У ребенка высокая потребность в полноценных белках потому что
Роль белка для детского организма. Взгляд из будущего
Каждый педиатр скажет, что профилактика — лучше болезни. Отсюда и появляется вопрос, как же помочь детям всех возрастов потреблять нужное количество витаминов и минералов, которые понадобятся растущему организму не только сейчас, но и в будущем. Грудное вскармливание в первый год и разнообразное, сбалансированное питание в дальнейшем, помогут выполнить задачу. Однако одна из главных ролей должна быть отведена белку — компоненту клеток, помогающему организму расти и развиваться.
Чтобы позаботится об организме разработан инновационный продукт EXPONENTA, который отлично подойдёт и детям. Это обезжиренные кисломолочные напитки с высоким содержанием белка, без добавления сахара и в составе которых содержаться 8 незаменимых аминокислот. В основе напитка — сывороточные белки (нутриенты), обладающие высокой пищевой ценностью. Они настоящие чемпионы по скорости усвоения по сравнению с другими животными белками.
Программирование питанием?
В годах XX века распространение получила теория метаболического программирования или программирование питанием. Согласно теории, важный для метаболизма каждого человека момент — личная, генетическая способность, усваивать витамины, микроэлементы и питательные вещества из продуктов. Таким образом организм самостоятельно выбирает нужные вещества, которые использует как недостающие детали пазла — для роста и развития.
Однако природа не так уж и проста — важны не только индивидуальные свойства организма. Влияние на будущее здоровье ребенка оказывают и питание, и окружающая среда. Особенно важны эти факторы во время «скачков роста», когда организм особенно нуждается в «строительных кирпичиках» — правильном соотношении белков, жиров и углеводов. Потому главное — создать такие условия, в которых потребляемые продукты и окружение, улучшат самочувствие и метаболизм, а значит, и состояние здоровья ребенка в будущем.
Так какую роль в организме ребенка играют белки? За ответом обратимся к врачу Алисе Кудлач:
— Белок для детей важен. Юный организм крайне, даже сверхъестественно пластичен. Это значит, что даже при врожденных нарушениях еще есть шанс дополнительной «отстройки» и позитивных изменений. В неврологии существует такое понятие «нейропластичность» — пластичность головного мозга. У маленьких детей нервная система сверхгибкая, а значит, ускорен процесс набора и формирования новых умений, функций и навыков или восстановление старых. Также у детей высокий метаболизм. И пусть даже в анамнезе у ребенка не совсем благополучная генетика или сложная болезнь, которой малыш переболел в первый год жизни, — многое можно решить питанием. Грамотный подход и полное обеспечение организма необходимыми микро- и макроэлементами питания поможет построить метаболическое программирование. То есть сделать так, чтобы в процессе роста организм использовал собственные ресурсы и, задействовав уже известные механизмы формирования умений, смягчил или даже поборол «вредные» исходные данные.
Важность употребления белка
Белок — один из основных питательных элементов для организма ребенка. Он помогает организму формировать целый ряд важных для жизни функций.
Белок в рационе ребенка:
Так чем же так важен белок для организма ребенка — слушаем врача.
Алиса Кудлач: — Квашиоркор — одно из классических проявлений недостатка белка в детстве. Безбелковые отеки, которые появляются от дефицита, видны воочию — в подкожной клетчатке и органах скапливается жидкость, надувается живот, а конечности становятся тонкими и истонченными. Конечно, это не все. Недостаток белка в рационе ребенка может привести к алиментарному маразму (алиментарной дистрофии) — когда у человека значительно снижается масса тела, задержка умственного и физического развития и (или) иммунодефицит. Эти тяжелые состояния в большинстве распространены в странах третьего мира и являются самым наглядным свидетельством последствий дефицита белка.
Белок в рационе ребенка, как и у взрослого, синтезируется из двадцати аминокислот, восемь из которых незаменимы и поступают только с пищей. Остальные десять вырабатываются в организме лишь при совпадении внешних факторов, потому необходимо потреблять как можно больше продуктов из следующего списка.
Лучше усваиваются белки животного происхождения, потому их присутствие в рационе важно. Растительный же белок усваивается хуже и в гораздо меньшей степени, потому выступает как вспомогательный.
Пищевая (алиментарная) недостаточность белка развивается, потому что с пищей поступает мало протеина и незаменимых аминокислот. Но бывают и другие причины. Например, хроническая патология печени, почек, кишечника или тракта. Так же белок может не усваиваться фенилкетонурии (врожденное нарушение усвояемости и обмена аминокислот), злокачественных новообразований, усиленного распада на фоне сахарного диабета или затяжных инфекций.
Как же компенсировать потребность в белке? Прочтем комментарий врача:
— К сожалению, существуют такие врожденные или приобретенные болезни, при которых, даже если у ребенка богатый белками рацион, аминокислоты усваиваться не будут. В этом случае чтобы покрыть недостаток протеина, лучше подобрать заместительную терапию и начать лечение. В зависимости от показаний это будут инъекции белков и аминокислот или специально назначенные продукты богатые белком. Для детей иногда комбинируются оба способа лечения.
Однако часто лабораторные анализы не показывают изменения или тяжелые патологии в организме, даже если наблюдаются характерные изменения — недобор роста или веса, пониженный иммунитет, расстроенное пищеварение или даже плохое общее самочувствие. Такие симптомы появляются часто в межсезонье, при повышенных умственных нагрузках (учеба). В дополнение наблюдается понижение аппетита, снижение запоминания и концентрации, быстрая утомляемость и частые простудные заболевания. Это знаки, что пора включить в меню необходимый источник белка.
Благодаря употреблению EXPONENTA работа органов и систем жизнедеятельности будет в полном порядке, а защитные силы организма повысятся. Таким образом, ежедневное (а не только в период болезни) включение в рацион высокобелковых продуктов может служить средством обеспечения эффективной работы иммунной системы и повышения резервных и адаптивных возможностей организма перед воздействием патогенов и внешних негативных факторов.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK, Twitter и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь
2. Особенности белкового обмена и потребность в белке детей различного возраста. Семиотика нарушений
2. Особенности белкового обмена и потребность в белке детей различного возраста. Семиотика нарушений
Белки выполняют в организме различные функции:
1) пластические функции – распад белка с высвобождением аминокислот, в том числе незаменимых;
2) белки – составная часть различных ферментов, гормонов, антител;
3) белки участвуют в поддержании кислотно-щелочного состояния;
4) белки – источник энергии, при распаде 1 г белка образуется 4 ккал;
5) белки осуществляют транспорт метаболитов.
По разнице между азотом пищи и его выделением и мочой, и фекалиями судят о его потреблении для образования новых тканей.
У детей после рождения или маловесных несовершенство усвоения любого пищевого белка может приводить к неутилизации азота. В противоположность взрослым у детей положительный азотистый баланс: количество поступившего азота с пищей всегда превышает его выведение. Уровень ретенции азота соответствует константе роста и скорости синтеза белка.
Свойства пищевых белков, учитываемые при нормировании питания
1. Биодоступность (всасываемость) рассчитывается по формуле:
(N поступивший – N выделенный с калом) х 100 / N поступивший.
2. Чистая утилизация (NPU, %) рассчитывается по формуле:
N пищи – (N стула + N мочи) х 100 / N пищи.
3. Коэффициент эффективности белка – прибавка в массе тела на 1 г съеденного белка в эксперименте.
4. Аминокислотный скор рассчитывается по формуле:
(Данная аминокислота в данном белке в мг х 100) / Данная аминокислота в эталонном белке в мг.
Идеальный белок – женское молоко с утилизацией 94 % и скор 100, и целое яйцо с утилизацией 87 % и скор 100 (см. табл. 14).
Таблица 14. Скорость синтеза белка в различные возрастные периоды
Таблица 15. Рекомендуемое потребление белка для детей (МЗ России, 1991 г.)
Таблица 16. Безопасные уровни потребления белка у детей раннего возраста, г/(кг в сутки))
Безопасный уровень потребления белка – количество, необходимое для удовлетворения физиологических потребностей и поддержания здоровья у детей – выше, чем у взрослых. Усвоение азота организмом зависит как от количества, так и от качества белка – содержания жизненно необходимых аминокислот. Ребенку необходимо в 6 раз больше аминокислот, чем взрослому (см. табл. 16).
Если у взрослых незаменимыми являются 8 аминокислот, то у детей в возрасте до 5 лет их 13. При чрезмерной белковой перегрузке у детей более легко, чем у взрослых, возникают аминоацидемии, что может проявиться задержкой развития, особенно нервно-психического. Дети более чувствительны к голоданию, чем взрослые, дефицит питания приводит к частым инфекциям. Длительная недостаточность белка в рационе питания детей первых 3 лет жизни может вызвать необратимые изменения, сохраняющиеся пожизненно. Определение в плазме содержания общего белка и его фракций отражает процессы его синтеза и распада (см. табл. 17).
Содержание общего белка в сыворотке новорожденного ниже, чем у матери. На протяжении первого года жизни происходит снижение общего белка в сыворотке крови. Особенно низкие показатели наблюдаются у детей в возрасте 2–6 недель (50,8 г/л), с 6 месяцев отмечается постепенное повышение его уровня, в младшем школьном возрасте они ниже, чем у взрослых.
Таблица 17. Потребность в эссенциальных аминокислотах (мг на 1 г белка)
Появление гипергаммаглобулинемии указывает на хронический период болезни, гиперальфаглобулинемия – на обострение. У детей содержание аминокислот приближается к таковым значениям у взрослых. У новорожденных наблюдается физиологическая азотемия с 9 до 70 ммоль/л, к 5—12-му дню уровень достигает такового у взрослого (28 ммоль/л). У недоношенных детей степень азотемии тем выше, чем меньше масса ребенка.
Содержание белка в пище значительно влияет на уровень остаточного азота крови. У взрослого продукты азотистого обмена выводятся с мочой в виде нетоксической мочевины, синтез которой осуществляется в печени. У детей в возрасте до 3 месяцев выделяется 0,14 г/кг в сутки, у новорожденного значительное количество в общем азоте мочи составляет мочевая кислота. Ее избыточное содержание в моче является причиной мочекислых инфарктов почек, которые наблюдаются у 75 % новорожденных.
Дети раннего возраста выводят азот белка в виде аммиака, содержание которого больше, чем у взрослых. В этом возрасте функция печени недостаточна. В этих условиях избыточная белковая нагрузка может привести к появлению токсических метаболитов в крови.
Врожденные заболевания, в основе которых лежит нарушенный метаболизм белков
Аминоацидопатия – дефицит ферментов, участвующих в обмене белков, их более 30 форм.
1) нервно-психические нарушения – отставание нервно-психического развития в виде олигофрении;
2) судорожный синдром, который может появиться в первые недели жизни;
3) изменения мышечного тонуса в виде гипотонии или гипертонии;
4) задержка развития речи;
5) расстройства зрения;
6) изменения кожи (нарушения пигментации кожи: альбинизм, непереносимость солнца, пеллагрическая кожа, экзема, ломкость волос;
7) желудочно-кишечные симптомы (рвота);
8) поражение печени до развития цирроза с портальной гипертензией и желудочно-кишечными кровотечениями;
9) почечная симптоматика (гематурия, протеинурия);
10) анемия, лейкопения, тромбоцитопатии, повышенная агрегация тромбоцитов.
Заболевания, в основе которых лежит нарушение синтеза белков:
1) отсутствие образования конечного продукта – гемофилия (отсутствие синтеза антигемофильного глобулина), афибриногенемия (отсутствие в крови фибриногена);
2) накопление промежуточных метаболитов – фенилкетонурия;
3) второстепенные метаболические пути, могущие становиться основными и перегруженными, а образующиеся в норме метаболиты могут накапливаться в необычно высоких количествах – гемоглобинопатии, которые клинически проявляются спонтанным или вызванным каким-либо фактором гемолиза эритроцитов, увеличением селезенки. Недостаточность сосудистого или тромбоцитарного фактора Виллебранда вызывает повышенную кровоточивость.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
51. Особенности белкового обмена у детей
51. Особенности белкового обмена у детей Белки выполняют в организме различные функции:1) пластические функции – распад белка с высвобождением аминокислот, в том числе незаменимых;2) белки – составная часть различных ферментов, гормонов, антител;3) белки участвуют в
52. Нарушение белкового обмена у детей
52. Нарушение белкового обмена у детей Появление гипергаммаглобулинемии указывает на хронический период болезни, гиперальфаглобулинемия – на обострение. У детей содержание аминокислот приближается к таковым значениям у взрослых. У новорожденных наблюдается
56. Семиотика нарушений жирового и водно-солевого обмена
56. Семиотика нарушений жирового и водно-солевого обмена Нарушения обмена липидов могут происходить на различных этапах метаболизма.1. Синдром Шелдона развивается при отсутствии панкреатической липазы. Клинически проявляется целиакоподобным синдромом со значительной
2. Семиотика основных поражений и нарушений органов пищеварения у детей
2. Семиотика основных поражений и нарушений органов пищеварения у детей Боли в животе могут быть связаны с приемом пищи или возникать независимо от еды. Ранние боли наблюдаются при гастритах, эзофагитах.Поздние боли – при гастродуоденитах, язвах. Имеет значение и
ЛЕКЦИЯ № 12. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие. Семиотика поражений
ЛЕКЦИЯ № 12. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие. Семиотика поражений 1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие Гипофиз – важнейшая железа внутренней секреции, вырабатывающая
1. Особенности периферической крови у детей раннего возраста
1. Особенности периферической крови у детей раннего возраста Состав периферической крови в первые дни после рождения значительно изменяется. Сразу после рождения красная кровь содержит повышенное количество гемоглобина и большое количество эритроцитов (гемоглобин
ЛЕКЦИЯ № 19. Особенности обмена веществ у детей. Семиотика нарушений
ЛЕКЦИЯ № 19. Особенности обмена веществ у детей. Семиотика нарушений 1. Основной обмен у детей У ребенка первоначальное повышение основного обмена происходит до 1,5 лет, затем основной обмен продолжает неуклонно повышаться в абсолютном выражении и закономерно снижается
3. Особенности углеводного обмена у детей. Семиотика нарушений
3. Особенности углеводного обмена у детей. Семиотика нарушений Углеводы являются основным источником энергии: 1 г углеводов выделяет 4 ккал, они входят в состав соединительной ткани, являются структурными компонентами клеточных мембран и биологически активных веществ
4. Особенности жирового обмена. Семиотика нарушений жирового обмена
4. Особенности жирового обмена. Семиотика нарушений жирового обмена Обмен жиров включает обмен нейтральных жиров, фосфатидов, гликолипидов, холестерина и стероидов. Жиры в организме человека быстро обновляются. Функция жиров в организме:1) участвуют в энергетическом
Потребность в белке
Потребность в белке Определение потребности в белкеПотребность в белке определяется двумя основными методами:– факториальным методом – измерением потерь азота, расцениваемых как облигатные, при употреблении безбелковой диеты;– путем оценки азотного баланса –
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Для детей первых месяцев жизни имеют определяющее значение питательные вещества, которые поступают с молоком матери и перевариваются за счет веществ, содержащихся в самом женском молоке. С введением прикорма
Глава 17 Особенности кала у детей грудного возраста
Потребность в белке
Потребность в белке Каждый день в идеале нужно съедать от 50 до 100 граммов белка. Это рекомендация диетологов. Потребность в белке зависит от пола, телосложения, мышечной массы и уровня активности. Нетрудно подсчитать, что при трехразовом питании на каждый прием пищи
Особенности заболеваемости у детей грудного возраста
Особенности заболеваемости у детей грудного возраста Многие очень опасные инфекционные болезни способны передаваться с грудным молоком ребенку, например ВИЧ-инфекция, лимфоцитарный лейкоз. Это означает, что гарантией здоровья грудничка является своевременное
Особенности нарушений сна у детей
Особенности нарушений сна у детей Родителей часто беспокоит плохой сон у детей. Приводя их на прием к неврологу, они подробно рассказывают о большом разнообразии нарушений сна, которые вызывают их озабоченность или даже пугают. Но не все нарушения сна у детей являются
Особенности занятий с детьми различного возраста
Особенности занятий с детьми различного возраста Очень широкое распространение и настоящее время получил гиревой спорт среди учащейся молодежи, особенно в средних учебных заведениях (ПТУ и др.) и в сельской местности. Во многих регионах России гири являются одним из
Потребность ребенка в пищевых и биологически ценных веществах
Четверг, 1 Июль 2021
Формирование у родителей (законных представителей детей), а также лиц, занятых в сфере ухода и присмотра за детьми навыков организации здорового питания
в пищевых и биологически ценных веществах.
Под правильно организованным питанием следует понимать питание, отвечающее возрастным физиологическим особенностям и потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии.
Интенсивный рост и развитие детей раннего и дошкольного возраста обусловливают их относительно большую, по сравнению с взрослым человеком, потребность во всех пищевых веществах.
При этом, чем меньше ребенок, тем выше его потребность в пищевых веществах на 1 кг массы тела:
— для детей от 1 г. до 2-х лет – 59,5 ккал на 1 кг массы тела;
— от 2-х до 3-х лет – 56,1 ккал на 1 кг массы тела;
— от 3-х до 4-х лет– 54,1 ккал на 1 кг массы тела;
— от 4-х до 5-ти лет – 51,9 ккал на 1 кг массы тела;
— от 5-ти до 6-ти лет – 49,1 ккал на 1 кг массы тела;
— от 6-ти до 7- ми лет – 46,4 ккал на 1 кг массы тела.
Для хорошего самочувствия ребенку необходимо ежедневно употреблять такое количество пищи, которое бы в процессе метаболизма давало ему необходимое количество энергии, покрывающее энерготраты на выполняемую двигательную активность в течение дня, основной обмен (энергия, обеспечивающая работу органов и систем организма, находящегося в покое) и специфически динамическое действие пищи (энергия, которую расходует организм на переваривание пищи).
Суммарные энерготраты ребенка (суточная потребность в энергии) в зависимости от возраста ребенка и массы ребенка составляет в среднем:
— для детей 1-2-х лет – 1155 ккал/сутки,
— от 2-х до 3-х лет – 1200 ккал/сутки;
— от 3-х до 4-х лет – 1400 ккал/сутки;
— от 4-х до 5-ти лет – 1700 ккал/сутки;
— от 5-ти до 6-ти лет – 1800 ккал/сутки;
— от 6-ти до 7-ми лет – 1900 ккал/сутки
Показателями, характеризующими пищевую ценность продуктов, являются биологическая, энергетическая ценность и биологическая эффективность.
Биологическая ценность пищевых продуктов и готовых блюд характеризуется качеством пищевого белка, отражающего степень соответствия его аминокислотного состава потребностям организма в аминокислотах для синтеза белка.
Таким образом, зная химический состав пищи, можно рассчитать, сколько энергии получит ребенок, оценить соответствует ли она суточным энерготратам.
Биологическую эффективность жировых компонентов пищи оценивают по коэффициенту биологической эффективности. Его расчет основан на определении количества всех жирных кислот, входящих в состав жира. При этом, полученные данные сопоставляют с «идеальным» жиром.
Безопасность пищевых продуктов определяется отсутствием токсического, канцерогенного, мутагенного или иного неблагоприятного действия продуктов на организм ребенка при употреблении их в общепринятых количествах.
Большое значение в обеспечении биологической ценности и эффективности пищи принадлежит макро- и микронутриентам.
К макронутриентам относят углеводы, липиды, белки, некоторые минеральные вещества, а к микронутриентам — витамины и ряд минеральных соединений.
В состав пищи входят также неалиментарные компоненты, которые не являются источниками энергии для организма и не используются в качестве строительного материала, но выполняют важное значение для процессов пищеварения, обеспечивая в первую очередь моторную функцию кишечника, это так называемые балластные соединения (клетчатка, лигнин, пектиновые вещества).
Из 92 встречающихся в природе химических элементов 81 обнаруживается в организме человека.
12 химических элементов (С, О, Н, N, Р, Са, Мg, К, S, F, CI) называют структурными, поскольку они составляют 99% элементного состава человеческого организма и входят в состав клеток и тканей организма, их также называют макроэлементами; потребность в них составляет от 10 мг до нескольких граммов в день.
Микроэлементами называют элементы, присутствующие в организме человека в очень малых следовых количествах, но выполняющих значимые для организма функции.
Суточная потребность в них составляет от нескольких микрограммов до мг; они входят в состав ферментов, гормонов, витаминов, входят в состав клеточных структур.
Болезни, связанные с нарушением минерального состава, возникают при недостаточном поступлении эссенциальных микроэлементов и/или избыточном поступлении в организм токсических микроэлементов.
Микроэлементы влияют на рост и развитие ребенка, на процессы дыхания, кроветворения, иммуногенеза, поведенческие реакции, на морфофункциональную деятельность и другие функции всех органов и тканей. Благодаря водно-солевому обмену в организме поддерживаются на относительно стабильном уровне осмотическое давление, осуществляются физиологические функции и биохимические реакции.
Критерием оценки качества пищевой ценности пищевых продуктов является содержание в 100 г съедобной части продукта белков, жиров, углеводов (в г), некоторых витаминов, макро- и микроэлементов (в мг), энергетическая ценность (в ккал или кДж). В связи с чем, именно эта информация наносится на этикетке (маркировочном ярлыке) всех реализуемых в торговой сети продуктов.
Ребенок получает энергию, употребляя пищу, содержащую углеводы, жиры и белки. Потенциальная энергия, заключенная в химических связях этих соединений, высвобождается в результате анаэробного (без участия кислорода) или аэробного (с участием кислорода) обмена.
Белок является пластическим материалом, входит в состав всех органов и тканей, поддерживает нормальное состояние иммунитета, играет исключительно важную роль в функциональных процессах организма. Белки содержатся как в животных, так и растительных продуктах (крупе, муке, хлебе, картофеле). Наиболее полноценны белки животного происхождения, содержащиеся в мясе, рыбе, яйце, твороге, молоке, сыре, так как они содержат жизненно необходимые аминокислоты. Недостаток белка в питании ведет к задержке роста и развития ребенка, снижению сопротивляемости к различным внешним воздействиям.
Минеральные вещества принимают участие во всех обменных процессах организма (кровотворении, пищеварении и т.д.). Минеральные соли содержатся во всех продуктах (мясе, рыбе, молоке, яйце, картофеле, овощах и др.).
Особенно важно обеспечить растущий организм солями кальция и фосфора, которые входят в состав костной ткани.
Соли кальция необходимы для работы сердца и мускулатуры. Некоторые фосфорные соединения входят в состав нервной ткани. Основным полноценным источником кальция является молоко. Много кальция в овощах и корнеплодах, но кальций, содержащийся в растительных продуктах, хуже усваивается.
Фосфор широко распространен в природе, содержится в муке, крупах, картофеле, яйце, мясе.
Железо входит в состав гемоглобина, способствует переносу кислорода в ткани, оно содержится в говядине, печени, желтке яйца, зелени (шпинат, салат, петрушка и др.), помидорах, ягодах, яблоках.
Соли натрия и калия служат регуляторами воды в тканях. Калий регулирует выделение ее через почки. Калий содержится в картофеле, капусте, моркови, черносливе и др. продуктах.
Некоторые минеральные вещества необходимы организму в очень малых количествах (кобальт, медь, йод, марганец, фтор), их называют микроэлементами. Они также необходимы для правильной жизнедеятельности организма.
Медь, кобальт стимулируют кровотворение.
Фтор, марганец входят в состав костной ткани, в частности, зубов.
Магний имеет большое значение для мышечной системы, особенно мышцы сердца.
Йод регулирует функцию щитовидной железы.
Очень большое значение имеет содержание в питании ребенка необходимого количества витаминов. Они способствуют правильному росту и развитию ребенка, участвуют во всех обменных процессах и должны входить в рацион в определенных количествах.
Витамин Д участвует в минеральном обмене, способствует правильному отложению солей кальция и фосфора в костях, тесно связан с иммуно-реактивным состоянием организма. Содержится в печени рыб и животных, сельди, желтке яйца, сливочном масле, рыбьем жире.
При недостатке витамина C повышается восприимчивость к различным заболеваниям, падает работоспособность. Витамин C широко распространен в природе. Он содержится в зелени, овощах, ягодах, фруктах. Хорошим источником этого витамина является картофель, капуста. Но так как витамин C разрушается кислородом воздуха, особенно при нагревании, легко растворяется в воде, то для сохранения витамина C в пище очень большое значение имеет кулинарная обработка.
Микроэлементы являются катализаторами многих биохимических реакций, проходящих в организме. Они поддерживают гидроэлектролитический баланс организма, нормализуя кислотно-щелочное равновесие в жидкостных средах организма.
Соединения калия оказывают целебное физиологическое воздействие на все обменные процессы в клетках и тканях, способствуют усилению тканевого дыхания в митохондриях клеток. Калий является основным энергетическим минералом для нормальной работы мышц, в том числе и мышцы сердца.
Йод – входит в состав гормона щитовидной железы тироксина.
Обеспечивает устойчивость организма к повреждающим факторам внешней среды, увеличивает способность лейкоцитов разрушать болезнетворные микроорганизмы, определяет во многом умственные способности.
Одним из основных источников йода в питании является пищевая йодированная соль. В 2019 г. была внесена поправка в действующие санитарные нормы и правила, определившая обязательность использования в образовательных организациях при приготовлении блюд йодированной соли.
Результаты исследований свойств йодата калия в пищевой йодированной соли, свидетельствовали, что содержание йода в пищевой поваренной соли, при, а также при термической обработке солевого раствора, кипячении подкисленного солевого раствора (рН = 5) не приводит к статистически значимым изменениям концентрации йода. Следовательно, технологические карты, имеющиеся в образовательных организациях для детей, не требуют технологической корректировки в целях сохранения йода в готовых блюдах. Это позволяет сделать вывод об ожидаемом профилактическом эффекте перехода на йодированную соль при приготовлении блюд в детских организованных коллективах.
Вода также имеет в структуре питания ребенка большое значение, поскольку, входит в состав всех органов и тканей, составляет главную массу крови, лимфы, пищеварительных соков.
Говоря о здоровом питании, большое внимание должно уделяться сокращению потребления соли, сахара, жиров животного происхождения, в том числе продуктов их содержащих.
Нутриенты, оказывающие негативное воздействие на здоровье и требующие регламентации предельных значений получили название критически значимых нутриентов.
При этом необходимо четко понимать, какие продуты, несут в себе скрытую угрозу – это продукты, характеризующиеся высоким содержанием соли, сахара и насыщенных жиров, включая транс- жиры.
Соль является основным источником натрия, при этом установлена связь между повышенным потреблением натрия и заболеваниями сердечно-сосудистой системы, болезнями мочевыводящей системы, обмена веществ.
Большая роль поступления скрытой соли в организм принадлежит переработанным пищевым продуктам (мясопродукты, сыры, снековая продукция, хлебобулочные изделия). Соль также добавляется в пищу во время приготовления.
ВОЗ рекомендует взрослым потреблять менее 5 г. соли в день (чуть меньше одной чайной ложки).
Для детей ВОЗ рекомендует корректировать рекомендованное максимальное потребление соли в сторону уменьшения исходя из их потребностей в энергии по сравнению с взрослыми, что соответственно составляет 2,5-5 г/сутки.
Для решения задачи по сокращению употребления соли необходимо минимизировать количество потребляемой продукции, содержащей скрытую соль, а также при приготовлении блюд уменьшить количество вносимой в блюда соли, убрать с обеденного стола солонку. Следует отметить, что вкусовые рецепторы человека к пониженному потреблению соли адаптируются постепенно, приоткрывая более широкий диапазон вкусов.
Основными источниками добавленных сахаров являются мучные кондитерские изделия, торты и пирожные, конфеты, сладкие кисломолочные продукты и творожные изделия, сладкие безалкогольные напитки, нектары и сокосодержащие напитки, т.е. все, что очень любят дети. Следует понимать, что в составе печенья может содержаться от 20 до 45 г/100 г сахара, в конфетах 65-75 г/100 г, в пирожных и тортах от 30 до 65 г/100 г.
Кисломолочные продукты, такие как сырки творожные глазированные содержат 22- 30 г/100 г сахара, йогурты фруктовые от 6 до 14 г/100 г, йогурты питьевые 7-15 г/100 г.
Употребление сахара (в чистом виде и в составе продуктов и блюд) в количествах более 40 г/сутки существенно повышает риски формирования кариеса, избыточной массы тела, болезней системы кровообращения, нарушений восприимчивости к инсулину и лептину, ухудшения памяти.
ВОЗ рекомендует ограничить потребление сахара в 20 г/сут. (2 столовые ложки). Для решения глобальной задачи по сокращению количества потребляемого сахара необходима реализация комплекса мер по повышению осведомленности детей и их родителей о влиянии сахара на здоровье, в т.ч. о быстрых и отсроченных эффектах; сокращение количества вносимого сахара при приготовлении блюд, использование некалорийных сахарозаменителей.
Основными источниками жира, насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот являются продукты, произведенные с использованием мясного и молочного сырья, кондитерские изделия, некоторые виды масложировой продукции и соусы.
Избыточное потребление жирной пищи также во многом определяет риски формирования повышенной массы тела, заболеваний системы кровообращения (атеросклероза), нарушения жирового обмена, функции печени.
Отдельно следует остановиться на трансизомерах жирных кислот, образующихся при гидрогенезации жидких растительных масел. Именно трансизомеры, оказывают существенное влияние на риски развития сердечно-сосудистых заболеваний, транс-изомеры приводят к снижению чувствительности клеток поджелудочной железы к инсулину – развивается диабет 2-го типа, хронические воспалительные процессы, ожирение.
Таким образом, необходимо исключить из питания ребенка продукты источники транс- жиров, сократить потребление продуктов с повышенным содержанием насыщенных жиров (жиров животного происхождения).
Информация подготовлена на основе открытых Интернет-источников
Отделение по организации гигиенического воспитания и обучения