У ребенка маленький словарный запас что делать

Как ребёнку увеличить словарный запас

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.

В современном мире важно не только владеть конкретными навыками своей специальности, но и уметь красиво и чисто говорить. Рассказываем, как помочь ребёнку расширить словарный запас в весёлой игровой форме.

Словарный запас увеличивается с одинаковой скоростью почти до 20 лет, а во время обучения в школе он становится больше в 2,5 раза. Существуют определённые требования к словарному запасу разных возрастных групп.
Начальная школа. Ребёнок должен знать основные слова, чтобы рассказать о повседневных вещах, новых впечатлениях и потихоньку начинать осваивать школьную терминологию, а также понимать, как выражать свои мысли на письме.
10–15 лет. В этот период ребёнок должен владеть базовой научной терминологией и осваивать навык рассуждения об отвлечённых вещах.
16–18 лет. В этом возрасте старшие школьники должны уметь рассуждать на вполне научные темы. Также очень важно умение оперировать абстрактными категориями, например, хорошо понимать, что такое нравственность, обсуждая русскую классическую литературу.

Какие проблемы могут быть и как их решать

«У меня просто слов нет!» Бедность словарного запаса сейчас является, пожалуй, самой распространённой проблемой. И это особенно расстраивает родителей, ведь, кроме «нормально», они почти ничего не слышат от своих детей, когда просят рассказать, как прошёл их день.

Для решения этой проблемы есть несколько приёмов.

Важно! Используя такие приёмы, делайте это в игровой форме, притворяйтесь забывчивым и растерянным — пусть ваш школьник почувствует себя настоящим экспертом. А если у него не получается ответить на вопрос, то не упрекайте и не ругайте его, а подбадривайте, хвалите и подсказывайте. Позитивная мотивация укрепит его интерес как к общению с вами, так и к новым словам.

Слова-паразиты. Всякие «ну», «как бы», «типа», «в принципе» и «короче» могут засорять до неприличия даже богатую речь, делая её неприятной для слушателя.

Чтобы избавиться от них, можно попробовать следующие приёмы.

Сленг замещает «нормальные» слова. Многие взрослые обеспокоены из-за того, какое непропорционально важное место занимает в речи ребёнка сленг. Что такое «круто» и «классно», ещё понятно. А вот что значит «кек чебурек» или «хайп», уже не каждый в силах осознать… Идея борьбы с этой проблемой примерно такая же, как со словами-паразитами.

А ещё отлично помогает игра в синонимы/антонимы, в которую тоже можно играть всей семьёй. Пусть каждый участник назовёт как можно больше синонимов или антонимов к сленговому слову.

Упражнения и игры для развития речи

Слово дня. Не заставляйте ребёнка заучивать весь словарь от корки до корки. Вместо этого можете обозначить более обозримую цель — учить по слову в день. Вроде звучит не очень внушительно, но отлично помогает. Вы можете сами выбирать слова (желательно такие, которые будут действительно полезны). А ещё для этой цели есть специальные приложения.
Лайфхак: увеличить словарный запас помогает изучение не только родного, но и иностранного языка, особенно это заметно на примере детей. Изучая сложные иностранные слова, можно пополнять и лексический арсенал родного языка.

Метод карточек. Для запоминания особо сложных слов, например терминов, можно использовать стикеры: на одной стороне нужно писать слово, а на обратной — значение. Бумажки лучше клеить на видное место: холодильник, окно или место у письменного стола.
Специальные рассказы. Есть несколько отличных методов написания текстов, которые более чем эффективно помогают увеличить словарный запас. Это рассказы на одну букву (все слова, кроме служебных, начинаются, например, на «Л») или следующую букву алфавита (первое слово — на «А», второе — на «Б» и т. д.), а также состоящие из одной части речи (что-то вроде «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»).

Ассоциации. Многие любят игры в ассоциации, но о них редко задумываются как о способе улучшить языковые знания. Пусть каждый игрок называет максимум ассоциаций, например на слово «колокольчик». Иногда приходят совсем неожиданные, метафорические ассоциации, и это здорово. Так формируется устойчивая связь, и в следующий раз это словосочетание может легко всплыть в уме в совершенно другом случае.

«Эрудит». Игры на составление слов из букв типа «Эрудита» или «Скрэббла» тоже как нельзя лучше стимулируют словотворчество и активные поиски подходящего слова. Так можно достать с запылившегося чердака своей памяти нечто давно забытое, и потом это слово останется со всеми играющими, встроившись в их повседневную жизнь. Если вы используете в игре слова, которые ребёнок не понимает, обязательно поясняйте ему их значение.

«Ерундопель». Весьма удачными являются и игры типа «Ерундопеля», которые лучше всего подходят для подростков: на карточках пишется слово и три варианта его значения, из которых нужно выбрать правильный. Чаще всего эти необычные и странные слова не знает никто, даже взрослые, не говоря уже о детях. Такие игры хороши именно этим: не имея понятия, что же значит эта лексема, человек вынужден смотреть на ассоциации и происхождение слова, искать родственные ему слова. Количество карточек в таких играх ограничено, и много раз в них не сыграешь. Так что советуем делать что-то типа «Ерундопеля» самостоятельно — самим составлять карточки, к этому можно привлечь и ребёнка.

«ЯКласс» для развития словарного запаса

На «ЯКласс» есть целый ряд заданий, которые помогут увеличить словарный запас быстро, просто и эффективно:

Как помогает чтение

Все всегда без устали твердят, что для увеличения словарного запаса необходимо читать. Да, это звучит как заезженная пластинка, но всё же это так. Не будем повторять очевидные вещи, поделимся несколькими приёмами и важными моментами.

Важно не только читать, но и писать! Поставьте перед ребёнком — а ещё лучше перед собой тоже — нехитрую цель. Нужно писать по 100 слов каждый день. Рассказывать можно о чём угодно: прошедшем дне в школе, планах на будущее, мечтах. Это может быть дневник, блог, сборник рассказов, аккаунт с постами в Instagram. Неважно. Главное — писать. Потому что этот процесс помогает более взвешенно подбирать слова и использовать что-то новое. Постепенно количество слов в день можно увеличивать.

Источник

Как расширить словарный запас ребенка

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.

Развитие речи ребенка начинается уже с первого полугодия его жизни и характеризуется постоянным увеличением словарного запаса – от 50 слов в 2 года до около 3000 слов в 5-6 лет.

Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный. Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Как правило, он больше активного.

Формируем пассивный словарь

Существуют много способов, которые помогут сформировать и расширить словарный запас ребенка. В первую очередь это общение с малышом, чтение книг вслух и обсуждение их, чтение и заучивание стихов. Старайтесь комментировать свои действия, беседуйте и дискутируйте с ребенком. Используйте в разговоре как можно больше слов для описания и оценки событий, пейзажей, людей и их поступков.

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.

Для редко применяемых в повседневной жизни слов (названия птиц, растений, животных, насекомых, грибов, рыб) используйте книжные иллюстрации и карточки-лото. Научите ребенка принципам образования слов (прилагательных, уменьшительно-ласкательных форм, преувеличений) – и его словарный запас значительно возрастет. Объясняйте значения всех новых слов. Пока ребенок не научился спрашивать, что значит незнакомое слово, сами обращайте внимание ребенка на новые слова. Не бойтесь называть ребенку длинные, сложные и редкие слова – возможно, как раз их ребенок запомнит быстрее, чем маленькие простые слова.Тактично поправляйте ребенка, когда он использует неправильное слово, например, деревья не шевелятся, а колышутся. Старайтесь, чтоб он не использовал слишком часто обобщения (например, не дядя, а сосед, почтальон, турист, прохожий).

Тренируем активный словарь

Для тренировки активного словарного запаса прекрасно подходят речевые игры. Таких игр очень много, перечислим основные из них.

«Слова на букву». Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова, которые начинаются с заранее выбранной буквы.

«Игра в слова». Другая вариация этой игры, когда игроки называют слова на последнюю букву предыдущего названного слова.

«Я знаю пять слов на букву…». Знакомая всем с детства игра. Игроки по очереди отбивают мяч и во время каждого удара по мячу называют по одному слову из выбранной заранее группы (имена девочек, имена мальчиков, птицы, детеныши животных, реки, города и проч.). Можно усложнить задачу и называть слово из группы, начинающее на определенную букву.

Источник

Как пополнять словарный запас ребенку 6-7 лет

6-летний возраст – это очень ответственный период в жизни родителей, потому что остается всего один год и ребенок пойдет в школу. Каждая мама хочет, чтобы к этому непростому и ответственному периоду жизни ребенок был правильно сформирован и подготовлен не хуже его сверстников.

При этом многие родители не задумываются, как важно развивать саму речь и насколько важен богатый словарный запас. В этом можно убедиться, если попросить ребенка что-нибудь рассказать, поделиться впечатлениями об услышанном или увиденным. В итоге можно заметить, что его речь невнятна, изобилует словами-паразитами и он с трудом подбирает нужные слова.

Словарный запас у детей складывается к 6-7 годам. В основном он обогащается через семью, общение с родителями, близкими родственниками. В норме активный словарный запас у ребенка 6-7 лет должен составлять от 3500 до 7000 слов. В дальнейшем он будет пополняться новыми словами в ходе учебного процесса (прочитанные литературные произведения, словесные игры, услышанное на экскурсиях и т.д.).

Формирование словарного запаса у детей

Когда ребенок зачисляется в первый класс, в большинстве школ проводится тестирование, необходимое для оценки речевого развития. При этом статистика часто оказывается неутешительной (в Москве до 80% старших дошкольников имеют признаки недоразвития речи).

В возрасте 5-7 лет ребенок должен не только знать, как можно больше слов, но и знать их значение, уметь разделять и понимать:

Если ребенок знает и произносит не так много слов, то нужно знать, как пополнять словарный запас, чтобы он был полностью готов к обучению в общеобразовательном учреждении.

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.

Словесные игры

Многие словесные игры достаточно просты и занимают не более 10-15 минут, поэтому каждый родитель сможет найти время для занятий со своим ребенком.

Есть несколько игр на расширение и активизацию словаря:

Игра «Лови да бросай – цвета называй»

Взрослый бросает мяч ребенку, называя прилагательное, которое обозначает цвет. Ребенок должен поймать мяч и вернуть его, назвав при этом существительное, которое подходит к сказанному прилагательному.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Взрослый называет любое слово и кидает малышу мяч. Если сказанное слово обозначает предмет, который можно съесть, то ребенок ловит мяч, а если несъедобное, то отбрасывает.

Игра «Скажи наоборот»

Взрослый называет слово, а задача ребенка назвать другое слово, противоположное по значению.

Игра «Кто где живет?»

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какое-нибудь животное. Задача ребенка – при возвращении мяча назвать место, где это животное живет.

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.

Игра «Кто подберет больше слов»

Игра «Большой – маленький»

диван – диванчик и т.д.

Игра «Угадай профессию»

Человек, который возит людей на автобусе, работает…. (Ответ: шофером, водителем).

Человек, который строит дома, это …. (Ответ: строитель).

Игра «Угадай предмет»

Ноги, пятачок, уши (свинья).

Кора, листья, сучья, ветки (дерево).

Игра «Подбери слово»

Свежий – воздух, хлеб.
Старая – скатерть, мебель, бабушка.
Свежая – зелень, новость, газета, булка.

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.

Советы родителям

Чтобы словарный запас у детей формировался правильно, очень важна роль родителей, ведь именно от того, какие слова они произносят, как разговаривают между собой, зависит развитие речи у ребенка.

Обогащение словаря возможно с помощью вышеуказанных упражнений, которые нужно проводить регулярно. Помните о том, что лучше заниматься по 10 минут, но каждый день, чем по 30-60 минут, но 1 раз в 3-5 дней.

Есть и другие рекомендации для родителей:

Занимаясь со своим ребенком, вы не только обогащаете его словарный запас, расширяете его представления об окружающем мире, но и формируете более доверительные отношения друг с другом.

Источник

Консультация для родителей «Как пополнить словарный запас ребёнка?»

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать. Ирина Гурова
Консультация для родителей «Как пополнить словарный запас ребёнка?»

Чем больше слов мы имеем в запасе, тем более точно и легко выражаем свои мысли в речи.

Словарный запас каждого человека делится на пассивный (слова, значения которых мы знаем, но не употребляем) и активный (слова, которые мы используем в разговорной речи). Пассивный словарный запас значительно превышает активный.

Наш активный словарный запас весьма подвижен – с одной стороны он постоянно растет, а с другой – потихоньку тает. Специалисты считают, что рост словарного запаса человека происходит всю жизнь со средней скоростью – одно слово в неделю.

Ребёнок с недостаточно развитым словарём часто не может самостоятельно построить высказывание, чтобы ответить на вопрос, cформулировать и выразить просьбу, передать содержание событий, картин. Такой ребёнок может испытывать трудности в общении со сверстниками и со взрослыми. В дошкольном возрасте трудности усвоения словаря иногда не замечаются родителями, но при поступлении в школу возникают проблемы различного характера.

В школе ребёнку понадобится отвечать на вопросы учителя, излагать изученный материал, пересказывать художественные произведения, грамотно писать сочинения и изложения и многое другое. Как помочь ребёнку, чтобы трудности, связанные с недостатком лексической стороны речи, у него не возникли?

Но сначала давайте определим, что должно насторожить родителей, т. е. как определить, есть ли у ребёнка трудности, связанные с усвоением словарного запаса?

Прежде всего, это отсутствие или недостаточное количество слов в активной речи ребёнка.

Обычно первые слова появляются в речи ребёнка к концу первого года жизни (10-12 слов). После этого развитие словаря в норме идёт стремительно. Нужно отметить, что понимание слов значительно опережает активное их употребление. Когда в речи появляется примерно 30-60 слов, формируется первая фраза (1,5 года). К двум годам словарный запас ребёнка может насчитывать примерно 200 – 300 слов. К трём годам он увеличивается до 1000 – 1500 слов, к четырём – до 2000, к пяти – до 3000. И к шести годам словарный запас увеличивается ещё на 1000 – 1200 слов. Конечно, невозможно определить точное количество имеющихся в запасе ребёнка слов, но по некоторым признакам можно догадаться, что их недостаточно.

Так, недостаточность словаря проявляется в том, что ребёнок затрудняется в назывании предметов, долго подбирает слова при построении высказывания, активно жестикулирует. Ребёнок может начать использовать в речи слова-паразиты: «ну…», «это», «ну, в общем…», «так сказать», «это самое», что часто тоже свидетельствует о бедности словарного запаса. Ребёнок мучительно подбирает слова при построении высказывания.

О недостаточном словарном запасе также свидетельствует и неточное употребление имеющихся в словаре слов. Так, в речи детей может присутствовать большое количество слов-заменителей. Это значит, что они часто путают слова, обозначающие сходные по внешнему виду или функциональному назначению предметы (рукавицы – «перчатки», сапоги – «ботинки», чашка – «кружка», диван – «кресло», куртка – «пальто» и т. п.). Иногда дети вместо конкретного названия предмета употребляют обобщающее слово (туфли – «обувь», куртка – «одежда», кастрюля – «посуда» и т. д.). То же самое происходит и с глаголами (стирать – «мыть», вязать – «шить»).

При пересказе рассказов, сказок, ребёнок упрощает слова (крошечный – «маленький», громадный – «большой», т. е. практически не использует авторские средства выразительности.

Конечно же, всё это ограничивает речевые возможности.

Что же нужно делать для того, чтобы словарный запас ребёнка был достаточным по объёму, богатым, точным и выразительным? Как пополнять словарь ребёнка?

Прежде всего, нужно понимать, что количество слов зависит от уровня осведомлённости ребёнка об окружающем. Ведущая роль в этом процессе принадлежит, конечно же, семье. Безусловно, заботливые родители обладают природной интуицией в том, что касается развития речи их малыша, и не нуждается ни в каких специальных указаниях и руководствах, но чтобы речь малыша стала действительно яркой, богатой и выразительной, необходимо помогать малышу обогащать свой словарный запас каждый день.

— Развитию словаря способствует ознакомление ребёнка с окружающим миром дома, на прогулках, при посещении разных мероприятий; чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, рассматривание иллюстраций…

Нужно много рассказывать ребёнку об окружающем, постоянно обращать его внимание на то, что происходит вокруг, сопровождать свои действия и действия, которые приходится наблюдать, речью. Очень ценны наблюдения в природе: за небом, землёй, ветром, деревьями, кустарниками, птицами, животными.

При наблюдении за каким-то объектом желательно дать возможность ребёнку самостоятельно рассмотреть его, прежде чем перейти к рассказу. Часто ребёнку не терпится самому что-то сказать. Например, вы увидели ворону на прогулке. Ребёнок какое-то время наблюдает за ней, при этом

может что-то говорить, подражать карканью или движениям птицы. После того, как ребёнок некоторое время уже понаблюдал за объектом, можно дополнить его впечатления с помощью Вашего рассказа. Но при этом желательно, чтобы он всё ещё смотрел на объект и соотносил услышанное с увиденным.

Ваши фразы при этом должны быть недлинными и информативными: «Ворона большая, чёрная, с серыми боками. У вороны большой клюв и большие лапы. Лапы очень сильные. На

лапах острые когти. Ворона умеет быстро бегать. И крылья у вороны большие и сильные. Крылья помогают ей летать. Ворона

ест жуков, пауков, булку…» Дома затем желательно найти ворону на картинках в книгах. Конечно, ребёнок ещё не раз увидит ворону. Вот тогда у Вас будет возможность спросить у него «Какого цвета ворона? Какие лапы у вороны? «Что у вороны на лапках?» и т. д. При этом Вы можете дополнить ответы ребёнка, но желательно избегать слова «повтори».

Многие родители ограничивают малышей и дома, и на прогулке. Ведь ребёнку нужно и на горку забраться, и на качелях покачаться, и на большой камень наступить, и кота погладить. А дома очень хочется помочь маме на кухне. Но малышу надо давать возможность получить новые впечатления, а всё то, что делает ребёнок, желательно комментировать. Таким образом, речь ребёнка будет обогащаться словами-действиями (глаголами) – качаться, прыгать, забираться, скакать, подметать, мыть, печь, месить (тесто).

— В домашних условиях очень полезно организовывать рассматривание предметов. При этом важно установить назначение предмета: «Машина возит грузы», «В чайнике заваривают чай». Затем назвать ребёнку детали предмета, их качества: «У машины красная кабина, синий кузов, колёса круглые, чёрные…». Важно обратить внимание и на другие

особенности внешнего вида, например, на расположение частей: «Кабина впереди, колёса внизу». «Крышка у чайника сверху, сбоку ручка, внизу дно…». При рассматривании предметов вместе с ребёнком важно сочетать показ с его активными действиями по обследованию (ощупывание предмета, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху).

Закреплению новых слов в пассивном словаре способствуют вопросы, задания, предполагающие ответ действием. Эти вопросы и задания позволяют выяснить, есть ли в словаре нужное слово: «Открой крышку», «Покажи носик», «А где у чайника дно?», «Посади зайку в кабину», «Где у машины колёса?», «Положи кубик в кузов».

Хорошо бы найти предмет или явление на картинке в книгах, журналах.

Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать при этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Поэтому специалистами предлагается целая система игр и упражнений.

* Закреплению слов в активном словаре способствует игра «Подскажи словечко», которую можно организовать на материале любого стихотворения. Этот приём очень хорошо подходит детям с нарушениями речевого развития. Упражнение развивает чувство ритма и рифмы, помогает выучить стихотворение наизусть:

Наша Таня громко___

Уронила в речку___

Тише, Танечка, не___

Не утонет в речке___

С детьми младшего возраста игру можно проводить со знакомым стихотворением, а детям постарше можно предложить и

новый текст. Пусть ребёнок попробует отгадать пропущенное Вами словечко и вставить его в строку:

Мишка по лесу идёт,

Как-то вечером две мышки

Шёл по лесу шустрый мишка

На него свалилась___

Две лисички, две сестрички

Портфель я выронил из рук

Такой большой на ветке___

Там, в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь___

Жук упал и встать не может

Ждёт он, кто ему___

Мёд в лесу медведь нашёл

Мало мёду, много___

Спи мышонок, до утра

Я сегодня утром рано

* Пополнению словарного запаса и развитию мышления хорошо помогают игры. Это те игры, которые не связаны со скучными обязанностями или проверкой знаний. Как и любая занимательная игра, они повышают самооценку маленького человека, внушают ему чувство уверенности в себе, дают радость.

Некоторые игры предусматривают использование материала: картинок, игрушек, настольных игр. Очень полезны игры типа «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Одень куклу», «Кубики», «Разрезные картинки», «Четвёртый лишний», «Умная шнуровка», «Подбери по цвету», «Подбери по форме» и многие другие, которые сейчас имеются в продаже в разных вариантах.

Разные настольные игры можно организовать, накопив предметные картинки, вырезанные отовсюду (из конфетных фантиков, старых газет, картонных коробок). Вот далеко не полный перечень игровых упражнений, которые можно провести с использованием этих картинок:

— «Разложи на группы» (упражнение на классификацию);

— «Отгадай загадку» (слова-признаки, слова-действия);

— «Придумай и загадай загадку».

Есть игры, для проведения которых не потребуется специальный материал. Это так называемые словесные игры и упражнения. Они позволяют активизировать словарный запас ребёнка, а также расширить, уточнить его.

— «Назови одним словом». Взрослый называет несколько предметов, а ребёнок подбирает обобщающее слово, например: огурец, помидор, картошка, лук (овощи); диван, кровать, шкаф, кресло (мебель) и т. д.

— «Я начну, а ты продолжи…». Взрослый называет один или два предмета, относящихся к какой-то группе, а ребёнок подбирает остальные: лошадь, кошка….).

— «Кто больше назовёт?». В этом случае взрослый и ребёнок как бы соревнуются, называя слова из какой-то группы по очереди. Кто заканчивает последний, тот выигрывает. Можно придумать много разнообразных вариантов этой игры, например, «Кто больше назовёт предметов круглой формы?», «Кто больше найдёт здесь (в комнате) красных предметов?»

— «Что лишнее?». Ребёнок находит лишний предмет из названных взрослым:

чашка, стакан, кресло, тарелка,

лиса, собака, волк, медведь,

берёза, клён, осина, сосна и т. д.

— «Отгадай по описанию». Взрослый называет признаки предмета, а ребёнок угадывает его: «Круглое, спелое, румяное, сладкое, сочное, спелое» (яблоко).

— «Загадай загадку». Здесь ребёнок уже сам подбирает слова-признаки, загадывая загадку о предмете. «Круглое, спелое, румяное, ароматное, вкусное, полезное, гладкое, твёрдое – что это?».

— Аналогичны упражнения, в которых ребёнку нужно угадать предмет по названным взрослым словам-действиям (глаголам) к названиям: «Висит, летит, кружится, падает, ложится…» (лист); «Летит, чирикает, скачет, клюёт, дерётся…» (воробей) и т. д.

— Соответственно, аналогично ребёнок может загадывать загадки по словам-действиям («Загадай загадку»): ребёнок называет действия, а взрослый или другой ребёнок угадывает, о чём или о ком они: «Бегает, лает, кусается, сторожит» (собака).

— «Отгадай предмет по названию его частей». Взрослый называет части, а ребёнок угадывает предмет:

Кузов, кабина, колёса, фары, дверцы, руль (грузовик).

Ствол, ветки, кора, сучья, листья, корни (дерево).

Дно, стенки, крышки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Глаза, нос, лоб, рот, брови, щёки (лицо).

Подоконник, рама, стекло (окно).

— «Назови части». Возможны два варианта: по картинке и по представлению. Взрослый называет предмет, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части. Например: кот – туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

— «Ассоциации». Взрослый даёт следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, какое припомнишь (или какое придёт в голову). Слова называются по одному. Вот их примерный перечень:

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Сидит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело.

Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, почему припомнилось именно это слово?»

— «Сравни предметы». Взрослый предлагает ребёнку найти отличия и сходство между двумя похожими предметами.

— «Объясни, чем отличаются слова» (действия): шить – вязать, мыть – стирать, рисовать – раскрашивать и т. д.

— «Скажи наоборот» или «Подбери слова-неприятели» (антонимы). Сначала можно предложить ребёнку более простой вариант игры – закончить предложение, например:

Слон большой, а комар –

Камень тяжёлый, а пёрышко –

Золушка добрая, а мачеха –

Сахар сладкий, а лук –

Молоко жидкое, а сметана – и т. д.

Затем можно поиграть с перебрасыванием мяча:

Аналогично играем со словами-действиями:

— «Придумай слова-приятели» (синонимы). Это задание для детей старшего дошкольного возраста:

— Рисование на тему многозначного слова. Например: ручка – у человека, у сумки, у двери, шариковая. Ножка – у стула, у гриба, у ребёнка.

— «Подбери слова-родственники» (родственные, однокоренные слова). Сад – садик, садочек, садовый, садовник, садовод… Яблоко – яблочко, яблоня, яблоневый, яблочный…

— В старшем дошкольном возрасте понимание ребёнком переносных значений слов, образных выражений, фразеологических оборотов характеризует имеющийся у него словарный запас не только с количественной, но и с качественной стороны. Обсудите с ребёнком, что значат выражения:

Важно, чтобы ребёнок не понимал эти выражения в буквальном смысле, то есть, чтобы не считал, например, что сердце действительно сделано из железа, а руки – из золота.

Это далеко не полный перечень всех возможных игр и упражнений, с помощью которых пополняется, уточняется, активизируется словарный запас ребёнка. Многие из этих игр чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут вашего времени, причем играть можно всюду: в автобусе, по дороге на дачу, готовя обед, идя по улице. Главное – вовремя, чуть раньше, чем захочет сам ребенок, прекратить игру.

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.

— Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001;

— Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнёва Н. Я. Тесты для детей. Готов ли Ваш ребёнок к школе? – СПб. : «Дельта», 1997;

— Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб. : 1999;

— Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. – СПб. : «Дельта», 1996.

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.Консультация для родителей «Что может обидеть ребёнка» Только в семье ребёнок чувствует себя защищённым, у него есть поддержка близких ему людей. Он знает, что родители любят его, принимают таким,.

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.Консультация для родителей «Дневной сон ребёнка» Дневной сон необходим для детей дошкольного возраста. Педиатры и детские невропатологи считают, что сон во время тихого часа должен быть.

Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3-4 лет» Как же радуются родители первым словам малыша, стараются запомнить,.

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребёнка?» Важнейшими компонентами развития навыков речи являются понимание смысла слов и запоминание их. Надо стремиться пополнять словарный запас.

Консультация для родителей «Как успокоить ребёнка» Многим родителям знакома ситуация, когда, например, ребёнка надо вечером укладывать спать, а он разыгрался, расшалился и никак не хочет.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.Консультация для родителей «О наказании ребёнка» Часто молодые родители жалуются, что ребёнок их не слушается. И это становится настоящей проблемой. Как же добиться послушания ребёнка и.

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.Консультация для родителей «Упрямство ребёнка» Ситуации, когда дети капризничают и упрямятся, не редки. Особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Причём, мальчики упрямятся чаще.

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.Консультация для родителей «Воспитание организованности у ребёнка» Чтобы воспитать у ребёнка дисциплинированность, надо его учить соблюдать режим дня, подавать ему во всём положительный пример и вести работу.

У ребенка маленький словарный запас что делать. У ребенка маленький словарный запас что делать фото. картинка У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть фото У ребенка маленький словарный запас что делать. смотреть картинку У ребенка маленький словарный запас что делать.Режим дня ребёнка. Консультация для родителей Большое значение для здоровья и физического развития ребенка дошкольного возраста имеет режим дня. Режим дня – это хорошо продуманный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *