Тулон андрея болконского что это
Презентация по литературе «Тулон князя Андрея Болконского» (по роману Л. Толстого «Война и мир»)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Тулон» князя Андрея Болконскго в романе-эпопее «Война и мир»
История слова «Тулон» В действительности «Тулон»- город во Франции. При военных действиях Тулон был взят под предводительством Бонапарта. Эта победа при Тулоне сделала Бонапарте генералом и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне. В «Войне и мире» о «своем Тулоне» мечтает и князь Андрей как о битве, в которой он проявит свои лучшие качества и после которой он станет знаменитым.
Слово «Тулон» стало метафорически означать момент блестящего начала карьеры никому не ведомого молодого военачальника; так, Андрей Болконский в романе «Война и мир» спрашивает: «Когда же проявится мой Тулон? »
«Тулон» Андрея Болконского На протяжении всей жизни Андрей Болконский мечтает о “своем Тулоне”. Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитостью. “Туда-то я буду послан, — думал он, — с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной”. На первый взгляд это решение кажется вполне благородным, оно доказывает мужественность и решительность князя Андрея.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1713799
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
и это случай ему пришелся на момент, когда русская армия отступала и поднятое Болконским Знамя воодушевило бойцов
У М.Булгакова есть прекрасное произведение «Записки юного врача».
Лучший рассказ из произведения «Полотенце с петухом».
Очень рекомендую всем почитать. Пересказывать Булгакова бесполезно.
Замечательная вещь Александра Куприна!
Для написания фельетона нужно выбрать злободневную тему (бюрократия, алкоголизм, безработица, например), ну и облачить свои мысли в сатирический текст. Для фельетона необходим комический эффект, которого можно достичь каламбуром, гиперболизацией, интересным сравнением (Два не очень трезвых мужика отплсывали канкан у забора заброшенного дома. Весело, задиристо поднимали они ноги, аки балерины Большого театра, показывающие свое мастерство худруку). Можете использовать прием сквозной иронии и косвенной похвалы, когда идет одобрение порока (Хороша, вкусна водочка утром, это вам не какой-нибудь заграничный кофе да жидкие чаи хлебать). Автор может выбрать себе как роль рассказчика, так и участника событий или стороннего наблюдателя.
Для написания фельетона нужно видеть смешное в несмешном и даже трагическом.
Мамин-Сибиряк написал трогательную историю жизни мальчика, который как все бедняки был вынужден работать в мастерской. МПрошка отличался от остальных, его мысли вечно заняты воспоминаниями о свободе, он мечтал вырваться из душной мастерской, насладиться свежим воздухом, ведь больше у ничего не было. слово вертел означает поворотный круг, сверло.
Разделим рассказ «Вертел» на части и озаглавим.
План рассказа «Вертел»
1 В пасмурной мастерской.
2 Ворчание работников мастерской.
3 Околтанные камни.
4 О чем мечтал Прошка.
6 Барыня проявляет интерес к Прошке
10 Прошка и барчук
В конце рассказа Прошка умер, мальчик долго работал в темной мастерской, вокруг была наждачная пыль, в легких не хватало воздуха и было плохое питание.
Открытый урок по литературе в 10-м классе: «Тулон» Андрея Болконского. (Анализ эпизода «Небо Аустерлица»)
Разделы: Литература
Оснащение урока: плакаты (небо Аустерлица), фотография (небо Ноябрьска), фрагмент фильма, раздаточный материал (карточки), тетради, ручки, тексты романа.
Ход урока:
I. Оргмомент (проверка готовности к уроку)
II. Мотивация
Слово учителя. Объявляется тема урока: “Тулон” Андрея Болконского. (Анализ эпизода “Небо Аустерлица”)
Вопрос классу: обратите внимание, слово “Тулон” в заглавии употреблено в кавычках. Почему?
(Потому что это цитата, взятая из текста).
Вопрос классу: подтвердите текстом.
Вопрос классу: о чём свидетельствует неоднократное повторение этого слова рядом с именем Болконского?
(О том, что эта мысль не оставляла Болконского ни на мгновение, она постоянно была с ним).
Вопрос классу: С какой исторической личностью связано это слово?
(Он впервые обратил на себя внимание. О нем впервые узнали в Париже. Наполеон Бонапарт получил чин бригадного генерала. Ему было в этот момент 24 года отроду. Начало было сделано)
Вопрос классу: так чем стал Тулон для Наполеона?
(Символом славы, первой ступенькой на его пути восхождения к величию).
Вопрос классу: а кем был Наполеон для Болконского?
Да и не только для него, Наполеон был кумиром для многих молодых людей того времени. Достаточно вспомнить слова Пушкина: “Мы все глядим в Наполеоны”.
Вопрос классу: итак, какой вывод из сказанного можно сделать?
(Так как Тулон для Наполеона стал восхождением к славе, то Болконский, мечтая о своём “Тулоне”, мечтал о собственной славе.)
Итак, сегодня на уроке мы с вами постараемся выяснить, каким же оказался “Тулон” Болконского и какова его роль на пути духовного становления героя, а узнать это мы сможем, проанализировав эпизод из романа, который в литературоведении носит название “Небо Аустерлица”.
III. Актуализация знаний
Я просила вас повторить, что такое эпизод. Дайте определение этого понятия.
(Эпизод – это относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе произведения, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени).
Вопрос классу: что мы должны сделать в первую очередь, анализируя эпизод?
(Прежде всего нужно установить ближайшие связи эпизода, то есть что ему предшествует)
А раз мы выявляем роль данного эпизода на пути духовного становления князя Андрея, то давайте и вспомним, что предшествовало в жизни Болконского его “Тулону”.
Вам предлагается следующее задание: на доске и листочках зафиксированы основные (уже известные вам) жизненные этапы Болконского на пути к “Тулону”. Ваша задача: стрелочкой вверх обозначить те, которые способствуют продвижению Болконского к его мечте, а стрелочкой вниз – те, которые мешают его движению к цели.
3 человека приглашаются к доске, остальные выполняют работу на листочках.
Том I, часть первая:
1) “…все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно” (гл.III)
2) “Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!” (гл.V)
3) “Бонапарте всё-таки великий полководец!” (гл.ХХIV)
4) “…счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…” (гл.ХХV)
Том I, часть вторая:
5) “он имел вид человека, …занятого делом приятным и интересным” (гл.III)
6) “Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела” (гл.III)
7) “Известие это [о переходе через мост] было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею” (гл.ХII)
8) “Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко” (гл.ХIII)
9) “Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так не похоже на то, чего он надеялся” (гл.ХХI)
Том I, часть третья:
10) “Ему хотелось высказать Долгорукову свой, составленный им, план атаки” (гл.ХI)
11) “Военный совет …оставил в нём неясное и тревожное впечатление” (гл.ХII)
12) “…при этой мысли о смерти целый ряд воспоминаний, самых далёких и самых задушевных, восстал в его воображении” (гл.ХII)
Какой можно сделать вывод?
(Как видим, чем ближе Болконский к Аустерлицу, тем больше появляется факторов, мешающих движению к цели, заставляющих задуматься)
И в результате в финале ХII главы это противоречие выливается во внутренний диалог Болконского с самим собой. Давайте перечитаем этот внутренний диалог по ролям.
Чтение по ролям внутреннего диалога: (за автора, первый голос, другой голос).
Вопрос классу: как вы думаете, зачем Толстой прерывает внутренний диалог Болконского бессмысленной шуткой денщиков?
(Чтобы спустить князя Андрея на землю, отрезвить его мысли о славе)
Вопрос классу: Получается?
Вопрос классу: Так какой голос побеждает в сознании Андрея Болконского?
Задание классу: Подтвердите текстом.
(“И всё-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!”)
IV. Анализ эпизода
Итак, именно с этими мыслями встречает Болконский Аустерлицкое сражение.
А теперь прочитайте его мысли в конце анализируемого нами эпизода.
(“Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!”)
Вопрос классу: Что же произошло с героем и его сознанием? Что послужило причиной столь резкой метаморфозы?
Поиск ответа на этот вопрос и будет одной из задач анализа исследования данного эпизода. Для этого давайте обратимся к сцене боя, во время которого Болконский осуществляет свои мечты.
Какая часть речи преобладает при описании сражения?
Задание классу: Подтвердите текстом (кричал, бил, обогнал, схватил, бежали, хватали и т.п.)
Вопрос классу: Как вы думаете: почему преобладают именно глаголы?
(Они воспроизводят быстроту, лихорадочную напряжённость событий).
Вопрос классу: И вдруг всё исчезло. Какой приём использует автор?
Вопрос классу: Как проецируется название романа на эту сцену?
(Смертельной горячке боя противопоставлены тишина, спокойствие, вечный мир природы)
Вопрос классу: Покажите с помощью текста, как замедляется ритм фразы. С помощью каких художественных средств Толстой это делает?
(Замедляет его обилие определений-эпитетов и повторы слов, особенно важных)
Задание классу: Приведите примеры. Я вас просила посчитать дома, сколько раз употреблено слово “небо” в данном эпизоде? (12) названо высоким? (10). Зачитайте.
Вопрос классу: Наверное, это не случайно. Давайте поразмышляем, почему именно небо использует Толстой, для того чтобы показать духовное обновление героя?
Вопрос классу: Что являлось для Болконского неосознанной подготовкой к восприятию неба?
(Вера в бессмертие княжны Марьи и слова Тушина: “Как там ни говори, что душа на небо пойдёт… ведь это мы знаем, что неба нет, а есть атмосфера одна”)
Вопрос классу: Прочувствовали? И теперь я вернусь к вопросу: почему именно небо использует Толстой, для того чтобы показать духовное обновление героя?
(Потому что это тайна, потому что это вечность)
Вопрос классу: Я не буду сейчас спрашивать, какие мысли ещё пришли к вам в голову, а вот какие мысли пришли в голову Болконскому, пожалуйста, зачитайте.
(“Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его”; “я ничего, ничего не знал до сих пор”).
Вопрос классу: Что, Болконский по-прежнему мечтает о славе?
(Нет, он мечтает только, “чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал её теперь”)
Вопрос классу: Так о чём же теперь мечтает Болконский?
(“Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему”)
Вопрос классу: Итак, небо меняет мировоззрение Болконского, но только ли оно одно? В.Набоков писал: “Читая книгу, следует прежде всего замечать детали и наслаждаться ими”.
Докажите текстом, какие детали использует Толстой, чтобы в сознании героя разрушился ореол святости Наполеона и победила одна из заповедей, постулат христианства: “Не сотвори себе кумира”.
(1) “Славный народ” // отдаёт приказ об усилении батарей (“Велите привезти из резервов”). – через поступок.
2) Отношение Толстого к Наполеону (“На лице его было сиянье самодовольства и счастия”; “рассматривал убитых и раненых”; “счастливым от несчастия других взглядом”). – через авторское отношение.
3) Внутреннее восприятие Болконским Наполеона (“Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи”; “…но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…”; “так мелочен казался ему сам герой его”) – через внутреннее восприятие.
4) Внешнее выражение (“Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал…”) – через внешнее проявление. )
Вопрос классу: В чём вы видите парадоксальность ситуации?
(Ситуация, действительно, парадоксальна. Сначала Наполеон говорит о Болконском величественные и милостивые слова: “Вот прекрасная смерть”. Затем, заметив, что это раненый, а не убитый, принимает в нём участие и велит лекарям заботиться об этом человеке. Кумир признал в Болконском героя – кумир отвергнут князем Андреем. И в этом отрицании Наполеона – знаменитая толстовская диалектика души героя)
Вопрос классу: Итак, мы видим, что кумир Болконского развенчан. А как же сам “Тулон” Болконского, ведь щедрый Лев Николаевич дарит князю Андрею именно ту ситуацию в бою, о которой тот мечтал?
(Сам “Тулон” Болконского развенчивается ещё до разочарования Наполеона. Наверное, он и подготавливает Болконского к этому разочарованию).
Задание классу: Докажите.
(“волоча его за древко”; “Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо не понимавших того, что они делали”; “Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову”).
Задание классу: А теперь, ребята, покажите мне, как Толстой описывает физическое состояние князя Андрея после ранения?
(“истекая кровью, и сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном”; “опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове”; “Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью”; “он потерял сознание от страшной боли”; “он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усиливалось, и он начинал бредить”)
Вопрос классу: Какой вывод из услышанного можно сделать?
(Никакой романтики, о которой грезил Болконский до сражения в войне нет – это грязь, кровь и боль)
Вопрос классу: А теперь вернёмся к теме урока. Скажите, после проанализированного нами эпизода, только ли потому слово “Тулон” взято в кавычки, что это цитата?
(Слово “Тулон” взято в кавычки ещё и потому, что оно употреблено в ироническом значении)
V. Итог урока
Вопрос классу: Итак, кто готов подвести итог нашего урока и дать ответ на главный вопрос: какова роль “Тулона” Болконского на пути его духовного становления?
(Под небом Аустерлица у Болконского меняются взгляды. Небо становится символом нового понимания жизни. Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить возможность дышать, видеть небо – быть)
На следующих уроках мы продолжим исследование духовных исканий Андрея Болконского, поэтому запишите д/з
VI. Д/з:
Всем: перечитать эпизоды: Свидание Пьера и Андрея в Богучарове (т.2, ч.2, гл.8, 12, 13); Встреча с Наташей (т.2, ч.3. гл.2, 3; т.2, ч.3, гл.19); Андрей в войне 1812 года (т.3, ч.2, гл.5); Свидание с Кутузовым в Цареве-Займище (т.3, ч.2, гл.16); Бородинское сражение (т.3, ч.2, гл.25, 36, 37); Встреча с Наташей в Мытищах (т.4, ч.1, гл.32). Ответить на вопрос: как меняются взгляды Болконского и как герой воплощает в своей жизни главный девиз жизни писателя?
Разгадать загадку Толстого: почему над Наполеоном перед началом сражения ясное небо, а над лежащим Болконским оно уже с плывущими облаками?
Конспект урока по литературе на тему «»Тулон» Андрея Болконского»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области
«Тулон» Андрея Болконского
(анализ эпизода «Небо Аустерлица»)
учитель русского языка и литературы,
Платошкина Светлана Викторовна
Определить, каким оказался “Тулон” Болконского.
Выявить роль данного эпизода в духовном становлении князя Андрея Болконского.
Повторить литературоведческие термины (эпизод, антитеза).
Развивать навыки мыследеятельности (сравнение, анализ, интерпретация).
Воспитывать стремление познать себя, осмысливать своё предназначение.
Оснащение урока : проектор, рабочие листы с отрывками, тексты романа «Война и мир».
Повторить определение понятия “эпизод”.
Подчеркнуть слова (части речи), которые преобладают при описании сражения и после ранения Болконского.
Посчитать, сколько раз употреблено слово “небо” в эпизоде и сколько раз оно названо высоким.
Отметить детали, которые показывают крушение идеалов Болконского.
Индивидуальное задание (историческая справка).
Мы все глядим в Наполеоны
I. Оргмомент (проверка готовности к уроку)
«Во всем мне хочется дойти до самой сути», — этими словами Б.Л. Пастернака хочу начать урок, посвященный анализу эпизода из романа «Война и мир». Тема сегодняшнего урока: “Тулон” Андрея Болконского (анализ эпизода “Небо Аустерлица”)
— Обратите внимание, слово “Тулон” в заглавии употреблено в кавычках. Почему?
(Э то цитата, взятая из текста).
— О чём свидетельствует неоднократное повторение этого слова рядом с именем Болконского?
( О том, что эта мысль не оставляла Болконского ни на мгновение, она постоянно была с ним ).
— С какой исторической личностью связано это слово?
( Слово «Тулон» стало метафорически означать момент блестящего начала карьеры никому не ведомого молодого военачальника капитана Наполеона Буонопарте, который здесь положил начало своей известности.
Его план штурма города был рискованным, но имел шансы на успех. 17 декабря 1874 года начался штурм города. Наполеон шел во главе штурмующих, был ранен, но войска англичан и испанцев были разбиты и 18 декабря город пал. Наполеон Буонопарте одержал здесь свою первую победу. Французская республика присвоила ему чин генерала. Генералу было всего 24 года.)
-Так чем стал Тулон для Наполеона?
( Символом славы, первой ступенькой на его пути восхождения к величию ).
— А кем был Наполеон для Болконского?
Да и не только для него, Наполеон был кумиром для многих молодых людей того времени. Достаточно вспомнить слова Пушкина: “Мы все глядим в Наполеоны”.
— Итак, какой вывод из сказанного можно сделать?
(Так как Тулон для Наполеона стал восхождением к славе, то Болконский, мечтая о своём “Тулоне”, мечтал о собственной славе. )
Сегодня на уроке мы с вами постараемся выяснить, каким же оказался “Тулон” Болконского и какова его роль на пути духовного становления героя, а узнать это мы сможем, проанализировав эпизод из романа, который в литературоведении носит название “Небо Аустерлица”.
III. Актуализация знаний
— Я просила вас повторить, что такое эпизод. Дайте определение этого понятия.
Запись (Эпизод – это относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе произведения, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени).
— Прежде чем анализировать эпизод, в первую очередь мы должны установить ближайшие связи эпизода.
См. Памятки Анализ эпизода
— А раз мы выявляем роль данного эпизода на пути духовного становления князя Андрея, то давайте и вспомним, что предшествовало в жизни Болконского его “Тулону”.
III . Анализ эпизода
— Обратимся к тексту. В какой сцене впервые предстает А. Болконский?
( Впервые князя Андрея мы видим в салоне А.П.Шерер: «»В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский» )
— Как описывает его автор?
(Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариковский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах. Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.
И тихая походка, и скука во взгляде, и манера держать себя с окружающими — все выдает в нем приверженца начинающего входить в светский европейский и российский обиход дендизма. И действительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетителей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило. Все окружающее ниже и уже поэтому хуже него.)
— На всех ли распространяется такое отношение князя Андрея?
(Нет, подобное отношение к миру не затрагивает людей, симпатичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится «неожиданно доброю и приятною». А их дальнейшая беседа — разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то, что Пьер младше Болконского, разговор равных, безмерно уважающих друг друга людей.)
— Почему князь Андрей решил отправиться на войну?
С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?
(За то, что сын исполняет долг. Службу (в высоком значении этого слова) за опального отца продолжает сын.)
Вам предлагается следующее задание: на доске и листочках зафиксированы основные (уже известные вам) жизненные этапы Болконского на пути к “Тулону”. Ваша задача: стрелочкой вверх обозначить те, которые способствуют продвижению Болконского к его мечте, а стрелочкой вниз – те, которые мешают его движению к цели.
Интерактивный момент – работа в группе
Том I, часть первая:
1) “…все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно” (гл.III)
2) “Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!” (гл.V)
3) “Бонапарте всё-таки великий полководец!” (гл.ХХIV)
4) “…счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…” (гл.ХХV)
Том I, часть вторая:
5) “он имел вид человека, …занятого делом приятным и интересным” (гл.III)
6) “Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела” (гл.III)
7) “Известие это [о переходе через мост] было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею” (гл.ХII)
8) “Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко” (гл.ХIII)
9) “Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так не похоже на то, чего он надеялся” (гл.ХХI)
Том I, часть третья:
10) “Ему хотелось высказать Долгорукову свой, составленный им, план атаки” (гл.ХI)
11) “Военный совет …оставил в нём неясное и тревожное впечатление” (гл.ХII)
12) “…при этой мысли о смерти целый ряд воспоминаний, самых далёких и самых задушевных, восстал в его воображении” (гл.ХII)
— Какой можно сделать вывод?
(Как видим, чем ближе Болконский к Аустерлицу, тем больше появляется факторов, мешающих движению к цели, заставляющих задуматься)
— И в результате в финале ХII главы это противоречие выливается во внутренний диалог Болконского с самим собой. Давайте перечитаем этот внутренний диалог по ролям.
— Вопрос классу: как вы думаете, зачем Толстой прерывает внутренний диалог Болконского бессмысленной шуткой денщиков?
(Чтобы спустить князя Андрея на землю, отрезвить его мысли о славе)
— Так какой голос побеждает в сознании Андрея Болконского?
(“И всё-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!”)
Вывод: В ходе внутреннего диалога побеждает стремление к славе
— Итак, именно с этими мыслями встречает Болконский Аустерлицкое сражение.
А теперь прочитайте его мысли в конце анализируемого нами эпизода.
Чтение наизусть учащимся отрывка «Небо Аустерлица» т.1,ч.3, гл.16
(“ Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. )
— Что же произошло с героем и его сознанием? Что послужило причиной столь резкой метаморфозы?
-Поиск ответа на этот вопрос и будет одной из задач анализа исследования данного эпизода. Для этого давайте обратимся к сцене боя, во время которого Болконский осуществляет свои мечты.
-Какая часть речи преобладает при описании сражения?
— Подтвердите текстом (кричал, бил, обогнал, схватил, бежали, хватали и т.п.)
— Как вы думаете: почему преобладают именно глаголы?
(Они воспроизводят быстроту, лихорадочную напряжённость событий).
— И вдруг всё исчезло. Какой приём использует автор?
— Как проецируется название романа на эту сцену?
( Смертельной горячке боя противопоставлены тишина, спокойствие, вечный мир природы )
— Покажите с помощью текста, как замедляется ритм фразы. С помощью каких художественных средств Толстой это делает?
(Замедляет его обилие определений-эпитетов и повторы слов, особенно важных)
— Приведите примеры. Я вас просила посчитать дома, сколько раз употреблено слово “небо” в данном эпизоде? (12) названо высоким? (10). Зачитайте.
— Наверное, это не случайно. Давайте поразмышляем, почему именно небо использует Толстой, для того чтобы показать духовное обновление героя?
— Что являлось для Болконского неосознанной подготовкой к восприятию неба?
( Вера в бессмертие княжны Марьи и слова Тушина: “Как там ни говори, что душа на небо пойдёт… ведь это мы знаем, что неба нет, а есть атмосфера одна”)
— Прочувствовали? И теперь я вернусь к вопросу: почему именно небо использует Толстой, для того чтобы показать духовное обновление героя?
(Потому что это тайна, потому что это вечность)
— Я не буду сейчас спрашивать, какие мысли ещё пришли к вам в голову, а вот какие мысли пришли в голову Болконскому, пожалуйста, зачитайте.
(“Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его”; “я ничего, ничего не знал до сих пор”).
— Что, Болконский по-прежнему мечтает о славе?
(Нет, он мечтает только, “чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал её теперь”)
— Так о чём же теперь мечтает Болконский?
(“Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему”)
— Итак, небо меняет мировоззрение Болконского, но только ли оно одно? В.Набоков писал: “Читая книгу, следует прежде всего замечать детали и наслаждаться ими”.
Докажите текстом, какие детали использует Толстой, чтобы в сознании героя разрушился ореол святости Наполеона и победила одна из заповедей, постулат христианства: “Не сотвори себе кумира”.
Развенчание теории Болконского
(1) “Славный народ” // отдаёт приказ об усилении батарей (“Велите привезти из резервов”). – через поступок.
2) Отношение Толстого к Наполеону (“На лице его было сиянье самодовольства и счастия”; “рассматривал убитых и раненых”; “счастливым от несчастия других взглядом”). – через авторское отношение.
3) Внутреннее восприятие Болконским Наполеона (“Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи”; “…но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…”; “так мелочен казался ему сам герой его”) – через внутреннее восприятие.
4) Внешнее выражение (“Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал…”) – через внешнее проявление. )
— В чём вы видите парадоксальность ситуации?
(Ситуация, действительно, парадоксальна. Сначала Наполеон говорит о Болконском величественные и милостивые слова: “Вот прекрасная смерть”. Затем, заметив, что это раненый, а не убитый, принимает в нём участие и велит лекарям заботиться об этом человеке. Кумир признал в Болконском героя – кумир отвергнут князем Андреем. И в этом отрицании Наполеона – знаменитая толстовская диалектика души героя)
-Итак, мы видим, что кумир Болконского развенчан. А как же сам “Тулон” Болконского, ведь щедрый Лев Николаевич дарит князю Андрею именно ту ситуацию в бою, о которой тот мечтал?
(Сам “Тулон” Болконского развенчивается ещё до разочарования Наполеона. Наверное, он и подготавливает Болконского к этому разочарованию).
(“волоча его за древко”; “Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо не понимавших того, что они делали”; “Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову”).
— А теперь, ребята, покажите мне, как Толстой описывает физическое состояние князя Андрея после ранения?
(“истекая кровью, и сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном”; “опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове”; “Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью”; “он потерял сознание от страшной боли”; “он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усиливалось, и он начинал бредить”)
— Какой вывод из услышанного можно сделать?
(Никакой романтики, о которой грезил Болконский до сражения в войне нет – это грязь, кровь и боль)
— А теперь вернёмся к теме урока. Скажите, после проанализированного нами эпизода, только ли потому слово “Тулон” взято в кавычки, что это цитата?
(Слово “Тулон” взято в кавычки ещё и потому, что оно употреблено в ироническом значении)
V. Подведение итогов урока
— Итак, кто готов подвести итог нашего урока и дать ответ на главный вопрос: какова роль “Тулона” Болконского на пути его духовного становления?
(Под небом Аустерлица у Болконского меняются взгляды. Небо становится символом нового понимания жизни. Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить возможность дышать, видеть небо – быть)
На следующих уроках мы продолжим исследование духовных исканий Андрея Болконского, поэтому запишите д/з
Всем: перечитать эпизоды(есть распечатки композиции романа):
Т.2 Ч. 2 Гл. 9 Андрей и его сын, духовный кризис
Гл. 11 Встреча Андрея и Пьера
Гл. 12 Разговор на пароме Андрея и Пьера
Гл. 2 Встреча с Наташей в Отрадном
Гл. 4-5 Князь Андрей и государственная служба. Сперанский
Гл. 14-17 Первый бал Наташи Ростовой
Гл. 18 Духовное пробуждение Андрея
Гл. 22 Андрей о Наташе
Гл. 23 Объяснение в любви. Отъезд Андрея
VII. Выставление оценок, выполнение теста по эпизоду (т.1.,ч. 1, гл..16)
В1 Какое определение добавляют к слову «роман», характеризуя жанр «Войны и мира»?
В2 Единица действия в фабульно-сюжетной системе произведения, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени
В3 Установите соответствие между тремя персонажами и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
А) капитан Тушин 1) аристократизм, благородство, мечта о славе
Б) князь Багратион 2) карьеризм, тщеславие, бескомпромиссность
В) князь Андрей 3) истинный героизм, непосредственность,
4) справедливость, демократизм, талант военачальника
Ответ запишите цифрами в таблице.
В4 После какого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:
«Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками».
В5 Как в литературоведении называется монолог, который герой произносит «про себя» и который характеризует его сознание (« Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба»)?
Можно ли назвать поведение князя Андрея подвигом (ч.3., гл.16.)
В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого