Ты что тоже бот
«Извините, я — робот»: как найти общий язык с чат-ботом
Почему чат-бот не должен быть слишком умным, зачем ему смысл жизни, на что уже сегодня способны онлайн-консультанты и какие ошибки при их создании допускают чаще всего — рассказывает Анна Власова, спикер курса «Искусственный интеллект в бизнесе», руководитель отдела лингвистики в компании «Наносемантика».
— Сейчас бизнес активно осваивает чат-ботов. Предположим, я стартапер или владелец небольшой компании, который решил не отставать от современных технологий и создать своего чат-бота. Как понять, нужно ли мне это?
— Если вы стартапер, то вам, действительно, нужно сначала проанализировать свой бизнес и посмотреть, как туда встроится этот чат-бот. На мой взгляд, чат-ботов можно поставить почти везде, где есть какая-нибудь коммуникация: телефон, почта, чат — что угодно, где принимаются заявки от пользователей.
— Робот все делает быстрее. Он не болеет, не уходит в декрет и отпуск, не срывается, не хамит, доступен 24/7. Одна программа держит несколько тысяч обращений в секунду. То есть не будет очереди, не надо ждать ответа оператора, слушая музыку. Это быстро повышает лояльность пользователей, бизнесу это выгодно. Роботу не нужно платить за работу днем, ночью, в выходные и праздники. И ты всегда знаешь, что чат-бот ответит, знаешь, что можешь его доучить и представляешь, сколько времени это займет.
— А как быть сотрудникам колл-центров, они останутся без работы?
— Не совсем, они смогут выполнять более важные и сложные задачи и даже сберегут себе нервы. Работа в колл-центре психологически выматывает людей. Никто не звонит, чтобы сказать: «Спасибо, вы меня очень хорошо обслужили». Звонят, чтобы пожаловаться или в чем-то разобраться.
Мы как-то общались с клиентом, который занимается перевозками, и он рассказал, что в мае и июне люди начинают активно покупать билеты на поезда. И самый частый вопрос — «Как купить билет на ребенка до трех лет?» Ребенок до трех лет едет бесплатно, но на него нужен билет. Правильный ответ — «Никак. На сайте купить этот билет нельзя. Нужно идти в кассу» — вызывает у звонящего кучу негатива, потому что это не то, что он хотел бы услышать. Получается, что люди раз за разом монотонно отвечают на одни и те же простые вопросы и сталкиваются с агрессией. При этом какие-то сложные ситуации сотрудник не прорабатывает, ему просто не до этого. Чат-боты как раз высвобождают время людей, чтобы они могли начать работать там, где принесут большую пользу.
— Вы можете обозначить сферы, где чат-боты не помогут?
— Как раз там, где нужно решать не просто сложные, а уникальные или редко повторяющиеся проблемы. Вот, представим, вы покупаете пластиковые окна. Там, где пользователи спрашивают, сколько они стоят, чат-бот справится. А если приходит профессионал и спрашивает, какие крепления подойдут в какой-то очень специфичной ситуации монтажа окон, то тут уже нужен консультант-человек.
— А разве робот никогда не грубит? Когда Microsoft выпустила своего бота в Твиттере, он за сутки научился плохим вещам и стал расистом. Как этого избежать?
— Не давать его учить кому попало. Вы же, когда хотите научить ребенка русскому языку, не будете отдавать его на воспитание гопникам в ближайшей подворотне. Здесь то же самое. Бото-обучение должно строиться на надежных данных. Мы много работаем с телекомом и банками, и они, например, могут предоставить нам для анализа записи онлайн-чатов, внутренние инструкции и скрипты операторов поддержки. Это отличный материал, но даже в нем могут содержаться ошибочные или эмоционально окрашенные ответы, когда у оператора сдали нервы. Так что в идеале перед тем, как передавать материалы для обучения, наши заказчики и партнеры должны их проверить. Например, выбрать записи логов только тех сотрудников, в надежности которых нет сомнения. Верификация большого массива материалов для обучения — это трудозатратная задача, и часто проще использовать для обучения не такие массивы, а скрипт и инструкцию, по которым учатся работать сотрудники-люди.
Правда, если чат-бот обучается не автоматически и для него вручную разрабатываются правила и эвристики, определяющие логику диалога, то это должны делать специалисты, люди, которые умеют очертить круг вопросов по наиболее частым темам и предоставить на них корректные ответы.
— А было, что некорректно прописывали?
— Было. Иногда наши заказчики сами дополняют базу знания чат-бота. Вот, например, у одно из операторов появился тариф «Доброе утро», и в базу знаний бота сразу это записали. В итоге на все сообщения людей, где было «доброе утро», бот отвечал рекламой этого тарифа.
— Как много чат-ботов в России?
— Сейчас чат-боты обрабатывают только 1% запросов. Но через два года, если верить агентству Gartner, эта цифра должна увеличиться в 10 раз. Gartner — это визионеры, отслеживающие тенденции развития новый технологий и интернет-тренды. В топ-технологических трендах, объявленных информационным агентством Gartner в 2018 году, фигурируют диалоговые платформы, т.е. среда, где каждый желающий сможет создать чат-бота при минимальных навыках программирования, или вообще без них.
Агентство Gartner, конечно, может ошибаться, но обычно они если и ошибаются, то только в сроках.
— Можно ли самому написать бота?
— Да, конечно. Если у вашего бота простая задача, например, записать клиента на прием или ответить, какие специалисты работают, то его можно сделать самому или заказать за небольшие деньги. Но если бот должен знать много тем и общаться так же, как это делает человек, то лучше обратиться к специалистам.
Сейчас есть разнообразные платформы, которые как раз предназначены для того, чтобы люди, не обладающие специальными навыками, могли создать ботов. Это, например, ChatFuel, где можно достаточно быстро создать бота для Фейсбука или Телеграма, или Wit, который удобен для интеграции ботов с Фейсбуком.
Есть более продвинутые платформы, они для тех, кто все же планирует писать код. Например, облачная платформа Microsoft Azure и разработанная Microsoft служба распознавания коммуникационных намерений (интентов) Luis. Например, в запросе «какая завтра погода в Москве», служба Luis выделяет сущности «погода» и «Москва» и намерение «узнать погоду», а автор бота сможет на основе этой информации создать алгоритм ведения диалога. Так что, когда снова поступит запрос про погоду, бот сможет ответить: «Вот тебе ссылка на Яндекс.Погоду, посмотри там» или, наоборот: «Я тебе не Яндекс.Погода». Это пример условный, потому что, к сожалению, облачные сервисы понимания естественного языка Microsoft не работают с русским языком.
— Что сможет делать бот, если его разработают специалисты?
— Бот сможет не только принимать заказы, но и поддерживать беседу, хоть про музыку, хоть про погоду или политику, будет вести связные диалоги, будет помнить, о чем были предыдущие диалоги с тем же человеком-собеседником. Хотя, почему обязательно с человеком? Теоретически, бот может общаться и с другими ботами.
Сотрудники компании «Наносемантика» за несколько лет работы создали пять тысяч специализированных словарей синонимов и разработали несколько миллионов правил для единой базы знаний наших чат-ботов. Правила — это инструкция для бота, то есть что бот должен делать в диалоге дальше: нужно ли продолжать тему диалога или сменить ее, нужно ли сгенерировать ответ, нужно ли послать запрос или команду внешнему сервису. Когда пользователь что-то спрашивает, бот находит в базе знаний подходящие модели продолжения диалога (или правила), ранжирует их, и модель с самым большим весом побеждает. Вес модели зависит от разных факторов, в том числе от контекста: от списка предыдущих диалоговых топиков, от того, на какой странице сайта идет коммуникация с ботом, от эмоциональной тональности реплик пользователя. На один и тот же вопрос бот дает разные ответы в разных ситуациях. Например, пользователь спрашивает: «Сколько стоит интернет?» Если он спросил бота на странице мобильного интернета, или до этого в диалоге обсуждался мобильный интернет, то и ответ будет про мобильный. Если в диалоге до этого шел разговор про домашний интернет, ответ тоже будет про домашний интернет. Если бот не смог определить текущую ситуацию, то он уточнит: «Скажите, пожалуйста, стоимость какого вида интернета вас интересует?»
— Какие ошибки чаще всего совершают люди, когда создают чат-бота?
— Самая распространенная ошибка — создание бота без определенной цели. Пусть даже вы делаете его ради тренда, но вы точно должны себе в этом признаться. Тогда можно написать робота-болталку, например, виртуального Тему Лебедева, и он будет привлекать людей на сайт. Если нет бизнес-цели, то бот не сработает, потому что он сам себе смысл жизни не выдумает.
Другая ошибка — тупик общения. Чат-бот должен уметь завершать бизнес-процесс: уметь принять заказ или решить техническую проблему. Если же он задал 25 вопросов, а потом: «Извините, я просто робот, я не смог вас понять», и на этом диалог обрывается, то это только разозлит пользователей. Если бот не справляется, он должен либо сразу связать с сотрудником, либо предложить оставить контакты для обратного звонка, либо в конце концов заполнить форму для создания тикета, но только не завершать диалог тупиком.
Еще многие заказчики просят, чтобы мы сделали онлайн-консультанта, но нигде не писали, что это робот, сделали такого виртуального терминатора, который по поведению от человека не отличим. Другими словами, хотят, чтобы люди думали, что они говорят с живым человеком. Это неправильно, потому что клиенты рано или поздно догадаются: робот повторит свой ответ или ответит «криво». После этого у пользователей возникнет ощущение, что их обманули, и лояльность к ресурсу, где работает чат-бот, резко понизится.
В топ ошибок входит и переобучение робота. У бота должно быть достаточно тем в той сфере, в которой он работает, но у него не должно быть лишних тем. Некоторые заказчики порой спрашивают: «А он будет знать все, что написано в “Википедии”?» — «А зачем? Вот ваши консультанты знают?» — «Нет, их не спрашивают. А вдруг бота будут спрашивать!»
Эти знания, конечно, можно добавить. Но что получим? Предположим, у вас сайт, продающий автомобили, на нем стоит бот, который все знает про автомобили и, допустим, про ЕГЭ по математике. Чем это поможет продажам? Школьники машину не купят, родители за эту консультацию — тоже не заплатят. У бота все-таки должна быть определенная бизнес-задача, и он должен ее выполнять.
И еще одна распространенная ошибка, когда заказчики хотят чат-бота, созданного по определенной технологии. Сейчас, например, в моде нейросети и многие говорят «мне обязательно нужна нейросеть!» При этом у заказчика нет достаточного дата-сета (массива примеров), чтобы учить бота. И результат получается неубедительный. Заказчик говорит, что нейросети плохие, но дело же не в них.
Чат-боты: для чего нужны и как создать. Гайд для тех, кто ещё не разобрался
Как создать чат-бота самостоятельно, без программистов? Когда нужно привлекать разработчиков? Разбираемся вместе с экспертами.
Lefgo / Pexels / Colowgee для Skillbox Media
Пользователи любят общаться с компаниями через мессенджеры. Платформа Twilio опросила шесть тысяч человек и выяснила, что 85% из них хотели бы иметь возможность связаться с поддержкой через сообщения. По последним данным, 56% клиентов предпочтут мессенджер звонку на горячую линию, а 51% ожидают от компании моментального ответа в любое время суток.
К 2022 году 80% запросов будут обрабатывать чат-боты, предсказывает CNBC. Этот прогноз не удивляет. Для пользователей чат-боты — это круглосуточная поддержка и быстрые ответы на вопросы. Для бизнеса это рост продаж и обслуживание клиентов без затрат на операторов.
Эта статья для тех, кто ещё не включил чат-ботов в свой инструментарий. В ней мы разберём:
Пишет про технологии и бизнес.
Что такое чат-боты и зачем они нужны
Хотя слово «чат-боты» знакомо каждому маркетологу, их часто путают с другими инструментами, а ещё приписывают им ложные функции. Разберём, какие цели текстовые боты решают в бизнесе, в какие интерфейсы их внедряют, а также что они делать не умеют.
Чат-бот — это автоматическая система для общения с пользователями. Другими словами, это алгоритм, робот, который помогает клиентам решать различные задачи. Например, сделать заказ в интернет-магазине.
Вот примеры их стандартных функций: напомнить об акции, принять заявку, помочь сделать заказ, отменить запись к врачу, подтвердить доставку, записать ответы пользователя, классифицировать лид и отправить информацию в CRM.
Чат-ботов можно встретить в разных интерфейсах:
Их не стоит путать с рассылками и информационными каналами. Чат-бот «общается» с пользователем, отвечает на его вопросы. Рассылки просто дают информацию, ничего не спрашивая и не реагируя на запросы читателей. Если рассылку отправляют через чат-бота, то он сможет ответить на вопросы и перейти к диалогу с пользователем.
Боты могут использовать не только текст, но и голос или комбинацию текста и голоса. Однако в этой статье мы говорим о чат-ботах, общающихся текстом. Голосовой помощник — это тема для отдельного материала.
В бизнесе чат-боты решают две большие группы задач:
О чат-ботах есть несколько ложных представлений. Они не могут полностью заменить человека: некоторые задачи алгоритмы закрывают сами, но для других они подключают операторов. Чат-ботов также не используют для рассылок спама незнакомым контактам. Кроме того, автоматические алгоритмы в мессенджерах не могут полностью заменить систему продаж: сайт всё равно нужен.
Насколько эффективны чат-боты? Open Rate сообщений в мессенджерах — 90%. Для сравнения, у email-писем похожего содержания показатель составляет 20–30%. В мессенджерах выше Click Rate и скорость ответа. В среднем это 90 секунд для чат-ботов против 90 минут для email.
Робот стоит на первой линии поддержки, он может забрать на себя 50% и более обращений, говорит директор платформы для разработки голосовых и текстовых роботов Ziax, эксперт курса «Мессенджер-маркетинг» Роман Милованов. По его словам, это касается типовых обращений, которые не требуют уникального подхода к клиенту. Чат-боты избавляют операторов от рутины — это снижает и затраты, которые можно посчитать в FTE, и косвенные издержки, которые трудно подсчитать.
Роман Милованов приводит и другие примеры использования чат-ботов. Их используют в HR для ответов на запросы сотрудников. Или во внутренних техподдержках: чат-боты заводят заявки, отслеживают статусы, бронируют переговорные комнаты. Тем не менее в этой статье мы говорим о ботах для маркетинга.
Конструкторы vs разработчики
Чат-боты различаются по сложности. Есть простые алгоритмы — они могут вывести информацию по запросу или ответить на вопросы пользователя, если те входят в базу данных. Если ответа в базе нет, робот перенаправляет к менеджеру. Таких ботов часто собирают самостоятельно с помощью конструкторов.
Сложные чат-боты умеют запоминать ответы пользователей и учиться на них. Для работы таких чат-ботов нужен искусственный интеллект, и, как правило, их заказывают у разработчиков. Есть версии конструкторов с ИИ, однако мнения на их счёт разделились: некоторые уверяют, что результат всё равно будет хуже, чем при индивидуальной разработке.
Разработку чат-бота не всегда стоит начинать с поиска исполнителя, считает геймификатор и продакт-менеджер Александр Дученчук. По его словам, сначала нужно смоделировать решение. Это удобно делать на онлайн-досках для майндкарт — например, Miro или Lucidchart.
Простой чат-бот: как сделать с помощью конструктора
Конструкторы стоят в среднем 10 долларов за одного бота в месяц. Есть и бесплатные, и более дорогие сервисы. У некоторых конструкторов стоимость зависит от числа пользователей или сложности диалогов.
Самостоятельное создание чат-бота можно условно разделить на пять этапов.
Этап 1. Определите, где будет находиться чат-бот
Это мессенджер, диалоговое окно на сайте, отдельная страница. На российском рынке наиболее популярны мессенджер социальной сети «ВКонтакте» и WhatsApp — многие начинают внедрение чат-ботов именно с них.
Этап 2. Опишите цели чат-бота
К какому действию он должен подвести пользователя? Примеры: получить информацию, оформить заказ на товар, добавить товар в лист ожидания. Возможно, алгоритм должен сообщить пользователю о скидках, акциях, появлении товара на складе, ответить на вопросы.
Чтобы ответить на первые два вопроса плана, нужно проанализировать аудиторию. Нужно определить, откуда приходят клиенты, какие вопросы они задают, что их интересует, где и как они предпочитают коммуницировать с вашими менеджерами, почему уходят.
Этап 3. Спроектируйте чат-бота
Нужно определить логику алгоритма и последовательность действий. Итоговую структуру можно описать в виде последовательной (блочной, или древовидной) схемы сообщений.
На этом этапе нужно обратить внимание на то, в каком тоне чат-бот общается с клиентами. Сервис доставки еды и похоронное бюро будут использовать разные стили. Текстовые сообщения можно дополнить кнопками, смайликами, анимацией и иллюстрациями.
Этап 4. Выберите конструктор чат-бота
На рынке есть как англоязычные, так и русскоязычные сервисы. Конструкторы различаются набором функций, возможностью интеграций и тем, для каких платформ они создают чат-ботов. Вам нужно подобрать подходящий в зависимости от ваших задач.
Приведём некоторые примеры:
У Facebook Messenger, Slack и Telegram есть собственные платформы для создания ботов. Они бесплатные, но несколько сложнее классических коммерческих конструкторов.
Для общения с пользователем чат-бот должен откуда-то брать данные: о заказах, товарах, статусе доставки и так далее. Для этого алгоритм интегрируют со сторонними сервисами, которые хранят такие данные. Это, например, «Мой склад», «Google Таблицы», «Google Календарь», Bitrix24 или даже Instagram. При выборе конструктора нужно учитывать, что он должен работать с сервисом, которым пользуетесь вы.
Также боту может потребоваться интеграция с бэкенд-системами, чтобы он мог подключиться к нужному мессенджеру. Если вы раньше этим не занимались, то лучше взять конструктор, в котором ничего из сторонних сервисов подключать не нужно.
Ещё следует обратить внимание:
Этап 5. Откорректируйте бота после тестового периода
Когда бот проработает хотя бы месяц, попробуйте его улучшить. Для этого:
Сложный чат-бот: как заказать у программистов
Хотя новичок может справиться с созданием чат-бота, профессиональные лингвисты и программисты сделают робота намного лучше. Так считает Роман Милованов из Ziax. По его словам, это также будет быстрее. В этом разделе мы разберём, сколько может стоить разработка бота, где искать подрядчиков и что нужно учесть при создании ТЗ.
Сколько может стоить создание бота
Час разработки в этом сегменте в среднем стоит от 800 до 2500 рублей. Итоговая цена проекта будет зависеть от сложности, в том числе от того, нужны ли функции ИИ. Самого простого бота можно заказать у фрилансера от 10 тысяч рублей; цена хорошего чат-бота для компании будет находиться в ветке 100–300 тысяч рублей.
Цены на чат-ботов в агентствах, которые на них специализируются, начинаются от 40 тысяч рублей, а в веб-студиях — от 120 тысяч.
Стоимость также зависит от платформы, для которой нужен чат-бот. Самые дешёвые — это роботы для Facebook, Telegram, Viber и сайтов. В них для создания диалогов можно использовать уже существующий интерфейс. Сложнее сделать робота для WhatsApp или SMS — цена может быть больше в пять раз.
Где искать исполнителя
Способы поиска в целом не отличаются от того, как компании ищут квалифицированных сотрудников на другую проектную работу.
Александр Дученчук рекомендует руководствоваться следующим принципом. Фрилансеры подходят для несложных линейных чат-ботов, а разработчиков сложных технологических роботов лучше искать в профильных агентствах или через сайты поиска работы.
Обязательно нужно проверить на собеседовании, работал ли исполнитель с нужными вам технологиями. Это могут быть технологии обработки естественного языка (NLP), распознавания человеческой речи (Voice Recognition, Text-to-Speech и Speech-to-Text). На изучение этих инструментов уйдёт слишком много времени, отмечает Дученчук.
Для разработки сложных чат-ботов можно применять разные языки, поэтому, если у вас уже есть в стеке, например, Python, можно не усложнять и написать чат-бота на нём, заключает Дукенчук.
Как составить ТЗ и выяснить точную стоимость?
Чтобы правильно составить ТЗ и выставить прайс, посмотрите похожие предложения и проанализируйте, какие требования там изложены, какие сроки и цены. После этого:
Как узнать больше
Если вас интересует продвижение бизнеса в мессенджерах в целом, то вот здесь мы рассказываем о маркетинге в WhatsApp, здесь — о массовых рассылках во «ВКонтакте» от имени группы, а здесь — о подключении чат-ботов к таргетированной рекламе.
О необычном способе использовать чат-бота можно прочитать в статье «Как в „Газпром нефти“ развивают эмоциональный интеллект с помощью чат-бота».
Сервисы, которые позволяют решить задачу без программирования или с минимальным привлечением программиста. Например, конструкторы сайтов.