Трудное поведение ребенка является следствием того что

Новости

«Трудное» поведение. Советы психолога.

Родителям трудно принять поведение ребенка, если оно социально неприемлемо. Также иногда поведение ребенка может не особенно беспокоить окружающих, но при этом нести непосредственную опасность для его жизни и здоровья. Наконец, «трудным» может стать поведение, которое, не являясь чем-то негативным с общепринятой точки зрения, разрушает семейную атмосферу и выводит из себя родителей.

Если поведение ребенка «странно» для родителей и при этом они не могут найти разумных объяснений его действиям, то оно может вызывать сильное беспокойство, казаться «ненормальным».

Таким образом, по-настоящему «трудным» оказывается то поведение ребенка, которое:

· неприемлемо для конкретной семьи;

· неприемлемо с социальной точки зрения;

· непонятны причины этого поведения;

· поведение опасно или вредно для самого ребенка.

Нередко трудное поведение возникает не из глобальных расхождений во взглядах на жизнь, а накапливается как снежный ком из мелких недопониманий и, в конце концов, приводит к бурным конфликтам.

В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного реагирования ребенка на затруднения школьной жизни, на стиль взаимоотношений с взрослыми и со сверстниками. Поведение таких детей отличаются нерешительностью, пассивностью, упрямством и агрессией. Несостоятельность в учебной деятельности приводит к нарушениям школьной дисциплины, повышенной конфликтности с окружающими, что на фоне полной утраты интереса к школе нередко интегрируется в асоциальную личностную направленность, а также может приводить к возникновению психических расстройств.

Также поведение ребенка может провоцировать скандалы в семье и неуверенность в себе, как в родителе. Но это вовсе не значит, что проблема именно в ребенке. Психолог Людмила Петрановская уверена, что трудное поведение детей – это серьезно. Но с ним надо научиться справляться, а не воспринимать, как катастрофу. Любое ужасное поведение ребенка можно изменить, если не отчаиваться и действовать последовательно. Кроме того, не всегда то, что родители называют трудным, является таким на самом деле. Например, возраст и темперамент. С ними не надо бороться и исправлять, так как ни к чему хорошему это не приведет.

Что тогда делать? Как родителю себя вести, если ребенок «трудный»?

2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.

3. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». Не запрещать действия ребенка в категоричной форме. Изменить форму обращения, вместо приказа или запрета использовать просьбу или обращение за советом.

4. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. Автоматически, одним и теми же словами повторить многократно просьбу. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

5. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

6. Выработать и расположить в удобном месте свод правил поведения в группе, школе, дома. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

7. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет слушать и слышать взрослого.

8. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

9. Рассказать о своих чувствах, возникших при капризах ребенка, подчеркнув, что родители любят ребенка всегда и всякого, но его поведение им не нравится.

10. Удивить нестандартной реакцией, проявить сочувствие и приласкать ребенка.

11. Найдите ребенку интересное занятие. Давайте ему возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12. Последовательно передать ребенку ответственность за решение тех проблем, которые он в состоянии решать самостоятельно, показывая пример решения собственных проблем и заботы о своем благополучии.

13. Родителям необходимо договариваться, а не стараться сломить.

14. Дать ребенку свободно высказаться.

15. Увеличить время «чистого» общения с ребенком.

Источник

В помощь приемным родителям: Трудное поведение приемного ребенка.

Трудное поведение – всегда считается трудным для кого-то. Одно и то же поведение ребенка может быть трудным для одного родителя и совершенно нормальным для другого.

Для одного — непереносимы шум, беготня, озорство, а кто-то считает,что это нормальное поведение вполне здорового ребенка дошкольного возраста. Один родитель с ума будет сходить от постоянных слез, нытья и жалоб, другому не составит труда лишний раз приласкать, пожалеть и утешить.

Меньше всего ребенок хочет нас расстроить, разозлить или обидеть. Он просто ведет себя так, как ему удобнее, легче, привычнее, безопаснее. И он искренне недоумевает, почему это мы так «распереживались»?

Родителю важно понять, на самом ли деле поведение ребенка можно назвать трудным, настолько ли оно отравляет жизнь и делает ее невыносимой? Родитель начинает чувствовать собственное бессилие, терять уверенность в себе, как в родителе, воспитателе, взрослом. Отношения с ребенком портятся из-за постоянных скандалов и препирательств. Порой атмосфера становится напряженной и каждый из членов семьи может ощущать тревогу, страх, депрессию, отвержение, одиночество и прочее.

Случается так, что приемные родители, взявшие ребенка из детского дома, через какое-то время возвращают его обратно. Причины могут быть следующие:

Все формулировки, так или иначе, указывают о неприемлемом поведении. И под «наследственностью» или «негативным влиянием на родных детей» имеются в виду и ссоры из-за поведения ребенка, с которым родители не в состоянии справиться.

Одной из тревожных ситуаций, к которым можно отнести трудное поведение ребенка –это воровство. Прежде, чем «ставить диагнозы» о наследственности или браться за ремень, рекомендуем проанализировать ситуацию и задать себе вопрос: «Почему ребенок совершил воровство?» Причины могут быть разные. Но чтобы разобраться в них, необходимо понять, что же стоит за этой потребностью: потребность в своей значимости или потребность быть услышанным, нужным; потребность в успешности или получение внимания? То или иное поведение ребенка, приемного или родного, это своего рода сигнал, который подает ребенок для родителей, для взрослого (учителя, воспитателя, тренера).

Пример: «Полина, 9 лет. В замещающую семью попала, когда ей было 7 лет, до этого с рождения жила в доме малютки, а затем в детском доме-интернате. Новые родители от классной руководительницы Полины узнали, что девочка, вместе с другими девочками из класса, крадет вещи у своих одноклассников. После консультаций с родителями и девочкой выяснилось, что ребенок таким образом завоевывает внимание у своих одноклассниц, которые берут ее в свой круг общения только под таким условием: «Принесешь эту вещь, считай, что ты с нами». Некий «закрытый клуб», где главным входным билетом служит украденная вещь. Главная потребность этого ребенка – быть принятым сверстниками, иметь друзей. Что характерно для подросткового возраста, где ведущим видом деятельности является общение со сверстниками.

Другими видами трудного поведения ребенка могут быть ложь, нецензурная брань, драки, побеги из дома и прочее. Следствием таких поступков ребенка является неудовлетворенность одной из его потребностей: любви, внимании, безопасности, понимании, ласке, уважении, познании, свободе, независимости, реализации собственного потенциала. Услышать ребенка, понять, помочь – одна из главных задач родителя для коррекции поведения своего озорника.

Каким бы ужасным, неуправляемым, ненормальным ни казалось поведение ребенка, с ним необходимо справляться и, если действовать последовательно и не отчаиваться, тогда оно представится не катастрофой, а просто задачей, сложной, но решаемой.

Помните, что самое главное у ребенка уже есть — это его семья, есть вы, взрослые, которым он небезразличен, которые готовы ему помочь.

Источник

Формы «трудного» поведения приемного ребенка. Их причины и способы работы с ними

Формы «трудного» поведения ребенка:

4. Избегание близких отношений – ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив – «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым, и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые – как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.

— Мечта ребенка иметь заветную вещь.

— Желание сделать подарки друзьям.

— Привычка, в результате которой ребенок получал похвалу.

— Стремление укрепить свое положение (статус) в коллективе ровесников.

— Месть родителям за невнимание, недостаток любви к нему.

— Способ привлечь внимание.

— Способ компенсации за свою безрадостную жизнь в детском учреждении.

— Выполнение требований взрослых, подростков (угрозы).

— Воздействие на конфликт родителей (ссору).

— Чувство тревоги и страха, что его могут отдать обратно.

— Способ сохранить верность своим кровным родителям.

— Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств.

— Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.

— Желание доказать свое превосходство над кем-то.

— Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.

— Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.

— Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.

— Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе.

— Проблема отношений внутри семьи, конфликты и непонимание между отцом и матерью, выражающееся в не разделении интересов друг друга и равнодушии.

— Агрессивное поведение самих родителей.

— Равнодушие родителей к делам и интересам своего ребенка, его успешности и социальному статусу.

— Ситуация, когда родители ограждают детей от обязанностей по дому и не допускают к решению семейных вопросов.

— Сильная эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей, в этом случае объектом агрессии может стать второй или мать, или отец.

— Противоречия воспитательного процесса, когда поведение родителей не соответствует требованиям, предъявляемым к ребенку.

— Непоследовательность в воспитании, когда требования родителей меняются в зависимости от сложившейся ситуации или в случае, когда родители проводят разные воспитательные линии, противоречащее друг другу.

Источники появления трудного поведения приемного ребенка:

1. последствия депривации, негативный прошлый жизненный опыт;
2. мотив принятия ребенка в семью, стили воспитания;
3. отношение близких родственников, членов семьи, соседей, педагогов, медицинских работников к приемному ребенку, сотрудничество со специалистами, сопровождающими семью.

Причины трудного поведения приемного ребенка:

— эмоциональные нарушения (острые или затяжные посттравматические состояния, горе, повышенная тревожность, агрессивность, страх социальных контактов);

— трудности в обучении (снижение мотивации к учебе, несформированный или низкий уровень познавательных процессов);

— личностно-социальные трудности приемных детей (неумение выстраивать отношения со сверстниками, отсутствие друзей);

— раскрытие «тайны усыновления»;

— эмоциональная связь с биологическими родителями (непринятие приемным ребенком своего прошлого, негативное отношение к кровным родителям);

— эмоциональные, поведенческие трудности ребёнка;

— конфликты с кровными детьми или близкими родственниками из-за приемного ребенка;

— личностные психологические трудности, оказывающие негативное влияние на воспитание приёмного ребёнка;

Приемным детям важно: знать, что они являются частью вашей семьи, чувствовать, что у них есть дом (в доме личное пространство – место для каждого ребенка); чувствовать себя сильными и значимыми; знать, что их любят.

Если эти желания не удовлетворены, то они проявляются в виде плохого поведения или в форме ошибочной цели.

Цели трудного поведения (с помощью которых дети удовлетворяют свою потребность в любви):

Привлечение внимания;
Борьба за власть (лидерство);
Месть;
Избегание неудач.

Стратегия поведения родителей:
— Не заглядывать в глаза ребенку, поведение которого вас не устраивает.

— Минимизация внимания: игнорируйте демонстративное поведение ребенка; не разговаривайте с ребенком, не обращайте внимания на ребенка, в то время, как он старается привлечь к себе внимание.

— Физическое приближение: например, дать почувствовать ребенку, что его любят. Лучше погладить его по спине, волосам.

— Неожиданные шаги с вашей стороны: выключите свет, издайте музыкальный звук, начните говорить тихим голосом, измените ваш голос, говорите со стеной, повторите последнее слово несколько раз.

— Отвлеките ребенка: задавайте прямые вопросы: в момент, когда ребенок нарушает поведение, полезно задать ему прямой вопрос: «Миша, что ты думаешь по данному вопросу?»; попросите об одолжении: «Саша, помоги, пожалуйста, приготовить ужин!»; измените деятельность: если ваш ребенок не переставая «бесится», резко измените его деятельность, отвлекая от нарушения поведения; например, дайте ему новое задание.

— Разрешающее поведение: доведите до предела демонстративную выходку: например, если ребенок отказывается есть и стучит по столу ложкой, предложите ему делать это в течение часа без остановок; предложите всем остальным присоединится к выходке: например, всем начать стучать по столу 3 минуты; виновник стучит вместе со всеми и не получает какого-то особого внимания, и интерес к этому виду деятельности у него пропадает.

2. Мотивация власти
Дети ведут, себя плохо, потому что для них важно быть главными. Такие дети демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают установленный порядок. Они провоцируют взрослого перед другими людьми, им необходимы зрители.

Стратегия поведения родителей:
— Спросить себя: «Как можно помочь своему ребенку проявить себя в данной ситуации?». Если дети перестают слушаться взрослого, не надо искать ответа на вопрос «Что я могу сделать, чтобы взять эту ситуацию под свой контроль?», задайте вопрос «Как можно помочь своему ребенку проявить себя в данной ситуации?».

— Дать возможность выбора ребенку «Ты оденешься здесь или в машине?», «Ты покормишь собаку или вынесешь мусор?» Давая выбирать убедитесь, что вы готовы принять оба варианта выбора, которые вы сами предлагаете. Если вы предлагаете сделать выбор, а ребенок медлит и не выбирает ни одну из альтернативы, тогда можно предложить, что он не хочет делать это самостоятельно, в таком случае выбираете за него вы.

— Помогите ребенку ощутить свою значимость для вас.

— Пользуйтесь условными обозначениями. Когда родитель и ребенок хотят совместными усилиями отказаться от частых конфликтов в сфере влияния друг на друга, тогда большую пользу может принести напоминание, относящиеся к той или иной нежелательной стороне их поведения.

— Узаконьте поведение, которое не можете изменить. Когда мы ставим плохое поведение в пример и пытаемся его узаконить, оно становится менее желанным и забавным.

— Научите ребенка отказывать вежливо, сказать «нет». Некоторые конфликты возникают из-за того, что наши дети не приучены вежливо отказываться. Большинству из нас не разрешали отказывать своим родителям, а когда детям не позволяют говорить «нет» прямо, то они делают это косвенно. Они могут отказать вам своим поведением, уклонения от дел, забывчивость, все, что ни попросишь их сделать, будет делать кое-как, с таким расчетом, что вам самим придется доделывать за них работу, и таким образом, пропадет желание просить их сделать еще раз. Некоторые дети притворяются больными и немощными. Очень важно научить наших детей умело отказывать. Умение сказать «нет» будет им просто необходимо в общении со сверстниками. Это важный момент отказа, в последствии человек охотно идет навстречу.

— Уходите от конфликта. Дети часто предпринимают попытки открытого неповиновения своим родителям, «бросают им вызов». Некоторые родители реагируют на их вызывающее поведение, принуждая их вести себя как следует с позиции силы, или стараются «умерить наш собственный пыл». Мы ничего не потеряем, если уйдем от подобного не разрешающего конфликта. Если мы подавим силой ребенка, то в конечном счете он затаит глубокую обиду на нас.

— Сделайте обычное занятие веселым и забавным.

— Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка.

— Обсудите поступок позже.

— Поддержите личного вклада ребенка в домашний процесс.

— Пригласите детей помогать вам в решении самых разных задач.

— Примите правила вместе с детьми.

— Поощряйте тактику «шефства»: ваш ребенок может прийти на помощь младшим детям, например, при выполнении школьного задания.

— строить отношения с ребенком так, чтобы в них чувствовалась забота о нем;

— обучение детей, как нормальными способами выразить свою душевную боль и страдания, а также приглашение их к разговору с нами в момент травмы и потрясения. Когда дети научатся этому, они смогут разрешать внутренние конфликты и общаться.

— признавать силу ребенка: возможно, когда мы признаем вслух, что не можем доминировать и что никто в этой комнате ни выше, ни ниже остальных, мы будем способствовать установлению позитивных отношений;

4. Причины избегание неудачи

Дети так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать, им кажется, что они не удовлетворяют требованиям окружающих.

Стратегия поведения родителей:

— использование техники педагогического воздействия, которые помогают таким детям чувствовать себя, самостоятельными в работе;

— объясните, на примере материала: (при выполнении домашнего задания) повторно. При выполнении домашнего задания;

— измените методы объяснения: например некоторым детям в силу их особенностей тяжело воспринимать абстрактные вещи, поэтому следует использовать конкретный материал; или объяснить за один раз что-то одно (детей, боящихся неудачи, очень легко испугать, подавить, например количеством нового материала или его сложностью);

— это обучение, а не поведение: например, не просите ребенка, чье поведение направлено на избегание неудач, первым что-то делать, если вы чувствуете, что он не готов; покажите сначала сами или в первый раз может сделать другой член семьи;

— декларация «Я смогу» перед выполнением: просите ребенка повторять это перед сложным заданием или когда вы видите признаки подступающей неуверенности.

Помните о том, что сам ребёнок не всегда может понять, что с ним происходит и объяснить это взрослому. Понять причины трудного поведения ребёнка – задача взрослых. Если работать с причинами, можно помочь ребёнку преодолеть трудности и прийти к желаемому результату. Бороться исключительно с «симптомами» – неэффективно, поскольку, если ребёнок продолжает испытывать напряжение, то есть опасность, что на место одних симптомов придут другие. Иногда трудно встать на позицию сопереживания ребёнку, потому, что его поведение вызывает: гнев, обиду, тревогу, недоумение, страх.

Источник

Как справиться с трудным поведением у подростков

Выясняем, почему разобраться в трудном поведении у подростков — задача родителей и как они могут это сделать

Трудное поведение ребенка является следствием того что. Трудное поведение ребенка является следствием того что фото. картинка Трудное поведение ребенка является следствием того что. смотреть фото Трудное поведение ребенка является следствием того что. смотреть картинку Трудное поведение ребенка является следствием того что.

Трудное поведение ребенка является следствием того что. Трудное поведение ребенка является следствием того что фото. картинка Трудное поведение ребенка является следствием того что. смотреть фото Трудное поведение ребенка является следствием того что. смотреть картинку Трудное поведение ребенка является следствием того что.

Вокруг подростков сложились мифы о том, что они агрессивные, грубые и пытаются делать всё назло своим родителям. Подросткам действительно свойственно проявлять трудное поведение, только делают они это, потому что ещё не знают, как можно выражать свои эмоции по-другому. Мы поговорили с благотворительным фондом «Шалаш» о причинах такого поведения и выявили конкретные шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь ребёнку с трудным поведением.

Трудное поведение ребенка является следствием того что. Трудное поведение ребенка является следствием того что фото. картинка Трудное поведение ребенка является следствием того что. смотреть фото Трудное поведение ребенка является следствием того что. смотреть картинку Трудное поведение ребенка является следствием того что.

Как проявляется трудное поведение у подростков

Трудное поведение проявляется по-разному — от непослушания до совершения преступлений в подростковом возрасте. Фонд «Шалаш» использует такую формулировку:

«Поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими и при этом причиняет вред или создаёт риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых, других живых существ, окружающему пространству и вещам».

Самое главное в этом определении — повторяемость поведения и вред самому ребёнку. Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки. Ребёнок сам сильно страдает от таких реакций, поэтому важно не называть детей «трудными» или «трудновоспитуемыми». Фонд «Шалаш» использует формулировку «дети, которым трудно», потому что ребёнок не может сам справиться с трудным поведением, и это ответственность взрослого — помочь ему разобраться.

Трудное поведение ребенка является следствием того что. Трудное поведение ребенка является следствием того что фото. картинка Трудное поведение ребенка является следствием того что. смотреть фото Трудное поведение ребенка является следствием того что. смотреть картинку Трудное поведение ребенка является следствием того что.

Причины трудного поведения подростков

Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.

👪 Семья

Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).

При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011). Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили.

Трудное поведение ребенка является следствием того что. Трудное поведение ребенка является следствием того что фото. картинка Трудное поведение ребенка является следствием того что. смотреть фото Трудное поведение ребенка является следствием того что. смотреть картинку Трудное поведение ребенка является следствием того что.

Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте (Lopez-Romero, Maneiro, Cutrín, Gómez-Fraguela, Villar, Luengo & Romero, 2019).

🏫 Школа

Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость (Buhs, 2005), а также могут привести к клинической депрессии (Ford et al., 2017) и суицидальным мыслям (Lardier et al., 2016).

🧸 Влияние сверстников и подходящие ситуации

Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими. Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком (Laursen, 2013).

🧑‍🤝‍🧑 Особенности социализации

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.

😡 Черты личности, неврологическое развитие

Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость (Farrington, 2002). Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным (Walklate, 2003).

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

Трудное поведение ребенка является следствием того что. Трудное поведение ребенка является следствием того что фото. картинка Трудное поведение ребенка является следствием того что. смотреть фото Трудное поведение ребенка является следствием того что. смотреть картинку Трудное поведение ребенка является следствием того что.

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться. Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи. Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей. Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать.

Инструкции для работы с трудным поведением

Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать).

☝️ Что делать, если ребёнок вас обманул

☝️ Что делать, если обманы продолжаются некоторое время

🙅 Точно не нужно:

☝️ Что делать, если ребёнок вам отказывает

🙅 Точно не нужно:

☝️ Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно

🙅 Точно не нужно:

Изображение на обложке: Ani / Dribbble

Прим. ред. Фонд «Шалаш» системно решает проблему трудного поведения в России: дает учителям и родителям конкретные и проверенные инструменты, помогает предотвратить серьезные негативные последствия и справиться с трудным поведением детей на ранних стадиях с помощью развития учебных и социальных навыков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *