У него ничего не клеилось что бы он ни предпринимал
2.3.7. Придаточные уступительные
2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
1. Вопросы: придаточные уступки отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
2. Средства связи: придаточные уступки прикрепляются к главному предложению при помощи:
Составные союзы несмотря на то что, невзирая на то что обычно, но не всегда, разбиваются на две части, первая из которых (несмотря на то; невзирая на то) отходит в главное предложение и становится указательным словом – обособленным обстоятельством уступки:
3. Место в предложении: придаточные уступки могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
Было уже совсем тепло [несмотря на что?], хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег (Семушкин).
[Несмотря на что?] Как бы ни говорили девушки по всему белому свету, всё становится милым в их устах (Фадеев).
У него ничего не клеилось [несмотря на что?], что бы он ни предпринимал (Фадеев).
Ср.: Сколько я ни прислушивался, я не мог различить ни одного звука (Паустовский). – Хотя я старательно прислушивался, я не мог различить ни одного звука.
2) Нужно отличать союз чтобы в придаточном цели от союзного слова что бы ни в придаточном уступительном. В придаточном уступительном что является членом предложения, а ни усиливает утверждение.
Такие сложные предложения занимают промежуточное положение между сложноподчинёнными и сложносочинёнными. Но всё же в основе это сложноподчинённые предложения.
► Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:
2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
Придаточные предложения: Придаточные уступительные в русском языке.
1. Придаточные уступительные отвечают на вопросы вопреки чему? несмотря на что?
2. Придаточные уступительные прикрепляются к главному предложению при помощи:
союзов: хотя, невзирая на то что, несмотря на то что, пусть (в значении «хотя»), пускай (в значении «хотя»), даром что (в значении «хотя») и. т.д.;
союзных слов: как, что, сколько, куда, где, кто и.т.д. – с обязательной частицей «ни».
Составные союзы невзирая на то, несмотря на то что, что обычно, но не всегда, разбиваются на две части, первая из которых (несмотря на то; невзирая на то)
отходит в главное предложение и становится указательным словом, то есть обособленным обстоятельством уступки:
Она выглядела молодо, несмотря на то, что ей было за сорок.
3. Придаточные уступительные могут стоять перед главным предложением, после главного предложения, в середине главного предложения.
Было уже совсем светло, хотя утро еще не наступило.
Как бы она не хотела скрыть волнение, лицо ее было напряженно.
У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал.
Обратите внимание!
1) В придаточных уступки с союзными словами как, сколько, что, где и.т.д. всегда пишется частица ни, т.к она имеет не отрицательное, а усилительное значение, причём усиливает утверждение.
Например: Что бы я не делал, я не мог перестать думать о ней.
2) Союз чтобы в придаточном цели отличается от союзного слова что бы ни в придаточном уступительном. В придаточном уступительном что является членом предложения, а ни усиливает утверждение.
Например: Чтобы не было между нами обид, я вынужден написать рапорт об отстранении меня от должности – придаточное цели; союз цели чтобы пишется слитно; Что бы ни говорил он, я ручаюсь за него – придаточное уступки; союзное слово что пишется раздельно с частицей бы.
3) Если придаточное уступительное стоит перед главным предложением, то в начале главного может находиться сочинительный противительный союз: зато, но, однако, да.
Хотя ложь ещё живёт, но совершенствуется только правда.
Такие сложные предложения занимают промежуточное положение между сложноподчинёнными и сложносочинёнными. Но всё же в основе это сложноподчинённые предложения.
4) В ряде пособий к придаточным уступительным не относят придаточные с союзными словами кто ни, что ни, где ни и. т.д.; к уступительным придаточным относят лишь те, что прикрепляются к главному предложению перечисленными союзами и лишь двумя союзными словами – сколько ни, как ни.
К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:
Придаточные места, придаточные сравнительные, придаточные времени, придаточные причины, придаточные условия, придаточные цели, придаточные следствия.
Выделить главное предложение и предаточные,определить вид придаточных, вид подчинения. 1. Его п…
Выделить главное предложение и предаточные,определить вид придаточных, вид подчинения.
1. Его потрясла картина, что висела в гостиной.
2. Всё, что полагалось в дорогу, было собрано.
3. Город, где растут магнолии, запомнился ему навсегда.
4. Лед на реке раскололся, словно треснуло огромное зеркало.
5. В том городе, где мы отдыхали, много исторических памятников.
6. Если найдешь время, приходи в гости.
7. Снег становился всё белее и ярче, так что ломило глаза, глядя на него.
8. Кто не был на Байкале, тот не видел истинной красоты природы.
9. Ему рассказали только то, что было необходимо.
10. У Слободкина возникло ощущение, будто он застыл в беспредельном пространстве.
11. От яблоневого сада шел такой аромат, который бывает только в теплые майские дни.
12. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
13. Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно.
14. Вместо сахара подавался сотовый мед в глиняной миске, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный.
15. Хотя солнце уже давно село, жара не спадала.
16. Каштанов врал настолько убедительно, что его россказням все верили.
17. У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал.
18. Когда наступило утро, в лагерном городке началось оживление.
19. Он употребил свое красноречие, дабы отвратить Акулину от её намерения.
20. Мария стала собираться домой, потому что на улице зажглись первые фонари.
21. Мы наперебой расспрашивали кучеров, смирные ли у них лошади.
22. Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен.
23. Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу.
24. Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались широкие рытвины.
25. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.
Выделить главное предложение и предаточные,определить вид придаточных, вид подчинения. 1. Его потрясла картина, что висела в гостиной. 2. Всё, что полагалось в дорогу, было собрано. 3. Город, где растут магнолии, запомнился ему навсегда. 4. Лед на реке раскололся, словно треснуло огромное зеркало. 5. В том городе, где мы отдыхали, много исторических памятников. 6. Если найдешь время, приходи в гости. 7. Снег становился всё белее и ярче, так что ломило глаза, глядя на него. 8. Кто не был на Байкале, тот не видел истинной красоты природы. 9. Ему рассказали только то, что было необходимо. 10. У Слободкина возникло ощущение, будто он застыл в беспредельном пространстве. 11. От яблоневого сада шел такой аромат, который бывает только в теплые майские дни. 12. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. 13. Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно. 14. Вместо сахара подавался сотовый мед в глиняной миске, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный. 15. Хотя солнце уже давно село, жара не спадала. 16. Каштанов врал настолько убедительно, что его россказням все верили. 17. У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал. 18. Когда наступило утро, в лагерном городке началось оживление. 19. Он употребил свое красноречие, дабы отвратить Акулину от её намерения. 20. Мария стала собираться домой, потому что на улице зажглись первые фонари. 21. Мы наперебой расспрашивали кучеров, смирные ли у них лошади. 22. Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен. 23. Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу. 24. Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались широкие рытвины. 25. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.
2. [Всё, (что полагалось в дорогу), было собрано]. ЧТО _Местоименно-соотносительное или изъяснительное (разные классификации, выбери свою)
8. (Кто не был на Байкале), [тот не видел истинной красоты природы]. КТО- Местоименно-соотносительное или изъяснительное.
Виды придаточных в сложноподчиненном предложении
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИ- ТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИ- ТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬ- СТВЕННЫЕ КОТОРЫЙ? КАКОЙ? ЧЕЙ? КАКОЕ? КАКИЕ? И ДР. КТО? ЧТО? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? О КОМ? О ЧЁМ? ГДЕ? КАК? КУДА? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И ДР. ВОПРОСЫ
ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВСЕГДА СТОЯТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА ОТНОСЯТСЯ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, МЕСТОИМЕНИЮ ИЛИ К УКАЗАТЕЛЬНОМУ СЛОВУ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ
ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ МОГУТ СТОЯТЬ ВЕЗДЕ, ЧАЩЕ ВСЕГО – ПОСЛЕ ГЛАВНОГО ОТНОСЯТСЯ К ПОЯСНЯЕМОМУ СЛОВУ В ГЛАВНОМ В ЗНАЧЕНИИ РЕЧИ, МЫСЛИ, ЧУВСТВА; МОЖЕТ БЫТЬ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ
СОЮЗЫ СОЮЗНЫЕ СЛОВА что как будто чтобы ли и др. что, сколько как, откуда зачем, когда куда, кто, где почему и др.
ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА ОБОЗНАЧАЮТ МЕСТО ИЛИ ПРОСТРАНСТВО, ГДЕ ПРОИСХОДИТ ТО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ГЛАВНОМ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: [ там], (где); [туда], (куда); [оттуда], (откуда) ОБЫЧНО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО, ЧАСТО ОТНОСЯТСЯ К УКАЗАТЕЛЬНОМУ СЛОВУ
ПРИДАТОЧНЫЕ ВРЕМЕНИ ВОПРОСЫ: КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ТОЛЬКО СОЮЗЫ: когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как, после того как, с тех пор как, только что, чуть, покамест, покуда, прежде чем, нежели, раньше чем, перед тем как, прежде нежели и др.
ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ ЧАЩЕ ВСЕГО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СОЮЗАМИ: как, точно, чем, словно, будто, как будто, как если бы.
ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ ВОПРОСЫ: КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ МЕРЕ? ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ? ВСЕГДА СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: что, чтобы, как, будто, словно, как будто, словно ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: как, сколько, насколько
ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ ВОПРОСЫ: ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ДЛЯ ЧЕГО? ДЛЯ КАКОЙ ЦЕЛИ? ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы.
ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВНЫЕ СОДЕРЖАТ УКАЗАНИЕ НА УСЛОВИЕ, ОТ КОТОРОГО ЗАВИСИТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТОГО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ГЛАВНОМ МОГУТ СТОЯТЬ В ЛЮБОМ МЕСТЕ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: если, ежели, коли, как скоро, когда б, кабы и др.
СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ УСЛОВНЫМИ СИНОНИМИЧНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ БЕЗ СОЮЗОВ, В КОТОРЫХ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ УСЛОВНОГО. Например: Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней.
ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОПРОСЫ: ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? ОБЫЧНО СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: потому что, так как, поскольку, ибо, затем что, благо, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, отчего, в силу того что и др.
ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ СТОЯТ ПОСЛЕ ГЛАВНОГО ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: так что, отчего, почему и др.
ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ ОТНОСЯТСЯ КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ МОГУТ СТОЯТЬ В ЛЮБОМ МЕСТЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ: НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ СОЮЗАМИ: хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, даром что ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ С УСИЛИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИЦЕЙ НИ: кто ни. В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ МОГУТ БЫТЬ ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ: но, а, однако, тем не менее, всё же.
ЕСЛИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ СТОИТ В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ ПОСЛЕ ПРИДАТОЧНОГО. ЕСЛИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ СТОИТ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОН МОЖЕТ ЧЛЕНИТЬСЯ НА ЧАСТИ.
Его не было дома, почему я и оставил записку. Пашня местами мелка и борозды редки – отчего и травы много. Бабушка решила ехать в деревню, с чем отец никак не мог согласиться. Он совсем не готовился к этому, почему и растерялся. В город мы уехали вместе, что было вполне естественно. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.
ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СИНОНИМИЧНЫ ССП С СОЮЗОМ И: В ГОРОД МЫ УЕХАЛИ ВМЕСТЕ, ЧТО БЫЛО ВПОЛНЕ ЕСТЕСТВЕННО. В ГОРОД МЫ УЕХАЛИ ВМЕСТЕ, И ЭТО БЫЛО ВПОЛНЕ ЕСТЕСТВЕННО. МОРОЗЫ СТОЯЛИ ЛЮТЫЕ, ОТЧЕГО И ПОГИБЛИ САДЫ. МОРОЗЫ СТОЯЛИ ЛЮТЫЕ, И ПОЭТОМУ ПОГИБЛИ САДЫ.
1.[…глаг. + указ. слово так ], (союзн. слово как…). 2. [… туда ], ( где…). 3. (Пока …), [… ]. 4.[…сущ. + указ. слово то ], (союзн. слово которое…). 5. (союзн. слово кто), [ указ. слово тот… ].
6. […оттого], (что…). 7. […глаг. ], (союзн. слово что…). 8. (Несмотря на то что…), [… ]. 9. […, (чтобы…), … ]. 10. [… ], (словно…). 11. […, (если…), … ]. 12. [… ], (потому что…).
Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, определите виды придаточных. Обозначьте средства связи главного и придаточного предложений (союзы или союзные слова).
1) Несмотря на то что встало солнце было холодно. 2) Чем ближе подходит дневная съемка к концу тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер. 3) И невольно мысли Воропаева вернулись к тому дому у порога которого он сидел. 4) Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела. 5) Так как вы на все предметы смотрите с их смешной стороны то и положиться на вас нельзя.
6) Нам обязательно нужно сделать зарисовки гор когда мы сделаем привал. 7) Водитель для того чтобы люди схлынули застопорил машину напротив калитки. 8) Мы появлялись там где немцы и не подозревали нашего присутствия. 9) Кто посеял тот и пожал. 10) Если светит солнце и на небе нет облаков то пение и запах сена чувствуются сильнее.
11) Если же никого не было дома то я оставался и ждал, разговаривал с няней, играл с ребенком. 12) За час тут происходят изменения какие не могут даже сниться пехоте-матушке! 13) Листопад велел запустить мотопилу чтобы мать посмотрела на его работу.) 14) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача поднес его в кулаке к уху и долго слушал пока тот играл на своей скрипке. 15) Было уже совсем тепло хотя кругом лежал рыхлый, тяжелый снег.
16) У него ничего не клеилось что бы он ни предпринимал. 17) Лед на реке тоже истончился и посинел а местами уже и тронулся так что идти на лыжах было опасно. 18) Ежели человек без корней без почвы без своего места неверный это человек. 19) Он не явился на занятия потому что срочно нужно было уехать. 20) Куда конь с копытом туда и рак с клешней. 21) И как раз это было то время когда жена стала часто отлучаться. 22) Дыхание становилось все глубже и свободнее по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Образа действия. 2. Места. 3. Времени. 4. Определительное. 5. Местоименно-определительное. 6. Причины. 7. Изъяснительное. 8. Уступительное. 9. Цели. 10. Сравнительное. 11. Условное. 12. Причины.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Ключ: 1-й столбик – 2, 3, 6, 10; 2-й столбик – 1, 4, 12; 3-й столбик – 5, 7, 8, 9, 11.
1) Несмотря на то что встало солнце, было холодно. (уступки, союз). 2) Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер. (соотносительное, сравнительно-сопоставительное, союз). 3) И невольно мысли Воропаева вернулись к тому дому, у порога которого он сидел. (определительное, союзное слово). 4) Мы не хотим, чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела. (изъяснительное, союз). 5) Так как вы на все предметы смотрите с их смешной стороны, то и положиться на вас нельзя. (причины, союз)
6) Нам обязательно нужно сделать зарисовки гор, когда мы сделаем привал. (времени, союз) 7) Водитель, для того чтобы люди схлынули, застопорил машину напротив калитки. (цели, союз) 8) Мы появлялись там, где немцы и не подозревали нашего присутствия. (места, союзное слово) 9) Кто посеял, тот и пожал. (местоименно-определительное, союзное слово). 10) Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее. (условия, союз)
11) Если же никого не было дома, то я оставался и ждал, разговаривал с няней, играл с ребенком. (условия, союз) 12) За час тут происходят изменения, какие не могут даже сниться пехоте-матушке! (определительное, союзное слово). 13) Листопад велел запустить мотопилу, чтобы мать посмотрела на его работу. (цели, союз) 14) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднес его в кулаке к уху и долго слушал, пока тот играл на своей скрипке. (времени, союз) 15) Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый, тяжелый снег. (уступки, союз)
16) У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал. (уступки, союзное слово). 17) Лед на реке тоже истончился и посинел, а местами уже и тронулся, так что идти на лыжах было опасно. (следствия, союз). 18) Ежели человек без корней, без почвы, без своего места, неверный это человек. (условия, союз). 19) Он не явился на занятия, потому что срочно нужно было уехать. (причины, союз). 20) Куда конь с копытом, туда и рак с клешней. (места, союзное слово). 21) И как раз это было то время, когда жена стала часто отлучаться. (определительное, союзное слово). 22) Дыхание становилось все глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело. (времени, союз).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-150088
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.