входит ли в расчет отпускных материальная помощь и единовременная выплата

Материальная помощь в расчете отпускных

Отпуск оплачивается исходя из среднего заработка гражданина за расчетный период, как правило, год. Расчет среднего заработка регламентирует постановление Правительства №922 от 24-12-07 г. («Положение»). В этом документе указывается, что материальную помощь из формулы расчета отпускных следует исключить. В то же время в отдельных случаях матпомощь может включаться в расчет отпускных выплат.

Вопрос: Какие существуют виды материальной помощи работнику и как ее предоставить?
Посмотреть ответ

Включать или не включать?

Пункт 3 Положения однозначно исключает матпомощь из расчета среднего заработка. Основание – они не входят в систему оплаты труда. Действительно ли это так?

Вопрос: Иногда работодатели выплачивают материальную помощь своим бывшим (уволившимся) работникам. Такая выплата может быть осуществлена в связи с юбилейной датой или иным знаменательным событием в жизни бывшего работника. Также материальная помощь может быть направлена на поддержку бывшего сотрудника в тяжелой для него ситуации (болезнь, несчастный случай и т.п.).
Облагается ли взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний материальная помощь бывшим работникам?
Посмотреть ответ

Материальная помощь выдается сотруднику фирмой обычно в трудных жизненных ситуациях, требующих крупных расходов:

Такие суммы не оплачивают какой-либо труд работника, не стимулируют его, они носят нерегулярный характер.

Несмотря на то что в ст. 139 ТК РФ (ч. 2) упомянуты «все виды выплат», включаемые в среднюю величину заработка, однако это все те же «предусмотренные системой оплаты труда» выплаты, к которым матпомощь отнести невозможно.

Вопрос: Признаются ли расходами на оплату труда в целях налогообложения прибыли суммы материальной помощи работникам, предусмотренной коллективным или трудовыми договорами (п. 25 ст. 255 НК РФ)?
Посмотреть ответ

На практике могут возникать ситуации, когда руководство фирмы, применяя в приказе термин «материальная помощь», на самом деле выдает работникам премии, начисление которых проходит в расчетном периоде. Понятие «материальная помощь» отсутствует в трудовом законодательстве, что также осложняет вопрос отнесения тех или иных выплат к этой категории.

В то же время в законодательстве нет запрета на то, чтобы именовать поощрения за труд «материальной помощью». С учетом того факта, что далеко не все премии включаются в расчет среднего размера заработной платы, может возникнуть путаница в кадровой, бухгалтерской документации, расчетах базы по налогу на прибыль.

К сведению! Последнее особенно важно, ведь материальная помощь, согласно НК РФ, ст.270 (п.23), не может включаться в затраты и уменьшать базу по налогу на прибыль. Выплаты, не проименованные как матпомощь, могут быть включены в расчет.

Выход здесь возможен такой: когда фактически фирмой выплачиваются премиальные, а называются в приказах «материальная помощь», от сомнительного термина лучше отказаться. Одновременно в ЛНА (например, в Положении о премировании и в других, им подобных) следует прописать, какие именно премии за квартал, месяц, год выплачиваются работникам в рамках системы оплаты труда организации.

ЛНА, как регулирующий механизм выплаты заработной платы и приравненных к ней сумм, упомянуты в Трудовом кодексе (ст. 57, 41). Формулируя положения ЛНА, нужно при необходимости разграничить в нормативных актах премию и матпомощь, можно опираться на постановление ВАС №ВАС-4350/10 от 30-11-10 г., который определяет матпомощь как выплату в целях удовлетворения социальных потребностей работника.

Федеральные служащие

В контексте рассматриваемого нами вопроса особая категория – федеральные служащие, граждане, которые за свой труд получают выплаты исключительно из федеральных источников финансирования (ФЗ №58 «О системе госслужбы» от 27-05-03 г.).

ФЗ №79 от 27-07-04 г. «О государственной гражданской службе» прямо предусмотрена материальная помощь госслужащим к отпуску (ст. 50 п. 5-6). Упомянута в этом подпункте и единовременная выплата к отпуску. Существует Постановление Правительства №562 от 06-09-07 г. («Правила»), устанавливающее правила расчета денежного содержания гражданских госслужащих, получающих выплаты из федерального бюджета за свой труд. Этот вопрос рассмотрен в п. 6 Правил.

Матпомощь, исходя из п. 1 Правил, может считаться выплатой, не входящей в систему оплаты за труд, тем не менее в расчет отпускных она будет включаться. Законодатель предусмотрел ограничение на включение таких сумм в расчет среднего заработка по отпускным – не более 1/12 части по каждой выплате матпомощи, проходящей в расчетном периоде.

По первой ситуации высказалась налоговая служба в письме №ВЕ-6-16/906 от 23-11-07 г., а по второй – Минсоцразвития, документ №3495-17 от 15-11-07 г.

Внимание! Региональные, муниципальные служащие, в отличие от федеральных, не имеют права на включение материальной помощи при расчете им отпускных выплат. Об этом свидетельствуют как законодательные акты РФ, так сложившаяся судебная практика.

Источник

МАТПОМОЩЬ К ОТПУСКУ ПРИ РАСЧЕТЕ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА

входит ли в расчет отпускных материальная помощь и единовременная выплата. входит ли в расчет отпускных материальная помощь и единовременная выплата фото. картинка входит ли в расчет отпускных материальная помощь и единовременная выплата. смотреть фото входит ли в расчет отпускных материальная помощь и единовременная выплата. смотреть картинку входит ли в расчет отпускных материальная помощь и единовременная выплата.

Входит ли материальная помощь к отпуску в расчет среднего заработка?

К выплатам, которые учитываются при расчете среднего заработка, относятся, в частности (п. 2 Положения N 922):

· надбавки и доплаты;

· выплаты, связанные с условиями труда;

· премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;

· другие выплаты по заработной плате, предусмотренные системой оплаты труда.

Обычно материальную помощь при расчете среднего заработка не учитывают, так как она не относится к действующей в организации системе оплаты труда, а является выплатой социального характера (п. 3 Положения о средней заработной плате).

Эксперт Линии консультаций РИЦ 256 Албузова Наталья

Индивидуальный предприниматель (без наемных работников) оказал услуги организации. Подотчетное лицо оплатило наличными деньгами. Должен ли ИП выдать кассовый чек?

По общему правилу индивидуальные предприниматели, осуществляя расчеты наличными и (или) в безналичном порядке, обязаны применять ККТ (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»), в частности, при приеме (получении) оплаты, в том числе в виде предоплаты (аванса) за товары (работы, услуги).

На основании пункта 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели должны применять контрольно-кассовую технику только при осуществлении расчетов между ними наличными денежными средствами или с предъявлением электронного средства платежа

Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, не имеющий работников, при оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие услуги до 01.07.2021 (см., например, Письмо Минфина России от 17.02.2020 N 03-01-15/10844, 03.03.2020 N 03-01-15/15670).

Однако, следует учесть, что для включения в налогооблагаемые расходы, факт оплаты подотчетным лицом должен быть документально подтвержден.

Эксперт Линии консультаций РИЦ 256 Албузова Наталья

Пересчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости участка

Земля зарегистрирована в регистрационной палате 30.11.2019г. 08.06.2020 по решению кадастровой комиссии снизили кадастровую стоимость земли. С какого времени организация имеет право переначислить земельный налог по новой кадастровой стоимости (с 30.11.2019, с 01.01.2020 или с 08.06.2020)?

В соответствии с п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Таким образом, после того как новую кадастровую стоимость внесут ее в ЕГРН, применять ее можно с 30.11.2019 года. То есть, можно подать уточненную декларацию за 2019 год.

Эксперт Линии консультаций РИЦ 256 Албузова Наталья

Что предоставляют комиссионеры

Согласно ст.999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Однако данная норма не предусматривает подачи комиссионером документов, которые подтверждали бы включенные в отчет сведения, как и актов, выполненных комиссионером работ.

Законодательством не установлены специальные правила в отношении формы и содержания отчета комиссионера, поэтому стороны сами договариваются о той информации, которая должна содержаться в отчете и которая необходима комитенту для исчисления налогов.

Целесообразно в отчет комиссионера включать следующие сведения:

— количество и стоимость реализованного комиссионером товара с выделением соответствующих сумм НДС;

— сумма вознаграждения комиссионера (включая НДС), которая исчисляется в соответствии с условиями договора;

— сумма денежных средств, полученных от покупателей в счет оплаты товаров или в качестве аванса (при договоре комиссии на реализацию товара);

— сумма фактически произведенных расходов, подлежащих возмещению, с приложением первичных документов, подтверждающих факт возникновения и оплаты указанных расходов (при отсутствии первичных документов комитент не сможет включить эти суммы в состав затрат).

При отказе комиссионера представить комитенту данные о сделках, заключенных во исполнение комиссионного поручения по продаже товаров, комитент вправе требовать возмещения ему полной рыночной стоимости всех переданных комиссионеру товаров без уплаты комиссионного вознаграждения (п. 14 Обзора практики разрешения споров по договору комиссии (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85)).

Если отчет комиссионера лишь уведомляет об исполнении договора и не содержит детализации работ, обычно составляется акт сдачи-приемки услуг комиссионера. В акте подробно описывают действия комиссионера по договору.

Форму акта сдачи-приемки услуг комиссионера разрабатывают самостоятельно, включив в нее все необходимые реквизиты первичного учетного документа (ч. 2, 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Рекомендуется форму акта установить в приложении к договору комиссии.

Эксперт Линии консультаций РИЦ 256 Албузова Наталья

Работа в выходной с 6 утра

Режим работы спасателей с 08 (20) часов по 12 часов (день, ночь). Для выполнения прыжков с вертолета вынуждены привлекать спасателей в их выходной день. Обычно привлекали с 8 часов утра до 12 часов. В связи с повышенной температурой воздуха полеты начинаются с 6 часов утра. Можем ли мы привлекать работников в их выходной день с 6 часов утра?

Согласно ч. 2 ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ.

Нормами действующего законодательства не установлены ограничения или требования ни по продолжительности работы в выходные или нерабочие праздничные дни, ни по привязки к трудовому распорядку дня, установленного трудовым договором с работником.

В рассматриваемой ситуации привлечение работников к работе в их выходные дни возможно с 6 часов утра при наличии их письменного согласия.

Эксперт Линии консультаций РИЦ 256 Албузова Наталья

Источник

Как правильно провести выплату материальной помощи к отпуску

входит ли в расчет отпускных материальная помощь и единовременная выплата. входит ли в расчет отпускных материальная помощь и единовременная выплата фото. картинка входит ли в расчет отпускных материальная помощь и единовременная выплата. смотреть фото входит ли в расчет отпускных материальная помощь и единовременная выплата. смотреть картинку входит ли в расчет отпускных материальная помощь и единовременная выплата.

В нашей статье речь пойдет о выплате материальной помощи к отпуску. Мы рассмотрим, входит ли она в расчет отпускных, как выплачивается данный вид материальной помощи и некоторые нюансы, касающиеся нашей темы. Статья будет полезна не только бухгалтерам, но и другим сотрудникам.

Что такое материальная помощь

Выплата материальной помощи к отпуску является дополнительным денежным поощрением. Важно понимать, что выплата материальной помощи является добровольным жестом руководства в коммерческих фирмах. Другими словами, матпомощь не является обязательной для работодателя негосударственного учреждения.

На сегодняшний момент ТК РФ не регламентирует выплату материальной помощи к отпуску. Однако, существует несколько статей в Трудовом кодексе, в которых разъясняется характер выплат матпомощи и некоторые нюансы.

Так, например, ст. 135 ТК РФ дает четкое понимание распределения дополнительной выплаты — как поощрение сотрудника к ответственному подходу к выполнению своих трудовых обязанностей.

Входит ли материальная помощь в расчет отпускных

Поговорим о том, включается ли материальная помощь в расчет отпускных.

Согласно п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней зарплаты, утвержденного постановлением Правительства России от 24.12.2007 № 922 и п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (далее — Правила), материальная помощь при расчете отпускных может не учитываться или включаться в нее с некоторыми ограничениями, о которых будет рассказано далее.

Включать или не включать матпомощь в расчет отпускных, зависит от формы собственности организации. В соответствии с нашим законодательством, организации бывают двух типов: бюджетные, то есть государственные, или коммерческие, частные. В зависимости от этого, материальная помощь включена в расчет отпускных или же исключена.

Обратимся к уже указанным выше законодательным актам. Согласно п. 6 Правил, материальная помощь частично входит в расчет отпускных, как 1/12 часть всех выплат, которые были начислены за период расчета перед отпуском. Это касается только фирм-бюджетников. Матпомощь сотрудникам остальных фирм, коммерческих, не входит в расчет отпускных. Исключением является случай, когда материальная помощь к отпуску трактуется в нормативных локальных актах коммерческой организации как стимулирующая и поощряющая выплата и включена в фонд оплаты труда, тогда она может входить в расчет отпускных.

Порядок выплаты материальной помощи к отпуску

Выплата матпомощи к отпуску осуществляется один раз в год, чаще всего перед ежегодным оплачиваемым отпуском. Однако трудовое законодательство РФ не обязывает работодателя это делать. Следовательно, сотрудники коммерческих организаций должны опираться на внутренние приказы и пункты трудового договора.

Что же касается государственных фирм, выплата матпомощи к отпуску происходит с ориентацией на специальные законодательные акты.

Положена ли материальная помощь к отпуску

Данное поощрение может выплачиваться с учетом качества выполнения трудовых обязанностей работника, то есть как мотивационная выплата, или же при социальной потребности работника фирмы, то есть в качестве социальной выплаты.

Сама выплата матпомощи основывается на локально-нормативных актах фирмы. Если в данном документе прописаны положения о выплатах, то получать их будут все работники фирмы с небольшим исключением, о котором расскажем далее.

У сотрудников госорганизаций размер выплат матпомощи — фиксированный, а порядок выплат устанавливается, повторим еще раз, согласно нормативно-правовым актам.

Рассмотрим ниже некоторые ограничения в предоставлении матпомощи к отпуску. Во-первых, для получения матпомощи сотрудник должен отработать в организации не менее полугода, поскольку получение дополнительной выплаты у сотрудника появляется после отработки указанного срока.

Во-вторых, при декретном отпуске будущие мамы тоже не могут рассчитывать на матпомощь к отпуску, поскольку декретный отпуск — социальная мера, не относящаяся к очередному оплачиваемому отпуску. Беременные женщины получат установленные пособия на рождение ребенка и период беременности.

Еще одна категория людей, которым не полагается матпомощь к отпуску — работники, уходящие в отпуск с последующим увольнением. В этом случае работодатель не поощряет денежно сотрудника, ведь в этом нет смысла.

Итоги

Выплата матпомощи к отпуску в частных коммерческих фирмах является добровольной, а размер дополнительного финансирования устанавливается в индивидуальном порядке.

В государственных организациях выплата матпомощи обязательна, если она установлена в соответствующих НПА. Она выплачивается фиксированной суммой и не зависит от качества выполнения трудовых обязанностей сотрудника.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Вопрос: При уходе в отпуск сотрудники учреждения получают единовременную выплату к отпуску согласно положения об оплате труда. Входит ли единовременная выплата в расчет среднего заработка? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», июль 2017 г.)

При уходе в отпуск сотрудники учреждения получают единовременную выплату к отпуску согласно положения об оплате труда. Входит ли единовременная выплата в расчет среднего заработка?

Да, входит. В расчет среднего заработка входят любые выплаты, предусмотренные системой оплаты труда работодателя. При расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Согласно ч. 2 ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

В соответствии с п. 2 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922) Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся:

а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе;

е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время;

ж) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

з) заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления;

и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления;

к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие;

л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций;

н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;

о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Согласно п. 3 вышеуказанного Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», июль 2017 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Источник

Ошибки и нарушения при предоставлении и расчете отпускных гражданским (муниципальным) служащим

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск относится к числу основных конституционных прав граждан. Оно гарантируется всем лицам – как работающим по трудовому договору, так и заключившим контракт с нанимателем в лице государственного или муниципального органа. В статье рассмотрены нарушения, встречающиеся при предоставлении и расчете отпускных государственным (муниципальным) гражданским служащим.

Порядок предоставления отпусков государственным (муниципальным) гражданским служащим регулируется федеральными законами:

Соблюдение порядка предоставления отпусков

Продолжительность основного отпуска зависит от должности. Так, в соответствии с п. 3, 4 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.

На основании ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему предоставляется основной ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней. При этом в названном законе сказано, что для лиц, замещающих должности отдельных групп должностей муниципальной службы, ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности может устанавливаться законами субъектов РФ. Например, в Законе Нижегородской области от 30.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» говорится, что муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 35 календарных дней. Аналогичное положение содержится в Законе Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге».

Отметим, что, кроме права на основной оплачиваемый отпуск, государственный (муниципальный) служащий имеет право на дополнительные отпуска:

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. При этом общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 40 календарных дней.

Что касается продолжительности дополнительных отпусков за выслугу лет, предоставляемых муниципальным служащим, в силу п. 4 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ их продолжительность, установленная федеральными законами и законами субъекта РФ, не может быть более 15 календарных дней.

Обращаем внимание читателей, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя. При составлении графика следует учитывать ст. 123 ТК РФ, которая предписывает работодателям предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск определенной законодателем категории работников в удобное для них время – например, женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет (пп. «б» п. 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235). Как отмечается в Апелляционном определении Магаданского областного суда от 02.07.2014 по делу № 2-1729/2014, 33-533/2014, представитель нанимателя не вправе отказать женщине – гражданскому служащему, имеющему двух детей в возрасте до 12 лет, в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для нее время.

В соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права. Исходя из ст. 423 ТК РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Поскольку Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235 в настоящее время применяется в части, не противоречащей ТК РФ, нормы, закрепленные в данных документах, подлежат обязательному исполнению. Таким образом, при составлении графика отпусков наниматель должен был учесть желание женщины о предоставлении ей отпуска в удобное для нее время.

Далее необходимо отметить, что п. 8 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ допускает предоставление отпуска по частям по заявлению гражданского служащего. При этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности. Аналогичного прямого указания, касающегося муниципальных служащих, нет, данная норма содержится лишь в ст. 125 ТК РФ.

Иногда причины деления ежегодного отпуска по частям отпуска прямо установлены нормативным актом органа местного самоуправления или законом субъекта РФ. Так, Решением Воронежской городской думы от 10.06.2009 № 152-II определено, что если в результате суммирования основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков продолжительность отпуска составит более 45 календарных дней, то отпуск по согласованию с представителем нанимателя может предоставляться по частям в соответствии с утвержденным графиком отпусков.

Во избежание между нанимателем и служащими спорных моментов рекомендуем при составлении графика отпусков учитывать приведенные выше положения нормативных актов.

Соблюдения порядка выплаты денежного содержания за отпуск

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п. 6 Правил № 562).

Для справки

Заметим, что в отношении федеральных государственных гражданских служащих значение среднемесячного числа календарных дней (29,3) применяется для отпусков, предоставляемых с 22.07.2014, до указанной даты использовалось число 29,4 (Письмо Минтруда РФ от 31.10.2014 № 18-1/В-815).

Кроме ежемесячного денежного содержания за время нахождения в ежегодном отпуске, федеральному гражданскому служащему один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания (п. 11 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ). Более конкретизированный порядок данной выплаты содержится в нормативных актах нанимателя. Например, согласно Приказу ФАС РФ от 13.10.2006 № 259 единовременная выплата к отпуску осуществляется гражданскому служащему одновременно с выплатой денежного содержания за период отпуска за текущий рабочий год. В случаях использования служащим отпуска частями выплата производится при использовании части отпуска не менее 14 календарных дней. Как отмечается в Апелляционном определении Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686, если наниматель не произвел выдачу единовременной выплаты перед уходом федерального гражданского служащего в отпуск, то данная денежная сумма должна быть учтена при исчислении денежного содержания при его увольнении. В связи с этим судом была взыскана с нанимателя в пользу бывшего гражданского служащего недоплаченная компенсационная выплата с учетом ст. 236 ТК РФ.

Единовременная выплата гражданскому служащему субъекта РФ осуществляется аналогично один раз в год в соответствии с законами субъектов РФ (п. 12 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ). В данном случае необходимо отметить, что законодательством субъектов РФ может быть установлен порядок единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, отличный от установленного для федеральных гражданских служащих. Такая позиция подтверждается Определением ВС РФ от 15.02.2012 № 47-Г12-1. В данном определении рассматривалась законодательная база по одному из субъектов РФ – Оренбургской области. Вопросы организации государственной гражданской службы в обозначенном субъекте РФ регламентированы Законом Оренбургской области от 30.12.2005 № 2893/518-Ш-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области». В соответствии со ст. 42 указанного закона гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности и денежного содержания. Понятие денежного содержания приведено в ст. 46 и включает в себя месячный оклад и дополнительные выплаты, к которым относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. При этом порядок учета данных выплат при расчете денежного содержания на период отпуска раскрыт в Правилах исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области, утвержденных Указом Губернатора Оренбургской области от 26.11.2007 № 159-у. Исходя из п. 4 данных Правил при исчислении денежного содержания на период отпуска единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска учитывается в размере 1/12 за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Определением ВС РФ № 47-Г12-1 поименованные нормы признаны соответствующими федеральному законодательству.

Что касается исчисления денежного содержания муниципального служащего на период его нахождения в отпуске, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ его размер определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы. На практике данная трактовка вызывает вопросы, касающиеся исчисления суммы отпускных, поэтому рассмотрим ее более подробно и отметим ошибки и нарушения, выявляемые в ходе проверок.

Статья 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных трудовым законодательством, устанавливает единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

В силу п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Как следует из ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ. Статьей6 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области», в частности, предусмотрено, что к дополнительным выплатам (в которые включаются ежемесячные и иные дополнительные выплаты) относятся:

Таким образом, материальная помощь, выплаченная в связи с вступлением в брак или в связи со смертью близкого родственника, носит социальный характер, то есть не имеет отношения непосредственно к трудовой деятельности. Аналогичная позиция имеется в судебной практике. Например, Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в Апелляционном определении от 29.11.2012 № 33-2696 пришел к выводу о том, что материальная помощь, выплачиваемая муниципальным служащим, находится вне системы оплаты труда (см. также Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2012 № 33-2190).

В Апелляционном определении Верховного суда Республики Коми от 24.02.2014 по делу № 33-834/2014 суд отметил: несмотря на то что материальная помощь входит в систему оплаты труда муниципального служащего, она определена как дополнительная выплата и не связана с исполнением муниципальным служащим своих функциональных обязанностей. Таким образом, на основании анализа имеющейся судебной практики можно сделать вывод, что материальная помощь, выплаченная муниципальному служащему, не должна участвовать в расчете денежного содержания начисляемого на период нахождения муниципального служащего в отпуске.

Аналогичным образом в расчете не должны участвовать разовые премии к празднику, не предусмотренные системой оплаты труда муниципальных служащих нанимателя (муниципального органа) (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 27.06.2012 по делу № 33-2711/2012г).

Что касается единовременной выплате к отпуску, она также не включается в расчет суммы отпускных, поскольку носит социальный характер (компенсация к отпуску) и выплачивается служащему вместе с денежным содержанием перед уходом в отпуск.

Соблюдение сроков выплаты денежного содержания за отпуск

Поскольку Федеральный закон № 25-ФЗ не устанавливает конкретных сроков выплаты отпускных, их выплата осуществляется в сроки, установленные ст. 136 ТК РФ не позднее, чем за три дня до его начала.

Напомним: если отпускные выплачены несвоевременно, то у служащего возникает право получения компенсации за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ). Представитель нанимателя обязан выплатить отпускные с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Следует учитывать, что обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины представителя нанимателя (см. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686).

Кроме того, если в добровольном порядке наниматель своевременно не выплатит отпускные и компенсацию за задержку обязательных выплат перед уходом в отпуск, служащий может обратиться в суд с возмещением ему морального вреда на основании ст. 237 ТК РФ. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 20.11.2013 по делу № 11-37441 суд обязал нанимателя возместить служащему моральный вред, причиненный ему неправомерными действиями по задержке выплаты отпускных.

Если гражданскому служащему своевременно не была произведена плата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо он был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим (ст. 124 ТК РФ). При переносе отпуска служащий не может требовать указанной денежной компенсации, поскольку в таком случае отпуск оплачивается за 10 дней до новой даты и срок его оплаты не нарушается.

Удержание из денежного довольствия сумм излишне начисленных отпускных

На практике нередко возникают случаи, когда отпуск гражданскому служащему предоставлен авансом, а после выхода из отпуска служащий увольняется. При увольнении может сложиться ситуация, когда суммы денежного довольствия недостаточно и удержать излишне выплаченную сумму отпускных за неотработанные дни отпуска невозможно ввиду недостаточности средств на лицевом счете гражданина. Возможно ли нанимателю вернуть излишне выплаченные денежные средства посредством обращения в суд?

Если наниматель не может удержать излишне выплаченную сумму за неотработанные дни отпуска в связи с отсутствием или недостаточностью суммы выплаты, причитающейся бывшему служащему при увольнении, последний может возместить ее в добровольном порядке. Основания для взыскания образовавшейся задолженности в судебном порядке у нанимателя отсутствуют в силу ч. 4 ст. 137 ТК РФ, поскольку недобросовестности в действиях работника или счетной ошибки нет. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение ВС РФ от 14.03.2014 № 19-КГ13-18, Апелляционное определение Московского городского суда от 04.12.2013 по делу № 11-37421/2013).

Следовательно, орган государственной власти РФ, субъекта РФ либо орган местного самоуправления после увольнения гражданского служащего не вправе обратиться в суд для взыскания суммы, подлежащей удержанию из его заработной платы.

Сформулируем основные выводы:

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *