Тютчев черное море о чем

«Чёрное море» Ф. Тютчев

Пятнадцать лет с тех пор минуло,
Прошел событий целый ряд,
Но вера нас не обманула,
И севастопольского гула
Последний слышим мы раскат.

Удар последний и громовый,
Он грянул вдруг, животворя,
Последнее в борьбе суровой
Теперь лишь высказано слово,
То слово Русского Царя.

И все, что было так недавно
Враждой воздвигнуто слепой,
Так нагло, так самоуправно –
Пред честностью Его державной
Все рушилось само собой.

И вот – «свободная стихия», –
Сказал бы наш поэт родной, –
Шумишь ты, как во дни былые,
«И катишь волны голубые,
И блещешь гордою красой. »

Пятнадцать лет тебя держало
Насилье в западном плену,
Ты не сдавалась и роптала,
Но час пробил – насилье пало:
Оно пошло, как ключ, ко дну.

Опять зовет и к делу нудит
Родную Русь твоя волна,
И к распре той, что Бог рассудит,
Великий Севастополь будит
От заколдованного сна.

И то, что ты во время оно
От бранных скрыла непогод
В свое сочувственное лоно,
Отдашь ты нам, и без урона –
Бессмертный черноморский флот.

Да в сердце русского народа
Святиться будет этот день,
Он – наша внешняя свобода,
Он Петропавловского свода
Осветит гробовую сень…

Дата создания: начало марта 1871 г.

Анализ стихотворения Тютчева «Чёрное море»

Отличительная черта тютчевской поэтики – обилие внешнеполитических мотивов. Их появление объясняется многолетней дипломатической деятельностью автора, а также своеобразием его мировоззрения. Поэт был убежден в особой миссии России, способной объединить вокруг себя славянские народы.

Стихотворение, появившееся в марте 1871 г., стало поэтическим откликом на значительный успех российской дипломатической службы. Канцлер Горчаков добился отмены так называемой нейтрализации, согласно которой России возбранялось иметь военный флот на Черном море. Некоторые исследователи указывают на заслуги самого Тютчева, состоявшего под началом Горчакова и влиявшего на решения руководителя.

На конкретный характер лирической ситуации указывают топонимы, фигурирующие в названии и тексте, а также хронологический ориентир, открывающий зачин. Последнее замечание осложняется исторической аллюзией, отсылающей к печальным итогам Крымской войны.

Просчеты прошлого вынудили лирическое «мы» к борьбе, успешное завершение которой знаменуется «ударом последним» севастопольских орудий. Последнее слово, определившее торжественную картину настоящего, принадлежит харизматичному повелителю, российскому царю. Его образ, решенный в духе одических традиций, наделен исключительным могуществом: перед ним отступают враждебные силы, вынашивавшие захватнические идеи. Сопротивление неприятеля, занятого идеологической войной, метафорически уподобляется труду строителя или архитектора. Честное и справедливое царское слово в состоянии разрушить постройки, возведенные дерзкими и лживыми самоуправцами.

Положительные перемены несут за собой освобождение, возрождение к жизни. Военный порт и крепость, подобно сказочной принцессе, пробуждается от «заколдованного сна». Живописной зарисовкой, иллюстрирующей философские идеи Тютчева, служат пушкинские цитаты, включенные в анализируемый текст. Свободная морская стихия становится символом новой жизни севастопольского города-крепости, демонстрирует его многообещающий потенциал. Черноморский флот удостаивается эпитета «бессмертный» – не подвластный «урону» и времени.

Произведение завершается еще одной аллюзией: триумф настоящего принесет успокоение душе императора Николая I, чья кончина совпала с известиями о поражении российских сил в Крымской кампании.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

О возвращении себе Россиею свободы на Черном море. «Да, в сердце русского народа святиться будет этот день» Тютчев, «Черное море»

О возвращении себе Россиею свободы на Черном море. «Да, в сердце русского народа святиться будет этот день»
Тютчев черное море о чем. Тютчев черное море о чем фото. картинка Тютчев черное море о чем. смотреть фото Тютчев черное море о чем. смотреть картинку Тютчев черное море о чем.
Севастопольские закаты. Фото EVGENY KORNIENKO

Пятнадцать лет с тех пор минуло,
Прошел событий целый ряд,
Но вера нас не обманула —
И севастопольского гула
Последний слышим мы раскат.

Удар последний и громовый,
Он грянул вдруг, животворя;
Последнее в борьбе суровой
Теперь лишь высказано слово;
То слово — русского царя.

И всё, что было так недавно
Враждой воздвигнуто слепой,
Так нагло, так самоуправно,
Пред честностью его державной
Всё рушилось само собой.

И вот: свободная стихия, —
Сказал бы наш поэт родной, —
Шумишь ты, как во дни былые,
И катишь волны голубые,
И блещешь гордою красой.

Пятнадцать лет тебя держало
Насилье в западном плену;
Ты не сдавалась и роптала,
Но час пробил — насилье пало:
Оно пошло как ключ ко дну.

Опять зовет и к делу нудит
Родную Русь твоя волна,
И к распре той, что бог рассудит,
Великий Севастополь будит
От заколдованного сна.

И то, что ты во время оно
От бранных скрыла непогод
В свое сочувственное лоно,
Отдашь ты нам — и без урона —
Бессмертный черноморский флот.

Да, в сердце русского народа
Святиться будет этот день,—
Он — наша внешняя свобода,
Он Петропавловского свода
Осветит гробовую сень.

Тютчев. ЧЕРНОЕ МОРЕ. Начало марта 1871

Поводом к написанию стала отмена статей Парижского мирного договора 1856 г., ограничивавшего права России на Черном море.

И. С. Аксаков, поясняя тютчевские слова, писал: «Он, по всему видно, пришел к убеждению, что решение великого Восточного вопроса отсрочено историею надолго, и что ни Европа еще не истощила всех жизненных сил своего духа, ни Россия еще не созрела для предназначенного ей, как думал Тютчев, призвания Но Тютчеву довелось дожить и до последнего эпилога Восточной войны. Луч лелеемого им будущего снова сверкнул для него в настоящем. Мы разумеем возвращение себе Россиею свободы на Черном море, т. е. ту декларацию, которою Русский кабинет, в конце 1870 г., возвестил Европе, что перестает считать для себя обязательными, в отношении к Черному морю, ограничения в правах, наложенные на Россию Парижским трактатом.

Не мог не встрепенуться душою уже почти 70-летний, «не обманувшийся в своей вере» поэт, и отозвался двумя стихотворениями, которые, впрочем, нигде не были им напечатаны, а одно из них, согретое вполне искренним чувством, оставалось даже совсем неизвестным до самой его кончины».

А. Ф. Гильфердинг в письме к Н. В. Гербелю, которое можно датировать приблизительно 9 марта 1871 г., отмечал: «Вот душа человек — Тютчев, уже вчера прислал стихотворенье, и какое прелестное!» — имея в виду «Черное море». — «. Корректуру стихотворения Тютчева не потрудитесь ли свезти автору? Быть может, он вместо слов «внешняя свобода» в последней строфе согласится поставить «новая свобода» или что-нибудь подобное; последние два стиха показались также не совсем понятными». Являясь председателем Петербургского отделения Славянского Благотворительного Комитета, Гильфердинг занимался подготовкой празднества с живыми картинами. 15/27 марта Д. Ф. Тютчева писала сестре, Е. Ф. Тютчевой: «Будут живые картины на славянские темы, где будут читаться новые стихи, написанные папа о конференции. Стихи эти пользуются большим успехом». А в письме жены поэта, Эрн. Ф. Тютчевой, к И. Ф. и О. Н. Тютчевым от 25 марта / 6 апреля 1871 г. сообщается о «стихах еще неизвестных, только что написанных мужем по случаю благополучного завершения Лондонской конференции, посвященной вопросу о Черном море»: «Эти стихи будут прочитаны после Пасхи на патриотических живых картинах, организованных Славянским Комитетом в пользу славян. Скажу между нами, что они были прочитаны и чрезвычайно оценены государем, которому их показала Антуанетта Блудова без ведома моего мужа».

*И вот — «свободная стихия», —
Сказал бы наш поэт родной. — имеется в виду А. С. Пушкин и цитируются слова из его стих. «К морю» (1824) («Прощай, свободная стихия!»).

*Он Петропавловского свода
Осветит гробовую сень. — подразумевается могила императора Николая I, финал царствования которого был ознаменован трагическими событиями Крымской войны 1853—1856 гг. Через несколько месяцев после смерти императора Тютчев писал Эрн. Ф. Тютчевой: «Нет, конечно, его ошибка была лишь роковым последствием совершенно ложного направления, данного задолго до него судьбам России, — и именно потому, что это отклонение началось в столь отдаленном прошлом и теперь так глубоко, я и полагаю, что возвращение на верный путь будет сопряжено с долгими и весьма жестокими испытаниями. Что же касается конечного исхода борьбы в пользу России, то мне кажется, он сомнителен менее, чем когда-либо».

Источник

Федор Тютчев 📜 Черное море

Пятнадцать лет с тех пор минуло,
Прошел событий целый ряд,
Но вера нас не обманула —
И севастопольского гула
Последний слышим мы раскат.

Удар последний и громовый,
Он грянул вдруг, животворя;
Последнее в борьбе суровой
Теперь лишь высказано слово;
То слово — русского царя.

И все, что было так недавно
Враждой воздвигнуто слепой
, Так нагло, так самоуправно,
Пред честностью его державной
Все рушилось само собой.

И вот: свободная стихия, —
Сказал бы наш поэт родной, —
Шумишь ты, как во дни былые,
И катишь волны голубые,
И блещешь гордою красой.

Пятнадцать лет тебя держало
Насилье в западном плену;
Ты не сдавалась и роптала,
Но час пробил — насилье пало:
Оно пошло, как ключ, ко дну.

Опять зовет и к делу нудит
Родную Русь твоя волна
, И к распре той, что бог рассудит,
Великий Севастополь будит
От заколдованного сна.

И то, что ты во время оно
От бранных скрыла непогод
В свое сочувственное лоно,
Отдашь ты нам — и без урона —
Бессмертный черноморский флот.

Да, в сердце русского народа
Святиться будет этот день, —
Он — наша внешняя свобода,
Он Петропавловского свода
Осветит гробовую сень…

Тютчев черное море о чем. Тютчев черное море о чем фото. картинка Тютчев черное море о чем. смотреть фото Тютчев черное море о чем. смотреть картинку Тютчев черное море о чем.

Как вам это стихотворение?

Послушайте запись стихотворения 👇 и поделитесь вашим мнением о нём

Чёрное море —Фёдор Тютчев —читает Павел Беседин смотреть видео.

Биография Тютчева | Лирик Тютчев | Фёдор Иванович Тютчев смотреть видео.

Фёдор Фёдорович Тютчев смотреть видео.

У нас Вы можете заказать анализ стихотворения. Для этого просто оставьте свой e-mail в форме ниже.

Есть и другой способ. Оставьте положительный комментарий о нашем сайте через Янндекс.Браузере и отправьте через форму его скриншот и Ваш e-mail. Через 3 дня анализ стихотворения будет у Вас. Если нет, то Вы легко можете изменить свой отыв на отрицательный, а нам бы этого чень не хотелось.

Источник

Стихотворение и анализ «Как хорошо ты, о море ночное…»

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

Краткое содержание

Тютчев черное море о чем. Тютчев черное море о чем фото. картинка Тютчев черное море о чем. смотреть фото Тютчев черное море о чем. смотреть картинку Тютчев черное море о чем.

И. Айвазовский. Лунная ночь. 1888

Перед нами открывается бескрайний пейзаж моря. Над морской гладью нависла тёмная ночь, лишь тусклый свет луны едва освещает морской простор. Под луной переливается и блестит, играя всеми оттенками синей палитры («…здесь лучезарно, там сизо – темно…) морская гладь. Погода проявляет крайнее беспокойство: вдалеке слышны громовые раскаты, порывы ветра несут огромные волны к берегу. Море предстаёт живым существом: оно «ходит, и дышит, и блещет». Автор обращается к нему с вопросом: «Чей это праздник так празднуешь ты?».

История создания

Чтобы понять смысл, скрытый между описаниями морской стихии, следует узнать историю создания произведения. Тютчев написал его, посвятив светлой памяти любимой женщины – Елене Денисьевой. Возлюбленная покинула земной мир из-за болезни: её уход стал для поэта тяжёлым ударом. Свои горестные душевные терзания он пытался утолить, ведя внутренние диалоги с Еленой и сочиняя стихи. Поэт сравнивает любимую женщину с волной морскою, поэтому обращается к морю на «ты».

Впервые произведение увидело свет в 1865 г., на страницах литературно-политического ежедневника «День». Известно, что поэта возмутил тот факт, что редакция осуществила публикацию текста со своими корректировками. Поэтому Тютчев предпринял повторную публикацию, убрав все редакторские правки, в «Русском вестнике», в 1865 г.

Жанр, направление, размер

Стихотворение написано в жанре элегии: в нём при описании морского пейзажа отчётливо слышны ноты грусти и тоски. Также в произведении можно увидеть элементы послания: поэт обращается к морю.

Стихотворный размер – трёхстопный дактиль. Рифмовка строк перекрёстная.

Композиция

Произведение невозможно разделить на семантические части: оно представляет собой единый, целостный монолог лирического героя, описывающий красоту морской стихии. С формальной точки зрения стихотворение включает в себя четыре катрена. С творческой точки зрения в нём можно выделить две части:

Первая часть – описание морских просторов, восхитительных ночных картин, которые можно наблюдать, стоя на берегу.

Вторая часть – передаются переживания лирического героя, мечтающего погрузиться в морскую пучину, слиться с ней.

Образы и символы

Тютчев, передавая эмоции, связанные с морем, прибегает к помощи «говорящей» образной системы:

образ лирического героя – центральный. Это романтический герой, пытающийся передать морской пучине собственные переживания, чувства, горечь утраты от потери возлюбленной;

образ моря – мы любуемся морем, смотря на него глазами поэта. Он разговаривает с бескрайней стихией, будто это живой организм, способный слышать и понимать. Поэт сообщает, что при свете звёзд морские просторы становятся необычными. Море созвучно с человеком, оно отражает его внутренние переживания;

Темы и настроение

Центральная тема произведения – красота природы, непостижимая загадочность морской стихии в ночное время. В центре поэтического повествования – лирический герой и море. Они беседуют, их диалогу никто не мешает. Герой выражает искреннюю симпатию к морской стихии. Стихотворение оставляет на душе приятное чувство умиротворения и лёгкой грусти. Автор через виртуозное описание моря передаёт чувство личной утраты, побуждая нас задуматься о вечности.

Основная идея

Основная мысль произведения в следующем: восхищение морской стихией, искреннее желание слиться с ней воедино. Человек во все времена стремился постичь наивысшие истины и тайны мироздания. Для Тютчева эти истины заключены, в первую очередь, в познании природы, в гармоничном взаимодействии с ней.

Средства выразительности

С целью передачи внутреннего состояния лирического героя и описания красот морских просторов поэт прибегает к использованию следующих выразительных средств:

эпитеты – море «сизо – темно», «лучезарное», «безлюдье ночное», «чуткие звёзды»;

метафоры – «звёзды глядят с высоты», «ходит, и дышит, и блещет оно»;

сравнение – море «словно живое»;

аллитерация – рокот морских волн поэт передаёт звуками «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром».

Источник

Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное

История создания

Писать Федор Тютчев начинает еще в 1810 году, когда ему едва исполнилось 7 лет. Это были короткие архаичные стишки, которые вызывали интерес у публики, но таких было очень много и у других молодых поэтов.

Тютчев черное море о чем. Тютчев черное море о чем фото. картинка Тютчев черное море о чем. смотреть фото Тютчев черное море о чем. смотреть картинку Тютчев черное море о чем.

Литературный шедевр «Как хорошо ты, о море ночное…» появилось в 1865-м, на 62-м году жизни великого русского писателя. Поводом для его написания была не только красота природы, до глубины души поражавшая автора и вызывавшая в нем бурю эмоций. Известно, что на протяжении многих лет Федор Тютчев был влюблен в Елену Александровну Денисьеву. Роман был пылким и страстным, однако в 1864 году возлюбленная поэта умирает, и это трагическое событие сильно отразилось на его внутреннем мире.

Автору было невероятно тяжело смириться с такой утратой, боль никак не могла стихнуть и постоянно ранила его душу, а мучительные переживания ни на минуту не покидали. Федор Иванович постоянно искал того, с кем можно было бы поделиться своей печалью, кому поведать о любимой женщине и прекрасных моментах, пережитых вместе. Именно эта тема и стала основой написания стихотворения. Обращаясь к морской стихии на «ты», он сравнивает с ней свою возлюбленную.

В творческой работе поэта условно выделяется две части:

Вторым похожим стихотворением является «Сон на море» Тютчева, анализ которого демонстрирует романтический образ главного героя, познавшего утрату, боль и одиночество, разлад с самим собой. Все это заставляет автора искать утешение и пристанище в бушующей стихии.

Считается, что произведение было создано в двух версиях. Впервые творчество Тютчева появилось в 1865 году в литературно-политическом издании «День». Однако редакция опубликовала стихотворение, внеся в него собственные коррективы. Возмущенный поэт передал первоначальный вариант в «Русский вестник», где текст уже вышел без изменений и дополнений, в оригинальном виде.

Тема и образы

Центральной темой, которую автор пытается донести до читателя, является красота природы, особая загадочность ночной стихии. Главным образом в стихотворении Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» является романтичный герой, который пытается передать волнам свои чувства и горечь утраты любимой женщины.

Автор отмечает, что при свете звезд водные просторы необычайны. Волны, накатывающие на прибрежную зону, манят лучезарностью, а дальние, наоборот, выглядят темными, почти черными и пугают таким оттенком и неизведанной пучиной. Поэт разговаривает с морем так, будто оно живое существо, внимательно слушающее его и хорошо понимающее: «В лунном сиянии словно живое и ходит, и дышит, и блещет оно…».

Федор Иванович с восхищением описывает все то могущество, каким обладает водная среда. В отличие от произведения о море, которое есть также и у В. Жуковского, автор замечает природное единство и родство земной и небесной стихии: «Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звезды глядят с высоты…» Поэт очарован красотой и могуществом природы, при этом он умело передает свои переживания на фоне лунного пейзажа и неутихающих волн.

Особые чувства у Тютчева вызывают:

Тема любви к природе просматривается у писателя во многих его произведениях. С одинаковым восхищением он описывает не только водные просторы, но и луга, заснеженные поля, теплые июльские вечера и оттаивающие мартовские равнины. В каждом его произведении присутствуют слова умиления, теплоты и нежности.

Стихотворение «Черное море» Тютчев Федор Иванович

Пятнадцать лет с тех пор минуло, Прошел событий целый ряд, Но вера нас не обманула — И севастопольского гула Последний слышим мы раскат.

Удар последний и громовый, Он грянул вдруг, животворя; Последнее в борьбе суровой Теперь лишь высказано слово; То слово — русского царя.

И все, что было так недавно Враждой воздвигнуто слепой, Так нагло, так самоуправно, Пред честностью его державной Все рушилось само собой.

И вот: свободная стихия,- Сказал бы наш поэт родной *,- Шумишь ты, как во дни былые, И катишь волны голубые, И блещешь гордою красой.

Пятнадцать лет тебя держало Насилье в западном плену; Ты не сдавалась и роптала, Но час пробил — насилье пало: Оно пошло как ключ ко дну.

Опять зовет и к делу нудит Родную Русь твоя волна, И к распре той, что бог рассудит, Великий Севастополь будит От заколдованного сна.

И то, что ты во время оно От бранных скрыла непогод В свое сочувственное лоно, Отдашь ты нам — и без урона — Бессмертный черноморский флот.

Да, в сердце русского народа Святиться будет этот день,- Он — наша внешняя свобода, Он Петропавловского свода Осветит гробовую сень…

(2 votes, average: 3,50 out of 5)

Еще стихотворения:

Вы сейчас читаете стих Черное море, поэта Тютчев Федор Иванович

Жанр и композиция

Стихотворение Тютчева «О море ночное» написано поэтом в жанре романтичной элегии. Наряду с описанием морского пейзажа отчетливо наблюдаются ноты грусти и тоски. В отдельных строках также присутствуют философские размышления. В качестве стихотворного размера выбран трехстопный дактиль, рифмовка — перекрестная.

Чтобы более ярко и эмоционально передать настроение лирического героя и переживания, подлежащие описанию, лирик использует средства художественной выразительности:

При помощи глагольных форм автору удается усилить мотивы разбушевавшейся стихии («гремя и сверкая»).

Писать о природе Федору Тютчеву доставляло огромное удовольствие. Он умел обращать внимание на каждую деталь, подробно и красочно описать явления и удивительно точно передать состояние стихии. Читая его произведения, можно легко уловить и представить себе даже краски и оттенки, став частью воображаемой картины.

В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.

В первых строках мужчина обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-темным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.

«Поэт и толпа» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – тема, идея, жанр

Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует мужчину то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них, как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью соглашается потопить ее в море.

В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *