Тургенев бурмистр чему учит рассказ

Анализ рассказа «Бурмистр»

Тургенев бурмистр чему учит рассказ. Тургенев бурмистр чему учит рассказ фото. картинка Тургенев бурмистр чему учит рассказ. смотреть фото Тургенев бурмистр чему учит рассказ. смотреть картинку Тургенев бурмистр чему учит рассказ.

В нашей статье вы найдете краткий и полный анализ рассказа Тургенева «Бурмистр», который вошел в популярный цикл его произведений «Записки охотника». Прочтя рассказ, ученики ближе познакомятся с темой произвола помещиков и их ближайших помощников в период крепостного права.

Год написания – Рассказ написан в 1847 г.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Основная идея – Протест против крепостного права. Описание жестокого отношения к крепостным в России.
Тема – Крепостное право в России.
Проблема – Жестокое отношение помещиков и их управляющих к крепостным и бесправность крестьян.
История создания – Лето и осень 1846 г. Тургенев провел в своем имении, где любил поохотиться. По возвращении в Петербург ему предложили заполнять одну из страниц журнала. Так и появились «Записки охотника», в которые вошел рассказ «Бурмистр».
Композиция – прямая. Действие рассказа происходит в течение нескольких дней.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Крепостное право в России.

Проблема: Жестокость дворян и их управляющих по отношению к крепостным.

Крепостное право – государственная норма, превращающая людей в собственность господ, позор, унижение России, несовместимое с понятием человеческого достоинства.

Тургенев живет в то время, когда крепостное право еще не отменено. Не каждый дворянин удержится от жестокого отношения, когда его действия защищены законом, а вседозволенность развращает. Всегда есть люди, которые не будут злоупотреблять своими полномочиями, но для этого нужно стать человеком, вырастить себя.

Над крепостными издеваются не только помещики, но и их помощники, которые тоже становятся «господами». Идет расслоение и в среде крестьян. Бурмистр Софрон умен, обладает деловой хваткой. Он умеет пускать пыль в глаза, заговаривать своего помещика льстивыми речами, а сам обкрадывает его и чинит произвол. И Аркадий Павлович не чувствует подвоха, поскольку сам неискренен по отношению к людям. Читая про всех персонажей этого рассказа, хочется спросить: «А кто же счастлив?» На мой взгляд, счастливых людей здесь нет.

2. Тема: Жизнь крепостных.

Проблема: Тяжелейшая жизнь крепостных крестьян.

Тяжесть жизни крепостных просто не укладывается в голове. Если старик-крестьянин позволил себе вступить в спор с бурмистром, то будет жестоко наказан. Да так, как только можно наказать человека. Бурмистр забирает скот, избивает жену, отправляет в рекруты его сыновей. Спор с бурмистром может закончиться для Антипа гибелью собственных детей. И это крепостной крестьянин терпит даже не от помещика, а от бурмистра, назначенного им.

3. Тема: Различные стороны одного и того же человека.

Проблема: Внутренний конфликт человека. За внешним лоском и радушием может скрываться жестокая и трусливая душа.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Тургенев выражает протест против крепостного права, антикрепостнический пафос ярко звучит в деталях этого рассказа. Крепостных не считают за людей, они хуже собак. Когда представляешь человека – высокоорганизованное творение природы, когда вспоминаешь, что «человек – это звучит гордо», то сложно даже предположить, какие муки терпит крепостной, низведенный до положения скота.

Но не все люди остаются в этом состоянии. Несмотря на существующую норму, находится человек, осмелившийся спорить с бурмистром и просить защиты у помещика. Старик Антип жестоко поплатился за слово, сказанное поперек Софрону, и еще сильнее поплатится за жалобу на него, но он восстает против своего бесправия, раболепия, безысходности в жизни крепостного. Думаю, что в этом протесте также выражен пафос произведения.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образы главных героев контрастируют друг с другом. Здесь показан именно социальный аспект этого противоборства. Образы Пеночкина и бурмистра Софрона конфликтуют с образами крепостных, как в имении Аркадия Павловича, так и в деревне. Образы старика Антипа и его сына – отражение скрытого недовольства, отчаяния, униженности, характерных в период крепостного права. Они конфликтуют с Пеночкиным и бурмистром.

п.4. Литературные приёмы

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – противоборство двух систем: дворянства, управляющих, наделенных властью и крепостных крестьян. В Пеночкине проявлена духовная деградация класса дворян, их общественная бесполезность. Он даже не понимает, что относится к крепостным крайне жестоко. Павлыч, говоря собственными его словами, строг, но справедлив, о благе подданных своих печется.

В образе Софрона показано зарождение сельской буржуазии.

Старик Антип проявляет в своем поведении крайнюю степень недовольства. Он терпит большую нужду и угнетен отношением бурмистра, которому нельзя сказать поперек даже слова. Антип не бессловесный – он протестует, но пока существует крепостное право, этот конфликт невозможно решить. Конфликт уйдет, когда отменят эту чудовищную государственную норму. К сожалению, генетически наш народ до сих пор ощущает последствия этого тяжелого давнего периода жизни.

Источник

Бурмистр Тургенев И.С. — читательский дневник

Тургенев бурмистр чему учит рассказ. Тургенев бурмистр чему учит рассказ фото. картинка Тургенев бурмистр чему учит рассказ. смотреть фото Тургенев бурмистр чему учит рассказ. смотреть картинку Тургенев бурмистр чему учит рассказ.

Читательский дневник по произведению Тургенева «Бурмистр» поможет учащимся охватить сюжет рассказа в целом, выделить основные моменты. В произведении отражена жизнь крепостных крестьян в период существования крепостного права.

Летом и осенью 1846 года Тургенев часто бывал на охоте. Именно эти впечатления лягут в основу сборника «Записки охотника», куда входит и произведение «Бурмистр». Автор напишет его в 1847 году.

Время, о котором идет речь в сюжете соответствует времени его написания – это середина 19 века.

Крепостное право – государственная норма, которая мне кажется просто ужасной. Она делала невыносимой жизнь крепостных и давала большой простор для помещиков и их управленцев. Вообще не понятно, возможна ли в жизни крепостных радость? А крестьяне создавали семьи, заводили детей. Защищенные этим правом на крепостных, часть дворян деградировала, усиливая свое безразличие и жестокость.

Я считаю, что Пеночкин и бурмистр внутренне очень похожи друг на друга – оба льстивы, за красивым внешним фасадом прячут раздражение и ненависть к людям. Бурмистр – это человек, который всеми силами стремится вырваться в мир господ. Он уже во многом преуспел, считает крестьян своей собственностью. Крепостные не особо зависят от него по закону, но бурмистр выработал свою систему «зависимостей», пользуясь властью «государственного человека» и нищенской жизнью.

И Пеночкин, и Софрон, видят себя властелинами человеческих душ. Страшно то, что в период крепостного права так и было: крепостным распоряжались, как вещью. Я уверена, что не все дворяне были такими. Если человек уважает и ценит себя, то он будет хорошо относиться и к другому человеку, независимо от того, кто перед ним.

Я думаю, что Тургенев и другие писатели повлияли на общественность с помощью подобных рассказов, которые просто кричат о том, что необходимо отменить крепостное право. Очень жаль, что у России в прошлом была такая тяжелая история.

В рассказе описаны 2 основные силы – это образы помещика, его управляющего и крепостных крестьян, дворовых людей. Обе эти силы находятся в глубоком конфликте друг с другом. Образы Пеночкина и бурмистра Софрона находятся в единении. Крепостные также объединены между собой – они дружно удирают и прячутся, увидев барскую коляску. Крестьяне, возвращаясь после работы, вместе поют, но, при виде господ, становятся напряженными и унылыми.

Из всей массы крепостных выделяется образ Антипа, который выражает общую их ненависть к господской вседозволенности. Он бунтует настолько, насколько может выражать свое негодование крепостной. Старик ввязывается в спор с бурмистром, а к Пеночкину обращается с мольбой о помощи, жалуясь на произвол Софрона.

Оброк — повинность крепостных, выплата помещику дани деньгами или продуктами.
Верста — единица, измеряющая расстояние. Ее длина была чуть больше 1 метра.
Камердинер — слуга богатого дворянина, следящий за одеждой, едой, выполнявший личные указания господ.
Эпикур — философ, учение которого подразумевало отсутствие страхов, боли, тревог, сводилось к высшему благу – наслаждению жизнью.
Фес или Феска — головной убор, распространенный в государствах Востока и Северной Африки.

Павлыч, говоря собственными его словами, строг, но справедлив, о благе подданных своих печется

Дворовые люди Аркадия Павлыча посматривают, правда, что-то исподлобья, — но у нас на Руси угрюмого от заспанного не отличишь.

Ребенок, видно еще не успевший проникнуться чувством должного самоотверженья, запищал где-то в избе…

Тревожное волнение видимо распространялось по селу. Даже курицы стремились ускоренной рысью в подворотню.

Батюшка, разорил вконец. Двух сыновей, батюшка, без очереди в некруты отдал, а теперя и третьего отнимает. Вчера, батюшка, последнюю коровушку со двора свел и хозяйку мою избил — вон его милость.

Что же это, однако, значит? — спросил он бурмистра вполголоса и с недовольным видом. — Пьяный человек-с, — отвечал бурмистр, в первый раз употребляя «слово-ер», — неработящий. Из недоимки не выходит вот уж пятый год-с.

Собака, а не человек: такой собаки до самого Курска не найдешь.

Источник

Анализ произведения Бурмистр Тургенева

Произведение является одним из тех рассказов писателя, в которых он затрагивает тему российского крепостничества, демонстрируя беспросветное нищенское и бесправное положение крестьянского народа.

Повествование в рассказе осуществляется от лица рассказчика, который в период увлечения своих хобби — охотой, оказывается в деревенской усадьбе своего приятеля, молодого барина, дворянина Пеночкина Аркадия Павловича, гвардии офицера в отставке.

Помещик представляется писателем в образе рассудительного, образованного человека, имеющего неплохое воспитание, вращающегося в светском обществе. Однако, представляясь окружающим внешне благовоспитанным и скромным мужчиной, Аркадий Павлович весьма жестоко обращается с собственными крепостными, позволяя себе за малейшую провинность подвергать их суровым наказаниям.

В собственности Пеночкина имеется целая деревня под названием Шипиловка, управление которой осуществляется бурмистром Софроном, имеющим неплохую репутацию в глазах барина за своевременный и полный сбор податей с крестьян. При этом Аркадию Павловичу невдомек, что под личиной хорошего управляющего скрывается хитрый, жестокий человек, который своими действиями не только принижает и издевается над крепостными, но и постепенно разоряет помещичье имение.

Бурмистр изображается писателем в качестве бородатого мужика, отличающегося небольшом ростом, широкоплечим, красноносым с маленькими глазами, имеющим собственную семью в лице жены и сына, являвшегося в деревне старостой, таким же грубым и жестоким, как отец.

Рассказчик наблюдает приход к барину мужика Антипа, решившего поведать помещику о бесчинствах бурмистра Софрона, государственного человека, в виде неоправданного направления на рекрутскую службу сыновей мужика, изъятия последнего домашнего скота, а также физического насилия по отношению к женщинам, в том числе жене Антипа.

Аркадий Павлович не желает прислушиваться к жалобам простого народа, видя в этом бунтарские мысли и взгляды, бессердечно отправляя мужика назад домой.

Смысловая нагрузка рассказа «Бурмистр» заключается в изображении безрадостного и бесправного положения крестьян в период крепостного права, полностью зависящих от прихотей барской воли, существующих в тяжелых, нищенских условиях, подвергающихся унижению, издевательствам, физическим расправам, жизненным лишениям.

Источник

«Бурмистр» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева

Краткие сведения о произведении

Главные герои рассказа

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Бурмистр Софрон Яковлевич показал господам хозяйство, которое было в полном порядке. У сарая они увидели двух мужиков, стоящих на коленях, старого и молодого. Старик Антип пожаловался Пеночкину, что бурмистр забрал у него двух сыновей в рекруты без очереди и сейчас забирает последнего. Пеночкин посчитал эту жалобу бунтом, но вспомнив о присутствии рассказчика, пообещал разобраться.

Когда в Рябове рассказчик собирался на охоту с мужиком Анпадистом, то сказал ему об Антипе. Анпадист пожалел Антипа, так как за то, что пожаловался барину, его изобьёт староста, сын бурмистра, а сам Софрон разорит его окончательно. Оказывается, деревня только числится за Пеночкиным, а владеет ею бурмистр, на которого крестьяне работают, словно батраки.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Верстах в 15-ти от именья рассказчика было именье молодого помещика Аркадия Павловича Пеночкина, считавшегося одним из образованнейших дворян губернии. Пеночкин говорил о себе, что он строг, но справедлив, заботится о благе своих крестьян и для их же блага наказывает их. Гостей он принимал ласково, но рассказчик не очень охотно его посещал, и если бы не множество дичи в его поместье, то, наверно, с ним бы раззнакомился.

Однажды пришлось рассказчику переночевать в его доме. За завтраком Пеночкин был недоволен, что камердинер не подогрел вина, и распорядился его наказать.

Узнав, что рассказчик поедет в Рябово, Пеночкин поехал с ним, чтобы посетить свою деревню Шипиловку, которая находится в 5-ти верстах от Рябова. Сначала они заехали в Шипиловку. Встретил их староста (сын бурмистра) и сказал, что бурмистр в Перове, и за ним уже послали.

Помещики вошли в избу бурмистра, стоящую в стороне от других изб. Скоро приехал Софрон, бурмистр. От него попахивало вином. Докладывая Пеночкину о делах, он говорил льстиво и умильно.

Перед сном Пеночкин сказал рассказчику, что с тех пор, как Софрон стал бурмистром, крестьяне из Шипиловки оброк платят исправно, за ними нет ни гроша недоимок. Пеночкин был очень доволен тем, как он управляет крестьянами, называл его государственным человеком.

Утром Пеночкин показал рассказчику своё именье. Оно было в отличном состоянии, но лица шипиловских мужиков были унылы. Софрон сказал барину, что не мешало бы прикупить земли. Пеночкин согласился, чтобы он купил землю на имя Пеночкина.

Осмотрев хозяйство, помещики и бурмистр вернулись в деревню. Софрон повёл господ смотреть веялку, выписанную им из Москвы. Выходя из сарая, увидели они двух мужиков, стоящих на коленях: старика и парня лет 20-ти.

Старик Антип попросил Пеночкина заступиться, так как его семью разоряет бурмистр: отдал двух сыновей без очереди в рекруты и сейчас третьего отдаёт. А староста вчера последнюю корову увёл и жену Антипа избил.

Бурмистр объяснил Пеночкину, что Антип — не работящий человек, что он уже пятый год не выходит из недоимок.

Старик сказал, что бурмистр внёс за него недоимки, забрал его в кабалу и скоро окончательно разорит. Парень добавил, что и не их одних разоряет, но Пеночкин приказал ему молчать. Помещик сказал, что это просто бунт и шагнул к просителям. Но вспомнив о присутствии рассказчика, сказал мужикам: «Я прикажу… хорошо ступайте».

Часа через 2 рассказчик был уже в Рябове и собирался на охоту с мужиком Анпадистом. Он спросил у Анпадиста, не знает ли он шипиловского бурмистра. Тот сказал, что это «собака, а не человек», что Шипиловка только числится за Пеночкиным, а владеет ею Софрон. Крестьян за долги взял в кабалу, они работают на него, как батраки. Софрон очень умён, богат, бьёт крестьян. Барину жаловаться бесполезно, так как ему главное, чтобы недоимок не было.

Рассказчик сказал Анпадисту об Антипе, и тот пожалел этого крестьянина, потому что староста его забьёт за то, что жаловался барину. Оказалось, что бурмистр замучил Антипа за то, что тот на сходке с ним повздорил, так как невтерпёж уж стала такая жизнь. Софрон тех мужиков, которые посемейнее и побогаче не трогает, а на Антипе отыгрывается: сыновей его отдал без очереди в рекруты.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе И. С. Тургенева «Бурмистр» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) рассказа «Бурмистр»: вседозволенность развращает людей, имеющих власть над другими. Человек, наделённый властью, часто становится жестоким по отношению к подчинённым.

Автор показал бесчеловечное отношение к крестьянам помещиков и управляющих из числа крепостных (бурмистров).

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Источник

«Бурмистр» — читательский дневник по рассказу И. Тургенева

Тургенев бурмистр чему учит рассказ. Тургенев бурмистр чему учит рассказ фото. картинка Тургенев бурмистр чему учит рассказ. смотреть фото Тургенев бурмистр чему учит рассказ. смотреть картинку Тургенев бурмистр чему учит рассказ.

Рассказ «Бурмистр» написан Иваном Тургеневым в 1847 году, входит в сборник рассказов «Записки охотника».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Иван Сергеевич Тургенев
Название произведения: «Бурмистр»
Жанр: рассказ (литературное направление реализм)
Год написания: 1847
Издательство: АСТ
Год издания: 2011

Главные герои и их краткая характеристика

Время и место действия

Середина 19 века, Россия

Краткое содержание и сюжет

Автор рассказывает об одном из своих соседей, помещике, который ведет свое хозяйство очень аккуратно и дельно. У этого помещика, Аркадия Павловича Пеночкина, очень хорошие земли, где водится много зверья, что для нашего автора, как охотника, очень выгодно. Пеночкин имеет среди людей очень хорошую репутацию, — он не замешан в скандалах, образован, мягко и улыбчиво разговаривает, вставляя в свою речь сплошь французские слова.

Тем не менее автор заявляет, что не любит общаться с Аркадием Павловичем, а тем более останавливаться у него дома. Каким бы ни был Пеночки гостеприимным, в его доме возникает чувство беспокойства, а жестокость хозяина к наказанию за дело своих крестьян вводит в ступор и заставляет чувствовать себя очень неудобно.

Однажды помещик предлагает автору съездить в его деревню Шипиловку, где у него служит, по словам Пеночкина, очень талантливый бурмистр. Автор с неохотой соглашается и видит, что хозяйство в деревне действительно налажено хорошо, но крестьяне и работники живут очень плохо и бедно, а помещика остерегаются и расходятся, когда увидят. Бурмистр Софрон Яковлевич хвалится тем, что скинул обнаруженный на участке деревни труп в пределы другого участка, за что Пеночкин того похвалил, и назвал подобное действие находчивостью.

Когда помещик, автор и бурмистр вышли из сарая, где осматривали новую веялку, они увидели на коленях старика и молодого парня. Одежда их была в заплатах, и выглядели они очень жалко. Старик, его звали Антип, пришел просить милости у помещика, чтобы тот защитил его от произвола, который творил Софрон. Антип рассказал, что Софрон в счет долга использует его семью как рабов, — отдал двух его сыновей в армию, а теперь хочет отправить и младшего, последнего сына. Рассказал, что и из дома вынесли все, что у них было, и последнюю скотину увели, не оставив им никаких средств к существованию.

Пеночкин на подобные жалобы только разозлился и, недовольным, покинул Шипиловку. Автор после этого события расспрашивал мужика, с которым выходил на охоту о Софроне. Ничего хорошего в ответ об этом человеке он не услышал. Мужик ответил, что у Антипа теперь будут еще большие проблемы.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Однажды рассказчик заночевал у своего соседа Аркадия Павлыча. Утром, тот уговорил его заехать в деревню Шипиловку, которая принадлежала соседу, познакомить с бурмистром Софроном. Рассказчик согласился и они поехали. Софрон был выпивши, много говорил, постоянно целовал ручку Аркадия Павлыча. На следующий день, Софрон был уже менее разговорчивым, смотреть стал жёстче. Он показал своё хозяйство, где всё было хорошо, только крестьяне были грустные. Под конец осмотра, они застали отца и сына стоящими на коленях. Они жаловались на бурмистра, который не даёт им житья. Аркадий Павлыч не стал их защищать, а наоборот, обвинил в пьянстве и лени. Через несколько часов рассказчик был уже в другой деревне, где знакомый ему поведал, что хорошо знает этого бурмистра, и что тот очень злой. Потом добавил, что теперь этим крестьянам не жить.

План пересказа

1. Аркадий Павлыч Пеночкин
2. Наедине с помещиком
3. Поездка в Рябово
4. Приём у бурмистра
5. Прогулка по деревне
6. Старик Антип

Основная мысль

Протест против крепостного права. Описание жестокого отношения к крепостным в России.

Чему учит

Отзыв и что понравилось

В рассказе «Бурмистр» Тургенев затрагивает тему крепостничества в России, проблему равнодушия помещиков к тяготам жизни крестьян и лицемерия помещиков. Крепостное право – государственная норма, которая мне кажется просто ужасной. Она делала невыносимой жизнь крепостных и давала большой простор для помещиков

Вывод и мое мнение

Помещик хотя и образованный, но не хочет сам вникать в проблемы своих мужиков и все проблемы позволяет решать нечистому на руку Софрону, а тот хоть и не показывает свою власть, но на самом деле является истинным хозяином земли.

Словарь новых и непонятных слов

Оброк — повинность крепостных, выплата помещику дани деньгами или продуктами.
Верста — единица, измеряющая расстояние. Ее длина была чуть больше 1 метра.
Камердинер — слуга богатого дворянина, следящий за одеждой, едой, выполнявший личные указания господ.
Эпикур — философ, учение которого подразумевало отсутствие страхов, боли, тревог, сводилось к высшему благу – наслаждению жизнью.
Фес или Феска — головной убор, распространенный в государствах Востока и Северной Африки.

Цитаты из текста

«Ребенок, видно еще не успевший проникнуться чувством должного самоотверженья, запищал где-то в избе…»

«Тревожное волнение видимо распространялось по селу. Даже курицы стремились ускоренной рысью в подворотню.»

«Батюшка, разорил вконец. Двух сыновей, батюшка, без очереди в некруты отдал, а теперя и третьего отнимает. Вчера, батюшка, последнюю коровушку со двора свел и хозяйку мою избил — вон его милость.»

«Что же это, однако, значит? — спросил он бурмистра вполголоса и с недовольным видом. — Пьяный человек-с, — отвечал бурмистр, в первый раз употребляя «слово-ер», — неработящий. Из недоимки не выходит вот уж пятый год-с.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *