У ребенка рассеянное внимание и нет сосредоточенности что делать
У ребенка рассеянное внимание и нет сосредоточенности что делать
Что такое синдром рассеянного внимания у ребёнка: общая информация, причины появления, симптомы и признаки.
Нужны занятия с логопедом?
Общие признаки СРВ у детей
Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.
Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.
Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:
Причины возникновения синдрома
Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:
Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.
Симптомы рассеянного внимания
Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:
Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.
Особенности диагностики СРВ
Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.
Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:
Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:
Методы лечения
Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.
Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.
Медикаментозный способ
Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.
Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!
Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).
Распорядок дня
Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.
Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.
Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:
Время | Действие |
---|---|
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.
Занятия с психологом
Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.
Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.
Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.
Родительский контроль
Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.
Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.
В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.
Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.
Профилактика проблемы во время беременности
О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.
Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.
С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.
У ребенка рассеянное внимание и нет сосредоточенности что делать
Многие дети не могут спокойно высидеть урок или развивающее занятие в саду. Им сложно сконцентрироваться, удерживать внимание на конкретном предмете, следить за своим поведением. Все эти признаки говорят о синдроме рассеянного внимания — расстройстве, которое может оказывать серьезное негативное влияние не только на успеваемость в школе, но и в целом на социализацию во взрослом возрасте.
Рассеянное внимание у ребенка — это нарушение умственной деятельности, которое мешает ему концентрироваться на одном занятии. При этом такие дети могут быть как чрезмерно активны, так и слишком замкнуты и пассивны.
Данный синдром довольно распространен среди детей, поэтому встречается у каждого пятого ребенка.
Заниматься профилактикой расстройства можно с самого младенчества, но явные признаки синдрома выявляются лишь на 4-5-ом году жизни. К ним относятся: невозможность сосредоточиться на одной игрушке, повышенная двигательная активность, особенности речевого развития.
Среди разновидностей синдрома рассеянного внимания различают:
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАССЕЯННОГО ВНИМАНИЯ У РЕБЕНКА
Специалисты не выявили точную причину, которая провоцирует развитие синдрома рассеянного внимания у детей. Но есть несколько гипотез, которые рассматривают следующие факторы проявления этого заболевания:
Все перечисленные причины можно назвать физиологическими. Но свое влияние на синдром рассеянного внимания оказывают и психологические факторы (чаще всего связанные с неблагополучной обстановкой в семье):
СИМПТОМЫ СИНДРОМА РАССЕЯННОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
Синдром рассеянного внимания у детей имеет свои симптомы и требует определенного лечения. Признаками нарушения могут быть:
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СИНДРОМ РАССЕЯННОГО ВНИМАНИЯ
Почему возникает рассеянность у ребенка 7-8 лет и старше, точно неизвестно. Специалисты называют ряд факторов, которые провоцируют развитие синдрома рассеянного внимания:
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ
Родители, которые замечают рассеянное внимание у ребенка 5 лет и старше, часто не знают, что с этим делать. Иногда они убеждают себя, что к переходному возрасту дети перерастут эту проблему и прикладывать особых усилий не нужно.
Это одна из главных ошибок родителей детей с синдромом рассеянного внимания. Если не заниматься их воспитанием с особым усилием, то в будущем можно не ждать никаких успехов ребенка.
Дети, которые входят во взрослую жизнь с таким расстройством, имеют большие трудности с учебой, карьерой, часто травмируются, попадают в ДТП. Им трудно строить прочные и гармоничные отношения с коллегами, друзьями, противоположным полом. Это приводит к депрессивным состояниям, связям с плохими компаниями, вредным привычкам и зависимостям.
Даже если человек во взрослом возрасте понимает свою проблему, решить ее одному практически невозможно, требуется обращаться к психологам и психотерапевтам.
Еще одна распространенная ошибка родителей — воспринимать поведение ребенка с синдромом рассеянного внимания за вредность, неуправляемость и бунтарство. Они пытаются поменять методы воспитания: лишать игрушек и развлечений, наказывать за любую оплошность, кричать на своих детей. Но такие способы не работают, а лишь наносят еще больше вреда их психологическому состоянию.
СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ РАССЕЯННОГО ВНИМАНИЯ У РЕБЕНКА
Родители, которые замечают проблемы рассеянного внимания у ребенка и задаются вопросом «что делать?», увеличивают шансы на выздоровление и исправление качества жизни. Без лечения синдром рассеянного внимания по мере взросления исчезает лишь у половины детей, остальные продолжают ощущать его проявления в течение всей жизни.
Самым эффективным способом борьбы с синдромом является комплексный подход. Сюда относятся: консультации специалистов, медикаментозный курс лечения, четкое соблюдение распорядка дня, занятия с психологом, корректировка методов воспитания родителей, а также ограничение эмоциональных и физических нагрузок.
РЕЖИМ ДНЯ
Дети, которые имеют различные нарушения психических функций, в т.ч. синдром рассеянного внимания, сильно подвержены режиму. Его соблюдение помогает сформировать дисциплину, с которой они имеют проблемы.
Специалисты рекомендуют размещать наглядный режим дня на видном месте для детей и родителей. В расписании обязательно должны учитываться свободные часы ребенка, которые он сможет проводить, занимаясь своими увлечениями и интересами.
СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Детям с синдромом рассеянного внимания зачастую крайне сложно обучаться в темпе общеобразовательной школы. Их успеваемость значительно ниже, чем у всего класса. Поэтому предусмотрена возможность перевода школьника на домашнее обучение или в класс компенсирующего обучения по рекомендации специалистов.
ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ
Один из главных способов преодоления синдрома рассеянного внимания — занятия с психологом. Специалист работает с проявлениями эмоциональности и импульсивности ребенка при помощи эффективных методик, средств и приемов. Такие занятия снимают излишнее напряжение и тревожность, дети становятся более расслабленными и уравновешенными.
В процессе занятия психолог моделирует и прорабатывает различные ситуации, которые позволяют помочь скорректировать поведение ребенка и дать ему советы.
ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМЫ РАССЕЯННОГО ВНИМАНИЯ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
Еще до рождения малыша каждая мама должна заботиться о своем здоровье, как минимум, отказаться от вредных привычек. Тяжелая беременность, сложности во время родов, травмы при рождении могут стать причиной развития синдрома.
Вызвать возникновение синдрома рассеянного внимания могут также инфекционные заболевания новорожденного, механические травмы и другие негативные воздействия.
В дошкольном возрасте, если диагностика выявит проблемы с вниманием, следует обратиться к специалистам и при необходимости организовать ребенку дополнительные занятия. Это позволит решить проблему или скорректировать психические процессы так, чтобы избежать серьезных проблем при обучении в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С синдромом рассеянного внимания сталкивается большое число родителей. Особенно актуальна эта проблема в младшем школьном возрасте, когда ребенку необходимо усвоить большой объем знаний. Из-за особенностей внимания удается это ему с большим трудом. Большой ошибкой родителей является игнорирование проблемы, бездействие и мнение, что «он перерастет». Без квалифицированной помощи такие дети будут испытывать проблемы в обучении и общении не только в школьном возрасте, но и во взрослой жизни.
У ребенка рассеянное внимание и нет сосредоточенности что делать
Большинство детей обладают большой подвижностью и неугомонной активностью, они непоседливы и не способны подолгу концентрироваться на чем-то одном. В большинстве случаев это нормальное явление. Но бывают ситуации, когда надо разобраться, только ли детство как таковое наделяет вашего малыша подобными характеристиками или же у него есть проблема, называемая синдромом рассеянного внимания (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Что такое рассеянность?
В данной статье мы не будем говорить о подростках. Эта тема касается детей дошкольного и младшего школьного (начальные классы) возрастов.
Рассеянность у ребенка – это нарушение умственной деятельности, при которой невозможно долго сосредотачиваться на каком-то одном занятии. При этом ребенок может быть слишком активен или же, напротив, отстраненным и замкнутым.
Данное расстройство выявляется у каждого пятого ребенка. Это считается довольно частым явлением.
Первые признаки данного синдрома можно обнаружить уже в четырехлетнем возрасте. Но нередки случаи, когда это расстройство возникает и раньше. Например, у младенцев в первые месяцы жизни может наблюдаться чрезмерная двигательная активность или невозможность сосредоточить внимание на погремушке или другой игрушке, хотя они уже должны уметь это делать в данном возрасте. В 3–4 года этот синдром, как правило, отражается на речевых навыках детей.
Выделяют несколько разновидностей синдрома рассеянного внимания.
Нарушается только внимание без сопутствующих проявлений и симптомов.
Нарушается внимание и эмоциональный фон (появляются частые перепады настроения, раздражительность, агрессивность).
Нарушается внимание, сочетаясь с гиперактивностью (неусидчивость, отвлечение на посторонние предметы и занятия, ухудшение успеваемости в учебе).
Самый сложный тип рассеянности внимания – смешанный тип. При нем серьезно нарушаются интеллектуальные возможности, а поведение ребенка часто бывает непредсказуемым.
Причины
Точных причин возникновения рассеянного внимания не установлено. Но гипотетически выделяют физиологические и психологические факторы развития этого синдрома.
Физиологические
К физиологическим факторам относят:
генетическую предрасположенность или наследственность;
воздействие на организм неблагоприятных экологических изменений окружающей среды;
тяжелый процесс родов, повлекший за собой асфиксию, гипоксию новорождённого или какие-либо травмы (например, черепно-мозговые);
перенесенные женщиной заболевания во время беременности (например, те, что могут привести к внутриутробному инфицированию плода, что, в свою очередь, негативно сказывается на его развитии);
курение, употребление алкоголя и наркотиков будущими матерями приводит к развитию различных патологий плода, среди них и развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
перенесенные в раннем детстве травмы черепа и головного мозга;
перенесенные в младенческом возрасте заболевания, сопровождающиеся очень высокой температурой (гипертермией);
серьезные нарушения в работе внутренних органов (хронические заболевания головного мозга, сердца, почек и т. д.);
резус-конфликт между мамой и вынашиваемым плодом – такое бывает, когда у женщины отрицательный резус-фактор, а у будущего малыша – положительный.
Психологические
Психологических факторов меньше, чем физиологических, но их наличие может оказать серьезное воздействие на развитие личности ребенка. Чаще всего это неблагоприятная и неблагополучная обстановка в семье:
Симптомы
Мы перечислим все известные симптомы, характеризующие синдром рассеянного внимания, но надо учитывать, что у каждого ребенка они проявляются далеко не все, их набор зависит от многих факторов: от возраста и характера ребенка, от условий проживания и воспитания, от степени тяжести самого недуга.
Можно предположить, что ваш малыш страдает синдромом дефицита внимания, если у него наблюдаются следующие признаки:
ребенок неусидчив и непоседлив;
не владеет самоконтролем и самоорганизацией;
не слушает собеседника и не понимает того, что ему говорят;
забывчив, но не от нарушения памяти, а от нарушения внимания;
склонен к тревогам и страхам;
навязчив, что часто воспринимается окружающими как невоспитанность;
не способен уделять внимание деталям, крайне небрежен;
практически всегда возникают трудности (часто конфликты) в общении с родителями, воспитателями, учителями, другими детьми;
ребенок не способен завершить начатое дело до конца;
он не может соблюдать инструкции и правила;
ему трудно концентрироваться на каком-либо занятии, на выполнении одного задания (это касается школьных уроков и выполнения домашних обязанностей);
выполняя какую-либо задачу, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
невнимательность и крайняя рассеянность становятся постоянными спутниками ребенка, из-за чего он часто что-то теряет;
чрезмерно активен и подвижен, крутится и постоянно двигает руками и ногами, сидя на одном месте;
проблемы в поведении, непослушность, шумность, стремление все сделать всем наперекор;
нежелание убирать свои игрушки и приводить в порядок свой письменный стол;
в возрасте 7, 8 лет возникают сложности в учебе, новая информация не воспринимается в полном объеме, возникают ошибки в школе и на уроках, проблемы в освоении письма и счета, это усиливается в случае, если плюс ко всему информация не вызывает интереса;
ребенок крайне нетерпелив и практически не может спокойно ожидать чего-либо, например приближения своей очереди или происхождения какого-то события;
повышенная разговорчивость, но невозможность долго беседовать на одну тему (ребенок постоянно перебивает и часто отвечает на вопросы, не дослушивая их до конца).
Как бороться?
Преодолеть синдром рассеянного внимания на 100% удается не всем детям, страдающим этим расстройством.
По статистике выздоровления, примерно у половины детей симптомы этого синдрома пропадают к подростковому возрасту полностью, остальным же удается убрать большую часть неприятных проявлений и исправить качество жизни в лучшую сторону.
Для борьбы с этим серьезным недугом необходим комплексный подход. Он включает в себя консультации врачей-специалистов и медикаментозную терапию, строгое соблюдение четкого распорядка дня (как школьников, так и дошкольников), обязательные занятия с психологом, правильные методы воспитания, применяемые родителями, и разумное распределение эмоциональных и физических нагрузок.
Медикаментозное лечение назначается специалистами далеко не всегда. Только в случае очень серьезных нарушений, когда качество жизни ребенка крайне ухудшается и приводит к невозможности обучения и адаптации в обществе. Необходимо помнить, что назначать лекарства может только врач. Самостоятельно этим заниматься противопоказано. Как правило, доктора назначают успокоительные средства для снижения нервной возбудимости. Применение сильнодействующих медикаментов в раннем возрасте запрещено.
Ребенку с синдромом рассеянного внимания просто необходим режим дня и его систематическое соблюдение. Это поможет сформировать дисциплину, которая отсутствует у таких детей. Распорядок дня должен быть прописан и размещен на видном для всех членов семьи. В этом расписании ребенку обязательно надо оставлять два часа личного свободного времени, которое он сможет потратить на свои интересы и увлечения.
Детям с подобным нарушением часто бывает крайне трудно обучаться в общеобразовательных учреждениях, этот недуг способствует сильному снижению успеваемости. Поэтому можно рассмотреть возможность посещения учреждений со специальной для таких случаев программой или же перевести ребенка на домашнее обучение.
Обязательным пунктом борьбы с расстройством внимания являются занятия у психолога. Специалист владеет методиками, приемами и программами, направленными на устранение повышенной эмоциональности и импульсивности. Подобные занятия помогают детям снять напряжение, стать спокойнее и уравновешеннее. Моделируя различные ситуации, психолог тестирует поведение ребенка и, исходя из полученной информации, дает ему советы, как правильно себя вести.
Ошибки родителей
Самой главной ошибкой родителей, дети которых страдают дефицитом внимания, является их убежденность, что этот недуг ребенок перерастет к 12–13 годам и что ни в каком особом воспитании он не нуждается. Если не заниматься этой проблемой, то будущее таких детей будет практически бесперспективным.
Данные статистики печальны: такие дети чаще бросают учебу, получают травмы, попадают в различные неприятные ситуации и ДТП, ведут асоциальный образ жизни, не имеют друзей или попадают в «плохие» компании, становятся алко-, нарко- и игрозависимыми.
Ранняя беременность у девушек с подобным синдромом, увы, является не редкостью. А взрослые люди, родители которых не занимались их проблемой в детстве, не добиваются успехов в трудовой сфере, часто меняют место работы, имеют материальные и социальные трудности.
Также отсутствие лечения этого расстройства у детей становится почвой для развития проблем в личной жизни во взрослом возрасте. Это часто влечет за собой обращение к психологам, психотерапевтам и даже к психиатрам.
Поэтому очень важно родителям обращать внимание на поведение своих детей, и если вы замечаете вышеперечисленные симптомы, то лучше обратиться к специалистам за консультацией.
Еще одной ошибкой родителей является то, что они принимают синдром рассеянного внимания за плохой, неуправляемый характер и бунтарство, из-за чего пытаются «перевоспитать» свое дитя неправильными и даже вредоносными методами. Как правило, это методы наказания, лишения, ругани и т. п. Такой подход лишь крайне усугубит проблему.
Эффективные упражнения
Ребенок с синдромом рассеянного внимания обязательно должен иметь свои домашние обязанности (они должны соответствовать его возрасту и возможностям).
Ему надо давать возможность проявлять настойчивость и самостоятельность в выполнении какого-либо задания, но в то же время нельзя бросать его наедине с проблемой – надо быть рядом и при необходимости помочь. Кроме того:
необходимо хвалить его за успехи, но не хвалить беспричинно;
обязательно занять ребенка каким-нибудь спортивным занятием;
также необходимо заниматься развивающими занятиями и играми;
желательно помогать ребенку с труднодающимися школьными предметами, например объяснить тему, которую он не понял на уроке.