Ту 22м3 и ту 160 в чем отличие
Раскрыто будущее всех Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160
Денис Мантуров. Фото: Алексей Никольский / РИА Новости
В 2019 году состоится выкатка и начнутся испытания первого глубоко модернизированного бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МСМ, а в конце 2020 года — первого построенного с нуля бомбардировщика-ракетоносца Ту-160М. Об этом сообщил «Интерфаксу» глава Минпромторга Денис Мантуров.
Министр добавил, что параллельно идет строительство первой партии серийных Ту-160М, ведется модернизация строевых Ту-160 и готовится контракт на глубокую модернизацию строевых Ту-95МС.
По словам Мантурова, выполнение контракта на производство 76 единиц истребителей пятого поколения Су-57 не повлияет на намеченные ранее планы по поставкам Су-35, а работы по созданию Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) в установленные сроки развернуты в «Туполеве» и на предприятиях кооперации.
Касательно дальнего ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3М министр сообщил, что первый такой самолет «проходит заводские летные испытания, к концу года к нему присоединится второй». «В третьем квартале 2020 года самолеты будут предъявлены военным на государственные совместные испытания (ГСИ)», — сказал Мантуров. По его словам, готовится контракт на глубокую модернизацию строевых Ту-22М3.
В текущем году Минобороны, по словам Мантурова, определится с заменой Ту-142 и Ил-38, а «вопрос глубокой модернизации Ту-142 в настоящее время прорабатывается на основе опыта модернизации самолетов Ту-95МС». Первые образцы легкого транспортника Ил-112В, в настоящее время доводимого до требований тактико-технического задания Минобороны, поступят в опытную эксплуатацию в 2022 году, добавил министр.
В апреле главный конструктор «Ил» Николай Таликов сообщил об отказе автоматики в ходе первого полета получившегося перетяжеленным Ил-112В.
В декабре 2018 года Ту-22М3М совершил первый полет.
Ту-22М3М: модернизация, достижения и планы
30 августа 1969 г. состоялся первый полет дальнего бомбардировщика Ту-22М. Впоследствии такая техника поступила на вооружение и прошла ряд модернизаций. Очередной проект обновления самолетов осуществляется прямо сейчас. Появление модернизированных Ту-22М3М позволит сохранить парк бомбардировщиков, подняв их характеристики на требуемый уровень. К настоящему времени авиастроители и военные успели раскрыть часть информации об актуальном проекте.
Элементы экстерьера
Согласно открытым данным, проект Ту-22М3М не предусматривает серьезной перестройки планера, хотя предлагаются некоторые изменения. При этом модернизация существующих самолетов должна осуществляться с выполнением капитального ремонта и продления ресурса.
Бортовая аппаратура
Наибольшие изменения в проекте Ту-22М3М относятся к комплексу бортовой аппаратуры. Заявлена замена ок. 80% систем различного назначения. Предусматривается применение новых приборов навигации, связи, управления вооружением и т.д. Любопытно, что новый комплекс для Ту-22М3М частично унифицирован с БРЭО перспективных Ту-160М2. Это должно упростить одновременную эксплуатацию самолетов двух типов и их совместное боевое применение.
Значительно перерабатывается аппаратура рабочих мест летчиков. При этом новые приборы улучшают информированность экипажа и частично разгружают его. В частности, справочная информация и различные материалы для штурманов теперь имеются в электронном виде, что упрощает работу, а также позволяет вывести бумажные носители в резерв.
Для более эффективного решения боевых задач предусмотрена установка системы СВП-24-22 «Гефест», обеспечивающей автоматическую обработку различной информации и выдающей данные для применения неуправляемого вооружения. Кроме того, в прицельно-навигационном комплексе обеспечивается совместимость со всеми современными и перспективными крылатыми ракетами дальней авиации.
По всей видимости, предусматриваются и другие направления модернизации БРЭО, но подробности пока остаются тайной. Возможно, новые любопытные данные появятся в ближайшее время.
Вооружение
В ходе модернизации Ту-22М3М должен сохранять полную совместимость со всеми вооружениями базового Ту-22М3, за исключением выведенных из эксплуатации. Таким образом, одним из основных вооружений останется противокорабельная ракета Х-22 или ее модернизированный вариант. Также самолет сможет нести и применять неуправляемые бомбы разных типов и калибров. Вероятно, военные не откажутся и от возможности применения морских мин.
В прошлом неоднократно упоминалась возможность применения новых ракет различных типов. Это могут быть изделия Х-101 и Х-555. Также известно о намерении внедрения ракетного комплекса «Кинжал». Таким образом, после модернизации Ту-22М3 сможет нести разнообразное вооружение, пригодное для поражения различных наземных или надводных целей. Расширится круг решаемых задач и увеличится эффективность такой работы.
При всем этом, самолет, как уже упоминалось, лишается встроенного вооружения. В современных условиях наличие пушки ГШ-23 не является необходимым, и отсек кормовой артиллерийской установки отдается под другую аппаратуру.
Достижения и планы
Первый модернизированный Ту-22М3М выкатили из сборочного цеха Казанского авиазавода в августе прошлого года. 28 декабря он совершил первый полет. За прошедшие месяцы состоялось несколько новых полетов на разных режимах, в ходе которых шла отработка новых приборов и оборудования.
В июне этого года сообщалось, что вскоре из цеха выведут второй опытный самолет. Его появление позволит ускорить летные испытания новой техники, что поспособствует более быстрому завершению текущих этапов проекта. По результатам испытаний двух машин будет принято окончательное решение о запуске модернизации самолетов Ту-22М3 по новому проекту.
По открытым данным, сейчас в ВКС России имеется около 60 самолетов Ту-22М3. Модернизацию по новому проекту пройдет половина этой техники. Работы на серийной основе стартуют в обозримом будущем и займут несколько лет. После этого в строю окажется равное число обновленных Ту-22М3М и Ту-22М3 в предыдущей конфигурации. Ожидается, что это позволит повысить боеспособность дальней авиации.
Преимущества модернизации
Одним из главных преимуществ проекта Ту-22М3М является сам факт обновления существующей техники. Хорошо освоенная и проверенная временем платформа в виде Ту-22М3 получает новую аппаратуру и вооружение, соответствующие требованиям времени. Как следствие, рост потенциала дальней авиации обеспечивается без затрат на строительство полностью новых самолетов.
Расширение номенклатуры боеприпасов за счет новых образцов является несомненным плюсом. При этом предлагается как модернизация существующих ракет, так и внедрение совершенно новых. Ракеты Х-32 и «Кинжал», а также прочее вооружение обеспечат решение широкого круга боевых задач, в т.ч. в условиях противодействия противника.
Впрочем, текущий проект и актуальные планы ВКС в отношении Ту-22М3 имеют слабые места. Проблемой можно считать сроки реализации проекта. Так, работы по большой модернизации самолетов под названием Ту-22М4 стартовали еще в середине восьмидесятых, но не дали реальных результатов. Новый проект крупной модернизации осуществляется только сейчас, а его результаты появятся только в обозримом будущем.
Также поводом для беспокойства является количество обновляемых машин. В ВКС имеется всего 60 бомбардировщиков Ту-22М3, и лишь половина этой техники пройдет модернизацию. Даст ли это все желаемые преимущества – неизвестно. Возможно, для достижения максимального положительного эффекта необходима модернизация всего парка, но она оказывается невозможной из-за недостатка финансирования.
Служба продолжается
На данный момент в парке техники строевых частей дальней авиации присутствуют только Ту-22М3, ранее проходившие плановые ремонты и модернизации. В новой конфигурации «М3М» существует лишь один самолет, и еще один вскоре должен выйти на испытания. Массовое обновление техники остается делом будущего.
События следующих лет очевидны. Ту-22М3М успешно дойдет до эксплуатации в войсках и нарастит боеспособность дальней авиации. Служба машин семейства Ту-22М продолжится. Со дня первого полета такого бомбардировщика прошло уже полвека, и, вероятно, новые юбилеи эта техника тоже будет отмечать на службе.
В середине января 2018 года сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М с заводским номером 0804 впервые начал летные испытания, а уже 25-го числа самолет, названный в честь первого главнокомандующего ВВС России Петра Дейнекина, продемонстрировали президенту Владимиру Путину. Зачем России советский самолет и какое для него готовится будущее, рассказывает «Лента.ру».
Вчера
Ту-160 считается самым крупным и тяжелым сверхзвуковым самолетом в мире. Согласно открытым данным, максимальная скорость машины — 2230 километров в час, дальность полета — 13 900 километров, высота — 22 километра, размах крыла — до 56 метров. Ту-160, способный перевозить до 40 тонн вооружения, стал советским ответом на американский B-1 Lancer. Назначение и базовые характеристики обоих самолетов сопоставимы друг с другом.
Первый полет B-1 Lancer состоялся в 1974 году, тогда как Blackjack (так Ту-160 назвали американцы) полетел только в 1981-м. Советская машина создавалась ОКБ Туполева, который получил часть документации по конкурирующим проектам М-18/20 ОКБ Мясищева и Т-4МС ОКБ Сухого.
Американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности B-1 Lancer
Фото: USAF / Getty Images
Аэродинамическая схема Ту-160 напоминает сверхзвуковой Ту-22М, также использующий крыло изменяемой в полете стреловидности, кроме того, новая машина, подобно Ту-144, первому в мире сверхзвуковому пассажирскому самолету, получила интегральную компоновку, при которой фюзеляж фактически выступает продолжением крыла и тем самым обеспечивает прирост в подъемной силе.
Хотя концептуально при создании Ту-160 ОКБ Туполева использовало собственные наработки, практически машина разрабатывалась с нуля. Новое изделие стало серьезным вызовом для советской авиационной промышленности, на который она нашла ответ, не потерявший актуальности до сих пор.
Всего за три года для Ту-160 куйбышевским ОКБ Кузнецова был создан двигатель НК-32, на его базе планируется разработать (вместо украинских Д-18Т) агрегаты для военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан» и разрабатываемый российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации).
Ту-160, не обладающий статической устойчивостью (положение центра масс машины меняется по мере расхода топлива и сброса вооружений), стал первым советским серийным тяжелым самолетом, оснащенным электродистанционной системой управления (впервые в мире такую схему получил разработанный в 1930-х тем же ОКБ Туполева пассажирский самолет АНТ-20 «Максим Горький»).
Также Ту-160 получил новый бортовой комплекс обороны «Байкал», позволяющий отследить, заглушить помехами или отвлечь ложными целями системы ПВО противника, и элементы по снижению радиолокационной и инфракрасной видимости самолета.
Серийное производство Ту-160 развернули на Казанском авиационном заводе Горбунова, ранее выпускавшем Ту-4, Ту-22 и Ту-22М. Сборка новой машины потребовала постройки не только дополнительных цехов, но и внедрения новых технологий. В частности, на предприятии появилась электронно-лучевая сварка по титану, из которого создан центроплан самолета. Данная технология, утерянная заводом десять лет назад, в настоящее время восстановлена.
Всего к 1992 году построено 36 Ту-160, тогда же на заводе Горбунова в разной степени готовности имелись еще четыре машины. В 1999 году полетел 37-й самолет, а в 2007-м — 38-й. «Петр Дейнекин» стал 39-м Ту-160. Сегодня Россия располагает 17 действующими самолетами, минимум девять Ту-160 распилены Украиной. Остальные 11 отданы музеям, использовались для тестов или побывали в аварийных ситуациях.
Сегодня
Имеющиеся в распоряжении России Ту-160 пройдут модернизацию. В частности, самолеты получат новые двигатели НК-32 второй серии, авионику и бортовой комплекс обороны, а также более дальнобойные и мощные стратегические ракеты (уже в модификации Ту-160М2). Данные нововведения, позволяющие увеличить эффективность Blackjack на 60 процентов, будут протестированы на Ту-160М «Петр Дейнекин», который пока что от модели Ту-160 отличается незначительно.
К настоящему времени Blackjack принимал участие в военных действиях только в ходе операции в Сирии, где нанес удары по позициям боевиков Исламского государства (запрещенная в России террористическая организация) крылатыми ракетами Х-555 (дальность полета до 2 500 километров) и Х-101 (поражает цели на расстоянии до 7 500 километров).
Похоже, что Blackjack ждет возрождение. Кроме модернизации уже имеющихся самолетов до версии Ту-160М2, российские военные ожидают получить от Казанского авиационного завода Горбунова еще десять таких самолетов, стоимость контракта составляет 160 миллиардов рублей. В этом случае к середине 2020-х годов в распоряжении ВКС России окажется 27 Ту-160М2.
Завтра
В Минобороны полагают, что вместе с применением технологий от Ту-160М2 это позволит снизить затраты на производство и обслуживание машины. Именно решение о модернизации Blackjack, принятое еще в 2015 году, привело к сдвигу вправо сроков создания ПАК ДА, первый полет которого теперь ожидается не ранее 2025 года.
Несмотря на то что заказ на десять новых Ту-160М2 загрузит Казанский авиационный завод Горбунова вплоть до 2027 года, предприятие, существующее практически исключительно на бюджетные средства, в перспективе должно выйти хотя бы на частичную самоокупаемость. В этой связи возможен практически только единственный вариант развития событий — продажа выпускаемых заводом самолетов за границу, в том числе гражданских машин.
По оценкам Министерства промышленности и торговли России, гражданский сверхзвуковой самолет на основе Ту-160 может быть создан за 7-8 лет. Там же оценивают внутренний спрос на гражданский Ту-160, вмещающий до 50 человек, на уровне 20-30 машин при цене в 100-120 миллионов долларов за машину. В правительстве надеются на значительный экспортный потенциал самолета.
Предложение о создании на основе Blackjack коммерчески рентабельного и конкурентоспособного гражданского авиалайнера встречает множество трудностей. С одной стороны, в истории ОКБ Туполева есть два примера модернизации бомбардировщиков в пассажирские самолеты: Ту-16 в Ту-104 и Ту-95 в Ту-114. В обоих случаях преследовалась цель экономии средств, а самолеты подвергались серьезной модификации.
Производство самолётов Ту-160, Ту-22М3 и Ту-214
Казанский авиационный завод им. Горбунова — одно из крупнейших отечественных предприятий авиационной промышленности, единственный в России производитель стратегических бомбардировщиков последнего поколения. Завод производит и обслуживает ракетоносец Ту-160, бомбардировщик Ту-22М3, а также различные модификации пассажирского самолёта Ту-214.
1. В годы Великой Отечественной войны Казанский авиационный завод им. Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8. Тогда каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолётов. Так за годы войны их было выпущено более 10 тысяч.
2. Новую эпоху отечественной дальней авиации открыл самолёт Ту-16 с турбореактивными двигателями, который был призван заменить винтомоторный бомбардировщик Ту-4, вдвое превосходя его по скорости. Затем на базе бомбардировщика Ту-16 было налажено производство пассажирского авиалайнера Ту-104. Позже появилась модификация Ту-110 для государственных нужд. В 1960-х годах высшее руководство страны пересело на дальнемагистральные Ил-62М, также изготовленные на Казанском авиационном объединении.
За годы своего существования КАЗ им. Горбунова выпустил более 23 тысяч единиц авиационной техники различного типа.
3. Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик, вооружённый крылатыми ракетами большой дальности. Состоит на вооружении ВКС России. Самолёт предназначен для решения разнообразных задач в широком диапазоне дозвуковых и сверхзвуковых скоростей полёта независимо от метеоусловий и времени суток.
5. Одной из главных особенностей Ту-160 стала изменяющаяся в полёте форма крыла. В процессе полёта стреловидное крыло способно по мере необходимости изменять свою форму для достижения сверхзвуковой скорости.
6. Ту-160 без дозаправки преодолевает 12 тысяч километров, развивая максимальную скорость 2200 км/ч. На машинах этого типа было установлено 44 официальных мировых рекорда.
7. На самолёте установлена электродистанционная автоматическая бортовая система управления с четырёхкратным резервированием и дублированием механической проводкой. Управление самолётом сдвоенное, установлены не штурвалы, как принято на тяжёлых машинах, а ручки.
8. Экипаж самолёта состоит из четырёх человек.
9. Самолёт после соответствующего переоборудования может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.
10. Ту-160 с бортовым номером «14» (RF-94103), получивший название «Игорь Сикорский». Данный борт совершил первый полёт в 1988 году и является одним из восьми Ту-160, полученных российской стороной в 1999 году с Украины из состава бывшего 184-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного полка в Прилуках.
11. С апреля 2015 года по поручению министра обороны РФ Сергея Шойгу на Казанском авиационном заводе возобновлён выпуск Ту-160.
12. В настоящее время развёрнуты работы по подготовке опытного образца Ту-160М2.
13. Работы предполагают обновление всего бортового оборудования, замену двигателей и применение современных видов вооружения.
14. Новый самолёт только внешне будет похож на существующий Ту-160, «начинка» планируется совсем другая.
15. По заявлению Минобороны РФ, будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.
16. Ту-22М3 — дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения наземных и морских целей противника во всём диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот.
17. Для выполнения ряда военных задач стране требовался самолёт с улучшенными взлётно-посадочными характеристиками, способный не только выполнять сверхзвуковой бросок на большой высоте, но и совершать длительный полёт на малой высоте с высокой околозвуковой скоростью.
18. Ракетоносец решает две основные задачи: нанесение ударов по стратегическим целям и поражение крупных морских целей. Основное вооружение Ту-22М3 — неуправляемые авиабомбы и ракетное вооружение.
19. Преемственность поколений.
21. Характерной конструктивной особенностью самолётов Ту-22М3 является смещённый влево на 2-3 градуса «ноль» руля направления, для компенсации вращающего момента двигателей.
22. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Крыло переставляется на углы от 20° до 65°.
24. Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».
26. Длина взлётной полосы лётно-испытательной станции составляет 3300 метров, что позволяет обслуживать военные и гражданские самолёты.
27. Максимальная взлётная масса Ту-22М3 составляет 126 000 кг, максимальная посадочная — 88 000 кг.
28. Экипаж располагается в катапультных креслах. Подход к рабочим местам — через четыре крышки входных люков, открываемые вверх.
31. Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-214 является усовершенствованной грузопассажирской модификацией Ту-204.
32. Хорошо зарекомендовав себя в эксплуатации на пассажирских перевозках, Ту-214 был выбран в качестве базового для создания целого ряда самолётов специального значения.
33. Современный самолёт в своей конструкции имеет около 200 тысяч болтов и 2-3 млн заклёпок.
36. Ту-214 оснащен двумя двигателями ПС-90А.
40. По спецзаказу управления делами президента РФ силами ПАО «Туполев» были разработаны специальные модификации: Ту-214СР (самолёт-ретранслятор), Ту-214 ПУ (пункт управления) и Ту-214СУС (специальный узел связи). Дальность полёта этих спецбортов увеличена до 10 000 км за счёт установки дополнительных топливных баков.
41. Ту-214ОН разработан специально для реализации Международного проекта «Открытое небо».
Самолёт предназначен для инспекционных полётов. Борт оборудован приборами аэрофотосъёмки и позволяет с воздуха ознакомиться с военной инфраструктурой других стран. Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.
42. Ту-214СР — самолёт-ретранслятор, который был разработан специально для администрации президента.
Самолёт оснащён радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для неё нужна система наземных радиостанций, самолётов-ретрансляторов и спутников.