Туесок что это такое фото
ТУЕС, КИБАС И БУРАК
На Севере производством туесов занимались в Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерниях. Туеса украшались тиснением, резьбой и росписью
Наибольших успехов в резьбе по бересте достигли жители Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Местные берестяные изделия с изящной резьбой (туеса, шкатулки, табакерки) высоко ценились и получили известность не только в России, но и за ее пределами. Так, в начале XX века работы одного из здешних мастеров были отмечены дипломом Всемирной выставки в Париже
Береста находила свое применение и в таких традиционных занятиях населения как рыболовство
Обвитый берестой камень, служащий грузилом в неводе, получил у северян название кибас (в Обонежье – кивес). Источником слово послужило карельское и вепсское слово kives, производное от kivi ‘камень’
Археологические раскопки также подтверждают, что древние карелы в качестве грузила использовали завернутую в бересту гальку
Из бересты делали также поплавки для неводов и сетей. Их поморские и обонежские названия также пришли из прибалтийско-финских языков:
— кубас – из вепсского kubaz, карельского kuvas ‘поплавок’
— кибряшки / кибруши (привязываемые к сети трубочки из бересты) – из карельского käbry ‘поплавок из бересты’
Из прутьев и дранки (длинных пластин древесины) изготавливали ловушки для рыбы. Наименования некоторых из них также проникли в севернорусские говоры из речи финно-угорских народов:
Сырье для различных поделок в севернорусских говорах также обозначалось словами прибалтийско-финского происхождения. Это ластега – дранка (из карельского lastu, вепсского last ‘лучина’) и сарга – прутья березы, ивы, черемухи (из вепсского sarg ‘полоска’)
Как видим, созданные руками человека предметы из дерева хранят не только тепло рук мастера, но и доносят до нас слова из далеких времен
Некоторые из рассмотренных слов с потоком севернорусского и коми населения проникли в Сибирь и на Дальний Восток, но это уже совсем другая история
Литература и источники
Аникин А.Е. Русский этимологический словарь.
Куликовский Г.И. Словарь областного олонецкого наречия в его бытовом и этнографическом применении. СПб.: издание Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, 1898.
Мызников С.А. Атлас субстратной и заимствованной лексики русских говоров Северо-Запада. СПб.: Наука, 2007. 395 с.
Мызников Сергей Алексеевич. Лексика финно-угорского происхождения в русских говорах Северо-Запада : этимол. и лингвогеогр. анализ / С. А. Мызников; Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.. СПб.: Наука, 2004. 492 с. https://www.booksite.ru/fulltext/myznik/index.htm
Сравнительно-ономасиологический словарь диалектов карельского, вепсского, саамского языков
Под общ. ред. Ю.С. Елисеева, Н.Г. Зайцевой. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2008. 346 с.
Что такое туесок?
Конструкция туеска
Устройство ёмкости для хранения продуктов довольно простое: она состоит из двойного цилиндрического основания, крышки и дна. Стенка имеет внутреннюю и внешнюю часть с воздушной прослойкой внутри, что позволяет сохранять оптимальную температуру внутри контейнера. В правильно изготовленный туесок из бересты можно наливать жидкости. Наружный слой бересты называется рубашкой и используется для украшения. Изделие декорируют в различных техниках: тиснения, вышивки, используя прорезное кружево и пояса. Иногда применяют роспись и декупаж.
Как изготовить ёмкость из бересты?
Туесок — это изделие из сколотня ( снятой чулком коры). Для заготовки и обработки бересты нужны специальные навыки и сноровка. Снимать сколотень желательно летом, когда кора лучше всего отходит от древесины. Опытные мастера стараются собирать материал на лесозаготовках и с поломанных деревьев, чтобы не навредить природе. Его отделяют длинным острым предметом, а затем центральную часть выбивают. Изнаночной стороной в работе с берестой считается светлая. Слой с тонкой белоснежной корой перед работой снимают.
Два одинаковых сколотня заправляют друг в друга и закрепляют без использования клея или другого крепежа. Верхний и нижний край зашивают длинными полосками берёзовой коры. Иногда между стенок помещают сосновый корень, чтобы усилить кромки. Крышку и донышко изготавливают из доски толщиной 1,5 см, вырезая два круга по диаметру основания. Готовый берестяной туесок используют для хранения продуктов и различных мелочей.
Хранение продуктов в туеске из берёзы
Изделия, созданные из правильно заготовленной бересты и качественно собранные, способны прослужить долгие годы. Древние экземпляры туесков можно увидеть в качестве музейных экспонатов. В музеях различных областей России хранятся коллекции берестяных бураков, собранных в основном в северной части страны. Туески долго находятся в хорошем состоянии вне зависимости от того, как часто их использовали.
Особенности уфтюжских туесков
Высоким качеством работы знамениты изделия мастеров, живущих вдоль берега реки Уфтюги. Именно из этого района когда-то ёмкости распространились по другим регионам и областям. Точное время появления ремесла по изготовлению деревянной посуды неизвестно. Официальной версии не существует, но примерной датой зарождения этого вида промысла называют XVII век. Считается, что происхождение туесов связано со старообрядческими поселениями.
Технология изготовления уфтюжских туесков
Ещё одной особенностью этого ремесла является оформление бурака особым видом росписи, включающей в себя растительные орнаменты и графические рисунки, обведённые тонким контуром. Чаще всего для оформления изделий использовалась красная краска, которая наносилась широкими мазками, и тонкая чёрная обводка. Уфтюжский туесок – это выверенная народным опытом технология, сохранившаяся до настоящего времени. Его можно отличить по особой форме, если изделие не покрыто росписью или тиснением.
Деревенская утварь. Туеса и Ковши
Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.
Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью.
Кто делал весной свистки из ивовой или липовой ветки, хорошо знает, что достаточно слегка постучать черенком ножа по коре — и она легко снимется «чулком». Примерно так же снимают сколотень, применяя самые простые инструменты — деревянный молоток и проволоку. На одном конце толстой проволоки согните ручку, а рабочий конец прокуйте на наковальне и закруглите. На проволоке не должно быть острых граней и заусениц — они могут поцарапать бересту.
Нужно обязательно учитывать это и всегда снимать скол отечь по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его.
Сколотни можно заготовить впрок, хранятся они сколько угодно. Чтобы сколотни не деформировались и не занимали слишком много места, в самый большой сколотень нужно последовательно вставить сколотни меньших размеров.
Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Пластовую бересту тоже можно заготовить впрок. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.
Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3—5 см. Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень. Если выкройка плотно прилегает к сколотню, а верхний и нижние края не перекошены — выкройка рубашки сделана правильно. Наложите выкройку на кусок пластовой бересты и обведите карандашом или шилом с закругленным концом. Положите берёсту на доску и резаком с помощью металлической линейки сделайте прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. На рисунке в заголовке вы видите туеса с различным оформлением рубашек. На одном туеске украшением является естественный рисунок бересты. Рубашки других туесов украшены тиснением, прорезным орнаментом, росписью, а у одного туеса рубашка выплетена из узких полос бересты. Такая рубашка выплетается прямо на сколотне. Роспись наносят на готовый туес, а тиснение и резьбу выполняют на рубашке до надевания ее на сколотень.
Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой.
Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренних стенок туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске.
Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подгоните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости клин.
Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком — именно она изображена на чертеже. Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека. Г. ФЕДОТОВ Рисунки автора
Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1а). В крышке 2 выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.
Заготовку дужки-ручки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (16) и вставьте концы в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин 3 и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение — располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.
Чтобы испытать туес, налейте в него воду и плотно закройте крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясите его, раскачайте, переверните вверх дном. Если крышка подогнана точно, туес с честью выйдет из этого испытания — из него не выльется ни одной капли воды.
Как вы уже догадались, крышка и туес прочно соединяются друг с другом благодаря силе трения и давлению воздуха. Соединение это настолько прочное, что туес может выдержать тяжести намного большие, чем весит налитая в него вода. По этой же причине Довольно трудно открыть крышку, не расплескав содержимое туеса. Лишь тот, кто знает его «секрет», может быстро и без особых усилий открыть туес. А секрет очень простой. Вместо того чтобы тянуть ручку вверх, ее нужно осторожно наклонить, и как только между крышкой туеса и стенкой появится самая незначительная щель, крышка легко снимется.
В заключение следует упомянуть еще об одном виде туесов. Эти туеса предназначаются только для хранения сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Изготовляют такие туеса из пластовой бересты, которая скрепляется чаще всего мочалом. Этим же материалом обвязывают верхний край туесов. Ручка и крышка изготовляются так же, как для туесков из сколотней.
Лукошко, туесок, кузовок: старинные корзинки в современном мире!
Теперь дизайнеры используют славянские корзины для сбора ягод в качестве модных аксессуаров. Ни одна модница не может представить себе летний гардероб без плетеной сумки, а в последние пару лет хитом стали аксессуары, напоминающие по форме старинные русские корзинки. Они хороши и для похода в лес за ягодами, и для хранения продуктов, и для вечернего променада.
Лыко (кора лиственных деревьев) на Руси было самым доступным материалом, и потому из него часто делали необходимые в быту вещи, от обуви (лаптей) до посуды. А корзинки разных форм и назначений были обязательным атрибутом любого крестьянского дома.
А при необходимости его можно было смастерить из подручных материалов прямо в лесу. Нередко такие корзинки даже клали под голову, как подушки, набивая их соломой для мягкости и формы и накрывая тканью.
А сумки в виде лукошек всегда были популярны у девушек!
Сергей Калинин, Сергей Метелица; Матыцин/TASS
Еще один вид русской корзинки называется кузовком. Как правило, это берестяная сумка-торба в виде цилиндра с крышкой. Сделана она специально, чтобы ягоды не мялись и не давали сока.
Для удобства к кузовку крепится ремень через плечо. С этой корзинкой, кстати, связана одна из самых известных русских поговорок: «Назвался груздем, полезай в кузовок». Означает она, что нужно понимать ответственность за свои слова, и коли ты что-то сказал, будь добр, сделай.
Олег Ласточкин/Sputnik; Анатолий Семехин/TASS
А вот корзинки из бересты для хранения продуктов на кухне называются туесками. Часто они закрываются крышками с ручками. Мастера по плетению туесков дают в работе волю своей фантазии, украшая их различными рисунками.
В каждом регионе были свои традиционные росписи, от растительных орнаментов до бытовых сцен. Сегодня такие туески до сих пор продаются в самых обычных магазинах и используются для хранения круп.
Материалы по теме
А вот ещё:
Происхождение и значение славянских имен
В последние годы стало популярным давать детям славянские имена. Мы стараемся вспомнить свои древние корни, и, как и в давние времена, хотим, чтоб благозвучное имя еще и стало оберегом. Так какие же имена встречаются в наших летописях и берестяных грамотах, что означают и что могут рассказать об обычаях и мировоззрении предков?
Сегодня постараемся приоткрыть завесу тайны этой части славянской культуры.
Какие из имен имеют славянское происхождение
Богдан Хмельницкий. Фото источник: amp.my.ua
Традиции княжеских имен
Памятник Ярославу Мудрому. Фото источник: pravlife.org
Ребенку, появившемуся в княжеской семье, и имя следовало выбирать исключительно благозвучное. Поэтому нам известны древние правители с традиционно «престижными» и «положительными» именами: в хрониках мы встречаем Владимира, Всеволода, Ярослава, Вячеслава. Также традиции предписывали для наследников правящей династии использовать в именах общий корень. К примеру, сыновей князя новгородского и киевского Ярослава Мудрого звали Изяслав, Святослав, Вячеслав.
А вот его внук и сын киевского князя Изяслава Святополк хоть и не унаследовал княжеского имени (поговаривают, что он был незаконнорожденным), но в именах своих детей не забыл учесть «наследственный высокий корень», и они получили имена Сбыслава, Изъяслав, Предслава, Ярослав, Мстислав и Брячислав.
Вот настолько сильно желание через имена заявить о своих правах на киевский престол! Ведь изначально имя выполняло функцию фамилии.
Как защитить ребенка с помощью имени
Имена для детей на Руси. Фото источник: smi2.ru
Как на Руси, так и во многих других культурах давать при рождении ребёнку сразу несколько имён считалось обязательным. Логика проста: на людях используется одно имя в то время как остальные остаются в тайне. Соответственно, злые силы его не знают и не могут навредить. Но порой желание ввести в заблуждение духов становилось по современным меркам несколько странноватым. Так, малыша могли назвать Нелюб, Некрас, Грязной, Упырь, Бессон, Невзор.
Особое место в славянском именослове занимали имена, образованные от тотемных животных. В древности верили, что малыш, имеющий такое имя, впитает в себя достоинства покровителя племени, ведь дикие звери в их понятиях обладали мистическими способностями. Так, медведь всегда ассоциировался с небывалой силой, волка наделяли ловкостью, смелостью и преданностью товарищам. И даже заяц могли «дать» имена детям, ведь он был символом быстроты, изворотливости и плодородия. Еще одним доводом в пользу имени-тотема была вера, что хищник не нападает на малыша, который «с ним одной крови». Так что и сейчас в Сербии можно встретить человека с именем Вук (Волк).
Впоследствии такие имена были взяты в основу многих распространенных русских фамилий: Волковы, Медверевы, Зайцевы, Воробьевы, Лисицыны, Барсуковы, Соловьевы и т.д.
В противоположность именам-оберегам славяне до сих пор любят использовать имена, отражающие положительные качества человека : Радмила (заботливая и милая), Рада (радость, счастье), Слободан (свободный, дающий свободу), Тихомир (тихий и мирный), Ясна (ясная). Родители, нарекающие так своих чад, наверняка надеются, что дети вырастут именно такими.
Если сейчас наличие прозвища обычно является чем-то обидным, то у древних славян особенной разницы между именем и прозвищем не было. Второе имя, указывающее на какую-либо индивидуальность владельца, обычно давалось по мере роста ребенка и использовалось наравне с нареченным при рождении.
Добрыня Никитич. Фото источник: ucrazy.ru
В Древнерусской словесности было обычным употреблять как полные имена, так и их уменьшительные варианты. Ярким примером могут стать сказки, в которых главных героев зовут Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Имя Добрыня вполне вероятно сформировано от древнерусского Доброслав и означает вовсе не милый и сердечный, как можно подумать, а крепкий и здоровый. В современный именослов дошло множество имен в короткой форме. К примеру, Борис (Борислав), Путята (Путимир), Твердило (Твердислав), Ратша (Ратибор).
Еще одной особенностью славянских имен является отражение в имени ситуации, при которых малыш был рожден. Так, распространенная фамилия Третьяк произошла от имени, означающем, что для родителей этот малыш был третьим. А такие имена, как Мороз или Ярец могли поведать, в какую погоду был рожден ребенок.
Как приход нового вероисповедания отразился на именных традициях славян
Петр Первый. Источник фото: cyrillitsa.ru
Интеграция в европейскую культуру, которая произошла с приходом христианства, принесла и изменения в моде на имена. Так, получили распространение многие греческие, еврейские и римские имена. Стали популярны Василий, Юрий (Георгий), Александр, Петр и другие имена.
Туес из сколотня
Секретами его изготовления делится мастер Артем Чичкарев
Пожалуй, даже дети знают, что из бересты в наших лесных краях люди издавна делали посуду, обувь и многие предметы быта. Береста – материал влагостойкий, не поддающийся гниению, легкий в обработке, а после нее сохраняющий все свои свойства: мягкость, гибкость, удивительную прочность и долговечность. При этом – легкодоступный. Поэтому изготовление самых разных изделий из бересты было ремеслом, которым занимались повсеместно и владели многие…
С амым распространенным было плетение из бересты – так делали большинство вещей, нужных в хозяйстве. Всем плетеные изделия были хороши, но вот жидкости не удерживали. Вот и придумали наши предки делать туеса и более крупные емкости, короба из цельных кусков бересты. Об этом способе нам рассказал народный мастер России, член Союза художников России и Союза мастеров Республики Коми, «Мастер года–2005», лауреат премии Правительства Республики Коми им. С.И. Оверина Артем Чичкарев. Он известен и как специалист по плетению из березовой коры, но его основной профиль – работа с пластовой берестой.
Классический туес – небольшой герметичный короб цилиндрической или овальной формы, сделанный из коры березы и имеющий деревянные дно и плотно притертую крышку. В некоторых местностях России такую посуду называли бураком. А знаете ли вы, что сам предмет и обозначающие его слова имеют финно-угорское происхождение? В «Кратком этимологическом словаре коми языка» В.И.Лыткина и Е.С.Гуляева утверждается, что слово «туес» является заимствованием в севернорусские говоры из древнепермского, то есть коми языка, от коми «той» – «береста»! В современном коми языке слово «той» вышло из употребления, сохранилось лишь слово «туйис» – «туесок, бурак», которое, возможно, является обратным заимствованием из севернорусских диалектов.
Ч тобы изделие было герметичным, его делают из цельного куска бересты – сколотня. В отличие от обычной бересты, которая снимается в виде пластов или лент даже с растущих берез, сколотень можно снять лишь со свежеспиленных деревьев. Он снимается со ствола «чулком», и это очень трудоемкая операция. То есть по технологии она проста, но физически очень тяжелая. Во-первых, надо правильно выбрать время года – когда идет сокодвижение от камбия к коре. В Сыктывкаре и ближних к нему районах это обычно конец июня-начало июля, длится этот период примерно пару недель. Верная примета: в лесу зацветает шиповник и появляются оводы. Артем Чичкарев обычно едет заготавливать кору с помощниками, и, чтобы не ездить всей компанией зря, вначале идет в лес на разведку. Если кора «идет», то есть легко сходит с дерева, – можно ехать командой.
Снимают кору целиком – чулком или цилиндром, можно назвать как угодно. Чем – а тут кто во что горазд. Кто-то спицей, кто-то шампурами, а Артем Чичкарев – еловыми ветками. Все это – сочалки, то есть приспособления, которые просовываются между камбием и древесиной. Сок березовый при этом процессе течет, как из бутылки! Сочалкой обходят дерево по кругу, отделяя кору с камбием от древесины со всех сторон. Потом отделенные от ствола сколотни обтягивают ремнем или широким кушаком и поочередно снимают начиная с ближних к верхушке.
Кстати, туес любой мастер мог сделать прямо в лесу, с помощью всего лишь топора и ножа. Пусть такой бурак не был произведением искусства, но справлялся со своей главной функцией – сохранять жидкость.
Туес имеет две «рубашки». Внутренняя – сколотень. Внешняя – уже не из цельной, а пластовой бересты. Делается туес путем складывания двух берестяных слоев – белого, лицевого, и изнаночного, желтого – друг к другу «лицом». Так что со всех сторон туес «смотрит» на человека изнанкой коры.
«Правильный» туес обязательно имеет плотно пригнанную, замковую крышку – такую, которая сама никогда не откроется, даже если туесок упадет. Ее не снять, просто потянув за ручку вверх. За нее туес несут, как сумку, и ручка удерживает даже наполненную емкость. Крышка открывается и вынимается лишь боком. Как ее сделать и подогнать – еще одна из хитростей, которые должен освоить мастер.
Наружная рубашка туеса украшалась – ее делали плетеной, резной, украшали тиснением или росписью. Артем Чичкарев свои работы декорирует чаще всего тиснением. Для прочности и красоты изделия частично оплетает его сосновым корнем, а в крупных вещах укрепляет стенки деревянными гвоздиками, которые вытесывает сам. И, как любой уважающий себя мастер, помечает свои изделия «подписью» – собственным пасом (родовым знаком коми людей) с инициалами «Ч.А.».
К онечно, тонкостей в этом ремесле множество. Например, как сделать не круглый или овальный, а прямоугольный короб из сколотня? Оказывается, для этого есть специальная деревянная болванка-форма. Перед большим изделием всегда вначале делается серия работ поменьше – для отработки и визуализации каких-то элементов. Так сказать, трехмерные эскизы. Для сохранения эластичности и хорошего вида изделия, яркости цвета, лучшего проявления природного узора коры берестяные изделия хорошо бы хоть раз в год слегка протирать любым растительным маслом… Нюансов и секретов множество. Артем Чичкарев осваивает их и делится с другими уже четвертый десяток лет.
Прямых учеников по бересте у него в данный момент нет, но популяризацией этого мастерства Артем Львович занимается много лет: проводит мастер-классы в детсадах, школах, Национальной галерее Коми и т.д. Проводил мастер-классы и в республиканской библиотеке им.Л.Брайля, делал со слабовидящими простенькие дудочки. Брали у Артема Львовича частные консультации и многие зрелые мастера. В 2019 году, в рамках Российско-финляндского форума, Артем проводил мастер-классы в финском городе Турку, а в 2017 году – в Париже во время Дней коми культуры. Берестяные работы Чичкарева экспонировались, кроме Парижа и Турку, в Риме, участвовали в выставках и хранятся в частных коллекциях даже в США…
Работа с берестой, как и любое мастерство, требует много ресурсов и самоотдачи. Нужна мастерская – дома «на коленке» сделать короб или туес нереально. Поэтому мастеров этого вида декоративно-прикладного искусства немного. И если плетением из бересты занимается более-менее достаточное число людей, то по работе с пластовой берестой, кроме Чичкарева, пожалуй, сегодня в Коми известны лишь Лариса Цветкова из Сысольского района и Анна Красман из Эжвинского района Сыктывкара.
Ирина САМАР
Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ и из личного архива А.Чичкарева