Травить паруса что значит

Управление парусами

Управление парусами заключается в правильной установке их относительно ветра для обеспечения наибольшей скорости движения. Управляют парусами при помощи шкотов. По команде «выбрать гика-шкот (стаксель-шкот)» осуществляют выбирание шкотов и подтягивают соответствующий парус по направлению диаметральной плоскости судна. По команде «травить гика-шкот (стаксель-шкот)» соответствующий шкот отпускают, и парус под давлением ветра отходит от диаметральной плоскости судна.

Нахождение оптимального положения парусов относительно ветра достигается практикой.

Начинающим туристам можно рекомендовать следующие правила.

При встречном или боковом ветре (курс бейдевинд или галфвинд) паруса ставят на грани их заполаскивания. Для этого следует выбрать шкот соответствующего паруса настолько, чтобы парус наполнился ветром. Как только лодка ляжет на нужный курс, шкот потравливают до тех пор, когда передняя шкаторина паруса начнет, как говорят, слегка «дышать», но не полоскаться. Для данных курсов парус будет установлен правильно. Наиболее часто допускаемая ошибка на этих курсах — слишком сильно выбранные шкоты, что приводит к излишнему крену судна и снижению его хода.

При попутных ветрах (курсы бакштаг или фордевинд) паруса нужно травить настолько, чтобы они стало перпендикулярно направлению ветра. Если при движении стремятся потерять ход, то травят шкоты до заполаскивания парусов, «выпуская» из них ветер (на полных курсах при этом приводятся к ветру). Чтобы снова набрать ход, шкоты нужно выбрать, как указано выше. В этот момент в лодке следует всегда сидеть с наветренной стороны, откренивая ее. На ходу рулевой одной рукой держит румпель, а другой — гика-шкот. При движении все время происходит изменение направления ветра. Для сохранения нужного курса следует постоянно управлять парусами и рулем.

Чтобы избежать попадания воды через швертовый колодец при движении лодки на волне, его щель надо заткнуть после опускания шверта тряпкой или куском поролона.

Источник

Морские термины первой необходимости

Понять и запомнить.

Первый круиз как первый день на новой работе: кругом масса незнакомых вещей, люди изъясняются странными словами, волнение зашкаливает, и ужасно не хочется ударить в грязь лицом. Чтобы не прослыть «неучем», придется много запоминать, причем не только где что находится, но и как эти самые «где» и «что» называются. Мы попытались облегчить вам задачу и доступно описать самые востребованные морские термины, которые вы обязательно будете сначала слышать, а затем и использовать на протяжении всего круиза.

Нос – передняя часть судна. Здесь все просто: если вы читали художественную приключенческую литературу или хотя бы раз в своей жизни плыли на лодке, некоторые названия на яхте будут вам хотя бы отдаленно знакомы.

Корма – задняя часть судна. Проведите воображаемую линию через центр корпуса яхты, все что будет спереди от нее – нос, все что сзади – корма.

Правый борт, левый борт – если стоять лицом к носу лодки, справа будет правый борт, слева, соответственно, левый. К счастью, на русском все действительно просто. Сравните с английскими версиями starboard и portside.

Кокпит – площадка в кормовой части яхты, предназначенная для нахождения в ней рулевого и пассажиров. Основное место сбора всей команды на борту.

Травить паруса что значит. Травить паруса что значит фото. картинка Травить паруса что значит. смотреть фото Травить паруса что значит. смотреть картинку Травить паруса что значит.

Крен – наклон. Вы наклоняетесь, а яхта кренится.

Наветренная сторона – сторона, в которую дует ветер. Здесь тоже несложно: чувствуете, что ветер дует вам в правый бок, значит там и наветренная сторона. Противоположная сторона будет подветренной.

Травить паруса что значит. Травить паруса что значит фото. картинка Травить паруса что значит. смотреть фото Травить паруса что значит. смотреть картинку Травить паруса что значит.

Грот – главный парус на судне. Название этого паруса пришло в русский язык из Голландии. Как правило, гротом на одномачтовых яхтах называют задний парус. Он является одной из самых важных частей яхты.

Гик – от нидерл. giek букв. – палка. Если сложно: устройство, служащее для растягивания нижней части (шкаторина) косых парусов на яхте. Представлено оно в виде горизонтального рангоутного дерева и может быть закреплено по отношению к мачте, как подвижным так и неподвижным образом. Если проще: горизонтальная «палка», одним концом соединенная с нижней частью мачты. По ней растягивает нижняя сторона паруса.

Ванты – это специальные снасти (как правило, оцинкованные или стальные тросы) стоячего такелажа яхты, с помощью, которых укрепляется мачта. Число вант напрямую зависит от толщины самой мачты и площади парусов.

Штаг – это жесткий стальной трос стоячего такелажа судна, удерживающий от падения мачту назад.

Стаксель – парус треугольной формы, который ставится на штаг для поддержания мачты спереди.

Спинакер – еще один парус (вы же не подумали, что мы ограничимся всего двумя?). Большой легкий передний парус, используемый при попутном ветре. На яхте используется как дополнительный, в большинстве случаев при поднятом спинакере убирают стаксель. Изготовляется из легкой ткани, имеет выпуклую форму и по принципу действия сходен с парашютом.

Травить паруса что значит. Травить паруса что значит фото. картинка Травить паруса что значит. смотреть фото Травить паруса что значит. смотреть картинку Травить паруса что значит.

Генакер – парус меньшего размера, чем спинакер, обычно гоночный, но может использоваться и в круизных плаваниях с небольшим экипажем на борту.

Травить – постепенно ослаблять натяжение троса или якорного каната, а совсем не то, что вы привыкли понимать под этим словом.

Шкот – это веревка, которой натягивают и привязывают края парусов.

Лебедка – приспособление для быстрого управления яхтой, установки парусов и изменения их положения. Для работы с лебедкой обычно используют рукоятку, которую вставляют в центральное гнездо. Обычно один человек обводит шкот или фал вокруг лебедки и тянет за свободный конец, в то время как другой крутит лебедку при помощи ручки. Современные лебедки имеют стопор для удержания свободного конца и на них может работать один человек.

Кранцы – это особые приспособления, которые вывешиваются по бортам судна перед его швартовкой. Они предназначены для смягчения возможного удара о причал или другое судно.

Источник

Словарь яхтсмена – состоит из наиболее употребляемых терминов в морской практике.

Травить паруса что значит. Травить паруса что значит фото. картинка Травить паруса что значит. смотреть фото Травить паруса что значит. смотреть картинку Травить паруса что значит.

Ахтерштаг – штаг, идущий от топа мачты к корме судна.

Бакен – плавучий знак на якоре для обозначения навигационных опасностей, ограждения фарватера реки (судового хода), указания точек поворота.

Бакштаг – курс судна относительно ветра, между галфвиндом и фордевиндом.

Бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков мачту.

Бегучий такелаж – подвижный: шкоты и фалы, контро­лирующие натяжение, поднятие и спуск парусов.

Береговой – 1) находящийся рядом с берегом; 2) направленный в сторону берега.

Буек – поплавок, установленный на якоре. Обозначает границу какой-либо акватории, положение затопленного предмета, знак гоночной дистанции и т. п. Может иметь различные форму и окраску, но не должен напоминать бочку или буй.

Буй – плавучий навигационный знак для обозначения фарватеров, опасных для судоходства участков, мест затонувших судов и др. Представляет собой большой поплавок конической или шаровидной формы, окрашенный в яркие цвета и устанавливаемый на якоре. Может иметь световые, звуковые и радиосигнальные устройства.

Бушприт – рангоутное дерево, укрепленное на носу судка в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг мачты, а также такелаж косых парусов – кливеров.

Ванты – тросы, поддерживающие мачту.

Ватерлиния – линия, образованная пересечением плоскости водной поверхности и корпуса судна. Конструктивная ватерлиния – линия, образованная пересечением корпуса судна и плоскостью, которая перпендикулярна ДП и плоскости миделя. Конструктивная ватерлиния соответствует ватерлинии при полной загрузке судна и обычно обозначается на корпусе границей двух цветов.

Вести прокладку – отмечать местоположение лодки на карте.

Взять рифы – уменьшить площадь паруса, свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть у косых и шлюпочных парусов или подбирая парус кверху к лееру на рее у прямых парусив.

Водоизмещение – вес или объем воды, вытесняемой плывущим судном.

Вперед – в сторону носа судна.

Выбирать слабину троса – подтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.

Галс – расположение судна относительно ветра.

Галсовый угол (паруса) – нижний передний угол паруса.

Галфвинд – курс судна относительно ветра, при кото­ром угол между курсом судна и направлением ветра составляет 90°.

Генуэзский парус – большой передний парус, простира­ющийся далеко за грот-мачту.

Гик – элемент рангоута. К нему обычно крепится ниж­няя шкаторина. Гика-шкот — трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.

Гика-шкот – трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.

Грот – главный парус на судне, при продольной оснас­тке лодки всегда направлен в сторону кормы от грот-мачты.

Диаметральная плоскость – воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна.

Дифферент – разница осадок судна носом и кормой. Угол дифферента — угол отклонения плоскости мидель-шпангоута от вертикали.

Дрейф корабля в подветренную сторону – происходящий под действием ветра.

Задняя шкаторина – задняя кромка косого паруса.

Истинный ветер – скорость и направление ветра, опре­деляемые без учета движения судна.

Кокпит – площадка в кормовой части яхты, на которой рулевой управляет румпелем, а команда работает с парусами.

Колдунчики – индикаторы ветра, используются для точной настройки парусов. Тонкие нити (легкие ленточки) длиной 10-25 сантиметров, прикрепляются к парусу там, где необходимо видеть как ведет себя поток воздуха.

Корма – задняя часть судна.

Кормовой релинг – перила в кормовой части лодки.

Корпус – основная часть лодки, то есть днище и борта.

Кранец – предмет, смягчающий удары корпуса судна о причал или другое судно, расположен на внешней поверхности борта.

Краспица – парная распорка по обе стороны мачты, служит для увеличения угла между мачтой и вантой и, таким образом, улучшения крепления мачты.

Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.

Крен – наклон на бок. Крениться – наклоняться (о судне).

Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.

Крутой бейдевинд – курс судна относительно ветра, когда оно движется так круто к ветру, как только возможно.

Курс – направление по компасу, которое указывает нос лодки.

Курс яхты относительно ветра – термин (например, лавировка, движение галсами, движение при попут­ном ветре), означающий угол между направлением движения лодки и ветром.

Лавировка – движение под парусом против ветра, выполняется неоднократной сменой галса.

Лаг – прибор для измерения скорости лодки и прой­денного расстояния.

Лебедка – приспособление для выбирания шкотов или якорных тросов.

Левентик – зона, в которой лодка останавливается или движется назад, так как она направлена прямо против ветра.

Левый борт – левая часть судна, если стоять лицом к носу.

Левый галс – яхта идет левым галсом, когда ветер дует в левый борт.

Леер – натянутый трос, используемый в качестве поручня.

Леерная стойка – опора для лееров и страховочного троса.

Лечь в дрейф – фактически остановить судно, обычно закрепляя передний парус с наветренной стороны.

Лоция – пособие по навигации.

Мачта – вертикальный элемент рангоута для установ­ки парусов.

Меридиан – воображаемая окружность, проходящая через Северный и Южный полюса. Меридианами называются все линии долготы.

Местоположение – местонахождение судна, опреде­ленное с помощью точных пеленгов по компасу, секстанту или другим приборам.

Мидель – максимальная ширина судна.

Монотип – лодка, построенная с соблюдением строгих правил для получения целого флота судов, имеющих одинаковую скорость.

Мористее – дальше от берега. Выражение, указывающее, что судно или плавающий предмет находится дальше от берега чем кто-либо другой. Фраза «пойдем мористее» означает «пойдем дальше от берега».

Морская миля – единица измерения длины, равная 1852 м (607 футов).

Муринг – так называют “мертвый якорь”.

Наблюдаемое местоположение – координаты, получен­ные непосредственно по объектам на карте или по секстанту при наблюдении небесных тел.

Наветренная сторона – сторона, в которую дует ветер.

Нижняя шкаторина – нижняя кромка паруса.

Нирал – трос, оттягивающий парус вниз.

Нос – передняя часть судна.

Носовой релинг – перила в носовой части лодки.

Нуль глубин (на карте) – уровень воды при самом низ­ком отливе, относительно которого измерены все глубины, указанные на карте.

Оверштаг – поворот лодки, выполняемый так, чтобы при смене галса она пересекла линию направления ветра носом.

Оснастка – мачта, рангоут и паруса.

Осадка – расстояние от поверхности воды до самой нижней точки корпуса судна.

Отливное течение – поток воды, понижающий ее уровень.

Относительный (вымпельный) ветер – направление ветра над палубой; рассчитывается как сумма направления и скорости истинного ветра и направ­ления и скорости судна.

Оттяжка – трос для контроля над рангоутом или гафелем; оттяжка спинакер-гика часто служит для контроля над спинакер-гиком.

Оттяжка гика – препятствует задиранию нока гика вверх при вытравливании гика-шкота или при попутном ветре.

Пеленг – местоположение объекта, выраженное в градусах; определяется по компасу. Различают истинный и магнитный пеленг.

Передний парус – треугольный парус, установленный впереди мачты.

Передняя шкаторина – основная (ведущая) кромка косого паруса.

Погон – направляющее устройство, позволяющее регулировать шкотовый угол.

Подветренная сторона – защищенный участок судна (в стороне, противоположной направлению, из которого дует ветер).

Правый борт – правая часть судна, если стоять лицом к носу.

Правый галс – лодка идет правым галсом, когда ветер дует в правый борт.

Прибрежный – находящийся на небольшом расстоя­нии от берега.

Приводить к ветру – идти курсом, близким к направ­лению ветра.

Приливное течение – поток воды, поднимающий ее уровень от низкого до высокого.

Против ветра – нос судна направлен прямо навстречу ветру.

Рангоут – общее название мачт, гиков, реев и т. п.

Рифить – уменьшать размер (площадь) паруса.

Румпель – рычаг у руля для управления им.

Руль – подвижное подводное крыло, используемое для управления судном.

Рундук – ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.

Рыскать – сворачивать в сторону от курса (под воз­действием внешних сил). Лодка резко поворачива­ет, может накрениться под опасным углом.

Свертывать – свернуть грот и закрепить его завязками на гике, или свернуть передний парус с помощью закрутки.

Сделать галс – повернуть парусную лодку так, чтобы она носом пересекла линию направления ветра, то есть сменить левый галс на правый или наоборот.

Спинакер – большой легкий передний парус, использу­ется при попутном ветре.

Стаксель – треугольный парус, крепится к форштагу.

Стояние (уровня) прилива – короткий период во время прилива и отлива, когда приливного течения нет.

Стоячий такелаж – неподвижный: ванты и штаги, под­держивающие мачту.

Страховочный трос – трос, закрепленный вокруг палубы, носовой или кормовой части, для обеспечения безо­пасного движения по палубе.

Сходный трап – главный вход во внутренние помеще­ния, обычно через люк, ведущий к лестнице.

Счисление пути – ведение записей о взятом курсе, вет­ровом дрейфе, скорости и т. д. во время движения. Записи делаются, начиная с известного местополо­жения.

Травить – постепенно ослаблять натяжение троса или якорного каната.

Такелаж – все снасти на корабле, служащие для крепления рангоута и для управления им и парусами: разделяется на стоячий и бегучий. Первый служит для поддержки и укрепления рангоута, второй – для уборки и постановки парусов, подъема и спуска частей рангоута.

Toп – верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Траверз – направление на какой-либо предмет, перпендикулярное курсу судна (диаметральной плоскости). В зависимости от расположения предмета от судна (с правого или с левого борта) различают правый и левый траверз. Расстояние от судна до предмета на траверзном расстоянии называется траверзным расстоянием.

Уваливать под ветер – изменять курс в сторону от ветра.

Узел – единица измерения скорости: один узел равен одной морской миле в час.

Утка – специальная двурогая отливка или поковка, закрепленная на фальшборте или в другом месте судна и служащая для крепления на ней тросов.

Фал – трос для поднятия парусов.

Фальшборт – легкий пояс бортовой обшивки, возвышающийся над верхней палубой. Служит для ограждения палубы и зашиты ее от заливания.

Фордевинд – 1) курс яхты, совпадающий с направлением ветра; 2) поворот судна, при котором корма пересе­кает линию направления ветра; продольный парус переместится с левой стороны лодки на правую или наоборот.

Швартов – трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).

Шверт – доска, расположенная в щели, проходя­щей через середину плоскодонки; используется для уменьшения бокового дрейфа при движении против ветра.

Шкаторина – кромка паруса, обшитая ликтросом.

Шкот – трос, прикрепленный к шкотовому углу паруса или гику, через таль.

Шкотовый угол (паруса) – нижний задний угол косо­го паруса, где встречаются нижняя и боковая (или задняя) шкаторины.

Шлаг – один оборот троса вокруг чего-либо.

Шпринг – швартовы, идущие от носа к корме или от кормы к носу для предотвращения перемещений в направлении вперед-назад во время стоянки.

Штаги – тросы, прикрепленные к мачте для ее под­держки.

Якорная цепь – цепь для крепления якоря.

Якорный трос – используется для швартовки или креп­ления судна.

Источник

Техника хождения под парусом.
Поворот фордевинд. Плавание по кругу

Поворот фордевинд

Это означает изменение галса с прохождением кормы через линию направления ветра при повороте. При сильном ветре этот маневр может быть опасным, его следует выполнять осторожно, в противном случае можно повредить яхту и может пострадать команда. Опасность заключается в том, что грот и гик перелетают с одной стороны на другую без контроля. В идеале гик следует придерживать при перемещении через палубу, подтягивая его, а затем медленно отпускать с другой стороны, чтобы уменьшить толчок.

На маленьких швертботах случайное или неудачное перекидывание паруса почти наверняка приведет к переворачиванию.

Травить паруса что значит. Травить паруса что значит фото. картинка Травить паруса что значит. смотреть фото Травить паруса что значит. смотреть картинку Травить паруса что значит.
При подготовке к повороту фордевинд потяните румпель к себе, управляя гротом с помощью гика-шкота, когда парус пересекает лодку.
Травить паруса что значит. Травить паруса что значит фото. картинка Травить паруса что значит. смотреть фото Травить паруса что значит. смотреть картинку Травить паруса что значит.
Переместитесь на другой борт, убедитесь, что на новом галсе гика-шкот выбран не слишком туго.
Травить паруса что значит. Травить паруса что значит фото. картинка Травить паруса что значит. смотреть фото Травить паруса что значит. смотреть картинку Травить паруса что значит.
Измените положение румпеля и гика-шкота, установите парус для нового курса.

Последовательность действий при выполнении поворота фордевинд:

1. «Отдать шкоты!» Отдавая эту команду, шкипер поворачивает лодку в сторону от ветра, почти кормой к ветру, паруса не работают. Стаксель может сложиться за гротом.

2. «Приготовиться к повороту фордевинд!» Это предупреждение всем на борту о предстоящем выполнении поворота фордевинд. Тем, кто находится в кокпите, нужно пригнуться! Шкотовый матрос выполняет те же действия, что при смене галса, но не выбирает стаксель, когда он меняет борт, так как лодка после поворота будет все еще двигаться свободно. Оттяжка гика натягивается туго и закрепляется, чтобы гик не поднялся и не произошло случайное перекидывание паруса.

3. На этом этапе управляет шкотовый матрос. Он должен следить за перемещением гика с одного борта на другой, избегать резких бросков и сильных толчков, которые могут возникнуть, когда ветер наполнит парус с другой стороны, — они могут причинить вред команде и яхте. Когда все готово, рулевой поворачивает яхту в сторону от ветра, при этом лодка пересекает линию направления ветра кормой. Шкотовый матрос выбирает гика-шкот как можно быстрее.

4. «Поворот фордевинд!» Когда ветер оказывается с другого борта и гик перемещается через яхту, матрос быстро отпускает гика-шкот, чтобы погасить толчок.

5. Когда поворот фордевинд выполнен, румпель устанавливается в среднем положении, и паруса регулируются заново для измененного курса.

На швертботах не выбирают гика-шкот и не отпускают его, гик свободно перелетает с одного борта на другой, так как его механизм гораздо легче и вряд ли может принести вред. Если гик не отпустить достаточно быстро, в плохую погоду толчок от перекидывания паруса может перевернуть лодку.

Плавание по кругу

Когда лодка идет по прямому курсу, паруса устанавливаются именно для этого положения (насколько возможно долго без заполаскивания шкаторины), их положение меняют только при изменении направления ветра.

Поскольку и в гонках, и в путешествиях требуется движение по разным направлениям, важно научиться комбинировать различные положения яхты для движения в любом требуемом направлении.

Травить паруса что значит. Травить паруса что значит фото. картинка Травить паруса что значит. смотреть фото Травить паруса что значит. смотреть картинку Травить паруса что значит.
Движение под парусом по кругу, или «вокруг компаса», позволяет проверить умение рулевого управлять яхтой во всех положенияхсудна относительно ветра.

Хорошим тренировочным упражнением послужит движение лодки по кругу на свободном участке воды, что включает все положения яхты относительно ветра, на основе такой подготовки строятся все маневры при движении под парусом.

Движение по треугольному контуру — так проводится большинство коротких гонок — является разновидностью движения по кругу; таким образом проверяется подготовка участников во всех положениях яхты в течение гонки.

Так как движение по полному кругу включает использование всех основных маневров, любая лодка может идти в нужном направлении, просто используя один из них. Данное упражнение можно выполнять и по часовой стрелке, и в обратном направлении, чередуя одни и те же действия в разной последовательности.

Травить паруса что значит. Травить паруса что значит фото. картинка Травить паруса что значит. смотреть фото Травить паруса что значит. смотреть картинку Травить паруса что значит.
Яхта на заднем плане лавирует с наветренной стороны. Скоро она повернет на другой галс и будет двигаться курсом бакштаг (яхта справа уже идет в этим курсом), а затем легко пойдет при попутном ветре, как лодка впереди.
Травить паруса что значит. Травить паруса что значит фото. картинка Травить паруса что значит. смотреть фото Травить паруса что значит. смотреть картинку Травить паруса что значит.
Эти яхты поворачивают вокруг буя с наветренной стороны. После этого они повернутся левым бортом и вытравят шкоты для движения курсом бакштаг или фордевинд.

Последовательность действий при движении по кругу:

1. Установите лодку в положение крутой бейдевинд правым галсом.

2. «Приготовиться к повороту!» Находясь на правом наветренном борту, повернуть румпель от себя.

3. «Право руля!» Яхта пересекает линию направления ветра. Рулевой перемещается на противоположный борт.

4. «Выбрать шкоты!» Выпрямить румпель, теперь судно идет курсом крутой бейдевинд левым галсом.

5. Румпель к себе. «Травить шкоты!» Яхта поворачивает в сторону от ветра до курса галфвинд при левом галсе. Выпрямить румпель.

6. Румпель к себе. «Травить шкоты!» Яхта движется дальше, пока ветер не станет попутным при левом галсе.

7. «Приготовиться к повороту фордевинд!» Румпель к себе. Судно выполняет поворот фордевинд, корма пересекает линию направления ветра.

8. «Перекинуть парус!» Выполняется перекидывание паруса. Рулевой перемещается на противоположный борт. Нужно вытравить шкоты и выпрямить румпель, теперь лодка идет правым галсом при попутном ветре.

9. Румпель от себя. «Выбрать шкоты!» Яхта поворачивает к ветру, и паруса устанавливаются для движения курсом бакштаг. Выпрямить румпель.

10. Румпель к себе. «Выбрать шкоты!» Привести яхту еще круче к ветру, туго выбрать шкоты, до курса крутой бейдевинд правым галсом.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *