тебя! Обозначая вход и выход, тории равны любой трансформации, любому переходу. Поэтому считается, что когда в них входит солнце, то через них уходят души предков. У японцев бытует поверье — птицы садятся на перекладину и, улетая, уносят души умерших людей.
Тории в Японии символизируют удачу, а связано это с легендой об их происхождении. Якобы однажды солнечная богиня Аматерасу скрылась в пещере, и мир накрыла тьма. Чтобы выманить обиженную богиню, люди и построили первые тории — деревянные ворота. На них усадили всех петухов, каких только удалось достать. Аматерасу услышала утреннее пение птиц и выглянула из пещеры. Так на небе опять появилось солнце, а уж обратно в пещеру богиню не пустили. По этой версии тории как раз и изображают насест для петухов, выманивших своим криком богиню Аматерасу. Но есть и другая легенда, согласно которой бог Ямато в знак победы над восточными соседями повесил на ворота своем храме метелку — символ удачи, связанный с культом петуха, и вот с этих-то пор такие ворота и начали строить у храмов.
Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Из описаний в Кодзики Моноготари, первом дошедших до наших дней литературном памятнике Японии, явствует, что да — в самом начале это были всего лишь два столба с верхней поперечиной без крыши. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, и сама конструкция ворот стала усложняться вплоть до появления таких изысканно украшенных образцов, как великолепные покрытые красным лаком тории, стоящие в воде перед храмом Ицукусима на острове Миядзима.
«Плывущие ворота»
Впрочем об этих тории разговор особый, потому что это самые узнаваемые тории в Японии. Их построили в 1875 году из камфорного дерева. Высота ворот — 16 метров и, как и другие, они сложены из двух вертикальных столбов и двух горизонтальных перекладин. Тории с моря открывают вход в большой храмовый комплекс. Они стоят на некотором расстоянии от храма и — на территории залива. И в этом, возможно, и состоит их главное очарование. В вечерние часы можно видеть, как заходящее солнце садится в пологую чашу верхней перекладины тории. Каждый раз во время прилива тории оказываются в воде, и именно такими их обычно и фотографируют. Когда же начинается прилив, то, кажется, что это не воды бегут через ворота, а сами тории плавно скользят по поверхности вод.
Известности этих тории способствует и то, что святилище Ицукусима — не из обычных. Это одна из самых важных святынь в Японии и, прежде всего, потому, что на остров Миядзима, целиком занятый монастырем и храмом, веками не пускали простолюдинов, тогда как сегодня сюда запрещено привозить собак. На священном острове нет захоронений: здесь никогда не рождались и не умирали люди. Кроме деревянных построек, соединенных галереями, остров известен еще пятиярусной пагодой, «Залом тысячи циновок», и домом, построенным в воде на сваях. Но главная достопримечательность святилища Ицукусима, его туристический символ — вот эти самые «плавающие тории», самые большие и знаменитые тории в стране.
Не просто ворота, а символы статуса
Интересно, что даже обыкновенные ворота в Японии всегда служили не только для ограничения входа на территорию, но и указывали на социальное положение семьи, живущей за ними. В древней столице Хэйан, ныне городе Киото, знатные аристократы соревновались в возведении роскошных ворот на улицах города. Ну и, конечно, особой красотой славятся ворота в императорском дворце. Тем не менее, хотя дома с воротами и являлись привилегией только лишь высшей знати, но со временем эта планка все больше снижалась, хотя даже в 17 — 18 веке мелкой буржуазии запрещалось иметь ворота, а простолюдины получили право беспрепятственно сооружать их только с начала 19 века. В наши дни ворота не несут такой яркой социальной значимости, но их вид по-прежнему может многое рассказать об их владельце.
В некоторых храмах набожных прихожан всячески поощряют дарить храму тории, и расценивают это как знак особого внимания, ну, а на дарителя в этом случае, естественно, нисходит благодать. Но места в Японии мало, земля дорогая, поэтому их часто, как в случае с храмом бога риса Инари в Киото, возводят близко друг к другу вдоль подхода к главному или второстепенному святилищу, так что они образуют аркаду. Зато вы вполне можете встретить тории где-нибудь в чаще леса, куда и дороги-то нет, одна только узенькая тропинка. Считается, что если именно с вами такое случилось, то это означает особую милость ками, хотя есть и другая точка зрения, что ками специально привели вас в столь уединенное место к воротам между нашими мирами, чтобы вы в тишине могли поразмыслить о суетности бытия и, возможно, в чем-то исправить свое поведение.
Эмблема навсегда
Раньше тории всегда делались из бревен, но затем дерево заменили камнем и даже металлом, а в последнее время в их конструкции все чаще используют железобетон. Существует более двадцати различных видов тории, различающихся по конструкции. Большинство из них названы в честь тех храмов, рядом с которыми они построены. Например, есть Исэ-тории, Хатиман-тории из храма Ивасимидзу Хатиман, Мива-тории из храма Омива и т. д. Можно добавить, что тории, как символ удачи, часто изображали и на японских фамильных гербах-монах, а также во времена самураев они красовались на их флагах нобори и сасимоно, служивших для опознавания на поле боя. В любом случае тории для японцев это «эмблема навсегда»!
Ворота тории
Япония по праву считается одной из самых мистических и загадочных стран мира. Страна необычных традиций и символов. Священные ворота тории в Японии являются одним из таких символов. Как они выглядят и каково их значение?
Что такое ворота тории
«Птичий насест» — так в переводе будут означать тории. Конструкция ворот незамысловатая, представляющая собой две перекладины, которые соединяют два столба. Створки у конструкции отсутствуют, а верхняя перекладина напоминает храмовые крыши. По началу священные ворота не имели крыши в своей конструкции, такое решение было принято позже и навеяно китайской культурой. На самые первые тории краску не наносили. Уже позже ворота начали окрашивать в красный цвет, но далеко не все. Красные тории стоят перед храмами Уса и Инарии. Остальные же ворота выкрашены в белый цвет либо какой-нибудь нейтральный.
В основном священные тории изготавливали из ценных пород дерева, но вполне можно встретить ворота из бронзы и гранитные сооружения. В наше же время ворота сооружают в основном из железобетона. На них наносили иероглифы и простые узоры. Высота тории может быть как полтора метра, так и возвышаться до нескольких десятков метров.
Изначально тории могли возводить только самые знатные аристократы, простолюдинам было запрещено ставить ворота. Знатные особы соревновались между собой в роскошности возводимых ворот. Со временем планка снизилась и с 19 века тории могли сооружать уже простые люди. В наши же дни социальный статус ворот не имеет такого значения.
Как правило, тории устанавливали вблизи синтоистских храмов. Они могут возвышаться над водой, тропинками и дорогами, иногда создавая целую галерею.
Что символизируют тории
Тории – это ритуальные ворота, кроме того, они символизируют успех и удачу, поэтому в Японии принято, что человеку, которого постигла удача, следовало пожертвовать храму тории.
Священные ворота являются своеобразным переходом в потусторонний мир, в мир божественных сущностей – ками. Проходя тории, человеческое сознание трансформируется. Сможет ли человек оказаться в мире ками или нет, зависит только от него самого. Перед тем как пройти сквозь священные ворота, необходимо поклониться, а проходя под ними нужно приготовиться к встрече с духами умерших. Если человек, прогуливаясь по лесной тропинке, натыкается на ритуальные ворота, значит к ним привели его духи, чтобы он смог переосмыслить свою жизнь и задуматься о своих делах в ней.
Тории излюбленное место для птиц. Они часто любят устраивать на них «посиделки». В Японии верят, что каждый раз, когда птицы взлетают с ворот, они уносят с собой души усопших.
Легенда возникновения ворот тории
О происхождении тории сложилась легенда. Однажды на земле бог бури и ветров Сусаноо рассвирепел, уничтожил рисовые поля своей сестры Аматэрас – богини Солнца. Аматэрас разгневалась на Сусаноо. Большим валуном богиня закрыла вход в свое небесное жилище и отказалась покидать его. Кромешная тьма окутала весь мир. Людям грозила гибель и они всевозможными способами стали пытаться упросить богиню солнца выйти из своего убежища. Они устраивали танцы и преподносили в дар лучшие украшения, но Аматэрас была непоколебима. Тогда люди решили выманить богиню с помощью самых голосистых петухов. Перед входом в жилище богини они построили огромный насест и посадили туда птиц. Напротив насеста поставили огромное зеркало. Петухи настолько громко стали кричать, что Аматэрас не выдержала и вышла к людям, а увидев свое отражение в зеркале богиня озарила весь мир своим светом. Солнце вернулось на землю. С тех времен тории символизируют удачу и благоденствие.
Одними из самых популярных торий, пожалуй, можно назвать следующие:
• Тории храма Фусими в Киото
• Самые большие тории Отэн-мон
Тории Отэн-мон
Тории Отэн-мон или божественные врата являются самыми большими священными воротами. Находятся они в Киото и были построены в 1985 году вместе с храмом Хэйан Дзингу. Они находятся в 1.5 км от самого святилища. Сам храм и священные тории изображают киотский дворец императора. Хэйан Дзингу является синтоистским святилищем в Киото и одним из самых важных храмов.
Тории в Ицукусима
Самым главным священным и особо узнаваемым символом в стране восходящего солнца по праву можно назвать ворота в Ицукусима. Эти огромные тории, выступающие из воды. Их высота достигает порядка 16 метров. Возведены были тории в 1875 году. Священные ворота располагаются в заливе и являются воротами большого храмового комплекса. Когда наступает время прилива, кажется, что ворота словно плывут по волнам. Во время отлива появляется возможность пройти сквозь тории, загадав самое заветное желание. Вечером же можно увидеть завораживающую картину: заходящее солнце величественно и неспеша опускается на крышу тории, как будто укладывается в огромную чашу.
Тории Фусими в Киото
Святилище Фусими, находящееся в Киото, можно назвать еще одним необычным местоположением тории. Здесь построены аж целая тысяча ворот, причем все они были пожертвованы крупными корпорациями или состоятельными людьми, так как постройка тории удовольствие не из дешевых. Ворота поставлены совсем близко друг к другу и образуют коридор в 5 км. Солнечный свет, проникая между балок, создает мистическую загадочную атмосферу. Но особо эффектно это место ночью, когда внутри прохода зажигаются огни. Создается ощущение, что находишься в нереальном мире. Это поистине атмосферно.
Самое интересное, что тории можно увидеть и в России. Для этого нужно просто слетать на Сахалин. В 1922 году здесь был возведен храм Томариору дзиндзя. Тории находятся перед его входом. Они белого цвета и сделаны из мрамора.
Впрочем, при желании любой человек может построить на своем участке тории и вход в священный храм ками будет для него всегда доступен.
ТОРИИ – РИТУАЛЬНЫЕ ВОРОТА В ЯПОНИИ
О японских воротах в давние времена известно немного. Но, из описаний в Кодзики, первом дошедших до наших дней, литературном памятнике, явствует, что это были два столба с верхней поперечиной без крыши. Только под влиянием китайской культуры в Японии появились ворота с крышей.
В столице Хэйан, ныне город Киото, знатные аристократы соревновались в возведении роскошных ворот на улицах города. Особенной красотой славятся ворота в императорском дворце.
Ограничения, по их возведению, соответствующие статусу хозяина дома, рьяно защищались. Даже в 17 – 18 веке мелкой буржуазии запрещалось иметь ворота, а простолюдины смогли беспрепятственно сооружать их только с начала 19 века. В наши дни ворота не несут такой яркой социальной значимости, но их вид расскажет много о владельце.
Это условные ворота, которые построены из дерева, в основном, драгоценных пород, окрашенные в красный цвет и расписанные спокойным узором или иероглифами. Возможно, что они напоминают западные триумфальные арки, только тории еще несут ритуальный смысл. По обыкновению, установлены они поблизости синтоистских храмов и бывает, возле храма находятся не одни тории. Считается, чем больше, тем лучше, ворота дарят храму в честь значительных событий верующие синтоисты.
Такие ворота символизируют границу между миром живых и умерших.
У японцев бытует поверье – птицы садятся на перекладину и, улетая, уносят души умерших людей.
Однажды богиня-солнце Аматэрасу рассердилась на своего брата бога грома Сусаноо за то, что тот по необузданности нрава разорил её рисовые поля, спряталась в пещере и завалила вход в неё огромным валуном. Весь мир тотчас погрузился во тьму. Перепуганные люди не знали что делать, ведь все они были обречены на гибель, если солнце не вернется озарять землю. Тогда по совету одного мудреца они возвели огромный птичий насест, на который посадили всех своих петухов. Когда птицы начали кукарекать, поднялся невообразимый шум. Аматэрасу, заинтригованная шумом снаружи, чуть отодвинула камень у входа в пещеру, чтобы посмотреть, что происходит. Напротив входа поставили зеркало, и когда Аматерасу увидела свое отражение, мир снова озарился светом.
В Японии распространено сооружение тории — ритуальных ворот религии синто. Традиционно это красные врата без створок, из двух столбов с перекладиной.
Тории строят из дерева ценных пород, украшают иероглифами или лаконичными узорами, обычно, устанавливаются вблизи храмов.
Самый главный, узнаваемый, священный символ Страны восходящего солнца, украшающий каждый альбом в Японии, это – тории в Ицукусима – огромные врата, встающие прямо из воды
Возведены они в конце девятнадцатого века из камфорного дерева. Составлены они, как и другие тории, из двух столбов по вертикали и двух перекладин по горизонтали, и высотой 16 метров. Со стороны моря тории открывают проход в огромный храмовый комплекс. В часы вечернего заката можно увидеть заходящее солнце, которое садится в чашу, образованную дугой верхней перекладины. Фотографируют ворота тогда, когда во время прилива они находятся в воде и будто плывут по волнам.
Знаменитости этих тории поспособствовал тот факт, что Ицукусима – не обычное святилище. Это одна из главнейших святынь страны. Остров Миядзима, на котором находятся монастырь и храм, был долгое время закрыт для простых людей. Запрещено приходить на него с собаками. Нет на острове ни одного захоронения – на нем не рождались и не умирали.
Символ Японии — ворота тории
Тории (鳥居, «птичий насест») — ритуальные врата, устанавливаемые перед синтоистскими святилищами. Традиционно они представляют собой выкрашенные в красный цвет ворота из двух столбов, соединённых поверху двумя перекладинами.
Легенда гласит, что однажды богиня-солнце Аматэрасу рассердилась на своего брата бога грома Сусаноо за то, что тот по необузданности нрава разорил её рисовые поля, спряталась в пещере и завалила вход в неё огромным валуном. Весь мир тотчас погрузился во тьму. Перепуганные люди не знали что делать, ведь все они были обречены на гибель, если солнце не вернется озарять землю. Тогда по совету одного мудреца они возвели огромный птичий насест, на который посадили всех своих петухов. Когда птицы начали кукарекать, поднялся невообразимый шум. Аматэрасу, заинтригованная шумом снаружи, чуть отодвинула камень у входа в пещеру, чтобы посмотреть, что происходит. Напротив входа поставили зеркало, и когда Аматэрасу увидела своё отражение, мир снова озарился светом. С тех пор тории стал символом удачи и процветания.
Самые знаменитые тории — ворота в святилище Ицукусима. Нынешняя конструкция врат, высотой 16 метров, была возведена в 1875 году, сделаны они из камфорного дерева. Каждый раз во время прилива тории немного погружаются в воду, а во время отлива можно пройти сквозь них, задав желание.
Многие синтоистские святилища имеют несколько тории, например, святилище Фусими Инари в Киото. Каждый японец может купить маленькие тории и пожертвовать их храму, чтобы боги помогали ему. Большие же тории, через которые можно пройти, обычно жертвуют крупные корпорации или очень богатые люди, поскольку удовольствие это не из дешевых. Вот расценка тории:
5 номер — 106 000 руб, 6 номер — 232 000 руб, 7 номер — 292 000 руб, 8 номер — 430 000 руб, 9 номер — 500 000 руб и самые большие номер 10 — 790 000 руб
Кроме того, в прошлом японцы верили, что души умерших уносят с собой птицы, которые нередко отдыхали на этих сооружениях. Считается, что тории обозначают вход в «другой, потусторонний мир» — владения богов-ками, где каждый пришедший может пообщаться с духами.