Трибуна на стадионе что это
Трибуны для зрителей
Спортивные трибуны Трибуна стадиона — это специальная конструкция в виде расположенных друг за другом на разной высоте скамеек для зрителей. Важно, чтобы каждое сидение было хорошо прикреплено к основе (трибуне), имело свой номер, а также было произведено из прочного материала высокого качества.
Индивидуальные сидения стадионов Высшей, Первой и Второй категорий должны иметь спинки высотой как минимум 30 см, а также некоторое количество VIP мест с отдельным проходом. Кроме того, нужно, чтобы между рядами соблюдалось необходимое для удобства болельщиков пространство. Так, между местами размещения от спинки до спинки рекомендуемое расстояние составляет 80 см.
Трибуны для болельщиков разделяют на сектора, отмеченные буквенно или пронумерованные. Обычно 10 % всех мест отводится для болельщиков команды-гостя. Необходимо наличие по близости туалетов и зон для питания. Поскольку на трибунах находится одновременно очень большое количество людей, проходов и выходов также должно быть несколько. Трибуны болельщиков
Спортивные трибуны для зрителей
Существует несколько видов трибун:
— стационарные;
— сборно разборные;
— выдвижные;
— мобильные.
Остановимся на каждом виде в отдельности и его особенностях.
Трибуны стадиона Стационарные футбольные трибуны обычно располагаются на больших стадионах. Делают их из цельного профиля, оснащают тентом или навесом. Такие трибуны могут иметь от 8 до 32 рядов.
Сборно-разборные трибуны, как уже видно из названия, универсальны, мобильны и экономичны.
Выдвижные трибуны (или телескопические) хороши тем, что позволяют использовать площадь объекта как можно эффективнее за счет своей современной конструкции.
Трибуна спорт Цены на трибуны различны и зависят от количества рядов, угла подъема, ширины проходов, наличия дополнительных опций. На современных стадионах предусматривают широкие площадки для размещения зрителей на инвалидных колясках. На спортивных объектах высокого класса по легкой атлетике также размещается судейская ложа, трибуны у финишного створа отдельно от зрительских мест.
Если трибуна имеет более 30 рядов, целесообразно по верху устанавливать поливочную конструкцию для промывки сидений. Краны в этом случае располагают друг от друга на расстоянии не менее 50 м.
Футбольные трибуны Стоит упомянуть, что сейчас все реже применяют сборно-разборные конструкции, отдавая предпочтение следующим видам трансформируемого оборудования:
— бличерам, представляющим собой оснащение из раздвигающихся секций телескопического типа. Обычно они крепятся к стене или к стационарной трибуне.
— системам типа партер-трибуна. Как правило, количество рядов таких трибун составляет не более 10. Но такой тип оборудования отличается особой практичностью, потому что, будучи смонтированной на двигающейся платформе, она с легкостью перемещается по всему стадиону. Изменяемый угол наклона партер-трибуны позволяет использовать ее как плоский партер, что особенно актуально, когда стадион превращается в место проведения концерта.
Странная трибуна в Екатеринбурге – это не позор
Владислав Воронин защищает ЧМ-2018.
Кажется, в конце рабочей недели российский интернет окончательно сошел с ума: он взялся обсуждать стадион в Екатеринбурге. О странной одинокой трибуне, которая построена как бы за пределами стадиона и висит сама по себе, написало сообщество «Лепра» (оно собирает всякую дичь отовсюду), а дальше загадочная картинка трансформировалась в вирус и полетела по всем личным лентам. Долетело даже до британских газет Sun и Mirror, которые посчитали стадион очень странным (хотя и не написали, что ЧМ-2018 надо срочно отнять; уже неплохо).
Российский спорт так искажен различными эрозиями, что теперь любая непонятная штука многим кажется диковатой неисправностью. Но заочное осуждение всего, что кажется странным и нелогичным, – не меньшее зло, чем больная и мрачная система. Поэтому Sports.ru ввязывается в баттл по фактам, чтобы защитить екатеринбургский стадион.
Первый пункт. Это не ошибка
Трибуна на фотографии – это не авангардное архитектурное решение, а просто временная конструкция, которая позволяет вместить больше зрителей. Такие трибуны устанавливаются перед чемпионатами в разных видах спорта и легко разбираются после (хватает 2-4 месяцев в зависимости от сложности работ).
Самый свежий пример – стадион ЧМ-2014 в Сан-Паулу, на котором проходил полуфинал между Аргентиной и Голландией. Во время турнира он вмещал около 65 тысяч человек, а сразу после, по согласованию с «Коринтианс», был уменьшен до 48 тысяч. Все исчезнувшие места приходились на две надстроенные временные трибуны за воротами – на ТВ-картинке они ничем не отличались от основных, а на самом деле тоже были вынесены за периметр стадиона и стояли отдельно.
Та же картина – с японским стадионом в городе Кобе, который во время ЧМ-2002 принимал матч Россия – Тунис и даже 1/16 финала между Бразилией и Бельгией. Во время чемпионата там могли разместиться 42 тысячи зрителей, сейчас – чуть более 30.
Совсем футуристический пример не так давно пришел из Парижа, где к Олимпийским играм-2024 построят целую сеть временных стадионов. Например, около Эйфелевой башни будут играть в пляжный волейбол, прямо в Большом дворце (Гран-Пале) пройдут турниры по фехтованию и тхэквондо, Версаль примет соревнования по конному спорту, а выставочный центр Бурже (где проходит авиасалон) приютит стрельбу, бадминтон и волейбол. Абсолютно все трибуны там будут временными.
Временные трибуны нужны по одной простой причине: во время чемпионата мира и Олимпиады зрительский интерес в 3-7 раз выше, чем обычно (в России цифры наверняка еще мощнее и показательнее). И чтобы не строить слишком много там, где после блестящего турнира наверняка наступит скука и запустение, лучше поставить что-то временное.
Вот как выглядит строительство временных трибун для крикета в Англии.
Второй пункт. Почему не встроить трибуны в стадион?
Обсуждения екатеринбургской трибуны вечно сводились к двум темам: «Как это вообще разрешила ФИФА?» и «Почему не построить трибуну внутри? Она ведь совсем не двигается».
Ответ на первый вопрос снова простой. Согласовали, потому что это разрешено правилами, главное требование – чтобы каждый болельщик полностью видел поле с любого, даже самого дешевого, места. С этим никаких проблем нет: вот вид с последних рядов временной трибуны.
Сделать стадион цельным оказалось невозможно из-за сложного наслоения факторов.
Каждый стадион ЧМ-2018 должен вмещать не менее 35 тысяч человек. Конечно, был вариант сразу построить большую арену, но от него отказались, посчитав, что Екатеринбургу просто не нужен настолько масштабный проект. В целом это неамбициозный, но очень адекватный взгляд на ситуацию: в прошлом сезоне «Урал» 15-м клубом чемпионата России по средней посещаемости: обычно на его матчи ходили по 5 319 человек.
Во-вторых, после долгих заседаний в Екатеринбурге решили, что ни в коем случае не будут убирать исторический фасад 1956 года: в документах упоминался лепной декор и другие элементы советской архитектурной неоклассики. В заключении государственной комиссии это подчеркивается даже названием объекта: «Реконструкция и реставрация объекта культурного наследия «Стадион «Центральный».
В совокупности трех факторов (требования ФИФА, слабый статус «Урала» и исторический фасад) появилась окончательная концепция: сам стадион вмещает 23 тысячи человек, но за счет временных трибун во время ЧМ-2018 безболезненно увеличивается до 35 тысяч мест.
Сразу после чемпионата временные конструкции можно разобрать, и арена будет вмещать 23 тысячи человек – если объективно, в среднесрочной перспективе «Уралу» больше и не надо. Хотя президент Григорий Иванов с этим категорически не согласен: «23 тысячи мест очень мало для города-миллионника. На «Урал» могут ходить и по 30 тысяч зрителей».
Главная проблема екатеринбургского стадиона – совсем не во временной трибуне, а в непоследовательных действиях менеджеров. Сейчас, почти за 8 месяцев до начала чемпионата мира, ни региональные власти, ни «Урал» не знают, что будет со стадионом дальше.
Клуб хочет играть на 35-тысячной арене (зачем – никто не знает), город думает только о том, чтобы выполнить обещание и сдать стадион до 31 декабря (что будет потом – загадка). «Запаса прочности хватит, чтобы трибуны простояли много лет. Поэтому если заказчик попросил их оставить после ЧМ – никаких проблем», – еще весной сказал представитель застройщика Тимур Уфимцев.
На демонтаж временных трибун понадобится около 1 миллиарда рублей (при общей стоимости реконструкции 12,7 миллиарда) – и если вдруг власти не выделят эту сумму, «Урал» действительно будет играть на вечно временном стадионе.
Трибуна на стадионе что это
Компания AVK Group стала членом IAKS
Поставка и монтаж спортивно-технологического оборудования, систем судейства и хронометража, табло, видеоэкранов
‘ data-link=»https://ru.avkgroup.at/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/basseyny/» style=»display: block; background-image: url(‘https://ru.avkgroup.at/shared/files/201912/226_6500.jpg’);»>
Поставка и монтаж спортивно-технологического оборудования, систем судейства и хронометража, табло, видеоэкранов
‘ data-link=»https://ru.avkgroup.at/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/universalnye-areny/» style=»background-image: url(‘https://ru.avkgroup.at/shared/files/201912/226_6499.jpg’);»>
Поставка и монтаж спортивно-технологического оборудования, систем судейства и хронометража, табло, видеоэкранов
‘ data-link=»https://ru.avkgroup.at/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/fizkulturno-ozdorovitelnye-centry/» style=»background-image: url(‘https://ru.avkgroup.at/shared/files/201912/226_6498.jpg’);»>
Поставка и установка систем судейства и хронометража
‘ data-link=»https://ru.avkgroup.at/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/velotreki/» style=»background-image: url(‘https://ru.avkgroup.at/shared/files/201912/226_6497.jpg’);»>
Поставка и монтаж спортивно-технологического оборудования, систем судейства и хронометража, табло, видеоэкранов
‘ data-link=»https://ru.avkgroup.at/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/stadiony-i-manezhi/» style=»background-image: url(‘https://ru.avkgroup.at/shared/files/201912/226_6496.jpg’);»>
Поставка и монтаж спортивно-технологического оборудования, видеоэкранов
‘ data-link=»https://ru.avkgroup.at/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/gimnasticheskie-zaly/» style=»background-image: url(‘https://ru.avkgroup.at/shared/files/201912/226_6495.jpg’);»>
Поставка и монтаж спортивно-технологического оборудования, систем судейства и хронометража, табло, видеоэкранов
‘ data-link=»https://ru.avkgroup.at/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/stadiony-i-manezhi/» style=»background-image: url(‘https://ru.avkgroup.at/shared/files/201912/226_6494.jpg’);»>
Поставка и монтаж спортивно-технологического оборудования, систем судейства и хронометража, табло, видеоэкранов
‘ data-link=»https://ru.avkgroup.at/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/areny-dlya-zimnih-vidov-sporta/» style=»background-image: url(‘https://ru.avkgroup.at/shared/files/201912/226_6493.jpg’);»>
Поставка и монтаж разметки, стартовых и судейских систем для гребли
‘ data-link=»https://ru.avkgroup.at/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/grebnye-kanaly/» style=»background-image: url(‘https://ru.avkgroup.at/shared/files/201912/226_6492.jpg’);»>
Поставка и установка спортивного оборудования и инвентаря
‘ data-link=»https://ru.avkgroup.at/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/sportivnye-ploshhadki/» style=»background-image: url(‘https://ru.avkgroup.at/shared/files/201912/226_6491.jpg’);»>
Поставка и монтаж зрительских трибун стандартного, бизнес и VIP класса
‘ data-link=»https://ru.avkgroup.at/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/» style=»background-image: url(‘https://ru.avkgroup.at/shared/files/201912/226_6490.jpg’);»>
Поставка и монтаж мебели для административных, офисных и прочих помещений
‘ data-link=»https://ru.avkgroup.at/%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/» style=»background-image: url(‘https://ru.avkgroup.at/shared/files/201912/226_6489.jpg’);»>
Поставка и монтаж спортивно-технологического оборудования, систем судейства и хронометража, табло, видеоэкранов
Спортивные трибуны для зрителей
Ни один вид спорта не может существовать без болельщиков. Именно они с замиранием сердца следят за игрой своих кумиров, искренне радуются их победам и огорчаются поражениям. Для того, чтобы зрителям было комфортно наблюдать за игрой спортсменов, руководство стадиона должно позаботиться об обустройстве специальных трибун. Трибуна – это сооружение с местами для зрителей, каждый последующий ряд которого выше предыдущего. Их можно устанавливать на открытых площадках и в закрытых помещениях.
Виды спортивных трибун для зрителей
Особенности разных видов зрительских трибун
Компания AVK Group проектирует и устанавливает зрительские трибуны ведущих мировых производителей. Подобрать подходящее оборудование можно в каталоге.
VIP-места на трибунах: в чем их особенность
Традиционно VIP-зона занимает западные трибуны стадионов. Обзор с нее будет практически таким же, как и с других сторон, но если спортивные соревнования проводятся до захода солнца – зрителям не будет доставлять никаких неудобств солнечный свет. Для VIP-зрителей устанавливают мягкие кресла с опорой для подлокотников. Как правило, VIP-зона состоит из таких уровней:
Какие нормы существуют
Зрительские трибуны должны быть изготовлены с учетом анатомических особенностей человеческого тела. Также они должны выдерживать значительные механические нагрузки, перепады температур, воздействие атмосферных осадков. Места на трибунах необходимо четко разделить на секции. Профиль трибун должен обеспечивать беспрепятственную видимость происходящего.
Дополнительные требования к зрительским трибунам:
В каталоге компании AVK Group можно заказать зрительские трибуны для гимнастических залов, баскетбольных залов, волейбольных залов, ледовых арен.
Размеры трибун
Стандартный модуль трибуны имеет такие размеры:
Если трибуна состоит менее чем из 15 рядов – в каждой секции должно быть до 50 мест, если рядов больше 15 – недопустимо, чтобы количество мест превышало 40. Рекомендуемая ширина прохода между сидениями – 45 см, глубина зрительного ряда – 75-80 см.
Рекомендуемые размеры мест для сидения:
Вместимость трехсторонних трибун при 8-метровой высоте составляет 2900 зрителей, при 10-метровой – 4 900, при 12,5 м – 7000 зрителей.
Какое оборудование необходимо для обустройства зрительских трибун
Стадионное сиденье – индивидуальное посадочное место со спинкой, которое устанавливается на специально подготовленную металлическую, деревянную или бетонную поверхность.
Трибуна скамеечного типа – это прикрепленная к основанию ламинированная влагостойкая фанера.
Защитные барьеры – изготавливаются из металлических труб различного диаметра и покрываются полимерно-порошковым покрытием. Они выполняют такие функции: разделяют игровое поле и зрительскую зону, разделяют секторы и лестничные пролеты, обеспечивают безопасное и комфортное перемещение зрителей по трибунам и секторам.
Козырьки для трибун – предназначены для защиты посетителей от прямых лучей солнца, дождя и других атмосферных осадков. Накрытие изготавливается из тентовой ткани или поликарбонатного пластика.
Как происходит процесс обустройства
Компания AVK Group оказывает услуги по комплексному оснащению сооружений для спорта высших достижений. Специалисты компании выполняют полный цикл работ: проектирование, подбор и расстановку трибун, поставку, монтаж и обслуживание установленного спортивного и технологического оборудования.
Организация сотрудничает с заказчиками с разных стран бывшего Советского Союза, среди оснащенных ею спортивных объектов есть большое количество спортсооружений международного уровня, на которых проводятся соревнования самого высокого ранга. Все работы выполняются максимально качественно и в соответствии с установленными нормами.
Правила и стандарты
При обустройстве зрительских трибун можно руководствоваться такими нормативными документами:
Кто следит за выполнением норм
Мониторинг проводится силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов:
Проверки бывают плановые и внеплановые.
Испытание оборудования в тестовом режиме
Специалисты компании AVK Group понимают, насколько важной задачей является обеспечение безопасности зрителей. Поэтому они очень ответственно подходят к процессу обустройства спортивных комплексов. Трибуны для зрителей перед установкой проверяются на соответствие всем установленным нормам. Благодарственные отзывы клиентов являются лучшим подтверждением высокого качества предоставляемых услуг.
Выводы
Трибуны для зрителей – это один из основных элементов конструкции спорткомплекса и важная составляющая комфорта любого спортивного мероприятия. Ответственный подход к вопросу организации трибун характеризует отношение руководства стадиона к каждому болельщику.
Наша компания подписала договор поставки спортивного оборудования и электроники с БК «Астана».
Этой осенью AVK GmbH принимает участие в 7 международных выставках в СНГ!
Система судейства и хронометража Swiss Timing для скачек в поставлена в Республику Туркменистан.
Malmsten представили новые профессиональные ворота для водного поло.
Спорт, шопинг и мировые шоу: как оснащаются современные стадионы
Сегодня многие мировые стадионы выбирают концепцию широкой многофункциональности, сочетая разные возможности и элементы, которые делают спортивную площадку конкурентоспособной, эффективной и привлекательной.
О том, что такое многофункциональные стадионы, как они оснащаются и развиваются сегодня — в нашем материале.
Домашние арены для гостей
Первая необходимость для современных стадионов — не быть площадкой для одного вида спорта, а иметь возможность принимать другие соревнования и проводить масштабные мероприятия. По этому пути идут многие крупные арены Европы и Америки. Например, лондонский O2 Arena — один из самых больших крытых европейских стадионов, который может вместить до 23 тыс. человек. С момента открытия в 2007 году здесь проходили соревнования по спортивной гимнастике и прыжкам на батуте (чемпионат мира по спортивной гимнастике 2009 года и Олимпиада 2012 года), боксу, баскетболу, дартсу, хоккею, теннису и профессиональному рестлингу, а также множество концертов национальных и мировых звезд. Проводить все это позволяют технические возможности площадки — план рассадки меняется, и стадион легко может быть преобразован в каток, баскетбольную или концертную площадку, выставочные площади и место для конференций.
Подобная концепция и у стадиона Madison Square Garden в Нью-Йорке. Это домашняя арена для двух команд из разных видов спорта: «Нью-Йорк Рейнджерс» (НХЛ) и «Нью-Йорк Никс» (НБА). Но арена принимает и другие соревнования и концерты — ежегодно здесь проходит более 300 мероприятий.
Многофункциональность — основная идея и для московского спортивного комплекса «ВТБ Арена», построенного на месте реконструируемого стадиона «Динамо». Комплекс общей площадью 320 тыс. кв. м объединяет две спортивные площадки: Центральный футбольный стадион «Динамо» имени Льва Яшина (вместимость во время футбольных матчей — 25,7 тыс. человек, во время концертов — до 33 тыс. человек) и универсальную площадку «ВТБ Арена» (вместимость: до 11 тыс. человек во время хоккейных матчей, до 14 тыс. человек в зависимости от мероприятия).
Волна трибун
Сочетать возможности для проведения разных по формату мероприятий на многоцелевых стадионах позволяют новые технологии. В частности, это трансформируемые трибуны.
Справка: movable seating — подвижные сиденья или, как их еще называют, трансформируемые (модулируемые) трибуны. Технология позволяет перемещать части трибун для изменения формы и размера игрового поля, чтобы на одном и том же стадионе проводить соревнования в разных видах спорта.
Например, на стадионе «Доклендс» (он же Marvel Stadium) в австралийском Мельбурне технология позволяет трансформировать трибуны из прямоугольной формы в эллипс и обратно, для чего четыре яруса первого уровня перемещаются на 18 м вперед и, соответственно, назад. «Доклендс» — второй по величине стадион Австралии, где проводится множество крупных спортивных мероприятий. В основном он используется для футбола по австралийским правилам и крикета (для чего, кстати, и нужна овальная форма), но проводит также традиционные футбольные матчи, соревнования по регби и концерты.
Чаще всего стадионы с трибунами-трансформерами встречаются в Северной Америке, где в принципе больше, чем где бы то ни было, мегапопулярных зрелищных видов спорта. Там очень востребованы площадки, которые подойдут и для американского футбола, и для традиционного, и для бейсбола, и для массовых музыкальных шоу. Такие стадионы есть, например, в Атланте (стадион Mercedes-Benz), в Миннеаполисе (Стадион US Bank), Окленде (Oakland-Alameda County Coliseum) и много где еще. Несколько примеров имеется в Европе (в Англии и Франции).
В России автоматические трибуны-трансформеры есть только в одном месте — на «ВТБ Арене» в Москве. Подвижность трибун позволяет создавать хоккейные площадки трех размеров: европейский вариант (ИИХФ) — 30х60 м, финский — 28х60 м и североамериканский — 26х60 м. Современные стандарты международных турниров НХЛ требуют конфигурацию финской площадки 30*60. И площадка «ВТБ Арена» первая перешла на эту конфигурацию, рассказал генеральный директор УК «Динамо», проект «ВТБ Арена парк», Андрей Лунтовский.
Более того, хоккейную коробку можно переделать в баскетбольную и волейбольную площадку, боксерский ринг или концертный зал. Нижние ярусы — телескопические, они полностью управляются компьютером и при необходимости могут убираться автоматически. Если нужны дополнительные ряды (например, для больших концертов), то основная часть трибун поднимается на 5 м и из-под них выкатываются недостающие.
Фактически видоизменить арену (переставить трибуны, смонтировать и демонтировать покрытия, бортики, стекла, защитные сетки) можно буквально за ночь. Без использования трансформеров на это уходило бы как минимум несколько дней.
Для полной трансформации площадки потребуется от 10 до 12 часов и пять-шесть человек персонала.
Юлия Никуличева, руководитель отдела стратегического консалтинга компании JLL:
— Основная проблема всех классических футбольных стадионов в том, что они используются домашней командой 18 раз в году. В России еще есть проблема с климатом: если это открытый стадион, то его можно использовать только в теплое время года. Чтобы повысить доходность проекта, подобные объекты должны быть максимально гибкими с точки зрения приспособления его для разных событий (праздников, шоу, концертов), и таким образом доходность проекта улучшается. Поэтому и возникла потребность в реализации объектов-трансформеров, на которых можно проводить различные мероприятия и в короткие сроки конвертировать пространства от одного формата мероприятия в другое.
Кроме уникальных трибун, арена и стадион оборудованы креслами британской компании Bluecube — крупнейшим мировым лидером по производству сидений для спортивных объектов. Они оснастили креслами такие известные объекты, как футбольный стадион «Уэмбли» и Олимпийский стадион в Лондоне, а также стадионы в Бразилии, Саудовской Аравии, США, Сингапуре, Швеции, Голландии, Дании и во многих других странах. Сидения на арене состоят из материала с акустическим поглощением, не допускающим звуковых вибраций.
Идеальный газон VS картофельное поле
«Огород» и «поле с картошкой» — популярные болельщицкие эпитеты для плохих стадионных газонов. Хорошее покрытие должно быть идеальным, и добиться этого непросто. В современных реалиях стадионный газон — это очень сложное инженерное сооружение, к которому сегодня предъявляются крайне высокие требования. Оценка качества игровой поверхности футбольного поля проводится по многим показателям: густота, плотность, высота и прочность травяного покрова, длина корневой системы, температура игровой поверхности, влажность корнеобитаемого слоя.
Андрей Лунтовский, генеральный директор УК «Динамо», проект «ВТБ Арена парк»:
— Специфика заключается в том, что газон футбольного поля необходимо содержать в игровой кондиции практически в течение всего года. Газон растет в чаше стадиона, и, как следствие, освещенность и воздухообмен для его нормального роста и восстановления недостаточны, возникает необходимость в дополнительном освещение и вентиляции. В период, когда среднесуточная температура опускается ниже 6–8 о С, поле начинают подогревать, а в период сильных заморозков укрывают специальным покрывалом, при этом четко следят за перепадом дневных и ночных температур, чтобы газон не замерз. Газон растет на песчаной подушке, поэтому программа полива и питания покрытия более интенсивная, чем на обычном грунтовом футбольном поле. Уход за газоном — это комплекс сложных агротехнических мероприятий, который направлен на скорейшее восстановление газона после мероприятий и его 100%-ное состояние для будущих игр.
Чтобы принимать матчи мирового уровня, поле должно иметь покрытие, соответствующее высоким стандартам FIFA. В частности, одно из требований касается систем укрепления газона. Они повсеместно используются для игровых полей: во время игр поверхность поля изнашивается, а качество и целостность газона необходимы для его эксплуатации во время всего турнира. Укрепление покрытия обеспечивает его стабильность и прочность.
«Мы руководствуемся требованиями к футбольным полям, на которых проводятся матчи РПЛ, UEFA, игры Национальной сборной России, а также мы учитываем требования FIFA, — поясняет Андрей Лунтовский. — В соблюдении указанных выше требований огромное значение имеет укрепление и стабилизация корнеобитаемого слоя футбольного поля. В нашем случае — это прошивка поля полимерным волокном. Прошитое поле лучше переносит эксплуатационную и игровую нагрузку, улучшает визуальную картинку, лучше восстанавливается».
Справка: газон на Центральном футбольном стадионе «Динамо» состоит из десяти видов трав. Под ним проходит около 30 км труб, отвечающих за вентиляцию, дренаж, полив и подогрев. Глубина прошивки поля составляет 18 см.
Большие люди большого спорта
Отдельная часть инфраструктуры современных стадионов — зоны повышенного комфорта. Создание специальных бизнес-лож для VIP-болельщиков, где можно просматривать спортивное соревнование в особо комфортных условиях, — важная составляющая, повышающая окупаемость стадионов. Сегодня зрелищные спортивные и культурные мероприятия — отличный повод увидеться с бизнес-партнерами или просто с друзьями, в ложах стало популярно проводить деловые переговоры, отмечать дни рождения, интересные события или просто насладиться игрой любимой команды.
«Зарубежные стадионы давно используют ложи для привлечения состоятельных болельщиков, — отмечает Андрей Лунтовский. — Стоимость годовой аренды лож за границей варьируется от €80 тыс. до €225 тыс. в зависимости от времени покупки, удаленности от центра трибуны, размера, набора услуг. Российские стадионы становятся все более клиентоориентированными, у нас в стране сегодня активно развивается культура семейных лож, также становится популярной покупка лож корпоративными клиентами, которые таким образом могут привлекать потенциальных партнеров».
Справка: VIP-ложи можно выкупать (арендовать) на долгий срок — от одного года. В этом случае арендаторы обычно оформляют их по своему желанию и порой подходят к этому очень творчески. Например, на стадионе Coface Arena в немецком Майнце производитель Heinz оформил свою ложу бутылочками с кетчупом. А на разных стадионах Гамбурга есть ложи, стилизованные под мастерскую, спортивную раздевалку, кухню.
Но главная особенность современных VIP-лож все-таки не дизайн, а набор услуг. Стандартно это приватность, лучшие виды на игровое поле, обслуживание и ресторанное меню, остальное опционально. В частности, домашний стадион «Баварии» — «Альянц Арена» в Мюнхене — арендаторам каждой из 106 лож предлагает ресторанные блюда и скидки на товары клубных магазинов. На стадионе Imtech Arena в Гамбурге — специальная кухня, которой руководит один из лучших шеф-поваров Германии Тим Мальцер.
VIP-ложи на стадионе «ВТБ Арена»
Московский футбольный стадион «Динамо» — 26 VIP-лож на 13–20 человек и VVIP-ложа на 100 человек.
Универсальная крытая «ВТБ Арена» — 44 VIP-ложи на 6–11 человек и корпоративный зал на 60 человек.
Программы для гостей: ложу можно выкупить на год или на отдельно взятое мероприятие.
Сервис: кейтеринг, персональные хостес, официанты, место на парковке, удобный вход с паркинга по специальному лифту, что позволяет гостям не пересекаться с потоками болельщиков.
Что говорит комментатор?
Формулировка «собрать стадион» известна со времен позднего Советского Союза. В этом ключе говорили о неслыханной популярности эстрадных звезд, чьих поклонников просто не мог вместить ни один концертный зал. Тогда стадионы использовались как концертные площадки исключительно из-за вместимости, других преимуществ у них не было абсолютно никаких: звук зачастую был ужасный, а артисты с дальних от сцены трибун казались движущимися точками.
Современная Россия приняла западный подход: концерт на стадионе — это нормально; это значит, что площадка позволяет сделать большое зрелищное шоу и привлечь большое количество зрителей. Профильных концертных площадок, которые по набору характеристик могли бы сравниться со стадионами, на самом деле немного. Собственно, сегодня стадионы и стали теми самыми профильными музыкальными площадками. Но к визуальному и звуковому оформлению спортивных мероприятий требования тоже высоки.
В контексте качества звука сегодня принято говорить о равномерности звукового покрытия на площадке, хорошем звуковом давлении, детализации речи и музыки. Иными словами, посетитель, занимая любое место на любой трибуне, должен хорошо слышать конферансье или комментатора и музыкальное сопровождение, а также сигналы системы оповещения и пожаробезопасности. То же самое должно происходить и на игровом поле. Одновременно присутствующих не должны беспокоить эхо, дискомфортные шумы и вибрации. При установке звуковых систем обязательно учитываются конфигурация и другие параметры здания, которые могут влиять на звук.
Справка: На Центральном футбольном стадионе «Динамо» и крытой «ВТБ Арене» в Москве используется новейшее звуковое оборудование — акустическая система компании L-Acoustics. Системы L-Acoustics показывают высокий уровень детализации звука (соответствуют требуемым индексам разборчивости речевых материалов — STI), равномерности покрытия и звукового давления. В частности, системы звукоусиления на стадионе «Динамо» и «ВТБ Арене» делятся на две части: озвучивают зрительские трибуны и само игровое поле.
Моделями этой системы оснащены очень многие крупные стадионы мира, и именно ее чаще всего требуют в своих райдерах мировые музыкальные звезды. Что еще интересно: для установки системы инженеры L-Acoustics используют собственную программу Soundvision, на которой создаются электроакустические трехмерные модели звуковых решений для конкретного стадиона. То есть позволяют создать систему для конкретного объекта еще до установки. Наконец, системы L-Acoustics легкие, удобные и безопасные, что важно, поскольку многие их части монтируются непосредственно над головами зрителей.
Хроника лучших голов
Качественное визуальное оборудование — еще одна необходимая составляющая оснащения современного многоцелевого стадиона. Ход игры, интересные моменты, эмоции игроков, ревущие трибуны болельщиков — выведение всего этого на экраны сопровождает почти все зрелищные спортивные мероприятия. Масштабные концерты тоже не обходятся без экранов: на них транслируется как происходящее на сцене, так и заготовки музыкантов — клипы и прочее визуальное оформление шоу. Не забываем и о демонстрации рекламы — важном источнике заработка для владельцев стадиона.
На крупных стадионах обычно размещают сразу несколько экранов, а арены закрытого типа часто оборудуются подвешенными медиакубами.
Справка: медиакуб — это наиболее совершенный способ отображения табло, применяемый сегодня на ледовых аренах и крытых спортивных стадионах. Это конструкция из четырех и более LED-экранов, скрепленных в форме призмы или куба, которая подвешивается над игровым полем.
Например, на стадионе «ВТБ-Арена» установлен самый большой в России медиакуб от фирмы Barco. Он имеет четыре основные грани (6,2 х 5,4 м), четыре угловые грани (1 х 5,4 м), а также верхнее и нижнее кольца для бегущих строк. Вес медиакуба, установленного на «ВТБ Арене» составляет 11 тонн. Кроме того, площадка оснащена двумя видеотабло (6,4 х 3,8 м) и видеобортом «Megalux» (38,4 х 0,8 м). Все это создает отличный обзор со всех точек стадиона. Центральный стадион «Динамо» тоже оснащен современными мультимедийными системами, среди которых плазмы и LED-строка по периметру футбольного поля.
Шопинг — тоже спорт
Вторая насущная потребность современных стадионов — создать разнообразную и привлекательную инфраструктуру, позволяющую зарабатывать не только на спорте.
Современные спортивные объекты порой совмещают объекты, которые раньше казались далекими друг от друга. Одно из нововведений в инфраструктуру спортивных комплексов — торговые центры. Например, в составе комплекса «ВТБ Арена» есть торговый центр «Арена Плаза» площадью порядка 20 тыс. кв. м. Он расположен под спортивной частью и включает якорный супермаркет «Перекресток», спортивный клуб, более 90 магазинов торговой галереи и фуд-корт, вместимость которого порядка 600 человек. На подземном уровне также расположена парковка, вмещающая более 700 машин.
Эксперименты с совмещением спортивной и торговой функций на стадионах редко, но встречаются в мировой практике. Например, торговый центр есть в составе построенного к чемпионату мира по футболу 2014 года спортивного комплекса «Арена дас Дунас» в бразильском Натале. Стадион Allianz Stadium в Италии, в Турине и арена Dragon Stadium в португальском Порту тоже имеют торговые центры в свой инфраструктуре. Запланированная масштабная реконструкция стадиона мадридского ФК «Реал Мадрид» — «Сантьяго Бернабеу» — тоже предполагает расположение под трибунами торгового центра. В Сербии есть еще более любопытный пример — стадион футбольного клуба «Вождовац» расположен прямо на крыше торгового центра.
Борис Маца, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International:
— В мировой практике существуют лишь единичные примеры совмещения двух арен с различным назначением под крышей одного стадиона, так как мультиформатность накладывает удвоенные требования к местам общего пользования, входным группам, подъездным путям, а также сопутствующей инфраструктуре. При этом совмещение стадиона с полноформатным торговым центром встречается еще реже — как правило, торговля присутствует либо в самом стадионе в выделенных помещениях с отдельными входами с фасада или ограничивается выделенной зоной общественного питания. Молл является полноценной частью здания, имеющей собственный трафик и важное значение в коммерциализации объекта. В отличие от большинства зарубежных примеров в проекте «ВТБ Арена» торговый центр расположен на всей площади первого этажа здания, что существенно расширяет возможности синергии трафика и повышает комфорт посетителей.