Трагический фарс что это

трагифарс

Смотреть что такое «трагифарс» в других словарях:

трагифарс — трагифарс … Орфографический словарь-справочник

трагифарс — трагиф арс, а … Русский орфографический словарь

трагифарс — а; м. 1. Драматическое произведение, в котором сочетаются трагические и комические элементы. Драма решена как т. Сыграть в трагифарсе. 2. Печальное и одновременно забавное событие. Т. бытия. Жизнь обернулась трагифарсом. ◁ Трагифарсовый, ая, ое.… … Энциклопедический словарь

трагифарс — а; м. см. тж. трагифарсовый, трагифарсово 1) Драматическое произведение, в котором сочетаются трагические и комические элементы. Драма решена как трагифа/рс. Сыграть в трагифарсе. 2) Печальное и одновременно забавное событие … Словарь многих выражений

Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина — Координаты: 55°47′49.23″ с. ш. 37°37′05.67″ в. д. / 55.797008° с. ш. 37.618242° в. д … Википедия

Буляков, Флорид Миннулович — Флорид Буляков Флорид Миңнулла улы Бүләков Имя при рождении: Флорид Миннулович (или Минемуллович) Буляков Дата рождения: 23 февраля 1948(1948 02 23) (64 года) Место рождения: Большие Шады … Википедия

Арльт, Роберто — Роберто Арльт Roberto Arlt Имя при рождении: Roberto Godofredo Christophersen Arl … Википедия

Буляков — Буляков, Флорид Миннулович Флорид Буляков Имя при рождении: Флорид Миннулович (или Минемуллович) Буляков Дата рождения: 23 февраля 1948(1948 02 23) (62 года) Место рождения: деревня Большие Шады, Мишкинский район, Башкирская АССР… … Википедия

Ланди, Паоло Эмилио — Паоло Эмилио Ланди Paolo Emilio Landi … Википедия

Источник

трагифарс

Смотреть что такое «трагифарс» в других словарях:

трагифарс — трагифарс … Орфографический словарь-справочник

трагифарс — м. Драматическое произведение, сочетающее в себе элементы трагического и комического; трагикомедия I. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

трагифарс — трагиф арс, а … Русский орфографический словарь

трагифарс — а; м. см. тж. трагифарсовый, трагифарсово 1) Драматическое произведение, в котором сочетаются трагические и комические элементы. Драма решена как трагифа/рс. Сыграть в трагифарсе. 2) Печальное и одновременно забавное событие … Словарь многих выражений

Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина — Координаты: 55°47′49.23″ с. ш. 37°37′05.67″ в. д. / 55.797008° с. ш. 37.618242° в. д … Википедия

Буляков, Флорид Миннулович — Флорид Буляков Флорид Миңнулла улы Бүләков Имя при рождении: Флорид Миннулович (или Минемуллович) Буляков Дата рождения: 23 февраля 1948(1948 02 23) (64 года) Место рождения: Большие Шады … Википедия

Арльт, Роберто — Роберто Арльт Roberto Arlt Имя при рождении: Roberto Godofredo Christophersen Arl … Википедия

Буляков — Буляков, Флорид Миннулович Флорид Буляков Имя при рождении: Флорид Миннулович (или Минемуллович) Буляков Дата рождения: 23 февраля 1948(1948 02 23) (62 года) Место рождения: деревня Большие Шады, Мишкинский район, Башкирская АССР… … Википедия

Ланди, Паоло Эмилио — Паоло Эмилио Ланди Paolo Emilio Landi … Википедия

Источник

Значение слова «фарс»

Трагический фарс что это. Трагический фарс что это фото. картинка Трагический фарс что это. смотреть фото Трагический фарс что это. смотреть картинку Трагический фарс что это.

1. Вид средневекового (14—16 вв.) западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера.

2. В театре 19—20 вв. комедия-водевиль легкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приемами. «Ябеда» ни больше ни меньше как фарс, написанный языком варварским. Белинский, Литературные мечтания. Намечается план легкой комедии, нечто вроде любовного тонкого фарса. Куприн, Интервью. || Манера актерской игры или сценического представление, основанная на грубом шутовстве. Вы никогда не прибегали к фарсу, чтобы вызвать у зрителя пустой и бесплодный смех. А. Островский, Речь на обеде в честь артиста А. Е. Мартынова.

3. Грубая шутка, шутовская выходка. Вы смеетесь, читатели? моя выходка вам кажется фарсом, плоскою шуткою? Белинский, Педант.

4. перен. Нечто лицемерное, циничное и лживое. — Словом, страшная трагедия суда превращена в жалкий фарс, — с горечью промолвил Сергей Владимирович. Степанов, Семья Звонаревых.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространённый в XIV—XVI веках в западноевропейских странах. Созрев внутри мистерии, фарс в XV веке обретает свою независимость, а в следующем столетии становится господствующим жанром в театре и литературе. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.

Основной стихией фарса являлась не сознательная политическая сатира, а непринуждённое и беззаботное изображение городского быта со всеми его скандальными происшествиями, непристойностью, грубостью и весельем. Во французском фарсе часто варьировалась тема скандала между супругами.

В современном русском языке фарсом обычно называют профанацию, имитацию какого-либо процесса, например судебного.

ФАРС, а, м., и (устар.) ФА’РСА, ы, ж. [фр. farce]. 1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса. 2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). В большинстве капиталистических государств т. наз. «свободные» выборы превратились в жалкий фарс. 3. Грубая шутка, шутовская выходка (разг. устар.). Всех рассмешит надутой речью, гримасой, фарсой площадной. Лермонтов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. искусств. вид средневекового западноевропейского народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера

2. искусств. в театре XIX–XX вв. — комедия лёгкого, игривого содержания с чисто внешними комическими приёмами ◆ Я не мог дождаться конца всех фарс, хотя они мне и не наскучили. Во многих узнавал я черты народные, и Гогарт полюбовался сим балетом А. И. Тургенев, «Дневник 1825-26/14», 1825 г. (цитата из Викитеки)

3. перен. грубая шутка, шутовская выходка

1. река в России, левый приток Лаба ◆ Фарс — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.

Делаем Карту слов лучше вместе

Трагический фарс что это. Трагический фарс что это фото. картинка Трагический фарс что это. смотреть фото Трагический фарс что это. смотреть картинку Трагический фарс что это.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: выпад — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Сюжеты фарса : репортаж о докладе Михаила Леонидовича Андреева в «Символическом Средневековье»

Трагический фарс что это. Трагический фарс что это фото. картинка Трагический фарс что это. смотреть фото Трагический фарс что это. смотреть картинку Трагический фарс что это.

Фарс как феномен средневекового театра – это короткая пьеса бытового содержания с преобладанием грубого и физиологически откровенного комизма. Появление фарсов относится к XV – XVI векам – именно в это время во Франции, Германии и Италии создаются тексты, по сюжетам которых ставятся популярные в народе пьесы. С XVII века фарс претерпевает различные видоизменения, связанные, прежде всего, с драматической традицией, и практически теряет связь со средневековым жанром, повторяя лишь его незначительные комические приемы.

Наличие в фарсе сюжета – вовсе не трюизм для драматического произведения Позднего Средневековья, а его главная отличительная черта от других пьес комического характера таких, как moralité и sotie. Сюжетная характеристика фарса, как правило, зависит от объема пьесы и количества в ней героев. Средний объем фарса XV – XVI вв. невелик и составляет всего 378 стихов, из-за чего пьеса иногда производит незаконченное и оборванное впечатление, несмотря на то, что состоит из одной сюжетной линии и обращается к одной проблеме. Компактна пьеса и по количеству действующих лиц (от трех до пяти персонажей), что также влияет на характер ее сюжета и развитие действия на небольшой сцене. По сословному положению героем фарса может быть дворянин, священник или мещанин. По тематическому признаку выделяют фарсы о профессии, социальных отношениях, семейной жизни.

Тема семейной жизни, самый излюбленный сюжет фарса, традиционно делится на сюжет, предполагающий наличие у жены любовника, а также фабулу, кульминацией которой является ссора мужа и жены по поводу давнего конфликта. Метавариантом двух линий, отражающих горизонтальные отношения между супругами, выступает вертикальный сюжет об отношениях родителей и детей, рождающий хрестоматийный для Средневековья сюжет «придурковатого сына». Фарсы, в которых отсутствуют семейные отношения, чаще всего рассказывают о предательстве или обмане.

Источник

Трагический фарс что это

Со времени своего возникновения и до второй половины XV века фарс был площадным, плебейским. И только потом, пройдя долгий, скрытый путь развития, он выделился в самостоятельный жанр.

Название «фарс» происходит от латинского слова farsa, что означает «начинка». Такое название возникло потому, что во время показа мистерий фарсы вставляли в их тексты. По свидетельству театроведов, истоки фарса находятся значительно дальше. Он возник из представлений гистрионов и карнавальных масленичных игр. Гистрионы дали ему направление тематики, а карнавалы – игровую суть и массовость. В мистерии же фарс получил дальнейшее развитие и выделился в отдельный жанр.

С начала своего возникновения фарс имел целью критиковать и высмеивать феодалов, бюргеров и вообще знать. Такая социальная критика сыграла важную роль в рождении фарса как театрального жанра. В особый тип можно выделить фарсовые представления, в которых создавались пародии на церковь и ее догматы.

Масленичные представления и народные игры стали импульсом к возникновению так называемых дурацких корпораций. В их состав входили мелкие судейские чиновники, школяры, семинаристы и пр. В XV веке такие общества распространились по всей Европе. В Париже было 4 крупных «дурацких корпорации», которые регулярно устраивали просмотр фарсовых представлений. В таких просмотрах ставились пьесы, в которых осмеивались выступления епископов, словоблудие судей, парадные, с большой помпой, въезды королей в город.

Светские и церковные власти отреагировали на эти выпады гонениями на участников фарсов: их изгоняли из городов, сажали в тюрьмы и т. д. Кроме пародий, в фарсах разыгрывались сатирические сценки-соти (sotie – «глупость»). В этом жанре были уже не бытовые персонажи, а шуты, дураки (например, тщеславный дурак-солдат, дурак-обманщик, клерк-взяточник). В соти нашел воплощение опыт аллегорий моралите. Наибольшего расцвета жанр соти достиг на рубеже XV—XVI веков. Даже французский король Людовик XII использовал народный театр фарса в борьбе с Папой Юлием II. Сатирические сценки таили в себе опасность не только для церковных, но и для светских властей, потому что в них высмеивались и богатство, и дворянство. Все это дало повод Франциску I запретить представления фарса и соти.

Поскольку представления соти носили условно-маскарадный характер, то в этом жанре не было той полнокровной народности, массовости, вольнодумия и житейски конкретных персонажей. Поэтому в XVI веке более действенный и буффонный фарс стал господствующим жанром. Его реализм проявлялся в том, что в нем присутствовали человеческие характеры, которые, правда, были даны еще несколько схематично.

В основе практически всех фарсовых сюжетов лежат чисто бытовые истории, т. е. фарс всем своим содержанием и художественностью полностью реален. В сценках высмеиваются солдаты-мародеры, монахи, торгующие индульгенциями, заносчивые дворяне и жадные купцы. С виду незамысловатый фарс «О мельнике», имеющий смешное содержание, на самом деле содержит злую народную усмешку. В пьесе рассказывается о недалеком мельнике, которого одурачивают молодая мельничиха и поп. В фарсе точно подмечены черты характеров, показывающие публике сатирический жизненно-правдивый материал.

Трагический фарс что это. Трагический фарс что это фото. картинка Трагический фарс что это. смотреть фото Трагический фарс что это. смотреть картинку Трагический фарс что это.

Рис. 13. Сцена из «Фарса об адвокате Патлене»

Но авторы фарсов высмеивают не только попов, дворян и чиновников. Не остаются в стороне и крестьяне. Настоящим героем фарса становится пройдоха-горожанин, который при помощи ловкости, остроумия и сметки побеждает судей, купцов и всякого рода простаков. О таком герое в середине XV века написан целый ряд фарсов (об адвокате Патлене) (рис. 13).

Пьесы рассказывают о всевозможных приключениях героя и показывают целую череду весьма колоритных персонажей: педанта-судьи, глуповатого купца, корыстного монаха, прижимистого скорняка, недалекого на вид пастуха, который на самом деле обводит вокруг пальца самого Патлена. Фарсы о Патлене красочно рассказывают о быте и нравах средневекового города. Временами они достигают высшей для того времени степени комизма.

Персонаж этой серии фарсов (так же как и десятки других в разных фарсах) был настоящим героем, а все его проделки должны были вызывать сочувствие зрителей. Ведь его плутни ставили в глупое положение сильных мира сего и показывали преимущество ума, энергии и ловкости простого народа. Но прямой задачей фарсового театра было все же не это, а отрицание, сатирическая подоплека многих сторон феодального общества. Положительная сторона фарса была развита примитивно и вырождалась в утверждение узкого, мещанского идеала.

В этом видна незрелость народа, который был подвержен влиянию буржуазной идеологии. Но все же фарс считался народным театром, прогрессивным и демократическим. Главным принципом актерского искусства для фарсеров (актеров фарса) были характерность, порой доведенная до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий жизнерадостность самих исполнителей.

Постановки фарсов осуществлялись силами любительских обществ. Самыми известными комическими ассоциациями во Франции были кружок судейских клерков «Базошь» и общество «Беззаботные ребята», которые переживали свой наивысший расцвет в конце XV – начале XVI века. Эти общества поставляли для театров кадры полупрофессиональных актеров. К нашему большому сожалению, мы не можем назвать ни одного имени, потому что в исторических документах они не сохранились. Хорошо известно одно-единственное имя – первого и самого прославленного актера средневекового театра француза Жана де л’Эспина, прозванного Понтале. Это прозвище он получил по названию парижского моста, у которого он устраивал свои подмостки. Позднее Понтале вступил в корпорацию «Беззаботные ребята» и стал в ней главным организатором, а также лучшим исполнителем фарсов и моралите.

Сохранилось множество свидетельств современников о его находчивости и великолепном импровизационном даре. Приводили такой случай. По роли Понтале был горбуном, и на его спине был горб. Он подошел к горбатому кардиналу, прислонился к его спине и сказал: «А все же гора с горой могут сойтись». Еще рассказывали анекдот о том, как Понтале у себя в балагане бил в барабан и этим мешал священнику соседней церкви служить мессу. Разгневанный священник пришел в балаган и изрезал ножом кожу на барабане. Тогда Понтале надел на голову дырявый барабан и пошел в церковь. Из-за хохота, стоявшего в храме, священник вынужден был прекратить службу.

Большой популярностью пользовались сатирические стихотворения Понтале, в которых явно просматривалась ненависть к дворянам и попам. Огромное негодование слышно в таких строках:

А ныне дворянин-злодей!

Громит и губит он людей

Безжалостней чумы и мора.

Клянусь вам, надобно скорей

О комическом таланте Понтале знало так много народу и слава о нем была так велика, что знаменитый Ф. Рабле, автор «Гаргантюа и Пантагрюэля», считал его самым большим мастером смеха. Личный успех этого актера говорил о том, что приближается новый профессиональный период в развитии театра.

Монархическая власть была все больше недовольна городским вольнодумием. В связи с этим судьба веселых комических любительских корпораций была самой плачевной. В конце XVI – начале XVII века прекратили свое существование крупнейшие корпорации фарсеров.

Фарс хоть и был всегда гонимым, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра Западной Европы. Например, в Италии из фарса развилась комедия дель арте; в Испании – творчество «отца испанского театра» Лопе де Руэда; в Англии по типу фарса писал свои произведения Джон Гейвуд; в Германии – Ганс Сакс; во Франции фарсовые традиции питали творчество гения комедии Мольера. Так что именно фарс стал связующим звеном между старым и новым театром.

Средневековый театр очень старался преодолеть влияние церкви, но это ему не удалось. Это стало одной из причин его заката, моральной смерти, если хотите. Хотя в средневековом театре не было создано значительных произведений искусства, весь ход его развития показал, что сила сопротивления жизненного начала религиозному постоянно возрастала. Средневековый театр подготовил почву для возникновения мощного реалистического театрального искусства эпохи Возрождения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Фарс Со времени своего возникновения и до второй половины XV века фарс был площадным, плебейским. И только потом, пройдя долгий, скрытый путь развития, он выделился в самостоятельный жанр.Название «фарс» происходит от латинского слова farsa, что означает «начинка». Такое

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *