Ты появишься у двери в чем то белом без причуд
Борис Пастернак. Никого не будет в доме
Никого не будет в доме,
кроме сумерек.
Один
зимний день в сквозном проёме
не задёрнутых гардин.
Только белых мокрых комьев
быстрый промельк моховой,
только крыши, снег, и, кроме
крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
и опять завертит мной
прошлогоднее унынье
и дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
не отпущенной виной,
и окно по крестовине
сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
пробежит сомненья дрожь,-
тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдёшь.
Ты появишься из двери
в чём-то белом, без причуд,
в чём-то, впрямь из тех материй,
из которых хлопья шьют.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Борис Пастернак — Никого не будет в доме: Стих
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака
Творчество Б. Пастернака невероятно сложно для понимания. Его произведения всегда насквозь метафоричны, заключают в себе тайный смысл. Не зная обстоятельств личной жизни поэта, не всегда можно уловить этот смысл. Стихотворение «Никого не будет в доме…» (1931 г.) напрямую связано с важным событием в жизни Пастернака. В этом году он порвал отношения с первой женой и создал новую семью с З. Нейгауз. Это событие вызвало скандал и породило массу слухов, так как женщина также имела мужа, вдобавок являвшегося другом Пастернака.
Первая часть стихотворения описывает одиночество поэта. Вероятно, он уже покинул первую жену и ожидает прихода возлюбленной. У него есть время обстоятельно подумать о случившемся. Одиночество лирического героя никем не нарушается. Он растворяется в окружающем мире. Уточнение «кроме» подчеркивает его оторванность от человеческого мира. «Кроме сумерек», «кроме крыш и снега» — присутствие неодушевленных предметов и явлений только обостряет одиночество автора.
Хмурый зимний пейзаж настраивает лирического героя на безрадостные воспоминания. «Прошлогоднее унынье», вероятно, связано с неудачно сложившейся семейной жизнью. Автор чувствует за собой «неотпущенную вину». Пастернак никак не упоминает свою первую жену. Можно предположить, что именно он стал причиной распада семьи.
Появление героини совершенно преображает действительность. Становится понятно, что автор ждал возлюбленную с огромным нетерпением, просто тщательно скрывал его от читателя. Он находился во вневременном и внепространственном состоянии. Это подчеркнуто сравнением героини с «будущностью». Наверно, Пастернак не был до конца уверен, что женщина ради него бросит своего мужа. Поэтому он не строил никаких планов и не предавался мечтам. Внезапное появление женщины озарило всю его жизнь и пробудило веру в счастливое будущее.
Изменение настроения лирического героя передает перемена в его восприятии действительности. Если в начале произведения снег ассоциируется с «белыми мокрыми комьями», то в финале возникает образ воздушных «хлопьев». Они символизируют неземной материал, из которого сшит наряд главной героини.
Стихотворение «Никого не будет в доме…» отражает глубоко личные чувства и переживания Пастернака. Оно является необходимым элементом для понимания жизни и творчества поэта.
Борис Леонидович Пастернак. Роман
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК.
ЗАЛОЖНИК ВЕЧНОСТИ У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
С первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере, созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня. Стоит заметить, что практически все произведения Пастернака трудно читать. Это стихотворение не исключение. Очень хочется поделить предложения по-своему, не обращая внимания на знаки препинания, поставленные автором. Но это только после первого, поверхностного, прочтения. Что же мы видим, прочитав стихотворение так, как задумал автор? Всего четыре строчки, но перед нами возникает четко вырисованная картина!
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Не нужно четкое и подробное описание зимы со всевозможными нюансами. Несколькими точными штрихами автор передает читателям ощущение зимнего снегопада. Мы тут же видим перед своими глазами падение «белых мокрых комьев». Все это от отца- прекрасного художника импрессиониста Леонида Пастернака.
Очень интересно то, что у Пастернака природа и вообще окружающий его мир наделяется свойствами, равноправными с поэтом, перестает быть пассивным объектом описания. До Пастернака состояние природы описывалось через состояние человека. У него же природа – без человека, самобытна. И вот уже не мы смотрим в зимнее окно, а само окно рассматривает нас со своими «крышами и снегом»:
И опять кольнут доныне,
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Хотелось бы отметить, что одной из отличительных черт поэзии Пастернака является особая метафоричность его стихотворений. Метафора у него и сама по себе необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. Ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств. Пастернак сопоставляет их с природой с помощью метафор. Возможно, таким образом, поэт хотел показать единство мира, собрать разрозненные детали и показать их взаимопроникновение. Предметы и явления у Пастернака переплетаются между собой, временами даже срастаясь.
Несмотря на то, что повествование в стихотворении ведется от первого лица, ЛГ как таковой отодвинут в сторону. Его образ невыделен, неясен. Он воспринимается не как отдельная личность, а как тот, чьими глазами мы видим чудесную картину зимнего дня. Он не настаивает на главенстве лирического героя, растворенность ЛГ в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха.
Звуковой строй стихотворения также показывает единство поэта и вселенной, целостность бытия – единство внешнего мира и лирического героя, его гармонию с самим собой и окружающим миром…
В следующих строках яркие примеры ассонанса и аллитерации:
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Повторение сонорных «м», «р», «л», согласных «б» и «х» и гласных «е» и «о», создает ощущение монотонности. Кажется, будто мы слышим шорох падения больших хлопьев снега и видим их великолепную белизну… Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь, конечно же, «белый»…
Стихотворение написано четырехстопным хореем, с перекрестной рифмой.
Композиционно произведение можно разделить на две части. Первая – чисто описательная, статичная… В ней дается общая картина, атмосфера зимнего дня, тишины, одиночества. Вторая же часть разрушает состояние уединенности и умиротворения:
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.
Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал герой стихотворения, предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия… Она входит, «как будущность», олицетворяя собой все светлое, прекрасное и естественное:
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Засыпет снег дороги,
Завалит скаты крыш.
Пойду размять я ноги:
За дверью ты стоишь.
Одна, в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.
Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
Течет вода с косынки
По рукаву в обшлаг,
И каплями росинки
Сверкают в волосах.
И прядью белокурой
Озарены: лицо,
Косынка, и фигура,
И это пальтецо.
Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
И в нем навек засело
Смиренье этих черт,
И оттого нет дела,
Что свет жестокосерд.
И оттого двоится
Вся эта ночь в снегу,
И провести границы
Меж нас я не могу.
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?
Чувствуете, как сжимается сердце, читая эти строки? Как же надо было любить женщину, чтобы так просто и гениально все объяснить!
💔 Никого не будет в доме
Ничто так не побуждает поэта к написанию красивых строк, как рождение новых чувств, когда Муза присаживается рядом с письменным столом и помогает передать на бумагу бессмертные строфы. Так, стихотворение «Никого не будет в доме» Борис Пастернак пишет в 1931 году после начала близких отношений с Зинаидой Нейгауз, пытаясь передать в нём эмоции влюблённого человека.
Пастернак и Зинаида Нейгауз
Чувства между Зинаидой и Борисом вспыхнули, как папиросная бумага от поцелуя огня, несмотря на то, что оба на момент их зарождения находились в законном браке. Более того, над Пастернаком тяготело чувство вины перед женой, но новая любовь оказалась сильнее, ей просто нельзя было противостоять.
Пара встретилась в Москве в 1927 году, а в конце лета 1931 года в Аджарии они были вместе, куда банально сбежали от московской суеты. «Медовый» месяц прошёл в санатории «Грузия» в Кобулети, где Зинаида и Борис проводили время в окружении вековых сосен и своих грузинских друзей.
Тема и сюжет
Стих «Никого не будет в доме» яркий образец любовной лирики, в которой проглядываются нотки философии, что свойственно Пастернаку. Автор сумел соединить вместе темы встречи с любимой и одиночества, которое помогает подчеркнуть важность любовного свидания.
По сюжету лирический герой находится один в воображаемом зимнем доме, покрытом в вечерние сумерки вуалью ожидания любимой женщины.
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один.
Чтобы в полной мере вкусить радость от встречи герою необходимо побыть в одиночестве, ему надо остаться наедине с тишиной, между крышами и снегом.
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
В это время героя посещают воспоминания о былом, где есть место и «не отпущенной вине» перед бывшей женой, место которой заняло новая возлюбленная. Он оценивает прошлое и отпускает его, чтобы открыть дорогу к будущему.
Пребывание в одиночестве не будет долгим, неожиданно колыхнётся портьера и из-за неё появится его женщина, предмет его ожидания и обожания.
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Свою возлюбленную герой воспринимает настолько всерьез, что называет её будущностью, при этом свидание имеет не только банальный сексуальный мотив – это встреча не только двух тел, но и двух близких душ. Белый наряд возлюбленной тому подтверждение, хотя конечно, отношения и не предполагались чисто в платонической области.
Краткий тех анализ
Стихотворение написано четырёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой (доме – один – проеме – гардин) и состоит из двух частей. В первой герой находится один в ожидании возлюбленной, томится в одиночестве и вспоминает возможные ошибки прошлого. Во второй любимая приходит и падает занавес таинства встречи.
Пастернак использует в стихе большое количество метафор (например, «по портьере пробежит сомненья дрожь»), а эпитеты (белые… комья, зимний день) помогают автору передать настроение стихотворения. Имеется пример сравнения (ты, как будущность войдешь), которое возвеличивает женщину в глазах читателя и оправдывает свидание с ней.
Текст
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Романс на стихи
Никого не будет в доме. Муз. М.Таривердиева, ст. Б.Пастернака, исп. Влад Бочарников
Музыка – Микаэл Таривердиев
Стихи – Борис Пастернак
Исполнение – Владислав Бочарников
НИКОГО НЕ БУДЕТ В ДОМЕ
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой,
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, – никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдёшь.
Ты появишься у двери
В чём-то белом, без причуд,
В чём-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Рейтинг работы: 15
Количество отзывов: 5
Количество сообщений: 4
Количество просмотров: 231
© 04.06.2020г. Владислав Бочарников
Свидетельство о публикации: izba-2020-2823632
Лариса Штраус 05.06.2020 15:58:26
Отзыв: положительный
Браво,Владислав,прекрасное исполнение!
Душевное творение!)
Спасибо, Витя! Я рад!
Галина Дмитриева 04.06.2020 16:35:58
Отзыв: положительный
Очень красивый минус, песня слушается на едином духе. Классика, одним словом.
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдёшь.
Ты появишься у двери
В чём-то белом, без причуд,
В чём-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Прекрасные строки.
Ленусь, спасибо тебе за искренний, тёплый, душевный отзыв на песню в моём исполнении!
Твои отзывы у меня самые любимые!!
Обнимаю с нежностью.