Трубчатый переезд что это
Трубчатый переезд что это
Конструкция трубчатого переезда диаметром 150 см из раструбных труб с длиной каждой секции 200 см показана на рисунке 47.
При строительстве трубчатого переезда без применения отводящего канала воду, скопившуюся за верхней перемычкой, можно откачать насосом и выпустить вниз по течению за пределы площадки строительства трубчатого переезда. Этим же насосом откачивают воду, поступающую в котлован трубчатого переезда.
Если дебит слишком мал и вода не успеет подняться до верха перемычки за время укладки опорных стенок и труб, то необходимость в откачке воды отпадает.
После устройства перемычек воду с верхнего бьефа на нижний через котлован следует пропускать по полиэтиленовой трубе. Вода, поступающая в котлован, откачивается насосом. Если грунты в котловане песчаные, неустойчивые, то его осушают при помощи иглофильтровых установок.
Блоки сборных железобетонных стенок и трубы на место строительства привозят на автомашинах или на тракторных прицепах.
После строительства трубчатого переезда и крепления откосов насыпи, канала и дна удаляют перемычки и засыпают отводящий канал. Откосы и дно канала, испорченные при строительстве и удалении перемычек и отводящего канала, выравнивают и укрепляют. Площадку вокруг построенного трубчатого переезда очищают и выравнивают.
Строительство трубчатых переездов на болотах осложняется. При глубине торфа до 2 м на месте трубчатого переезда и в пределах участка крепления канала торф разрабатывают, а вместо него отсыпают и уплотняют песок. Дальше трубчатый переезд строят таким же способом, как и на минеральном грунте. При глубине торфа более 2 м трубчатые переезды возводят на сваях.
Трубчатый переезд что это
На перекрестках дорог и каналов строят трубчатые переезды (ежегодно 4. 6 тыс.). Трубчатые переезды строят из железобетонных труб диаметром от 300 до 1600 мм. При необходимости переезды строят из сдвоенных труб (2х1200 и 2х1600 мм), а также из труб прямоугольного сечения. Применяют раструбные трубы длиной 5 м (диаметром 300 и 400, 600, 800 и 1 000 мм) и 2,5 м (диаметром 1200,1600 мм).
Трубчатые переезды монтируют автокранами. Однако при строительстве их из труб большого диаметра и при большой глубине канала, когда требуются автокраны большой грузоподъемности, применяют одноковшовые экскаваторы Э-652Б с отвесами.
Уложенные трубы присыпают грунтом, который уплотняют вручную. Окончательно их засыпают с помощью бульдозера. Затем над трубами строят дорожное полотно. Откосы его планируют и укрепляют дерном. Далее устраивают гравийное покрытие дороги, по бокам устанавливают дорожные тумбы. Дно и откосы канала от трубчатого переезда вверх (на 3 м) и вниз (на 4,5. 10 м) по течению воды укрепляют железобетонными плитами, уложенными на слой (10 см) гравия. Швы между плитами уплотняют цементным раствором.
Трубчатые переезды стараются строить летом при наименьшем дебите воды в каналах. Вверх по течению на каналах устраивают перемычки для устранения поступления воды в котлован строительства трубчатого переезда. Если дебит слишком мал, то успевают построить переезд до подъема воды в канале до верха перемычки. При большем дебите разрабатывают обводящий канал. Воду, поступающую в котлован, откачивают насосом. Если грунты в котловане песчаные, неустойчивые, то их осушают с помощью иглофильтровых установок.
На болоте трубчатый переезд строят только тогда, когда его нельзя перенести на минеральный грунт. Строительство трубчатых переездов на болотах осложняется. При глубине торфа до 2 м его удаляют, а вместо него отсыпают и уплотняют песок. Дальше трубчатый переезд строят таким же способом, как и на минеральном грунте. При глубине торфа более 2 м трубчатые переезды возводят на сваях.
После строительства трубчатого переезда и крепления дна, откосов насыпи и канала удаляют перемычки, засыпают обводящий канал. Откосы и дно канала, испорченные при отсыпке и удалении перемычек и обводящего канала, выравнивают и укрепляют дерном и гравием. Площадку вокруг построенного трубчатого переезда очищают и выравнивают.
Какие сооружения устраивают на осушительной сети?
Сооружения на открытой осушительной сети подразделяют на три типа: дорожно-транспортные (мосты, трубы-переезды, пешеходные мостики); сопрягающие (перепады, быстротоки); регулирующие (шлюзы-регуляторы). В настоящее время на осушительных системах часто устраивают сооружения из сборных железобетонных конструкций. Однако при осушении отдаленных объектов в труднодоступных местах можно устраивать сооружения из древесины.
Мосты строят на водоприемниках и крупных проводящих каналах с расходами воды более 2,0—2,5 м3/с. Их устраивают на свайных, рамно-лежневых или ряжевых опорах.
На водоприемниках целесообразно строить долговечные мосты, часто из сборных железобетонных конструкций. В лесу на проводящих каналах в местах пересечения с дорогами строят деревянные мосты. При ширине канала по верху до 4 м строят однопролетные мосты (рис. 1), при ширине от 4 до 8 м — трехпролетные (рис.2).
Рис. 1. Деревянный однопролетный свайно-балочный мост: 1 — верхний настил; 2— прижимные пластины; 3 — нижний настил; 4 — насадки; 5 — прогоны; 6 — деревянные сваи; 7— связь поперечной устойчивости; 8 — боковая отмостка
Рис. 2. Сборный железобетонный трехпролетный мост: 1 — железобетонные сваи; 2 — насадки; 3 — сборные железобетонные плиты; 4 — насыпь с дорожным полотном; 5 — перила; 6 — блоки перекрытий
Устройство мостов с нечетным числом пролетов нецелесообразно, так как в этом случае возникает необходимость забивки свай в середине канала (по его оси), что нарушает режим движения воды в канале, способствует засорению его влекомыми водой предметами, особенно в период половодий и паводков. Чтобы плывущие по воде предметы не скапливались под мостом, прогоны мостов (балки) должны быть подняты над бровками канала не менее чем на 0,3— 0,5 м. Ширина мостов принимается не менее 5—6 м.
Трубы-переезды сооружают при расходах воды менее 2 м/с. Их изготавливают из колец или готовых железобетонных труб диаметром 0,4—1,2 м. Дно канала в месте укладки трубы тщательно выравнивают с подсыпкой под трубу крупнозернистого песка слоем 30 см.
На болотах при глубине торфа до 2 м в месте укладки трубы торф выбирают и вместо него укладывают песок, уплотняя его. При глубине торфа более 2 м трубчатые переезды устраивают на сваях. Если трубу составляют из нескольких секций, стыки их бетонируют, заливают битумом, покрывают рубероидом. После укладки трубы канал засыпают грунтом, уплотняя его. На концах труб обязательно ставят оголовки (рис. 3). При устройстве труб-переездов на болотах следует применять кислотоупорный бетон. Дно трубы располагают на одном уровне с дном канала или несколько ниже его, чтобы труба не создавала подпора воды.
Рис. 3. Труба- переезд под дорогой
Пешеходные переходные мостики обязательно устраивают в местах пересечения с существующей сетью тропинок. При отсутствии тропинок пешеходные мостики ставят при впадении осушителей в проводящие каналы, а по каналам через 200—300 м.
Шлюзы- регуляторы служат для регулирования уровня воды в каналах осушительной сети для снижения стока по каналам летом и улучшения увлажнения корнеобитаемой зоны в сухие периоды и в противопожарных целях. Наибольшее распространение имеют деревянные шлюзы (рис. 4). При строительстве такого шлюза поперек канала роют траншею, уходящую в сторону от бровок на расстояние 1,5—2 м. Глубина траншеи должна быть несколько больше глубины канала. В траншею укладывают два направляющих бруса, скрепленных по концам болтами, между ними вбивают шпунтовый ряд на глубину не менее 1— 1,5 м под дном канала.
В средней части шпунтового ряда делают вырез для пропуска воды, закрываемый досками (шандорой), устанавливаемыми в пазы между направляющими вертикальными брусьями. В нижней части выреза на шпунтовый ряд в паз надевают горизонтальный брус. Для увеличения срока службы шлюза регулятора его необходимо антисептировать.
Рис. 4. Деревянный шлюз: 1 — шапочный брус; 2 — служебный мостик; 3 — брус-насадка; 4 — шпунтовая стенка; 5 — направляющие брусья; 6 — сваи
Перепады на осушительных и оросительных каналах устраивают открытые, ступенчатые.
Они предназначены для уменьшения скорости движения воды на участках с большими уклонами. Перепад может иметь от одной до нескольких ступеней. Бетонные перепады
могут быть выполнены из сборных железобетонных конструкций (рис. 5). Входную часть перепада делают в виде раструба в целях рассредоточения потока на входе, принимая длину понура не менее двух-трех напоров. Ширину перепада рассчитывают по формуле водослива с широким порогом.
Быстротоки (рис. 6) устраивают в виде лотков обычно прямоугольного сечения. Входную и выходную часть, как и у перепадов, делают расширенной для рассредоточения потока и уменьшения вероятности разрушения сооружения. Для перевода скорости движения воды в спокойный режим на выходе из быстротока ставят успокоитель колодезного типа.
Рис. 6. Быстроток из сборного железобетона: 1 — понур; 2 — выход; 3 — сливной пол; 4 — водобойный колодец; 5 — выход
Гидротехнические сооружения на осушительной сети
Сооружения на открытой осушительной сети подразделяют на три типа: дорожно-транспортные (мосты, трубы-переезды, пешеходные мостики), сопрягающие (перепады, быстротоки, акведуки, дюкеры), регулирующие (шлюзы-регуляторы).
В настоящее время на осушительных системах часто устраивают сооружения из сборных железобетонных конструкций. Однако при осушении отдаленных объектов в труднодоступных местах можно выполнять эти сооружения из древесины.
Мосты строят на водоприемниках и крупных проводящих каналах с расходами воды более 2,0-2,5 м3/с. Их устраивают на свайных, рамно-лежневых или ряжевых опорах.
Рис. 39. Деревянный однопролетный балочный свайный мост:
Устройство мостов с четным числом пролетов нецелесообразно, так как в этом случае возникает необходимость забивки свай в середине канала (по его оси), что нарушает режим движения воды в канале, способствует засорению его влекомыми водой предметами, особенно в период половодий и паводков. Чтобы плывущие по воде предметы не скапливались под мостом, прогоны мостов (балки) должны быть подняты над бровками канала не менее чем на 0,3-0,5 м. Ширина мостов принимается не менее 5-6 м.
Рис. 40. Сборный железобетонный трехпролетный мост:
Дно канала в месте укладки трубы тщательно выравнивают с подсыпкой под трубу крупнозернистого песка слоем 30 см. На болотах при глубине торфа до 2 м на месте укладки трубы торф вынимают и вместо него укладывают песок, уплотняя его. При глубине торфа более 2 м трубчатые переезды устраивают на сваях. Если трубу составляют из нескольких секций, стыки их бетонируют, заливают битумом и покрывают рубероидом (рис. 41).
Рис. 41. Труба-переезд под дорогой
Размеры даны в метрах
На концах труб обязательно ставят оголовки толщиной около 0,4 м. При устройстве труб-переездов на болотах следует применять кислотоупорный бетон. Дно трубы располагают на одном уровне с дном канала или несколько ниже его, чтобы труба не создавала подпора воды.
Шлюзы- регуляторы служат для регулирования уровня воды в каналах осушительной сети с целью снижения стока по каналам летом и улучшения увлажнения корнеобитаемой зоны в сухие периоды, а также в противопожарных целях. Наибольшее распространение имеют деревянные шлюзы (рис. 42). При строительстве такого шлюза поперек канала роют траншею, уходящую в сторону от бровок на расстояние 1,5-2 м. Глубина траншеи должна быть несколько больше глубины канала. В траншею укладывают два направляющих бруса, скрепленных по концам болтами, между ними вбивают шпунтовый ряд на глубину не менее 1-1,5 м под дном канала. В средней части шпунтового ряда делают вырез для пропуска воды, закрываемый досками (шандорой), установленными в пазы между направляющими вертикальными брусьями. В нижней части выреза на шпунтовый ряд в паз надевают горизонтальный брус. Для увеличения срока службы шлюза-регулятора его необходимо антисептировать.
Рис. 42. Деревянный шлюз:
При необходимости сбора воды по шлюзу ее расход можно определить по формуле (50) водослива с широким порогом:
Перепады на осушительных и оросительных каналах (Лекция 14) устраивают открытые, ступенчатые. Они предназначены для уменьшения скорости движения воды на участках с большими уклонами. Перепад может иметь от одной до нескольких ступеней. Бетонные перепады могут быть выполнены из сборных железобетонных конструкций (рис. 43). Входную часть перепада делают в виде раструба в целях рассредоточения потока на входе, принимая длину понура не менее двух-трех напоров. Ширину перепада рассчитывают также по формуле водослива с широким порогом.
Рис. 43. Ступенчатый бетонный перепад:
Быстротоки (рис. 44) устраивают в виде лотков обычно прямоугольного сечения. Входную и выходную часть, как и у перепадов, делают расширенной для рассредоточения потока и уменьшения вероятности разрушения сооружения. Для перевода скорости движения воды в спокойный режим на выходе из быстротока ставят успокоитель колодезного типа.
Рис. 44. Быстроток из сборного железобетона:
Особенности устройства акведуков и дюкеров рассмотрены в разд. «Орошение».
Контрольные вопросы. 1. Что такое осушительная система? Ее компоненты. 2. Что такое осушительная сеть? 3. Какие существуют методы определения расстояний между осушителями? 4. Для чего применяют зональные коэффициенты при определении расстояний между осушителями? 5. Почему при осушении лесопарков и парков уменьшают расстояния между осушителями? 6. Как учитывается скорость течения воды в каналах при их проектировании? 7. Зависит ли глубина канала от глубины торфа? 8. Как учитывается осадка торфа при проектировании осушительной сети? 9. Как обеспечить устойчивость откосов каналов? 10. Для чего проводят гидрологический расчет каналов? 11. В каких случаях и почему можно проектировать каналы осушительной сети без гидравлических расчетов? 12. Для расходов воды какого периода года проводятся гидравлические расчеты каналов? 15. В каких случаях на осушительной сети строят мосты, а в каких можно использовать трубы-переезды? 14. Какие сооружения устраивают на осушительной сети?
Лекция 7
ДРЕНАЖ
Общие понятия
Для дренажа используют различные материалы (рис. 45), и в зависимости от этого его называют гончарным, пластмассовым, деревянным трубчатым, жердяным, фашинным, каменным. Устраивают также кротовый и щелевой дренаж, не требующий строительных материалов. Наибольшее распространение получил гончарный и пластмассовый дренаж.
Рис. 45. Виды дренажа:
При строительстве дренажа роют траншеи определенной глубины для укладки дренажного материала (рис. 46). Вода в дрены, также как и в открытые каналы, поступает за счет напора, создаваемого разностью уровней воды в дренах и грунтовой воды между Дренами (см. рис. 31). Дренажная система состоит из дрен разного назначения. Регулирование водного режима осушаемой территории достигается дренами-осушителями. Для поступления воды из дрен- осушителей служат коллекторы, из которых вода поступает в главные коллекторы, а затем в водоприемники. Главные коллекторы, а иногда и простые коллекторы устраивают в виде открытых каналов. Для обеспечения стока воды дрены всех назначений должны иметь определенный уклон.
Рис. 46. Типы дренажных груб:
При осушении значительных по площади переувлажненных территорий необходима система дрен (систематический дренаж), включающих дрены-осушители и коллекторы. Осушение отдельных понижений достигается выборочным дренажем, иногда состоящим из отдельных одиночных дрен-осушителей.
Гончарный дренаж
Строительство дренажа начинается с рытья траншей специальными многоковшовыми экскаваторами (ЭТЦ-202, ЭТЦ-171) или обычными. Дно траншей тщательно нивелируют. Осушительные дрены из гончарных трубок должны иметь уклон от 0,002 до 0,01. При механизированном строительстве необходимые уклоны дна траншеи можно обеспечить копирным устройством. В этом случае над поверхностью почвы вдоль оси траншеи на некотором удалении от нее натягивают копирный трос с заданным уклоном. Движущийся вдоль троса многоковшовый экскаватор, автоматически изменяя величину заглубления, прорывает траншею, дно которой получается параллельным копирному тросу.
При засыпке траншей дренажные трубки сначала засыпают вручную слоем грунта из верхних органогенных, влагоемких, пронизанных корнями растений горизонтов почвы, обладающих лучшей водопроницаемостью. Затем траншеи засыпают грунтом, вынутым экскаватором при их рытье. Для улучшения действия дренажа траншеи засыпают крупным песком (фильтрующая засыпка).
Пластмассовый дренаж
Пластмассовый дренаж строят траншейным или бестраншейным способом. Траншейный способ применяют при укладке коллекторов. Траншеи, как и при строительстве гончарного дренажа, роют многоковшовыми экскаваторами ЭТЦ-202, ЭТЦ-167, ЭТЦ-171 или одноковшовыми. При бестраншейном способе дреноукладчик типа ДПБН-1,8, навешиваемый на трактор Т-100 МГБС, формирует (если требуется) узкую щелевидную траншею глубиной до 1,8 м. На дно траншеи укладывают перфорированную дренажную трубку, подаваемую непосредственно с барабана. Во время укладки трубка обматывается лентой из стеклохолста.
Срок службы гончарного и пластмассового дренажа более 50 лет. Расстояние между дренами и глубина их при систематическом осушении даны в табл. 28.
Почвы | Глубина дрен | Расстояние между дренами |
Глины и тяжелые суглинки | 0,8-1,0 | 12-15 |
Средние суглинки | 0,9-1,2 | 16-19 |
Легкие суглинки | 1,0-1,2 | 19-22 |
Супеси | 1,0-1,2 | 22-26 |
Пески | 0,8-0,9 | 26-30 |
Торф | 0.8-1.0 | 30-40 |
Другие виды дренажа
Дренаж из деревянных труб. Деревянный трубчатый дренаж устраивают из труб прямоугольного или треугольного сечения. Прямоугольные трубы изготавливают из досок, лучше хвойных или твердолиственных пород, толщиной 15-25 мм, шириной 7-15 см. Для боковых стенок используют обрезные доски, для нижней и верхней стенок можно использовать необрезные доски и горбыли, но с обязательной окоркой. Трубы сбивают из досок длиной 3-5 м. Использование досок разной длины обеспечивает соединение их стыков вразбежку, т.е. в одном месте трубы получается только один стык с какой-либо стороны. Для поступления воды в трубу под верхнюю доску через 70-80 см помещают подкладки или в боковых досках сверху через 50-60 см делают прорези длиной 10-20 и высотой 0,5 см (рис. 46, д). При укладке труб в траншею следует учитывать, что боковые доски должны являться опорой для верхней доски и сами должны опираться на нижнюю доску. Деревянные трубы в местах выхода в открытый канал или водоприемник изготавливают из досок толщиной 40-50 мм. После укладки трубы в траншеях по всей длине покрывают дерном (травой вниз) или лучше слаборазложившимся сфагновым мхом. Затем траншею засыпают грунтом, вынутым при рытье траншей.
Фашинный дренаж. Для устройства такого дренажа из хвороста толщиной 3-5 см изготавливают фашины диаметром 15-30 см. Постепенно удлиняя, получают фашины длиной до 100-200 м и более. Их укладывают по 1-3 шт. (см. рис. 45, в) на дно траншей, прикрывают слоем хвороста, дерном, сфагновым мхом и засыпают грунтом. Уклон дренажа должен быть не менее 0,003. Фашинный дренаж применяют только при осушении отдельных небольшой длины понижений, под дорожками в парках и лесопарках, под кавальерами при устройстве временных дорог на осушенных землях и пр.
Кротовый и щелевой дренаж. Кротовый дренаж устраивают путем прокладки в грунте на глубине 40-70 см полостей, напоминающих кротовые ходы (см. рис. 45, е). Его разновидностью является Щелевой дренаж, когда вместо круглой делают щелевую полость, расширяющуюся книзу. Такой дренаж можно применять на торфяных или тяжелых суглинистых грунтах.
Mse-Online.Ru
Сооружения на осушительных каналах
Осушительную сеть, для нормальный работы и использования, оснащают необходимыми гидротехническими сооружениями. В зависимости от длительности их действия гидротехнические сооружения подразделяют на постоянные и временные. К постоянным относят сооружения долговременного действия, которые работают в процессе эксплуатации системы и сельскохозяйственного использования осушаемых земель. В отличие от них временные сооружения служат только в период строительства системы или ремонта отдельных составляющих ее элементов.
Постоянные сооружения на открытых осушительных системах делят на основные, прекращение работы которых при аварии или ремонте ведет к длительному затоплению земель или переувлажнению почвы (насосные станции, дамбы и сооружения на них, плотины водохранилищ и др.), и второстепенные, прекращение работы которых не вызывает серьезных последствий для земель и выращиваемого урожая (мелкие шлюзы, трубы-переезды, броды и др.).
Гидротехнические сооружения по категории осушительной системы (она зависит от размера осушаемой площади) разделяют на пять классов капитальности, из них четыре (первый-четвертый) класса для постоянных и пятый класс для временных сооружений. В зависимости от класса капитальности принимают расчетную обеспеченность расходов, пропускаемых сооружениями, нормативную нагрузку для мостов и труб, материал для сооружений и т. д.
Для сооружений на осушительных системах используют действующие типовые проекты, а при их отсутствии повторно используют уже имеющиеся экономичные проекты сооружений. Индивидуальные проекты сооружений, как правило, не разрешаются.
Применяемые конструкции сооружений должны ориентировать на максимальное использование местных строительных материалов и индустриальных способов строительства с минимальными затратами ручного труда, они должны быть долговечными, надежными и удобными в эксплуатации и при ремонте. Постоянные сооружения делают, как правило, из сборного железобетона, бетона, камня и кирпича. Деревянные сооружения (мосты, шлюзы и пр.) применяют только при наличии их на месте строительства.
Земляные сооружения (дамбы, плотины) насыпают из местного грунта. Только на слабых грунтах (ил, сапропель, плывунный песок и т. п.) предусматривают замену их в основании сооружений грунтами с большей несущей способностью.
При размещении сооружений необходимо по возможности располагать их в местах с наиболее благоприятными геологическими и гидрогеологическими условиями (не рекомендуется в местах с мощной залежью торфа, е наличием озерного ила, сапропеля, плывунов, с выходом напорных вод и т.п.); число сооружений по возможности делать минимальным, стремиться к тому, чтобы сооружение выполняло несколько функций (например, трубчатый шлюз-регулятор с переездом); располагать сооружения так, чтобы одно сооружение не нарушало нормальную работу другого, а на прямолинейных участках каналов и рек перпендикулярно к их оси; от створа сооружения до криволинейного участка должно быть не менее 10…100 м в зависимости от расхода воды.
Размеры всех сооружений на каналах и водоприемниках (за исключением труб-переездов на внутрихозяйственных и эксплуатационных дорогах) рассчитывают на пропуск максимальных расходов, принятых в зависимости от класса капитальности расчетной обеспеченности; упомянутые трубы-переезды рассчитывают на летне-паводковые расходы.
На сооружениях должен быть обеспечен свободный проход льда и шуги или их задержание в верхнем бьефе сооружения. В Сибири, на Дальнем Востоке и в других районах с суровыми климатическими условиями, где образуются наледи, шуга, распространено мерзлотное пучение грунтов, не рекомендуется применять трубчатые сооружения.
По назначению сооружения подразделяют на три основные группы: сопрягающие (перепады и быстротоки, устья), предназначенные для гашения гидравлической энергии и предохраняющие каналы от размыва; дорожные (мосты, трубы, переезды); регулирующие (шлюзы, насосные станции).
Перепады — делают из железобетона. Высоту перепада принимают 0,5…1 м (редко до 3 м). Дно и откосы канала выше и ниже перепада укрепляют каменной отмосткой.
Быстротоки — участки канала в виде лотков с уклоном дна 0,1…0,15; укрепляют железобетонными плитами, каменной мостовой, габионами и другими материалами.
Мосты строят только на крупных магистральных каналах с максимальным расчетным расходом не менее 2,5 м3/с и только капитального типа — железобетонные, каменные и бетонные. На полевых дорогах, на болотах и в лесных регионах допускается строительство деревянных балочных мостов. Железобетонные мосты строят из плит на опорах из железобетонных свай длиной 6…9 м, забиваемых на глубину не менее 4 м. Мосты имеют нечетное число пролетов, чтобы не устраивать в середине канала свайную опору (бык), которая будет мешать движению воды. Пролетные строения мостов опирают обычно на устои (береговые опоры) без промежуточных опор.
Пролетные строения должны быть уложены не менее чем на 0,5 м выше максимального расчетного уровня и на 0,3 м выше бровки канала для обеспечения беспрепятственного прохода льда и древесины, приносимой полыми водами.
Трубы-переезды устраивают вместо мостов в устьях собирателей и осушителей, а также при пересечении дорогами транспортирующих собирателей с расходами менее 2,5 м3/с. Используют преимущественно круглые трубы диаметром 0,50; 0,75; 1,00; 1,25; 1,50 и 2,00 м в зависимости от пропускаемого расхода. Их рассчитывают на расходы летне-осенних паводков.
Трубы-переезды состоят из входного и выходного оголовков и отдельных звеньев заводского изготовления. Их укладывают на бетонный фундамент или основание из уплотненного грунто-щебня или глинобетона. Швы между элементами труб заделывают гидроизоляционными материалами; снаружи трубы покрывают битумом.
Переезды через каналы во избежание холостых перегонов сельскохозяйственных машин через осушительные каналы с одной карты на другую должны быть размещены не реже чем через 700 м. На каналах, не далее 1 км от мостов и труб-переездов, устраивают пешеходные мостики, приуроченные к существующим тропам.
Сооружения для хозяйственно-бытовых и культурных нужд населения (мостики для забора воды, пляжи, рыболовные площадки, лодочные станции и пр.) предусматривают около населенных пунктов на каналах с меженным расходом не менее 2 м3/с. Около животноводческих ферм и пастбищ устраивают водопои и бассейны для купания скота.