Тюрки и шумеры что общего
Тюрки и шумеры что общего
Как верно отметил, доктор филологических наук, профессор Э. Алибейзаде в XlX веке появилась новая наука – шумерология, которая за последующие века, благодаря новым находкам, стремительно развивалась. Одна из основных задач этой науки выявление родственных связей шумерского языка с другими языками мира:
«Многие ученые считают этот вопрос давно уже решенным. Так как, по их мнению, накопилось слишком много фактов, доказывающих родство этого языка с тюркскими языками. Они считают шумеров предками тюрков».
О. Сулейменов сравнил около 60-и слов из числа 100 шумерских слов, которых Дьяконов привел как пример, и пришел к выводу, что основной фонд лексиконов обоих языков состоит из одних тех же слов.
Шумерский Тюркский
Дингир Тенгри (бог)
уд ут (огонь)
удун утун (дрова)
ада ата (отец)
дириг терик (глубокий)
таг так (одинокий)
Шумерский Тюркский
уру гур (строить)
уруг гургу (строение, город)
йüзü üз (плавать)
йüзüк (водная птица) üзгü ( плавание)
ешти ешит (слышать, слушать)
гештуг гулаг (уши)
туру дири (быть живым)
туруг дирилик (жизнь)
Да ладно! Украинские «учёные» давно доказали, что шумеры говорили на украинском языке :))))
русский как и украинский языки, наполовину состоят из Тюрксих слов
Шумер, дурак что-ли? Это в тюркских языках половина слов заимствовано из украинского языка.
Скифы тоже говорили на Тюркском и были Тюрками
Ученые работали с полногеномными данными по восьми индивидам и митоходриальной ДНК 96 человек, живших в первом тысячелетии до нашей эры в евразийской степи, от Причерноморья до Алтая.
Выяснилось, что за единством скифской культуры железного века, прослеживаемым по археологическим открытиям, лежит и генетическое единство. Несмотря на то, что скифы восточной и западной Евразии исходно принадлежали к различным народам, со временем поток генов, шедший в обоих направлениях, привел к унификации этого народа по всей степи. Что касается происхождения скифов, то исследователи выделяют два основных компонента: народы ямной культуры (евразийские кочевники бронзового века) и народы восточной Азии (северной Сибири).
Что же касается потомков скифов, то генетически ближе всего к ним современные популяции, обитающие недалеко от скифских захоронений, раскопанных археологами, что говорит о некоторой преемственности между группами населения. Потомков западных скифов можно найти среди различных народов Кавказа и Средней Азии, а восточных — лишь среди тюркоязычных народов (кыпчакская языковая группа). Последняя связка требует отдельного исследования: обычно считается, что экспансия тюркских языков в Евразии началась гораздо позже, с VI века нашей эры. Влияние скифов на этногенез тюркских народов может быть выяснено в рамках будущих генетических исследований.
Тюрки и шумеры что общего
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Шумеры-это древние тюрки.Разберемся в этом сами.
В последнее время азербайджанские историки начали утверждать,что шумеры были тюркоязычным народом или точнее тюрки являются шумероязычным народом и таким образом мы азербайджанцы являемся потомками шумер.Армяне высмеивают эти утверждения и говорят,что таким образом азербайджанцы хотят удревнить свою историю и это уже доходит до абсурда.Давайте сами проанализируем язык древних шумер и посмотрим есть ли хоть какое-то сходство с современным азербайджанским языком.Данные возмем из независимых русскоязычных и англоязычных источников.
Точных сведений кем являются шумеры и откуда они появились нет,однако они первые кто придумали письменность и столь сложную систему исчисления,что у современных людей точно бы съехал мозг,если бы мы изучали в школе эту систему.
После них начали развиваться алфавиты,люди начали наблюдать за звездами,строить большие города и т.л.
Вот ссылка на статью об истории шумеров.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80
Рядом с шумерами жил семитский народ аккады,которые многому научились у них.Так что даже знаменитая еврейская мудрость,тоже происходит от шумеров.
На ютубе есть даже песня на шумерском языке,хотя это все условно и всерьез это не надо воспринимать.
http://www.youtube.com/watch?v=6dXToCIuDbA
Итак шумерский язык.
Дело в том,что у шумеров язык агглютинативный,то есть как в азербайджанском и других тюркских языках нет предлогов и приставок,а все изменения смысла слова «нанизываются» на конец слова в виде суффиксов и окончаний.
Вот ссылка на статью об агглюнативных языках
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%B3%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
Такие языки как тюркский,финский,венгерский,иврит являются агглютинативными.
А вот ссылка на статью об шумерском языке. http://en.wikipedia.org/wiki/Sumerian_language
Рассмотрим примеры из этой статьи из Вики на английском языке.
Сначала идет транскрипция,а затем перевод на английский,а дальше мои сравнения с современным азербайджанским языком.
Transliteration:
I.1-7: den-lil2 lugal kur-kur-ra ab-ba dingir-dingir-re2-ne-ke4 inim gi-na-ni-ta dnin-ĝir2-su dšara2-bi ki e-ne-sur
8-12: me-silim lugal kiški-ke4 inim dištaran-na-ta eš2 GAN2 be2-ra ki-ba na bi2-ru2
13-17: uš ensi2 ummaki-ke4 nam inim-ma diri-diri-še3 e-ak
18-19: na-ru2-a-bi i3-pad
20-21: eden lagaški-še3 i3-ĝen
22-27: dnin-ĝir2-su ur-sag den-lil2-la2-ke4 inim si-sa2-ni-ta ummaki-da dam-ḫa-ra e-da-ak
28-29: inim den-lil2-la2-ta sa šu4 gal bi2-šu4
30-31: SAḪAR.DU6.TAKA4-bi eden-na ki ba-ni-us2-us2
32-42: e2-an-na-tum2 ensi2 lagaški pa-bil3-ga en-mete-na ensi2 lagaški-ka-ke4 en-a2-kal-le ensi2 ummaki-da ki e-da-sur
II.1-3a: e-bi id2 nun-ta gu2-eden-na-še3 ib2-ta-ni-ed2
3b: GAN2 dnin-ĝir2-su-ka 180 30 1/2 eš2 niĝ2-ra2 a2 ummaki-še3 mu-tak4
3c: GAN2 lugal nu-tuku i3-kux(DU)
4-5: e-ba na-ru2-a e-me-sar-sar
6-8: na-ru2-a me-silim-ma ki-bi bi2-gi4
9-10: eden ummaki-še3 nu-dab5
11-18: im-dub-ba dnin-ĝir2-su-ka nam-nun-da-ki-gar-ra bara2 den-lil2-la2 bara2 dnin-ḫur-sag-ka bara2 dnin-ĝir2-su-ka bara2 dutu bi2-du3
Translation[39]
I.1-7: Enlil, king of all the lands, father of all the gods, by his firm command, fixed the border between Ningirsu and Shara.
8-12: Mesilim, king of Kish, at the command of Ishtaran, measured the field and set up a (boundary-) stone there.
13-17: Ush, ruler of Umma, acted haughtily.
18-19: He ripped out that (boundary-) stone
20-21: and marched toward the plain of Lagash.
22-27: Ningirsu, warrior of Enlil, at his just command, made war with Umma.
28-29: At Enlil’s command, he threw his great battle net over it
30-31: and heaped up burial mounds for it on the plain.
32-42: Eannatum, ruler of Lagash, uncle of Entemena, ruler of Lagash, fixed the border with Enakale, ruler of Umma;
II.1-3a: made the (boundary-)channel extend from the Nun canal to the Gu’edena;
3b: left a 1,290 meter length of Ningirsu’s field, toward the side of Umma
3c: and established(?) it as an ownerless field.
4-5: At that (boundary-)channel he inscribed (new boundary-)stones,
6-8: and restored the (boundary-)stone of Mesilim.
9-10: He did not cross into the plain of Umma.
11-18: On the (boundary-)levee of Ningirsu – the Namnundakigara – he built a shrine of Enlil, a
shrine of Ninhursag, a shrine of Ningirsu, and a shrine of Utu
Сравниваем с современным азербайджанским языком.
Пример 20-21 Он двинулся (наверное с войском) по направлению к долине Лагаша.
То есть долина чья?- Лагаша- это суффикс ki, по направлению это суффикс şe.Вот и получается «lagaški-še3»
Примеры 3b и 3c здесь говорится о демаркации границ и употребляется слово GAN.
В переводе на английский это слово пропущено,но на современном азербайджанском это повелительное наклонение слова пойми (заруби себе на носу).Оно на современном азербайджанском звучит очень грубо,как будто бы упрямцу и тупице объясняют что-то.Так как спор шел из-за границ земли и этот спор привел к войне,то этот грубый тон становится понятен.
В других примерах также повторяются суффиксы обозначающие направление, принадлежность, повторяется слово делать и т.д.То есть без перевода я бы не понял бы ничего,но с переводом присмотревшись,находишь много знакомых слов и суффиксов.
Или точнее говоря,то что мы сейчас называем суффиксами,в древности были словами,а затем уже окончательно слились с основными, корневыми по смыслу словами.
Общее ощущение от шумерского языка,такое что он слишком скуповат на слова.Сейчас мы на азербайджанском говорим более высокопарно и многословно.Либо им надо было все это записать как можно более лаконично,так как писали они на глиняных дощечках.
Язык этот бесспорно тюркский,для меня как для носителя языка в этом уже нет сомнений.
Если бы современный азербайджанец попал бы во времена шумер 4500 лет назад,он бы запросто в течении 2-3 месяцев научился бы свободно разговаривать на этом языке.так как ему не пришлось бы учить грамматику и суффиксы, которые одинаковые в обоих языках.
Словарный запас пришлось бы конечно пополнить,так как за 4500-5000 лет естесвенно слова видоизменились или были заменены на другие.
Нам тюркам надо изучать шумерский язык,так как это наш древний язык и благодаря ему мы можем понять многое в нашей истории.
Язык шумер родственен тюркским
Многие ученые считают, что язык шумер родственен тюркским, то есть является прототюркским. Однако в силу предвзятости определенной части влиятельной историографии в ней не принято говорить о выше упомянутом родстве шумер с тюрками. Почему? Потому что им невыгодно сознавать, что знаменитые шумеры (а ведь очередной высокий уровень человеческой цивилизации начинается в Шумере!) родственны тюркам. Ниже я приведу сопоставления слов, на основании которых лингвисты считают шумер прототюрками.
За время своего нахождения в Междуречье шумеры создали великую цивилизацию, заложив основы многих современных наук и ремесел.
Шумеры изобрели колесо, они знали технику плавки золота и меди, делали сплавы, изобрели бронзу (сплав меди и олова), впервые практиковали орошение земель. И письменность впервые появилась у шумер.
Они знали, как выглядит наша солнечная система из космоса, подробно описали все планеты вплоть до цвета каждой. Однако в шумерском и современном описаниях солнечной системы имеются некоторые различия. Так, между Юпитером и Марсом шумеры поместили ещё одну планету, которую назвали Нибиру. Согласно шумерским хроникам, это огромная планета, которая вращается в обратном направлении по отношению к другим планетам. Она имеет чрезвычайно вытянутую и наклонную эллиптическую орбиту и проходит через нашу солнечную систему каждые 3600 лет. Затем она уходит за орбиты наших планет и исчезает из поля зрения.
Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например, об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях.
В древнем Шумере появились основы математики. Они создали шестидесятеричную систему исчисления, умели извлекать корни, решали уравнения с двумя и тремя неизвестными, умели вычислять площади сложных фигур. У них появились школы для детей, в которых их обучали всем этим основам цивилизации.
Какие есть основания считать шумерский язык родственным тюркским?
Словообразование в шумерском совпадает с словообразованием в тюркских.
Например: сохраняется пример тюркской схемы «императив + ма (ме) = существительное»: ту – роди, тума – потомство.
На крымскотатарском: атла – прыгай, атлама – прыжок; теп – пни, тепме – пинок.
в) «императив + ен (ан) = причастие прошедшего времени»: ер – следуй, ерен – следовавший, рядовой. На крымскотатарском: аша – ешь, аша(гъ)ан – евший; кир – заходи, кир(г)ен- зашедший.
Это важнее, чем общие корни слов; тюркский – тенгри-ники – принадлежащий богу, шумерский — ники-дингир – принадлежащий богу.
«уг – кен» («племя – широкое») – тюркская структура, сохраняющаяся в шумерском.
И «кен – уг» (тоже «широкое племя») – структура в тюркском.
Огонь: тюркский – от,ут, шумерский – уд
Отец: тюркский – ата, шумерский – ада
Мать: тюркский – ана, шумерский – ама
Родить: тюркский – туу, шумерский – ту
Жизнь, живой: тюркский – тири, тирик, турук, шумерский – тир, туру
Песок: тюркский – чакыр, шумерский – сакар
Широкий: тюркский – кен, шумерский – кен
Длинный: тюркский – узун, шумерский – узук.
В XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетия до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий как язык литературы и культуры.
Древневосточные семиты – аккадцы из Северной Аравии – ещё в начале III тыс. до н. э. заняли территорию Шумера и слились с местными племенами, образовав особый этнос. Непосредственно правление царей из нового государства с центром в г. Аккаде началось с того, что его правитель Шаррумкен, более известный как Саргон, объявил себя царём Шумера.
Айдын ШЕМЬИ-ЗАДЕ
Мнение, высказанное автором, может не совпадать с мнением редакции.
Тюрки и шумеры что общего
Номера страниц показны в синем в начале страницы.
Третья глава
О древних тюркоязычных ареалах
26. Роль тюркского языка в обнаружении древних тюркских ареалов.
В официальной европоцентристкой исторической науке тюрки относились к так называемым молодым, неисторическим народам. Временем обособления тюрков от алтайской общности считалось VI тысячелетие до н.э. Против тех ученых, которые пытались раскрыть более древние этнические корни тюрков, велась официальная борьба, которая называлась борьбой против удревнения истории малых народов.
Некоторые тюркологи, не соглашаясь с официальной точкой зрения относительно возраста тюрков, делали уверенные попытки обнаружить более древние следы тюрков в языках американских индейцев, ушедших из Евразии 20-30 тыс. лет тому назад, а также в языке шумеров, применявших клинопись еще в IV тысячелетии до н.э. В этих языках обнаружена целая система тюркских обозначений определенных понятий, относящихся к разным сферам человеческой деятельности.
Здесь необходимо особо пояснить, что в глубокое заблуждение впадают не удревнители тюркской истории, а борцы против них, т.е. традиционалисты, привыкшие рассматривать историю тюрков исходя из индоевропейской теории.
Если проводить сравнение процессов развития флективных и агглютинативных языков, то сразу бросается в глаза огромная разница между ними. Во флективных языках, в частности и в индоевропейских, в процессе применения (т.е. грамматического изменения) корень слова оказывается неустойчивым, он претерпевает фонетические изменения. Например, слова ходить и хождение имеют единый корень, но они фонетически разные. Слова чадо в русском и kind в немецком тоже восходят к одному корню. Это также результат изменчивости корней слов во флективных языках. Именно эта особенность флективных языков приводит к тому, что с течением времени слова во флективных языках могут принять другой фонетический облик. Поэтому во многих случаях современное звучание слова не совпадает с древним его звучанием. Следовательно, современное состояние флективного языка мало что дает для изучения этнических корней носителей этого языка. Для того чтобы узнать древнее звучание многих слов флективных языков, необходимо проводить глубокое сравнительно-историческое исследование этих языков.
В агглютинативных языках с течением времени корни слов почти не меняются, ибо они в процессе применения (т.е. при грамматических изменениях) не теряют свой первоначальный фонетический облик. Современный фонетический облик слов агглютинативных языков (следовательно, и тюркского языка) мы можем обнаружить и в древних письменных источниках. Поэтому и в языках некоторых американских индейцев, несмотря на то, что они ушли от тюрков Евразии 20-30 тыс. лет тому назад, мы обнаруживаем тюркские слова, мало отличающиеся от современных слов тюрков. Шумерские клинописные тексты также богаты тюркскими словами, похожими на современные тюркские. Вот эти факты не воспринимаются традиционалистами-тюркологами, усвоившими особенности лишь флективных языков.
Таким образом, если обратить внимание на устойчивость тюркских лексических единиц, то нетрудно понять огромное значение этой их особенности в обнаружении следов древнейших этнических корней тюрков, следовательно, в определении древних тюркоязычных ареалов.
По результатам исследований Ю.В.Кнорозова, становится очевидным, что общественное устройство майя напоминает обстановку в Шумере и Египте: и там, и здесь родовой строй сочетается с рабовладельческими порядками [Диэго де Ланда, 1955, 37].
28. Яркие следы тюрков в шумерском языке.
В южных регионах Двуречья между реками Тигр и Евфрат в V-III тысячелетиях до н.э. была расположена страна шумеров/сумеров (см. карту). По данным И.М.Дьяконова [БСЭ, III изд., т. 29, 517], страна до конца III тысячелетия до н.э. была населена в основном шумерами и в меньшей степени, восточными семитами-аккадцами, которым удалось взять в свои руки правление, и с середины III тысячелетия до н.э. страна начала именоваться «Шумер и Аккад». В начале II тысячелетия до н.э. здесь возникло государство Вавилония, которое не теряло независимости до VI в. до н.э. Вавилонянам неоднократно приходилось отражать нападения касситов, ассирийцев и эламитов, которые так или иначе смешались с местными шумерами, аккадцами, вавилонянами. В процессе этого смешения шумерский язык, по-видимому, ассимилировался. Но образцы подлинного языка остались закрепленными в их клинописных текстах. Клинопись шумеров затем была принята и совершенствована аккадцами, эламцами, хурритами, хетто-лувийцами и урартцами.
С большой надеждой выявить своих древних предков шумерский язык изучали сначала индоевропейцы, искали параллели и сходства со своими языками. В их числе был и Ф.Хоммель, который в шумерских текстах выделил 200 слов, совпадающих с тюркскими [Хоммель Ф., 1915], за что ему пришлось пережить насмешки и издевательства.
Изучению и расшифровке шумерских текстов посвятил много времени русский ученый И.М.Дьяконов. Ему даже в голову не приходила мысль о какой-то близости шумерского языка с тюркским. Сравнивая шумерские слова с индоевропейскими, он не находит ни единого случая совпадения и приходит к выводу, что мол шумерский язык был изолированным от других [Дьяконов И.М., 1954, 84]. Этот вывод вообще странен с научной точки зрения, ибо на Земном шаре нет и не может быть изолированных языков.
В книге И.М.Дьяконова, который даже не подозревал о близости шумерского и тюркского языков, Олжас Сулейменов выделил 60 шумерских слов, схожих с тюркскими словами: ада ‘отец’, ама ‘мать’, ту ‘родить’, ере ‘муж’, ‘рядовой воин’, угу ‘стрела’, таг ‘прицепи’, заг ‘сторона’, бильга ‘мудрый, предок’, ме ‘я’, зе ‘ты’, ане ‘вот’, гуд ‘бык’, гаш ‘птица’, кир ‘грязь’, ‘земля’, уш ‘три’, у ‘десять’, кен ‘широкий’, узук ‘длинный’, туш ‘спуститься’, уд ‘огонь’, удун ‘дерево’, ‘дрова’, дингир ‘бог’, ‘небо’, тенгир ‘бог’, ‘небо’ и др. О.Сулейменов подвергает исследованию каждое слово, доказывает шумеро-тюркские совпадения и приходит к выводу о том, что: а) схождения имеют систему, поэтому они соответствуют действительности; б) шумерский и тюркские языки долгие годы оказывали друг на друга заметное влияние; в) эти языки родственны не генетически, а в результате культурного взаимовлияния [Сулейменов О., 1975, 230-242].
Шумеро-тюркскими параллелями с 1947 года упорно занимался турецкий ученый Осман Недим Туна. С результатами своих исследований он выступал на международных конгрессах, неоднократно советовался со многими специалистами и лишь после этого в 1990 году решил издать специальную книгу, в которой делает попытку определения возраста тюркского языка, исходя из шумеро-тюркских параллелей. В этой книге О.Н.Туна проводит сравнительно-историческое изучение 168 шумерских слов, находя их корни в древнетюркском языке; изучает фонетические, грамматические особенности обоих языков. Ученый приходит к выводу, что говорить о генетическом родстве шумерского и тюркского языков пока нет достаточных доказательств, выявленный до сих пор материал лишь доказывает, что эти языки долгое время оказывали друг на друга очень сильное влияние [Туна О.Н., 1990, 49].
О.Н.Туна предполагает, что тюркский язык еще 5500 лет тому назад имел логически разработанные его носителями фонетический строй и грамматическую систему. Если допустить, что до развития этой системы прошло еще 5500 лет, то возраст тюркского языка окажется 11 тыс. лет. Что касается времени закрепления тюркского языка в письменности (шумерской клинописи), то оно было 8000-8500 лет тому назад [Туна О.Н., 1990, 49].
В научной литературе остаются пока без ответа вопросы, где же шумеры испытывали сильное влияние тюрков: до прихода в Двуречье, или здесь рядом с ними жили тюркские племена, может быть шумеры были когда-то тюрками, но в IV-III тысячелетиях до н.э. переживали период ассимиляции среди семитоязычных аккадцев.
29. Древний тюркоязычный ареал в Передней Азии.
Тюркологи, изучающие тюркские заимствования в шумерском языке, до сих пор предполагали, что шумеры до IV тысячелетия до н.э. жили где-то рядом с тюрками, переняли у них тюркские слова, затем переселились в Двуречье Евфрата и Тигра. Вопрос о наличии тюркоязычного ареала в Передней Азии никем не изучался, ибо везде сохранялась концепция о приходе первых тюрков в Переднюю и Малую Азию лишь в XI в. н.э.
Шумер в 3-2 тысячелетиях до н.э.
по Фиридун Агасыоглу
Тюркский ареал в северной Месопотамии в 20-23 вв. до.н.э
по Фиридун Агасыоглу
Ареал Субаров в северной Месопотамии в 9-8 вв. до.н.э.
по Фиридун Агасыоглу
Наличие древнего тюркского ареала в Передней Азии доказывается кроме того тем, что здесь, а также в Малой и Средней Азии, некоторые географические объекты еще задолго до н.э. носили тюркские нарицательные названия, которые позже кое-где стали собственными именами.
Так, древнегреческие путешественники и историографы Александра Македонского, описывая свой путь, фиксировали местные названия географических объектов Малой, Передней и Средней Азии.
Местные тюрки, знакомя приезжих древних греков с местностью, любые горы, где жили тавры ‘горцы’, называли тавр (тавр таулары ‘горы, где живут тавры’). Отсюда древние греки фиксировали горы Тавр, начиная с Малой Азии вплоть до Гималаев. Это нарицательное имя тавр, обозначавшее все горы, где жили тавры ‘горцы’, позже стало собственным именем гор в Малой Азии (и в Крыму).
Следовательно, аксиома официальной исторической науки об отсутствии в Передней и Малой Азии древнего тюркского ареала, о приходе сюда первых тюрков лишь в XI в. н.э. не соответствует действительности.
Признаки наличия древнего тюркоязычного ареала в Передней и Малой Азии снимает вопрос о том, какой же тюркский язык повлиял на шумерский. Дело в том, что, по сообщению аккадских источников, регион южнее Багдада назывался Киенкир (Кангар), здесь жили шумеры, а регион севернее Багдада носил название Субарту, здесь жили субары. Шумеры себя не называли шумерами, их самоназвание было кангарли или кангар. У Геродота этот этноним встречается как ангареон (см. 46 этой книги). Кангаров называли шумерами или сумерами аккадцы и другие народы, причем этот этноним они заимствовали у субаров, т.е. и кангаров (шумеров), и субаров они именовали этнонимом субар [Фиридун Агасыоглу, 2000, 157], который в различных языковых и диалектных окружениях произносился по-разному: сумар/сумер/шумер/самар/суар/сабир/савир/сибирь и т.д.
Таким образом, на язык шумеров оказывали влияние субарский язык и его диалекты или ближайшие тюркские соседи, называвшиеся тогда этнонимами куман, кумык, турук, кути, лулу, кашгай и др., но сам шумерский язык, по убеждению многих, не был тюркским.
Древний тюркоязычный ареал в Передней Азии оказывал очень сильное тюркское влияние на Среднюю Азию, Кавказ, Урало-Поволжье, Западную Сибирь, Казахстан и Центральную Азию.
Какие же племена здесь в III тысячелетии до н.э. могли быть тюркоязычными? Из истории мы знаем, что параллельно с Шумером в Передней и Средней Азии функционировало государство Элам. Эламцы от шумеров заимствовали клинопись, вытеснившую с середины III тысячелетия до н.э. местную иероглифику. К сожалению, эламская клинопись до сих пор не расшифрована, поэтому их язык нам неизвестен. Ученые установили, что он не индоиранский, не флективный, а агглютинативный. По-видимому, из агглютинативных языков в том регионе мог быть лишь тюркский. Возможно, Эламское государство в Средней Азии было создано тюркоязычными племенами, и свою страну они назвали элем, что по-тюркски означает ‘моя страна’ (Ил-ем>Эл-ем>Элам). Кроме того ученые в XIX и ХХ вв. эламский язык связывали с тюркским, но эти попытки сходу отвергались индоиранцами. И.М.Дьяконов без оснований расценил эламо-тюркские штудии донаучными [Дьяконов И.М., 1967, 107].
Культура Эламского государства прослеживается в истории до начала I тысячелетия до н.э., затем здесь в начале I тысячелетия до н.э. появляются Сакское [Валиди А.-З., 1981, 33-36] и Хуарасмийское [Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А., 1982, 119] государства. В следующей главе мы специально отметим тюркоязычность саков, отвергая одновременно концепцию об их ираноязычности.
Средняя Азия в 3м тысячелетии до.н.э.
В наличии одного корня (суар/ѕуар) в двух этнонимах шумер (сумер/сумар/субар) и хорезм (ѕуар-ас-м) мы видим заметные следы этнической родственности шумеров и хорезмийцев. Кроме того, наблюдаем мы это и в том, что у шумеров самоназвание было кангар, а хорезмийцев другие народы называли кангха или кангюй [Толстов С.П., 1948, 341]. В основе всех этих трех этнонимов лежит один корневой первичный этноним канг/кає ‘прародитель’.
Рядом с суарами и асами (хуарасами) в долине Памира и Хиндукуша жили болгары, этноним которых (как и этноним суар) обозначает ‘речные люди’. Болгары и суары жили рядом и в Поволжье. Болгарские ученые высказывают мнение, что болгары являются выходцами из среднеазиатского тюркского ареала. Болгары затем принимали участие в создании тюркоязычного ареала в Причерноморье на Дунае.
Наукой установлено, что племена, носившие первичные (несложные) этнонимы, жили намного раньше тех, которые носили вторичные (сложные) этнонимы. Поэтому приходится признать, что и в Средней Азии намного раньше, чем хуарасы, жили ары, асы, суары.
Еще раз обращаю внимание читателей на то, что еще в древности тюрки свою страну называли с уважением и любовью с прибавлением местоимения моя, которое в тюркском передается аффиксом принадлежности 1 л., ед.ч.: Хуарасм, Элем > Элам, Кырым, Биарм и т.д.
С хорасмиями (хорезмийцами) были тесно связаны парды (парфяне). Будучи в подчиненном положении иранцам, в войске иранского царя Ксеркса парды, хорасмии, согды, гандарии и дадики составляли вместе один отряд, парды и хорасмии находились под начальством одного предводителя [Геродот, VII, 66].
Здесь прежде всего надо отметить, что парды (парфяне) первоначально были тюрками и влились в состав тюрков Средней Азии. Если бы они были ираноязычными, то под влиянием тюрков-кочевников не могли бы принять тюркский язык, наоборот, обязательно должны были ассимилировать «пришлых» тюрков-«кочевников», передать им индоиранский язык.
Государство народа парды было создано в III в. до н.э. на юге и юго-востоке Каспийского моря в процессе борьбы против греков и иранцев. В период расцвета оно подчиняло себе обширные области от Месопотамии до границ Индии. По-видимому, еще и в шумерское время парды доходили до Передней Азии и общались с шумерами (см. карту царства пардов). Позже парды принимали активное участие в образовании туркменского народа. Прежние парды стали называться туркменами. По-видимому, хамсинские туркмены на востоке Персидского залива, иракские и сирийские туркмены остались там жить еще с тех времен, когда государство пардов овладело огромной территорией в Передней и Средней Азии.
Parthian Kingdom 250 BC to 220 AD
. Наличие древнего тюркского ареала в Урало-Поволжье косвенным образом доказывается фактом установления тесной этнической, экономической и политической связи этого региона с Передней и Средней Азией.
Начнем с того, что Переднюю, Среднюю Азию и Урало-Поволжье связывают древние их общие племена субары и кангары. Как было уже сказано, самоназвание сумеров/шумеров было кангар/кунгур, из-за того, что они говорили на одном языке с субарами, аккадцы и этих кангар называли этнонимом субар/сумар/сумер/шумер. Этноним субар/ѕуар входит и в состав хуарасов/хорасмиев/хорезмийцев. Их же называли этнонимом кангар/канг/кангха. Названия этих племен фиксированы и в Урало-Поволжье. Здесь их следы сохранились в топонимах Кунгур, Суар. Можно добавить и наличие здесь древних топонимов Оса, Аслы/Ашлы, которые связаны с племенами, носившими этноним ас. Напомним, что и в сложном этнониме хуарасм/хуарас, кроме суар, наблюдается и этноним ас (хуар-ас).
Суары и кангары оставили свой след в Передней Азии в IV-III тысячелетиях до н.э., в Средней Азии во II-I тысячелетиях до н.э. А с какого времени суары и кангары могли жить в Урало-Поволжье? Если учесть то, что этот регион считается прародиной тюрков, то здесь они, по-видимому, появились раньше, чем в Передней и Средней Азии.
Этноним субар имел фонетические варианты еще в виде сумер/самар, которые фиксировались в топонимах и в Средней Азии (Самар-кенд), и в Поволжье (Самара, Шумер).
Вспомним этноним кангар, который был самоназванием шумеров и части хорасмиев. Вместе с хорасмиями были и асы (хуар+ас). Носители этих этнонимов, т.е. кангары и асы, также дошли до Западной Сибири и в VII в. до н.э. на берегах Енисея создали мощное государственное объединение, которое называлось Кангарас, и процветало оно до V в. н.э. Его владения распространились до Средней Азии. Государство кангарасов управлялось в разное время из разных центров: Кеш, Кусан, Ташкент, Бухара, даже Самарканд. Государство Кангарас включало в свой состав всю Западную Сибирь. По мнению ученых, оно оставило богатую тагарскую археологическую культуру. Его рассматривают еще как значительную часть Скифской конфедерации народов (но о скифах ниже).
- Тюрина что это такое посуда
- Тюрки что за народ