Тунис грузопассажирские перевозки что это
Эксперты рассказали, чем грозит россиянам отмена грузопассажирских рейсов за рубеж
Российские авиакомпании предупредили о возможных ограничениях на полеты за рубеж. Речь идет о грузопассажирских рейсах, которые перевозят в том числе и организованных туристов в страны с закрытым авиасообщением. Выясняем, как это может отразиться на российских путешественниках.
Фото: Москва 24/Лидия Широнина
Туристический груз
Ростуризм и Росавиация напомнили авиакомпаниям об ответственности за перевозку организованных туристов грузопассажирскими рейсами. Дело в том, что ведомства могут аннулировать допуск к перевозкам такими самолетами, если выяснят, что путешественников отправляют в закрытые для регулярных полетов страны. В данном случае ответственность за ненадлежащее оказание услуг перед клиентами будет лежать на туристических операторах.
Перевозчикам также сообщили о том, что россияне могут отправиться в страны, куда пока нет прямых рейсов, только при наличии соответствующего решения Оперштаба, а также согласования рейса с иностранными авиавластями. По данным СМИ, организованные тургруппы сейчас в основном летают грузопассажирскими рейсами на Кипр и в Тунис, с которыми официально авиасообщение пока не возобновлено.
Ранее Росавиация уже рекомендовала пассажирам не покупать путевки в зарубежные страны с вылетом на грузопассажирских рейсах. На данный момент летать с туристическими целями разрешено только в некоторые государства. Что касается нерегулярных грузопассажирских рейсов, то они доступны только отдельным категориям пассажиров: иностранным гражданам, для возвращения соотечественников на Родину, при воссоединении с семьей, для лечения, на работу и другим категориям.
Как можно улететь за границу?
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Евгений Самарин
Исполнительный директор Альянса туристических агентств Наталия Осипова рассказала Москве 24, что грузопассажирскими рейсами россиянам можно летать только с частными целями.
«Если есть недвижимость в этой стране, либо там живут родственники или на учебу. Для этого нужно купить самостоятельно билеты, которые сейчас стоят на тот же Кипр в районе 100 тысяч рублей в два конца, и полететь. Организованные туристы не могут пока туда лететь, потому что формирование турпакетов невозможно», – подчеркнула эксперт.
По ее словам, в случае отмены таких рейсов деньги за билеты должны быть возвращены покупателю.
Юрист по туризму Эдуард Шалоносов в разговоре с Москвой 24 добавил, что туристы не имеют права летать на грузопассажирских рейсах.
Туристам закроют лазейку для полетов в закрытые страны на грузовых рейсах
Шалоносов объяснил, что туристы, которые покупают путевки в закрытые страны или в государства с небольшим количеством разрешенных рейсов, могут даже не узнать о том, что они полетят грузопассажирскими рейсами. Такая ситуация возникает из-за того, что некоторые операторы скрывают информацию о виде перевозки от турагентов и самих граждан, отметил юрист.
«Если туристы попали на грузопассажирский рейс и им отказали во взлете, посадке, или вовсе отменили рейс, то у них есть полное право возвратить деньги за путевку. Это следует из того, что условия перевозки должны быть безопасны, а оператор не имел право осуществлять формирование такого турпродукта», – заключил он.
В свою очередь, директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко пояснил, что проблема с грузопассажирскими перевозками из России на заграничные курорты стояла достаточно остро, но за последние две недели ослабла.
«Мы много раз повторяли, что возобновление транспортного сообщения и возобновление туристского сообщения – это две большие разницы. У нас из более чем 30 на сегодняшний день восстановленных транспортных сообщений только пять, насколько мне известно, имеют возможность официально привозить туристов и обслуживать их», – добавил эксперт.
Он также порекомендовал туристам быть внимательнее и учитывать существующие риски при перелете за границу.
Что такое грузопассажирский рейс и можно ли на нём лететь?
В последнее время тема грузопассажирских рейсов активно обсуждается в СМИ. Подобные полёты выполняются в том числе по популярным туристическим маршрутам — например, на Кипр. В этой связи многие задаются вопросом: можно ли покупать билеты на такие рейсы? Как отличить их от регулярных? В этой статье собрали для вас ответы на самые популярные вопросы.
Чем отличается грузопассажирский рейс от регулярного?
Для конечного потребителя — ничем. Отличие грузопассажирского рейса от регулярного заключается прежде всего в согласовании с авиационными властями — в те страны, с которыми авиасообщение возобновлено не было, организовать регулярную полётную программу невозможно. Но грузовые рейсы никто не запрещал — вот перевозчики и выходят из ситуации, открывая грузопассажирские рейсы. В таком случае авиакомпаниям выдаются либо разовые разрешения, либо согласуется короткая полётная программа.
Подобные перелёты выполняются как в страны, открывшие въезд для туристов из России (например, на Кипр). Так и в государства, посещение которых разрешено лишь определенным категориям граждан — например, имеющим вид на жительство.
Ну а груза на борту едва ли больше, чем на обычном рейсе. Так что разницы вы не почувствуете.
Могу ли я купить билет на грузопассажирский рейс?
Да, если вы — индивидуальный путешественник. Недавно Росавиация выступила против перевозки организованных туристов на подобных рейсах в страны, с которыми не было возобновлено авиасообщение. Однако самостоятельным путешественникам летать на таких рейсах пока не запрещено.
Что делать, есть мой перелёт, запланированный на грузопассажирском рейсе, отменила авиакомпания?
Процедура ровно та же, что и в случае отмены обычного рейса. Обратитесь по месту покупки билета и оформите его возврат или обмен, согласно правилам авиакомпании и тарифу.
Перевозки грузопассажирскими рейсами в другие страны ограничат. Кого это коснется и что будет с ценами?
О каких рейсах речь?
Ростуризм уведомил туроператоров о возможном аннулировании допусков авиакомпаний на выполнение грузопассажирских рейсов. Поводом для аннулирования допуска может стать факт перевозки тургруппы в страны, с которыми официально не возобновлено авиасообщение.
Росавиация предупредила об этом и сами авиакомпании. А в обращении к туристам ведомства подчеркнули, что речь прежде всего идет о турах на Кипр и в Тунис, которые активно продают операторы.
«В настоящее время с целым рядом стран, включая Кипр и Тунис, регулярное авиасообщение не возобновлено. По данным направлениям осуществляются только грузопассажирские рейсы, которые не предусмотрены для перелетов с туристическими целями. Мы понимаем желание туристов отдохнуть, а бизнеса — работать. При этом мы просим и туристов, и бизнес учитывать все сопутствующие риски. Турист рискует частично или полностью не получить ту услугу, за которую он заплатил, а бизнес, соответственно, рискует получить убытки и не оправдать доверие людей. Ростуризм и Росавиация рекомендуют туристам тщательно выбирать направления для путешествий с учетом данных рисков», — отмечается в сообщении.
Сейчас в ряд стран разрешены нерегулярные грузопассажирские рейсы, которые могут осуществлять перевозку только определенных категорий пассажиров: иностранцев, возвращающихся домой соотечественников и тех, кто летит за воссоединением с семьей, лечением или по работе. Эти рейсы запрещено включать в турпакеты.
«При осуществлении покупки турпутевки с авиабилетом за рубеж просим учитывать, что авиакомпании при выполнении нерегулярных грузопассажирских рейсов не могут осуществлять перевозку организованных групп туристов. Настоятельно рекомендуется воздержаться от полетов за рубеж на указанных рейсах с целью отдыха в рамках организованных туров», — добавляют в Росавиации.
То есть, например, из Екатеринбурга на Кипр уже есть прямые рейсы от авиакомпании «Россия». В середине июня их запустит «Победа». Эти рейсы как раз относятся к грузопассажирским. Билеты на них не могут продавать в пакетных турах.
И что теперь будет?
Сейчас грузопассажирские рейсы в закрытые страны, по словам члена правления Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, авиакомпании начали аннулировать. А те, кто этого не сделает, будут осуществлять их на собственный страх и риск. «В обращении Росавиации и Ростуризма довольно четко все проговорено, его сложно как-то двояко толковать. Дальше решение принимают сами компании», — поясняет Михаил.
Например, 5 июня из Екатеринбурга рейс в Ларнаку отменила авиакомпания NordWind. Часть пассажиров на этом рейсе были туристы оператора Pegas Touristik.
По данным Aviasales, которые публикует издание «Газета.Ru», туры в закрытые страны продавали «Библио Глобус» и Tez Tour.
Кроме того, как рассказали изданию участники рынка, в текущей ситуации пострадают и самостоятельные туристы — из-за сокращения числа рейсов вырастут цены. Так, по данным источника в одном из союзов туроператоров, еще 4 июня билет на рейс в Ларнаку стоил в среднем 50 тыс. руб., то 7 июня — уже 100 тыс. руб. Помимо Кипра и Туниса запрет коснется и других востребованных направлений — Болгарии и Черногории, уточняет источник «Газеты.Ru».
Как не попасть в ситуацию, когда за день до вылета тур аннулируют?
Если рейс аннулировали, то авиакомпании полностью и без штрафов должны напрямую вернуть деньги самостоятельным туристам, организованным — через туроператора. Но в случае, если туроператор понес иные расходы — например, на бронирование отеля, предоплату экскурсионной программы или трансфера из аэропорта к месту отдыха, — он может удержать часть стоимости тура.
Как объяснил 66.RU Михаил Мальцев, чтобы не попасть в ситуацию, когда за день до вылета ваш тур отменяют, нужно сделать два шага:
Найти список стран, с которыми возобновлено международное авиасообщение, можно на сайте Росавиации. В него вошли:
Также в ряд стран авиасообщение запустят в ближайшие дни.
Полный список стран, открытых для российских туристов. Куда можно улететь и что для этого нужно
Вам понравилось? Еще больше классных новостей и историй — в нашем Telegram-канале. А еще любую публикацию там можно обсудить. Или, например, предложить нам свою новость. Подписывайтесь!
Отдых на море через лазейку. Поездки на Кипр и в Тунис под видом груза закроют для россиян
Кипр и Тунис для россиян официально закрыты. Несмотря на готовность стран принимать туристов, регулярное авиасообщение пока не было возобновлено. Некоторые операторы пользовались лазейкой в системе и отправляли отдыхающих грузопассажирскими рейсами. Теперь и их хотят запретить. Россиянам посоветовали не рисковать и сразу выбирать открытые направления.
Росавиация и Ростуризм собираются запретить грузопассажирские перевозки в страны, с которыми до сих пор официально не открыто регулярное авиасообщение. У авиакомпаний могут отозвать допуск на полеты, так как в последнее время операторы стали пользоваться лазейкой и продавать туры на Кипр и в Тунис, которые готовы принимать россиян, но официального разрешения на это от оперативного штаба нет.
Еще в мае Росавиация стала выдавать разрешения на полеты в эти страны, но официально туда могут отправляться только грузопассажирские, а не туристические рейсы, сообщала Ассоциация туроператоров России (АТОР). Ту схему, которую сейчас предлагают некоторым туристам, готовы признать оказанием услуг ненадлежащего качества.
Риск пролететь
Первые аннулирования допусков на Кипр уже состоялись в прошедшие выходные, сообщил «Коммерсант». Действительно, пассажиры рейса Самара — Ларнака (Кипр), которые должны были вылететь 5 июня, были вынуждены остаться в России. О том, что они никуда не летят, туристы узнали в аэропорту за два часа до рейса. Многие пожаловались на произошедшее в соцсетях.
Одна из пассажирок несостоявшегося рейса, Ольга, рассказала «360», что тур на Кипр она купила просто через менеджера фирмы, который решил не предупреждать клиентку о рисках отмены полета.
«Мы просто обратились к менеджеру через турфирму и купили тур. Нас не предупреждали о рисках, мы буквально за несколько часов до вылета узнали, что рейс отменили», — сказала она.
Другая пассажирка, Виктория, сама нашла возможность вылета и обо всех рисках знала, но отказаться от отпуска на любимом курорте не смогла. Как она объяснила «360», о возможности улететь на Кипр грузопассажирским рейсом она узнала от друзей, которые так путешествовали. Искать рейс пришлось самостоятельно.
«О рисках предупреждали 100%, то есть мы были в курсе, что эти грузопассажирские рейсы — это продукт пандемии, возможны отмены. Мы были к этому готовы, потому что сейчас нет никаких официальных перелетов — ни чартеров, ни регулярки. Из Самары точно ничего не летает», — добавила Виктория.
Рейсы есть, но лететь нельзя
Руководитель турагентства Go travel Наталия Ансталь отметила, что многие туроператоры включали в пакетные туры авиарейсы, которые имели статус грузопассажирских перевозок.
«Сейчас вышла официальная информация, что такие туры не состоятся и будут аннулированы. И все туристы, которые бронировали, к сожалению, попали в ситуацию вынужденной отмены путевок», — сказала она.
В Альянсе туристических агентств объяснили, что грузопассажирские рейсы могут перевозить или пассажиров, или груз.
«Например, туда борт летит с людьми, а обратно по востребованности летит как грузовой», — сказала исполнительный директор альянса Наталия Осипова.
По словам руководителя Madison Consult & Travel Артура Привина, началась история с грузопассажирскими перевозками из-за того, что «один известный оператор» поставил подобные рейсы в Тунис и на Кипр в свою сетку полетов, а остальные подтянулись следом.
«При этом от Ростуризма был ответ, что летать туда нельзя», — отметил Привин.
Из-за разрешения на подобные полеты, уверены эксперты, возник прецедент: пассажирам летать нельзя, но в некоторых случаях это все же возможно, — сказал член правления и председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. Появились и конфликты: туроператоры должны предупреждать своих клиентов о том, что рейс, на который они покупают билеты, может не вылететь — дадут ли допуск к полету, станет известно только за сутки.
То, что Росавиация с Ростуризмом обратили внимание на практику формирования туров на базе грузопассажирских перевозок, говорит о том, что начинают возникать конфликты в связи с отменой рейсов
Наталия Осипова добавила, что пользы от запрета даже на такие перелеты нет ни для кого.
«Все те рейсы, о которых мы говорим, существуют в свободной продаже всех авиакомпаний, которые осуществляют полеты в эти страны. Они приводят только к удорожанию, то есть если до этого перелет на Кипр в оба конца стоил 50 тысяч рублей, то теперь он стоит 100 тысяч», — заключила она.
Новое направление вместо денег
Пассажиры отмененного рейса из Самары на Кипр рассказали «360», что официальных объяснений они пока так и не получили. Вся аргументация туроператора и авиаперевозчика сводится к фразе «в связи со сложившейся ситуацией». Теперь часть туристов ищет возможность перебронировать отпуск в открытых странах или на российских курортах.
Однако Наталия Ансталь уверена, что для россиян альтернативы Кипру и Тунису невыгодны, многие люди будут вынуждены остаться без отпуска на море.
«После закрытия Турции Кипр и Тунис были единственными альтернативными направлениями, близкими по цене и качеству. А сейчас, кроме российского юга, полететь будет некуда, потому что открытые альтернативы очень дорогие и далекие», — уверена Ансталь.
Согласен с этим и Артур Привин. По его мнению, при открытой Турции большого ажиотажа Кипр и Тунис могли не вызывать, но многие россияне второй год из-за пандемии не могут выехать на море. Альтернативы в виде Объединенных Арабских Эмиратов, Кубы или Мальдив существенно дороже их бюджета, а российские курорты за те же деньги предоставляют крайне плохой сервис, так что за комфортный отдых тоже придется заплатить в разы больше.
Не хватает какого-то единого документа, единого решения, потому что кому-то можно летать, кому-то нельзя. По-хорошему нужно просто нормально открывать страны: и Турцию, и Тунис, и остальные
Георгий Мохов добавил, что ответственность за оказываемые туристические услуги полностью лежит на агентствах, так что все претензии советуют направлять именно к ним. Он особенно отметил, что в подобных ситуациях туроператоры обязаны предупреждать клиентов о рисках отмены рейсов, даже прописывать это в договоре.
«Если оператор этого не делает, он тем самым вводит клиента в заблуждение в отношении условий договора», — сказал он.
Привин добавил, что чаще всего на возврат денег рассчитывать не стоит. В основном операторы предлагают именно замену направления и перебронирование путевок.
Что значит грузопассажирский рейс и можно ли летать туристам?
Рассказываем, что такое грузопассажирский рейс, как его распознать и не опасно ли покупать билеты на такой перелёт.
Вы могли заметить такую ситуацию: авиасообщение между Россией и Кипром, Хорватией, Черногорией, Тунисом (UPD! С Хорватией авиасообщение восстановлено с 10 июня, с Кипром — с 28 июня) и другими странами официально закрыто, но рейсы туда выполняются, билеты продаются, пассажиры ими пользуются. Дело в том, что запрещено регулярное и чартерное авиасообщение, а летают так называемые грузопассажирские рейсы. Мы попросили экспертов разъяснить, в чём особенность этого статуса.
Что такое грузопассажирский рейс?
Грузопассажирские рейсы имеют ряд особенностей:
Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.
Закрытые страны
Разовые разрешения
Если регулярное авиасообщение согласуется на длительный срок, то для осуществления грузопассажирского рейса, как правило, необходимо разовое разрешение. Иногда разрешение согласуется на несколько рейсов. Согласие на осуществление такого полёта должны представить как российские госорганы, так и компетентные органы иностранного государства.
Запрет на продажу туров
Самостоятельные туристы могут покупать билеты на грузопассажирский рейс, а вот покупать тур в закрытые страны более опасно, хотя некоторые туроператоры предлагают такие путёвки, предупреждают эксперты.
Гражданин РФ самостоятельно может приобрести билет на грузопассажирский рейс. Но туроператоры не вправе формировать туристский продукт (продавать турпутёвку) на базе грузопассажирского рейса, поскольку авиасообщение не возобновлено.
А есть ли груз?
Нет, на самом деле на грузопассажирских рейсах перевозятся только пассажиры.
В связи с запретом Росавиации на выполнение регулярных международных рейсов российские авиакомпании применили практику летать заграницу на рейсах со статусом грузопассажирский. Груза на этих рейсах практически не летает, только пассажиры.
В чём риск покупки билета на грузопассажирский рейс?
Из-за того, что такие рейсы выполняются в официально закрытые страны, и каждый раз нужно получать разрешение, то риск отмены или переноса рейса выше, чем у регулярных рейсов. Если авиакомпания не получит согласование, то рейс не состоится.
Отмены рейсов были на Кипр, в Тунис, в Черногорию и другие страны, однако многие путешественники смогли воспользоваться грузопассажирскими рейсами и спокойно улететь на отдых.
Туристам можно посоветовать не осуществлять долгосрочное планирование отпуска на основе грузопассажирских рейсов. Приобретать билеты на такие рейсы рекомендуется за максимально короткий срок. При этом необходимо быть морально готовым к тому, что перелёт может быть отменён.
Как распознать грузопассажирский рейс?
Авиакомпании никак не обозначают, что именно этот рейс грузопассажирский. Однако практически наверняка рейс будет грузопассажирским, если он выполняется в страну, с которой авиасообщение не восстановлено. Список стран, куда летают регулярные и чартерные рейсы, тут.