Ту 134 с острым носом что это

Ту-134УБЛ «Черная жемчужина» совершил первый полет после ремонта

Самолет предназначен для обучения курсантов полетам на бомбардировщиках Ту-22М3 и Ту-160.

Ту-134А-4 (Ту-134УБЛ), также известный как «Черная жемчужина», совершил первый полет после ремонта.

Ту-134УБЛ — учебно-тренировочный самолет, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1980-х годов на базе пассажирского лайнера Ту-134.

Самолет отличает особенная конструкция носовой части фюзеляжа, схожая с бомбардировщиками Ту-22М и Ту-160.

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/YvjQACBusjI

Используется в ВВС России для обучения курсантов полетам на Ту-22М3 и Ту-160, а также для поддержания навыков строевых пилотов, чтобы сократить расход летного ресурса боевых самолетов.

Ту-134УБКМ или УБК. На борту чётко написано Военно-морской флот.

Спасибо за объяснение.

Насколько помню «Черной жемчужиной» ещё называли единственный темный Су-27УБ 159-го ИАПа

Первый раз видите? Давно уже с такими носами летают.

Ну да, как в 1981 году приделали так и летает

Во всех бомбовых училищах они стояли (вернее летали)

Этот самолет Ту-134А-4 то есть ТУ-134УБЛ. Принадлежит 859-у Центру боевого применения и переучивания личного состава авиации ВМФ (авиабаза Ейск)

43-й Центр боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации (авиабаза Дягилево) Челябинский Краснознаменный военный авиационный институт штурманов Челябинск (аэродром Шагол)

Ту-134УБЛ был показан ещё в фильме «Нежность к ревущему зверю», вышедшем в 1982 году. Там он «сыграл» ТУ22М, в роли которого первоначально планировали показать Ту-22КД, но в последствии, уже отснятое с ТУ22 убрали по требованию военной цензуры и заменили на Ту-134УБЛ. Впрочем, в некоторых кадрах таки попадается именно ТУ22.

Источник

Описание остроносого Ту-134УБЛ

Ту-134УБЛ является учебно-тренировочным самолетом, разработанным в конструкторском бюро Туполева в 80-х годах на базе пассажирского судна Ту-134. Летательный аппарат находился на вооружении военно-воздушных сил СССР с 1982 года. На данный момент используется ВВС РФ для практического обучения пилотов бомбардировщиков с целью экономии ресурса и летных часов. Командование российских войск приняло решение о возврате в эксплуатацию учебно-боевых самолетов Ту-134УБЛ, которые были списаны Дмитрием Медведевым в период его президентского срока.

История создания

Согласно распространенной точке зрения, инициатор создания Ту-134 — Никита Сергеевич Хрущев. Генеральный секретарь Советского Союза во время своего визита во Францию был настолько впечатлен демонстрационным полетом «Каравеллы», что вернувшись на родину поставил перед Советом министров задачу создать пассажирский лайнер для потребностей гражданской авиации. В 60-х годах поршневые самолеты стали постепенно сменяться реактивными, которые были способны развивать высокую скорость и брать на борт большее количество пассажиров.

Первым реактивным самолетом Советского Союза стал Ту-104, разработанный в конструкторском бюро Туполева. Для его создания использовались чертежи и схемы советского тяжелого двухмоторного многоцелевого реактивного самолета Ту-16. При разработке первого советского ближнемагистрального реактивного пассажирского лайнера были использованы узлы предыдущей разработки Ту-104, которые уменьшились в размерах на 1/5 от габаритов оригинальной конструкции. Ту-104 отличается увеличенным диаметром фюзеляжа и измененной конструкцией крыла.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Ту-124 представляет собой уменьшенную копию Ту-104, на которой впервые были задействованы двухконтурные турбореактивные силовые агрегаты. После пробного запуска Ту-124, закончившегося неудачей, перед советскими конструкторами была поставлена задача создать достойную замену пассажирскому самолету, рассчитанному на короткие перелеты. Ту-134УБЛ выпускался Харьковским авиационным заводом до 1984 года. За этот период было выпущено 9 десятков самолетов данной модификации.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Основным предназначением Ту-134УБЛ является подготовка пилотов бомбардировщиков в различных метеорологических условиях. Курсанты обучаются управлению тяжелым самолетом, а также особенностям взлета и захода на посадочную полосу в автоматическом и директорном режимах. УБЛ предназначен для одновременного обучения дюжины курсантов, размещающихся в трех рядах салона и поочередно проходящих подготовку на кресле второго пилота. Согласно кодификации NATO, самолету УБЛ был присвоен индекс «Crusty-B».

Конструкция остроносого самолета

Самолет оснащается носовой частью фюзеляжа, похожей на Ту-22МЗ. Модификация включает в себя оптоэлектронное прицельное и навигационное оборудование, соответствующее вооружению наиболее распространенных бомбардировщиков. Проект предусматривал штангу, необходимую для воздушной дозаправки, но согласно американо-советским договорам использовать ее не стали. Два авиационных двигателя были разработаны генеральными конструкторами Решетниковым и Соловьевым.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Первые работы по модернизации лайнера были проведены в начале 1970 года. Конструкторы увеличили фюзеляж на 2 метра в длину. Экспортные варианты летательного аппарата предполагали установку радиолокационной станции вместо штурманского кресла. Для размещения учебного вооружения предусмотрено место под центропланом. На самолет может устанавливаться четыре многозамковых бомбодержателя, но международные договоренности запрещают использование подобного оснащения.

Ту-134 — первый турбореактивный советский самолет, в котором отсутствует тросовая проводка, приводящая в движение руль направления. Разработчики заменили ее на жесткие тяги и установили дополнительный гидроусилитель.

Средняя и носовая часть летательного аппарата выполнены в виде единой гермокабины. Хвостовая негерметичная часть предназначена для размещения органов управления и некоторых агрегатов электрооборудования. Каналы крена оснащены перманентно работающими пружинными загружателями.

Характеристики Ту-134УБЛ

Длина летательного аппарата — почти 42 метра, высота — 9 метров, размах крыльев — 29 метров. Пустой лайнер весит 29 тонн, при этом он способен брать полезную нагрузку на борт до 8199 кг. Самолет может подниматься на высоту до 11 799 метров и преодолевать около 2299 км без единой дозаправки. Показатели средней крейсерской скорости составляют 889 км/час. Модификация УБЛ рассчитана на 12 курсантов и 4 человека экипажа. Самолет экипируется двумя силовыми агрегатами третьей серии Д-30.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Модификации Ту-134УБЛ

Ту-134УБЛ отличается особенной конструкцией носа, которая выполнена по идентичной схеме, что и ряд наиболее известных бомбардировщиков отечественной разработки. Существуют и другие модификации летательного аппарата:

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

На сегодняшний день в эксплуатации находится 1 модель УБК и несколько УБКМ. Модификация СХ предназначалась для сельскохозяйственных нужд, УБЛ-Ш разрабатывалась для того, чтобы осуществлять обучение летчиков стратегической и морской авиации. Вариант ЛК рассчитан на космические программы и тренировочный процесс по адаптации космонавтов к условиям невесомости. Модификации Ш-1 и Ш-2 использовались для тренировки пилотов фронтовой авиации и штурманов военно-воздушных сил.

Ту-134 УБК и УБЛ можно увидеть, посетив киевский авиационный музей и музей стратегической авиации в Полтаве.

Ту-134УБК

Модификация УБК предназначена для обучения навигаторов-штурманов бомбардировщиков Ту-22, а также для пилотов гражданской авиации. В отличие от пассажирской версии самолета, УБК/УБЛ имеют непрозрачную носовую часть фюзеляжа, обладающую формой, идентичной летательному аппарату Ту-22МЗ. За все время было сконструировано всего 2 УБК, поступивших в распоряжение морской авиации. Модификацию УБЛ получили учебные полки летных училищ и дальняя авиация.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Ту-134УБКМ

Главным назначением версии УБЛ считается подготовка летчиков, управляющих стратегическими ракетоносцами Ту-160 и дальними бомбардировщиками Ту-22МЗ. В 2011 году Главкомат ВВС РФ получил предписание на замену самолетов Ту-134УБЛ и модификации «Ш» на новые модели, выполненные на платформе летательных аппаратов Ту-204 и Ту-214. В настоящий момент осуществляется масштабная реконструкция модификаций УБЛ в более современную модификацию Ту-134Б-3.

Источник

Ту-134-УБЛ

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

В конце 70-х ОКБ разрабатывало учебно-тренировочный самолет для подготовки летчиков Дальней авиации с пилотажными свойствами, присущими боевым машинам. Первоначально предполагалось делать его на базе проекта пассажирского Ту-136, но остановились на модификации Ту-134Б, удовлетворявший требованиям к подготовке пилотов бомбардировщика Ту-22М.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Ту-134УБ-Л с двигателями Д-30 2-й серии предназначался для обучения летного состава пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях, самолетовождению, заходам на посадку в директорном и автоматическом режимах. Самолет должен был выполнять полеты в условиях минимума по 2-й категории ICAO. В отличие от предшественника, на Ту-134УБ-Л устанавливалась новая носовая часть фюзеляжа, подобная Ту-22М-3 с радиопрозрачным обтекателем РЛС РОЗ-1 (радиолокатор обзора земли).

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Первоначальный проект машины предусматривал установку в носовой части штанги системы дозаправки топливом в полете, но из-за снятия аналогичного оборудования с Ту-22М, от нее отказались. По составу оборудования он в основном соответствовал Ту-134Б, за исключением радиосвязных и навигационных систем, свойственных боевым машинам. Для курсантов и проверяемых предназначались 12 кресел, установленных в три ряда. В полете курсанты по очереди проходили подготовку на месте второго пилота.
Первую машину построили на ХАПО в январе 1981 г. До весны выпустили несколько серийных самолетов, успешно прошедших совместные с заказчиком летные испытания. До 1983-го объединение сдало 90 Ту-134УБ-Л. Для авиации ВМФ изготовили один экземпляр модифицированного Ту-134УБ-К для тренировок штурманов-навигаторов и штурманов-операторов самолетов Ту-22М.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Авиация и Техника

6.4K постов 13.1K подписчика

Правила сообщества

А Ту-154 в посте зачем?

я такой видел. уже сильно постаревший. глядя на него так и не понял, что это такое 🙂

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Продолжение поста «Крушение RAF F-35B Lightning II»

В Британии назвали причину падения F-35B с борта HMS Queen Elizabeth.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Именно к такому выводу и пришла ранее сформированная в ВМС Британии специальная следственная группа.

Кроме этого, британская пресса пишет о том, что военнослужащий с авианосца HMS Queen Elizabeth попал под арест после публикации видео с падением в море истребителя F-35 в сети. Его имя не называется. Арест военнослужащего связан с тем, что такого рода публикацию британское военное командование определило как утечку секретной информации. По последним сведениям, опубликовавший кадры британский моряк имел отношение к системе видеонаблюдения на авианосце. Именно на камеру видеонаблюдения и велась запись происходящего.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Продолжение поста «Крушение RAF F-35B Lightning II»

Запись на смартфон с экрана монитора в отвратительном качестве, всё как вы любите.

Появилось видео, где запечатлено падение истребителя F-35 при взлете с британского авианосца «Queen Elizabeth«. Машина фактически даже не взлетела, а сразу после попытки оторваться от трамплина рухнула в море. Судя по всему у самолета что-то произошло с двигателем. Пилот смог выжить, после катапультирования его парашют зацепился за надстройку корабля.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Касание

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Вальсируют

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Как я докатился до такой жизни. Часть первая

Здесь будет мало фото, в основном текст.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Многие спрашивали. Рассказываю.

За окном ночь, пассажиры уже успели поужинать, а мы с мамой замечаем, что стюардессы уводят детей куда-то в нос самолёта, а те потом возвращаются довольные и с подарками. Раз такое дело, то надо бы и мне сходить, тем более какой мальчишка не хотел побывать в кабине пилота? Не успели мы подумать об этом, как бортпроводница сама пригласила меня проследовать с ней. Через мгновенье мы зашли в кабину, я сел на jump-seat и наблюдал. Это было настолько завораживающе, что те эмоции мне кажется я буду помнить всегда. Десятки различных кнопок, мониторы, всё подсвечивается…красота. Пилоты что-то говорят мне на немецком, а я не могу толком ответить, так как знал тогда только несколько слов. С того полёта во мне и затаилась мечта связать свою жизнь с небом.

Стал собирать модельки самолётов, читать, узнавать, интересоваться, потом появился компьютер и первый Флайтсимулятор X-plane и так далее.

На одном известном авиационном форуме в то время была тема под названием «Подскажите, где учиться летать?». Создал её некий товарищ под ником Баранкин, которому вроде было уже под 30 лет и он собирался поступать в лётное училище, чтобы кардинально поменять свою жизнь и воплотить мечту. Тема жива до сих пор, а прошло уже лет 15. Я изредка почитывал её и удивлялся смелости этого Баранкина, но позволить вот так посвятить себя еще трём годам очного обучения я не мог, не считая уже не совсем идеального здоровья для поступления итд.

Время шло, нужно было явно что-то менять. И вот однажды, находясь в ночную смену на кухне и сидя на большом перевёрнутом ведре из под соевого соуса я натыкаюсь на ЖЖ Лётчика Лёхи, то бишь Алексея Кочемасова, который рассказывает о своём знакомом, обычном русском парне, который работал раньше в аэропорту, а теперь уезжает в США учиться на коммерческого пилота. Вот это да, а что так можно было?

Начинаю взахлёб зачитываться, не пропускаю ни одного нового поста, а в голове всё глубже и глубже поселяется мысль о том, что может быть тоже стоить попробовать? А здоровье? А где взять столько денег? А смогу ли? А что потом? А ведь буду жалеть, если не попробую.

Это была осень 2012-го года. Уже через пару месяцев я прихожу на пробную врачебную лётную экспертную комиссию (ВЛЭК) в Центральную Больницу Гражданской Авиации. Мда. Это был интересный опыт. И не всё прошло гладко. Здесь есть один маленький лайфхак, если по первой графе, как нужно для поступления в училище, вы не проходите комиссию с незначительными отклонениями, то по второй графе, то есть уже, как действующий пилот после обучения заграницей, вы скорее всего пройдёте. Я по первой немного недотягивал.

Параллельно шли поиски подходящей школы и денег на это мероприятие. Со школой определился довольно быстро, так как уже на тот момент было много отзывов от русских ребят, кто там учится. Так же у школы была договорённость с отелем на хорошую скидку при проживании, ведь учиться предстояло 7-8 месяцев. Находится школа в штате Пенсильвания, не путать с Трансильванией! Открытым оставался денежный вопрос, но и он решился, хотя на тот момент сумма казалась огромной и где её взять было непонятно. На учебу и проживание требовалось около 40000$. Была продана однушка за МКАД.

Здесь нужно сказать огромное спасибо моим близким, без их поддержки, веры в меня и готовности к трудностям, ради моих призрачных перспектив ничего бы не получилось.

Списываюсь с директором школы, он высылает мне форму I-20, по сути это приглашение на учёбу и я иду с ним в американское консульство за визой.

Это был март 2013-го. Я приехал я около 5 утра, чтобы занять место в длинной очереди, пришлось несколько часов простоять на морозе, прежде, чем меня запустили в здание. Сдаю все вещи, прохожу досмотр и иду оформляться. Ох.. как же я тогда волновался, что делать, если откажут…Я несколько дней репетировал диалог с консулом, а на деле вышло всё гораздо проще. Меня вызвали к окошку, пару вопросов «кто,где, зачем и почему» и ваша виза одобрена! Что? Серьезно? Спасибо! Настроение резко улучшилось, один камень упал с плеч, но впереди была ещё огромная куча таких же.

Наверное здесь стоит отметить, что к этому времени я неплохо знал английский и не боялся, что не смогу учиться именно по причине языкового барьера, в крайнем случае на месте подтяну.

Настал день ИКС. Попрощавшись с близкими, немного пустив слезу, я уехал в аэропорт, чтобы осенью вернуться с лицензией коммерческого пилота.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Добравшись до Нью-Йорка, я поехал на автовокзал, чтобы оттуда доехать уже непосредственно до городка Allentown, где и находилась моя школа. Кое-как к двум часам ночи я всё-таки добрался до места, там меня встретил один из русских студентов, с которым мы общались в переписке, он когда-то вёл небольшой ЖЖ. Заселился в отель и лёг спать, в голове тонна всяких мыслей, которые не давали заснуть, но накопившаяся усталость одержала победу.

Спускаюсь утром на завтрак, а там сидят все русские студенты. Кто-то недавно приехал, кто-то уже заканчивает. Со всеми познакомился, через пару дней меня переселили в номер к другому русскому, с которым я прожил около 3х недель.

Первым делом, конечно же, я поехал в школу. Познакомился с директором вживую, пообщались, оформили нужные бумаги, он познакомил меня с моим будущим инструктором. Как оказалось, я был у этого инструктора первым учеником! Потом мне предложили пройти посмотреть самолёт на котором мне предстоит учиться. Это была Cessna-152. В школе был выбор и можно было учиться на Piper PA28, но это было уже подороже. В этот день я впервые стоял рядом с учебным самолётом. Никогда ранее я не был ни в каких аэроклубах, меня не катали на маленьких самолётах, ничего подобного в моей жизни не было, разве, что на воздушном шаре один раз летал. Всё было такое маленькое и непривычное. Внутри на первый взгляд тоже показалось довольно тесно и я даже спросил в шутку инструктора «а оно летает вообще?».

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Следующим этапом нужно было поехать пройти американскую лётную медкомиссию и сдать отпечатки пальцев, чтобы пройти государственную проверку, иначе ты не сможешь приступить к учёбе.

Стоит уделить отдельное внимание прохождению американской медкомиссии.

Если сам пришёл на осмотр, уже считай полдела сделано:)

Один специалист проверяет зрение, проверяет давление, замеряет вес и рост, ему же сдаёте экспресс-анализы, а далее уже идёте непосредственно ко врачу. 10 минут осмотра и приятной беседы и вы получаете заветную бумажку, медицинское заключение первого класса. Работает в одном медцентре в среднем 3-4 человека. Цена около 80-100$.

У нас же процесс прохождения комиссии растягивается минимум на 2 дня, сейчас получается даже дольше, не говорю за все ВЛЭКи, где-то может быть и за один можно. Огромный штат сотрудников, регистратура, врачи, секретари итд. Суть вы уловили, я надеюсь.

Пока я ждал разрешения от властей, чтобы начать учёбу, я смог напроситься в полёт с одним студентом, который уже имел лицензию частного пилота и ему надо было налетать часы самостоятельно для получения коммерческой лицензии и он взял меня с собой.

Не забуду эти первые эмоции. Мы сели в эту маленькую цессну бок о бок, пока я смотрел по сторонам и пытался переварить, что вообще происходит мы уже начали рулить. В ушах какой-то непонятный английский радиообмен. Ничего общего с привычным английским, казалось я никогда не пойму, что они там говорят…

Выруливаем на полосу и взлетаем! Черт, как же быстро всё, не успел оглянуться и мы уже в воздухе, самолёт болтает, держусь за ручку, сам про себя думаю «блин блин блин, че так страшно-то?» А потом вроде бы и ничего, летим же:)

Источник

Ту-134: 50 лет эксплуатации

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Современные перевозки с точки зрения архитектуры сети — это «колесо и спицы», а не сеть. За последние пару лет развитие технологий и инфраструктуры аэропортов поменяли экономику полётов так, что стало можно не завозить пассажиров в крупные хабы, а возить напрямую между небольшими и средними аэропортами. Ту-134 сделал нечто похожее ещё в 70-е годы в СССР. Ближнемагистральный самолёт связал небольшие аэродромы напрямую.

Это самая узнаваемая «тушка», поскольку произведено их было со всеми модификациями больше 850 единиц, в основном для стран соцлагеря. После окончания испытаний в 1964 году самолёт до сих пор находится в эксплуатации. Я бы хотела рассказать вам про то, почему он такой красивый с инженерной точки зрения, и показать фотографии условно-гражданского самолёта авиакомпании «Космос».

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.
Ту-134А-3 авиакомпании «Космос»

Предыстория

Первым советским реактивным пассажирским самолётом был Ту-104, совершивший свой первый полёт в 1955 году и с 1956 года уже совершавший регулярные рейсы. Параллельно во Франции фирма Sud Aviation разработала SE210 Caravelle. Первый полёт «Каравеллы» состоялся тоже в 1955 году, а первый рейс с пассажирами – в 1959-м. Отличительной особенностью этого самолёта было необычное расположение двигателей – по бокам хвостовой части фюзеляжа на пилонах.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.
Картинка из Википедии, как выглядит Каравелла III

В 1955 году президент Юго-Восточного общества Франции по строительству самолётов Ж. Херайль предложил заключить контракт с СССР на поставку «Каравелл». Хотя в это время СССР уже готовился к серийному производству Ту-104, «Каравелла» была более совершенной с точки зрения оборудования, комфорта и экономичности. А ещё её покупка позволяла перенять передовые технологии Запада, особенно если бы получилось понаблюдать за производством, сборкой и испытаниями.

Переписка на эту тему велась до 1961 года, но сделка так и не состоялась. Но на этом история не закончилась.

В январе 1960 года Н.С. Хрущёв побывал с государственным визитом во Франции, и там его покатали на «Каравелле». Главу Советского Союза впечатлил низкий уровень шума и вибраций в салоне, поскольку в аналогичном советском самолёте Ту-104 двигатели находились в крыле у фюзеляжа и вибрация от них ощущалась в салоне сильнее, чем от двигателей на отдельных пилонах в хвосте «Каравеллы». Вернувшись, он встретился с Туполевым и дал указание начать работу над похожим самолётом.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Как раз в это время ОКБ Туполева дорабатывало ближнемагистральный Ту-124, похожий на уменьшенный Ту-104. Это был один из первых в мире пассажирских самолётов, оснащённых турбореактивными двухконтурными двигателями. Первый полёт Ту-124 совершил в марте 1960 года (эксплуатироваться начал с 1962-го). А постановление Совета министров СССР № 846-341, поручавшее ОКБ-156 создать новый БМС по типу Каравеллы, вышло 1 августа того же года. Чтобы упростить задачу, ОКБ решило делать новый самолёт на базе Ту-124. То есть Ту-124 устарел, ещё не выйдя в производство.

Новый самолёт получил обозначение Ту-124А. Фюзеляж с застеклённой штурманской кабиной почти целиком взяли от Ту-124. Двигатели разместили как на «Каравелле», но хвостовое оперение сделали Т-образным, а не крестообразным.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.
Вот так выглядят хвостовое оперение и двигатели на Ту-134.

Зачем переносить двигатели в хвост

У такого расположения двигателей было много плюсов:

Опытные образцы

Основные узлы первого прототипа были изготовлены на Харьковском авиазаводе №135, где серийно выпускался Ту-124. Окончательная сборка самолёта с заводским номером № 00-00 проходила на московском машиностроительном заводе № 156. Борт получил регистрационный номер СССР-45075. Первые две цифры номера обозначали тип воздушного судна, где 45 соответствовало Ту-124, хотя ещё 20 февраля 1963 года приказом ОКБ Ту-124А переименовали в Ту-134.

Первый полёт опытного образца Ту-134 состоялся 29 июля 1963 года в Жуковском. Командиром экипажа был Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель А.Д. Калина, вторым пилотом – заслуженный лётчик-испытатель Е.А. Горюнов.

Пассажировместимость первого образца была до 56 человек с экипажем из 4-5 человек.
Заводские испытания закончились 6 ноября 1964-го. В 225 полётах первый прототип налетал 274 часа.

Второй прототип № 00-01 СССР-45076 был собран летом 1964 года. Он был подлиннее, потяжелее, с дополнительными топливными баками и пассажировместимостью до 64 человек.
Здесь уже была установлена автоматическая система управления БСУ-ЗП, обеспечивавшая автоматический заход на посадку по метеоминимуму I категории ИКАО.

Первый полёт СССР-45076 состоялся 9 сентября 1964 года. Заводские испытания проводились с 20 февраля по 7 апреля 1965 года (36 полётов, 60 часов), а в июне того же года этот борт уже был представлен на международном авиасалоне Ле-Бурже. Сразу же после салона СССР-45076 выполнил полёты в Берлин, Варшаву и Прагу, чтобы получить заказы от зарубежных авиакомпаний.

В июле 1965 года заводские испытания СССР-45076 закончили, и борт передали на испытания в ГК НИИ ВВС. Во время испытаний 14 января 1966 года самолёт разбился из-за грубого нарушения правил производства полётов. При скоростях выше 0,84 М у Ту-134 наблюдалась обратная реакция по крену на отклонение руля направления, с чем был не знаком лётчик, проводивший испытания. Выведя самолёт на предельную скорость 0,86 М и отклонив руль направления на предельный угол 25 градусов, пилот создал сильный крен в непривычную сторону, который перешёл в скольжение на крыло и пикирование. Малая площадь рулей высоты не позволила вывести самолёт из пикирования. После этого случая было установлено эксплуатационное ограничение по скорости 0,82 М. А на самолёте установили пружинный механизм, ограничивающий отклонение руля направления в крейсерском полёте до 5 градусов.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

Серийные образцы

Серийное производство Ту-134 началось в 1966 году.

21 июля 1966 года в воздух поднялся Ту-134 СССР-65602 – первый экземпляр с новыми двигателями Д-30 и взлётной массой 44 т. В номере опечатки нет, он правда начинался с СССР-65***, это уже Ту-134 харьковской сборки. Предыдущие два борта СССР-65600 и СССР-65601 облётывались в августе 1965-го, но на них ещё стояли старые двигатели Д-20П-125.

К октябрю СССР-65602 доработали, увеличив площадь стабилизатора на 30%. Такое решение было принято после катастрофы британского BAC 1-11. Причиной катастрофы была особенность схемы с двигателями сзади и горизонтальным оперением сверху – на больших углах атаки стабилизатор попадал в спутную струю от крыла, а выйдя из неё, попадал в спутную струю от мотогондол. После этого случая все фирмы, делавшие самолёты такой схемы, начали увеличивать горизонтальное оперение.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.

С 1977-го на серийных экземплярах появилась система автоматического захода на посадку АБСУ-134, позволявшая совершать посадку по метеоминимуму II категории ИКАО.
Все серийные экземпляры были построены на Харьковском заводе № 135. Серийное производство продолжалось до сентября 1984-го. Последний регулярный рейс Ту-134 совершил 21 мая 2019 года. Сейчас самолёт продолжает использоваться, но в служебных целях.

Экипаж

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.
Экипаж за работой.

Экипаж самолёта состоит из четырёх человек:

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.
Рабочее место штурмана.

В полёте пассажиров обслуживают два бортпроводника. Сиденья для них расположены в вестибюле экипажа, переднем вестибюле и в конце пассажирской кабины.

Кабина

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.
Размещение элементов систем управления первого пилота. Слева скан книги «Самолет Ту-134. Конструкция и эксплуатация»

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.
Приборная доска первого пилота. Слева скан книги «Самолет Ту-134. Конструкция и эксплуатация».

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.
Средняя приборная доска. Слева скан книги «Самолет Ту-134. Конструкция и эксплуатация».

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.
Верхний электрощиток кабины пилотов. Слева скан книги «Самолет Ту-134. Конструкция и эксплуатация».

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.
Приборная доска второго пилота. Слева скан книги «Самолет Ту-134. Конструкция и эксплуатация».

Аварийно-спасательное оборудование

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.
Аварийные выходы

Вот чем оборудовали самолёт на случай аварии:

Модификации

В процессе серийного выпуска появилось несколько модификаций:

К — значит комфорт. На нём летало правительство СССР. И не только. На экспортных Ту-134К летали, например, правительства Венгрии и Ирака.

Вариант Ту-134 с удлинённым фюзеляжем, увеличенной пассажировместимостью и расширенным передним багажным отсеком. Экипаж уменьшился на одного человека – убрали радиста, а за радиосвязь стали отвечать пилоты. В аварийно-спасательное оборудование добавили спасательные канаты у аварийных люков и форточек фонаря пилотов.

У Ту-134А, выпущенных до конца марта 1978-го, был посадочный щиток под фюзеляжем, позволявший заходить с глиссадой до 9 градусов. С появлением автоматических систем захода на посадку щиток стал не нужен, так как у автоматической глиссады угол 3 градуса.

У Ту-134А были свои модификации:

Основное отличие от Ту-134А – дополнительная входная дверь со складным трапом перед левым двигателем. Впереди самолёта была пара салонов «для главного пассажира», в хвосте – общие салоны. В пилотскую кабину вернули рабочее место радиста.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.
Та самая дополнительная дверь со складным трапом.

Ту 134 с острым носом что это. Ту 134 с острым носом что это фото. картинка Ту 134 с острым носом что это. смотреть фото Ту 134 с острым носом что это. смотреть картинку Ту 134 с острым носом что это.
Салон для очень важных пассажиров.

• Ту-134А-1 с радаром «Гроза-М134» вместо штурманской кабины

Выпускались только на экспорт. Такой Ту-134А летал с экипажем из трёх человек. Функции штурмана выполнял второй пилот. Советские лётчики не спешили отказываться от штурмана и даже на возвращённых самолётах с «Грозой» продолжали летать вчетвером.

На него поставили более экономичные двигатели Д-30-II (второй серии) с реверсом, что позволило отказаться от тормозного парашюта. В освободившееся место установили вспомогательную силовую установку ТА-8, разработанную специально для этого самолёта.

• Ту-134А-3 с двигателями Д-30-III

Здесь метеорадар «Гроза-М134» был уже штатным оборудованием. Доработали и пилотскую кабину. У Ту-134Б тоже были модификации:

Помимо пассажирских, были ещё созданы специализированные варианты Ту-134, такие как:

Ещё интересное

Источники: Самолет Ту-134. Конструкция и эксплуатация. В.А. Бороденко, Л.В. Коломиец. Журнал «Авиация и время» 2.2010. Журнал «Крылья родины» 11.1997. Часть фотографий без подписей мои, часть Milfgard.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *