Твсп медицинской организации что это

ЕГИСЗ: с чего начинать работу медицинскому центру

В мае 2018 года было подписано Постановление Правительства РФ №555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». Цель создания системы: повышение эффективности управления в сфере здравоохранения, качества оказания медицинской помощи, повышение информированности населения по вопросам получения медицинской помощи и качества обслуживания в медицинских организациях.

Что такое ЕГИСЗ?

Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) – это комплекс технологий и инструментов. Цель системы – обеспечить информационную поддержку для качественной организации рабочих процессов между участниками системы здравоохранения.

Внедрение ЕГИСЗ входит в программу модернизации здравоохранения. Главной задачей является организация целостного информационного пространства для всех участников, в состав которых входят:

Основные задачи системы ЕГИСЗ

Итак, ЕГИСЗ – это 13 отдельных подсистем:

Архитектура и инфраструктура ЕГИСЗ

Влияние на информационную систему оказывает специфика финансирования лечебных учреждений. Будь то больница, поликлиника или другая медицинская организация, все они получают деньги из бюджета ФФОМС. Бюджет пополняется за счет страховых взносов граждан. Информационная система позволяет контролировать бюджетные средства, направленные в ЛПУ централизованно. Это поможет эффективнее использовать и расходовать денежные средства.

Принципы построения информационной системы обусловлены спецификой финансирования лечебно-профилактических учреждений. Больницы, поликлиники и прочие медицинские организации, работающие в системе обязательного медицинского страхования, получают основное финансирование из бюджета ФФОМС, который, в свою очередь, наполняется из страховых взносов, отчисляемых работодателями. Для того чтобы иметь возможность оперативно контролировать деятельность и отчетность ЛПУ из центра с целью эффективного расходования средств ФОМС, ИТ-систему решено было централизовать.

Архитектура ЕГИСЗ – это набор централизованных и прикладных компонентов.

Централизованные общесистемные компоненты

Централизованные общесистемные компоненты это:

Созданием и эксплуатацией компонентов занимается Минздрав.

Твсп медицинской организации что это. Твсп медицинской организации что это фото. картинка Твсп медицинской организации что это. смотреть фото Твсп медицинской организации что это. смотреть картинку Твсп медицинской организации что это.

Прикладные компоненты системы

Сегмент прикладных компонентов делится на транзакционные, управленческие и справочные подсистемы.

Справочные подсистемы оказывают информационную поддержку пациентам ЛПУ и медперсоналу.

По уровню информационные системы делятся на федеральные (создаются под контролем Минздрава) и региональные. Каждый федеральный субъект должен использовать региональное решение. А каждая региональная прикладная система должна быть интегрирована с федеральной.

Главный элемент ЕГИСЗ – федеральный центр обработки данных. Базируется она на трех удаленных друг от друга площадках:

Твсп медицинской организации что это. Твсп медицинской организации что это фото. картинка Твсп медицинской организации что это. смотреть фото Твсп медицинской организации что это. смотреть картинку Твсп медицинской организации что это.

Функциональные блоки ЕГИСЗ

Если говорить простыми словами, ЕГИСЗ создана и внедряется для того, чтобы сделать медицину более доступной и качественной. В основном это достигается за счет внедрения и использования электронных сервисов. За счет централизованной информации можно эффективнее управлять и контролировать все органы здравоохранения.

Основные функциональные блоки ЕГИСЗ

Твсп медицинской организации что это. Твсп медицинской организации что это фото. картинка Твсп медицинской организации что это. смотреть фото Твсп медицинской организации что это. смотреть картинку Твсп медицинской организации что это.

Твсп медицинской организации что это. Твсп медицинской организации что это фото. картинка Твсп медицинской организации что это. смотреть фото Твсп медицинской организации что это. смотреть картинку Твсп медицинской организации что это.

Твсп медицинской организации что это. Твсп медицинской организации что это фото. картинка Твсп медицинской организации что это. смотреть фото Твсп медицинской организации что это. смотреть картинку Твсп медицинской организации что это.

Твсп медицинской организации что это. Твсп медицинской организации что это фото. картинка Твсп медицинской организации что это. смотреть фото Твсп медицинской организации что это. смотреть картинку Твсп медицинской организации что это.

Твсп медицинской организации что это. Твсп медицинской организации что это фото. картинка Твсп медицинской организации что это. смотреть фото Твсп медицинской организации что это. смотреть картинку Твсп медицинской организации что это.

На рисунке ниже представлен полный цикл взаимодействия подсистем ЕГИСЗ:

Твсп медицинской организации что это. Твсп медицинской организации что это фото. картинка Твсп медицинской организации что это. смотреть фото Твсп медицинской организации что это. смотреть картинку Твсп медицинской организации что это.

ЕГИСЗ официальный сайт

Для работы с подсистемами ЕГИСЗ необходимо зарегистрироваться на официальном сайте информационной системы egisz.rosminzdrav.ru.

Сайт содержит подробную информацию обо всех сервисах системы и имеет собственный центр поддержки с базой знаний.

Сервисы ЕГИСЗ

Регистрация в сервисах осуществляется по прямым переходам с помощью ссылок. Выберите необходимый вам пункт и при переходе вам откроется окно авторизации. Большая часть регистраций осуществляется через единый портал Госуслуг.

Раздел ИЭМК (интегрированная электронная медицинская карта) содержит сервисы:

Раздел ФЭР (Федеральная электронная регистратура) содержит сервисы:

Раздел НР (Нормативные регистры) содержат сервисы:

Раздел Федеральный реестр ЭМД содержит сервисы:

Подсистема автоматизированного сбора информации содержит сервисы:

Интеграционные подсистемы содержат информацию по:

Центр поддержки ЕГИСЗ

Этот раздел сайта содержит полную информацию по всем возникающим вопросам, касающихся регистрации и дальнейшей работы с подсистемами и сервисами ЕГИСЗ. Здесь представлены:

Необходима ли ЕГИСЗ вашему медицинскому центру?

Сегодня у частных медицинских центров, которые начинают разбираться с ЕГИСЗ, возникает много вопросов, несмотря на то, что постановление правительства сопровождается большим количеством документов и разъяснений. Одна из самых актуальных проблем – отсутствие информации о том, какие из подсистем необходимы конкретно для вашего медицинского учреждения.

Согласно постановлению Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения», в обмене информацией обязаны участвовать как частные, так и ведомственные учреждения. То есть, если у вас есть медицинская лицензия, то вы обязаны начать передавать данные в ЕГИСЗ. С 2020 года за неисполнение этого постановления можно получить административный штраф.

Для большинства медицинских центров, в первую очередь, важны 4 подсистемы:

ФРМР, ФРМО, ФРЭМД и ФИЭМК. Поставщиками данных в эти подсистемы являются именно медицинские организации, в том числе и частные. Остановимся на них подробнее.

Подсистемы ФРМР и ФРМО

ФРМО (Федеральный реестр медицинских организаций) и ФРМР (Федеральный регистр медицинских работников) – это реестры, информация в которых меняется редко. Медицинскому центру достаточно один раз заполнить все данные в системе, после чего лишь актуализировать их. Для заполнения этих реестров не обязательно покупать специализированную программу для медицины, поскольку пользователям подсистем ФРМО и ФРМР предоставляется готовый web-интерфейс. Информация о получении доступа и вводе данных в реестр есть в материалах на сайте ЕГИСЗ в разделе «ФРМО и ФРМР». Ресурс предоставляет руководство пользователя для каждого из реестров, а также видеоматериалы и демонстрации работы подсистем.

В регистрах ФРМО и ФРМР подлежат внесению сведения о медицинских организациях, филиалах, их структурных подразделениях и сотрудниках, участвующих в оказании медицинской помощи, а также основные сведения о фармацевтических организациях.

Регистр также позволяет вносить данные об организациях здравоохранения, вспомогательных структурных подразделениях МО, данные о прочем учрежденческом персонале.

Наполнение ФРМО

Наполнение данных ФРМО осуществляется по разделам:

Паспортные данные МО – первичное наполнение осуществляет сотрудник СТП в ответ на заявку о добавлении МО в регистр. Пользователю необходимо проверить внесенные данные и при необходимости отредактировать.

Адрес местонахождения МО – вносятся сведения об основном адресе местонахождения организации, с указанием координат места.

Сведения о лечебно-профилактических зданиях МО, в т.ч. их адресов – вносятся сведения о зданиях, в которых располагаются структурные подразделения МО, сотрудники которых участвуют в оказании медицинской помощи.

Структурные подразделение, в том числе обособленные. В системе ведутся следующие типы подразделений:

Прикрепление структурного подразделения к зданию осуществляется в любом случае, для отражения территориального местоположения (это может быть одно и тоже здание). При этом для каждого из подразделений указываются сведения по занимаемой ими части здания.

Домовые хозяйства – вносятся сведения о домовых хозяйствах, которые курирует МО, находящихся в отдаленных сельских населенных пунктах и оказывающих первую помощь населению до прибытия медицинских работников при несчастных случаях, травмах, других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью.

Наполнение ФРМР

В ФРМР подлежат внесению сведения о медицинских работниках, трудоустроенных в медицинскую организацию и, с указанием структурных подразделений, внесенных в регистровую запись МО.

Наполнение данных ФРМР осуществляется по разделам:

Персональные данные и сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина;

Адреса места жительства и регистрации гражданина;

Сведения об образовании. Вносятся в регистр в качестве обоснования занимаемой должности, в системе реализованы соответствующий контроль ввода данных. Например, для указания врачебной должности требуется внесение сведений о сертификате или аккредитации. В свою очередь данные об образовании делятся на разделы:

Подсистемы ФРЭМД и ФИЭМК

ФРЭМД и ФИЭМК – разные системы, но предполагают передачу во многом повторяющейся информации в разных форматах. Это информация связана непосредственно с приемом, диагностикой и лечением пациентов. Иными словами, речь о данных, появляющихся в работе медицинского центра ежедневно. Вносить в ЕГИСЗ их можно вручную, что будет занимать много времени у сотрудников медицинского центра. Более оптимальный и эффектный способ – вносить через специализированную программу для медицины.

Назначение ФИЭМК

ФИЭМК (Федеральная интегрированная электронная медицинская карта) – это подсистема для сбора, систематизации и обработки сведений о людях, которым оказывается медицинская помощь. В эту категорию также входят пациенты, проходящие медицинские экспертизы, осмотры или освидетельствования при помощи взаимодействия информационных систем здравоохранения.

Назначение ФРЭМД

ФРЭМД (Федеральный реестр электронных медицинских документов) – это подсистема, в которой содержится медицинская документация в электронном виде. По их составу невозможно определить состояние здоровья пациента и узнать сведения о медицинской организации, в которой создан документ.

Как подготовить Вашу программу для медицины к работе с ЕГИСЗ?

Если у вас есть своя информационная система, начните готовить ее к работе с ЕГИСЗ уже сейчас, следуя простой инструкции:

В качестве медицинских информационных систем для работы с системой ЕГИСЗ могут использоваться:

Подключение к ЕГИСЗ

Прежде чем зарегистрироваться в информационной системе ЕГИСЗ стоит провести ряд подготовительных работ в своей медицинской организации:

Подключение к ЕГИСЗ

Готовое решение для интеграции частной или государственной клиники к сервисам ЕГИСЗ

В таблице ниже представлен список необходимых к передаче сведений. Данные указаны на основании Постановления №555:

Кол-во типов сведений

Можно через оператора?

I. Федеральный регистр медицинских работников

II. Федеральный реестр медицинских организаций

III. Федеральная электронная регистратура

IV. Федеральная интегрированная электронная медицинская карта

V. Федеральный реестр электронных медицинских документов

VI. Подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечении

VIII. Подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности

Если ваша клиника работает в ОМС, то подключение возможно через региональные государственные подсистемы, то есть точно так же, как подключаются государственные клиники. Как правило, региональные органы управления здравоохранением помогают частным клиникам пройти этот путь.

Твсп медицинской организации что это. Твсп медицинской организации что это фото. картинка Твсп медицинской организации что это. смотреть фото Твсп медицинской организации что это. смотреть картинку Твсп медицинской организации что это.

Для клиник, которые не работают в ОМС, подключение может происходить двумя способами.

Первый путь — обратиться к разработчикам медицинской информационной системы (МИС) или CRM, с которой работает организация, узнать их возможности и предложения. Разработчик доработает МИС таким образом, чтобы напрямую передавать сведения в государственные системы. Стоимость такой доработки, по нашим оценкам, может составить от 100 до 500 тысяч рублей для одной клиники.

Кроме того, при прямом подключении к защищенным сетям передачи данных органов государственной власти, как правило, потребуется строительство выделенной линии связи до клиники, аттестация точек подключения по требованиям государственных органов. Эти затраты существенные: как правило, в несколько сотен тысяч рублей.

Второй путь — обратиться к оператору «иной информационной системы». Термин «Оператор иной информационной системы» определен в постановлении №555. Оператор официально уполномочен осуществлять передачу некоторых данных в ЕГИСЗ. Этот путь, как правило, предполагает только операционные затраты. Поэтому крупных первоначальных инвестиций на каналы связи и средства защиты информации не требуется: медицинская организация платит абонентскую за подключение к облачному сервису. Правда, доработки МИС в таком случае тоже понадобятся.

Операторы иных систем могут передавать данные от коммерческой клиники и в ГИСЗ субъекта и обратно, при этом безопасность канала связи уже включена в стоимость. Операторы иных систем уже работали с разработчиками МИС, имеют нужный опыт, поэтому подключение в норме проходит быстро, за несколько дней.

Процесс получения статуса «оператор иной информационной системы» регламентирован Минздравом РФ.

Твсп медицинской организации что это. Твсп медицинской организации что это фото. картинка Твсп медицинской организации что это. смотреть фото Твсп медицинской организации что это. смотреть картинку Твсп медицинской организации что это.

Результататы внедрения ЕГИСЗ

Результаты внедрения ЕГИСЗ можно будет ощутить уже после нескольких месяцев после начала эксплуатации. Основные преимущества работы в этой системе это:

Чтобы подключение к системе ЕГИСЗ прошло комфортно для вас и ваших сотрудников, рекомендуем обратиться к специалистам. Наши консультанты помогут начать работу с системой и проконсультируют вас по всем вопросам.

Источник

ФРМО и ФРМР. Что это за регистры и зачем используются?

Минздрав стремится к полному переводу всех работников сферы здравоохранения на систему непрерывного медицинского образования (НМО). На данный момент созданы реестры для регистрации сведений — ФРМО и ФРМР. Без внесения информации, специалисты не смогут учиться за счет средств нормированного страхового запаса ФФОМС и ТФОМС. Однако процесс регистрации в ФРМО и ФРМР создает ряд сложностей и для организаций, и для специалистов.

Если хотите быстро и без проблем внести нужную информацию — доверьте работы нашим экспертам. Мы предоставляем комплексную услугу по регистрации медработников в реестрах, гарантируя правильное заполнение сведений.

О ФРМО

ФРМО – Федеральный регистр медицинских организаций. Это регистр, в который вносятся сведения о медицинских организациях, зарегистрированных в РФ, их структурных подразделениях с указанием профилей деятельности и территориальном расположении..

О ФРМР

ФРМР – Федеральный регистр медицинских работников. Это регистр, в который вносятся сведения о кадровом обеспечении медицинской организации.

Регистрация в ФРМР возможна только после внесения данных о структуре медицинской организации в ФРМО. В реестр также вносят сведения об образовании, сертификатах и аккредитации конкретных специалистов. После внесения информации в подсистему она появится в личном кабинете медработника на портале НМО.

Как зарегистрироваться в ФРМО и ФРМР?

Для создания личных кабинетов необходимо выполнить ряд условий. Если вы обратитесь за помощью к нам, нужно будет оставить контактные данные ответственного за заполнение ФРМО и ФРМР сотрудника вашей организации.

Специалист должен быть зарегистрирован на сайте госуслуг с подтвержденным СНИЛС. Нам потребуется доступ к электронной почте и личному кабинету на госуслугах вашего ответственного сотрудника. Вход в ФРМР и ФРМО через госуслуги — основной способ работы с сервисами, поэтому рекомендуем сразу после завершения работ поменять пароли от электронной почты и личного кабинета.

Для регистрации в ФРМО также потребуется следующая информация:

полное и сокращенное наименование организации;

Источник

Твсп медицинской организации что это

Твсп медицинской организации что это. Твсп медицинской организации что это фото. картинка Твсп медицинской организации что это. смотреть фото Твсп медицинской организации что это. смотреть картинку Твсп медицинской организации что это.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Твсп медицинской организации что это. Твсп медицинской организации что это фото. картинка Твсп медицинской организации что это. смотреть фото Твсп медицинской организации что это. смотреть картинку Твсп медицинской организации что это.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Твсп медицинской организации что это. Твсп медицинской организации что это фото. картинка Твсп медицинской организации что это. смотреть фото Твсп медицинской организации что это. смотреть картинку Твсп медицинской организации что это.Обзор документа

Методические рекомендации по организации информационного взаимодействия медицинских информационных систем медицинских организаций частной системы здравоохранения с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (утв. Министерством здравоохранения РФ 14 августа 2020 г.)

Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»

Методические рекомендации по организации информационного взаимодействия медицинских информационных систем медицинских организаций частной системы здравоохранения с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения
(утв. Министерством здравоохранения РФ 14 августа 2020 г.)

Термины, сокращения и определения

Термин/сокращениеОпределение
ВИМИСВертикально-интегрированная медицинская информационная система
ГИС субъекта Российской ФедерацииГосударственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации
ЕГИСЗЕдиная государственная информационная система в сфере здравоохранения
ЕПГУЕдиный портал государственных услуг и функций
ЗСПДЗащищенная сеть передачи данных
Иная ИСИнформационная система, предназначенная для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, участвующая в информационном взаимодействии с ЕГИСЗ, информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 447.
ИСИнформационная система
МИСМедицинская информационная система
МО, Медицинская организацияЮридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
МО ЧСЗМедицинская организация частной системы здравоохранения
HP ЕГИСЗПодсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения ЕГИСЗ
ТФОМСТерриториальный фонд обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации
ФГИС ЕАВИИАС МСЭФедеральная государственная информационная система «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы»
ФГИС ЕИБДЕдиная база данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов ФМБА
ФГИС ЕИИС «Соцстрах»Федеральная государственная информационная система «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда социального страхования Российской Федерации
ФГИС ФРИФедеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» Пенсионного фонда Российской Федерации
ФМБАФедеральное медико-биологическое агентство
ФОМСФонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
ФРМОФедеральный реестр медицинских организаций ЕГИСЗ
ФРМРФедеральный регистр медицинских работников ЕГИСЗ

1. Введение

— федерального и региональных центров обработки данных, на которых размещены подсистемы ЕГИСЗ и ГИС субъектов Российской Федерации, федеральной и региональных защищенных сетей передачи данных, средств обеспечения информационной безопасности, компьютерного оборудования и средств электронной подписи для автоматизированных рабочих мест врачей, и медицинских работников;

— МИС МО, к которым подключены все автоматизированные рабочие места медицинских работников, обеспечивающих информационно-технологическую поддержку, автоматизацию клинических и административно-хозяйственных процессов МО;

— ГИС субъектов Российской Федерации, включая централизованные системы (подсистемы), к которым подключены все МО субъектов Российской Федерации, обеспечивающих информационное взаимодействие между различными МО для обеспечения преемственности при оказании медицинской помощи;

— подсистем ЕГИСЗ, к которым подключены ГИС субъектов Российской Федерации и МИС МО, обеспечивающих комплексный анализ реализации государственной политики в сфере здравоохранения, а также совместимость (интероперабельность) МИС, в том числе для предоставления электронных услуг (сервисов) в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций для всех граждан Российской Федерации.

Документ предназначен для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан и МО ЧСЗ при разработке требований к доработке МИС МО ЧСЗ для автоматизации процессов и обеспечения информационно-телекоммуникационного взаимодействия с подсистемами ЕГИСЗ и ГИС субъектов Российской Федерации, на территориях которых они функционируют, технических заданий на доработку ГИС субъектов Российской Федерации.

2. Нормативно-правовая база и стандарты

При организации информационно-телекоммуникационного взаимодействия МИС МО ЧСЗ с подсистемами ЕГИСЗ, необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами и стандартами:

— Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

— Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2017 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья»;

— Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»;

— Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

— Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 г. N 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 447 «Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. N 1567 «Об утверждении Правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 1556 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2018 г. N 127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений»;

— Постановление Правительства РФ от 06 июля 2015 г. N 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 07 августа 2019 г. N 1026 «О применении пункта 19(1) требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

— Приказ ФОМС от 07 апреля 2011 г. N 79 «Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования»;

— Приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. N 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

— Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах»;

— Приказ ФСТЭК России от 25 декабря 2017 г. N 239 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;

— Приказ ФСТЭК России от 21 декабря 2017 г. N 235 «Об утверждении Требований к созданию систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению их функционирования»;

— Приказ ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N 152 «Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну»;

— Национальный проект «Здравоохранение», утвержденный 24 декабря 2018 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам;

— Приказ Минздрава России от 24 декабря 2018 г. N 911н «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам и информационным системам фармацевтических организаций»;

— Приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 г. N 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий»;

— «Основные разделы электронной медицинской карты», утвержденные Минздравом России 11 ноября 2013 г. N 18-1/1010;

— ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни. Общие положения»;

— ГОСТ Р 51624-2000 «Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования»;

— ГОСТ Р 50922-2006 «Защита информации. Основные термины и определения»;

— ГОСТ Р 51275-2006 «Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения»;

— ГОСТ Р 53114-2008 «Защита информации. Обеспечение информационной безопасности в организации. Основные термины и определения»;

— ГОСТ Р 51583-2014 «Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения»;

— Национальные стандарты серии «Информатизация здоровья».

3. Основные сведения

3.1. Основные задачи единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения

Ниже перечислены основные задачи ЕГИСЗ:

— информационное обеспечение государственного регулирования в сфере здравоохранения;

— информационная поддержка деятельности медицинских организаций, включая поддержку осуществления медицинской деятельности;

— информационное взаимодействие поставщиков информации в единую систему и пользователей информации, содержащейся в единой системе;

— информирование населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, передачи сведений о выданных рецептах на лекарственные препараты из медицинских информационных систем медицинских организаций в информационные системы фармацевтических организаций;

Ключевым принципом организации информационного взаимодействия в Едином цифровом контуре здравоохранения является обеспечение возможности обмена данными между информационными системами в сфере здравоохранения о случаях оказания медицинской помощи в электронном виде в объеме, необходимом и достаточном для обеспечения преемственности и непрерывности процессов оказания медицинской помощи в отношении отдельно взятого пациента.

Состав информации, размещаемой медицинскими организациями в ЕГИСЗ и представляемой пользователям ЕГИСЗ, определен Постановлением N 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».

Под информационным взаимодействием с подсистемами ЕГИСЗ понимается организация информационного взаимодействия со следующими подсистемами ЕГИСЗ:

— федеральный регистр медицинских работников;

— федеральный реестр медицинских организаций;

— федеральная электронная регистратура;

— федеральная интегрированная электронная медицинская карта;

— федеральный реестр электронных медицинских документов;

— подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения;

— федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения;

— подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности.

Информационное взаимодействие с указанными подсистемами ЕГИСЗ осуществляется с помощью соответствующих сервисов интеграционных подсистем ЕГИСЗ.

Варианты информационного взаимодействия МИС МО ЧСЗ и Иных ИС с ЕГИСЗ приведены в данном документе в подразделе 3.2.

Посредством ЕГИСЗ и ГИС субъектов Российской Федерации осуществляется информационное взаимодействие МИС МО ЧСЗ со следующими федеральными информационными системами:

— информационные системы участников информационного взаимодействия, указанных в Положении о ЕГИСЗ;

— Личный кабинет пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций (ЕПГУ);

3.2. Организация информационного взаимодействия с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения

Возможны следующие варианты организации информационного взаимодействия МИС МО ЧСЗ с подсистемами ЕГИСЗ.

3.2.1 Вариант 1

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской Федерации, организация, назначенная указанным органом, осуществляет подключение МИС МО ЧСЗ, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации, к ГИС субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативными документами субъекта Российской Федерации. Для настоящего документа в целях организации взаимодействия для МИС МО ЧСЗ, развернутой на вычислительных мощностях МО ЧСЗ, или на основе облачной технологии, различий не устанавливается.

В этом случае МО ЧСЗ в обязательном порядке обеспечивает:

— соответствие МИС МО ЧСЗ требованиям Минздрава России утвержденным Приказом N 911н;

— наличие интеграции МИС МО ЧСЗ с подсистемами ГИС субъекта Российской Федерации с использованием соответствующих интеграционных подсистем ГИС субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской Федерации, организация, назначенная указанным органом, в обязательном порядке осуществляет:

— подключение МИС МО ЧСЗ к подсистемам ГИС субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 10в Приказа N 911н;

— организацию информационного взаимодействия между МИС МО ЧСЗ и подсистемами ЕГИСЗ в соответствии с требованиями Положения о ЕГИСЗ;

— организацию информационного взаимодействия с ВИМИС Минздрава России по следующим направлениям организации оказания медицинской помощи:

Вариант 1 выделен на рисунке 1 зеленым цветом.

3.2.2 Вариант 2

Взаимодействие МИС МО ЧСЗ с государственной информационной системой в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации осуществляется посредством Иной ИС, взаимодействующей с информационными системами в сфере здравоохранения и МО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 447 «Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями».

В этом случае МО ЧСЗ в обязательном порядке обеспечивает соответствие МИС МО ЧСЗ требованиям Минздрава России в соответствии с Приказом N 911н.

МО ЧСЗ при выборе Иной ИС руководствуется требованием, что оператором Иной ИС обеспечивается:

— подключение МИС МО ЧСЗ к подсистемам ГИС субъекта Российской Федерации;

— организация информационного взаимодействия МИС МО ЧСЗ и подсистемами ГИС субъекта Российской Федерации.

При этом, в случае, если МО ЧСЗ оказывает медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, то при использовании МИС МО ЧСЗ должно быть обеспечено информационное взаимодействие МИС МО ЧСЗ с информационными системами ТФОМС субъектов Российской Федерации, на территории которых МО ЧСЗ осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вариант 2 выделен на рисунке 1 синим цветом.

3.2.3 Вариант 3

Непосредственное взаимодействие МИС МО ЧСЗ с подсистемами ЕГИСЗ.

В этом случае МО ЧСЗ в обязательном порядке обеспечивает:

— соответствие МИС МО ЧСЗ требованиям Минздрава России в соответствии с Приказом N 911н.

— наличие интеграции МИС МО ЧСЗ с подсистемами ЕГИСЗ с использованием соответствующих интеграционных подсистем ЕГИСЗ.

Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет:

— подключение МИС МО ЧСЗ к подсистемам ЕГИСЗ в соответствии с Регламентом подключения к защищенной сети передачи данных ЕГИСЗ участников информационного взаимодействия;

— организацию информационного взаимодействия между МИС МО ЧСЗ и подсистемами ЕГИСЗ в соответствии с требованиями Положения о ЕГИСЗ;

— организацию информационного взаимодействия с ВИМИС Минздрава России по следующим направлениям организации оказания медицинской помощи:

При этом, в случае, если МО ЧСЗ оказывает медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, то при использовании МИС МО ЧСЗ должно быть обеспечено информационное взаимодействие с информационными системами ТФОМС субъектов Российской Федерации, на территории которых МО ЧСЗ осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вариант 3 выделен на рисунке 1 красным цветом.

4. Требования к организации информационного взаимодействия

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской Федерации, организация, назначенная указанным органом, в обязательном порядке разрабатывает и публикует требования и регламент организации взаимодействия МИС МО ЧСЗ с ГИС субъекта Российской Федерации в целях включения МО ЧСЗ в единый цифровой контур здравоохранения.

Указанные документы основываются на модели, принятой в субъекте Российской Федерации для МО государственной и муниципальной системы здравоохранения, с учетом технических и архитектурных особенностей и финансово-экономической модели ГИС субъекта Российской Федерации, должны содержать информацию о технических аспектах подключения в виде инструкций, методических рекомендаций, интеграционных профилей. Указанные документы в обязательном порядке должны содержать описание механизма проверки документов, подтверждающих соответствие МИС МО ЧСЗ и Иных ИС требованиям безопасности информации, определённым законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты информации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской Федерации, организация, назначенная указанным органом, разрабатывает и поддерживает в актуальном состоянии типовой договор (соглашение) с МО ЧСЗ в части подключения и предоставления доступа к ГИС субъекта Российской Федерации. Типовой договор (соглашение) должен содержать положения о времени, месте, сроках, этапности, условиях подключения и предоставления доступа к ГИС субъекта Российской Федерации, правах и обязанностях, ответственности сторон (включая организацию Технической поддержки).

В случае, если МО ЧСЗ участвует в территориальной Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в субъекте Российской Федерации, в регламенте по организации взаимодействия МИС МО ЧСЗ с ГИС субъекта Российской Федерации, предлагается учитывать следующие положения:

— в целях мониторинга доступности записи на прием к врачу в сроки, установленные программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской Федерации, организация, назначенная указанным органом, предоставляет возможность подключения МО (МИС МО) ЧСЗ к системе (подсистеме) «Управление потоками пациентов» (электронной регистратуре) ГИС субъекта Российской Федерации, а МО ЧСЗ обеспечивает своевременное предоставление информации в указанную систему (подсистему);

— МО ЧСЗ обеспечивает своевременную передачу информации в ГИС субъекта Российской Федерации в целях проведения сравнительного анализа деятельности медицинских организаций, а также анализа обеспеченности и потребности в основных видах медицинской помощи, включая контроль выполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

— МО ЧСЗ, имеющая прикрепленное население в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, должна обеспечивать учет прикрепленного к МО ЧСЗ и медицинскому работнику населения, а также своевременное направление информации о прикреплении пациентов в информационные системы территориального фонда обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций и в ГИС субъекта Российской Федерации;

— в целях осуществления сбора, систематизации и обработки сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, обмена структурированными электронными медицинскими документами между МИС МО, ГИС субъекта Российской Федерации и подсистемой «Федеральная интегрированная электронная медицинская карта» ЕГИСЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской Федерации, организация, назначенная указанным органом, предоставляет возможность подключения МИС МО ЧСЗ к централизованной системе (подсистеме) «Ведение интегрированных электронных медицинских карт пациентов» ГИС субъекта Российской Федерации, а МО ЧСЗ обеспечивает своевременное предоставление информации в указанную систему (подсистему);

— в целях обеспечения обращения рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов, организации учета информации о лекарственном препарате и его обслуживании аптечными организациями, учета выданных рецептов с проверкой льготы пациента путем получения соответствующих первичных сведений из медицинских информационных систем; передачи данных о выданных рецептах в ГИС субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской Федерации, организация, назначенная указанным органом, предоставляет возможность подключения МИС МО ЧСЗ к централизованной системе (подсистеме) «Управление льготным лекарственным обеспечением» ГИС субъекта Российской Федерации, а МО ЧСЗ обеспечивает своевременное предоставление информации в указанную систему (подсистему);

— в целях проведения диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, иных профилактических мероприятий, учета граждан, прошедших профилактические медицинские осмотры, диспансеризацию, взаимодействия со страховыми медицинскими организациями и обеспечения посредством формирования списков граждан, которым необходимо пройти диспансеризацию, профилактические медицинские осмотры, а также обеспечения автоматизированного выявления случаев, требующих реагирования и контроля предпринятых мер, мониторинга необходимости направления пациента на второй этап диспансеризации МО ЧСЗ обеспечивает своевременное предоставление соответствующей информации в подсистему «Организация оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры)» ГИС субъекта Российской Федерации.

Дополнительно в регламент (по согласованию сторон) могут включаться следующие пункты:

— в целях осуществления сбора, централизованного хранения и обеспечения оперативного доступа к имеющимся данным лабораторных исследований с автоматизированных рабочих мест медицинских работников при осуществлении ими своей профессиональной деятельности в рамках субъекта Российской Федерации, проводящих лабораторную диагностику и лечебно-диагностический процесс, а также обеспечения возможности анализа обоснованности назначений лабораторных исследований (в том числе повторных), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской Федерации, организация, назначенная указанным органом, предоставляет возможность подключения МИС МО ЧСЗ к централизованной системе (подсистеме) «Лабораторные исследования» ГИС субъекта Российской Федерации, а МО ЧСЗ обеспечивает своевременное предоставление информации в указанную систему (подсистему);

— в целях осуществления централизованного хранения в электронном виде результатов диагностических исследований (медицинских изображений, формируемых в МО ЧСЗ, выполняющих диагностические исследования), предоставления оперативного доступа к имеющимся результатам диагностических исследований (медицинских изображений) с автоматизированных рабочих мест медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, а также обеспечения возможности анализа обоснованности назначений диагностических исследований (в том числе повторных), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской Федерации, организация, назначенная указанным органом, предоставляет возможность подключения МИС МО ЧСЗ к централизованной системе (подсистеме) хранения и обработки результатов диагностических исследований (медицинских изображений) «Центральный архив медицинских изображений» ГИС субъекта Российской Федерации, а МО ЧСЗ обеспечивает своевременное предоставление информации в указанную систему (подсистему);

— в целях оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий на территории субъекта Российской Федерации, на межрегиональном и федеральном уровне в соответствии с порядком организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской Федерации, организация, назначенная указанным органом, предоставляет возможность подключения МИС МО ЧСЗ к централизованной системе (подсистеме) «Телемедицинские консультации» ГИС субъекта Российской Федерации, а МО ЧСЗ обеспечивает своевременное предоставление информации в указанную систему (подсистему);

— в целях интеграции с региональными центрами приема и обработки вызовов, контроля времени доезда санитарного автотранспорта, маршрутизации пациентов при неотложных состояниях в специализированные медицинские организации, обеспечения доступа врачу скорой помощи к сведениям об аллергическом статусе и хронических диагнозах пациентов, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской Федерации, организация, назначенная указанным органом, предоставляет возможность подключения МИС МО ЧСЗ к централизованной системе (подсистеме) «Управления скорой и неотложной медицинской помощи (в том числе санитарной авиации)» ГИС субъекта Российской Федерации, а МО ЧСЗ обеспечивает своевременное предоставление информации в указанную систему (подсистему).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию ГИС субъекта Российской Федерации, организация, назначенная указанным органом, разрабатывает и поддерживает в актуальном состоянии типовой договор (соглашение) с операторами Иных ИС в части подключения и предоставления доступа к ГИС субъекта Российской Федерации. Типовой договор (соглашение) должен содержать положения о времени, месте, сроках, этапности, условиях подключения и предоставления доступа к ГИС субъекта Российской Федерации, правах и обязанностях, ответственности сторон (включая организацию Технической поддержки).

5. Требования к защите информации

В МИС МО ЧСЗ обрабатывается информация ограниченного доступа (распространения), содержащая, в том числе, сведения, составляющие врачебную тайну, и персональные данные, включающие в себя специальные категории персональных данных.

МО ЧСЗ должна обеспечивать защиту информации, обрабатываемой в МИС МО ЧСЗ, в том числе полученной из ЕГИСЗ, ГИС субъекта Российской Федерации и Иных ИС в соответствии с требованиями о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, установленными Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» и требованиями раздела II Приказа N 911н.

При определении уровня защищенности персональных данных при их обработке в МИС МО ЧСЗ должно учитываться количество субъектов персональных данных, персональные данные которых доступны для обработки при информационном взаимодействии МИС МО ЧСЗ с ЕГИСЗ и ГИС субъекта Российской Федерации.

МИС МО ЧСЗ должна иметь подтверждение соответствия требованиям безопасности информации, определённым законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты информации.

Защита информации, обрабатываемой в МИС МО ЧСЗ, обеспечивается МО ЧСЗ путём принятия и реализации организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности такой информации.

Для обеспечения безопасности информации в МИС МО ЧСЗ должны применяться средства защиты информации, прошедшие оценку соответствия в форме обязательной сертификации на соответствие требованиям безопасности информации.

В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2017 года N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на законном основании принадлежат информационные системы, функционирующие в сфере здравоохранения, являются субъектами критической информационной инфраструктуры, а их информационные системы являются объектами критической информационной инфраструктуры.

И.о. директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ»
Минздрава России
В.И. Стародубов
Заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
П.С. Пугачев
Директор Департамента
цифрового развития
и информационных технологий
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Д.В. Селиванов

Обзор документа

Подготовлены методические рекомендации по организации взаимодействия информсистем частных медорганизаций с единой госинформсистемой в сфере здравоохранения. Указаны 3 возможных варианта такого взаимодействия. Приведены требования к защите информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *