Творческий подход это что
Творческий подход
Творческий подход (или креативнсть) — качество, характеризующее человека, способного находить и реализовывать принципиально новые, нестандартные решения, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления.
Творческий подход подразумевает отказ от стереотипов, гибкость и оригинальность, способность интуитивно почувствовать правильное направление мысли и создавать новое из того, что уже есть, решать проблемы новым неординарным способом, умение генерировать большое количество идей.
Тот, кто применяет творческий подход, интуитивно чувствует, что нужно для создания новой идеи, решения трудной задачи: добавить одну деталь или перевернуть все вверх ногами, придумать принципиально новое или разобрать и сложить по-другому нечто уже привычное, действовать вопреки сложившимся стереотипам или просто найти способ взглянуть на статические системы динамически.
Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность).
К. Г. Юнг писал: «Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит».
Представители гуманистического направления философии и психологии подчёркивают, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром: «. то, что проявляется как творчество — это всегда процесс. в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира. «
Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.
Творческое мышление подталкивает находить самые необычные пути развития, позволяет реализовать творческий замысел, помогает найти пути для самореализации. Это не просто творчество, а способность к новому необычному видению проблемы или ситуации, поэтому, применяя творческий подход, человек переходит на качественно другой уровень.
И еще важная составляющая творческого подхода – умение не эксплуатировать
свою силу воли и чувство долга, а находить во всем удовольствие и интерес.
Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.
Пол Торренс
***
Нет никакой разницы между ситуациями, когда у вас родилась хорошая идея, но так и осталась нереализованной, и когда идея вообще не появилась.
Джек Фостер
Компетенция: Творческий подход
Творческий подход: Способность, придумывать оригинальные, новаторские идеи и решения, следовать нестандартной точке зрения.
Примеры поведения
Общий
Оперативный
Тактический
Стратегический
Потенциал развития
Компетенцию ‘Креативность’ можно легко развить, если балл кандидата за движущую силу ‘Независимое мышление и деятельность’ выше среднего (7,8,9) и ниже среднего (1,2,3) для движущих сил ‘Конформизм’, ‘Порядок и Структура’.
Вопросы для собеседования
Какие творческие идеи приходили Вам на ум в последнее время? Были ли эти идеи продуктивными и достижимыми? Почему?
Какими последними творческими достижениями Вы больше всего гордитесь? Почему Вы гордитесь этим конкретным достижением?
Считаете ли вы себя творческой личностью? В чём проявляется ваш творческий подход? Могли бы вы привести несколько недавних примеров?
Как Вы убеждаетесь, что выделяетесь среди других людей? Могли бы Вы привести несколько недавних примеров?
Вы когда-нибудь придумывали уникальное решение для проблемы клиента, до которого больше никто не додумался? Не могли бы Вы привести пример?
Действия по развитию
Если Вы ищете нового решения проблемы, помните о том. что существует много способов решить проблему. Не начинайте автоматически применять первое решение, которое придет Вам в голову.
Отважьтесь мыслить нестандартно.
Поручите себе предлагать менее очевидные идеи.
Анализируйте креативные идеи других людей.
Попытайтесь поставить себя на место другого человека: как бы человек с другой квалификацией решил данную проблему?
Рекомендации по коучингу
Предоставьте Вашему кандидату безопасные условия, в которых он сможет смело совершать ошибки. Попросите его экспериментировать, играть с новыми идеями, концепциями и сохранять этот творческий процесс.
Рассмотрите определенный вопрос или проблему с кандидатом на мозговом штурме. Мотивируйте его придумывать спонтанные идеи.
Рассмотрите определенные проблемы с кандидатом во время мозгового штурма и попытайтесь придумать, по крайней мере, пять различных решений.
Свяжите Вашего кандидата с коллегой, который очень сильно ориентирован на инновации, пусть они обсудят идеи друг друга. Обсудите его опыт позже.
Поручите кандидату попросить других об обратной связи 360° по поводу его творческого подхода. Каковы его сильные стороны, а что можно было бы улучшить? Обсудите результаты с кандидатом.
Лайфхаки для развития креативности
Что такое креативность, зачем она нужна и как её развивать
В наше время важны не только образованность и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. Этот навык помогает достичь высоких результатов в учёбе и положительно влияет на построение карьеры.
Что такое креативность
Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.
Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.
Критерии креативности по Торренсу
Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.
Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.
Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.
Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.
Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.
Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.
Как развивать креативность
Полюбите процесс решения проблемы
Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.
Ищите оригинальные идеи
Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.
Расширяйте кругозор
Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.
Творчески подходите к повседневным делам
Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов. Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.
Учитесь видеть необычное в обычном
Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ..
Методики развития творческого мышления
Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.
Методика 1. Синектический штурм
Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.
Методика 2. Шесть шляп
Предназначена для работы в группе, но применять её может и один человек. Для этого ему придётся последовательно примерить разные «шляпы». Методика позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.
Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.
Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.
Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.
Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.
Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.
Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.
Методика 3. Выход за рамки
Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений.
Методика 4. Случайное слово
Можно применять как в группе, так и индивидуально.
Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.
Что нужно запомнить
Упражнения для развития креативности помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка. Каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативность мышления станет для вас привычной и естественной.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Творчество (Творческий подход)
Жизнь — самое доступное творчество.
Творчество — это болезнь души, подобно тому, как жемчужина есть болезнь моллюска.
Творчеству полезны тупики:
боли и бессилия ожог
разуму и страху вопреки
душу вынуждает на прыжок
Нет у поэта финиша. Творчество — это старт.
Творчество (Творческий подход) как качество личности – способность создавать качественно новые материальные и духовные ценности, представляющие ценность для людей.
Из желания вознаградить успех маленького сына в занятиях музыкой, мать привела его на концерт Великого Музыканта. Она усадила ребёнка в зале и, увидев знакомую, подошла к ней поздороваться. Мальчик, который первый раз был на концерте, тем временем встал и решил исследовать местность. Увидев дверь с надписью «Вход воспрещён», он, конечно же, тут же вошёл в дверь. Тем временем в зале погас свет перед началом концерта. Мать поспешила на своё место, но не обнаружила там своего сына. Внезапно занавес поднялся, и лучи прожектора осветили сцену. Вот тут мать охватил ужас, потому что она увидела на сцене своего маленького сына, который сидел за роялем и невинно играл нехитрую, недавно разученную мелодию. И в этот же самый момент, стремительной и лёгкой походкой на сцену вышел Великий Музыкант. Публика ахнула. Но Великий Мастер подошёл к мальчику и сказал: — Не останавливайся. Продолжай играть. Наклонившись, Музыкант стал исполнять левой рукой басовую партию. Затем, его правая рука опустилась на клавиатуру с другой стороны от ребёнка, и он добавил живое, бегущее obbligato (обязательная партия). Аудитория была совершенно очарована. Вместе Великий Пианист и Мальчик превратили нелепую, забавную ситуацию в удивительную, уникальную, и подарили аудитории абсолютно неповторимый момент. Какой бы ни была ситуация, Господь шепчет: — Не останавливайся, продолжай играть. И вместе мы соберём мелкие осколки в Творчество, Моё Творчество.
Творческий подход – означает способность из имеющегося знания и опыта создать новую реальность, представляющую определенную ценность для людей. При этом продукт творческого труда не обязательно должен создавать «новую стоимость» знания. К примеру, монах Грегор Мендель открыл законы генетики, под полное равнодушие и невнимание современников. Прошло 35 лет, и эти законы открыли независимо друг от друга другие ученые. Возникает вопрос можно ли сказать, что последователи Г. Менделя немецкий ботаник Карл Эрих Корренс, австрийский генетик Эрих Чермак-Зейзенегг, голландский ботаник Хуго де Фриз занимались рутинной, нетворческой деятельностью? Конечно, нет. Они трудились творчески, а то обстоятельство, что их открытия были открытиями только для них самих, не умаляет их творческих заслуг.
В социальном устройстве общества существуют четыре категории людей: одни из них склонны изучать и давать знания; другие склонны управлять, давать людям прибежище, защиту; третьи склонны торговать и давать людям благополучие в жизни, т.е. давать им финансовую защиту; четвертые склонны заниматься творческим трудом и давать людям результат своего творчества.
Способность к творчеству можно разглядеть уже в ребенке. Если мальчуган что-то мастерит, что-то конструирует, немножко отстранен и отречен, любит всё всем объяснять, демонстрирует тягу к изучению и пониманию, значит, скорее всего, ребенок склонен к творческой деятельности.
Какие качества личности необходимы творческой личности чтобы реализовать своё предназначение? Первое – это бескорыстие. Второе – уважение к себе. Когда трудовая деятельность зациклена на деньгах, она не может быть творческой. Творчество выше денег. О.Г. Торсунов пишет: «Если человек хочет быть творческим человеком и уважаемым всеми, он должен поставить свой творческий труд выше денег… В чем заключается уважение к себе, как к личности? Это уважение заключается в том, что если человек достиг творческого потенциала, он действительно развился как личность. Пока он развивается он не должен думать о деньгах и вообще обо всем остальном, но когда человек развился как личность, что он должен для себя сделать? Он должен найти себе такого руководителя, который его достоин. Все остальное вопрос просто времени. Понимаете, если человек развился как бизнесмен, что он должен в своей жизни сделать? Он должен найти себе такого покровителя в жизни, который его достоин. Если человек развился как ученый, что он должен сделать? Он должен в своей жизни найти поддержку среди окружающих людей. Его дело должно быть востребовано кем-то, хотя бы. Он когда найдет таких людей, он станет успешным в своей жизни. Возможность найти кого-то является проявлением чувства собственного достоинства и определяет статус человека в обществе».
Творчество – сестра созидания. Оно готово к созидательной деятельности. Творческая личность верит в то, что обладает творческими способностями, уверена, что она талантлива и одаренна. Творческая личность самодостаточна, независима и предрасположена к риску. Поэт Аль Кватион писал: «Творцы — не священники, чтобы петь мораль, они всегда — испытатели, пробующие на прочность привычные рамки мира и общественного устоя. Люди в вечном поиске вдохновения, нового взгляда, нераскрытого таинства красоты».
Творческая личность обладает гибким, маневренным умом, развитым воображением, мощным внутренним импульсом, интуицией, умением мыслить ассоциативно и полным отсутствием шаблонности мышления. Ей присущ острый ум, наблюдательность и самодисциплина.
Вместе с тем, в дни вынужденного безделья, то есть отрыва от творчества, люди с творческим началом замыкаются, впадают в депрессию, проявляют подавленность, резкость и упрямство. «Творческий тупик, — писал Янн Мартелл, — покажется смехотворной мелочью лишь тем вялым душам, кто никогда не пытался что-нибудь создать. Это не просто бесплодная попытка, забракованная работа, но ты весь, когда в тебе умирает маленький бог, некая твоя часть, казавшаяся бессмертной».
Поэт Евгений Евтушенко в стихотворении «О творчестве» пишет:
Я не сдаюсь, но всё-таки сдаю,
Я в руки брать перо перестаю,
И на мои усталые уста
пугающе нисходит немота.
Вот также люди если плохо им
Не могут рассказать всего другим.
Наедине с собой они молчат
Или вот так же тягостно мычат.
Не боясь перемен, творческая личность легко усваивает новое знание, пропускает его через разум и делает частью своего жизненного опыта. Творчество дружит с воодушевлением, энтузиазмом и вдохновением. Творчество без вдохновения – всё равно, что заблокированная кредитная карточка.
О фаворите творчества, великом поэте Индии Рабиндранате Тагоре ходят легенды. Он написал шесть тысяч прекрасных песен. Когда на него нисходило вдохновение, он запирался в своей комнате и творил. Он не ел, не пил и не выходил из комнаты по три-четыре дня. Все, кто видел его выходившим из своей комнаты после такого поста, после пребывания в состоянии творчества, отмечали, что он изменился. Он выглядел приобщённым к какому-то другому миру: изяществом, грациозностью манер, просветленностью взгляда! Но лишь несколько часов исходил от него аромат. Затем месяцами это состояние могло не приходить.
Творческий подход. Роль креативности в психотерапии
Творческий подход важен в любом деле. Именно благодаря творчеству создаются новые и эффективные методы работы. Это касается и психотерапии, достаточно сложной деятельности, в которой креативность занимает одно из ключевых мест, наряду с профессионализмом. Все больше и больше людей убеждаются, что психотерапевт – очень нужная и важная профессия. Но далеко не все имеют какое-либо представление о сути его работы. Ведь кто такой психотерапевт? Загадочный бородатый мужчина с сигарой, или женщина с глубоким взглядом, которая как будто читает вас изнутри? Все это – стереотипные представления. На самом деле, психотерапевт – такой же человек, как и все другие. У него тоже есть свои слабости и то, чего он не знает. Он может решить далеко не все проблемы и, как и все вокруг, имеет право на ошибку. Единственное, что отличает психотерапевта от его клиента в их совместной работе – понимание того, что обыкновенные человеческие недостатки не нужно осуждать, а ошибаться – это нормально. Именно за этим безграничным принятием, пониманием и знанием человеческой натуры люди и идут к специалистам психотерапевтического профиля. Не нужно даже предполагать, что психотерапевт точно знает, как решить все ваши проблемы. Но он знает, как помочь вам найти ответы на свои вопросы, как размотать хаотичный клубок мыслей в вашей голове и провести вас по пути к желаемых изменений.
Развитие творческого подхода
Каждый случай глубоко уникален, поэтому в психотерапии важно развитие творческого подхода, чтобы подобрать индивидуальный метод работы с каждым. Именно креативность и творчество имеют большое значение в работе психотерапевта. Но часто бывает так, что специалист очень зажат, он боится или не умеет проявить свое творчество, что неизменно сказывается на качестве его работы. Сегодня мы поговорим о том, что же блокирует творчество психотерапевта.
Глобально, есть две основные причины, которые превращают психотерапевта из адаптивного и креативного в застревающего и однообразного. Во-первых, это слишком сильная концентрация на теории и формальной стороне психотерапии. Специалист пытается сделать все так, как написано в учебнике. Безусловно, психотерапия в основе своей базируется на твердой теоретической основе. У каждого специалиста в первую очередь должна быть хорошая теоретическая подготовка, на которой основываются методы определенной школы, в рамках которой он работает. Не так важно, что это: гештальт-терапия, какое-либо гуманистическое направление или когнитивно-поведенческая терапия, но теоретическая база, основы должны быть. Проблемы начинаются тогда, когда специалист боится хоть немного выйти за рамки и подстроить теорию под конкретного человека. Вместо этого он подстраивает человека под теорию. При всем уважении к науке, мы работаем с людьми, а не с машинами. Поэтому нужно быть немного более адаптивными и податливыми, там, где это возможно.
Вторая причина низкой креативности некоторых психотерапевтов в том, что они чересчур ориентированы на научную деятельность и исследовательскую работу, а не на практическую составляющую психотерапевтической помощи. Представление о настоящих научных авторитетах, которое может быть очень далеко от объективной реальности, часто мешает начинающим психотерапевтам: они считают себя серьезными учеными, которые ориентированы на исследования, поэтому им не к лицу проявлять креативность. По их мнению, наука и творчество не совместимы, ведь настоящий ученый должен быть дисциплинированным, твердым и рациональным. Но это заблуждение. Достаточно вспомнить, что большинство именитых ученых были еще теми чудаками. Эйнштейн не расчесывался и не носил носки; Тьюринг ездил на велосипеде в противогазе; Фуллер носил три пары часов, настроенных на разные временные зоны, и спал по два часа в день. Все эти люди внесли неоценимый вклад в разные области науки. Важно понимать, что успешная научная деятельность связана в первую очередь с креативностью и творческим подходом. К примеру, Майкл Фарадей, который был признан лучшим экспериментатором в истории науки, имел очень скромное образование и слабо владел математикой. Все свои открытия он совершил благодаря необычному подходу к организации экспериментов.
У второй причины низкой креативности есть и другая грань. Если для психотерапевта креативность не кажется чем-то недопустимым, он может воспринимать ее как уникальный дар, доступный лишь избранным. Но это совсем не так. Все мы от природы имеем большой творческий потенциал. Но особенности воспитания и мировоззрения, заложенного в нас, могут создавать некоторые блоки креативности, которые мешают нам ее проявлять. Давайте же рассмотрим, что это за блоки.
Творческий подход к деятельности
Творческий подход к деятельности очень ценится в современном мире. Но самое главное, что сдерживает творческий подход – страх неудачи. И это касается всех сфер жизни, а не только психотерапии. Намного удобнее и безопаснее оставаться в насиженной зоне комфорта, чтобы избежать возможного стыда от неудачи. Психотерапевт, который выбирает свою безопасность, выполняет, скорее, поддерживающую функцию по отношению к пациенту, а не ведет к каким-либо качественным изменениям.
После определенного возраста люди надевают маску взрослого человека, которому чужды игры и несерьезность. Они боятся показаться глупыми и инфантильными. На самом деле, они страдают от собственного решения заблокировать внутреннего ребенка, ведь из-за этого нужно постоянно следить за своим поведением и пресекать любые порывы повеселиться. Такие психотерапевты выглядят суровыми и не допускают юмора в своей работе. Для них есть только один правильный подход в лечении, которого они неукоснительно придерживаются.
Еще одна причина блокировки творческих порывов – сверхуверенность. Чтобы не ударить в грязь лицом, психотерапевт предпочитает держаться за одну свою любимую школу психотерапии и ограниченный набор техник, в которых он действительно ориентируется. Для него это намного важнее, чем комфорт и потребности клиентов и пациентов. Внедрение чужого опыта и новых техник в свою размеренную работу, и тем более адаптация существующих техник под конкретного человека, кажутся для него ночным кошмаром.
Почему мы иногда бросаем начатое дело или не осмеливаемся как-то изменить свою жизнь? Из-за страха фрустрации. Мы боимся столкновения с неудачей, возможных трудностей и дискомфорта, который неизбежно возникает на любом пути. Психотерапевты с блокированной креативностью обычно избегают всех тем, в которых они не чувствуют себя первоклассными специалистами. Если при работе с сексуальностью специалист ощущает дискомфорт, он обязательно будет направлять процесс в иную сторону, склоняя клиента к тем сферам, где он чувствует себя увереннее. При этом психотерапевт никогда не признается, что избегает фрустрации именно в сфере сексуальности (либо какой-то другой сферы, от которой он уклоняется в работе).
Творческий подход к работе
Традиции – это хорошо. Но не следует забывать и о творческом подходе к работе. Ведь излишний традиционализм может мешать как в работе, так и в жизни. Проблемой психотерапевта может стать слишком сильная приверженность традициям и классическому методу. В такой творческой профессии, как психотерапевт, работы и опыт классических авторов могут стать хорошим подспорьем, но никак не инструкцией к ежедневному применению. Нужно быть естественным, самим собой, что бы и вам было комфортно наедине с собой, и клиенту с вами.
Большинство психотерапевтов переживают за результат своей работы. Они хотят увидеть четкую измеримую цель, к которой они вместе с клиентом идут. Поэтому чаще всего ориентируются на практическую сторону работы, конкретную ситуацию, при этом совершенно игнорируя более тонкие составляющие терапевтического процесса, такие, как мечты и фантазии клиента. Не нужно пренебрегать ими, ведь они являются неотъемлемой частью человека и могут стать ценным ресурсом в работе.
Неизвестное всегда пугает. Поэтому все мы стремимся к наиболее простым и понятным ситуациям, в которых можно просчитать успех и учесть риски. Мы чувствуем себя уверенно, когда решаем проблемы уже не раз использованным методом, который имеет вполне предсказуемый результат. Так и терапевты предпочитают применять те техники, с которыми они уже хорошо знакомы и которые не вызывают лишних вопросов. Но если специалист не боится экспериментировать в своей работе, у него есть шанс попасть на совершенно новую территорию, оказать намного более эффективную и важную помощь своему клиенту. Но, в то же время, есть риск столкнуться с тем, в чем он неуверенно себя чувствует, чего боится. Эта перспектива пугает. Вместо того, чтобы использовать эффективную технику, о которой читал или узнал от коллег, психотерапевт остается в рамках своего опыта, который его сковывает. Впрочем, все мы так делаем.
Принцип творческого подхода
Принцип творческого подхода в том, чтобы обладать максимально широкими познаниями в своей профессиональной сфере и не боятся создавать что-то новое на основе уже изученного. К примеру, далеко не все психотерапевты знают, что делать с эмоциями клиента. Когда человек в кабинете начинает плакать или кричать, такой специалист становится словно парализованным, ведь он не обучался методам работы с чувствами, их усилением, углублением или наоборот – сглаживанием. Но почему? Ведь эти знания общедоступны и ими можно без труда овладеть, тем более, человеку с соответствующим образованием. А не сделал он этого потому, что ему не комфортно работать с переживаниями другого человека, психотерапевт может чувствовать себя не на своей территории, когда рядом кто-то проявляет сильные эмоции. И отсутствие навыков работы с такими ситуациями – довольно большое упущение, что понижает уровень специалиста.
Еще один распространенный блок творческого подхода в психотерапии – спешка. Когда психотерапевт хочет как можно скорее увидеть результат своей работы, максимально приблизиться к разрешению ситуации, если у него есть желание скакать галопом к изменениям, даже не поинтересовавшись перед тем желанием клиента. Следует понимать, что работа психотерапевта во многом состоит в том, чтобы лишь посадить семечко будущих изменений и поливать его на сеансах. Оно обязательно проклюнется, нужно лишь набраться терпения и спокойно дать ему вызреть.
Почему-то некоторые психотерапевты забывают о том, что работают с человеком, а не с машиной. В связи с этим они ограничиваются рациональной и вербальной стороной своей работы. Используют лишь часть своих сенсорных возможностей для налаживания контакта с клиентом. Для таких специалистов почти невозможно заметить, что сегодня человек сидит чуть более сутуло, чем в прошлый раз, или что у него прерывистое дыхание. Лишь формальные вопросы и проверенные техники – вот и все, что составляет суть работы таких психотерапевтов. Ни о каком творчестве здесь и речи быть не может.
Вот мы и рассмотрели основные причины блокировки творческих способностей психотерапевтов. Во всех них есть одна общая хорошая черта – их можно исправить. Нужно лишь приложить усилия, главное, чтобы было желание.