Ты меня не любишь не жалеешь о чем стихотворение
Анализ стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь» Сергея Есенина
Любовная лирика Есенина представлена большим количеством произведений. У поэта было множество женщин, каждой из которых он посвящал свои стихотворения. В большинстве случаев есть возможность установить конкретного адресата, учитывая обстоятельства жизни Есенина. Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…», написанное поэтом незадолго до смерти (декабрь 1925 г.), не позволяет с уверенностью говорить о конкретной женщине. Из содержания становится понятно, что поэт имеет в виду простую «ночную бабочку».
С самого начала стиха Есенин показывает ненатуральность и временный характер любовных отношений. Женщина не смотрит лирическому герою в глаза, он сам «не нежен и не груб с ней». По сути любовники глубоко равнодушны друг другу. Их свела вместе животная чувственная страсть, которая не оставит в душе ни малейшего следа. Автор обращается к женщине с риторическими вопросами о том, сколько же мужчин было в ее пустой и холодной жизни.
Есенин не обвиняет женщину, вынужденную таким образом зарабатывать себе на жизнь. Ее воспоминания о многочисленных любовниках не вызывают у него чувства ревности. Он признается, что сам любит ее «не очень». Возможно, поэт чувствует некоторое духовное родство с проституткой. Его пылкие романы также не привели к прочным отношениям. Продолжая беспорядочную жизнь, автор уже не ждет чуда. Он ограничивается мимолетными связями, лишь в воспоминаниях «утопая в дальнем дорогом».
Сергею Есенину бесконечно жаль своей минувшей молодости. Он понимает, что известность и слава развратили его, притупили прежние возвышенные чувства, заставили испытать разочарование в любви. Душевная опустошенность привела к тому, что автор уже чувствует себя глубоким стариком. Он никому не желает повторения своей судьбы, поэтому просит свою опытную подругу «нецелованных не трогать».
Есенин ни разу не называет имени женщины. Становится понятно, что для него это не имеет никакого значения. Скорее всего, это было знакомство на одну ночь. Повториться встреча может только совершенно случайно на улице, когда «ночная бабочка» будет увлечена уже другим партнером. Ироничное обращение поэта «miss» показывает всю ненатуральность таких «любовных отношений».
В финале поэт заявляет «кто сгорел, того не подожжешь». Это значит, что настоящую любовь можно испытать только в молодости. Нужно беречь это великое чувство и не растрачивать свои душевные силы на мимолетные связи.
«Ты меня не любишь, не жалеешь…» С. Есенин
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я – они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пуст твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь, –
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пойдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».
И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, –
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
Дата создания: 4 декабря 1925 г.
Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь…»
Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно по этой причине адресат стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь…», написанного в 1925 году, за несколько недель до трагической гибели поэта, так и не установлен.
Между тем, из контекста произведения ясно, что, скорее всего, оно посвящено женщине легкого поведения, с которой судьба случайно свела Есенина. Доведенный до отчаяния осознанием своей ненужности, поэт в последние годы жизни нередко искал сочувствия у проституток. Но при этом прекрасно понимал, что рассчитывать на их благосклонность можно лишь за деньги или же угощения. Именно по этой причине, вероятно, и родилась первая строчка стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь».
Свою случайную знакомую поэт характеризует достаточно красноречиво и недвусмысленно, отмечая: «Молодая, с чувственным оскалом». Но при этом Есенин подчеркивает, что в ее жизни он – лишь очередной эпизод, мимолетное явление. И путана вряд ли запомнит имя того, с кем провела эту ночь. «Многим ты садилась на колени, а теперь сидишь вот у меня», – отмечает автор. Эта связь его также не волнует и не вызывает возвышенных чувств. Человек, побывавший в постелях многих женщин, воспринимает очередное любовное приключение без энтузиазма. «Как случайно встретился с тобою, улыбнусь, спокойно разойдясь». – отмечает он.
Есенин прекрасно понимает, что его новая подруга также забудет о нем уже на следующих день. Однако в ее сети наверняка попадутся менее опытные кавалеры, которые искренне поверят в лживые слова о любви и наигранную страсть. Поэтому автор предупреждает свою визави: «Только нецелованных не трогай, только негоревших не мани». Он понимает, что легкомысленность этой женщины, которая по-своему прекрасна, может причинить неискушенным молодым людям глубокую душевную рану.
Поэт не исключает, что когда-нибудь судьба вновь сведет его с коварной искусительницей, однако это его нисколько не беспокоит. Равнодушный к лживым словам, он признается сам себе в том, что уже перестал видеть в женщинах их лучшие качества. Его душа опустошена, и виной всему – череда неудачных романов, отсутствие взаимопонимания с избранницами. Поэт с горечью отмечает, что «кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь», подразумевая, что чистые и искренние чувства ему уже недоступны. А значит – жизнь подходит к своему логическому завершению.
Анализ стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь…»
Стихотворение Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь…» написано незадолго до его трагической гибели в декабре 1925 года. Есть мнение, что его строки стали разве что не эпитафией поэта самому себе…
На мой взгляд, это скорее совпадение. Убедить в обратном могло бы лишь уверенное доказательство самоубийства Есенина, которого у нас нет и, по всей видимости, вряд ли когда-то в обозримом будущем будет: слишком много тайн и по сей день скрыто в архивах госбезопасности.
Однако бесспорно в этом стихотворении подводится определенная итоговая черта. Мировоззрение поэта всегда было утонченно-трагическим, безоглядного оптимизма у него не встречалось и раньше. Даже в самых, казалось бы, нежных лирических строках у Есенина всегда сквозит ускользающая обреченность:
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот и веселый свист…
Это 1923 год.
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.
1922.
Повторюсь, никогда особого счастья стихотворения всемирно известного русского златовласого хулигана не излучали. Поэтому считаю не вполне правомерным воспринимать «Ты меня не любишь…» как некое трагическое предзнаменование, финальную точку жизни и творчества.
Стихотворение это обращено к некой абстрактной (потому что таких было предостаточно) женщине, с которой лирического героя связывает лишь минутная страсть. Опять-таки, поскольку это не первый (да и не второй, чего уж там…) случай — страсть уже не безоглядная, а довольно, если можно так сказать, инертная. Можно и порассуждать… Есть версия, что адресованы эти строки барышне легкого поведения — с этим я согласиться не могу. С проститутками не говорят о судьбе.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь…
Речь тут все же не о продажных объятиях, они того не стоят. Вероятнее всего, у лирического героя (а, может быть, и автора) имела место встреча с какой-то знакомой женщиной. Встреча, которая спонтанно перешла в интимную стадию в силу… не знаю, привычки, что ли. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен… А что еще делать-то.
Здесь нет любви. Да и страсти в подлинном ее обличье здесь тоже нет. Нет душевного подъема, нет ощущения достигнутой цели, наконец. Это усталая машинальная близость как попытка немного оживить собственные чувства — провальная, надо отметить, попытка.
Герой уже будто со стороны интересуется, скольких она ласкала до него. Ему это просто любопытно, никаких эмоций — ни горечи, ни брезгливости. Он знает, что безразличен ей, как человек. Она ему — тоже:
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Исчерпанные резервы души не оставляют места живым чувствам и привязанностям — вот что самое горькое в этом и других есенинских стихотворениях последних лет. Ему уже не больно. Не страшно. Его там, собственно, уже и нет. Он в своем «дальнем дорогом» — там, где он мог любить и мог чувствовать себя любимым. Там, где идеалы его юности не были еще безжалостно растоптаны современной действительностью. Ведь Есенин не циник по своей природе, он величайший лирик своего поколения.
Но лирика и нежность очень хрупки, и именно они, будучи раздавленными, безвозвратно обращаются в самый жесткий цинизм. Именно об этом говорит фраза:
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
Потому что нечего уже поджигать. Пепелище.
Есенин так и не повзрослел. Возможно, просто не успел. Но дело в том, что жить ему довелось в очень лихие годы. Драма его жизни разворачивалась на фоне драмы великой державы, сметавшей все на своем пути. Ведь по сути вся его жизнь — сплошная череда каких-то трагических происшествий. Полная разочарований личная жизнь. Разлука с детьми. Революционные катализмы. Ощущение своей неприкаянности как в качестве поэта, так и в качестве человека…
Но все же ему бесконечно жаль того себя, который еще был способен на открытые эмоции, кто не очерствел сердцем, не упал под гнетом судьбоносных испытаний. Ему жаль беспечной юности, не знающей границ своего счастья, любви к миру и людям. И он просит не опошлять, не трогать святое, наивное, детское…
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
Потому что такие игры хороши тогда, когда оба знаю цену этим объятиям. Когда уже нет иллюзий. Есть равнодушие: не эта — так другая, не тот — так вон тот… Очень больно и горько пережить столкновение живого и мертвого, сердечного и циничного. Сам Есенин с подобным сталкивался неоднократно. Ему было присуще немного детское, чистое восприятие действительности, он, как и любой из нас, мерил других по себе — и оттого порой очень обжигался.
Стихотворение носит несколько отстраненный характер. Герой уже не переживает. Даже не удивляется, что не переживает. Привык. Но в глубине души теплится та самая сокровенная мечта об одной из самых главных основ жизни духовной — о любви… Любви, которой давно уже нет, как и надежд на новое ее появление. Но сама память о ней по-прежнему остается неприкосновенной…
«Ты меня не любишь, не жалеешь…», анализ стихотворения Сергея Есенина
Незадолго до смерти Есенин написал стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…», в котором в полной мере отражено ощущение одиночества, горькое сознание оторванности от жизни, характерное для поэта в последние годы жизни.
Перед гибелью Есенин был особенно одинок. Он уехал от своей супруги, не находя с ней взаимопонимания. В данном стихотворении поэт делится с читателями безрадостными мыслями. Лирический герой обращается к некой героине, ярко вырисовывая образ чувственной, но бездушной женщины. Главной темой произведения становится несостоявшаяся любовь героя и героини, полное одиночество поэта, пришедшего к определённой черте в отношениях с женщинами и в жизни вообще.
Лирическое стихотворение воплощает в себе чувства и мысли самого автора. Можно с уверенностью утверждать, что в произведении Сергей Есенин пишет о самом себе, лирический герой и автор едины.
Одиночество и конечность жизнь
Сюжет стихотворения основан на путешествии в прошлое и констатации явлений настоящего. Здесь поэт не обращён в будущее. Он подводит итоги, рассуждает о горькой действительности и подчёркивает, что для его души нет будущего. Сюжет определили воспоминания о равнодушной женщине, которая в объятиях поэта думает о другом, не смотрит в его лицо и мыслями находится где-то далеко. Герой отмечает, что и сам уже не испытывает любви. Их встреча случайна, связь бессмысленна и основана только на страсти, а расставание не вызовет грусти ни у кого.
Поэт может спокойно анализировать происходящее, отмечает, что ничто уже не может его потревожить, огорчить. Он понимает, насколько холодны и пусты в действительности отношения.
Основная идея произведения заключена в осознании поэтом собственного одиночества, оторванности от мира. Страсть, влюблённость, общение с женщиной уже не приносят ему радости. Подобные отношения не способны заменить настоящей любви. Он слишком хорошо знает им цену и больше не готов обманывать себя, создавая иллюзию счастья, упиваясь страстью.
Чувственность вызывает у него отторжение, потому что не основана на истинном единении душ. Даже обычной доброжелательности, близости уже нет. Поэт способен прямо спрашивать, сколько рук и губ помнит женщина, сидящая у него на коленях, скольких она ласкала. Герой видит, что всё происходящее – только любовная игра, основанная на страсти, даже не прикрытая фальшью, имитацией настоящих чувств. Поэта тяготят подобные отношения. Он подводит своеобразный итог, признаваясь, что уже ничто не потревожит его души.
Есть в стихотворении и обращённость в прошлое. Мимолётно поэт признаётся, что утопает «в дальнем дорогом», что он не может больше любить, потому что уже любил однажды. Можно сделать вывод, что истинное духовное чувство было в жизни героя, но повторить его невозможно, что и ощутил со всей определённостью поэт.
Женщина сидит у него на коленях, вероятно, страсть объединяет героя и героини. Однако поэт признаётся, что душу ничто не «бросит в дрожь», чётко разделяя страсть и духовную близость. Показательна просьба-приказ героя, обращённая к обладательнице «чувственного оскала»: «только нецелованных не трогай». Поэт явно указывает, что общение с женщинами само по себе оказало разрушительное влияние на его личность, поскольку не было основано на настоящей любви, которую он когда-то потерял.
Композиция, художественные приёмы
Стихотворение имеет линейную композицию, но при этом по-своему закольцовано. Подводится итог, однако он перекликается с первыми строчками. Герой говорит, что женщина его не любит, не жалеет, указывает на отсутствие у неё истинных чувств. Но и он сам признаётся, что равнодушен, его ничто не трогает. И это в некотором смысле даже объединяет героев, хотя поэт остаётся бесконечно одиноким.
Показательны экспрессивные определения, образы. «Чувственный оскал» женщины-хищницы пугает, ведь она не просто равнодушна, но и опасна для героя. Именно поэтому поэт призывает её не манить тех, кто ещё не горел страстью. Других мужчин поэт сравнивает с тенями, а страсть героини называет огнём. Глаза женщины именуются «очами», хотя никакого любовного флёра уже нет, что ещё резче подчёркивает это нежное архаичное слово. Динамизм, единство композиции придают рефрены, повторы в начале строк («только», союз «и», «кто»).
В этом стихотворении поэт предстаёт бесконечно одиноким, подводит итог жизни и признаётся, что больше не верит в возрождение.
Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь: Стих
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,—
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пойдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».
И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь,—
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
Анализ стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь» Есенина
Любовная лирика Есенина представлена большим количеством произведений. У поэта было множество женщин, каждой из которых он посвящал свои стихотворения. В большинстве случаев есть возможность установить конкретного адресата, учитывая обстоятельства жизни Есенина. Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…», написанное поэтом незадолго до смерти (декабрь 1925 г.), не позволяет с уверенностью говорить о конкретной женщине. Из содержания становится понятно, что поэт имеет в виду простую «ночную бабочку».
С самого начала стиха Есенин показывает ненатуральность и временный характер любовных отношений. Женщина не смотрит лирическому герою в глаза, он сам «не нежен и не груб с ней». По сути любовники глубоко равнодушны друг другу. Их свела вместе животная чувственная страсть, которая не оставит в душе ни малейшего следа. Автор обращается к женщине с риторическими вопросами о том, сколько же мужчин было в ее пустой и холодной жизни.
Есенин не обвиняет женщину, вынужденную таким образом зарабатывать себе на жизнь. Ее воспоминания о многочисленных любовниках не вызывают у него чувства ревности. Он признается, что сам любит ее «не очень». Возможно, поэт чувствует некоторое духовное родство с проституткой. Его пылкие романы также не привели к прочным отношениям. Продолжая беспорядочную жизнь, автор уже не ждет чуда. Он ограничивается мимолетными связями, лишь в воспоминаниях «утопая в дальнем дорогом».
Сергею Есенину бесконечно жаль своей минувшей молодости. Он понимает, что известность и слава развратили его, притупили прежние возвышенные чувства, заставили испытать разочарование в любви. Душевная опустошенность привела к тому, что автор уже чувствует себя глубоким стариком. Он никому не желает повторения своей судьбы, поэтому просит свою опытную подругу «нецелованных не трогать».
Есенин ни разу не называет имени женщины. Становится понятно, что для него это не имеет никакого значения. Скорее всего, это было знакомство на одну ночь. Повториться встреча может только совершенно случайно на улице, когда «ночная бабочка» будет увлечена уже другим партнером. Ироничное обращение поэта «miss» показывает всю ненатуральность таких «любовных отношений».
В финале поэт заявляет «кто сгорел, того не подожжешь». Это значит, что настоящую любовь можно испытать только в молодости. Нужно беречь это великое чувство и не растрачивать свои душевные силы на мимолетные связи.