Травить кливер что это
Травить кливер что это
Л. Н. Иванов, И. И. Хомяков, Н. П. Вдовиченко, И. А. Загарин
Шлюпка. Устройство и управление
Главы 7-9 написаны руководителем авторского коллектива капитаном 1 ранга Л. Н. Ивановым, глава 1 – капитаном 1 ранга И. А. Загариным, главы 2-5 – капитаном 1 ранга И. И. Хомяковым, глава 6 – капитаном 1 ранга Н. П. Вдовиченко. Авторы выражают свою признательность А. Н. Сунаеву, Н. Ф. Вечирко и В. А. Кузнецову за критические замечания и пожелания, высказанные в адрес первого издания.
Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок
Шлюпками называются мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения нужд корабля. С их помощью решается широкий круг задач:
– подрыв плавающих мин;
– доставка разведывательных групп;
– оказание помощи терпящим бедствие судам;
– спасение личного состава в случае гибели корабля;
– промерные, водолазные и другие работы на воде;
– завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей;
– сообщение с берегом и другими кораблями;
– транспортировка различных грузов;
– помывка или покраска борта;
– проведение спортивных мероприятий.
Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку.
Шлюпка – лучшее средство начального обучения курсантов управлению маневрами корабля. Поэтому она является необходимой принадлежностью не только кораблей и частей ВМФ, но также морских (мореходных) и военно-морских учебных заведений.
1.2. Типы гребных и гребно-парусных шлюпок
Морские корабельные шлюпки классифицируются:
– по роду движения – на гребные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные;
– по материалу корпуса – на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и композитные (набор и обшивка из разных материалов);
– по кормовому образованию корпуса – на транцевые (с тупой срезанной кормой – транцем) и вельботного типа (с острым образованием кормы)(Транцевые шлюпки часто заливает попутная волна. Вельботы и спасательные шлюпки, имеющие острую корму, этого недостатка не имеют);
– по роду движителя – на весельные, парусные и винтовые.
В Военно-Морском Флоте используется несколько типов гребных и гребно-парусных шлюпок.
Катера десятивесельные предназначены для учебно- спортивных целей. Они имеют деревянный корпус с транцевой кормой и двухмачтовое рейковое парусное вооружение.
Ялы шести-, четырех- и двухвесельные многоцелевого назначения. Имеют деревянный корпус (пластмассовый) с транцевой кормой. Шести- и четырехвесельные ялы имеют одномачтовое рейково-разрезное парусное вооружение и подвесной мотор.
Тузики – самые малые гребные шлюпки с транцевой кормой и парными веслами. Имеются на малых кораблях, используются на закрытых рейдах.
Надувные шлюпки резинотканевые. Используются на подводных лодках и в морской авиации. Снабжаются веслами и иногда парусным вооружением.
Пассажирские и транспортные суда, а также вспомогательные плавучие средства ВМФ снабжаются вельботами и спасательными шлюпками.
Вельботы шестивесельные (разъездные или спасательные) имеют деревянный корпус с острым образованием кормы, распашные весла(В отличие от вальковых распашные весла имеют больший внутренний рычаг, но без валька. Гребец сидит на банке один и гребет с противоположного от своего места борта) и одномачтовое парусное вооружение (гребно-парусные вельботы). Могут быть также и гребно-парусно-моторные вельботы.
Спасательные шлюпки – бестранцевые, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса герметичные воздушные ящики улучшают непотопляемость шлюпки. На скулах корпуса имеются киль-поручни, а по бортам – спасательные леера с поплавками, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовое люгерное. Спасательные шлюпки вместимостью до 60 человек бывают гребными, от 60 до 100 – моторными или оборудованными средствами механического движения (приводными), свыше 100 человек – только моторными.
1.3. Нормы эксплуатации
Одно из главных условий безопасности плавания – соблюдение норм эксплуатации, определенных для каждого типа шлюпок. Знание этих норм для командиров и старшин шлюпок обязательно.
На катерах, идущих на веслах или буксире по закрытым рейдам или гаваням при ветре ‹ 5 баллов, допускается перевозить:
– на барказах – не более 5 человек на одно весло;
– на катерах – не более 5 человек на одну банку.
В число перевозимых людей входят и гребцы шлюпки.
При перевозках людей на катерах при той же обстановке под парусами указанные нормы уменьшаются вдвое. Ялам и вельботам на закрытых рейдах и в гаванях определены следующие нормы:
– шестивесельным ялам при ветре ‹ 5 баллов и движении на веслах – 13 человек, при движении под парусами – 8 человек, при движении под мотором – 7 человек; при ветре ‹ 3 баллов под мотором – не более 13 человек. Эксплуатация яла под мотором при ветре › 5 баллов запрещается;
– четырехвесельным ялам при ветре ‹ 4 баллов и движении на веслах – 9 человек, при движении под парусами- 6 человек; при волнении моря ‹ 2 баллам и движении под мотором – 9 человек. При ветре › 4 баллов эти нормы снижаются сообразно обстановке. Эксплуатация яла под мотором запрещается;
– двухвесельным ялам при ветре ‹ 2 баллов – 3 человека. При волнении моря ›2 баллов эксплуатация яла запрещается;
– вельботам при ветре ‹ 5 баллов и движении на веслах – 13 человек, при движении под парусами – 8 человек.
Спасательным шлюпкам мореходность не ограничена. Предельная нагрузка шлюпок при перевозках компактных и малоемких грузов определяется из расчета 80 кг груза вместо одного человека.
При перевозках жидких и сыпучих грузов в условиях благоприятной погоды приняты следующие нормы:
– на шестивесельных вельботах – 3 т;
– на шестивесельных ялах – 2,5 т.
При ветре › 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах и в море приводимые нормы снижаются сообразно обстановке.
Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из присутствующих на шлюпке офицеров корабельного состава, а при отсутствии офицеров – старшина шлюпки. При отправлении шлюпки с корабля ответственность возлагается на вахтенного офицера.
1.4. Устройство шестивесельного яла
Самым распространенным типом гребно-парусной шлюпки является шестивесельный ял (рис. 1).
Рис. 1. Общий вид шестивесельного яла:
8. Движение прямым курсом и повороты
8. Движение прямым курсом и повороты
Путь шлюпки к пункту назначения зависит от направления ветра, При слабом попутном ветре, особенно по течению, рекомендуется идти полным бакштагом, меняя галсы. Скорость движения шлюпки на курсе фордевинд обычно меньше, чем на курсе бакштаг. На курсе фордевинд очень внимательно надо следить за тем, чтобы фок самопроизвольно не переложило на другой галс, что может повлечь за собой обрыв шкотов, вант, поломку мачты и даже опрокидывание шлюпки.
Чтобы уменьшить рыскливость и несколько увеличить ход на длинных курсах фордевинда, паруса можно располагать «бабочкой». Постановка парусов «бабочкой» выполняется в следующем порядке. К шкотовому углу фока крепят рукоять весла, на котором выносят фок на правый борт под углом 90° к линии ветра. Шкотовый угол кливера закрепляют кливер-шкотами к банке у мачты, отдают кливер-галс, вставляют отпорный крюк в кренгельс галсового угла кливера и выносят его на левый борт. Крюк крепится к банке или ваит-путенсу в горизонтальном положении.
При силе ветра более 4 баллов ставить паруса «бабочкой» не рекомендуется. Чтобы поставить паруса на один галс — сначала убирают крюк, крепят кливер-галс на место и отдают шкоты кливера. Затем убирают весло, поддерживающее фок, и поворачивают шлюпку в нужную сторону, обтягивая кливер и фока-шкоты.
При движении шлюпки под парусами часто возникает необходимость изменить курс. Если шлюпка после этого остается на прежнем галсе, то говорят, что она спустилась или поднялась. Если же шлюпка переменила галс, то говорят, что шлюпка сделала поворот. Существует два вида поворота: поворот оверштаг и поворот через фордевинд.
Поворот оверштаг — это такой поворот, при котором шлюпка, меняя галс, должна пересечь линию ветра носом (рис. 44). Этот поворот безопасен, требует мало времени и места, но при слабом ветре или большом волнении не всегда удается. Перед поворотом оверштаг необходимо дать шлюпке возможно больший ход, для чего немного приспускаются.
Предположим, что шлюпка идет в бейдевинд правого галса (положение I) и намерена сделать поворот оверштаг. По команде «Поворот оверштаг!» экипаж шлюпки усиливает внимание и готовится к повороту.
Рис. 44. Поворот оверштаг
По команде «Фока-шкоты стянуть!» фока-шкот обтягивают. Руль постепенно кладут в сторону поворота — на ветер (положение II).
Команда «Кливер-шкоты раздернуть!» подается, как только нос шлюпки пойдет к линии ветра (положение III). По этой команде кливер-шкот раздергивают и, когда нос шлюпки будет подходить к линии ветра, резко кладут руль в сторону поворота. Когда нос шлюпки будет на линии ветра, подается команда «Кливер на левую!», по которой кливер-шкот выбирают на том борту, на каком он был до начала поворота (положение IV). По докладу сидящего на кливер-шкоте гребца «Кливер забрал» подается команда «Фока-шкот раздернуть!» Фока-шкот раздергивают, руль кладут прямо (положение V). В это время работает один кливер, уваливая нос шлюпки в сторону поворота. Когда шлюпка увалится до полного бейдевинда, подается команда «Кливер и фока-шкоты на правую, шкоты стянуть!» Выполнением этой команды (положение VI) заканчивается маневр поворота оверштаг, шлюпка ложится на новый галс.
Поворот через фордевинд — это такой поворот, когда шлюпка, меняя галс, пересекает линию ветра кормой (рис. 45). Этот поворот требует больше времени и места, но всегда удается. Во время свежего ветра поворот через фордевинд опасен, так как при неумелом управлении шлюпка может опрокинуться.
Рис. 45. Поворот через фордевинд
Предположим, что шлюпка идет в бейдевинд правого галса (положение I) и намерена сделать поворот через фордевинд. Подается команда «Поворот через фордевинд!», по которой команда усиливает внимание и готовится к повороту. Чтобы шлюпка быстрее покатилась под ветер под действием кливера, подается команда «Фока-шкот травить!» Фока-шкот травят и сразу же резко кладут руль под ветер — влево (положение II).
При подходе к галфвинду подается команда «Кливер-шкот травить!» Кливер-шкот травят постепенно, в зависимости от скорости уваливания носа шлюпки в сторону поворота (положение III).
При подходе кормы к линии ветра подается команда «Фокк мачте!» По этой команде фок за нижнюю шка-торину собирают к мачте, уменьшая парусность, чтобы при переходе кормой линии ветра резко не перебросило парус на другой борт. При слабом ветре фок к мачте не берут, а при подходе кормы к линии ветра стягивают фока-шкот с таким расчетом, чтобы в момент перехода линии ветра парус находился в диаметральной плоскости шлюпки (положение IV).
Когда шлюпка пришла на другой галс, подается команда «Кливер и фока-шкоты на правую!» Паруса осторожно переносят на другой галс (положение V).
При противном ветре приходится идти в крутой бейдевинд, периодически меняя галсы. Такое движение шлюпки зигзагом называется лавировкой. При лави-ровке требуется умение правильно располагать галсы, ходить круто к ветру, делая при этом повороты. Искусство лавировки заключается в том, чтобы, продвигаясь против ветра галсами, не отклоняться далеко в сторону от генерального направления, удерживать шлюпку на стрежне попутного течения, не заходить в ветровую тень и т. п. Следуя возможно ближе к линии ветра, не теряя хода, нужно помнить, что при крутом бейдевинде шкоты следует выбирать до такой степени, чтобы чуть начинали заполаскивать передние шкаторины парусов.
При лавировке следует применять повороты овер-штаг, так как при этом выигрывается время и расстояние. Важно уметь определить, выйдет ли шлюпка одним галсом к намеченной точке (предмету) или нет. Это определяется путем состворивания намеченного предмета с каким-нибудь отдаленным предметом. Если шлюпку не сносит с линии створа этих двух предметов, значит, она дойдет этим галсом к намеченному знаку (предмету).
Если при лавировке шлюпка вышла из ветра и потеряла ход, нужно быстро выбрать кливер-шкот с наветренной стороны и потравить фока-шкот. Когда нос шлюпки увалится под ветер, выбирают фока-шкот и, заимев ход, ложатся на нужный курс.
Лечь в дрейф — значит расположить паруса так, чтобы шлюпка не имела поступательного движения. Этот маневр применяется в ожидании другой шлюпки, на старте перед гонками и т. п. и выполняется следующим образом. До отказа выбирают кливер-шкот наветренного борта, а фока-шкот — подветренного борта, затем приводятся рулем, вынимают румпель и оставляют руль в произвольном положении. В таком положении кливер будет стремиться увалить нос, а фок заставит шлюпку приводиться. При снятии с дрейфа вставляется румпель и потравливается фока-шкот. Под действием кливера нос шлюпки начнет уваливаться. Когда шлюпка окажется в положении бейдевинд, кливер переносят на подветренную сторону и стягивают фока-шкот.
Шквалом называется резкое усиление ветра. При приближении шквала следует убрать паруса и рангоут и встретить шквал на веслах, носом к ветру. Если шквал налетел неожиданно, то при курсе бакштаг следует травить шкоты и спускаться, а при курсе бейдевинд — приводиться.
При усилении ветра необходимо уменьшить площадь парусов, т. е. брать рифы. Своевременно взять рифы — это значит проявить морскую грамотность. Если шлюпка начинает сильно крениться и черпать воду бортом, то дальнейшее движение с незарифленными парусами становится опасным. Для взятия рифов шлюпку приводят к ветру и подают команду «На фока-фале, фок долой!» и затем «Два (один) рифа взять!» Гребцы подбирают паруса от нижней шкаторины и прихватывают его риф-штертами, завязывая их рифовым узлом. Галсы и шкоты перекладываются в соответствующие кренгельсы паруса. Затем старшина подает команды «На фале!» и «Паруса поднять!» Нижняя (скатанная) шкато рина паруса должна быть на уровне планширя.
Отдавать рифы можно, не спуская парусов. После отдачи рифов шлюпку приводят к ветру и поднимают паруса до места, переложив галсы и шкоты в свои штатные кренгельсы.
Есть ли что то тупее фраз траксы?
06 Sep 2020 в 20:59
07 Sep 2020 в 00:48 #26
У траксы самый красивый и реально пафосный, супер кайфовый голос на англ клиенте, с русской озвучкой никогда не играл..
07 Sep 2020 в 00:51 #27
07 Sep 2020 в 00:52 #28
щас бы с ру озвучкой играть мда
на англ у неё куча крутых фраз
07 Sep 2020 в 00:53 #29
Рофлю когда играю на котле и он кричит «КУНДАЛИНИ!».
07 Sep 2020 в 00:59 #30
07 Sep 2020 в 01:01 #31
Подкаты Кипера, концентрированный кринж, как по мне.
07 Sep 2020 в 01:02 #32
07 Sep 2020 в 01:07 #33
Не знаю как на русском,но в оригинале у нее топ озвучка,депрессивный голос
07 Sep 2020 в 01:11 #34
а в ориге у неё прям не такие фразы?
Ты просто придираешься
Хуже Tusk нет ничего
да ты че, один из лучших переведенных персонажей
07 Sep 2020 в 01:14 #35
а в ориге у неё прям не такие фразы?
Ты просто придираешься
да ты че, один из лучших переведенных персонажей
Я не слышала ни разу его на русском. Меня раздражает его манера речи, хотя наверное панголин этот ещё больше.
07 Sep 2020 в 01:56 #36
Есть одна суперредкая фраза у Земли:
07 Sep 2020 в 02:05 #37
07 Sep 2020 в 02:11 #38
Есть что то тупее русской озвучки в доте?
07 Sep 2020 в 02:15 #39
Правда это не из доты, а из кампании.
07 Sep 2020 в 02:29 #40
Подкаты Кипера, концентрированный кринж, как по мне.
еще у петуха дичь полная, кстати
07 Sep 2020 в 02:32 #41
Сабж по теме, есть ли что-то ужаснее фраз траксы на ру озвучке. Такие пафосно-тупорылые приторные фразы меня просто колотит.
Моё мастерство глубоко, словно самая тёмная чаща.
Тебя разве не учили не разговаривать с незнакомками?
Меня учили, что о мёртвых либо хорошо, либо ничего. Я промолчу.
Дай соберу свои стрелы, а уже потом отправляйся на тот свет.
Есть, коры на 4-5 к птс
07 Sep 2020 в 02:38 #42
07 Sep 2020 в 03:06 #43
Сабж по теме, есть ли что-то ужаснее фраз траксы на ру озвучке. Такие пафосно-тупорылые приторные фразы меня просто колотит.
Моё мастерство глубоко, словно самая тёмная чаща.
Тебя разве не учили не разговаривать с незнакомками?
Меня учили, что о мёртвых либо хорошо, либо ничего. Я промолчу.
Дай соберу свои стрелы, а уже потом отправляйся на тот свет.
ОООУУУУЕЕЕЕАААА
07 Sep 2020 в 03:19 #44
Выключил фразы героев еще только как Дота появилась.
Кому вообще нужна озвучка? Она же тупо отвлекает.
07 Sep 2020 в 05:36 #45
Моё мастерство глубоко, словно самая тёмная чаща.
У меня встал. Представил какой у нее там бурьян
07 Sep 2020 в 05:42 #46
Ой лол. Ну а как же дк, который при убийстве крипов довольно говорит: «золото для моей кучи»?) И кунка со своим бессмертным «травим кливер»)
А ещё кристалка рекомендует в следующий раз думать, с кем играть в морозные салочки, вот это прям реально непонятная дичь.
07 Sep 2020 в 06:14 #47
Ой лол. Ну а как же дк, который при убийстве крипов довольно говорит: «золото для моей кучи»?) И кунка со своим бессмертным «травим кливер»)
А ещё кристалка рекомендует в следующий раз думать, с кем играть в морозные салочки, вот это прям реально непонятная дичь.
07 Sep 2020 в 06:19 #48
ну я как то абузил компед и там хост не мог поставить правильный регион, потому что сказали запад европа, а чел играет на англ клиенте но не знает как там по амереканский запад а как восток.
Так можно поставить английскую озвучку на всё, а буковки русские.
07 Sep 2020 в 06:39 #49
Сабж по теме, есть ли что-то ужаснее фраз траксы на ру озвучке. Такие пафосно-тупорылые приторные фразы меня просто колотит.
Моё мастерство глубоко, словно самая тёмная чаща.
Тебя разве не учили не разговаривать с незнакомками?
Меня учили, что о мёртвых либо хорошо, либо ничего. Я промолчу.
Дай соберу свои стрелы, а уже потом отправляйся на тот свет.
Всегда забавно смотреть, как дурачки хейтят русскую озвучку.
Учебник по шлюпкам
Постановка шлюпки в дрейф
Лечь в дрейф — значит расположить паруса таким образом, чтобы шлюпка самопроизвольно уваливалась и приводилась, не имея при этом хода вперед (или имея самый минимальный ход). Необходимость в таком положении возникает при ожидании старта на шлюпочных соревнованиях, при предоставлении дороги кораблям и судам и т. д.
Для постановки в дрейф шлюпку приводят в крутой бейдевинд и выбирают до отказа наветренный кливер-шкот (по командам «Кливер на левую (правую)», «Кливер стянуть»), а фока-шкот стягивают на подветренном борту (по команде «Фок стянуть»), после чего вынимают румпель и оставляют руль в произвольном положении. Теперь кливер и фок будут работать поочередно. Шлюпка, то уваливаясь, то приводясь, будет дрейфовать, имея минимальный ход вперед.
На двухмачтовой шлюпке вместо фока стягивают гика-шкот, а фок берут к мачте.
Для снятия с дрейфа вставляют румпель, травят сколько необходимо фока-шкот и переносят кливер на подветренный борт.
Лавировка шлюпки
Лавировка — движение на ветер переменными галсами (зигзагом). Применяется в случаях, когда ветер дует прямо или под некоторым углом от пункта, к которому идет шлюпка. Галсы, на которых шлюпка приближается к пункту назначения (АБ,ВГ), считаются выгодными. Галс остается выгодным до момента, когда пункт назначения окажется на траверзе шлюпки; после прохождения траверза галс теряет свою выгодность. Галсы, на которых шлюпка, выбираясь на ветер (БВ, ГЕ), удаляется от пункта назначения, считаются невыгодными.
Искусство лавировки заключается в умении ходить круто к ветру, правильно располагать галсы, своевременно и быстро делать повороты. На каждом галсе нужно внимательно следить за правильностью курса шлюпки относительно ветра. Курс шлюпки считается правильным, если передняя шкаторина кливера слегка заполаскивает.
Нельзя допускать сильного полоскания парусов. При слишком крутом бейдевинде они обезветриваются и шлюпка теряет ход. Но нельзя и слишком уваливаться, так как это ведет к проигрышу в пути.
При лавировке применяется поворот оверштаг, так как он способствует выходу шлюпки на ветер и требует меньше времени. При устойчивом ветре лавировку рекомендуется выполнять на длинных галсах, так как повороты отнимают много времени и делать их часто не рекомендуется. При неустойчивом ветре лучше идти короткими галсами, используя порывы ветра.
Для лавировки нужно по возможности выбирать район с устойчивым ветром и слабым волнением. Крутой берег, корабли и другие объекты, расположенные в направлении движения шлюпки, ослабляют ветер; подходить к ним близко не рекомендуется. При лавировке на волне следует держать шлюпку в полный бейдевинд, при крутом бейдевинде она будет иметь малый ход и значительный дрейф.
Очень важно правильно определить место поворота для выхода на последний галс. Сделав поворот преждевременно (Д), шлюпка вынуждена лишний раз сменить галс. Запоздалый поворот приводит к удлинению пути (Ж). Первая ошибка хуже второй, так как на поворот уходит много времени. Поэтому лучше начать поворот с небольшим опозданием, чем преждевременно.
Место поворота определяется по курсовому углу пункта назначения КУн, который должен быть равен двум курсовым углам истинного ветра КУВи плюс угол дрейфа α. Направление истинного ветра определяется по ряби на воде, по флагам и дыму на берегу или кораблях, стоящих на якоре. Угол дрейфа определяется по кильватерной струе шлюпки. Величина КУн зависит от типа шлюпки, состояния моря и силы ветра. При ровном ветре и небольшой волне для ялов и катеров КУн имеет величину 100—110 градусов. При короткой и резкой волне он становится больше.
Полуповороты шлюпки
Бывают случаи (например, при гонках), когда для выхода шлюпки на ветер выгодно применить полуповорот.
Рассмотрим один из них: шлюпка, идущая в крутой бейдевинд, должна обойти предмет (корабль, буй и т. д.) с наветренной стороны (рисунок). Чтобы определить, сможет ли шлюпка выполнить это, не меняя курса, нужно состворить наветренную кромку предмета с каким-либо неподвижным предметом на берегу или на воде. Если береговая черта будет «выходить» из-за предмета, шлюпка может продолжать движение прежним курсом. Если береговая черта будет «уходить» за предмет, обход без изменения курса невозможен. Если же берег остается «неподвижным», возможность обхода предмета с наветренной стороны сомнительна. В этом случае рекомендуется вывести шлюпку на ветер, выполнив полуповорот. Полуповорот выполняется очень просто: руль медленно, чтобы не затормозить ход шлюпки, кладется на ветер и, как только кливер заполощет, отводится обратно; шлюпка плавно возвращается на прежний курс.
Для выполнения маневра требуемся хорошая скорость. Очень важно во время полуповорота не потерять ход, иначе шлюпка начнет дрейфовать и пользы от маневра не будет. Если ветер шквалистый, то для полуповорота надо использовать порывы ветра. На длинном галсе при сильном ветре можно сделать несколько полуповоротов.
Маневрирование шлюпки вокруг корабля
Одно из лучших упражнений при обучении управлению шлюпкой под парусами — маневрирование вокруг корабля, стоящего на якоре. При этом отрабатываются навыки в лавировке, поворотах и обходе препятствий.
Разрешается обход корабля в двух направлениях: по часовой стрелке и против. В направлении по часовой стрелке шлюпка движется вблизи корабля, по кратчайшему пути. В направлении против часовой стрелки шлюпка движется на расстоянии от корабля, чтобы не мешать встречному движению.
Круговой обход корабля по часовой стрелке выполняется следующим образом. Пройдя вплотную к носу (обрезав нос), нужно спуститься и на траверзе правого трапа сделать поворот через фордевинд. На траверзе правого среза кормы следует начать приводиться с расчетом обрезать корму корабля и выйти на его левый борт в бейдевинд. Проходя за кормой безветренную полосу (корабль отнимает ветер), надо потравить кливер-шкоты, иначе кливер, наполняясь ветром раньше фока, увалит шлюпку под ветер. Пройдя траверз фок-мачты корабля, нужно сделать поворот оверштаг с расчетом обрезать нос корабля одним галсом.
При отсутствии корабля круговое маневрирование можно производить относительно бочек, буев, вех и др.
Управление шлюпкой при шквалах
Приближение шквала можно определить по следующим признакам :
— значительное скопление темных и быстро несущихся облаков в нижних слоях атмосферы;
— появление на водной поверхности темной полосы, отличающейся от окружающей поверхности;
— появление гребней волн со стороны приближающегося шквала;
— быстрое закрытие дождевой полосой видимых на горизонте предметов;
— многократное изменение направления (кручение) ветра с неожиданными резкими изменениями его силы;
— беспокойное поведение чаек, сопровождаемое резкими выкриками.
( Более подробно читайте в разделе «Гидрометеорология» этого сайта ).
Учитывая, что силу ожидаемого шквала угадать невозможно, лучше всего при появлении его признаков спустить паруса и встретить шквал на веслах.
Если же по каким-либо причинам шквал настиг шлюпку под парусами, надо действовать следующим образом.
При шквале, налетевшем с бейдевинда и галфвинда, подать команду «Шкоты раздернуть» и шлюпку резко приводить против ветра.
При шквале, налетевшем с бакштага, подать команду «Шкоты травить» и спускаться до полного бакштага. При шквале от бакштага нельзя приводиться, так как при переходе линии галфвинда паруса будут перпендикулярны линии ветра и шлюпку может опрокинуть.
При шквале, налетевшем с подветренной стороны, подать команду «Шкоты раздернуть».
На двухмачтовых шлюпках при шквале с бакштага необходимо спустить грот и подать команду «Все в корму». Шкоты фока и кливера надлежит травить. Старшина рулем приводит шлюпку в полный бакштаг. Грот спускается и при шквале с фордевинда.
В дальнейшем нужно действовать, сообразуясь с обстановкой: или убрать паруса и перейти на весла, или взять рифы, или, если шквал не сильный, следовать к кораблю (пирсу). При этом надо следить за тем, чтобы шлюпка произвольно не меняла галсы и не теряла ход. При самопроизвольной смене галса шлюпка может перевернуться, а при потере хода она становится неуправляемой.
При шквалистом и свежем ветре следует избегать движения в галфвинд. Лучше идти переменными курсами в полный бейдевинд и бакштаг.
Взятие рифов на шлюпке
При усилении ветра до 3 баллов и выше старшина подает команду «Надеть спасательные жилеты». Гребцы по очереди — сначала свободные, а после подмены сидящие на шкотах — надевают спасательные жилеты.
При усилении ветра до 4 баллов и выше необходимо уменьшить площадь парусов, для чего берут рифы. Если этого не сделать, шлюпку будет сильно кренить; она будет черпать воду бортом и может опрокинуться. Обычно при ветре 4 балла берут один риф, при ветре 5 баллов—два рифа. При ветре 6 баллов и более хождение под парусами на шлюпках запрещается, шлюпки обязаны спустить паруса.
На одномачтовой шлюпке
Для взятия рифов шлюпка приводится носом к ветру. Затем последовательно подаются команды «На фале», «Паруса долой» и «Два (один) рифа взять». Выполняя последнюю команду, гребцы № 1, 2, 3 и 4 берут рифы на фоке, гребцы № 5 и 6 — на кливере. В соответствующие кренгельсы переносят: гребец № 1 — фока-шкоты, гребец № 3 — фока-галс, гребец № 5 — кливер-галс и гребец № 6 — кливер-шкоты.
По команде «Один риф взять» рифы у кливера не берутся.
При взятии рифов паруса не закатываются, а гофрируются и прихватываются риф-штертами рифовым узлом. Шкоты и галсы крепятся шкотовым или брам-шкотовым узлом. При взятии двух рифов сначала берут один риф (нижний), а потом (вокруг него) второй. Это позволяет при ослаблении ветра отдавать рифы без спуска парусов в обратной последовательности.
После взятия рифов гребец № 5 докладывает «На кливере риф взят», а гребец № 1 — «На фоке два (один) рифа взяты». После доклада гребцов старшина командует «На фале» и «Паруса поднять». Гребцы № 6 и 4 поднимают паруса так, чтобы галсовый угол фока был на уровне планширя. Поднимать паруса до места запрещается, так как в этом случае повысится центр парусности и уменьшится остойчивость шлюпки.
Отдавать рифы можно на ходу шлюпки, не спуская парусов. Отдача производится по команде «Отдать рифы» или «Отдать один риф». Перед отдачей рифов шлюпка приводится против ветра. После отдачи рифов и переноса галсов и шкотов паруса поднимаются до места.
На двухмачтовой шлюпке
Сначала берут рифы на фоке, потом на гроте (или наоборот). В первом случае шлюпка под действием грота будет стоять против ветра, имея минимальный дрейф. Во втором случае шлюпка под действием фока и кливера может идти вперед даже в бейдевинд. Очередность взятия рифов определяет старшина шлюпки исходя из обстановки.
Перед взятием рифов старшина приводит шлюпку против ветра и подает следующие команды.
«На фока-фале» — гребцы готовят фал. «Фок долой» — гребцы спускают фок и кливер.
«Один (два) риф взять» — гребцы берут указанное число рифов, и шкотовые докладывают о готовности.
«На фока-фале», «Фок поднять» — гребцы поднимают паруса.
«На грота-фале», «Грот долой» — гребцы спускают грот.
«Один (два) риф взять»—гребцы берут указанное число рифов.
«На грота-фале», «Грот поднять» — гребцы поднимают грот.
Штормовое вооружение ставят на больших шлюпках в случаях, когда сила ветра настолько велика, что даже с двумя рифами ходить рискованно, а обстановка заставляет идти под парусами. Для этого спускают грот, рубят грот-мачту, кладут ее на банки и прихватывают концами к банкам, чтобы она не перемещалась при крене. Затем спускают фок и кливер, переставляют фок-мачту на середину шлюпки в специально установленный для этого степс и крепят мачту. После этого поднимают фок и кливер. Кливер-галс крепится за носовой подъемный рым, фока-шкоты разносятся по бортам в корме или вместо фока-шкотов закладывается гика-шкот за шкотовый угол фока. В этом случае при уборке грота погон не убирается.
Возможность взятия рифов при штормовом вооружении не исключается.
Подход шлюпки к трапу корабля
На одномачтовой шлюпке подход к трапу корабля можно выполнять со спуском и без спуска парусов.
В обоих случаях старшина ведет шлюпку в полный бейдевинд, правя на нижнюю площадку трапа, а затем по мере приближения к трапу приводит шлюпку в крутой бейдевинд и направляет форштевень несколько выше трапа. На подходе к трапу по команде «Крюк» впередсмотрящий готовит длинный отпорный крюк.
Если выполняется подход со спуском парусов, старшина, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует «На фале» и «Паруса долой». За тем, подведя рулем шлюпку к трапу, командует «Задержаться». Впередсмотрящий задерживает шлюпку отпорным крюком.
Если выполняется подход без спуска парусов, старшина, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует «Кливер раздернуть» и «Фок стянуть». Затем, подведя рулем шлюпку к трапу, он командует «Задержаться. Фок к мачте». Впередсмотрящий задерживает шлюпку, а гребец № 6 берет фок к мачте.
Фок берут к мачте, чтобы он не бился о трап и для удобства выхода из шлюпки пассажиров.
Выполняя подход к трапу в свежую погоду, правят немного выше трапа. В нескольких метрах от трапа и несколько выше его траверза приводят шлюпку против ветра. В этот момент с корабля должен быть подан конец, который крепят шлюпочным узлом за мачтовую банку, после чего убирают паруса и подводят шлюпку на конце к трапу.
При большой волне рекомендуется подходить к подветренному трапу, когда корабль придет на якорной цепи в крайнее наветренное положение, или подходить на бакштов.
На двухмачтовой шлюпке подход к трапу можно выполнять со спуском всех парусов, спуском передних парусов и без спуска парусов. Подход со спуском всех парусов выполняется так же, как и на шестивесельном яле.
Если выполняется подход со спуском передних парусов, старшина, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует «На фока-фале», «Фок долой» и «Гика-шкот стянуть», затем с помощью руля и грота подводит корму шлюпки к трапу.
Выполняя подход без спуска парусов, раздергивают кливер и фок и стягивают гика-шкот. Для удобства выхода людей из шлюпки рекомендуется после подхода к трапу взять грот на гитовы.
Отход шлюпки от трапа корабля
При отходе от шлюпку подается внутреннего борта трапа под парусами с корабля на конец, который проводится вдоль шлюпки (снаружи вант) и крепится за загребную банку шлюпочным узлом. В носовой части шлюпки за конец серьгой заводится носовой фалинь (смотрите рисунок, где показан отход от трапа под парусами).
На шлюпке ставят рангоут и паруса, шкоты при этом раздернуты.
После подъема парусов старшина командует «Отваливай». Гребцы внутреннего борта, держась за конец, протягивают шлюпку вперед настолько, чтобы корма шлюпки оказалась выше трапа, после чего впередсмотрящий отдает серьгу и отталкивает нос отпорным крюком. Затем по команде «Кливер на левую (правую)» кливер выбирается в сторону корабля.
Когда кливер заберет и увалит шлюпку, по команде «Шкоты на правую (левую)» шкоты выбирают на подветренную сторону. Гребцы отпускают конец и по команде «Отдать конец» загребные быстро отдают его.
На двухмачтовых шлюпках при сильном ветре и волнении рекомендуется отходить от трапа только под кливером и фоком, а грот поднимать после отхода от трапа.
Подход шлюпки к выстрелу и на бакштов
Шлюпке под парусами разрешается подходить к выстрелу при ветре не более 3 баллов и только в тех случаях, когда вынуждает, обстановка. Старшина ведет шлюпку в бейдевинд, правя на 10—15 м ниже нока выстрела. Приблизившись на указанное расстояние, приводит шлюпку против ветра, дает команду спустить паруса и за счет инерции подводит шлюпку к шкентелю выстрела, соблюдая осторожность, чтобы не сломать мачту о бурундук или выстрел.
Подход на бакштов старшина выполняет также курсом бейдевинд, правя на правый (левый) срез кормы корабля; при подходе к корме корабля, учитывая инерцию и расстояние, дает команду спустить паруса и за счет инерции подводит шлюпку к кормовому срезу. С корабля на шлюпку подается конец.
Подход шлюпки к пирсу и отход от него
Подходить к пирсу следует с подветренной стороны, приготовив крюки и фалини для задержки и швартовки шлюпки. Старшина приводит шлюпку в бейдевинд и правит на пирс. На подходе к пирсу, учитывая расстояние и инерцию, командует «Кливер раздернуть», «фок стянуть» и рулем подводит шлюпку к пирсу (следующий рисунок).
Если ветер дует вдоль пирса, шлюпка приводится в галфвинд или бейдевинд и подводится к пирсу форштевнем против ветра. Можно подходить и с попутным ветром, но в этом случае необходимо взять фок к мачте (а на двухмачтовых шлюпках, кроме того. спустить грот) и подходить под одним кливером.
При подходе с наветренной стороны нужно учитывать дрейф и вести шлюпку таким образом, чтобы между ней и пирсом оставалось свободное пространство. В этом случае при подходе к пирсу все паруса спускаются.
В свежую погоду подходить с наветренной стороны не рекомендуется, но если обстановка вынуждает к этому, то следует подходить с отдачей якоря, развернув шлюпку предварительно против ветра.
На рисунке – подход к пирсу под парусами :
а – с подветренной стороны; б – с наветренной стороны в свежую погоду.
Для отхода шлюпки от пирса при отжимном ветре заводят носовой фалинь за кнехт серьгой и отдают кормовой фалинь. Когда шлюпка станет носом против ветра, ставят рангоут и паруса. После постановки парусов отдают носовой фалинь и отходят от пирса.
Если ветер дует вдоль пирса, шлюпку ставят носом против ветра, крепят фалини серьгой за кнехты и ставят паруса. После постановки парусов отдают носовой фалинь, отталкивают нос, выносят кливер на ветер и, когда шлюпка увалится, отдают кормовой фалинь.
Если ветер прижимной, то отходят от пирса на веслах. Отойдя на достаточное расстояние, шабашат и ставят паруса.
Постановка парусов бабочкой
При движении шлюпки курсом фордевинд кливер закрывается фоком и работает не в полную силу. Вследствие этого шлюпка рыскает и теряет скорость.
Для уменьшения рыскливости и увеличения скорости шлюпки при движении по ветру (не более 4 баллов) рекомендуется на длинных галсах паруса ставить бабочкой, т. е. так, чтобы фок и кливер были расположены на разных бортах.
На одномачтовой шлюпке гребцы наветренного борта (№ 1 и 3 или № 2 и 4) по команде «Приготовиться ставить паруса бабочкой» передают шкоты гребцам подветренного борта, готовят весло, ввязывают в шкотовый угол фока короткую стропку из штерта и вставляют рукоять весла в стропку (можно вместо стропки прихватить рукоять весла выбленочным узлом из фока-шкота).
Гребец № 1 докладывает «Фок готов к постановке бабочкой».
Гребец № 6 берет кливер-шкоты, обтягивает и крепит их у мачты за мачтовую банку.
Впередсмотрящий ввязывает короткую стропку в галсовый угол кливера, готовит длинный отпорный крюк и докладывает «Кливер готов к постановке бабочкой».
По команде «Поставить бабочку» впередсмотрящий отдает кливер-галс, вставляет в стропку отпорный крюк, вместе с гребцом № 6 выносит кливер с помощью крюка на противоположный фоку борт и штертом прихватывает отпорный крюк к банке или вант-путенсу.
Гребцы № 1 и 3 (или № 2 и 4) с помощью весла выносят фок на траверз того борта, на котором он был, и упирают лопасть весла в гак бугеля на мачте; фока-шкот травится.
Чтобы задний нок-бензельный угол фока не опустился под тяжестью паруса, крюк прихватывается штертом. Для этой цели можно использовать также нештатную оттяжку, заранее прикрепляемую к переднему ноку рейка. Вместо весла можно использовать нештатный гик.
При движении шлюпки курсом фордевинд надо внимательно следить за тем, чтобы фок ветром не перебросило на противоположный борт, иначе шлюпка может черпнуть бортом воду и перевернуться.
По команде «Убрать бабочку» гребцы № 5 и 6 убирают крюк. гребец № 5 крепит кливер-галс за носовой гак, гребец № 6 отдает кливер-шкоты и передает их гребцам № 3 и 4. После этого приводят шлюпку в полный бакштаг и убирают весло.
На коротких галсах или при ветре более 4 баллов (когда паруса бабочкой не ставятся) рекомендуется вместо фордевинда идти в полный бакштаг, скорость шлюпки в этом случае будет больше.
На двухмачтовой шлюпке при постановке парусов бабочкой грот выносится на наветренный борт, а фок—на подветренный. Кливер выносят на тот же борт, что и грот.
По команде «Приготовиться ставить паруса бабочкой» гребцы, расписанные на фоке и кливере, готовят их к постановке. По команде «Поставить бабочку» те же гребцы ставят фок и кливер бабочкой (как указано выше), а гребцы, расписанные на гроте, берут грот на гитовы, переносят и садят (опускают) его на наветренном борту.
По команде «Убрать бабочку» переносят грот с кливером или фок (в зависимости от обстановки). При переносе грот берут на гитовы, а фок—к мачте (см. 4.9).
Управление шлюпкой под парусами без руля
Управление шлюпкой под парусами без руля применяется на шлюпочных соревнованиях. Оно требует умелого использования парусов, дифферента и крена шлюпки и свидетельствует о хорошей морской подготовке команды.
Перед тем как перейти на управление шлюпкой без руля, ее надо удифферентовать. Гребцам необходимо точно запомнить свои места, чтобы по команде «По местам» каждый мог быстро вернуться на свое место. После удифферентовки шлюпки руль снимается и кладется на кормовой решетчатый люк.
При использовании крена нужно помнить, что шлюпка на переднем ходу всегда стремится идти носом в сторону повышенного борта.
На одномачтовой шлюпке
При выполнении маневра «привестись» подаются команды «Кливер травить», «Фок стянуть» и «Два гребца в нос». Свободные от шкотов гребцы (№ 1 и 3 или № 2 и 4) перебегают в нос.
При выполнении маневра «увалиться» подаются команды «Кливер стянуть», «Фок травить» и «Два гребца в корму». Гребцы № 5 и 3 (или № 4) перебегают в корму. Если шлюпка уваливается медленно, то по команде «Кливер на левую (правую)» кливер выбирают на наветренный борт, по команде «Все в корму» увеличивают дифферент на корму и по команде «Крен на левую (правую)» создают крен на наветренный борт.
Когда шлюпка приведется или увалится на заданный курс, подается команда «По местам» и шкотам дают нужное натяжение.
Следует помнить, что шлюпка без руля приводится быстрее. чем уваливается, и учитывать это при поворотах.
При выполнении поворота оверштаг без руля шлюпка должна набрать хороший ход. После этого подаются команды «К повороту», «Поворот оверштаг», «Фок стянуть», «Два гребца в нос», а когда шлюпка пойдет на ветер, «Кливер раздернуть» и «Все в нос». Исполняя последнюю команду, все гребцы, в том числе и загребной, перебегают в нос. Фока-шкот передается старшине шлюпки, кливер-шкот остается у гребца № 3 или 4.
Когда шлюпка придет на линию ветра, по команде «Кливер на правую (левую)» кливер-шкот выбирают. На том борту, где он был до поворота. После доклада впередсмотрящего «Кливер забрал» подаются команды «Все в корму» и «Фок раздернуть». Гребцы, кроме сидящего на кливер-шкоте, перебегают в корму. Фока-шкот раздергивается. Под действием кливера облегченный нос начинает уваливаться под ветер. Когда нос увалится достаточно, следует команда «По местам», затем «Шкоты на левую (правую)», и поворот считается законченным.
При выполнении поворота через фордевинд подаются команды «К повороту», «Поворот через фордевинд», «Фок травить», «Все в корму», «Кливер на правую (левую)». Кливер-шкот выбирается на ветер. По команде «Крен на правую (левую)» создается крен на наветренный борт. Затем следует команда «Фок к мачте», а когда шлюпка увалится до бакштага — «Кливер на левую (правую)». Кливер переносят на подветренный борт и ждут, когда шлюпка увалится до фордевинда. Период уваливания от бакштага до фордвинда самый продолжительный (здесь положительную роль играет крен). Чтобы ускорить переход кормы через линию ветра, гребец № 6 по команде «Перекинуть фок» перебрасывает фок на противоположный борт, удерживая нижнюю сгофрированную шкаторину у мачты.
Для переброски фока рекомендуется использовать нештатный конец, заранее прикрепленный к переднему или заднему ноку рейка.
После этого по команде «Шкоты на правую (левую)» фок постепенно травится, а фока- и кливер-шкоты выбираются в указанную сторону.
Когда фок наполнится ветром на новом галсе и шлюпка приблизится к заданному курсу, подается команда «По местам» и поворот считается оконченным.
На двухмачтовой шлюпке
При выполнении маневра «привестись» травят или раздергивают кливер и фок, стягивают гика-шкот и пересаживают гребцов в нос.
При выполнении маневра «увалиться» выбирают на наветренный борт кливер-шкот, травят гика-шкот, пересаживают 4—5 гребцов в корму и создают крен на наветренный борт.
При выполнении поворота оверштаг подаются команды «К повороту», «Поворот оверштаг», «Гика-шкот стянуть», «Три (четыре) гребца в нос». Когда нос шлюпки покатится к ветру — «Кливер раздернуть», «Все в нос». Все гребцы, кроме сидящего на фока-шкоте, перебегают в нос. Когда нос шлюпки будет против ветра, командуют «Кливер на левую (правую) », а когда кливер заберет — «Все в корму», «Гика-шкот раздернуть», «Фок на правую (левую)».
Когда шлюпка ляжет на новый галс и необходимо остановить ее дальнейшее уваливание, командуют «Кливер на правую (левую)», «Гика-шкот стянуть». «По местам».
При выполнении поворота через фордевинд подаются команды «К повороту», «Поворот через фордевинд», «Все в корму», «Грот на гитовы», «Фок к мачте», «Кливер на середину», «Крен на правую (ле-вую)».
Когда корма шлюпки дойдет до фордевинда, взятый на гитовы грот руками выносят на противоположный борт. Старшина командует «Грот садить»; когда грот заберет на новом галсе — «Все в нос», «Кливер и фок на правую (левую)», а когда шлюпка придет на курс — «По местам».
Подход к опрокинувшейся шлюпке и оказание помощи ее команде
Обнаружив шлюпку, терпящую бедствие, старшина исходя из обстановки решает — следовать к ней под парусами или на веслах. Необходимо как можно быстрее подойти к шлюпке и оказать помощь людям.
При противном ветре следует срубить рангоут и идти на веслах, при попутном и бортовом — идти под парусами.
Подходить следует с наветренной стороны к носу или корме опрокинувшейся шлюпки. При этом нужно соблюдать осторожность, чтобы не ударить форштевнем людей, находящихся в воде. При подходе на веслах подается команда «Шабаш». При подходе под парусами паруса спускаются, и шлюпка по инерции подводится к штевню. Не убирая рангоута, приступают к спасению людей.
В условиях небольшой глубины и прибоя нужно выйти на ветер, отдать якорь и спуститься к опрокинувшейся шлюпке на якорном канате. Если подойти к шлюпке вплотную невозможно, спасаемым подают на конце спасательный пояс или анкерок. Поднимать людей на шлюпку следует с кормы (через транцевую доску) или носа. При этом нужно следить за тем, чтобы спасаемые не оказались зажатыми между шлюпками.
Если обстановка не позволяет принять на борт всех пострадавших, старшина принимает в первую очередь обессилевших и наиболее слабых, приказывает остальным держаться за шлюпку до подхода других плавсредств и использует для помощи находящимся в воде свои спасательные средства. При необходимости вызова других плавсредств старшина подает сигналы бедствия.
Если поблизости нет других плавсредств, рекомендуется буксировать людей, находящихся в воде, на кормовом фалине (на пострадавших должны быть надеты индивидуальные спасательные жилеты или пояса).
После приемки людей на борт рангоут убирается и шлюпка на веслах следует к берегу или ближайшему кораблю.
Техническую помощь аварийной шлюпке оказывают другие плавсредства, не занятые спасением людей.
Действия старшины и гребцов в случае опрокидывания шлюпки
Оказавшись в воде после опрокидывания шлюпки, старшина и все гребцы должны прежде всего осмотреться — не нужна ли кому помощь, а затем ухватиться за борт шлюпки, плавающие весла или анкерки, с тем чтобы до прибытия помощи продержаться на поверхности. В первую очередь помощь понадобится тому, кто запутался в снастях или оказался накрытым парусом. От паруса можно освободиться, погрузившись в воду, а затем вынырнув на чистой воде.
В случае отсутствия кого-либо из команды старшина должен немедленно организовать его поиск.
До подхода спасающих плавсредств команда должна находиться у шлюпки с подветренного борта. Самовольно оставлять опрокинутую шлюпку и плыть к подходящим плавсредствам, кораблям или берегу запрещается.
Если позволяет обстановка, следует плавающие предметы шлюпочного снабжения с помощью штертов прикрепить к корпусу или рангоуту шлюпки.
При подходе плавсредств нужно быть внимательным, чтобы не попасть под форштевень или винты. Опасно находиться между бортами двух шлюпок. Подплывать к плавсредствам надо с подветренной стороны, иначе подхваченный волной человек может удариться о борт и получить серьезную травму.
Когда помощь не ожидается, старшина действует по обстановке. Если берег недалеко, команда организованно добирается до него вплавь. При этом обувь и лишняя одежда снимаются. Используются любые спасательные средства. Всеми возможными мерами оказывается помощь нуждающимся.
Вдали от берега снимают со шлюпки рангоут и паруса, а затем принимают меры, чтобы ее выровнять. С уменьшением ветра и волны отливают воду и приводят шлюпку в состояние, пригодное для движения на веслах или под парусами.
Особенно опасно опрокидывание шлюпки в темное время суток и в холодную погоду. В темное время шлюпка может остаться незамеченной и, следовательно, без своевременной помощи. В холодную погоду личный состав скорее теряет силы и способность бороться за жизнь. По этим причинам хождение на шлюпках под парусами в ночное время запрещается, а при плавании под парусами в холодную погоду рекомендуется соблюдать особую осторожность.
Исправление повреждений шлюпки на ходу
На ходу шлюпки могут произойти повреждения рангоута, такелажа, парусов и руля.