Ты как цыганка без сына что значит
10 законов, которым обязана следовать каждая девушка в цыганской общине
Современные общины, скажем, американских цыган выглядят несколько иначе, чем мы могли бы себе представить: женщины вовсе не обязательно одеты в длинные цветные юбки и платки. Однако есть то, чему неукоснительно следуют все члены общины.
Например, получить образование для цыганки большая редкость. Мы в AdMe.ru немало удивились этому и решили узнать и о других правилах поведения, которым должны следовать цыганские девушки.
Традиции замужестваЦыгане свято чтут свою культуру, и пришельца со стороны, претендующего на руку цыганки, называют Gorger — то есть тот, кто не принадлежит к их общине и не является цыганом. Девушки в основном находят свою любовь среди общины, за редким исключением. Желание сохранить собственную культуру настолько велико, что браки между двоюродными братьями и сестрами здесь не редкость.
Замуж девушка должна выйти девственницей. Что случится с цыганкой, не сохранившей свою невинность до свадьбы? Она считается грязной и осквернившей общину. Поступив так, она рискует остаться на мели: ни один мужчина-цыган не пойдет против правил общины, женившись на ней после того, как она отдалась другому.
Кстати, средний возраст замужества — 16–17 лет у девушек и 18–19 лет у парней, и этот брак, согласно традициям, должен сохраниться на всю жизнь. Цыганка, вышедшая замуж, может даже не помышлять о разводе. В цыганской общине повторные браки не приветствуются, и, чтобы не «осквернить» общину, женщина может вступить только в один брак на всю жизнь.
Крайне редко женщины все же расстаются с мужьями. И, как правило, они уже не вступают в новые отношения. В глазах общины это бросает тень не только на нее, но и на ее дочерей.
Подчинение родителямДевочка, растущая в цыганской общине, с раннего возраста окружена правилами, которые диктуют родители. Конечно, такая система присутствует и в большинстве других культур, но в цыганской культуре родители (и в особенности отец) имеют огромный авторитет, и дочь обязана делать то, что ей скажут. Когда она становится старше, ей разрешается выходить из дома только в сопровождении членов семьи (и это не обязательно родители — сопровождать цыганку могут сестры, братья, тети и дяди).
По этой же причине родители часто выбирают мужа для своей дочери, не полагаясь на ее мнение. Браки по договоренности среди цыган не редкость. А после того как родители выдадут цыганку замуж, она будет обязана почитать и слушаться мужа точно так же, как и родителей.
У мальчиков в этом плане свободы намного больше — они могут выходить из дома в одиночку, самостоятельно выбирать невесту и т. д.
Нельзя звонить в полициюКак правило, цыгане выясняют свои дела громко и шумно, зачастую бросаясь в драку с представителями враждебной семьи. И это тоже часть их традиций. Однако все проблемы решаются внутри семей, без привлечения закона. Подать в суд или вызвать наряд полиции не в их правилах: цыгане скорее придут толпой в дом соперников или устроят разборки на свадьбе. В худшем случае семья отречется от того, кто вызовет полицию на разборки. Любой человек в цыганской общине обязан знать, что поступать так — против правил. Мужчины это принимают, но некоторые девушки все еще пытаются призвать разбушевавшуюся родню к порядку с помощью закона.
Придется смириться с насилиемСтатистика домашнего насилия в цыганских общинах невероятно высока. Исследование в Англии показало, что 61 % замужних цыганок в Англии подвергаются насилию со стороны супруга. Женщины вынуждены мириться с этим. Участница шоу Gypsy Sisters Мелли рассказывает, что однажды бывший муж запер ее в трейлере, а когда она сумела выбраться, несколько раз ударил ее. Семья девушки убедила ее принять мужчину обратно. Девушка объясняет, почему так: «Это цыганская традиция, и ее нужно чтить».
Поддерживать чистоту в домеЕсли в большинстве стран женщина может позволить себе не быть домохозяйкой и иногда лениться делать уборку, то для цыганки такое непростительно. Гигиена в культуре цыган занимает важное место, и за поддержание чистоты в доме отвечает именно женщина. Она должна соблюдать несколько правил, в частности ни с кем не делиться своей посудой или столовыми приборами, в том числе и с супругом. Все предметы посуды промываются несколько раз: под проточной водой, в отдельной чаше с кипятком и снова под проточной водой.
Стирать мужскую и женскую одежду полагается отдельно. Верхняя часть тела считается чистой, в то время как нижняя — грязной, так что одежда «до пояса» и «ниже пояса» стирается отдельно друг от друга. Ну и само собой, нижнее белье тоже подлежит персональной стирке.
Беременность — особый периодБеременная женщина не должна вступать с кем-либо в физические контакты. В это время она даже не спит в одной кровати с супругом. Принимать водные процедуры полагается только в освященной воде. Кроме того, цыганская женщина, носящая ребенка, освобождается от выполнения домашних обязанностей: в этот период готовит пищу и содержит дом в чистоте ее муж.
Американские цыгане, впрочем, иногда пренебрегают этим правилом — их женщины более независимы.
Носить яркую и провокационную одеждуНесмотря на то что поведение цыганки должно быть целомудренным, ее наряд должен прямо-таки кричать об обратном. Таким образом, она может привлечь внимание будущего мужа, не прилагая к этому никаких усилий (потому что знакомиться с парнями первой цыганская девушка не может). Наиболее яркий пример такого поведения — это американские цыгане, которые каждый день наряжаются как на праздник. А уж если намечается свадьба или день рождения, в ход идут самые эффектные украшения и самые роскошные платья.
Нельзя подниматься на 2-й этажФотограф Евгений Доманский запечатлел, как мужская и женская части табора цыган-котляров заходят в автобус через разные двери, чтобы не соприкасаться.
В цыганской культуре все еще широко распространено понятие «скверны», с которой напрямую связано то, что нижняя часть тела считается грязной. Это не относится к девочкам и девственным девушкам, а вот половозрелая замужняя женщина считается «нечистой» ниже пояса, и прикоснуться к ее юбке или обуви означает «оскверниться». Из-за этого, если семья живет в 2-этажном доме, женщине запрещалось подниматься на 2-й этаж — туда допускались только дети и юные девушки. Но в некоторых домах цыган на 1-м этаже имеется гараж, поэтому женщина автоматически оказывалась на 2-м. Про людей, живущих в таких домах, другие цыгане говорят, что они «опоганились». По этой же причине, из-за «скверны», во время застолья женщины сидят отдельно от мужчин.
Гости к мужчинам и женщинам тоже приходят отдельно. Например, у котляров (или кэлдэраров — этнической группы цыган, входящих в состав большой группы рома) гость-мужчина может подойти только к мужчине, а гостья — к женщине. Остальное считается неприличным.
Серьги — исключительно женский атрибутЦыганские женщины любят украшения, и чем они массивнее и ярче, тем лучше. А что насчет мужчин? Многие из нас представляют себе цыгана с серьгой в ухе, но цыгановед Кирилл Кожанов утверждает, что в их культуре серьги — часть только женского образа, и мужчине такое носить попросту неприлично.
После замужества — только юбкаНа фотографии видно, что маленькая девочка носит штаны, в то время как взрослые женщины-котлярки одеты только в платья.
У цыган-котляров принято, что замужняя женщина может носить только юбку. Кирилл Кожанов рассказывает, что незамужние девушки-котлярки нередко носят джинсы, а после брака могут надеть юбку прямо поверх них.
Определенно, некоторые особенности цыганской жизни устарели. Мало того, они еще и довольно жестоки по отношению к девушке. А что вы знаете о каких-нибудь еще подобных традициях в других странах?
Цыгане. 25 фактов о цыганах, которые могут вас удивить
Многих одно упоминание о цыганах уже настораживает. И не зря, ведь этот народ славится своим пристрастием к воровству и навыками гипноза. Но может если вы узнаете о цыганах больше, то измените свое мнение о них? Предлагаем вашему вниманию 25 самых интересных фактов о цыганах, которые могут вас удивить.
Факт 1. Цыгане – это не один народ, как многие думают, а обобщенное название нескольких десятков разных народностей, также, как и славяне или кавказцы, к примеру.
Факт 2. У цыган есть национальный гимн и флаг, хотя собственного государства они не имеют.
Цыгане живут на всех материках, кроме Антарктиды. Только в Европе их численность по разным данным колеблется от 8 до 12 млн человек.
Факт 4. Хотя принято считать, что предки цыган вышли из Индии, как нация тот народ сформировался в Персии (восточная ветвь) и в Римской Империи (западная ветвь)
Факт 5. Несмотря на то, что предки у всех цыган одни, восточные и западные цыгане между собой практически не общаются.
Факт 6. Большинство цыган исповедует христианство или ислам, но есть и представители других конфессий, хотя их очень мало.
Факт 7. Современных цыган нельзя назвать «кочевым народом», поскольку большинство из них имеют постоянное место жительства и лишь небольшой процент кочует.
Факт 8. Самым страшным наказанием для цыган является изгнание из цыганского общества. Но для таких наказаний нужно сильно провиниться – совершить особо тяжкое преступление, по мнению цыган
Факт 9. Есть у цыган и другие наказания. К примеру, коротко остриженные волосы считаются своего рода символом бесчестия. Причем, провинившихся стригут принудительно, даже с применением силы, если есть такая необходимость.
Факт 10. У цыган существует понятие «скверны». Оно относиться к взрослым женщинам, точнее, к нижней части тела представительницы слабого пола. Все, что ниже пояса у женщины считается оскверненным, в том числе одежда, обувь и даже пол на, котором она стоит.
Факт 11. У цыган не приветствуются интимные отношения до замужества. Даже принято в день свадьбы показывать гостям окровавленную простыню, как доказательство девственности молодой супруги.
Факт 12. Молодожены обычно живут вместе с семьей жениха. Со временем они перебираются в собственный дом, с родителями остается жить только младший сын со своей семьей.
Факт 13. Традиционные пышные юбки у цыганок – свидетельство полунищего существования. Когда подол юбки изнашивался до лохмотьев, цыганка его подрезала, а потом пришивала полоски ткани от старых платьев.
Факт 14. Чрезмерному пристрастию к золотым украшениям у цыганок есть объяснение. Дело в том, что таким образом цыганские женщины страховали себя от нищеты в случае развода. Если муж и прогонит из дому, то серьги-кольца срывать вряд ли будет, а значит голодать не придется.
Факт 15. У цыган чем более успешно женщина воспитывает своих детей (по их же мнению), тем больший почет она имеет, тем весомей её собственное мнение и положение среди цыганского общества.
Факт 16. Европейские цыгане имеют свое национальное блюдо – это жареный или тушенный еж. Говорят, что такое блюдо часто готовили польские и прибалтийские цыгане, когда прятались в лесах во время гонений на их народ в Европе.
Факт 17. Говорят, танец живота, распространенный в арабских странах, также придумали цыгане. Впрочем, эту теорию до сих пор и не подтвердили, и не опровергли.
Факт 18. Если цыган носит одну серьгу на мочке уха, то скорее всего у него нет братьев. У этого народа серьга – отличительный знак единственного сына в семье.
Факт 19. Цыгане в основном занимаются торговлей, коневодством и разными ремеслами: от изготовления ключей и плетения корзин до ювелирного дела.
Факт 20. Есть профессии, которых цыгане избегают, как нежелательные. Считается, что цыгану не пристало быть дворником, работником фабрики или завода, а также (что весьма странно) журналистом.
Факт 21. Среди цыган есть выдающиеся учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, спортсмены, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы. К примеру, британский боксер Тайсон Фьюри имеет цыганские корни.
Факт 22. Носителей цыганских генов называют «романо рат». Такие люди, если захотят, могут стать цыганами. «Романо рат» являются такие известные личности, как гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Чарли Чаплин и другие.
Факт 23. Многие цыгане знакомы с основами гипноза и даже пользуются этими знаниями. Хотя в большинстве случаев с помощью гипноза цыгане обманывают людей ради обогащения.
Факт 24. В 1944 году на территории Польши был уничтожен немецкий концлагерь Освенцим, в котором находилось большое количество цыган из восточной Европы. По официальным данным в этом лагере погибло около 21 тысячи цыган
Факт 25. В мире есть даже «морские цыгане». Они всю жизнь живут на лодках и плотах, и только изредка высаживаются на сушу, чтобы запастись водой, а также другой необходимой для жизни провизией. Вот только к настоящим цыганам они не имеют отношения, потому что являются особой народностью, живущей в прибрежных районах Индонезии, Малайзии и Филиппин.
p.s. При загрузке картинок выдает ошибку 🙁
Почитал всё, но так и не понял, почему я должен изменить своё отношение к цыганам.
это факты из 19 века?
Факт 7. Современных цыган нельзя назвать «кочевым народом», поскольку большинство из них имеют постоянное место жительства и лишь небольшой процент кочует.
кочуют и еще как! Даже в пределах города, от рынка к рынку.
26. В отличии от людей цыганам нравится находится внутри работающих печей.
Как смеете вы грубить женщине, пригласившей нас в свой шатер. и угостившей нас ежом?
Поподробнее про цыган-учёных можно? А то только боксёра озвучили. Хорошо бы ещё про великих поэтов и композиторов. Только не про «нанэнанэ» а что-нибудь более выдающееся. Рэп, например или симфонию какую-нибудь, что ли.
ВЫ ОШИБЛИСЬ! ОНИ НЕ ЖИВУТ ТОЛЬКО НА АТЛАНТИДЕ
1. Не совсем согласен. Цыгане-ромы, которых большинство, очень близки и различаются между собой не больше чем соседствующие славяне. Ломы и домы стоят подальше, но имя одно и традиционные занятия похожи, мне это напоминает иранское разнообразие.
13. Скорее это связано с магирипэн. Поверх юбок еще надевается передник. Но у некоторых цыган традиция уже себя изживает. Слышал, кишиневские чяя даже начали носить джинсы.
20. Цыгане, насколько знаю, избегают подчиненности.
попадалось где-то,в Японии не прижились
А то что ни все биомусор че не указано?
Табор, хорошая попытка.
Почему нужно читать книги
История не моя. Нашел в сети.
— Иди куда шёл. Пааарежу!
Быть зарезанным в другом городе Алексею не хотелось, и он отошёл. Тем временем мужчина отдавал цыганам золотое обручальное кольцо и часы. В Алексее закипело чувство справедливости. Он нащупал в кармане куртки мел, который остался у него после рисования на асфальте с племянницей. Решительно подошёл к толпе. Сел в ногах у мужика. Как в гоголевском «Вие» очертил круг, внутри которого оказался сам и мужик. Поднял руки вверх и как сумасшедший начал орать:
— Анон эдхелен эдро хи амэн! Фенос ногосрим, ласто бех ламен!
Темный огонь тебе не поможет, пламя Удуна!
Возвращайся во тьму, ты не пройдёшь!
Лицо цыгана побелело. Он упал на колени. Потом стал доставать из карманов золотые украшения и складывать в круг из мела. Алексей не мог остановиться и в исступлении орал:
— Возвращайся во тьму, ты не пройдёшь!
Бедный цыган запричитал:
— У меня больше ничего нет! Есть зубы, но мне нужно какое-то время.
Алексей не останавливался:
— Я служитель тайного огня!
В конце концов у входа в жд вокзал остались двое. Алексей встал, отряхнул штаны, и сказал мужику:
— Вот забирай, тут твоё. Ну будь здоров, больше не впутывайся!
Мужик глядел на него ошалелыми глазами.
— Сколько я вам должен за обряд снятия порчи?
Когда мои дети спрашивают меня «Пааап, ну вот зачем читать? Скучно! Можно телик с ютубом посмотреть », я всегда вспоминаю Алексея и того цыгана с золотыми зубами, улыбаюсь и отвечаю словами Фелиции Жанлис:
— Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.»
(с) Александр Бессонов
Представляю лицо Толкина, если бы он услышал эту историю:
«Мою маму выдали замуж в 14 лет». Каково это — родиться и вырасти в цыганской семье?
По национальности я цыганка. Мою маму выдали замуж в 14 лет. Вы спросите, как так? А потому, что цыганские браки, как правило, официально не регистрируются. Мамин муж и мой отец был старше на семнадцать лет и имел троих детей от первого брака — жена умерла при родах; думаю, потому, что рожала дома. А моя мама произвела на свет еще шестерых: трех мальчиков и трех девочек. Старшие дети (не моей мамы) с нами жили недолго — двое отделились по возрасту, одного забрали родственники.
Мальчики в цыганской семье — это особая каста, не то, что девочки. Мы-то, как правило, никому не нужны, обуза. Наша соседка регулярно сдавала именно девочек в дом ребенка — и забывала о них. Но моя мама вырастила всех, хотя мы очень бедно жили. У нас был частный дом с небольшим участком, а еще мы держали свиней. Папа привозил для них отходы на лошади с телегой вроде как из детских садов и из школ.
У нас была лошадь по кличке Бусый, и братья с малолетства сидели на ней как влитые, будто так и родились! Мы, девочки, не ездили верхом, у нас это не принято, но всегда могли покормить коня хлебом, погладить; мы его не боялись, для нас это было естественно. В других семьях нет такого тесного общения с животными. С лошадью я могла поговорить, и хочу сказать, что она способна понять гораздо больше, чем люди, и у нее человеческие глаза. Еще у нас было много кошек, совершенно диких, которые ловили крыс и мышей. Когда я пробовала к ним подходить, они шипели и убегали.
Нас с детства приучали к попрошайничеству. Мы с мамой, моими сестрами, с нашими соседками и их детьми обычно стояли у ворот церкви. Я замечала, что некоторые люди, которые хотели зайти в храм, увидев нас, проходили мимо. Возможно, не желали подавать или по какой-то иной причине. Мы были для них как препятствие, как зараза. Нас учили говорить: «Тетенька, вы такая красивая!» Обычно «тетенька» шарахалась, но давала нам денег. Сейчас я понимаю, что не за комплимент, а просто желая откупиться от «сглаза».
А еще мы желали прихожанам здоровья и здоровья их детям. При этом надо было смотреть людям в глаза. Кто посмелее, те говорили нам за это гадости, а другие давали деньги. Кстати, если к вам на улице подходит цыганка и заявляет, что на вас порча, не слушайте, не бойтесь — просто проходите мимо. Чем меньше верите, тем меньше пристанет. Насчет того, что все цыганки умеют гадать на картах, тоже ерунда. Да, многим из нас это дано, но далеко не всем. Я знаю как минимум двух петрозаводских цыганок, которые в самом деле отлично гадают; причем живут они в благоустроенных квартирах, в относительном достатке, а не так, как жили мы.
Зарабатывали мы не так уж и мало, люди давали даже и сотнями; в церковные праздники могло выйти до нескольких тысяч рублей за день на семью, но всё куда-то утекало. Я слышала легенду о цыганских баронах, но ничего толком не знаю и могу сказать одно: большую часть того, что мы зарабатывали попрошайничеством, шла куда-то «наверх». Папа всё забирал, и больше мы этих денег не видели, а мама потом ломала голову, чем нас накормить.
У мамы было золото: крупные украшения и золотые зубы. А у нас если и имелись игрушки, то буквально подобранные на помойке. Да и поиграть, собственно, было некогда. Случалось, отец бил маму — если хотел, то находил повод. Что он сказал — было законом, и я его боялась, хотя он почти не обращал на меня внимания. Я с детства делала только то, что велели, и долгое время не представляла, что можно жить как-то иначе.
Одевались мы как попало: юбка или платье, а под ними — штаны, резиновые сапоги. Почему резиновые? Потому что в районе, где мы жили, на улицах всегда была непролазная грязь. В школе я училась плохо, с двойки на тройку, мало что соображала, домашние задания делать не успевала. Объяснить, если что-то не понимаешь по предметам, было некому, к тому же в нашей среде считалось, что девочкам образование ни к чему. За все годы учебы мой дневник никто не проверял и не подписывал. Я помню, что к нам приходили незнакомые люди, хорошо одетые, русские, — наверное, из каких-то социальных служб, но двери им никто никогда не открывал.
Придешь домой из школы, а там работа: мыть посуду, стирать (при этом никаких стиральных машин у нас сроду не было), присматривать за младшими. Я была старшей из детей, и на мою долю выпадало больше всего обязанностей. Одноклассники меня не обижали, побаивались. Но и дружить, общаться тоже никто не хотел: обходили стороной, и за партой я всегда сидела одна. Некоторые учителя пытались что-то объяснить после уроков, но я зажималась, не могла ничего усвоить, потому что однажды услышала, как две учительницы в разговоре между собой назвали меня тупой, а еще сказали: «У нее наверняка есть вши», хотя вшей у меня никогда не было.
В литературе и кинематографе распространено мнение, что цыганки распущенные, ветреные, склонные к свободным отношениям. На самом деле это не так: наши женщины очень целомудренны. Цыган, сколько бы браков у него ни было, всякий раз женится только на девственнице. Первая брачная ночь случается прямо в ресторане или там, где празднуется свадьба. Молодые закрываются в отдельном помещении, а гости ждут «результата». Когда девушку выдают замуж, ее, как правило, никто ни о чем не спрашивает, всё решает родня. Если цыганка остается вдовой, замуж повторно она не выходит: ее поддерживают родственники, прежде всего братья покойного супруга.
Меня можно было назвать малообразованной, даже малограмотной, но рано или поздно я начала понимать, что меня ждет. Учителей я ни в чем не виню, у них было мнение: что возьмешь с этих цыган! Они во многом правы: мы почти не смешиваемся с другими народами, живем очень обособленно, образование для нас не играет роли. Мама тем более ни в чем не виновата, потому что, будучи девочкой, стала женой взрослого мужчины, не успела ни сформироваться, ни развиться. Она старше меня в два раза.
По соседству была молодая цыганка Надя, мамины подруги часто перемывали ей кости. Эта Надя выучилась на воспитателя детского сада, ушла из семьи, а потом вышла замуж за русского. Это считалось позором, но я посмотрела на данный опыт с другой стороны. Надя вырвалась из нашей среды, в которой ее не ждало ничего хорошего, и отныне сама решала, как ей жить, зарабатывала деньги, могла увидеть что-то еще за пределами того мира, в котором родилась.
После окончания девятого класса я, никому ничего не сказав, устроилась на работу в магазин в нашем районе. О продолжении учебы в школе с моими оценками речи не шло, и я не думала, что смогу куда-то поступить: уверенности в себе не было никакой. Магазин был небольшим, торговали всем, чем придется, и вскоре отец меня избил, сказав, что я его опозорила, потому что продаю мужчинам спиртное, при том что лично я вообще не пила и не пью, не играло никакой роли. Я проплакала сутки, а потом подошла к заведующей — объяснила ситуацию. Она сказала, что станет устраивать для меня удобные смены, чтобы у отца было меньше возможностей подловить меня, узнать, что я все-таки продолжаю работать.
Потом я перешла в другой магазин, побольше, где мне очень нравился коллектив. Помогали, советовали; многие — даже именно потому, что я цыганка. Они понимали, что я из другой среды, мне трудно общаться с людьми, я многого не знаю. Со своей стороны я старалась быть доброжелательной к людям: к покупателям и коллегам.
В этом магазине я встретила будущего мужа. Он был красивым, светловолосым, статным, высоким, и я влюбилась без памяти. Сергей работал грузчиком; рассказал, что он детдомовец с непростой судьбой: несколько лет провел в исправительном учреждении для подростков. У него была комната в общежитии, и вскоре я ушла туда к нему, а потом мы поженились. Отец был в ярости, пытался меня найти, разобраться, но мой муж не тот человек, который даст меня в обиду.
Я заочно выучилась в Сортавальском торгово-экономическом техникуме и сейчас работаю товароведом. У нас с Сережей есть сын: черненький, кареглазый — в меня. Я стараюсь читать ему книги, как-то развивать: не хочу, чтобы у него было детство, похожее на мое. При этом и сама стремлюсь восполнить недостатки своего образования и воспитания. Однако моя национальность все-таки накладывает отпечаток на поведение, вкусы: я категорически не могу носить брюки, хожу только в юбках. И не думаю, что когда-либо решусь сделать стрижку, а голову тоже в основном покрываю, хотя бы и легким шарфиком.
С мамой я время от времени встречаюсь тайком от отца, даю деньги на младших, а она чаще всего только плачет. Получается, я их опозорила, потому что отныне в моей бывшей среде я изгой. Возможно, это эгоистично, но я ни о чем не жалею. А еще мне кажется, что не существует цыганского счастья, русского или какого-то еще, а есть просто человеческое. Надо стремиться к нему и по возможности стараться быть его достойным.