Тургенев деревня чему учит
Анализ стихотворения «Деревня» Ивана Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев оставил после себя не только прозу, но и поэзию. Примером творчества молодого поэта может служить стихотворение «Деревня».
Стихотворение написано в 1846 году, опубликовано годом позже. Его автору 29 лет, он пишет стихи, сотрудничает с журналом «Современник» и публикует главы из «Записок охотника». По жанру — пейзажная лирика. Размер разнится, от ямба и хорея до акцентного и белого стиха. Лирический герой — сам автор. Композиция делится на 9 частей, каждая представляет собой картинку русской степной природы в разные времена года. Зарисовки мирные, идиллические, реалистические.
В первой описывается собственно деревня поздней весной. Интонация чуть ленивая, будто героя разморило на солнышке. Вековой уклад жизни завораживает городского жителя: предаться сам готов их бедному, простому быту. Во второй части «На охоте летом» — доверчивый на природе сон после азартной охоты. В третьей — безлунная ночь. Это одна из двух зарисовок, где явь перемешана с фантазией. Герою не спится, он, кажется, влюблен. В четвертой — семейственная картинка: герой будто видит давно умершего деда, возвращающегося домой с удачной охоты. Здесь также явь смешивается с фантазией. В пятой — единственная часть, которая могла быть мрачной и пугающей. Однако и здесь гроза завершается лишь очищением природы, наступлением прохлады. Шестая часть — другая ночь. Всадник пробирается через лес. Седьмая — осень подходит к концу. Герою грустно: больше ничего не держит его в деревне. Восьмая — последняя веселая охота в утренних заморозках. В девятой части благодарный герой с чувством прощается со степью, торопится в город, где ждут его и друзья, и враги. Он успел соскучиться не только по первым, но даже и по вторым. Прилив сил и вдохновения сопровождают его возвращение в город.
Лексика нейтральная, просторечная, местами устаревшая. Восклицания: как отрадно в лесу! Утро! Победа! Седлайте коня! падай обильнее, снег! Риторические вопросы: в кого ты влюблена? где ты, лазурь небес? Эпитеты: тихих, недремлющих, алой, яркой, душистый, пышные, серебристый. Сравнения: снежинки словно пчелы, ночь, как жена. Олицетворения: улыбается природа, шепчут листья, земля кротко баюкает сына. Метафора: природа — строгий и ясный художник. Множество повторов увеличивают экспрессию, динамику стихотворения.
Стихотворение «Деревня» — одна из пленительных страниц творческого наследия И. Тургенева. При жизни писатель больше ни разу не публиковал своих поэтических опытов, целиком переключившись на прозу.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Тургенев И. «Деревня» Читательский дневник, краткое содержание
Тургенев И. «Деревня» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Иван Сергеевич Тургенев
Название: «Деревня»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Любовь к Родине
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристики:
Рассказчик – рассудительный, наблюдательный
О чем произведение:
Рассказчик описывает прекрасную деревню.
Сюжет — краткое содержание:
Рассказчик восхищается красотой деревни. Автор описывает небо, овраг, жителей деревни. Вроде бы в этом нет ничего особенного, но, я думаю, в душе каждого русского человека есть частичка России, частичка деревни. Это великое чувство. «О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!».
Понравившийся эпизод:
Мне понравилось всё произведение целиком. Я сразу представила деревню во всех подробностях, очутилась около пологого оврага, возле «синеватой черты большой реки».
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Красота и душевность деревни не оставляют никого равнодушным.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит любить природу и всё, что нас окружает.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Прекрасное произведение! Удивительное описание природы!
Новые слова и выражения:
Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли
Крупинка – небольшое пятнышко как часть окраски чего-н.
Ракиты – ива, русское народное название некоторых деревянистых растений из рода Ива
Пословицы к произведению:
Всякому мила своя сторона.
Счастье Родины дороже жизни.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Методическая разработка по теме «Анализ стихотворения «Деревня» И.С.Тургенева»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Деревня.docx
Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия — родной край.
Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нем — не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь… воздух — молоко парное!
Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.
И дымком-то пахнет, и травой — и дегтем маленько — и маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжелый, но приятный дух.
Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки.
Вдоль оврага — по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком вырезной железный крутогривый конек. Неровные стекла окон отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки; за высокими порогами прохладно темнеют сени.
Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне; кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть еще немного посохнет на припеке, а там и в сарай! То-то будет спать на нем славно!
Курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек; белогубый щенок барахтается в спутанных былинках.
Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, — зубоскалят.
Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.
Другая молодка сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца… Ведро дрожит и качается на веревке, роняя длинные огнистые капли.
Передо мной стоит старуха-хозяйка в новой клетчатой паневе, в новых котах.
Крупные дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой худой шеи; седая голова повязана желтым платком с красными крапинками; низко навис он над потускневшими глазами.
Но приветливо улыбаются старческие глаза; улыбается всё морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает старушка… а и теперь еще видать: красавица была в свое время!
Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным неснятым молоком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росинками, точно бисером. На ладони левой руки старушка подносит мне большой ломоть еще теплого хлеба. «Кушай, мол, на здоровье, заезжий гость!»
Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал крыльями; ему в ответ, не спеша, промычал запертой теленок.
— Ай да овес! — слышится голос моего кучера.
О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!
И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?
Анализ рассказа Тургенева «Деревня»
Характерный для тургеневского описания эмоциональный тон, прежде всего, создаётся обильным употреблением эпитетов и глаголов: «курчавые головки», «бойкими словами», «зубоскалят», «крупные дутые бусы», «улыбается…морщинистое лицо». Лишь в редких случаях автор позволяет себе действительно полное отождествление фактов внешней природы с явлениями духовной жизни. Именно в таких местах он вводит… Читать ещё >
Анализ рассказа Тургенева «Деревня»
Иван Сергеевич Тургенев принадлежит к тем великим писателям, чьи творения сыграли громадную роль в духовном развитии русского общества, обогатили общественную и мировую культуру. «Непримиримый враг цепей и верный друг народа» — так называл Тургенева Некрасов. Вражда к крепостному праву, искреннее сочувствие нуждам народа, прогрессивные гуманные идеи вдохновляли его творчество. Салтыков-Щедрин писал: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоценимую заслугу перед русским обществом. Тургенев выступал не только писателем-гуманистом, но и писателем-патриотом, всем свои существом, близко стоявшим к самой сердцевине своего народа, к самому средоточию русской жизни. Он полагал, что «выразить сокровенную сущность своего народа — высшее для художника счастье». Тургенев обладал особенным талантом. В его рассказе «Деревня» ясно выражена тёплая, любящая личность, сочувствие к человеку, к природе, к женщине, к ребёнку, а больше всего к России, к родине.
Я считаю, что стиль данного текста — художественный. Попытаюсь это доказать.
Во-первых, текст воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли автора, использует возможности разных стилей, а также характеризуется образностью и эмоциональностью речи. Подтвердим на примере следующих предложений: «О, довольство, покой, избыток!», «О, тишь и благодать!», «…чего добиваемся мы, городские люди?».
Во-вторых, в рассказе наиболее ярко отражается литературный и общенародный язык во всем его богатстве и многообразии. Автор употребляет слова, подчёркивающие простоту русского человека, красоту его души, тем самым создаёт яркое представление о русской жизни: «пахнет дёгтем маленько — и маленько кожей…», «чай, седьмой десяток доживает старушка…», «безветрие, теплынь… воздух — молоко парное…», «кушай на здоровье, заезжий гость…».
Можно сказать, что тип речи в используемом тексте — описание с элементами повествования.
Во-первых, при прочтении создаётся общее впечатление о предмете. Примерами служат такие предложения: «последний день июня месяца», «кругом Россия — родной край». А также наблюдается наличие отдельных признаков предмета: «вороха душистого сена», «круглолицая молодка», «сосновые избы с тесовыми крышами». В финале автор восторгается красотой России: «О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О тишь и благодать!»
Во-вторых, включённые в текст элементы повествования показывают, что жизнь не стоит на месте: «курчавые детские головки торчат из каждого вороха», «русокудрые парни перекидываются бойкими словами», «молодка смеётся», «другая молодка тащит ведро», «возня ребят». С самого начала являются звуки указывающие на источник жизни русской деревни: «ровная синева», «безветрие», «реют ласточки, лошади фыркают».
По содержанию, стилю, тону «Деревня» представляет собой словно ответвление романа Тургенева «Дворянское гнездо». Произведение проникнуто светлым, мечтательным настроением. Что касается жанра данного текста, то можно утверждать, что это рассказ. Почему?
Во-первых, это небольшое по объёму произведение с малым количеством героев. В тексте таковыми являются собирательные образы русских крестьян. Это и «русокудрые парни», и «круглолицая молодка», и «старуха-хозяйка».
Во-вторых, текст характеризуется кратковременностью изображаемых событий. Приведём в пример следующие предложения: «По оврагу бежит ручей…», «белогубый щенок барахтается…», «закричал петух» [https://referat.bookap.info, 14].
Рассмотрим подробнее содержание данного рассказа. Ведущей темой произведения является тема родины, причём родины в широком значении этого слова — Тургенев не разделяет «малую» и «большую» родину, он говорит: «…кругом Россия — родной край».
Обратим внимание на заглавие текста. Почему автор выбрал именно такое название? Своё детство писатель провёл в наследственном имении Спасском-Лутовинове. В своём произведении он воссоздаёт картины деревенской жизни, показывает величие России и погружается в воспоминания о родных местах.
В рассказе поистине живописны образы крестьян: «русокудрые парни, в чистых, низко подпоясанных рубахах», «круглолицая молодка», что выглядывает из окна, и «другая», которая «сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца», «старуха-хозяйка в новой клетчатой панёве, в новых котах». Центральный образ произведения — образ России, который складывается в борьбе с диктатом случая, факта. Поэтому неслучайна концовка рассказа: «И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?».
Характерный для тургеневского описания эмоциональный тон, прежде всего, создаётся обильным употреблением эпитетов и глаголов: «курчавые головки», «бойкими словами», «зубоскалят», «крупные дутые бусы», «улыбается…морщинистое лицо». Лишь в редких случаях автор позволяет себе действительно полное отождествление фактов внешней природы с явлениями духовной жизни. Именно в таких местах он вводит смягчающее «казалось», «как будто», «словно», и тому подобное. Умеренно и осторожно Тургенев использует традиционные для романтической литературы языковые средства, особенно в описаниях природы: «на конце-крае земли и неба» — метафора горизонта, «огнистые капли» — эпитет, создающий впечатление солнечного дня, «стенки горшка покрыты росинками, точно бисером» — сравнение. тургенев деревня художественный родина При прочтении рассказа в глаза бросается наличие восклицательных предложений. Например: «Безветрие, теплынь, воздух — молоко парное!» или «…а и теперь ещё видать: красавица была в своё время», «Ай да овёс!». Также произведение характеризуется использованием неопределённо-личных предложений: «О, довольство, покой, избыток… О тишь и благодать!». Для подчёркивания особой значимости своих мыслей автор использует высокую лексику и фразеологию: «довольство, избыток», «зубоскалят», «потускневшие глаза».
В рассказе автор раскрывает идею родины. Его цель — изобразить русскую жизнь и развить у читателей чувство патриотизма, любви к России. Произведение написано в феврале 1878 года. В это время русские помогали болгарам освободиться от турецкого ига. Они мечтали о том, чтобы водрузить «крест на куполе Святой Софии в Царь-граде». Мы видим в русских людях готовность помочь, постоять за родину.
Таким образом, Тургенев ставит актуальную проблему: к чему войны, городская суета? Ведь истинное назначение человека — это не войны, не захват земель и городов, а благоустройство жизни на земле, в деревне. Человек должен косить сено, пахать землю, растить детей. Это ему предназначено свыше, самой природой.
Рассказ «Деревня» произвёл на меня неизгладимое впечатление. Я думаю, что просто любить, уважать Родину и гордиться ею — этого мало. Ведь не слова красят человека, а его дела. И жить надо так, чтобы получать удовлетворение от каждого прожитого дня. А каждый такой день может быть наполнен поступками, которыми можешь гордиться ты, твои близкие, родители и друзья. Любовь к Родине — в каждом из нас. Она в нас с рождения, она в нас от наших отцов и дедов. Эта любовь — в каждой снежинке, в каждой улыбке, в каждом повороте дороги под названием жизнь.
«Деревня», анализ стихотворения в прозе Тургенева
История создания
Стихотворение «Деревня» открывает цикл «Стихотворений в прозе» Тургенева. Оно было написано в 1878 г. В 1882 г. Тургенев предложил редактору «Вестника Европы» Стасюлевичу материалы, которые попросил напечатать только после его смерти. Первое стихотворение, которое прочитал Тургенев Стасюлевичу, было «Деревня». Редактор был очарован миниатюрами и уговорил Тургенева отобрать полсотни стихотворений, которые не носили бы «личного или интимного характера». Цикл стихотворений в прозе был назван «Senilia», то есть старческое. Тургенев сравнивал их с последними тяжкими вздохами старика.
Первые 50 стихотворений были напечатаны в «Вестнике Европы» за декабрь 1882 г.
Литературное направление и жанр
Будучи одним из основоположников классического русского реализма, Тургенев постоянно стремился всячески обогащать его жанровую систему.
Представляя стихотворения Стасюлевичу, Тургенев описал их как соответствие эскизов, этюдов с натуры у художников. Придумывая названия для цикла, Тургенев назвал его «Стихотворения без рифм и размера», потом «Стихотворения в прозе».
Стихотворение в прозе – относительно новый литературный жанр позднеромантического происхождения, у истоков которого стояли Эдгар По и Шарль Бодлер, – в позднем творчестве Тургенева получает реалистическое переосмысление. Манифестом такового переосмысления и выступает стихотворение в прозе «Деревня», которым открывается этот лирический цикл.
Тема, основная мысль и композиция
На первый взгляд, перед нами пейзажная лирика в прозе. Русская деревня, повседневная жизнь которой и является темой данного стихотворения в прозе, предстаёт перед его читателем как ностальгическая идиллия. Эта жизнь для «городских людей» непостижима, недоступна и невозвратима, а между тем, по мысли автора, она-то и есть подлинная, настоящая жизнь.
Композиция движущегося пейзажа Тургенева «кинематографична». Сначала – широкое июньское небо. Мы видим единственное облачко на этом небе, залитом ровной синевой. Затем в небе появляются стаи птиц. Рея в синем небе вместе с ласточками, взгляд повествователя постепенно снижается в глубокий, но пологий овраг, на дне которого и расположилась маленькая (пять-шесть бревенчатых изб) русская деревня. «Общий план» сменяется «средним»: мы видим разом все эти избы, лавочки, завалинки, постепенно приближаясь к порогу, за которым «прохладно темнеют сени».
Тропы и образы
Образы неба, земли, деревни, её обитателей важны не сами по себе, а только для выражения внутреннего мира лирического героя, наслаждающегося гармонией русской деревни.
При описании деревни образ создаётся с помощью слов с уменьшительно-ласкательным значением: опрятные амбарчики, клетушки, крылечка, крутогривый конёк, нарядные лавочки, кошки, свернувшиеся клубочком. В этом описании – разнообразие форм, материалов и цветов, запахов (сена), фактур (курчавее головки, хохлатые курицы), движений (качающееся мокрое ведро, роняющее длинные огнистые капли).
В образе старухи яркость её наряда противопоставлена тусклым глазам, смуглой худой шее, загорелым пальцам, морщинистому лицу.
Включается осязание, лирический герой ощущает прохладу молока и теплоту хлеба. Три резких звука выводят героя из созерцательного состояния и побуждают философствовать: крик петуха, мычание телёнка и голос кучера.