Трудная жизненная ситуация примеры в чем выражается для семьи

Опыт работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации

Трудная жизненная ситуация примеры в чем выражается для семьи. Трудная жизненная ситуация примеры в чем выражается для семьи фото. картинка Трудная жизненная ситуация примеры в чем выражается для семьи. смотреть фото Трудная жизненная ситуация примеры в чем выражается для семьи. смотреть картинку Трудная жизненная ситуация примеры в чем выражается для семьи. Марина Александровна Бабченко
Опыт работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации

Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими факторами, конкретными реалиями и возможностями государства. Радикальные изменения семьи невозможны без кардинальных сдвигов в социально — экономической жизни, которые тесно связаны с научной разработкой проблем семьи, формированием стратегии национальной семейной политики.

В настоящее время вопросам поддержки материнства и детства уделяется большое внимание на всех уровнях власти. Социальная поддержка – залог успешного функционирования любой социальной группы. Особенно это касается семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому важной составляющей социальной поддержки таких семей является организация профессиональной помощи им путем как мобилизации их собственных возможностей,так и привлечения к оказанию помощи: их окружения (чаще всего родных, близких, членов других семей, оказавшихся в схожем положении); квалифицированных специалистов социальной работы; государственных и негосударственных структур социальной помощи населению.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны, В. И.Курбатов выделяет следующие:

2.Асоциальные причины: алкоголизм или наркомания семьи или одного из её членов, противоправное поведение, проституция, плюс низкий культурный уровень. Как результат, дети из таких семей чаще других попадают в преступные компании.

3.Психологические причины: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.

4.Медицинские причины: хронические инфекционные и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция.

5. Неполные семьи. В следствие недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей-беглецов.

Главной целью работы МБДОУ «Детский сад № 2» является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста, формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.

Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны детского сада.

Что же такое «трудная жизненная ситуация «- это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность

Алгоритм сопровождения семей «группы риска»

2-й этап: установление контакта с семьей. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.

3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия.

разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска». Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи. Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями и педагогами ДОУ, поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.

Как показывает практика, семьи «группы риска»нуждаются в следующих видах помощи:

• психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);

• социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);

• педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);

• правовой (повышение правовой компетентности родителей);

• медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).

Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на детей может протекать успешно,если соблюдается ряд условий:

• воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода

• создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи

— осуществляется своевременная подготовка педагога к работе с неблагополучной семьей и воспитывающимися в ней детьми.

Для организации эффективной работы с родителями и детьми из таких семей работникинашего образовательного учреждения взаимодействуют со специалистами различных учреждений: социальной службой и комиссией по делам несовершеннолетних, Управлением образования, прокуратурой, органами опеки и попечительства.

С целью профилактики и коррекции социального и психологического неблагополучия семей воспитателями нашего детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность детского сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Воспитатель приглашает родителей на индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей, проводит индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания детей, личностного и психического развития.

Родители зачастую испытывают определённые трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Специалисты, работающие с семьями группы риска, информируют ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывают о развитии ребенка, дают педагогические советы по воспитанию детей; консультируют по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье, информируют о существующих методах воспитания; разъясняют родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в данной семье; защищают права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери или отца и, вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.

Таким образом, привлекая родителей ко всему, чем насыщена жизнь ребенка в детском саду, можно с успехом решать задачи педагогического просвещения и влиять на некоторые глубинные процессы создания и эмоциональной сферы человека, руководящего развитием ребенка.

В нашем учреждении выявлена многодетная семья, которая находится в трудной жизненной ситуации. На несовершеннолетних детей в наше учреждение были получены путёвки 25.10.17 г. На протяжении 2 месяцев мама оформляла документы (медицинские полюса, медицинские карты). Через некоторое время педагоги начали разыскивать семью, что было сложно сделать из-за частой смены места жительства. В конце октября 2019 г. педагоги нашего учреждения выезжали по адресу последнего места жительства, о чём составлен акт. Сотрудников ДОУ в дом не пустили, поэтому условия проживания не были обследованы. В ходе беседы с мамой выяснили, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации, т. к. отец ушёл из семьи, оставив без средств существования. Мать, уходя на работу, оставляет детей без присмотра на долгое время. В один из таких дней дети устроили пожар. Дом, приобретённый на материнский капитал, сгорел. В данное время семья сменила более 5 съёмных жилищ, откуда их выгоняют из-за неуплату.

Мать была приглашена к заведующему учреждения для беседы и предупреждена об ответственности за отказ от посещения ДОУ детьми.

Результат работы с семьёй – четверо детей посещают детский сад, находятся под присмотром. В данный момент единственная проблема – неуплата за посещение ДОУ.

Источник

Типология трудных жизненных ситуаций в семье (статья)

На протяжении своей жизни семья сталкивается с самыми разнообразными событиями, влияющими на состояние семейного системы, в том числе различного рода трудными и кризисными ситуациями.

В общественных науках ситуация трактуется как обстановка, совокупность условий и обстоятельств, детерминирующих тот или иной характер протекания деятельности. Именно в значении «обстоятельства», «обстановка» понятие «ситуация» стало применяться в психологических исследованиях. Б.Ф. Ломов указывает на ситуацию как систему событий. Здесь наиболее важным является понимание ситуации как целого, между элементами которого существует определенная взаимосвязь.

Ситуация может быть рассмотрена как сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации. Существует много классификаций ситуации в отечественной и зарубежной науке (Е. Бабосов: простые, кризисные, экстремальные и катастрофические; А. Кочерян: простые, трудные и экстремальные; В. Латынов: нейтральные и конфликтные; А. Ламм: повседневные и проблемные; К. Левин: конфликты, ситуации физической опасности и ситуации неизвестности; Г. Морозова: простые и проблемные; А. Матюшкин: информационные, вероятностные, ситуации когнитивной сложности и поведенческие; Эммон и Дипперс: свободно выбранные и навязанные; А. Федотов: простые, трудные и экстремальные и т.п.). Если обобщать эти подходы, то выделяются два основных вида ситуаций: простая (повседневная), в которой для личности все обычно, она действует в нормальном режиме, и трудная (напряженная, сложная, экстремальная), в которой требования к личности выходят за пределы «нормы».

Критические жизненные ситуации различаются по временной длительности. Естественно, что содержание и характер критической жизненной ситуации зависят от того, какая именно потребность не удовлетворяется.

Повседневные жизненные обстоятельства, такие, как изменение взаимоотношений, состояние здоровья, характера деятельности или материального положения, в силу их индивидуальной значимости могут оказаться существенными для. развития эмоционального стресса, приводящего к расстройству здоровья. Среди таких жизненных событий выделяются ситуации, непосредственно воспринимаемые как угрожающие (болезни, конфликты, угроза социальному статусу); ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых отношений), представляющие собой угрозу системе социальной поддержки; ситуации напряжения, «испытания», требующие значительных усилий или использования новых ресурсов.

А. Фернхэм и М. Аргайл выделяют следующие типы трудных социальных ситуаций: интимность (ситуации, предполагающие взаимодействие с малознакомыми людьми, особенно противоположного пола), настойчивость (ситуации, в которых необходимо выступить в защиту собственных прав); центр внимания (ситуация, которая вынуждает человека оказываться в центре внимания группы); сложные социальные процедуры и этикет (ситуации, предполагающие соблюдение определенных ритуалов); неудача или непринятие (ситуации, в которых велик шанс неудачи); боль (ситуация, связанная с потерей близкого друга, партнера или члена семьи).

Стрессоры систематизируются по размеру негативного влияния и времени, требуемому на реадаптацию (В.А. Абабков, М. Перре, 2004). Различают следующие типы семейных стрессоров:

– повседневные сложности (микрострессоры) (повышение цен, ухудшение состояния здоровья члена семьи, стресс на работе, денежные заботы);

– хронические стрессоры, повторяющиеся тяжелые испытания (нагрузки на работе или в семье, затянувшиеся нагрузки по вине дискретных событий, например, развода).

Семья как система стремится к достижению и сохранению семейного баланса, «семейного гомеостаза». Для его поддержания в каждой семье существуют семейные традиции, правила и примеры взаимодействия, в том числе, каждый член семьи явно или скрыто способствует этому. Нарушения семейного гомеостаза по причине стресса подталкивают семью к переменам, служат поводом для реорганизации взаимодействий.

В соответствии с законом гомеостаза, семья стремится сохранить свое положение, каким бы оно не было. Она поддерживает равновесие за счет того, что фиксирует каждое свое отклонение от него и совершает действия, которые способствуют возвращению в обычное состояние.

Трудности ежедневной жизни, или «нормативные трудности» семьи, с одной стороны, приводят к нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с другой стороны, способствуют умножению усилий членов семьи, направленных на ее сохранение. (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 2000) George (1980), Neegarten (1977) выделяют «нормативные» трудности, как всеобщие, ожидаемые и кратковременные.

В. Сатир пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил. Когда три или четыре таких кризиса происходят одновременно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обычно. В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые большинством людей.

– Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

– Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

– Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют ту же роль в воспитании, что и родители, и это в свою очередь требует адаптации как со стороны детей, так и родителей.

– Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

– Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

– Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

– Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

– Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая.

– Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.

– Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

Как и насколько эффективно могут быть преодолены кризисы развития, во многом зависит от сложившейся внутри семьи системы взаимоотношений. Выделяют пять видов внутрисемейных отношений: сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм. Наиболее продуктивными в плане преодоления трудных ситуаций являются отношения в виде сотрудничества и паритета, так как оба эти типа предполагают наличие семейного единства, общей цели, связывающей всех членов семьи.

При отношениях соревнования и конкуренции борьба за получение личной выгоды, чаще всего за счёт проигрыша других членов семьи, может только усугубить кризис, в котором находится семья. Это чревато нарушениями структуры и целостности семьи в результате ухода одного из супругов, а также негативно сказывается на выполнении семьёй её функций.

Антагонистические же отношения в семье могут привести не только к разрушению супружеских отношений, но и к психической травматизации наиболее уязвимого члена семьи вследствие явного или скрытого противопоставления членов семьи и неспособности разделить ответственность.

В зависимости от реагирования на возникающие трудности McCubbin и Thompson выделили два типа семей:

– Уязвимые семьи, в которых при столкновении с трудностями члены семьи не поддерживают друг друга, не желают идти на компромиссы, не умеют распределять ответственность и обязанности в семье.

– Регенеративные (или resilient) семьи, в которых члены семьи открыто проявляют любовь и заботу друг о друге, умеют формировать семейные правила и ценности. В трудной ситуации такая семья обладает способностью контролировать произошедшее, искать и пробовать новые способы совладания с трудностью. Кроме того, члены семьи склонны поддерживать друг друга и мотивировать на решение проблем.

Трудные жизненные ситуации проверяют семейную систему на прочность. Существует особое качество семьи, т.н. resilience (McCubbin, 1987), которое означает эластичность, способность семьи быстро восстанавливать силы в случае неудачи, травмы или быстро изменяющихся событий, после перенесенного стресса или устойчивость к стрессу. Это качество позволяет семье формировать и поддерживать устойчивые паттерны функционирования под влиянием стресса.

Основоположник исследования семейного стресса R. Hill (1949) («Семья под воздействием стресса» [163]) описал модель семейного кризиса АВСХ, которая в дальнейшем была усовершенствована и частично пересмотрена Н. McCubbin (1980) и W. Burr (1973).

Классическая модель АВСХ» концентрирует свое внимание на докризисных переменных, которые объясняют различия в способностях семей справиться с влиянием стрессора и изменений, и определяют, является ли результат влияния кризисом для семьи. Оценка посткризисного поведения семьи требует более динамичной модели, которая концентрируется на исследовании тех усилий, которые семья прилагает, чтобы выйти из кризиса, т.е. гибкость семьи. Двойная модель АВСХ, которая появилась на основе учений семейного кризиса, обусловленного войной, превосходит классическую модель R. Hill и Н. McCubbin, P. Boss, G. Lester (1980), позднее Н. McCubbin и J. Patterson (1983) добавляют посткризисные переменные, чтобы описать:

– дополнительные стрессовые события и перемены, которые могут оказать влияние на адаптивную способность семьи;

– основные психологические и социальные ресурсы, к которым семьи прибегают и используют в управлении кризисной ситуацией;

– процессы, в которых участвуют семьи, чтобы достичь удовлетворительного разрешения ситуации;

– результат этих семейных усилий.

Исходя из теории кризиса, можно говорить о двух наиболее распространенных моделях поведения семьи (ее членов) в кризисной ситуации:

– пассивно-созерцательная (потребительская) позиция: человек (семья) подвластны кризису и всегда зависят от ситуации (случаи неограниченного потребления социальной помощи и отсутствие выраженной мотивации на поиск собственного ресурса);

– социально-активная позиция: человек (семья), учитывая сложившиеся трудности, исследует различные возможности (поддерживающие структуры) и организует разрешение трудной жизненной ситуации.

Поведение подвергающейся сильному стрессу или находящейся в хроническом кризисе семьи, имеет свои закономерности. Особое внимание таким семьям уделил основоположник теории семейных систем М. Боуэн. Автор характеризует их с помощью понятия триангуляции. Он подчеркивает, что семейная диада, будь то супружеская пара либо любая другая, может быть стабильна до тех пор, пока не испытывает стресса (тревоги, беспокойства, страха). Когда стресс превосходит способности диады сопротивляться ему, превышает уровень толерантного отношения к стрессу, в трудности диады вовлекается третье лицо (например, в супружеские конфликты часто вовлекаются дети). Именно третьему лицу отводится роль поддержки одного из членов диады в конфликте. Если стресс достаточно затяжной или сильный, в конфликт вовлекается все больше третьих лиц, при этом образуется все больше триангуляции. Такие отношения (триангуляции) формируются при поиске способов преодоления стресса, но на самом деле они закрывают путь к решению, и нестабильность диады сохраняется, только все большее членов семьи оказывается в поле неустойчивых эмоций. М. Боуэн указывает, что в отдельности элементы триангуляционного процесса не оказываются вредными, осложняет психологические проблемы семьи их совокупность.

Семья в критической ситуации стремится к восстановлению стабильности любыми путями. Деформированные взаимодействия также сохраняют семейный гомеостаз, а, следовательно, стержнем жизнедеятельности семьи. В этом заключается, например, трудность социальной реабилитации дисфункциональных семей. Семьи с деформациями часто не хотят менять стиль и образ жизни и уклоняются от помощи специалистов.

Понятие трудной жизненной ситуации в целом специфично для представителей дисфункциональных семей. Для них стресс не является чем-то невероятным и экстраординарным. Большинство постоянно находится в экстремальных, или близких к экстремальным условиях, испытывая хронические состояния тревожности, нестабильности, эмоционального, психологического, социального дискомфорта. Со временем люди адаптируются к этим условиям, как к чему-то неизбежному и должному. Длительное переживание стресса оказывает патогенное действие и выводит из строя привычные способы совладания с ним. В результате люди, представители неблагополучных семей, становятся пассивными и покорными, неспособными к глубокой рефлексии, ориентирующимися не на решение, а на отрицание проблем,- а так же на обвинение во всем кого угодно, только не себя. Жизнь в режиме стресса становится нерациональной, переполняющейся агрессией. (Л.С. Алексеева, 200).

Вмешательство социальных служб чаще всего происходит в моменты обострения кризисной ситуации (критичность кризисной ситуации). Мы будем так же называть это кризисом дисфункциональности. Таковыми являются, например, привлечение к административной или уголовной ответственности, а так же изъятие ребенка из семьи и угроза лишения родительских прав. Потеря ребенком родительского попечения является кризисом дисфункциональной семьи. В случае, если семья совладает с ним, ребенок возвращается в семью, а ее члены приобретают опыт совладания с критической ситуацией. В случае несовладания, родители лишаются родительских прав, ребенок теряет связь с семьей, которая перестала выполнять самую важную функцию социализации. Все это приводит к фактическому распаду семьи и, в случае алкогольной зависимости, постепенной окончательной деградации ее взрослых членов.

За 5 лет работы городского центра социальной реабилитации более 250 семей пережили подобный кризис. Дисфункциональные семьи, которые изучаются нами, чаще всего самостоятельно не совладают с кризисом и им требуется помощь путем кризисного вмешательства специалистов социальных служб.

Одним из следствий кризиса является реакция семьи, выраженная в ее выборе защитного и/или совладающего поведения. Кроме того, особенности защитного и совладающего поведения в семье могут объяснить и причины возникновения новых кризисных ситуаций.

Источник

Понятия и сущность трудной жизненной ситуации

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, КАК ПРИЧИНА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Задачей данного параграфа является выявление сущности понятия «трудная жизненная ситуация» и типов семей, подверженных риску.

Содержание понятия «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации», имеет достаточно много составляющих.

Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Трудная жизненная ситуация — это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно [1].

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

дети, проживающие в малоимущих семьях;

дети с отклонениями в поведении;

дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В соответствии с данными определениями трудную жизненную ситуациюребенка могут подтвердить следующие документы:

— Ходатайства, справки, заключения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающие, что жизнедеятельность ребенка объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, и они не могут быть преодолены самостоятельно или с помощью семьи.

— Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка.

— Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.

— Справка органов Федеральной миграционной службы о наличии у ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов его семьи.

— Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка в малоимущей семье.

— Иные документы, подтверждающие нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации [2].

И. Г. Кузина рассматривает общее понятие трудной жизненной ситуации, как «ситуации, объективно нарушающей социальные связи человека с его окружением и условиями нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как сложная, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы» [12].

Н. Г. Осухова рассматривает это понятие как ситуацию, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации ребёнка к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [20].

В 2003 году согласно материалам I-II научно-практической конференции, посвященной проблемам детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профессор С. С. Гиль, д. п. н., представил результаты проведенного им анализа ключевых понятий одного из важнейших российских законов – ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [7].

По сути, именно с началом действия этого закона стало возможным говорить о восстановлении общегосударственного подхода в решении острейших проблем социального воспитания и социальной работы с подрастающим поколением. Обращение именно к этому социальному закону обосновано также и тем фактом, что он является наиболее поздним из социального законодательства РФ и вобрал в себя опыт реализации иных законов, в частности, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения…».

Закон спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической и социальной работы с несовершеннолетними на территории РФ, одновременно.

С точки зрения социальной педагогики и социальной работы закон обладает специфическими особенностями, формирующими и сам способ его применения.

Настоящий Закон создан в традиционной для российского законодателя манере. Он адресован управленцам и должностным лицам, определенным в качестве субъектов системы профилактики, наделенным особыми функциями и полномочиями в решении проблем несовершеннолетних.

Направленность Закона на лиц (юридических и физических, обязанных его исполнять и обеспечивать, играет двоякую, в том числе, и ограничивающую, в определенном смысле, негативную роль [15].

С одной стороны, точное определение круга субъектов системы профилактики, снимает вопросы об ответственных участниках профилактической работы, круге их полномочий и обязанностей

С другой стороны, в число субъектов системы включены исключительно представители органов власти и управления, которые в соответствии с положениями этого Закона являются и организаторами профилактической работы и ее исполнителями, что, очевидно, формирует замкнутую систему отношений внутри системы профилактики.

При этом семья и несовершеннолетние рассматриваются в законе с объектной точки зрения, исключительно в негативном контексте в качестве объектов профилактической работы, оказавшихся в социально-опасном положении.

Несомненно, что в практике работы, субъектам системы профилактики приходится преимущественно сталкиваться с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудном и социально-опасном положении.

Но цель профилактики и социальной работы в том и состоит, чтобы вывести их из этого положения и придать импульс к эффективному функционированию и жизни в обществе. Ребенок или семья в качестве объекта профилактической работы по определению не могут выйти на достижение заявляемой Законодателем цели.

Объектный подход, как доказала история отечественной, советской педагогики и мировой социальной работы, не позволяет объекту достигать целей, которые присущи лишь субъекту активной социальной жизни.

Эта же негативная направленность распространяется и на других, не указанных в тексте закона, реальных субъектов социального воспитания несовершеннолетнего. К ним относятся и общественные объединения, и организации, приближенные к месту жительства ребенка, будь то детские, либо взрослые,как-то: объединения жильцов, ветеранов и т. д., в том числе, относимые к формам низового самоуправления населения.

Объяснить подобное отношение законодателя к определению круга активных участников системы профилактики можно рядом факторов:

— сильны традиции государственно-функционального подхода в решении социальных проблем в российском обществе, и подавляющее большинство законов, регулирующих социальную жизнь общества, создано с точки зрения этого подхода, фактически монополизирует роль государственных институтов в решении проблем человека;

— крайне слабы технологические традиции в законотворчестве, предусматривающие необходимость создания тщательно выверенного алгоритма- нормы поведения;

— недостаточен, слабо обобщен, систематизирован опыт профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе, опыт применения настоящего закона на различных уровнях системы [27].

Принципиально важно то, что, пожалуй, впервые за последние десятилетия, законодатель точно определил сторону, несущую ответственность за воспитание ребенка. В данном случае, это семья, либо лица, организации ее заменяющие. Во всяком случае, из текста последнего цитируемого понятия видно, что, не смотря на различного рода обстоятельства, именно семья рассматривается в качестве фактора ответственности за воспитание несовершеннолетнего.

Введение нового понятия имеет важное значение для формирования баланса прав и обязанностей различных социальных и государственных институтов в воспитании несовершеннолетних. С его введением субъекты системы профилактики приобрели инструмент оказания обоснованного законом влияния на семьи, не выполняющие свои родительские обязанности по отношению к собственным детям. Именно влияния, а не снятия ответственности с семьи путем инициирования лишения ее прав на воспитание детей [6].

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Введение понятий «трудная жизненная ситуация», «социально-опасное положение» — это своего рода критерий в различении положения детей, нуждающихся в помощи со стороны государства, и не нуждающихся в таковой.

Продвижение подобного понятия с точки зрения законодателя есть путь формирования нормы, определяющей необходимость адресного проявления внимания по отношению к тем, кто действительно нуждается в поддержке и защите со стороны органов и организаций, призванных государством обеспечивать защиту детей и их интересов. Именно по отношению к трудности ситуации каждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органы и учреждения, в том числе и образования, должны предпринимать необходимые действия, восстанавливающие права ребенка и ситуацию его благополучия.

Число трудных жизненных ситуаций в наше время значительно возросло в связи с ломкой прежнего уклада жизни и переоценкой ценностей. Поэтому самым неотложным и актуальным является изучение того, каким образом человеку удается справиться с жизненными трудностями, с неожиданными негативными событиями, к каким стратегиям прибегают люди, чтобы совладать с ними или предотвратить порождаемые ими эмоциональные нарушения.

Трудная жизненная ситуация переживается человеком по-разному. С одной стороны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности. А с другой стороны, придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с трудной жизненной ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, к себе, к ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из трудной жизненной ситуации [7].

Гусарова Г. И. считает, что дети, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях, это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или физическом) развитии; дети – жертвы вооруженных и международных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных действий, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [10].

В Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты, это «лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель». Дети, оставшиеся без попечения родителей, это «лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке» [24].

В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы, направленные на социальную реабилитацию детей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным и т. д. Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.

Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). Неполной семья может стать либо в результате развода, либо в результате овдовения, либо при рождении ребёнка у одинокой женщины.

Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети, внуки, либо семьи братьев и сестёр, называется расширенной. Такой тип семьи когда-то был распространённым, но в настоящее время составляет около 15% от всего количества семей в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации, разделению расширенной семьи на несколько простых, нуклеарных; вероятно, этот процесс был бы ещё более активным при отсутствии трудностей в приобретении жилья, вынуждающих порой несколько семей проживать совместно.

Существует также типология социального риска, то есть выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.

Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие инвалидов, в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы [28].

В трудной жизненной ситуации автобиографическая память личности претерпевает совершенно определенные изменения. Наиболее яркими из обнаруженных являются три феномена — обеднения прошлого, утраты детства, и онтологизации настоящего.

Феномен «утраты детства» заключается в том, что испытуемые, находящиеся в трудной жизненной ситуации, представляли свою жизнь, начиная с «сознательного возраста» — в среднем с 15 лет. Тем не менее, эти воспоминания не были вытеснены или подавлены — испытуемые легко могли вспомнить много «детских» событий, однако, не оценивали их как важные для них в данной ситуации, и как следствие, не считали нужным представлять их как часть их личной истории. Именно события детства, нагруженные в большей степени эмоциями, «исчезают», — так, что человек в трудной жизненной ситуации презентирует свою жизнь начиная с собственных поступков, с собственных принятых решений.

Феномен онтологизации настоящего. В условиях трудной жизненной ситуации обычно неуловимое «настоящее время» разворачивается на все время пребывания в этой ситуации — до нескольких месяцев. В этот период «настоящего времени» испытуемые включали формально прошедшие события, которые, тем не менее, актуальны, и находятся в фокусе личностной работы. Явно постоянно «прорабатывая» эти события, испытуемые охарактеризовывали их как «неподвластные» им события, на которые они никак не могут повлиять. Очевидно, что внешняя по отношению к испытуемым, эта ситуация стала личностно трудной именно потому, что не могла быть принята ими как часть личной истории.

Не менее ярким явлением стало то, что все обнаруженные нами феномены трансформации автобиографической памяти личности исчезали, как только наступало субъективное окончание трудной жизненной ситуации, т. е. когда ситуация переставала по тем или иным причинам восприниматься как личностно трудная.

Отличительные особенности трудных жизненных ситуаций можно описать только комплексным взаимодействием одновременно нескольких факторов, причем каждый из этих факторов, взятых в отдельности, не будет критерием сложности, трудности сложившейся ситуации.Мы считаем необходимым выделение следующих факторов:

1) фактор вероятностного прогнозирования – исходя из анализа своего прошлого опыта, человек оценивал вероятность наступления этого события как нулевую либо минимальную;

2) когнитивный фактор – отсутствие необходимых знаний, умений и навыков для жизни в данной ситуации, неприменимость существующих когнитивных схем;

3) поведенческий фактор – отсутствие сформированных моделей поведения;

4) витальный фактор, который выражается в субъективном ощущении невозможности жить, существовать в навязанной ситуации, человеку кажется, что он не перенесет этих условий, не сможет с ними смириться;

5) экзистенциальный фактор – ощущение смыслоутраты, «экзистенциальный вакуум».

Термин «трудная жизненная ситуация» может быть применен только к личностно трудной ситуации. Таковой ситуация может явиться лишь в случае взаимодействия характеристик ситуации и идентичности личности. Именно идентичность является основным феноменом, определяющим трудность данной жизненной ситуации.

Одни ситуации воспринимаются и переживаются как «проблематичные», другие – как «трудные», а третьи – и вовсе «переломными для жизни». Почему некоторые жизненные ситуации влекут за собой существенное изменение, или даже кризис идентичности (и переживший ее говорит: «Я уже не тот, что прежде», «Я стал совершенно другим человеком» и т. д., другие же ситуации побуждают заметить лишь некоторые перемены в себе («Я вырос», «Я стал таким-то»? И как определить меру изменений личности – в каком случае человек будет переживать произошедшее как приведшее к «изменению личности», а в каком – к «разлому, перелому»? Сколько изменений может произойти с человеком, прежде чем наступит «разлом»?

Феномен идентичности личности ставит перед нами подобные вопросы. Никто из нас не остался в точности тем же, каким был в детском возрасте, или в школе, или даже год назад.

Для успешного решения вставших перед государством, обществом, системой образования новых и во многом неожиданных проблем важно ясно представлять причины возникновения и роста детской беспризорности и безнадзорности. Основной среди них является разрушение государственной системы социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений [19].

Факторы повышения жизненной активности дошкольников Изучение факторов повышения жизненной активности дошкольников в настоящее время является одним из наиболее актуальных вопросов, поскольку.

Физическое воспитание: сущность, задачи, формы и средства физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического.

Консультация для воспитателей «Сущность и жанровая классификация детского фольклора» Сущность и жанровая классификация детского фольклора. Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка. В этот промежуток жизни у него.

Консультация «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях» «Берегите семью; в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте это сокровище. В семейном счастье –.

Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Тема: Петушок,.

Сущность дидактической игры и её основные направления Дидактическая игра– такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей.

Сущность и содержание семейного воспитания Семья представляет собой социально-педагогическую группу людей, которая предназначена для оптимального удовлетворения потребностей в продолжении.

Сущность понятий «самостоятельность», «познавательно-исследовательская деятельность» Сущность понятий «самостоятельность», «познавательно-исследовательская деятельность». Проблема самостоятельности имеет достаточно давнюю.

Сущность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *