У ребенка депрессия что делать

У ребенка депрессия что делать

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, которое часто остается без внимания. Плохое настроение ребенка, боязливость, нежелание что-либо делать взрослые могут трактовать, как капризы или лень. Сегодня мы расскажем, почему появляется детская депрессия, как ее своевременно распознать и как помочь ребенку в подобных ситуациях. Депрессия может возникнуть в любой период жизни и имеет свои характерные особенности в зависимости от возрастной группы.

Депрессия у детей до 3 лет (причины и симптомы)

Если речь идет о детях до трехлетнего возраста, то депрессия в этом случае почти всегда носит патологический характер и обычно связана с одним из следующих факторов:

У малышей депрессия проявляется в виде: плохого аппетита, частых приступах рвоты, заторможенности или повышенной возбудимости. Если ваш ребенок часто болеет, вы бесконечно ходите по разным врачам, а улучшений нет, то причины, скорее всего, кроются в проблемах с психикой и нервной системой.

Причины депрессии у дошкольников

Как только малыш достигает дошкольного возраста, он получает первый опыт взаимодействия с обществом – это начало посещения садика и различных секций, кружков. В этом возрасте жизнерадостный ранее ребенок может начать страдать депрессией по ряду причин, к которым, в частности, относятся следующие:

Отношения с ровесниками. Малыши, которым сложно построить отношения со сверстниками, испытывают постоянный стресс, что становится причиной отчуждения, попыток ухода от общения, замкнутости и в итоге развития депрессии.

Семейные конфликты и нездоровый психологический климат, при котором ребенок не чувствует себя дома в безопасности.

Симптомы депрессии у дошкольников:

Из соматических проявлений чаще всего возникают диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.

Депрессивные состояния у младших школьников

Когда ребенок поступает в школу, у него увеличиваются социальные и учебные нагрузки: нужно учиться правильно вести себя со сверстниками и учителями, уметь планировать время и соблюдать правила. При этом психика еще сформирована не до конца, усталость и постоянное напряжение негативно влияют на эмоциональное состояние.

К основным причинам депрессии, биологическим и семейным, добавляются проблемы и конфликты с одноклассниками и педагогами, учебные нагрузки, в возрасте 7-12 лет происходит очередной этап становления личности, ребенок пытается быть взрослым и самостоятельным, но получается это не всегда, что и провоцирует развитие психоэмоциональных нарушений.

В этом возрасте дети уже могут объяснить словами свои чувства, они начинают жаловаться на грусть, тоску, апатию, бесконечную усталость.

Симптомы депрессии у младших школьников:

Депрессию сопровождают и физические патологии – сердечная и головная боль, дискомфорт в желудке, нередко в этом возрасте развивается вегетососудистая дистония.

Отличительный признак клинической депрессии – ее систематичность. То есть эпизоды снижения настроения повторяются каждый день или почти каждый день на протяжении не менее трех недель. На фоне депрессии дети часто испытывают самые разнообразные страхи, которые растут вместе с ними и при отсутствии своевременной помощи могут привести к формированию стойких фобий и панических атак. Родителям не стоит пытаться ставить диагноз самостоятельно и заниматься «самолечением». Если вы подозреваете депрессию у своего ребенка, нужно обязательно показать его специалисту. Депрессию диагностируют психологи. Они не имеют право выносить диагноз, но могут предположить наличие этого расстройства и направить к психиатру или психоневрологу, которые уже определят вид депрессии и подберут правильное лечение. Но при этом, очень важна и помощь самих родителей, которые могут значительно облегчить состояние ребенка и способствовать его скорейшему выздоровлению.

Как могут помочь родители своему ребенку при детской депрессии

Укреплять контакты с ребенком. Дети нуждаются в том, чтобы их видели, слышали, чувствовали, осязали и любили. В то же время хорошо, если у ребенка есть спокойное пространство, где он может побыть один. Родители должны понимать, что для ребенка является стрессом любое изменение в жизни, как негативное, так и позитивное. Первое, что может сделать родитель – поговорить с ребенком, выяснить, как он относится к событию. Важно обсуждать с ребенком любые изменения: было так, а сейчас стало вот так. Это касается, в том числе и смерти близких. Второе – принять состояние другого, не обесценивать переживания словами типа «да все у тебя хорошо». Непонимание со стороны окружающих только усугубляет депрессию. Поэтому родители могут посочувствовать и дать ребенку погоревать. Для ребенка важно чувствовать, что родители его понимают, но они не испуганы происходящим.

Играть с ребенком. Ребенок так устроен, что его социализация происходит через игру. Он проигрывает любую ситуацию. Поэтому полезно просто поиграть вместе. Дать ребенку возможность самому выбрать сюжет игры или обыграть конкретную тревожную ситуацию.

Правильно реагировать на плохое поведение. Лень, нежелание учиться, грубость часто воспринимаются неправильно, а жесткие дисциплинарные воздействия только усиливает депрессию. Учить ребенка делиться своими переживаниями, быть открытым, развивать позитивное мышление – большой труд, как для родителей, так и для детей. Отмечайте даже маленькие успехи, фокусируйтесь на достижениях и надеждах. Вспомните, что получалось хорошо, что доставляло удовольствие, какие совместные занятия радовали и снова начните это делать вместе с ребенком. Учитесь идти на компромиссы и учитывать мнение ребенка.

Проявлять искренний интерес к увлечениям ребенка – узнавайте, что читает, слушает, смотрит ваш ребенок. Не спешите критиковать. У каждого поколения свои кумиры, с этим нужно смириться и попытаться понять.

Создавать комфортную обстановку дома. Необходимо, чтобы в доме была благоприятная неконфликтная обстановка, без скандалов и агрессии.

Соблюдать режим дня. Для хорошего самочувствия ребенку требуется полноценный ночной сон. Родителям необходимо строго лимитировать время компьютерных игр и общения в виртуальном мире. Обязательно нужно снизить нагрузку на психику, позволяя ребенку отдыхать и заниматься интересными для его возраста делами.

Содействовать в занятиях спортом. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы дети регулярно бывали на свежем воздухе и достаточно двигались. Приобщение к здоровому образу жизни в настоящем – залог отсутствие проблем с психикой в будущем.

Быть родителями – круглосуточный труд, дети практически постоянно выходят из одного возрастного кризиса, чтобы погрузиться в другой сложный период. Любовь, внимание, умеренная забота, хорошие отношения в семье, совместные прогулки и отдых – все это поможет вам легче перенести или вовсе избежать депрессивных состояний у ребенка, и сохранить собственные нервы.

В нашем развивающем детском центре «Летиция» работают прекрасные специалисты-психологи, нейропсихологи, которые помогут вам решить вопрос о наличии или отсутствии у вашего ребенка депрессии, а также проведут необходимые коррекционные занятия с ребенком и консультации с родителями.

Источник

Детская депрессия

Депрессия — это психическое расстройство, при котором у человека наблюдаются подавленное, разбитое настроение и снижение или даже полная утрата способности получать удовольствие. Депрессия бывает не только у взрослых, как многие привыкли думать.

Данное заболевание стали диагностировать и у детей. Причем этот недуг может проявляться практически с самого рождения. Заболевание включено в Международную классификацию болезней (МКБ-10) под кодом F32 и имеет три степени: легкую, среднюю и тяжелую.

В некоторых случаях детскую депрессию могут ошибочно принять за РАС, особенно в раннем возрасте. Это происходит из-за схожих симптомов обоих расстройств. При расстройстве аутистического спектра дети также испытывают проблемы с общением, коммуникацией, поведением, как и при детской депрессии.

Депрессивное состояние у ребенка тормозит когнитивное развитие, поэтому нуждается в обязательной коррекции. Можно предотвратить негативные последствия, если вовремя выявить признаки начинающегося заболевания.

Причины детской депрессии

Депрессия у ребенка может появиться лишь тогда, когда у него имеется определенная почва для этого состояния. Это биохимические, неврологические, наследственные и психосоциальные факторы. Уже на это накладываются формальные поводы, провоцирующие депрессию, такие как проблемы в школе, дома, чувство одиночества и т.д.

Возможные причины детской депрессии:

Поводом к появлению болезни зачастую становятся проблемы со здоровьем. К ним относятся частые головные боли, аллергия, заболевания желудка, щитовидной железы, неправильное питание и чрезмерное потребление сахаров. Но сами по себе эти проблемы могут вызвать депрессию только в том случае, если имеют хронический характер и ухудшают качество жизни, тем самым вызывая переживания ребенка по этому поводу.

Симптомы и признаки детской депрессии

Очень сложно определить развитие заболевания на начальном этапе, особенно в раннем возрасте, когда малыш не предъявляет никаких жалоб. Также сложности доставляет схожесть с другими болезнями.

При депрессивных реакциях часто наблюдают:

Лечение детской депрессии

Лечение обычно производится несколькими специалистами: врач-психиатр проводит медикаментозную терапию, психотерапевт или детский психолог применяет психотерапевтические методы. Применение одних лекарств считается неэффективным, так как они могут снять симптомы или устранить обострение, но не устранят причину заболевания. Тем не менее, прежде чем приступить к психотерапии, важно снять острую форму депрессии, чтобы не усугубить состояние ребенка, избежать попыток суицида, если речь идет о тяжелой форме депрессии.

После этого проводится работа с психотерапевтом или с психологом. Если причины депрессии связаны с обстановкой в семье, в психотерапии обязательно должны принять участие родители ребенка.

Вместе с психологом ребенок учится решать свои проблемы, которые его беспокоят. Восстанавливается здоровый эмоциональный фон и настроение в целом. Специалист применяет такие методики, как арт-терапия, песочная терапия и др.

Отдельно стоит сказать о семейных занятиях, во время которых психолог будет взаимодействовать одновременно с ребенком и его родителями. Очень важно, чтобы родители не противились посещению сессий с психологом и приняли участие в психотерапии. Они должны создать благоприятную обстановку дома для выздоровления своего ребенка. Нужно наладить климат в семье, а для этого нужно разрешить собственные проблемы. Но слишком сильно вмешиваться в личную жизнь ребенка тоже не стоит, а в некоторых случаях это вмешательство наоборот необходимо урезать. Например, когда родители и так постоянно заботятся о нем и мешают ему принимать самостоятельные решения.

Вот некоторые общие рекомендации:

Только при совместной работе специалистов и родителей можно добиться полного выздоровления ребенка.

Источник

Подросток в депрессии: советы психолога, как избежать беды

15 августа 2019 года

У ребенка депрессия что делать. У ребенка депрессия что делать фото. картинка У ребенка депрессия что делать. смотреть фото У ребенка депрессия что делать. смотреть картинку У ребенка депрессия что делать.

Родители подростков часто обращают внимание на то, что их дети вдруг меняются: еще недавно жизнерадостный ребенок теряет интерес к учебе, друзьям, к жизни вообще. Ему все не в радость. Сын или дочь выглядит устало, отказывается от еды. Худеет или, наоборот, полнеет. Многие склонны списывать это на переходный возраст, но тут важно не пропустить начало депрессии. Как ее распознать и вовремя забить тревогу, рассказывает Елена Сизикова, психолог семейного центра «Кутузовский».

— Какие симптомы должны насторожить родителей?

— Нарушение сна — бессонница или сонливость. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации. Испытывать чувство никчемности и вины (часто необоснованной). Иногда депрессия у детей проявляется в поведении — гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе. Подросток беспокоен, брюзглив, все отрицает. Доходит до антисоциального или агрессивного поведения. Может стать угрюмым, избегать контактов в семье. Или наоборот — казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно со сверстниками. Его не волнует его внешний вид, успеваемость в школе.

— Чем опасно такое состояние?

— Оно часто сопровождается навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками. Подросток в таком состоянии может начать употреблять алкоголь, наркотики. Нельзя недооценивать депрессию у подростка: она может повлечь за собой серьезные, опасные, даже непоправимые последствия.

— Как этого не допустить? Что делать, если появились симптомы депрессии?

— Если вы знаете или догадываетесь, что ваш ребенок думает о смерти или состоит в деструктивных группах в социальных сетях, то надо срочно обращаться за помощью к психологу. Например, в один из семейных центров Москвы. Самостоятельно тут трудно справиться.

Если речь о профилактике подростковой депрессии, то важно понимать: подростковый возраст — очень сложный, конфликтный. Избегать конфликтных ситуаций невозможно. Да и не нужно. Самое главное — стараться создать такой психологический климат в семье, чтобы подросток чувствовал поддержку, знал, что его слышат и с ним считаются.

— Легко сказать, но как родителям создать такую атмосферу?

Есть несколько методов: активная эмоциональная поддержка ребенка в состоянии депрессии и поощрение его положительных устремлений. Это поможет облегчить ситуацию. Можно и нужно учить подростка социализироваться и преодолевать стресс — тут тоже помогут психологи. Еще один метод — расширение временной перспективы и самопонимания.

Вы сказали, что конфликтов не нужно не избегать, а позитивную атмосферу за короткий срок не создать. Как правильно вести себя, когда конфликт неизбежен?

— Четко излагать подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог их понять. Вывести подростка на откровенный разговор, чтобы выяснить, что происходит с ним. Он должен знать, что его выслушают без критики и осуждения. Взрослому надо показать свою готовность слушать и понимать, что вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения. Подростку нужно, чтобы родители его выслушали, но не давали советов, пока он сам не попросит их об этом. С этим трудно смириться, но родителям надо принять и понять: подросток вовсе не должен обязательно следовать советам старших. Он делает свой выбор.

Только при таком подходе возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми — взрослым и подростком. Только на такой базе можно строить конструктивное общение и поведение.

КАК ГОВОРИТЬ С ПОДРОСТКОМ

Никогда не говорите

«Ненавижу учебу, класс. »

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте. да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным. »

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

«Я совершил ужасный поступок. »

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится —значит, ты недостаточно постарался!»

Источник

Депрессия у детей младшего школьного возраста

Может ли быть депрессия у детей? К сожалению, да! Только депрессия у детей проявляется совсем не так, как у взрослых. Вряд ли ваш сын или дочь подойдет к вам и скажет: «Мама, ты знаешь, у меня депрессия. «. Или пожалуется на тоску, печаль, апатию.

Наиболее частой жалобой с которой родители обращаются к специалисту является школьная дезадаптация. У ребенка снижается успеваемость или он вовсе отказываться посещать учебное заведение. И мало кто из родителей заподозрит, что за социальной дезадаптацией может скрываться депрессия. Такое поведение скорее спишут на соматическое заболевание, конфликтную ситуацию в школе и так далее, т.е. по факту, на все что угодно, только не на истинную причину состояния — депрессию.

У ребенка депрессия что делать. У ребенка депрессия что делать фото. картинка У ребенка депрессия что делать. смотреть фото У ребенка депрессия что делать. смотреть картинку У ребенка депрессия что делать.

Причины депрессии у детей

Основная роль в возникновении депрессии у ребенка принадлежит острым или хроническим психотравмирующим ситуациям.

К острым стрессам относятся:

К хроническим психотравмирующим событиям относятся:

Симптомы депрессии у детей

Важно помнить, что дети могут не жаловаться на тоску, апатию, грустное настроение, плохое самочувствие, тревогу и суицидальные мысли. Стоит обращать внимание на такие внешние сигналы как: реакции протеста, отказ, отчаяние, подавленность, плаксивость, раздражительность, капризы и т.д. Могут доминировать страхи, тревога, нарушения поведения, разнообразные соматовегетативные расстройства, нарушения социально-бытовых навыков.

У одних детей при депрессивном неврозе преобладают вялость, пассивность, заторможенность, задумчивость, склонность к колебаниям настроения, а у других наблюдаются раздражительность, озлобленность, агрессивность, грубость, непослушание, упрямство, повышенная готовность к реакциям протеста. Следует отдельно выделить суицидальные переживания, беспричинные чувства вины и стыда, мысли о смерти, желание, чтобы «все прекратилось».

Одним из самых частых нарушений у детей младшего школьного возраста, которые наблюдаются у пациентов в Отделении №6 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ, является изменение поведения: пассивность, вялость, замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, затруднения в учебе в связи с нарушением внимания, медленным усвоением учебного материала. У некоторых детей, особенно у более активных мальчиков, преобладают раздражительность, обидчивость, драчливость, а также склонность к побегам.

Несмотря на часто противоположные нарушения поведения, общим признаком служит утрата жизнерадостности, оптимистического мироощущения, которая свойственна детям.

В числе «психосоматических признаков» отмечаются:

Вторым по частоте встречаемости нарушением является школьная дезадаптация. Ведущую роль в снижении успеваемости играет идеаторная заторможенность (замедление темпа мышления и речи), которая, как правило, возникает поэтапно и постепенно нарастает, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала.

Дети все больше времени начинают тратить на подготовку домашних заданий, не понимают прочитанного, много раз пересказав текст дома, на другой день не могут вспомнить его у доски, не могут решить простейших задач, путают счет, делают ошибки в элементарных вычислениях. Ребята начинают жаловаться, что не понимают объяснений учителя, уроки часто учат в течение всего дня с помощью и при постоянном побуждении родителей или совсем прекращают выполнять домашние задания.

«Мысль исчезает», «о чем думала, не помню», «мысли сами в голову лезут», «постучи по голове — она пустая»

Дети много плачут, говорят, что все их усилия напрасны, что «все равно будет двойка». У доски говорят медленно, с трудом подбирая слова, на вопросы отвечают после длительной паузы или совсем замолкают. Не могут сосредоточиться, становятся крайне рассеянными, забывают приготовить уроки, забывают дома тетради, учебники, что также служит причиной плохих отметок и замечаний. Жалуются на потерю памяти: «память испортилась», «совсем глупая стала», «не умею учиться», «силюсь понять и не понимаю». Особенно серьезные трудности в обучении возникают при присоединении таких расстройств мышления как шперрунги (задержка мышления), наплывы мыслей, ощущение пустоты в голове («мысль исчезает», «о чем думала, не помню», «мысли сами в голову лезут», «постучи по голове — она пустая»).

Дополнительные сложности возникают и в связи с изменениями в сфере моторики. Появляется ранее несвойственная ребенку медлительность, неловкость. Дети подолгу одеваются, часто из-за этого опаздывают в школу, не могут бегать, играть со сверстниками на переменах, на уроках физкультуры выглядят вялыми и неуклюжими. Часто меняется почерк, пишут некрасиво, грязно, много раз переписывая страницы.

Дети становятся молчаливыми, печальными, скучными, держатся в стороне от класса, перестают принимать участие в общественных делах, предпочитая одиночество, то есть нарастает «депрессивный аутизм».

Типичные симптомы депрессии у детей — соматические симптомы, жалобы на нездоровье, на различные боли (головная боль, зубная, боль в животе), которые не лечатся медикаментозно.

Могут наблюдаться панические и невротические расстройства — учащенное сердцебиение, головокружения, тошнота, озноб, часто сопровождающиеся страхом смерти. Подобные недомогания могут быть как разнообразными, резко сменяющими друг друга, так и монотонными с одной жалобой.

Также родители замечают, что появляются «школьные фобии», демонстративные состояния, конфликтность, нарушения поведения. «Школьные фобии» — страх перед школой, учителями, скоплением детей, ответами у доски, контрольными — нередко сопровождались заиканием, элективным мутизмом, уходами с уроков, побегами или полным отказом от посещения школы.

Диагностика депрессии у детей

Скрытая за фасадом детских капризов, нарушений поведения, неуспеваемости и «школьных фобий», детская депрессия не всегда попадает в поле зрения психиатра и нередко диагностируется лишь спустя некоторое время.

Специфика патопсихологической диагностики депрессии в младшем школьном возрасте включает в себя анализ когнитивной (познавательной), эмоциональной, личностной и мотивационной сфер.

В когнитивном компоненте при депрессивных состояниях часто наблюдается идеаторная заторможенность (замедление темпа мышления и речи), трудности сосредоточения внимания, некоторое преходящее снижение показателей памяти на фоне общей истощаемости психических процессов. В связи с этим может наблюдаться падение успеваемости в школе, трудности усвоения нового материала и актуализации старого.

В отличие от взрослого, который может описать свое состояние, ребенок не всегда способен рассказать о своих переживаниях, эмоциях, чувствах

При анализе эмоционально-личностной и мотивационной сфер стоит отметить, что ведущую роль в младшем школьном возрасте занимает интеллектуальная, в частности, учебная деятельность. Ребенок «выходит в социум», развиваются навыки межличностного взаимодействия, расширяется круг значимых взрослых (педагоги, тренеры и т.д.). В этот период возрастает роль психических факторов на состояние ребенка. Поэтому одной из основных тем клинической беседы (а также анализа анамнестических данных) является обсуждение успешности в школе, отношений с учителями, одноклассниками, изменения отношений с родителями наряду с темой недавних утрат в семье, тяжелых соматических или психических заболеваний (как у членов семьи, так и у ребенка).

В отличие от взрослого, который может описать свое состояние, ребенок не всегда способен рассказать о своих переживаниях, эмоциях, чувствах, понять причины их возникновения и мотивы своих поступков. Внешние проявления расстройства у ребенка могут не соответствовать в полной мере общепринятым представлениям. В возрасте от 6-7 до 10-11 лет характерно сочетание психомоторного и аффективного типа реагирования на неблагоприятные события: тики, заикание, страхи, негативизм, агрессия. Анализ поведения и эмоционально-личностной сферы на основе данных собственных ощущений ребенка, а также результатов опросников недостаточно, необходимо включение игровых техник и проективных методик для выявления причин изменения состояния.

Акцент при проведении патопсихологической диагностики депрессивных состояний в младшем школьном возрасте ставится на определенных темах, значимых для данного периода развития и с учетом жизненной ситуации.

Исследование депрессии у детей также затрагивает и выявление суицидальных проявлений даже при отсутствии выраженных признаков. Депрессивный невроз важно отличать от начальной стадии шизофрении, а также органических заболеваний мозга. Наряду с этим грамотная, всесторонняя диагностика важна для выявления причин изменения состояния ребенка и построения адекватного плана психокоррекционных занятий (индивидуальных и семейных).

Что делать, если у ребенка депрессия

Если у вас появились подозрения, что ребенок болен депрессией, стоит внимательно отнестись к этому. Проявите понимание и чуткость к душевному состоянию ребенка. Спокойно и откровенно поговорите о том, что его беспокоит. Не стоит кричать и давить на сына или дочь. Покажите ребенку, что вам важно помочь ему понять, разобраться, что с ним происходит. Если сын или дочь находятся в подобном состоянии длительное время, обратитесь за квалифицированной помощью.

Течение депрессии у детей относительно более кратковременное и благоприятное по сравнению со взрослыми пациентами. Иногда бывает достаточно перемены обстановки или устранения психотравмирующей ситуации для сглаживания и полного исчезновения болезненных проявлений.

Многие родители пытаются справиться с симптомами болезни самостоятельно – лечат таблетками, изолируют ребенка от сверстников, разрешают не ходить в школу. Однако это неверно, несформированная психика ребенка еще хрупкая и лучше доверить лечение специалисту. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем легче будет выйти из болезненного состояния.

При комплексном лечении депрессии (на фоне медикаментозной поддержки) хорошо себя зарекомендовала когнитивная, семейная и арт-терапия.

Профилактика депрессии

Риск возникновения депрессии значительно снижается, если дети воспитываются в семье со комфортной психологической атмосферой. Важно уважать ребенка, его личность, чувства и переживания, как в семье, так и в детском саду, школе. Ребенок будет лучше себя чувствовать среди людей, понимающих и принимающих его таким, какой он есть. Безусловная родительская любовь служит фундаментом здоровой психики.

Желательно, чтобы ребенок занимался спортом, имел какое-нибудь увлечение и смог бы реализовывать себя в нем. Полезны длительные пешие прогулки, правильно питание, здоровый сон, режим в целом. Нужно проводить с ребенком, по возможности, больше времени — разговаривать, играть, совместно решать возникающие проблем. Взрослым необходимо проявлять терпение, сочувствие, понимание, стараться, в зависимости от ситуации, отвлекать малыша от тягостных мыслей, помогать разобраться в причинах переживаний, вместе искать выход из ситуации.

Важно не отрицать и не обесценивать переживания. Возможно, в данный момент проблемы кажутся ему неразрешимыми, катастрофическими, поэтому не стоит говорить, что это «просто глупости», «все само пройдет».

Признайте боль и печаль, которые чувствует ребенок, это докажет, что вы принимаете его самого и его эмоции всерьез. Поддерживайте, вселяйте в него уверенность! Почаще говорите, что он нужен, любим, что он самый-самый лучший для своих родителей. Не сдавайтесь, если ваш ребенок закрывается. Будьте чутки и внимательны, подчеркивайте вашу озабоченность его состоянием и готовность выслушать. Важно, чтобы ребенок мог вам довериться, поделиться своими переживаниями. Старайтесь избегать ультиматумов и разного рода манипуляций («если ты сейчас со мной не поговоришь, то…», » если ты снова пропустишь школу, то…», «если ты сейчас не встанешь с кровати, то…»).

Поддерживайте контакт с педагогами в школе. Поговорите с учителями, предупредите о непростом периоде в жизни ребенка, попросите их быть терпеливыми, помогать, поддерживать, способствовать налаживанию отношений с одноклассниками.

Важно четко следовать назначениям лечащего врача в вопросе медикаментозной терапии. Следите за приемом лекарственных препаратов. Учитывая возможный риск суицида на фоне депрессии, отвечать за «выдачу» лекарственных средств в семье должен один из родителей.

Советы психолога. Меняем установки

Когда ребенок болеет депрессией, то он склонен мыслить негативными обобщениями («у меня ничего не получается», «я ни на что не способен»). Один из способов разрушить данные когнитивные конструкции – заменять негативные обобщения на конкретную мысль. Например, «меня никто не любит» – «меня не любит Лена», «у меня никогда ничего не получится» – » у меня не получилось решить эту контрольную», «я неизлечимо болен» – «мое выздоровление затянулось».

Еще одно упражнение, которое поможет справиться с депрессивным состоянием: каждый раз, когда ребенок озвучивает мысль в отношении какого-то простого и понятного действия (например, «я не могу пропылесосить комнату»), предложите повторить ему эту мысль еще раз, используя оборот «я не хочу» («я не хочу пылесосить комнату»). Важно, чтобы взрослые не требовали у ребенка объяснений и обещаний. В данном случае нужно работать над изменением негативной установки, а не на развитие социально-бытовых навыков.

Также с детьми можно использовать технику «ресурсных образов». Для выполнения данного упражнения важно, чтобы вы и ребенок находились в уединенном, безопасном месте, установили доверительный контакт. Выберите три позитивных эмоциональных воспоминания. Лучше чтобы они были похожи друг на друга (например, встреча с друзьями, успехи в учебе или отдых с семьей). Мысленно пронумеруйте эти воспоминания – один, два, три. Скажите в слух «один» и мысленно перенеситесь в то время, и в то место, где вы испытывали выбранное чувство и проживите его снова (представьте картинку, постарайтесь вновь услышать те звуки, почувствовать запахи, ощущения в теле). Продолжайте вспоминать на протяжении нескольких минут. Затем скажите «два» и погрузитесь во второе воспоминание. Затем «три» … Повторяйте свои воспоминания на протяжении еще нескольких минут, меняя их очередность (2-3-1; 3-1-2; и др.). Данное упражнение позволяет почувствовать, что человек сам управляет своим эмоциональным состоянием.

Специалисты Отделения №6 Центра им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *