Транспортно экспедиционные услуги что это
Транспортно экспедиционные услуги что это
4.2. Услуги, предоставляемые экспедиторами, в рамках договоров транспортной экспедиции
Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 11.06.2003 N 87-ФЗ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
В перечень экспедиторских услуг входят следующие виды, включая, но не ограничиваясь:
— оформление документов, сдача и получение груза;
— погрузочно-разгрузочные и складские;
— подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава;
— таможенное оформление грузов и транспортных средств;
— прочие экспедиторские услуги.
Экспедиторские услуги предоставляют на основании договора транспортной экспедиции, заключаемого между экспедитором и грузоотправителем или грузополучателем на выполнение всего комплекса услуг по организации доставки груза или отдельных видов услуг и в соответствии с Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554.
Все вышеперечисленные услуги являются самостоятельным видом деятельности и регламентируются главами 39 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и относятся к категории «услуг по организации и сопровождению перевозок и иных подобных работ (услуг)» в понимании статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом Минтранс России выражает готовность предоставить в адрес ФНС России необходимые документы и разъяснения, касающиеся конкретных проблем, возникающих в практике применения налоговыми органами положений Налогового кодекса, относящихся к железнодорожным перевозкам. Мнение Минтранса России в отношении применения отраслевых понятий на иных видах транспорта будет сообщено дополнительно.
Оказание транспортно-экспедиционных услуг: виды, ответственность исполнителя и права потребителя
Сегодня коммерческие грузоперевозки обходится без экспедитора нечасто, что, в принципе, вполне объяснимо.
Доставить груз, даже не выезжая за границу России, и только в прямом автомобильном сообщении — куда сложнее, чем просто довести его из пункта А в пункт Б: это и выбрать наилучший маршрут, и найти отвечающего всем требованиям перевозчика, и оформить перевозочные, и товаросопроводительные документы, и подготовить груз к отправке, и отследить его перемещение…
Всё это требует затрат времени и сил, избавить от которых призван экспедитор: будучи профессиональным участником рынка грузоперевозок, он осведомлен о сложившейся на нем ситуации (тарифы и пр.) и способен предугадать все возможные проблемы, которые могут возникнуть в ходе грузоперевозки.
Что это за сделка?
Т.е. компания оказывает вам услуги, сопутствующие перевозкам, но при этом сама непосредственно ничего не перевозит. В Гражданском кодексе для отношений, возникающих в связи с осуществлением транспортной экспедиции, есть отдельная глава. ГК в ст.801 устанавливает:
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных, договором экспедиции услуг, связанных, с перевозкой грузов.
В результате договора фирма принимает на себя ответственность за:
Соответственно, заказчик освобождается от целого пласта работы. Необходимо отметить, что оказывать экспедиционные услуги могут только юридические лица, в то время как ограничений на их потребление нет.
Экспедитор, в зависимости от желания клиента, может выполнять следующие функции:
Ответственность транспортно-экспедиторской компании
В первую очередь стоит подчеркнуть: закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» (статья 803 ГК РФ) устанавливает презумпцию вины экспедитора. Что это такое? Как презумпция невиновности, только наоборот. Экспедитор всегда и при почти любых обстоятельствах будет виновен в утрате груза. По договору, кроме ответственности за свои действия, он несёт ответственность за действия третьих лиц, поэтому их ошибки также нисколько не освобождают его от ответственности.
Статья 803 ГК РФ. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.
Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
При перевозке груза по территории РФ за утерянный, поврежденный, недостающий и т.д. груз, при доказанной вине фирмы, экспедитор должен выплатить владельцу полную стоимость груза — в размере либо объявленной, либо действительной (документально подтвержденной) стоимости.
Однако если перевозка осуществлялась в международном формате (т.е. выходила за пределы нашей страны), то ответственность экспедитора ограничивается двумя расчетными единицами за килограмм общего веса недостающего груза (по статье 7 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»).
Кроме того, вместе с возмещением реального ущерба экспедитор должен возместить клиенту и упущенную выгоду, вызванную утратой, недостачей или повреждением груза, и если это установлено договором транспортной экспедиции, вернуть ранее уплаченное вознаграждение.
Конечно, есть определенные обстоятельства, по которым экспедитора могут признать невиновным, но их формулировка несколько туманна «те, которые обладают в совокупности признаками чрезвычайности и объективной непредотвратимости». Что это за обстоятельства — до конца не понятно. Даже природные факторы не могут быть однозначным оправданием. Их, благодаря сводкам о местности и прогнозам погоды, в теории, можно было бы предугадать.
Однако, то, что на самом деле снимает с экспедитора ответственность — это упущения клиента: то есть неуказание им в заявке специфики груза, тех особых условий, которых требует его перевозка, предоставление неполных и недостоверных сведений о грузе.
Правда и тут закон успел несколько ужесточить правила игры. «Пакет Яровой» обязал экспедиторов перепроверять предоставленные клиентом данные на наличие всей необходимой информации, её правдивость и действительность всех свойств груза.
Права потребителя при ненадлежащем обслуживании
Права потребителя, при оказании услуги ненадлежащего качества определены ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя:
Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги.
Даже если неприятности произошли по вине участников, вовлеченных в процесс, и качество обслуживания оказалось ниже заявленного, требования заказчика могут быть адресованы исключительно экспедитору по причине, опять же, его ответственности за контракт. (В свою очередь, на основании своих собственных соглашений с участниками процесса, он предъявляет им свои претензии).
Документальное оформление сделки
Существует несколько вариантов соглашений, от типа которых зависит перечень предоставляемых услуг и ответственность сторон.
Экспедиторские договоры
Чаще всего встречаются следующие:
В этом случае спектр предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой грузов, охватывая весь сопутствующий спектр.
При такой схеме экспедитор может сохранить для клиента втайне все расходы, понесенные в процессе взаимодействия с третьими лицами, участвующими в процессе перевозки. Все финансовые расчеты клиента производятся только с помощью экспедитора, указанного в договоре, который уже рассчитывается с третьими лицами. Такая схема подразумевает, что экспедитор сохраняет тайну своего дохода и список партнеров, с которыми организовано взаимодействие.
Остальные документы
О том, как составить документы на перевозку груза, читайте в отдельном материале.
Полезность экспедиторов, оказывающих логистические услуги — нельзя преуменьшать. Они помогают существенно снизить нагрузку на заказчика и решить проблемы, которые возникли бы при самостоятельной организации процесса перевозки.
Транспортно-экспедиционные услуги в некоторых аспектах весьма запутанны, требуют внимательного разбирательства каждой статьи, но мы постарались понятно объяснить наиболее важные вещи в этой теме.
Услуги транспортно-экспедиционного обслуживания
Под экспедиционными организациями понимают компании, выступающими посредниками между отправителем и адресатом. От профессионализма таких фирм зависит то, насколько своевременно и качественно будет выполнена транспортировка.
Особенности экспедиционной организации
Экспедиционные организации должны соблюдать федеральные Законы на экспедиционное обслуживание и пункты, прописанные в заключенном с заказчиками договором.
К компаниям, оказывающим экспедиционные услуги, предъявляется ряд требований. Это касается:
Транспортно-экспедиционное обслуживание грузов разрешено только, если организация располагает действующей лицензией на данный род деятельности.
Что подразумевается под услугами транспортно-экспедиционного обслуживания?
Данные услуги подразумевают:
Список может быть дополнен иными работами.
На всех без исключения этапах экспедиционной организацией должен осуществляться строгий контроль за перемещениями продукции. Более того, фирма по первому запросу обязана предоставлять клиенту сведения о местонахождении (статусе) груза. Если перевозки происходят в международном формате, то на ТЭК возлагаются обязанности таможенного брокера.
Обращаясь к специализированным компаниям, клиенты:
Экспедиционная деятельность в России
Законом РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности», вступившим в законную силу в 2003 г, определяется:
В РФ деятельность ТЭК также регламентирует Гражданский кодекс, Правила на транспортно-экспедиционную деятельность (от 2006 г.), Устав автомобильного, железнодорожного и иного транспорта и т.д.
Как развивается экспедиционный бизнес в настоящие дни?
Развитие экспедиционного бизнеса стремительно, так как на данные услуги наблюдается повышенный спрос со стороны заинтересованных лиц в оперативных и качественных транспортировках компаний.
Рынок с большей конкуренцией побуждает фирмы, занимающиеся экспедиционным обслуживанием, активно бороться за лидерство, повышая качественную и культурную стороны сервиса. Благодаря этому перевозки стремительно поднимаются на новые уровни, а клиенты получают возможность выбирать надежного исполнителя с выгодными по ряду параметров условиями сотрудничества (однократного или длительного).
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон
🌍 Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.
Когда нужен договор транспортной экспедиции
Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.
Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании.
Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов.
Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.
Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает.
Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку.
Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.
Предмет: что экспедитор делает для клиента
Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.
Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.
Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.
Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.
По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.
Поручение экспедитору: что и куда везут
Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора.
Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.
Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.
Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента
Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.
Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится.
Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.
Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.
Изменение экспедиции
Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.
Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Порядок согласования изменений записывают в договор.
Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.
Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.
Срок погрузки и доставки
В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.
Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.
За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.
Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.
Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.
Удержание груза за долг по оплате
Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.
Оплата услуг экспедитора
Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.
Сроки оплаты и суммы записывают в договор.
Ответственность за повреждение и утрату груза
Экспедитор отвечает за груз клиента, если:
— вёз груз на своем транспорте;
— лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;
— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.
Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика.
Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.
Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.
В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.
Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.
С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.
Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.
Ответственность клиента
— компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;
— заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;
— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.
Обмен претензиями и суд
Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.
Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.
К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.
Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.
У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Досрочное расторжение договора
Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.
Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения.
Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.
Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.
Статья актуальна на 19.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Сущность и значение транспортно-экспедиционных услуг
Процесс доставки товаров сопряжен с процессом выполнения (помимо «чистой» перевозки) целого ряда работ, операций и услуг, комплекс которых обеспечит эффективное распределение товаров. Главным условием нормального функционирования торговых предприятий является организация транспортных перевозок, хранения товаров. В условиях рыночной экономики успех во многом зависит от стабильной и эффективной работы транспортной системы. Это прежде всего: 1) ритмичность, регулярность, бесперебойность, надежность и высокая скорость доставки товаров; 2) соблюдение сроков доставки товаров без потерь массы; 3) сохранность качества товара с минимальными затратами на перевозку.
Транспортно-экспедиционные предприятия призваны осуществить задачу такого распределения. Под экспедиционной услугой следует понимать сопутствующие перевозочному процессу операции или работы. Эти операции включают доставку материалов, складирование и хранение, упаковку и агрегирование, а также перевозку любым видом транспорта. Одной из важных функций транспортной службы торговой организации является планирование перевозок.
Факторы влияющие на бесперебойность цепи поставок:
• наличие товара на оптовом складе, его состояние и подготовленность к перевозке;
• состояние (количество) транспортных средств;
• готовность потребителя к приемке товара.
Помимо указанной функции в обязанности транспортной службы входит аналитический учет перевозок, который позволяет оперативно отслеживать изменения ситуации на рынке. Аналитический учет призван изучать и решать такие вопросы, как:
• динамика изменения объема перевозок;
• «сортировка» клиентов на сезонных, постоянных и разных;
• составление схем маршрутов к потребителям;
• выбор транспортных средств для конкретных перевозок;
• группировка потребителей по направлению, дальности и объему перевозок;
Сюда входят также сопряженные операции, такие, как фрахтование судов и расчеты по фрахту, расчетные операции по внешнеторговым контрактам, телексная информация, консультации по расчетным и экспедиторским операциям, таможенное декларирование грузов, выбор маршрута, разработка графика движения и техническое обслуживание транспортных средств, оформление транспортных документов, прием, сдача груза, погрузочно-разгрузочные работы, подъем (спуск) грузов на этажи, информирование заказчика о поступлении в его адрес груза и т.п. Целью этих операций является ликвидация территориального разрыва между производством и потребителем. Они обеспечивают надежную доставку грузов от места производства к местам потребления, перевозку, которая обеспечивает сохранность их потребительских качеств в те места, где они требуются, и тогда, когда они требуются.
Проблема выбора оптимального варианта транспортно-экспедиционных услуг с особой остротой встает на рынке смешанной, междугородной и международной доставки товаров. И прежде всего в тех ситуациях, когда услуги, например, перевозчика или складского терминала хотя и нужны покупателю, но сами по себе в отдельности не представляют ценности для потребителей. И только экспедиторы, объединив эти услуги, выставляют на продажу систему услуг, которая в состоянии удовлетворить реальные потребности покупателя.
К тому же для фирм, нерегулярно занимающихся экспортно-импортными поставками, нецелесообразно создавать собственные службы, которые занимались бы всей транспортной работой:
Вся эта работа требует специальных знаний, большого практического опыта и при большой удаленности от портов и пограничных переходах очень дорогостояща.
Эту работу выгодно поручить специальным транспортно-экспедиторским предприятиям (ТЭП), которые могут предоставить «большой комплекс услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию (ТЭО) грузов.
ТЭП, регулярно представляя большое количество грузов, пользуются скидкой за фрахт судов и других транспортных средств, что уменьшает фрахтовые расходы и затраты клиентов.
Этим компенсируется стоимость услуг ТЭП для экспортеров и импортеров.
Транспортное обслуживание определяется как деятельность транспортно-экспедиционных предприятий, связанная с процессом перемещения грузов в пространстве и во времени с предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных услуг, услуг страхования и услуг хранения.
Экспедиционное обслуживание является составной частью процесса движения товара от производителя к потребителю и включает выполнение дополнительных работ и операций, без которых перевозочный процесс не может быть начат в пункте отправления, продолжен и завершен в пункте назначения. При экспедиционном обслуживании предоставляются экспедиционные, коммерческо-правовые и информационно-консультационные услуги. Экспедиционные услуги призваны обеспечить эффективную связь между всеми элементами сложной современной инфраструктуры рынка. На рис.4 показана инфраструктура рынка в системе доставки грузов.
Транспортно-экспедиционные предприятия могут выступать своего рода посредниками между организациями и предприятиями такого рода, помогая осуществлять многонациональным компаниям или компаниям, оперирующим на нескольких рынках, эффективную доставку и реализацию их продукции.
В процессе осуществления своей производственной деятельности у предприятия может возникнуть потребность в транспортно-экспедиционном обслуживании на следующих этапах организации их деятельности:
Материально-техническое снабжение предусматривает приобретение оборудования, сырья и прочих материалов, необходимых для успешного выполнения всех функций фирмы. Материально-техническое снабжение может осуществляться с внутреннего рынка и с внешнего, в обоих случаях необходимо изучение инфраструктуры внутреннего и внешнего рынков, возможностей транспорта, связи, информации, коммуникаций. Ввиду постоянно меняющейся ситуации политика закупок регулярно должна полностью пересматриваться. Для компаний, функционирующих на каком-либо одном рынке, это не представляется затратным. Для многонациональных компаний, оперирующих сразу на нескольких рынках, комплексные исследования каждого из них и выработка общей концепции снабжения будут стоить огромных затрат, в то время, как экспедиционное предприятие, согласно своему комплексному функционированию, обладает всей необходимой информацией и может предложить наиболее эффективную, отвечающую современным требованиям и дешевую схему закупок.
Предварительная упаковка играет большую роль и сильно упрощает доставку товаров. Их компактность создает основу пакетирования (превращение множества отдельных небольших упаковок в одну большую) и современной механизированной погрузки-выгрузки, а массовая перевозка в контейнерах обеспечивает экономичность перевозок на дальние расстояния.
Складирование неотъемлемо от доставки по многим причинам. Товары часто производят сезонно, а потребляют непрерывно. Хорошим примером является зерно и изготовляемый из него хлеб. Другие товары изготовляют круглый год, а потребляют в отдельные моменты времени. Примером являются елочные украшения и фейерверк. Третьи могут быть изготовлены порциями, потому что потребность на какой-либо период может быть заготовлена за несколько дней. Почти каждый продукт может потребовать хранения в продолжении. некоторого времени по соображениям, не зависящим от самого продукта (забастовки, транспортные неурядицы или незначительное временное снижение спора). Складирование может включать много типов экспертизы, часто определяемой как «искусство” торговли. Каждый товар обладает своими специфическими свойствами, своими естественными недостатками, которые можно изменять соответствующей обработкой.
Склад существует главным образом как хранилище, где в безопасных условиях находятся грузы, не требуемые в данный момент, но которые понадобятся в будущем. Они, таким образом, сглаживают колебания в потребности и наличии грузов. Эти колебания могут быть вызваны естественными причинами, политическими событиями, коммерческой обстановкой и т.п. Назначение складов может быть сформулировано следующим образом:
Склады существуют во многих пунктах на пути потоков распределения грузов. Согласно определению, данному Американской ассоциацией по маркетингу (American Marketing Association), канал распределения представляет собой «структуру, состоящую из организационных единиц внутри компании и не принадлежащих ей агентов, посредством которых товар выводится на рынок”.
Через канал распределения проходит целый ряд потоков. Главные из них:
— поток собственности, относящийся к процессу передачи титула собственности от одного члена канала к другому;
поток «физического распределения”, связанный с физическим перемещением продукции от производителя к потребителю.
Взаимоотношения транспортно-экспедиционных фирм (предприятий) с обслуживаемыми предприятиями оформляются договорами, в которых устанавливаются обязательства сторон, виды, объемы и характер выполняемых транспортно-экспедиционных работ, условия расчетов, а также ответственность за невыполнение договоренных обязательств.
Выгоды, которые могут получить компании, воспользовавшись услугами транспортно-экспедиционных предприятий:
1. Достигается двоякая цель: увеличение объема продаж и обеспечение более высокого уровня обслуживания потребителя (определяемого, главным образом с точки зрения «доступности продукции»).
2. Система транспортно-экспедиционных услуг, обладающая способностью быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, в том числе и на изменение требований потребителей, может обеспечить сокращение «цикла обслуживания потребителя» (времени между подачей заявки и доставкой продукции) и, следовательно, снижение запасов у потребителя. Это дает компании-поставщику серьезное преимущество перед конкурентами в борьбе за долю рынка.
3. Хорошо спроектированная система доставки грузов способствует упрочению и закреплению связей поставщика с потребителями. Это может быть достигнуто путем интеграции средств доставки продукции поставщика со средствами, связанными с ее получением у потребителя.
4. Разработка более эффективных методов «физического распределения» дает существенную экономию издержек. Эту экономию можно распространить и на потребителя в форме
скидок с оплаты за доставку продукции и др.
5. Внедрение эффективной системы доставки грузов дает компании возможность более успешно и прибыльно конкурировать на отдаленных рынках.
6. Разработка и внедрение эффективной системы реализации продукции, для управления которой призывается деятельность транспортно-экспедиционного предприятия, позволяет сотрудникам, занимающимся маркетингом и сбытом продукции, сконцентрироваться на основной для них сфере — формировании и стимулировании спроса, что ведет к более успешному достижению компанией стратегических целей.
страховые компании не соглашаются участвовать в создании фонда для выплаты страховых вознаграждений. Даже если риск относится к категории страхуемого, это не означает полное, необходимое покрытие. Перечень неопределенностей при транспортировке груза приведен в нижеследующей таблице.
Далее. Планы доставки груза должны быть экономически реалистичны, потому что перевозка через географические и временные границы может оказаться бесполезной, если итоговая цена будет не приемлемой для пользователя. Грузы должны поступить к пользователю не только в необходимых объемах, в нужное место и в нужное время, но и за подходящую цену. Поэтому основной задачей доставки грузов является экономичность совершаемых операций. Для транспортно-экспедиционных предприятий, занимающихся доставкой грузов, важно уметь составлять перспективные планы на основе изучения детальных требований (своих и клиентуры).
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЕДИТОРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
Грузоотправители, грузополучатели и транспортные организации выполняют ряд операций, связанных с перевозками:
составление заявок на перевозку груза, приведение его в транспортабельное состояние, маркировку груза, приведение его в транспортабельное состояние, оформление перевозочных документов, погрузку его на подвижной состав, доставку и сопровождение, получение и другие. Эти операции называют транспортно-экспедиционной работой. Для выполнения ее требуются экспедиторы и транспортно-складские рабочие. Иметь каждому учреждению, организации или транспортному предприятию штат этой категории рабочих и служащих невыгодно, так как содержание их дорого обходится. Поэтому целесообразно освободить грузоотправителей, грузополучателей и другие организации от несвойственных им функций или рационально распределить их между транспортными организациями, грузоотправителями и грузополучателями.
Транспортно-экспедиционные операции подразделяют на:
В зависимости от сферы транспортно-экспедиционного обслуживания различают экспедиционные работы комплексные и местные.
Комплексные экспедиционные работы охватывают все виды
транспортно-экспедиционного обслуживания с момента приема груза до сдачи его. К комплексным относятся операции: прием груза к перевозке на складе отправителя, приведение его в транспортабельное состояние, погрузка на транспортные средства, доставка автотранспортом на грузовую станцию железной дороги (порт, пристань), выгрузка с автомобиля и погрузка на другие транспортные средства (вагон, судно), оформление документации, отправка груза, выгрузка в пунктах прибытия груза и доставка груза получателю, сдача груза и оформление необходимой документации, а также производство расчетов за все виды услуг и т.д.
Кроме того, к транспортно-экспедиционным операциям относят информацию грузовладельцев о выборе вида транспорта, кратковременное и длительное складское хранение, производство платежей, оформление товарно-транспортных документов и другие операции по договоренности с фузо владельцем.
Транспортно-экспедиционную работу выполняют специализированные транспортно-экспедиционные предприятия или фирмы.
Взаимоотношения транспортно-экспедиционных фирм (организаций) с обслуживаемыми предприятиями оформляются договорами, в которых устанавливаются обязательства сторон, виды, объемы и характер выполняемых транспортно-экспедиционных работ, условия расчетов, а также ответственность за невыполнение принятых обязательств.
В зависимости от вида перевозок транспортно-экспедиционные предприятия при заключении договора руководствуются Уставом соответствующего вида транспорта.
Как показывают опыт и расчеты, организация транспортно-экспедиционного обслуживания способствует улучшению использования различных видов транспорта во внешнеторговых перевозках, сокращению затрат на 1 тонну перевозимого груза.
Порядок и организация транспортно-экспедиционных операций в зависимости от вида перевозки могут быть разные.
При прямой автомобильной перевозке транспортно- экспедиционное предприятие берет на себя доставку груза в пункт назначения и полную ответственность за сохранность продукции. При этом оно выполняет ряд операций: принимает груз на складе грузоотправителя, доставляет его грузополучателю, выполняет все операции по прибытии и возвращает грузоотправителю товарно-транспортные документы с распиской грузополучателя о приеме груза.
При смешанных автомобильно-железнодорожных перевозках могут быть два варианта:
1) транспортно-экспедиционное предприятие сопровождает груз от склада грузоотправителя до железнодорожной грузовой станции. В этом случае предприятие выполняет операции, связанные с доставкой и сопровождением груза до грузовой станции, отправлением груза в адрес грузополучателя, производством оплаты за перевозку груза по железной дороге. Документом, свидетельствующим о выполнении транспортно-экспедиционных операций, является квитанция железнодорожной накладной.
2) транспортно-экспедиционное предприятие принимает на себя все операции, связанные с доставкой груза со склада грузоотправителя на склад грузополучателя. При этом предприятие отправляет продукцию от своего имени с грузовой железнодорожной станции и посылает документы транспортно-экспедиционному предприятию пункта назначения с поручением получить груз и доставить его грузополучателю.
Плата за экспедиционные операции, выполняемые автотранспортным предприятием, включена в тарифы на перевозку грузов. За экспедирование груза специальными экспедиторами плата взимается в размере 20% основного тарифа.
Погрузочно-разгрузочные работы оплачиваются за тонно-операцию.
В дополнение к расходам на перевозку существуют также расходы на страхование товаров, находящихся в пути. Эти расходы оплачиваются либо грузоотправителем, либо грузополучателем в соответствии с условиями договора.
ФОРМЫ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Когда транспортно-экспедиционные операции выполняют не сами отправители или получатели, а по их поручению специализированная организация, такая организация носит название транспортно-экспедиционной. В перевозочном процессе транспортно-экспедиционные организации выступают в роли посредника между грузовладельцем и перевозчиком.
Транспортно-экспедиционная организация выполняет роль организатора производства всех вспомогательных транспортных операций по единой прогрессивной технологии, о своевременности и качества выполнения вспомогательных операций зависит регулярность работы железнодорожного транспорта в целом. Централизованное выполнение транспортно-экспедиционного обслуживания силами специализированной организации вспомогательных работ значительно снижает стоимость этих операций.
Транспортно-экспедиционное обслуживание является необходимым звеном транспортного конвейера, без нормального функционирования которого нельзя осуществлять перевозочный процесс в оптимальном режиме. Оно обеспечивает ускорение доставки и повышение степени сохранности грузов, способствует организации ритмичности перевозок и регулярности поставок продукции, наиболее интенсивному использованию перевозочных средств, росту производительности труда на вспомогательных транспрртно-экспедиционных операциях на стыковых пунктах и, в конечном счете, значительному сокращению транспортных издержек.
Транспортно-экспедиционное обслуживание может осуществляться как при перевозках грузов внутри страны, так и в международном сообщении.
Транспортно-экспедиционное обслуживание может осуществляться в зависимости от объема и характера операций средствами специализированных и неспециализированных предприятий и организаций. К числу неспециализированных организаций железнодорожного транспорта относятся станции, механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ, расчетные конторы, отделения дорог, узловые расчетные конторы и другие. Эти организации могут взять на себя выполнение всех или части транспортно-экспедиционных операций. Например, станции и механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ выполняют полный комплекс транспортно-экспедиционного обслуживания отправителей и получателей, включая централизованный завоз и вывоз грузов:
При необходимости железные дороги могут создавать в установленном порядке специализированные транспортно-экспедиционные организации и предприятия, городские товарные станции, дистанции контейнерных перевозок и транспортно-экспедиционных операций, транспортно-экспедиционные конторы, агентства и др. К специализированным организациям автомобильного транспорта относятся транспортно-экспедиционные конторы, комбинаты, тресты, агентства, управления и др.
Экономически наиболее целесообразно организовать всю транспортно-экспедиционную работу в системе железнодорожного транспорта, на долю которого приходится 90% перевозок, требующих экспедиционного обслуживания. Для этого дороги располагают складами, погрузочно-разгрузочными машинами, контейнерами, поддонами, служебными помещениями, средствами связи, постоянными рабочими, т.е. всем, что необходимо для транспортно-экспедиционного обслуживания и обеспечивает единую ответственность за весь цикл транспортирования груза с момента приема на складе отправителя до сдачи на складе получателя. Это исключает многократную передачу грузов и документов в процессе перевозки, устраняет дублирование и параллельное выполнение ряда операций, значительно повышает производительность труда и позволяет снизить себестоимость экспедиционных операций. Железные дороги могут осуществлять транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий, организаций, учреждений и граждан. Им предоставлено право содержать транспортно-экспедиционные организации за счет платежей, поступающих за выполняемые операции. Транспортно-экспедиционные организации за счет платежей, поступающих за выполняемые операции. Транспортно-экспедиционные организации, принадлежащие не железнодорожному транспорту, а автомобильным предприятиям, городским администрациям и др., пользуются правами отправителей и получателей грузов и выполняют аналогичные обязанности.
Организационная форма транспортно-экспедиционных предприятий зависит от того, в чьем ведении они находятся и располагают ли собственным автомобильным транспортом.
В сети железных дорог применяются следующие формы организационного осуществления транспортно-экспедиционных операций:
— транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется железнодорожными станциями и автомобильный транспорт для их выполнения принадлежит также железным дорогам;
— транспортно-экспедиционное обслуживание возложено на железнодорожные станции, но автотранспорт находится в ведении автомобильных организаций и доставка грузов происходит на договорных условиях (Свердловск, Пермский, Новосибирский и другие узлы);
специализированная транспортно-экспедиционная организация находится в ведении городской администрации, ей же принадлежат и автомобильные предприятия, осуществляющие завоз и вывоз грузов (Московский узел);
— транспортно-экспедиционная организация принадлежит министерству транспорта, которое прикрепляет к ней специализированные автомобильные хозяйства (Киевский, Рижский, Горьковский, Алматинский и др. узлы);
— транспортно-экспедиционное обслуживание при любых его формах предусматривает обязательный централизованный завоз грузов на станции и вывоз прибывших грузов автомобильным транспортом.
В рыночных условиях наиболее эффективной формой транспортно-экспедиционного обслуживания становятся специализированные фирмы, общества с ограниченной ответственностью типа «Весотра” (совместное германо-российское предприятие), концерн «Союзвнештранс” (Москва), объединение «Совмортранс”, «Мострансэкспедиция”, ЦФТО (Дочернее государственное предприятие «Центр фирменного транспортного обслуживания” РГП «Казахстан тем1р жолы”) и другие.
Применение наиболее совершенной формы организации транспортно-экспедиционной деятельности способствует повышению качества и культуры грузовой и коммерческой работы транспорта, направленной на наиболее полное удовлетворение запросов потребителей в перевозках, страховании грузов, контроле их передвижения, современной погрузке, выгрузке и доставке.