Тренер говорит что ребенок ленивый
Ребёнок не хочет заниматься в секциях? Тренер спортивной школы о причинах лени и низкой мотивации
Современные родители очень озабочены воспитанием успешных, счастливых и здоровых детей. С этой целью они разносторонне развивают подрастающее поколение: отдают детей в разные секции, приучают к занятиям спортом, следят за правильным образом жизни. Но очень часто мамы и папы сталкиваются с тем, что принято называть « капризами » и « выкидонами » детей: те отказываются идти на тренировки, ленятся, спорят с родителями.
Что делать в такой ситуации? Как справляться с низкой мотивацией детей, ленью, где искать причины такого поведения? Приглашённый эксперт портала «Где мои дети», тренер спортивной школы с 12-летним стажем, эксперт в спортивной психологии и консультант родителей спортсменов по достижению детьми успехов и побед, Алёна Новикова поделилась своим личным профессиональным опытом, чтобы направить родителей в этом непростом деле и помочь им найти корни проблемы.
Алёна Новикова,
тренер по каратэ, эксперт в спортивной психологии:
Работая тренером в спортивной школе, с мотивацией и ленью мне приходится сталкиваться каждый день. Есть у меня две истории из практики, которые запомнятся мне надолго. Я хочу поделиться ими с вами. Имена героев изменены. Суть историй в том, что за ленью и нежеланием что-либо делать порой стоят скрытые причины.
Иногда проблемы низкой мотивации лежат на поверхности — говорите с детьми и слушайте их
Первая история о юном спортсмене Саше. По моему мнению, в спорте его ожидали успехи, так как ему легко давалась новая техника. На занятиях Саша показывал великолепные результаты, но всегда был очень сдержанными мальчиком и не проявлял эмоций.
Перед очередной тренировкой состоялся разговор с мамой Саши, к которому я не была готова.
«Алёна Юрьевна, Саша больше не хочет ходить на каратэ! » — мама Саши была очень расстроена.
Я сама не понимала причин для того, чтобы бросать мальчику спорт, но уважаю мнение каждого и не имею привычки переубеждать или принуждать посещать занятия. Считаю, что существует достаточно хобби и сфер, где можно реализоваться как детям, так и взрослым. Поэтому я стала предлагать другие виды спорта.
«Вы меня не поняли… Саша вообще ничего не хочет: ни плавания, ни баскетбол. Сидит в комнате за компьютером и всё », — мама Саши наотрез оборвала мои предложения.
Она понятия не имела, в чём причина. Я предложила прийти в следующий раз вместе с Сашей и попробовать узнать причины столь резкого отказа от занятий.
Во время следующей беседы Саша сказал, что каратэ для него имеет большое значение. Он категорически не хочет заниматься баскетболом и ходить на плавание. И что именно поэтому он убивает своё свободное время, сидя за компьютером. Далее Саша объяснил, что на тренировках по каратэ ему не нравится, что ему больно, когда отрабатывают удары в парах. Маме он стеснялся об этом говорить, т. к. мама воспитывает его быть сильным и смелым.
После разговора всё встало на свои места! Я предложила Саше индивидуальную работу: дисциплину ката и упражнения без партнёра. Он с радостью согласился и уже через год показал великолепные результаты. Мы выиграли первенство России по ката.
Эта история учит более внимательно относиться к желаниям детей, больше с ними разговаривать, прислушиваться и чувствовать их. Я рада, что состоялись эти беседы, что спортсмен смог реализоваться и не закрылся в себе.
Чтобы помочь детям преодолеть лень, станьте для них примером и опорой
Вторая моя история о том, что поддержка семьи является огромным толчком к успехам юного спортсмена.
Всё произошло в период карантина, когда спортивные школы были закрыты, а дети и родители большую часть времени проводили дома. Наши тренировки проходили online, а задания для самостоятельной работы я высылала на почту.
Я стала замечать, что одна из моих лучших воспитанниц стала пропускать тренировки и не выполняла домашние задания. Первым же решением было позвонить родителям:
«Здравствуйте, Татьяна Николаевна, как у Ани здоровье? Она начала пропускать тренировки… »
По словам мамы, Аня не хочет заниматься дома, ей лень, её всё отвлекает. Девочка считает, что дома тренировки совершенно бесполезны.
Также я поинтересовалась, как проходят домашние тренировки. Мама Ани рассказала, что вечером они всей семьей смотрят телевизор, а после 18:00 часов вечера Аня отправляется заниматься в свою комнату. Я предложила Татьяне Николаевне поддержать Аню в спорте и вместе с ней выполнять простые упражнения. Конечно, маме Ани эта идея пришлась не по душе. Ей не хотелось отрываться от домашних дел. И всё же ради успехов своей дочери она согласилась.
Через две недели мне позвонила радостная Татьяна Николаевна со словами благодарности: « Я в восторге! Мы с дочкой каждый день бегаем, с утра делаем зарядку. Я давно хотела прийти в форму, но руки не доходили. А тут в компании намного легче, да и в глазах дочери хочется выглядеть хорошо, не бросать начатое на полпути. Спасибо Вам! »
Когда начался карантин, ребёнку стало лень самостоятельно заниматься. На фоне семейного отдыха, Ане было тяжело себя заставить делать упражнения. А когда мама начала заниматься вместе с дочкой и показала на личном примере целеустремлённость и характер, девочке стало легче и даже интереснее. После завершения карантина Аня успешно выступила на соревнованиях, а мама продолжила дальше заниматься спортом.
Вот, что значит поддержка внутри семьи. Порой мы недооцениваем значимость семьи и не связываем это с желанием ребёнка заниматься спортом, посещать секции, отрабатывать упражнения дома. А ведь каждый ребёнок стремится к единению со своими родителями. Когда семья — это команда, каждое событие проживается вместе гораздо дружнее, нежели по одиночке!
Смотрите и читайте ещё больше материалов по теме:
Лень-невидимка
Здоровый ребенок не будет лениться, если его к этому не вынудят родители.
Флегматик не виноват
У младших школьников за лень часто принимают неумение. Ребенок еще не научился правильно организовывать свою работу: хватается то за одно, то за другое, у него ничего не выходит, он устает, разочаровывается, все бросает. В результате уроки сделаны кое-как и со временем он все с большей неохотой берется за них: зачем что-то делать, если все равно не получается?
На похвалах как на дрожжах
Иногда так и хочется наорать, а то и замахнуться ремнем на чадо, «рубящееся» в компьютерную стрелялку, в то время как вы ждете от него усилий по исправлению двоек. Вот только поможет ли? Легко принудить человека выполнить вашу волю, а вот как переломить лень-матушку?
. Это катастрофа! Наша пятилетняя Наталья решила помочь бабушке помыть посуду! Значит, как и в прошлый раз, будет лужа возле мойки, по локти мокрые руки, и хорошо, если все это затянется только на полчаса и посуда останется целой.
Бабушка не выдерживает:
— Наташ, не надо, иди поиграй, все равно нормально не сделаешь! Подтирать еще потом за тобой!
И ребенок покорно идет, куда его послали. Читать книжку, играть или делать уроки. А так хотелось помочь, сделать что-то самой.
Он и дальше будет с удовольствием выполнять ту же работу по дому, если раз за разом будет повышать свою значимость в собственных глазах, получая бонусы в виде похвалы или чего повесомее со стороны взрослых. Он же получает мотивацию к труду, что может быть важнее этого?
Пословицы на тему
1 Если ваш ребенок постоянно пытается уклониться от домашних дел, учебы и т.д., попытайтесь понять, по силам ли ему в принципе предъявляемые вами требования.
2 Часто ли вы хвалите или благодарите за сделанное того, кого считаете ленивым? Пожалуйста, не забывайте это делать. Трудно с увлечением заниматься делом, которое никто не замечает и не оценивает.
4 Невозможно заставить быть трудолюбивым с помощью угроз. Рано или поздно человек, с которым так обращаются, взбунтуется. При этом форма протеста может быть разной (слезы, гнев, ложь, болезнь, бегство), но сутью будут испорченные отношения с «надсмотр щиком».
Ребенок хочет бросить спорт, родители против. Что делать?
Почему дети бросают музыку, танцы и даже отказываются ходить в школу?
Виктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта
Дистанционка по-разному сказалась на детях, которые чем-то занимаются дополнительно. Одни ждут не дождутся, когда откроется любимая спортивная школа, у других же напрочь пропало желание ходить на танцы, на музыку или в изостудию. Как быть, если ребенок, привыкший сидеть дома, откажется от своих прежних увлечений? Давить на него или не стоит?
— Что делать, если ребенок говорит: а не хочу я больше учить английский! Надоела мне эта музыкальная школа! Больше на карате не пойду, и не уговаривай. А вдруг завтра он скажет: мне не нравится ходить в школу, не пойду я туда больше?! Что в этом случае делать?
Что чувствуют родители, когда ребенок хочет бросить музыку или спорт
О да, поворот интересный. Каждый из нас хоть раз оказывался в этой ситуации: когда осознаешь, что больше не хочешь делать то, что с восторгом и увлечением делал раньше. Ты больше не выбираешь это направление в искусстве, этот вид спорта, эту работу, эту карьеру, этого партнера. Тебе стало скучно, холодно, ты хочешь чего-то другого.
Теперь, благодаря нашим детям, мы видим ситуацию не изнутри, а снаружи: не мы сами, а наши дети вдруг «остывают» к делу, которое раньше вызывало у них живой интерес. И что мы, родители, чувствуем в этот момент?
Вот такая буря чувств от одного простого «не хочу»!
Почему ослабевает мотивация у ребенка
А если немного успокоиться и посмотреть на ситуацию холодным взглядом — что происходит, когда ребенок отказывается от того или иного занятия? Он дает нам четкий сигнал, что его учебная мотивация ослабла.
Это естественное явление, которое можно встретить не только как локальную катастрофу. Ужасно интересно разобраться, что такое мотивация, как и почему она ослабевает и чем на самом деле нам это грозит (а может быть, наоборот, обещает что-то классное и полезное?).
Мотивация ребенка – это набор смыслов, которыми ребенок наделяет свою деятельность. Это честный внутренний ответ на вопрос «Зачем мне это нужно?»
Это все ожидания, возможности, положительные эмоции, все хорошие внутренние обещания от конкретного вида деятельности. Ребенок мотивирован, если он хорошо представляет себе, что даст ему то или иное занятие, какие двери перед ним открывает, как он дальше будет использовать получаемые знания и навыки и какие приятные ощущения за этим последуют.
Но ведь дети растут. Их «зачем» постоянно меняются. В три года нас вдохновляют одни обещания от деятельности, в шесть уже совсем другие, в десять — третьи, а в пятнадцать все предыдущие становятся не важны.
Так вот, каждое «не хочу», которое мы слышим от ребенка, — это сигнал либо о внешнем изменении (когда что-то в школе, кружке, спортивной секции меняется настолько, что их «зачем» больше не поддерживаются), либо о внутреннем изменении, когда все наши «зачем» устарели, обветшали и больше не побуждают нас продолжать путь.
Причины снижения мотивации
Но, конечно, бывают и другие причины. Например, такие:
1. Ребенок просто устал. «Переел» своего любимого занятия и почувствовал пресыщение.
Решение: устроить ребенку отпуск с обязательной закрытой датой. Пересмотреть приоритеты, аккуратно опустить планку и попробовать все сначала.
2. У ребенка произошли важные изменения с учебой. Сменился тренер, сменился зал, сменился музыкальный инструмент или кроссовки неудобные. Зачастую мы даже не можем сразу сказать, что именно «отворачивает» нас от некогда любимого дела.
Решение: поиграть в сыщиков, найти причину, придумать минимум пять способов преодолеть, выбрать самый привлекательный. Вплоть до смены тренера и покупки десяти пар новых кроссовок: если вам и ребенку важно сохранить отношения с данным видом деятельности, оно того стоит.
3. Ребенок пришел к этапу, на котором требования к нему стали неадекватными. Слишком жесткими, слишком мягкими и простыми, непредсказуемыми и непрозрачными.
Решение: поговорить с педагогом, тренером и ребенком, отрегулировать уровень жесткости «вручную».
4. Кто-то вмешался и неосторожным словом, делом, взглядом — умышленно или неосознанно — поломал ребенку мотивацию.
Решение: отловить «жучка» и воздействовать не на обидчика, а на ребенка. Можно использовать специальные мотивирующие упражнения (подробно о них – в следующий раз).
Чем полезны скачки мотивации
И все-таки чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией «просто остыл», «в принципе больше не хочу», «достало», «надоело», и все это в конечном счете сводится к одному: «не вижу смысла». Это не значит, что раньше вы сделали неверный выбор: просто пора поискать другие источники мотивации.
Это похоже на скачок напряжения в электрической цепи, когда на мгновение вдруг гаснет весь свет, а когда он зажигается снова, мы обнаруживаем, что какая-то из лампочек перегорела. Скачок мотивации — как скачок напряжения, а новые смыслы — как дополнительный источник питания.
Что мы можем сделать, чтобы помочь нашим детям пережить скачки мотивации?
По сути, нам предстоит пересобрать электрическую цепь, заменить перегоревшие лампочки и вновь дать нашим детям возможность гореть, испытывать интерес, увлеченно чем-то заниматься.
Почему дети бросают музыку в 10 лет: история Маши
Девочка Маша в шесть лет поступила в музыкальную школу, три года зубрила сольфеджио, мучила гаммы, пела на концертах, а к девяти годам вдруг захотела бросить. Ничего не изменилось в ее отношениях с педагогами, в ее успехах — просто пришло то самое «не хочу», которое нас так выводит из себя.
Что произошло? Маша выросла из своих прежних мотиваторов. Ее больше не вдохновляет участие в концертных программах, ей мало родительской похвалы. Теперь ей нужно признание со стороны сверстников, нужен имидж, немного хулиганства и очень много внимания.
Что можно сделать? Сменить репертуар: перестать играть гаммы и начать подбирать модные мелодии на фортепиано. Сменить имидж: начать играть домашние концерты не в привычных белых блузках, а в каком-нибудь необычном костюме. Можно помочь девочке завести собственный блог, инстаграм, Тик-Ток, завести youtube-канал — в общем, найти такую форму, которая позволит увидеть новый смысл в занятиях музыкой и действительно получить от них то, чего хочет ребенок здесь и сейчас.
Ленивый ребенок: инструкция по применению
«Мой сын учится в 5-м классе, ему 11 лет. Я каждый раз жду начала учебного года со страхом. Все, что я слышу от учителей — «он довольно способный, но только очень ленится». И я согласна с преподавателями. С трудом заставляю сына учиться. На уроках болтает и порой вообще ничего не пишет в тетради, к домашним заданиям приступает только после скандала.
Ладно бы я сильно нагружала его делами по дому. Так нет — он свободен от всего, лишь бы хорошо учился. А если и попрошу иногда помыть посуду, так в ответ слышу одно — не хочу, лень. Год назад слезно просил щенка. Купили. И что вы думаете? Теперь я о нем забочусь, поскольку сыну лень выгуливать собаку. Говорит, что скучно и неинтересно. Так же скучно ему и на секции ходить, и каким-нибудь хобби заниматься. Он постоянно бездельничает.
Я пробовала мотивировать сына подарками, чтобы он усердно учился. Говорила, что получит игрушку, которую хочет, только после хорошо написанной контрольной. На какое-то время помогло — действительно подтянул учебу. Но потом, как только получил желаемое, снова скатился на «тройки». Продолжаю мотивировать карманными деньгами. Но мой кошелек не резиновый — не могу постоянно давать ему деньги за хорошие оценки. Да и понимаю, что это неправильно. Я уже не знаю, что делать со своим ребенком-лентяем».
— Юлия, мама 11-летнего Вадима
Многие родители говорят: «мой ребенок — настоящий лентяй». И эта емкая фраза может включать в себя все что угодно — плохую успеваемость в школе, нежелание помогать по дому и посещать секции, откладывание дел на потом, недостаток стремления в достижении целей. Но неужели такое типично «взрослое» явление как лень может быть свойственно от природы активным, любознательным детям? Почему они порой не хотят ничего делать? В статье разберемся в причинах этой проблемы и дадим ценные рекомендации, как воспитывать ленивого ребенка.
Причины детской лени
Ленивых от природы детей не бывает. Судите сами: каждый ребенок в 2-4 года неустанно повторяет фразу «я сам» и сердится, когда ему не разрешают сделать что-либо самостоятельно. Он активно познает мир, хочет помогать маме и участвовать в организации семейного быта.
Почему же дети становятся ленивыми? Недостаток трудолюбия и постоянное стремление к безделью вызывают как психологические, так и физиологические причины. [2]
Гиперопека со стороны родителей
Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность и любые порывы как-то помочь. Родители, постоянно повторяя «что ты копаешься, давай я тебе помогу», начинают все делать за ребенка. Конечно, взрослый человек гораздо быстрее и аккуратнее застелит постель и завяжет шнурки. И дожидаться пока малыш сделает это сам, да еще и плохо, совсем не хочется. Но у ребенка из-за такой «заботы» вырабатывается вредная привычки: ожидание, что за него все сделают другие.
Недостаток мотивации
У ребенка горят глаза и все отлично получается, когда он берется за любимое дело. Но уборка по дому, уроки и прогулка с собакой — это неинтересная рутина. Особенно, если сами родители превращают домашние хлопоты в нудную обязанность, «из-под палки» заставляя малыша что-то делать. Естественно, ребенок всячески сопротивляется и на все просьбы отвечает «не хочу». В результате цветы не политы, уроки сделаны кое-как, а грязная посуда так и остается в раковине.
Непонимание, зачем это делать
Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. У ребенка 5-7 лет «своя» логика. Зачем с утра заправлять кровать, если вечером снова ложиться спать? Впрочем у подростков так же. Зачем учить математику, если предстоит поступать на юридический факультет?
Ребенок отлынивает от выполнения тех или иных задач, когда родители просто требуют от него что-то, но никак не объясняют, почему это важно.
Неуверенность в собственных силах
В ряде случаев за нежеланием ребенка что-то делать скрывается не истинная лень, а страх поражения и низкая самооценка. Когда малыш не уверен в себе, он с трудом берется за что-то новое, заранее настраивая себя на поражение. Он рассуждает так: «зачем вообще что-то делать, если все равно у меня ничего не выйдет». Отсюда и полная пассивность. А родители сразу удостаивают ребенка звания «лентяй».
Особенности темперамента
Иногда ленью ошибочно называют ярко выраженные особенности темперамента ребенка. Малыш от природы может быть медлителен и неактивен, а родители считают, что он отлынивает от работы по дому. Но ребенку просто нужно время на «раскачку», чтобы взяться за выполнение той или иной задачи.
Физическое и эмоциональное переутомление
При насыщенном дневном распорядке лень может появляться из-за элементарной усталости. Школа, кружки, спортивные секции — в плотном графике, «навязанном» родителями, у ребенка не остается времени на игры и отдых. Физическая и психологическая усталость перетекает в нежелание действовать.
Научим ребенка учиться с удовольствием
Ленивый ребенок: что будет потом?
Лень станет выученной моделью поведения, если не попытаться скорректировать привычки ребенка. Все негативные установки он перенесет во взрослую жизнь. Если детская лень никак не пресекается родителями, значит и потом ребенок вряд ли станет сильно «напрягаться». И это будет проявляться во всем — в достижении поставленных задач, карьерном росте, построении отношений с людьми.
Труд необходим для полноценного психического и физического развития. Отсутствие у ребенка потребности в деятельности нередко приводит к деградации личности. Психологи обозначают следующие негативные последствия детской лени:
плохая успеваемость в школе и ВУЗе;
пассивность во всех сферах жизни;
плохая физическая форма вследствие пассивного образа жизни;
нежелание и неумение достигать поставленных целей;
прокрастинация (откладывание дел на потом);
преследующее чувство вины из-за вовремя не выполненных дел;
отсутствие ярких эмоций в жизни. [2]
Что делать, если ребенок ленивый: 5 рекомендаций психологов
«Всегда считала своего ребенка очень ленивым. Саша с раннего возраста ничего не хотел делать — ни зубы чистить, ни в бассейн ходить, ни постель утром убирать. Как-то не придавала этому значению — скажу строго, он все равно сделает. Но когда сыну исполнилось 9 лет, стала все чаще просить его помочь мне по дому — все-таки уже подрос. Саша постоянно отказывался, ему интереснее были игры на планшете, чем мытье посуды.
Инициативу проявил мой муж. Он часто ездит по командировкам и после очередного возвращения вызвал сына на серьезный «мужской» разговор. Он объяснил Саше, что сейчас вынужден много работать вдали от дома, поэтому поручает ему чрезвычайно важную миссию — заботу о маме. Вы не представляете — мой, казалось бы, безразличный ко всему ребенок раздулся от гордости и теперь без разговоров помогает мне по дому. Пылесосит, поливает цветы, гуляет на улице с младшей сестренкой. Теперь Саша чувствует себя не маленьким мальчиком, а взрослым помощником».
— Елена, мама 9-летнего Саши
Борьба с детской ленью — длительный процесс. Постарайтесь не наседать на ребенка, требуя от него активности и «уплотняя» его дневной график домашними делами. Действуйте мягко — без упреков, шантажа и громких скандалов.
Психологи дают следующие рекомендации, которые помогут бороться с детской ленью:
Показывайте личный пример
Дети копируют поведение взрослых. Если ребенок с раннего детства видит, с какой неохотой мама и папа выполняют домашние дела, то и сам, скорее всего, потом начнет отлынивать от уборки.
Подавайте ребенку исключительно положительный пример. При детях не рекомендуется демонстрировать недовольство своей работой, отзываться в негативном ключе о начальстве и коллективе, рассказывать о том, как вам самим было скучно учиться в школе. К выполнению бытовых дел подходите легко и с оптимизмом, который будет заряжать и вашего ребенка. Сами будьте активны, чтобы и ваш малыш стал более деятельным.
Забудьте о «методе кнута»
В борьбе с детской ленью «метод кнута» совершенно не работает. Не помогут ни угрозы, ни крики, ни наказания. Так вы только усугубляете положение дел, поскольку ребенок из вполне естественного чувства противоречия будет всячески сопротивляться любым указаниям взрослых. Особенно ярко у детей это проявляется в периоды возрастных кризисов.
Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно
Дайте ребенку больше свободы. Возможно, малыш сам хочет каждое утро заправлять постель, но вы ему просто не даете это сделать, излишне опекая. Да, шестилетка будет дольше возиться с одеялом и подушками, но зато сделает все сам. Ребенок, которому дают возможность проявить себя и поддерживают в процессе, не будет отлынивать от работы.
Правильно мотивируйте
Мотивация играет огромную роль в борьбе с детской ленью. Ребенок должен понимать, почему нужно выполнить определенное действие и какую пользу это принесет. Примеры правильной мотивации:
«Собери разбросанные игрушки, тогда у тебя будет больше свободного места, чтобы играть дальше».
«Сделай уроки сейчас, чтобы у тебя остался целый вечер на игры».
«Давай уберемся, тогда не будет стыдно пригласить в гости твоих друзей».
Многие родители практикуют мотивацию в виде денег и дорогих подарков за какие-то достижения. Да, это наверняка заставит ребенка прилежнее учиться и охотнее выполнять работу по дому. Но есть риск, что это трансформируется в меркантильность и станет еще одной негативной установкой — не буду ничего делать, если нет вознаграждения. Сначала малышу будет достаточно 10 рублей за хорошую оценку в школе, но потом «тарифы» непременно возрастут.
Критикуйте обоснованно
Завышенные требования родителей и постоянная критика развивают в ребенке неуверенность в себе. Отсюда и мнимая лень, которая на самом деле вызвана страхом поражения. Ребенок, привыкая к тому, что маме и папе сложно угодить, и вовсе перестает что-то делать.
Не кричите и не обвиняйте ребенка, а лучше разберитесь, почему он недостаточно хорошо учит уроки и редко помогает вам по дому. Дайте ребенку совет, который поможет ему справиться с задачей. Если и делаете замечания, то они должны быть полностью обоснованы.
Как приучить ребенка к труду: 6 важных шагов
Главный секрет в воспитании трудолюбивого ребенка — постепенное приобщении его к рутинной домашней работе. Кажется, что помощь в быту не играет никакой роли в развитии детей. Но по мнению психологов, это учит самостоятельности, выдержке и упорству, помогает следить за временем и строить дневной график. Это те качества, которые пригодятся во взрослой жизни. [3]
Психологи дают ценные советы, которые помогут в воспитании ленивого ребенка и в приучении его к труду:
Шаг 1: доверяйте
Как можно раньше определите для ребенка круг пусть элементарных, но его личных обязанностей. Доверьте ему ухаживать за цветами или за домашним питомцем, например. А чтобы у ребенка была мотивация, обязательно подчеркните важность доверенных ему дел. Наверняка он будет чрезвычайно рад, что помогает маме.
Конечно, любопытство, которое малыш испытывал к швабре и венику в 3 года, в более сознательном возрасте наверняка испарится. Но если он с малых лет станет оказывать посильную помощь родителям в бытовых делах, уборка не будет вызывать у него острого неприятия.
Шаг 2: вызовите интерес
«Думала, что у моей Ани какой-то синдром ленивого ребенка. Заставить ее что-то делать по дому — задача повышенной сложности. Но я все же нашла отличный способ привлечь дочку к помощи на кухне. Раньше она отвечала строгим «нет» и капризами, когда я просила ее что-то сделать — помыть посуду или почистить картофель. Но сейчас она с радостью бежит на кухню, чтобы вместе со мной приготовить что-нибудь вкусное.
Мы вместе смотрим интересное кулинарное шоу, где повара готовят самые разные блюда. Я удивлена, но дочери эта передача очень понравилась, а главное — пробудила интерес к посильной помощи мне. Теперь она горит идеями и сама зовет меня на кухню протестировать новый рецепт из передачи».
— Наталья, мама 9-летней Ани
Детям-лентяям крайне сложно что-то делать, если конкретное занятие им неинтересно. Попытайтесь пробудить в ребенке интерес, чтобы рутина не равнялась для него смертной казни. Почитайте с малышом интересную книгу или посмотрите мультик, где сделан акцент на трудолюбии персонажа, а лень, наоборот, представлена в негативном ключе. Смотрите вместе ТВ-шоу и мастер-классы, где участники с удовольствием что-то делают — например, мастерят поделки или готовят на кухне.
А когда дело касается малышей дошкольного возраста, можно превращать рутинное дело в интересную игру.
Шаг 3: четко обозначьте задачу
Ребенок 5-7 лет не догадается о том, что нужно помочь маме. Не ожидайте от него активности, если привыкли только намекать, а не ставить задачи четко. Дети не умеют «читать между строк».
Будьте конкретны и максимально ясно проговорите свою просьбу ребенку.
Шаг 4: объясните и покажите
Приучая ребенка к труду, не обойтись без наглядного примера. Особенно это относится к от природы застенчивым, неуверенным в себе детям. Они бояться приступить к делу, поскольку ожидают провала. Поэтому родителям важно «разложить все по полочкам», чтобы малышу было понятно, что его ждет. Расскажите и покажите, как правильно выполнять то, что вы ему поручили.
Шаг 5: похвалите
Ребенок, выполняя ваше поручение, наверняка старался. Не забудьте его похвалить. И постарайтесь всегда находить приятные слова для маленького трудяги, для него это важно. Ребенок, видя одобрение родителей, в следующий раз куда более охотно возьмется за дело.
Правильная похвала — это не просто «молодец», брошенное на ходу. Лучше всего сказать что-то вроде: «Какой ты хороший помощник. Без тебя я бы не справилась». Можно даже расспросить, трудно ли было или как ему удается не забывать про свои обязанности. Так ребенок поймет, как высоко вы цените его вклад в семейный быт.
Шаг 6: помогите победить вредную привычку
Нередки случаи, когда родители спохватываются слишком поздно — у ребенка уже сформирована негативная модель поведения. Он ленив, потому что привык так вести себя. «Пусть ничего не делает, потом успеет еще наработаться» — опасное заблуждение, в которое почему-то продолжают верить многие родители. Нет, ребенок и во взрослой жизни может вести себя так же пассивно, как и сейчас. Задумайтесь о его будущем.
Когда в борьбе с детской ленью уже перепробованы многие способы, обратитесь к психологу. Высокую эффективность в коррекции вредных привычек доказаа курс 7Spsy, который поможет вашему ребёнку избавится от лени и стать трудолюбивым человеком. Это запатентованный метод поведенческой психологии, основанный на теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др.
Научим ребенка учиться с удовольствием
Пройдя тренинг с психологом, ребенок изменит свои привычки, которые мешают ему быть активным и трудолюбивым. Избавившись от негативных установок, он станет проявлять больше самостоятельности, перестанет отлынивать от работы по дому и откладывать дела на потом. Это положительно отразится на его успеваемости в школе, поскольку трудолюбие — одно из важных условий отличных результатов в обучении.
Курс по технологии модификации поведения 7Spsy рассчитан на срок до 6 недель. Занятия проходят в удобном дистанционном режиме, когда все необходимые консультации психолог дает по телефону и e-mail, в онлайн-чатах. При этом ребенок занимается полностью самостоятельно, а родителям остается только периодически напоминать ему, что пора приступить к тренингу. Участие в программе конфиденциально. Объясните ребенку, что о занятиях с психологом никто не узнает — ни учителя, ни друзья в школе. Для детей это бывает крайне важно.
«Психология развития и возрастная психология», 2012 г., А. К. Болотова.
«Психология развития и возрастная психология. Учебник для СПО», 2018 г., О. Хухлаева.
«Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень», 2011 г., Е. П. Ильин.