Трекбол для чего он нужен
Трекбол – что это такое и для чего предназначен
Всем привет! Среди множества моделей компьютерных манипуляторов, которые можно найти на рынке, иногда попадаются совсем забавные «уродцы», выпущенные в качестве эксперимента и не получившие широкого распространения.
Другие инновационные конструкторские решения, несмотря на мнимую бесперспективность, наоборот, обретают жизнь и находят продолжение в девайсах конкурентов.
Сегодня разберем, что такое трекбол: как он выглядит, из чего состоит, как он работает и для чего предназначен, где чаще применяется и нужен ли в принципе такой элемент управления. С топом недорогих геймерских мышек можно ознакомиться здесь.
Что это такое
Слово трекбол – производное от английских track и ball. Последнее знакомо всем еще по школьному курсу и означает «шар». Первое слово имеет более 30 различных переводов, наиболее уместными из которых, в нашем случае будет «путь», «тропа» или «колея». В буквальном переводе трекбол – «шар, прокладывающий маршрут».
Функционально этот элемент — перевернутая вверх тормашками обычная шариковая мышка, которая использовалась еще каких-то лет десять тому назад. Вращение шарика фиксируется продольным и поперечным валиками, которые передают данные на контроллер, а тот, в свою очередь – уже на центральный процессор компьютера.
В зависимости от габаритов, вращается трекбол с помощью нескольких пальцев или ладони. Разница в том, что если у манипулятора необходимо перемещать по рабочей плоскости корпус, то трекбол достаточно немного прокрутить.Со стороны компьютера, при отсутствии специализированных драйверов выглядит трекбол как обычный манипулятор: команды передаются те же, а особенности управления – уже забота пользователя.
При установке дополнительного софта, функциональные возможности мыши с трекболом расширяются: ведь шарик шариком, а любой такой манипулятор оборудован еще и сенсором, который фиксирует перемещение по столу.
Особенности конструкции
Большинство моделей мышек, представленных сегодня на рынке, оборудованы трекболом диаметром от 3 до 6 см. Кроме шарика, обычно в мышке такого типа есть и колесико. Размещение шарика определяет расположение кнопок и вносит свои коррективы в использование такого манипулятора.
Существует всего два типа компоновки: шарик, расположенный посредине (симметричная амбидекстральная конструкция) и шарик слева (рассчитано на правшей, управляющих трекболом большим пальцем). Для левшей последний вариант не подходит.
И что характерно, этот элемент управления может быть расположен не только на компьютерной мышке, как проводной, так и беспроводной, но и на клавиатуре, в том числе у ноутбука, также на джойстике или геймпаде. Особый изыск – трекбол как дополнительный элемент управления, подключаемый через порт USB.
Эргономика и гигиена
При работе со стандартным устройством ввода обычно задействована вся рука: даже перемещая курсор на небольшое расстояние, пользователь использует кисть, плечо и предплечье. Это – дополнительная причина развития «тоннельного синдрома», настоящего бича современных компьютерщиков.
Работа с трекболом предполагает, что задействованы будут только пальцы, поэтому рука устает меньше. Его использование целесообразно при работе с графикой, где позиционирование указателя отнимает львиную долю рабочего процесса. Сама рука при этом устает меньше, но наблюдается повышенная нагрузка на пальцы.Особенно эффективно применение такого элемента при работе с 3D графикой: перемещением мышки можно выбирать элементы управления графического редактора, а трекболом вращать редактируемый объект.
В плане гигиеничности это – не самый лучший манипулятор: жир с пальцев, а он выделяется, даже если у пользователя сухая кожа, «наматывается» на шарик и со временем покрывает его тонким слоем полностью.
Это не только неэстетично, но и ухудшает работу такого манипулятора. Впрочем, его можно почистить – точно так же, как наши далекие предки чистили шарики в мышках.
Несмотря на удобство использования, в домашних или офисных компьютерах, в том числе для дизайна, трекболы применяются редко. Сегодня на рынке можно найти всего с десяток манипуляторов, оборудованных таким компонентом. Основная область применения трекболов – системы промышленного, военного или медицинского назначения.
Использование трекбола в играх
И раз уж мой блог популяризирует игровые девайсы и всячески пропагандирует здоровый и честный киберспорт, я попросту не могу не затронуть эту тему. Трекбол эффективен в играх, где необходимо сочетание быстрого перемещения указателя и точного позиционирования – например, в утере при игре за снайпера.
Используя этот элемент, можно с помощью движения мышью быстро вращать камеру, а с помощью трекбола устанавливать прицел в точное положение.
Трекбол на геймпаде (типа SpaceOrb 360) весьма был удобен как в шутерах, так и РПГ для вращения камеры. В отличие от аналогового стика (например, как у геймпада от Playstation или Xbox), активация которого только вращает камеру в определенном направлении, трекбол позволяет точно выставить прицел в указанное место.
И если смело смотреть в завтрашний день, то у трекбола огромный потенциал в сфере VR игр. Как вспомогательный элемент его можно использовать уже не для поворота камеры (это давно реализовано поворотом головы игрока, облаченной в ВР-шлем), а для навигации по элементам меню или перемещения по игровой локации.
Впрочем, пока вообще неясно, как будут развиваться манипуляторы в этой сфере: каждый разработчик в этой нише, пока что внедряет свои уникальные «фичи», а единого стандарта в принципе не существует.
Буду признателен всем, кто поделится этой публикацией в социальных сетях. Также для вас могут быть полезны статьи о подключении беспроводной мышки к компьютеру и рейтинг недорогих геймерских манипуляторов. До завтра!
Зачем и кому нужен трекбол? Обзор трекбола Logitech Trackman Marble.
Как и в гольфе, сначала познакомимся, так сказать, с мячами и клюшками, т.е. с самим устройством поближе. Коробка трекбола обычна для устройств такого рода, вполне удобна и функциональна. В комплекте мы получили сам девайс, компакт-диск с программным обеспечением Logitech® для Mac и Windows и краткое руководство по эксплуатации. Собственно, больше ничего и не нужно.
Похож наш испытуемый, как многие считают, на морского зверька – не то ската, не то диковинную рыбу. Действительно, в нем есть что-то от жителя глубин: обтекаемая гибкая форма, серебристо-зеленая окраска, клавиши-«плавники». Вот только крупный вишневый шар в голове выглядит немного странно, но… каких только существ не рождает глубокое синее море. К дизайну претензий нет – красиво и гармонично.
На боках «зверька» 4 функциональные кнопки: две большие, выполняющие стандартные функции мыши, и две дополнительные маленькие – левая выполняет переход на предыдущую страницу в интернет-браузере, правая включает механизм универсального скроллинга. Отдельного колесика для скроллинга у трекбола нет.
С трекболами у компьютерщиков отношения как-то не сложились, в отличие от мышей. Грызуны завоевали абсолютно господствующее положение, размножаясь и видоизменяясь с невиданной скоростью, под стать своим животным собратьям. Трекболы же заняли крайне малую обособленную нишу, оставаясь прерогативой редких чудаков и фанатов. А ведь принцип работы у них один и тот же: трекбол, по сути, представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь, только у мыши передвигают весь корпус, а у трекбола на неподвижном корпусе крутят шарик. Но не судьба, несмотря на улучшенную эргономичность.
Дело в том, что во время управления мышью работают мышцы руки, предплечья, плеча и груди – ведь двигаем мы мышь всей рукою. А за трекболом нагружены только мышцы пальцев руки, которая спокойно лежит запястьем на столе. Например, производитель трекболов ITAC Systems утверждает, что после 4-часовой активной работы с мышью, в результате усталости запястья, рука становится до 60 % слабее в тестах, тогда как использование трекбола не оказывает влияния на исследуемые показатели. Таким образом, возникновение «туннельного синдрома» при использовании трекбола практически исключено. Причем, очевидно, использование его из эргономических соображений при работе с текстами бессмысленно, так как здесь основную часть времени руки заняты клавиатурой и редкие отвлечения к мыши их не перегружают. А вот при работе с графикой и в играх, многочасовое напряженное манипулирование мышкой приводит к болям в запястье и руке в целом.
Но даже это, очевидное и сильное преимущество перед мышами, не помогло трекболам завоевать хоть сколько-нибудь заметную популярность. Возможно, множество мелких недостатков перевесили огромный существенный плюс.
Подключение устройства к USB-порту, как вы понимаете, никаких проблем не вызвало. Гаджет работал без специальных драйверов, довольствуясь стандартными системными. Но и функции выполнял минимально: движение курсором и действия правой и левой кнопок стандартной мыши. Для скачивания новейшей версии фирменного драйвера я зашел на сайт компании-производителя и обомлел: пограмма SetPoint, являющаяся фактически драйвером устройства, весила 65,5 Мб (!), причем на сайте застенчиво указано: «примерно 50 Мб». Это что же такое находится внутри? Какие суперфункции выполнит чудесный трекбол? Может белье постирает и сварит кофе? А ну, если что покруче?! Ведь, скажем, 11-я, пусть не последняя, версия полнофункционального векторного графического редактора Corel Draw занимает каких-то 52 Мб, а полноценная издательская система Scribus так вообще всего 20.
Скачали драйвер, установили, перегрузились. Все предсказуемо – в автозагрузке оказалась программа настойки кнопок трекбола SetPoint, в оперативной памяти – она же на 13 Мб и еще один процесс на 5 Мб из папки KHAL2. Немало для настройки «мышки». При более внимательном прочесывании системных папок все стало окончательно ясно. Компания Logitech поставила на компьютер несчастного пользователя ВСЕ драйвера для ВСЕХ устройств, которые она выпускает, вплоть до веб-камер и микрофонов. Вот откуда 65 Мб, а вовсе не от полета технической мысли и сверхфункциональности трекбола!
Но вернемся к возможностям настройки. В первой закладке программы можно настроить задачи для кнопок трекбола: вариант для больших кнопок всего один – поменять их функции местами, а вот для маленьких репертуар значительно шире (см. скриншот). Пункт «Другое» открывает еще больше вариантов, включая открытие кнопки «Пуск», свертывание окон и пр. Интересно, что настройка скорости прокрутки для функции “Universal Scroll”, при прокрутке интернет-страницы в Опере ничего не дала: скорость абсолютно не изменялась при любых значениях.
На следующей закладке можно отрегулировать скорость перемещения и другие параметры курсора. Имеется чекбокс включения функции “Smart Move”. Кстати, попытка неопытного пользователя выяснить, что это за хитрость с помощью кнопки «Справка» вызовет немалые трудности. Нет, справочная система хороша – она полностью на русском языке, подробна и осмысленна. Но она опять же предназначена для всех манипуляторов, точнее, мышей сразу и содержит множество отсутствующих у данного девайса функций. Придется потратить время, чтобы разобраться, что относится к вашему устройству, а что нет.
Третья закладка выборочно отключает установленные параметры трекбола при распознавании игры, а последняя четвертая помогает настроить «вертикаль» перемещения шара.
Второй раздел фирменной утилиты под названием «Инструменты» неожиданно оказывается просто областью ссылок на сайт Logitech.
Вот теперь «морской зверек» совсем готов к работе, рука так и просится занять свое место на его гладкой спинке, мозг страстно желает получить ответ на главный вопрос: удастся ли провести курсор из точки А в точку В кратчайшим путем и с меньшими усилиями. Приступим.
Надо признаться, у меня нет опыта близкого знакомства с трекболами. Не то что бы я их совсем не знал, но это было скорее так, шапочное знакомство. На этом фоне привычные попытки сдвинуть девайс наподобие мыши продолжались не более нескольких минут, еще полчаса-час рука устраивалась на выпуклой поверхности устройства, а запястье выбирало оптимальное место неподвижной опоры на столе, наконец, 2-3 часа пальцы принаравливались к кнопкам и управлению шаром. Так что неоптимистичные заявления о том, что на привыкание к трекболу после пользования мышкой нужно несколько дней или неделя, не так уж и верна. Понятно, до совершенства еще далеко, но работать можно абсолютно свободно уже через несколько часов.
Кстати, в сети ходит мнение, что движение мыши интуитивно понятно человеку, а вот движение шара трекбола нет, его трудно предсказать. Чепуха! Уровень понимание направления движения ровно тот же, ни больше, ни меньше.
Трекбол. История от пользователя.
Это скорее не обзор, а личная история знакомства с трекболами, но, как я думаю, полезной информации в статье достаточно.
При работе с мышью наше запястье обычно находится в не самом естественном положении, соответственно при долгой работе с ней со временем у некоторых людей могут проявляться боли в запястье.
При первых признаках боли у меня(далеко не самого здорового в принципе человека) я решил не дожидаться пока болезнь разовьется, и начал искать методы предотвращения развития болей.
Для настольного ПК можно приобрести внешний тачпад и также не напрягаться дальше.
Что, если нужно работать с программами, в которых нужно быстрое и точное позиционирование курсора? Для игр, в конце концов, тачпад неудобен. Можно, конечно, совмещать тачпад и доставать мышь, когда это необходимо. Но это не всегда возможно и удобно.
Соответственно первый свой трекбол я выбирал из Kensington Orbit(на фото выше) и Logitech Trackman Marble(ниже на фото). Сделал выбор в пользу второго, просто потому что мог купить его в РФ на тот момент. Да, дорого, но здоровье дороже.
Со временем, попривыкнув, я понял, что Marble хоть и хорош для работы, но имеет недостатки, которые меня слишком сильно раздражают. Я так и не смог смириться с отсутствием колеса прокрутки. Долго размышляя, выбирая, читая отзывы, обзоры(в основном, на английском), я, опять же, сделал свой выбор в пользу следующей модели от того же производителя. И приобрёл Logitech M570.
А теперь немного выводов, видимо. Вдруг кто-то дочитал простыню, и хочет подведения итогов.
С вами был Kortse. Спасибо за внимание! Здоровья вам!
Крутящийся шар: история трекбола
Трекбол старше мыши, а поблагодарить за него мы должны канадских военных
Прежде чем аркадные автоматы для боулинга позаимствовали нечто от трекбола, изобретатели трекбола, как оказалось, позаимствовали нечто от настоящего боулинга. В частности, от его канадской разновидности под названием 5-pin bowling («пятикегельный боулинг»).
В отличие от огромных булыжников, обычно бросаемых в американских боулингах, в пятикегельном используется шар диаметром около 13 сантиметров — больше, чем шар для skee-ball (диаметром 7,5 см), и примерно размером с шар, используемый в duckpin bowling. Однако в 5-pin bowling играют пятью кеглями, а не десятью (отсюда и название).
Это довольно интересный факт об объекте, разработанном в 1950-х и ставшем источником вдохновения для создания множества других устройств. Это устройство было насквозь канадским — его проект от лица ВМС Канады разрабатывала Ferranti Canada в рамках гораздо более крупного проекта — военной информационной системы под названием Digital Automated Tracking and Resolving (DATAR).
Шаг для пятикегельного боулинга приобрёл вторую жизнь как первый трекбол.
DATAR представлял собой один из самых амбициозных проектов зарождающейся компьютерной отрасли Канады того времени. Он был сложной машиной, позволявшей кораблям обмениваться друг с другом данными радаров и сонаров. Машина была придумана исследователем ВМФ Джимом Белеа, который воспользовался неудачным совещанием Ferranti и ВМФ для представления своей идеи. Согласно статье 1994 года в IEEE, Ferranti была крайне впечатлена идеей Белеа.
«Нашей группе показалось, что Белеа придумал очень стоящую вещь. Это был первый шаг к реализации концепции „кнопочной войны“. Лейтенант Белеа обогнал своё время на 15 лет, и сэр Винсент де Ферранти, а также другие члены группы были с ним на одной волне», — рассказывал сотрудник компании Кеньон Тейлор.
Учитывая время производства и свою масштабность, DATAR был очень сложной системой, интегрирующей в одной машине множество современных технологий. Согласно сайту History of Computers Георгия Далакова, в прототипе устройства использовалось 30 тысяч электронных ламп, а благодаря памяти на магнитных барабанах она могла хранить до 500 объектов.
Ранний прототип первого трекбола. Обратите внимание на полоски на шаре. (Из Engineering Technology and History Wiki)
Эта машина имела экран радара, и управление этим экраном выполнялось при помощи шара для пятикегельного боулинга. Изобрели устройство Том Крэнстон и Фред Лонгстафф на основе системы воздушных подшипников, придуманной Тейлором. Система работала так: оператор при помощи терминала сканировал пространство, трекболом указывая нужную область на экране радара, а затем нажимал переключатель для сохранения находящейся на экране информации, и эта информация передавалась другим кораблям.
От этой идеи, несмотря на её амбициозность, позже отказались в пользу системы, используемой Вооружёнными силами США, но не потому, что она не была хороша, а потому, что ВМФ Канады хотел иметь возможность обмена данными через ту же систему, что и его ближайший союзник. Кроме того, система ВМФ США, Naval Tactical Data System, также могла вводить данные автоматически в случаях, когда DATAR требовался ручной ввод. (Кроме того, как выяснилось, установка тысяч электронных ламп на корабль оказалась достаточно сложной технической задачей.)
Но не всё было потеряно полностью. Ferranti использовала большую часть технологий в своих мейнфреймах, в том числе в тех, которые были произведены после слияния с Packard Electric в 1958 году. Компания обгоняла своё время в других сферах — компьютер FP-6000, созданный из остатков DATAR, поддерживал многозадачность.
Однако, как ни странно, важнейшим наследием одного из первых крупных компьютерных проектов Канады стал трекбол. Единственный недостаток заключался в том, что поскольку DATAR был секретным правительственным проектом, Ferranti не могла запатентовать своё изобретение.
«Задумайтесь о ситуации, сложившейся в компьютерном мире на 1952 год. В мире всего с десяток операционных систем. Почти все они ненадёжны. Общего языка разработки ПО нет… частота импульсов достигла всего 50-100 кГц. В таких условиях возникла идея использования шара для управления курсором, вмешивающегося в выполнение программы, обгоняла прогресс на миллионы миль».
Так говорил один из изобретателей трекбола Том Крэнстон в интервью 2001 года уже несуществующему британскому журналу Personal Computer World о важности для того времени своего изобретения. Хотя устройства с шаром уже использовались ранее, согласно информации из журнала, инновация заключалась в том, что оно напрямую влияло на то, что отображалось на компьютерном экране. Крэнстон добавил, что это устройство на целое поколение обгоняло то, над чем в то время работали другие изобретатели. На самом деле, трекбол появился на 16 лет раньше, чем немецкая компания Telefunken изобрела шариковую мышку (1968 год) и за десяток лет до того, как Дуглас Энгельбарт создал свою вариацию мыши, в которой не использовался шарик.
2012 год, авиадиспетчер первого класса Джастин Браун, контролирующий посадку летательного аппарата из контрольно-диспетчерского пункта авианосца «Джордж Буш». Браун пользуется трекболом.
Как «поворотный шар» сформировал должность авиадиспетчера
За годы использования трекбол добрался до потребительского рынка и стал доступен широкой публике. Но прежде чем это произошло, он занял важную нишу, развивавшуюся параллельно с отраслью авиаперевозок — область управления воздушным движением (УВД).
Сотрудникам системы УВД нужно отслеживать происходящее в небе, чтобы рейс двигался по свободному пути, а для этого требуется движение на 360 градусов, и в частности возможность изменения углов на лету. Возникновение концепции поворота (slewing), или вращения по одной оси (в случае воздушного судна — обычно Z) стало важным результатом, а облегчить управление им позволил трекбол.
Пример «поворотного шара» из 1960-х. (Фото из IFATCA Journal of Air Traffic Control)
Поэтому в мире управления воздушным движением его называли не трекболом, а поворотным шаром («slew ball») — этот термин впервые был употреблён в 1967 году в публикации International Federation of Air Traffic Controllers’ Associations. Слово «трекбол» вошло в обиход только в 1970-х и 1980-х годах.
В статье Philadelphia Inquirer за 1981 год, опубликованной примерно во время увольнения Рональдом Рейганом тысяч забастовавших членов профсоюза авиадиспетчеров, объясняется, как использовался «поворотный шар», когда самолёт приближался к аэропорту.
«Ваш самолёт — один из 70-100 небольших огоньков на экране. Диспетчер набирает нужный код на подсвеченной зелёным и оранжевым клавиатуре, и рядом с огоньком, который является вашим самолётом, появляется число.
После того, как диспетчер получит управление, компьютер автоматически вводит его кодовую буку после этого числа, и он начинает вращать свой поворотный шар.
Поворотный шар — это гладкий стеклянный шар, очень похожий на те, что используются в электронном футболе на аркадных автоматах. Диспетчер вращает его рукой. Он перемещает маркер по экрану радара и выравнивает его с огоньком вашего самолёта.
Затем он „захватывает“ вас.
Он нажимает на кнопку „перехвата цели“. На экране начинает мерцать высота вашего самолёта, а компьютеры на его кокпите соединяются с компьютерами в радиолокационной станции».
Во многих смыслах поворотный шар был единственным, что отделяло людей от критически важной системы, и с этой ролью он справлялся эффективно.
Когда популярность получили компьютерные мыши и авиадиспетчеров начали обучать пользоваться ими, то у некоторых это встретило сопротивление, потому что трекболы уже широко использовались.
«Основным инструментом интерактивности была мышь, но многие люди не были знакомы с мышью. Для тех, кто к ней не привык, обучение казалось слишком коротким. Диспетчеры жаловались на незнакомство с мышью и предпочитали трекбол, который уже использовался в системе УВД», — сообщалось в отчёте 1989 года Исследовательского центра Эймса НАСА.
Это удивительная ситуация, которая, вероятно, часто повторялась в прошлом — нишевая технология настолько сильно захватила один сектор, что её более популярная альтернатива казалась чужеродной.
Одна из первых реклам Logitech Trackman.
Пять основных этапов эволюции трекбола
В этом году Nintendo выпустила Kirby’s Dream Land — игру для Game Boy, ставшую первой из популярной серии Kirby. Ранее в том же году разработчик игр Масахиро Сакураи сообщил, что программировал эту игру при помощи визуального инструмента программирования на основе Famicom, не имевшего физической клавиатуры — только экранную клавиатуру, управлявшуюся трекболом. Согласно переводу его поста в Source Gaming, Сакураи, в то время бывший новичком игровой отрасли, не стал подвергать сомнениям процесс разработки и успешно создал игру при помощи столь ограниченного в возможностях инструмента.
В исторической перспективе можно поразмыслить над вопросом: является ли трекбол просто переоценённой мышью? Или это отдельное устройство со своими преимуществами, дизайнерскими решениями и способами применения?
Да, действительно, его используют схожим с мышью или трекпадом способом, и у него есть большие поклонники, например, этот ютубер. Но в то же время он имеет собственную историю, опережающую другие устройства ввода и дающую нам культурный контекст, не связанный с его перевёрнутым шариком вниз коллеги. (При создании мыши шары для боулинга не использовались.)
Аркадный автомат Centipede. Трекбол в этом автомате размером примерно с обычный шар для бильярда.
Даже если проанализировать различия, функциональность обоих устройств довольно схожа, хотя, как вам скажут поклонники трекбола, точно управлять курсором намного проще пластиковым шариком под рукой. И точно так же, как Mario Paint не была бы собой без мыши, Centipede просто ощущается лучше с трекболом.
Стоит признать — да, трекбол не так популярен как его родственник-грызун или трекпад, быстро занявший место трекбола в ноутбуках (в основном благодаря меньшему количеству подвижных деталей). А аргументы фанатов в пользу трекболов, которые были важны в эпоху Windows, теперь кажутся немного устаревшими, учитывая, какую часть работы с компьютерами мы выполняем на устройствах с сенсорным экраном.
Однако несмотря на то, что трекбол никогда не был выбором массового пользователя, он и никогда полностью не терял своей привлекательности. Например, в прошлом месяце Logitech продолжила выпуск моделей своего трекбола Ergo.
Пусть трекбол предназначен не для всех, но, может быть, он подходит для вас. Возможно, у вас есть что-то общее с авиадиспетчерами из 80-х.