Творческое приспособление тоже самое что и волевое поведение по мнению
Творческое приспособление тоже самое что и волевое поведение по мнению
Сначала напишу так как я говорила на группе
Живя, как бы безответственно за свою жизнь.
Творческое приспособление (концепция приспособления в гештальт-терапии)
Ключевой концепцией гештальт-терапии является концепция организмической саморегуляции.
Основная тенденция любого организма — поддержание равновесия (гомеостаза). Каждое мгновение организм находится во взаимодействии со средой и на него действует масса факторов, нарушающих это равновесие (внешних — требования среды) и внутренних (дефициты и потребности).
Здоровье организма зависит от способности индивидуума осознавать свои доминирующие потребности и удовлетворять их, поддерживая тем самым гомеостатическое равновесие. При этом происходит постоянное соотнесение потребностей организма с возможностями окружающей среды.
Удовлетворение потребности уменьшает напряжение, восстанавливает равновесие и завершает ситуацию. Нахождение способа, которым может быть удовлетворена актуальная потребность в данных условиях среды и составляет суть процесса творческого приспособления. Этот процесс является непрерывным, поскольку равновесие постоянно нарушается.
Творческое приспособление включает как осознавание наших потребностей (и возможностей окружения), так и способность отдавать им приоритет в соответствии с определенной иерархией ценностей. Эта способность индивидуума важна потому, что некоторые потребности приходят в осознавание одновременно и личность должна выбрать доминирующую, на данный момент, жизненную потребность.
Идея творческого приспособления была выдвинута Полом Гудменом[6] для обозначения различий между активным и продуктивным взаимодействием человека с миром и пассивной адаптацией к имеющимся условиям среды.
В этом смысле творческое приспособление — это такой вариант контакта с миром, при котором могут быть удовлетворены собственные потребности и сохранены гармоничные отношения с миром и самим собой.
Человек может приспособить свое поведение к окружению или воздействовать на окружение для того, чтобы приспособить его к своему поведению. Невозможность удовлетворения актуальных нужд лежит в основе формирования психосоматических симптомов и психической патологии.
Термин творческое приспособление включает в себя связку полярностей, одна из которых не может существовать без, другой.
Творческое — означает, что в любой новой ситуации, индивидуум находит иной способ удовлетворения своих потребностей, в том числе и приспосабливая под себя среду. В то же время он учитывает и новые условия, которые нередко носят характер ограничений (непосредственно приспособление к ограничениям).
Способность к творчеству часто связана с проявлениями конструктивной агрессин, а также способностью выносить напряжение ситуации неопределенности.
Процесс поиска нового решения (наилучшего из возможных решений) в ситуации неопределенности при отсутствии заданного выбора и будет, при этом, творческим приспособлением. Такой способ саморегуляции в гештальт-терапии рассматривается как здоровый.
Например, пациент сталкивается с огромным количеством ограничений. Масса старых способов удовлетворения своих потребностей (социальных, психологических и даже физиологических) прекращают свое существование. Остаточные возможности (физические и психические) перестают соответствовать привычным (ранее) условиям среды.
Новыми способами поддерживать при этом здоровое равновесие, становятся собственные изменения (принятие травмы и имеющихся ограничений, личностный рост, развитие и обучение новым навыкам, профессии), а также активное воздействие на среду для того, чтобы приспособить ее к своим ограничениям.
Творческое приспособление тоже самое что и волевое поведение по мнению
Основатель Гештальт Клуба. Помогаю с кризисами, отношениями, бизнесом. Скайп: a.shiko
гештальт терапевт, юнгианский аналитик, консультация по скайпу
Мероприятия
Здоровье организма зависит от способности индивидуума осознавать свои доминирующие потребности и удовлетворять их, поддерживая тем самым гомеостатическое равновесие. При этом происходит постоянное соотнесение потребностей организма с возможностями окружающей среды.
Удовлетворение потребности уменьшает напряжение, восстанавливает равновесие и завершает ситуацию. Нахождение способа, которым может быть удовлетворена актуальная потребность в данных условиях среды и составляет суть процесса
включает как осознавание наших потребностей (и возможностей окружения), так и способность отдавать им приоритет в соответствии с определенной иерархией ценностей. Эта способность индивидуума важна потому, что некоторые потребности приходят в осознавание одновременно и личность должна выбрать доминирующую, на данный момент, жизненную потребность.
была выдвинута Полом Гудменом для обозначения различий между активным и продуктивным взаимодействием человека с миром и пассивной адаптацией к имеющимся условиям среды.
— это такой вариант контакта с миром, при котором могут быть удовлетворены собственные потребности и сохранены гармоничные отношения с миром и самим собой. В социальном плане — это процесс поиска равновесия между собственными потребностями и потребностями других людей.
Человек может приспособить свое поведение к окружению или воздействовать на окружение для того, чтобы приспособить его к своему поведению. Невозможность удовлетворения актуальных нужд лежит в основе формирования психосоматических симптомов и психической патологии.
Творческое приспособление
Статья о творческом приспособлении в период пандемии
Творческое приспособление
Как известно из теории гештальт-терапии существуют две реакции на изменения – это творческое приспособление и пассивная адаптация. Пассивная адаптация основана на бессознательном повторении старых паттернов поведения и реагирования на внешний стимул, основанные на прошлом, чаще всего детском опыте.
Творческое приспособление – это нахождение нового способа взаимодействия с миром,творческое приспособление в определенном смысле более затратное и требует столкновения со своей тревогой, выдерживания ее.
Я убежден, что в сегодняшнем вызове пассивная адаптация неприменима, поскольку ситуация новая, с которой никто не сталкивался, прошлый опыт во многом бесполезен.
Карантин, самоизоляция, переход большой части работы в онлайн требуют творческого приспособления, чтобы остаться на плаву, а возможно даже и выжить.
Что считаю важным выделить:
1) Перестать справляться. Воспринимать ситуацию не как войну, а как новизну. Прежде чем мобилизовать себя, свой организм важно понять, что происходит вокруг и внутри меня
2) Замедлится. Не спешить принимать быстрых решений.
3) Позаботится о себе. Наладить режим сна и отдыха. Физическая нагрузка, желательно такая, которая именно вам по душе
4) Сохранение или даже расширение системы человеческой поддержки. Общение с друзьями, коллегами, родственниками. Важно, чтобы общение было нетоксичным, то есть не поддержание и усиление взаимной тревоги, а поддержание надежды, акцент на позитиве, адекватная основанная на фактах оценка ситуации. Честный обмен эмоциями. Внимательность друг к другу и к объективным трудностям каждого, сопереживание и присутствие. Благо современные возможности сети помогают в этом
5) Поиск новых опор. Это могут быть любые практики онлайн: Медитация, фитнес онлайн, группы поддержки.
Творческая адаптация, или уход от детских моделей решения проблем
В кабинет психотерапевта развязной походкой входит клиент, хлопает его по плечу, плюхается на стул и кладет ноги на стол. Ошеломленный специалист на автопилоте произносит: «На что жалуетесь?» И слышит в ответ: «Меня почему-то никто не любит. Как ты это объяснишь, противный очкастый старикашка?»
Для психологов это не анекдот, а печальная реальность. Что же произошло на самом деле? Человек пришел за помощью. Но его обращение больше похоже на банальное хамство, чем на уважительную просьбу. Поведение посетителя противоречиво: человеку вроде бы нужна психологическая поддержка, но он делает все, чтобы то ли обесценить, то ли вовсе ее не получить. Почему он так себя ведет?
Большинство наших психологических проблем родом из детства. Каждый маленький ребенок является прекрасным наблюдателем и экспериментатором, но крайне плохим аналитиком. Чтобы правильно понимать происходящее, необходима обширная «база данных», приобретаемая благодаря образованию и жизненному опыту. Если такой базы нет, все окружающее интерпретируется с позиции инопланетянина. Представьте себе, что на Землю прилетели какие-нибудь марсиане и обнаружили, что люди употребляют в пищу коровье молоко.
Маленькие дети тоже немного марсиане. Они могут наблюдать, как мама и пана сначала ругаются, а потом мирятся. Ребенок не понимает. из-за чего возникла ссора, но он запоминает последовательность: если хочешь, чтобы тебя целовали и обнимали, сначала надо покричать и позлиться. Дети сталкиваются с собственными сильными эмоциями или желаниями, но не понимают, откуда они взялись и что с ними делать. Ребенок прекрасно чувствует разницу между интересом и скукой. Он замечает, что ему хорошо и радостно, когда мама или папа с ним играют.
Психологи уже давно обратили внимание на «марсианскую логику», свойственную детям в дошкольном возрасте. Основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер назвал совокупность всех сформулированных ребенком «марсианских» выводов «жизненной концепцией» (или «жизненным планом»). Отец транзактного анализа Эрик Берн называл это «детскими решениями»; а в гештальттерапии используется термин «творческое приспособление».
Детское решение проблемы является оригинальным и творческим. Только от такого «креатива» у родителей иногда волосы становятся дыбом. Альфред Адлер описал классический случай мальчика, который после рождения младшего братика старался всеми силами привлечь к себе утраченное внимание со стороны родителей. Например, он мог залезть на стол в уличной обуви. Или начинал громко кричать, когда родители музицировали («они слишком шумят»). Или делал кое-что похуже: просил дать ему покачать малыша, а потом «нечаянно» ронял его. Добавим, что почти любое «странное» или отклоняющееся поведение ребенка является результатом подобной творческой адаптации или приспособления.
Вывод: если мы продолжим цепляться за ранее успешные схемы действий, это неизбежно приведет к возникновению психологических проблем.
Беда в том, что детские модели поведения становятся автоматическими и «включаются» без участия нашего сознания.
В свое время американский психотерапевт, поэт, романист и философ Пол Гудмен ввел понятие «творческое приспособление» для обозначения различий между активным и продуктивным взаимодействием человека с миром и пассивной адаптацией к имеющимся условиям среды. Это способность находить наилучший способ удовлетворения потребности в каждой конкретной ситуации. Творческое приспособление является целью гештальт-психотерапии. «Творчество будет связано с понятием нового: это открытие нового решения, наилучшего решения из всех возможных, создание новой конфигурации, новой взаимосвязанной целостности, исходя из наличных элементов» (Ж. М. Робин). Творческое приспособление связано с осознанностью и ответственностью. Для здорового функционирования человеку необходимо ясно сознавать свои потребности, возможности, условия среды и на основе этого делать выбор.
Вернемся к нашему посетителю. Он задал вопрос «Почему меня никто не любит», но при этом сделал все, чтобы вызвать эту самую нелюбовь: вторгся в личное пространство психотерапевта (похлопал его по плечу), нарушил элементарные нормы этикета (закинул ноги на стол), оскорбил специалиста (назвал его «противным старикашкой»). Вам это ничего не напоминает? Очень похоже на мальчика, случай которого описал Адлер. Ему просто не хватает внимания (любви), и он старается заполучить его любой ценой. А люди стараются поменьше общаться с таким грубияном, это в свою очередь подталкивает его еще больше усердствовать в поисках внимания. Получается замкнутый круг, в котором и до невроза недалеко.
Можно ли что-то сделать с нашими «детскими решениями», которые обернулись вредными бессознательными программами? Можно!
Разработка новой программы
Затем начинается самое интересное. Каждая эмоция обладает своим энергетическим потенциалом и является мотивом, который подталкивает нас к какому-то действию или блокирует его. При этом чувства не лгут: если мы их качественно осознали, они точно сообщают нам, чего мы хотим на самом деле.
Какие эмоции прячутся за телодвижениями нашего милого клиента? «Развязной походкой», «плюхнулся на стул»: не слишком ли «разболтанными» являются его движения? Будет ли себя так вести по-настоящему сильный, спокойный и уверенный в себе человек? Вряд ли. Скорее всего, за такой пластикой прячется неуверенность в себе, страх быть отвергнутым, злость на себя и на тех, кто снова не сможет ему помочь. Все эти эмоции выражают потребность во взаимном доверии, принятии, эмоциональной близости и поддержке.
Алгоритм творческой адаптации
1. Осознать свой опыт («Что происходит? Что я делаю? Что ощущает мое тело?»).
2. Принять свои эмоции («Что я чувствую?»).
З. Понять свои эмоции («Почему/зачем я чувствую именно это?»).
4. Понять свои желания («Чего я хочу на самом деле? Какая потребность не удовлетворена?»).
5. Переоценить свое поведение («Помогают ли мои действия добиться желаемого?»).
6. Моделировать новое поведение («Как я могу действовать иначе?»).
7. Сформулировать критерии эффективного поведения («Как я пойму, что действую иначе?»).
8. Попробовать на практике! При этом осознавать (п. 1), чувствовать (п. 2) и оценивать (п. 3), насколько новый способ поведения помогает удовлетворить актуальную потребность.
На протяжении всей жизни человек приобретает опыт. Мы проживаем его через тело, через эмоции. Мы стараемся осмыслить новое, применяя ранее полученные знания. Открытия могут быть неприятными, вызывать у нас чувства растерянности или уныния.
И тогда приходится или менять свои представления об окружающем мире, или приспосабливаться к тому, что происходит вокруг нас. Последнее и есть творческая адаптация. По сути, это механизмы психологической защиты от вторжения негативного опыта. Маленькие дети не могут приспосабливать к себе среду. Наоборот, они приспосабливают себя к миру. По мере взросления мы получаем больше свободы, больше возможностей влиять на окружение.
© Сергей Калинин, психолог, бизнес-консультант
© Ольга Паклина, психолог
творческое приспособление
Смотреть что такое «творческое приспособление» в других словарях:
творческое\ приспособление — Активное продуктивное взаимодействие (в противоположность пассивной адаптации), которое осуществляется на границе контакт между здоровым человеком и окружающей его средой … Словарь по гештальт-терапии
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — англ. adaption, creative; нем. Anwendung, schopferische. Воздействие индивида или группы на окружающую среду с целью ее изменения в соответствии с собственными целями или возможностями. см. АДАПТАЦИЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — англ. adaption, creative; нем. Anwendung, schopferische. Воздействие индивида или группы на окружающую среду с целью ее изменения в соответствии с собственными целями или возможностями. См. АДАПТАЦИЯ … Толковый словарь по социологии
РУССКАЯ ИДЕЯ — совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других … Русская история
Законы развития криминалистики — отражение тех факторов, условий, принципов, к рые определяют направление и содержание изменений криминалистической науки как общественного явления и формы познания, специфическая модификация общих законов развития науки в сфере криминалистики … Криминалистическая энциклопедия
ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… … Философская энциклопедия
Марксизм — (Marxism) Определение марксизма, марксизм как идеология, философия марксизма Информация об определении марксизма, марксизм как идеология, философия марксизма Содержание Содержание 1. Биография Карла Маркса 2. Этапы развития 3. Марксизм и… … Энциклопедия инвестора
Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Роман — Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности … Литературная энциклопедия