Троя что за народ
Народ Трои
Известно из истории, что Трояне назывались сначала Пеласгами, потом Фракийцами, после того Тевкрами, затем Дарданами и, наконец, Троянами, а остатки их после падения Трои Пергамлянами и Кемеянами. Ибо Эней построил Кемь и Пергам после падения Трои и в них поселился народ Трои, та его часть, что избежала гибели в Илионе.
Эти факты заимствованы как у греческих и римских историков, так и из самой Илиады. Греки называют Троян, Македонцев и Фригиян Фракийцами, да и сами Трояне так же называют себя, а вместе с тем и подвластных себе Фригийцев и союзных Македонцев.
Если бы мы даже и не знали, что Фракийцы происходят от Пеласгов, то и тогда на вопрос, кто же были фракийцы, мы отвечали бы по историческим фактам так: у Фракийцев, равно как и у Пеласгов, мы встречаем множество племенных названий чисто славянских, между которых, по Геродоту, есть Руссы и Руссины.
Кроме того, Фракийцы носили чубы, как Малороссияне; могилы у них делались насыпью, как вообще у всех Славян; при погребении покойников соблюдались все славянские обряды и даже нанимались плакальщицы. На бой они выходили преимущественно пешие; вооружение у них было славянское. Это подтверждается всеми древними историками. Следовательно, Фракийцы должны были быть Славяне. Но теперь, имея выводы Apendini о том, что Фракийцы и Македоняне говорили славянским языком, и подробнейшие выводы Г. Черткова о Пеласго-Фракийском племени, мы убеждаемся несомненно, что Фракийцы были славяне, следовательно, и Трояне тоже.
Относительно славянства последних заметим еще в дополнение, что два сына Приамовы носили имена чисто славянские, а именно Троил и Дий. Первое имя сохранилось у нас на пушке, стоящей в Московском Кремле; другое известно из славянской мифологии. Кроме того, военные игры, введенные Троянами в обычай италийцев, названы этими Trojani ludi (Трояни люди). Только впоследствии из славянского слова «Люди» образовали Латины свое ludo (игра). Слово «Трояни» осталось без перемены, но уже отнесено было не к народу, а к свойству игры. Так точно слово «Швейцарец» перешло у нас на дверного стража, именуемого швейцаром.
Рассмотрим теперь, к какому племени Славянскому принадлежали Трояне
В Троянских владениях была река Рса или Раса. Везде, где сидели Руссы, мы находим и реку этого имени. Нынешний Аракс есть древняя Рса; по географии того времени означают тут народ Рось и страну того же имени, названных впоследствии Скифами. Аракс назывался Арабами Эль-Рас, Монголами — Орсай и Расха, Греками — Раса и Орос.
Волга также называлась Рсою, когда подвинулись к ней из-за Каспийского моря Руссы и Унны; это же имя сохранила река Руса или Порусье в Новогородской губернии, где сидела Русь алаунская древнейшая; река Рось, впадающая в Днепр, где сидела Русь Днепровская или Поросяне; Русское море или Черное, где была Русь черная; река Руса в Моравии, где сидят и теперь Русняки; река Руса, составляющая правый рукав Мемеля или Немана, называвшаяся, как говорит предание, этим именем от самого истока своего, по которой
сидела, по всему ее течению Русь алаунская, перешедшая со старого жилища на новое место, дошедшая наконец до взморья и распространившаяся по нему налево до Русни, что ныне Фриш-Гаф, а направо, вероятно, вверх по всему заливу, где и названа она поморскою.
Это заставляет заключить, что и в Троянских землях сидела некогда Русь, следовательно, хотя часть Троян была племени Русского.
Но обратимся теперь к надписи на могильном камне Энея. Эта надпись разобрана и прочтена Г. Воланским верно. В этой надписи Эней призывает для охранения дома своего и детей высшее божество, называя его высшим божеством России — Эзменем. У древнейших Славян действительно почитался высшим божеством Ясмень, называемый иначе Язмень, Яшмун и Шмун, а те, которых почитали происшедшими от него, назывались Яси, Язи или Азы.
Из этого выводится следующее:
1. Что Эней троянский был не только Славянин, но именно Русс.
2. Что, следовательно, и жители Илиона были Руссы.
3. Что Язи или Азы, производящие себя от Яза или Язменя, Ясмуна, Яшмуна, Шмуна, божества Русского, также Руссы.
4. Что Язики — уменьшительное слово Язей — пересозданные неведением новейших историков в Язигов, Яцигов, а у некоторых племен Славянских — сообразно наречию их — в Ящагов, от Яшмуна, должны также происходить от Руссов. Это подтверждается еще и тем, что Язи или Язики были постоянно неразлучны с Роксоланами, т.е. Руссами алаунскими, или аланными, что нами подробно объяснено в статье о Руссах и Аланах.
Еще моменты из песни о полку Игореве
Теперь обратимся к доказательствам того же предмета, но с другой точки воззрения. В песне о полку Игореве между прочим сказано:
«О Бояне, соловью старого времени! Абы ты сиа полки ущекотал, скача славию по мыслену древу, летая умом под облакы. свивая славы оба пола сего времени, рища в тропу Трояню чрез поля и горы».
Из этого явствует:
1. Что певец Игоревых полков называет какого-то Бояна соловьем старого времени — это значит певцом давно минувших времен. Следовательно, Боян или описывал только древние события, или и сам принадлежал к числу древних поэтов.
Что должно подразумевать здесь под словом — древо? Нет сомнения, что это слово не представляет собою ни параболы, ни гиперболы риторической, а есть простое указание на то, что Боян писал еще до изобретения папируса, а потому писал, по тогдашнему обыкновению, на деревянных дощечках, на каковых писали некогда и Руссы, по свидетельству Ибн-Эль-Недима. Следовательно, Боян был древний поэт, ибо писал еще на дощечках и, может быть, резами и чертами, как говорит черноризец Храбр о письменах Славянских.
А так как у нас из стихотворений о Трое только и есть одна Илиада, то мы можем не только предположить, но и утвердительно заключить, что Боян писал Илиаду.
Ошибочно заключил наш покойный историограф П.М. Карамзин, что слова «в тропу Трояню» означают: in via Trajani (в путь Траянов). Можно ли воспеть что в чей бы то ни было путь? Поют в склад и лад другого, но не в путь. Притом и самое правописание говорит, что речь идет о чем-то троянском, а не Траяновом. Да и дальнейший текст игориады «вступила (обида) девою на землю Трояню» ясно говорит нам, что речь идет об Илионе. Итак, Илиаду писал Боян, а не псевдоним Омир. Спрашиваем опять: не был ли Боян только переводчиком Илиады? На это нам отвечает текст Игориады в двух местах: нет.
«Боян же вещий не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, не «свои вещие персты на живые струны вскладаше, они же сами князем славу рокотаху» свидетельствует в свою
очередь, что Боян был вдохновенный поэт, что ему нужны были для сочинения не силы фактические, а стоило только воодушевиться и струны под перстами его славили князя.
Илиада
На вопрос: на каком языке была первоначально написана Илиада? — решительно отвечаем: не на греческом; ибо Ликург нашел первые 8 песен ее в Кеми, городе Троянском, построенном после падения Трои. Притом же греки в продолжение трех столетий от покорения Трои не знали об этом сочинении; неужели оно могло бы так долго укрываться от них, если бы было их туземное? Хотя семь городов греческих и спорили о месторождении творца Илиады, но потому только, что в каждом из них найдено по несколько вариантов тех же кемеянских или кемских песен, которые легко могли зайти туда из Кеми, бывшей впоследствии во власти Греков.
Следовательно, Боян или Омир мог быть и не Грек родом и действительно он был Кемеянин, что подтверждают и сами Греки, говоря, что слово Омир не есть имя певца, а означает будто бы на кемеянском языке только слепца. Вот тут сами Греки говорят, что Илиада первоначально написана была не на греческом языке, иначе не могло бы иностранное для Греков слово, означающее не более как слепца, попасть в оглавление греческого стихотворения.
Поставив всеми этими доводами факт исторический, присвоенный Греками в пользу своей истории, в чисто нейтральное положение, продолжим наши выводы.
Имя Кеми, месторождения Илиады не только не чуждо славянскому миру, но даже повторяется и в самой России в разных местах, как, например, Кем-пно, городок в познанском округе, Кем-тендей, река в Иркутске, Кемь, уездный город архангельской губернии, озерко Кемское и речка Кемь в той же губернии, и несколько деревень того же имени.
Теперь возьмем опять для доводов Игориаду. Мы в ней далее читаем:
«Чили воспети было вещий Бояне, Велесов внуче».
Здесь сочинитель Игориады называет Бояна, певца Илиады, Велесовым внуком.
Но Велес или волос был божество у Руссов, покровительствовавшее коням и волам.
Спрашиваем: станет ли Славянин, или лучше сказать Русс, называть Грека или вообще иностранца внуком божества своего, особенно тогда, когда Греки имели постоянные распри с Руссами и прочими Славянами?
По этому певец Илиады, т.е. Боян, должен был быть Руссом.
Далее в Игориаде мы читаем:
«Уже бо братие, не веселая година встала! Уже пустыни силу покрыли. Встала обида в силах Даж-бога внука, вступила (т.е. обида) девою на землю Трояню, всплескала лебедиными крылы на синем море, у Дона плещучи; убуди жирня времена. Усобица князем на поганыя погибе, рекоста бо брат брату: се мое, а то мое же; и начаша Князи про малое се великое молвити, а сами на себя крамолу ковати; а поганые с всех стран
прихождаху с победами на землю Русскую».
Здесь автор говорит о тяжких временах, приводя в доказательство тому, что пустыни покрыли те места, где прежде процветала сила народная. — Но что же он причисляет к пустыням? — На это он сам отвечает ясно: «Трояню землю, окрестности синего моря и протяжение вдоль Дона», следовательно, Троянскую и Русскую земли. Что прибрежья синего моря были некогда заселены Славяно-Руссами явствует уже из преданий,
сохранившихся в народных песнях и сказках, переносящих весь быт востока славянского на синее море, подобно тому как запад славянский концентрируется Дунаем.
— Спрашиваем: что заставило его поставить Трою в одну категорию с Россией и даже назвать и ту и другую страны силою Даж-бога внука, т.е. Славяно-русского божества.
Ответ выводится сам собою следующий: то, что автор Игориады признает Илион не токмо Славянским, но даже Русским, как истину, давно известную и несомненную. Что Троя и Русь заняты были не только одним и тем же народом, но и одним его племенем; следовательно, Руссы были Трояне или Трояне были Руссы. Но как огромнейшее племя Руссов не могло все совместиться в Трое, а часть Руссов могла построить Илион, притом прозвания: Трояне, Дардане, Тевкры, Фракийцы и Пеласги не суть собственные имена народа, а только нарицательные, как мы видели выше, следовательно, Руссы есть племенное название народа, заселявшего Трою.
Далее автор Игориады выводит, в каком виде вступила обида в земли Русские: в Трою девою — это намек или на Гизиопу, похищенную Ираклом, или на Елену, увлеченную Парисом; в Россию вступила она притязаниями князей на доли, в дележе наследия, имевшими следствием междоусобия их. — Здесь автор, сливая Трою и Русь воедино, в один народ, горюет, приводя, так сказать, к одному знаменателю бедствия, его постигшие.
Из этого явствует уже несомненно, что Трояне были никто иные, как Руссы.
Далее автор Игориады говорит:
«На седьмом веце Трояне вроже Всеслав жребий о девицу себе любу».
К чему вошло здесь летосчисленне Троянское в таковое ж Русское? Хотя трудно вывести из этого исходную точку летосчисления, давно былого, взятого от Троян; однако же несомненно должно заключить, что у Руссов и Троян было оно некогда общим и начиналось, вероятно, построением Трои, следовательно, опять тот же вывод, что Троя была Славяно-русская.
Этот вывод согласен будет и с доводом г. Воланского, полученным на пути, совершенно отличном от нашего, что Эней был Русс. Кроме того, имя Энея мы встречаем у славян, как, например, Эней-Сильвий, Чешский историк 1458 г. Юней — имя болгарское, часто встречающееся и теперь у Болгар.
Нет никакого сомнения, что Илиада на отечественном языке нашем была не у одного творца Игориады в руках, а у многих Руссов, но с нашествиями половцев, Монголов и почти всеобщим сожжением городов русских этот драгоценный древнейший памятник народной славы погиб безвозвратно. Но, впрочем, если бы кто вздумал отыскивать древний список Илиады, тот должен искать его преимущественно начертанным на
деревянных дощечках или на пергаменте, изобретенном в Пергаме, городе построенном Энеем. Но, впрочем, он мог существовать и в позднейших списках.
Греция, достигши высшего своего образования, не могла достигнуть в творениях своих псевдонима, Омира, как же приписывать ей Омира в те времена, когда она была еще народ почти варварский. Просвещение Греции началось только со времени падения Трои.
Хотя впоследствии Греки и написали уже сами Одиссею, но она, несмотря на свое позднейшее появление, суха, местами шероховата, наполнена слишком грубыми вымыслами и очень растянута бесцветными картинами. Одиссея есть образец греческой поэзии, не выдерживающей параллели с Илиадою славянской. Это от того, что Славянам более свойственна поэзия, нежели всем прочим народам; можно даже сказать, что она составляет прирожденное их свойство.
Возьмите любую чисто Русскую сказку и вы найдете в ней какое-нибудь место, дышащее высокой поэзией, например описание коня, красавицы — так, что невольно согласитесь, что это отрывок из поэмы. Конечно, почти все остальное в сказке уже изуродовано в изустном предании народа: сравните же описание коня в сказке с описанием коней Ахиллесовых в Илиаде и вы скажете, что оба они одного и того же творца, только в последнем заметно, что оно подвергалось нескольким переводам и обыкновенным при таких случаях переделкам, отчуждавшим его от родного типа.
Поэтому мы можем полагать, что много древних стихотворений обратилось в народные сказки, утратив в изустном предании красоты свои и сохранив их только в тех местах, которые по свойству своему у всякого легко залегали в памяти.
Видно и по истории, что просвещение Греции началось много спустя после покорения Трои. Та первая заимствовала образцы гражданственности, благоустройства и образования, подобно тому, как западные народы начали просвещаться после крестовых походов.
Интереснее наложить площадь занимаемую Троей на современные города. Известно что длина стен вокруг даже относительно большого Нижнего города не превышала 2 500 метров. Если накинуть от всей души, то получается что длина всех стен Трои с трудом могла дотянуть до 3 000 метров. Сравнивать эту длину стен с Москвой даже не прилично, но можно для интереса попробовать. Крепость и громадный по меркам 3 000 лет назад город занимал вот эту площадь.
В Екатеринбурге вся Троя с нижним и верхним городом легко помещается в небольшой части Ленинского района.
Можно конечно снабжать армию под Троей едой по морю. Но даже 250 км это в итоге 500 км туда сюда. К тому же еду надо откуда то брать причём ежедневно грузить на корабли. Экономика Греции тех лет физически не способна прокормить не то что 100 000 людей которые ни черта не делают, а и 2 000 покормит и разорится.
Лично мне видится фантастикой и длительность осады. Столько топтаться под стенами города просто не получается. Неспроста в мифологии проблема снабжения жратвой войска решается через магических Энотроф. Это были некие девы способные делать прямо из земли масло, зерно и вино. Я так думаю что даже у совсем древних греков возникала куча вопросов именно в плане снабжения едой всей прорвы народу. И что бы не говорить правду про относительно недолгую осаду, греки выдумали всякие божественные изыски.
Древний Город Троя (легендарный Илион)
Древняя Троя или легендарный Илион
Троя – наверное, в мире мало тех кто не слышал имя этого легендарного города хоть раз в своей жизни, кто не слышал о знаменитом Троянском коне, который резко изменил ход Троянской войны. Начиная от “Илиады” Гомера, где описан пятьдесят один день последнего года Троянской войны, о Трои сказано и написано очень много. Троя всегда интересовала и продолжает интересовать самых различных ученых: археологов, историков, литераторов и краеведов. А знаете ли Вы, что Троя находится в Турции?
Троянский конь – символ Трои, расположен при входе на территорию Национального исторического парка
Где находится Троя? Троя на карте
“Троя” и “Илион” два разные названия одного и того же могучего города в Малой Азии, у входа из Эгейского моря в пролив Дарданеллы (Геллеспонт). Город был расположен на древнем морском торговом пути, который соединял Эгейское море с Мраморным и Чёрным морями. Троя занимал господствующее положение над проливом и это позволило городу стать ключевым центром торговли между Востоком и Западом в эпоху бронзы.
Троя на карте Турции
Расположение Трои
По словам Гомера, около города протекали река Скамандр и Симоис. Река Скамандр (тур. Карамендерес) берет начало на склонах гор Ида, которые ныне называются Каз-Даг. Когда Троя впервые была основана, она располагалась на берегу одноименного залива. Но то, что мы видим сегодня, уже не залив а большая равнина потому, что аллювиальные осадки рек Скамандр и Симоис постепенно накапливлись и в течение многих веков эти речные наносы практически заполнили бухту. В наши дни развалины древней Трои находятся в Турции, в 30 км от города Чанаккале, недалеко от деревни Тевфикие.
Бывшая Троя и Троя сегодня – Расположение Трои
Раскопки Трои и “Клад Приама”
Долгое время само существование Трои считалось мифом или выдумкой Гомера и точное местоположение Трои никто не знал. Географические описания, данные в “Илиаде” Гомера, заставляли некоторых учёных предположить, что руины Трои могут быть на северо-западе Малой Азии, где-то у входа в пролив Дарданеллы (на территории современной Турции). В 1870 году, знаменитый археолог-самоучка Генрих Шлиман, получив разрешение от тогдашних османских властей, начал раскопку в северо-западной части холма Гиссарлык (недалеко от города Чанаккале). 31 мая 1873 года Шлиманом был обнаружен клад, который он поспешно назвал “Кладом Приама”. Позже оказалось что это не “Клад Приама”, потому что возраст клада был на тысячу лет старше, чем времена описываемые у слепого поэта Гомера.
Золотая диадема из “Клада Прима”. Влево – жена Шлимана, София позирует в диадеме (1874 г.)
Согласно разрешению османского правительства на право раскопок Гиссарлыка, Шлиман был обязан передать половину находок в Археологический музей в Стамбуле. Но он скрыв сокровища от турецких властей, контрабандным путем вывез их в Грецию. В 1881 году, после безуспешных попыток продать сокровища в крупнейшие музеи мира, Шлиман передал их в дар городу Берлину, а это позволило ему стать почетным гражданином Берлина. С 1945 года Троянский клад, взятый в качестве трофея во время второй мировой войны, находится в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Многие до сих пор сомневаются в том что Шлиман открыл ту самую Трою, но так или иначе большинство ученых сегодня склоняются к тому, что Шлиман все же был прав, “Троя раскопана, и нет второй”.
Достопримечательности Трои
Из-за своего стратегического расположения, после каждой разрушительной войны или опустошающего землетрясения, город восстанавливался и жизнь в Трое начиналась снова. Именно поэтому в наши дни археологический объект представляет собой девять основных культурных слоев, которые относятся к различным эпохам. Троя один из наиболее известных археологических объектов в Турции и в мире, и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Современная наука насчитывает 9 основных культурных слоев Трои
Культурные слои Трои
Троя I
Самые древние археологические следы Трои датируются 2900 – 2500 гг. до н. э. Троя I была маленьким поселением и даже в самом расцвете своего существования имела в диаметре всего 100 м. Несмотря на свой скромный размер, Троя I имела крепость с массивными стенами, воротами и башнями сложенными из неотесанного камня. Это поселение просуществовало почти пять веков и, вероятнее всего, было уничтожено пожаром.
Вид на пролив Дарданеллы (Геллеспонт) из Трои
Троя II
Несмотря на то, что Троя I разрушилась пожаром, возникшая на месте пепелища Троя II представляет собой возрождение погибшего города. Второй культурный слой Трои (2500-2300 гг. до н.э.) один из наиболее впечатляющих археологических памятников раннебронзового века. В этом слое было обнаружено много кладов, в том числе и клад обнаруженный Шлиманом который он поспешно назвал “Кладом Приама”. Все эти клады из золота, серебра, бронзы и меди говорят об активной торговой деятельности в городе. Однако, и Троя II разрушилась, но в результате внезапного нападения, о чём говорят обнаруженные следы намеренного разрушения.
Остатки мегарона (простой тип храма) Трои II – 2-е тысячелетие до н. э.
Троя III, IV и V
Троя III, IV и V уже более крупные поселения, существовавшие с 2300—1800 гг. до н. э. На протяжении веков цитадель города разрослась, но конкретных следов развития города не наблюдются, наоборот обнаружены следы упадка города. В этих поселениях уже наблюдаются группы небольших домов, стоящими впритык один к другому, разделенные маленькими улочками. Троя V снова была уничтожена пожаром.
В юго-западной части Трои находится святилище с колодцами
Троя VI и VII
В этот период в Трои построен новый царский дворец-цитадель. По своему размеру новая цитадель превосходила не только старую, но и любую другую в западной Малой Азии. Сложены из обтесанного камня и усилены массивными башнями новые крепостные стены города имели в толщину от 4 до 5 м. Всё это свидетельствует о богатстве, расцвете и могуществе Трои в этом периоде. Но большие вертикальные разломы на крепостной стены в VI-ом культурном слое Трои (1800-1250 гг. до н.э.), свидетельствуют о том что произошло сильное землетрясение. После землетрясения на месте разрушенного поселения вновь начала зарождаться жизнь. Троянская война и события, упомянутые Гомером в “Илиаде” относятся либо к Трои VI либо к Трои VII (1250-1025 гг. до н.э.).
Крепостные стены Гомеровской Трои (Троя VI или VII)
Троя VIII и IX
По мнению современных ученых, заброшенную после войны Трою греки заселили спустя 250 лет, то есть во времена жизни Гомера. Поначалу на месте старой Трои возникло небольшое поселение, потом город разросся. На территории Трои был храм Афины, а также святилище для жертвоприношений (900-85 гг. до н.э.). По словам Арриана (древнегреческий историк и географ), Александр Македонский совершил паломничество в Трою и посетил храм Афины. От храма Афины до нас дошло лишь несколько фрагментов алтарей и мраморные обломки. С ростом могущества Римского государства возникла легенда о том, что именно потомки троянца Энея основали Рим. Поэтому и римляне чтили Трою. Гай Юлий Цезарь приказал расширить храм Афины, после своего визита туда в 48 г. до н.э. Пришедший ему на смену Август также приказал построить в “священном Илионе» боулевтерион (зал совета) и одион для проведения музыкальных выступлений.
Одеон Трои был построен в римский период – Троя IX